Главная
Регистрация
Вход
Суббота
10.12.2016
23:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [26]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Глебовское, Суздальский район

Село Глебовское

В 1960-1970-х гг. археолог В.П. Глазов на территории села Глебовское обнаружил древнерусское селище IХ-XIII вв. Селище представляет собой вытянутое вдоль р. Каменка поселение шириною ок. 200 м.
- Селище Глебовское, XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Глебовское, северная часть села.
- Селище Глебовское 2, IX-X вв. с. Глебовское, западная часть села.
- Селище Глебовское 5, IX-X вв. с. Глебовское, 0,35 км. к северо-западу от церкви.
Неподалеку (в сторону с. Новоселка-Нерльская) расположен курганный могильник «Глебовский куст» XI-XIII вв.

С течением времени, присутствие в этом районе княжеской власти, в частности Юрия Долгорукого, основавшего в нач. XII в. в Кидекше свою резиденцию, существенно повлияло на становление и поселения как самостоятельной административной единицы. Скорее всего, именно в этот период оно и получило свое название – Глебовское. Названо видимо в честь святого князя Глеба.
По одной легенде в данной местности, в Кидекше, ок. 1015 г. произошла встреча Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. Русские летописи, в частности «Степенная книга» гласит: «совокупное святых мученик становище, егда в Киев хождаху Борис от Ростова, Глеб же от Мурома».

Княжеским село оставалось до 1330 г. По мнению суздальского историка И. Стаховского с. Глебовское, помимо прочих пригородных сел – Красного, Кибола, Крапивье, Гнездилово, было выделено Суздальским князьям из его фонда княжеских земель для епископской кафедры, открытой вновь после периода непосредственного управления епархией митрополитом в 1330 г. Именно с этого момента село стало вотчиной Суздальского архиерейского дома.
В старинных документах с. Глебовское упоминается впервые 3 сентября 1530 г. в жалованной обельно-несудимой грамоте Великого Князя Василия Ивановича Суздальскому епископу Геннадию на владычные вотчины в Суздальском уезде.
Село Глебовское упоминается в «Царской жалованной грамоте Суздальскому Епископу Варлаама 1578 года, февраля 3»; из этой грамоты видно, что село Глебовское, вместе с другими селами и деревнями Суздальского уезда, было вотчиной Суздальского Архиерейского дома и принадлежало ему еще при Великом Князе Василии Иоанновиче, который «жалованной грамотой» освободилъ Глебовское, и другие, поименованные в грамоте вотчины Собора от казенных податей и пошлин. Но грамота эта во время пожара, случившегося в Суздале в 1576 г., от которого сильно пострадал собор, сгорела; поэтому Иоанн Грозный, по прошению Епископа Варлаама, дал в 1578 г. свою грамоту и подтвердил в ней права и льготы, данные его отцом соборным вотчинам. В грамоте сказано: «язъ Царь и Великий Князь Иванъ Васильевичъ всеа Русии богомольца своего, Суздальскаго Епископа Варлаама, или по немъ иные въ Суздале Епископы будутъ, пожаловалъ: съ его вотчины что въ Ополскомъ стану село Янево съ деревнями, село Кропивье, село Туртинское съ деревнею, село Кибало, село Ивановское, село Ратминское… и съ техъ слободъ и съ селъ и съ деревень не надобе моя Царя и Великаго Князя ямщина, ни осминное, ни туковое, ни костки и закосъ, и ямчуги не ворятъ; ни мыта, ни тямги, ни вещего, ни померного, ни подымнаго не платятъ».
В последующем в подобных грамотах село упоминается на протяжении всего XVI – нач. XVII в., выданных Великими Князьями и государями Московскими и всея Руси Иваном IV, Федором Ивановичем, Борисом Федоровичем Годуновым, Василием Ивановичем Шуйским, Михаилом Федоровичем Романовым, Алексеем Михайловичем Романовым и даже Лжедмитрием I.
Во владении Суздальского архиерейского дома село оставалось вплоть до 1764 г., когда по манифесту Екатерины II была проведена секуляризация духовной земельной собственности. С этого времени село стало государственным и находилось в ведении Государственной Коллегии экономии, а сами крестьяне стали называться экономическими, т.е. особым видом государственных крестьян. К этом времени в Глебовском проживало около 350 душ обоего пола. Экономическими они оставались до 1861 г., т.е. до отмены крепостного права. Сравнивая государственных и помещичьих крестьян, можно отметить, что положение первых было, несомненно, выгоднее, чем последних. Так, например, крестьяне с. Глебовское пользовались возможностью уходить на отхожие промыслы, среди которых особо развиты были промысел каменщиков, штукатуров, кровельщиков. Среди кустарных промыслов в селе можно выделить такие как гончарный, «ткание рогожных кульков», «ткание миткаля» и др. Основным занятием крестьян по-прежнему оставалось хлебопашество и огородничество. В огородах сеяли огурцы, картофель, капусту и прочее.
В XVI-XVII вв. с. Глебовское входило в Опольский стан, в XVIII в. – в Опольскую десятину, в XIX в. – в Суздальскую округу, в Янёвскую волость, в Городищевскую волость, в ХХ в. – также в Городищевскую волость. После революции 1917 г. с. Глебовское было включено в Троицко-Объединенную волость, затем – в Глебовский подрайон (Глебовский сельсовет), впоследствии относилось к Кидекшанскому сельсовету и, наконец – Селецкому сельсовету.


Село Глебовское. Вид с Суздаля.


Село Глебовское

Река Каменка

Памятник жителям села Глебовское погибшим в ВОВ

ДК села Глебовское

Церковь Богоявления Господня

В «Писцовой книге» вотчины архиепископа Суздальского и Тарусского 1628/29 гг. впервые упоминается деревянная церковь во имя Богоявления Господня, её священно- и церковнослужители.
Церковь была деревянной, «клетского» типа. С течением времени церковь «поновлялась» и «возобновлялась» если имелась такая необходимость.
Холодная каменная церковь Богоявления Господня была построена в стиле барокко в 1790 г. (дата установлена и подтверждена документально краеведом с. Глебовское П.Н. Хромушиным).
Священником, организовавшим строительство нового храма в селе, стал Лев Николаев Чудов, а храмозданная грамота была выдана епископом Суздальским и Юрьевским Виктором. Вероятнее всего, церковь была построена на средства жителей села при поддержке епископа, т.к. в это время село ещё оставалось его домовой вотчиной.
Престолы - Богоявления Господня и Покрова Пресвятой Богородицы.


Церковь Богоявления Господня в селе Глебовское

Церковь выстроена трехчастной, но в настоящее сохранился лишь основной объем с апсидой. Следов существования колокольни визуально не просматривается. Северный теплый придел руинирован.
В плане церковь представляет собой вытянутый прямоугольник, к которому с востока примыкает более узкий полукруг апсиды. В прямоугольник входит квадрат основного объема и короткий прямоугольник трапезной. Эти объемы имеют одну ширину. Композиция компактная и стремится к центру, к основному объему, который главенствует, возвышаясь над одинаковыми по высоте апсидой (с востока) и трапезной (с запада) вторым ярусом света. Подобный эффект усиливает отсутствие не сохранившейся шатровой колокольни, примыкавшей с запада к трапезной. Декор фасадов традиционен для суздальской культовой архитектуры: двойные рустованные пилястры на углах, нарядный широкий карниз с сухарчатым поясом и пластичные по рисунку наличники окон с фигурным килевидным профилированным кокошником и полуколонками по краям. Междуярусного пояса на четверике храма нет, что не членит его, а выглядит едино и монументально. Безраспорный сомкнутый свод купола основного объема вытянут вверх по параболе, зрительно очень динамичен снаружи, кажется выше внутри и надежен по конструкции. В куполе имеется отверстие светового барабана. Основной объем венчает стройный барабан и луковица кованой конструкции, хорошо сохранившейся. Сохранился так же и крест.
Западный вход портальный, трехступенчатый, с бусинами и перехватами – находился под колокольней. Северный вход оказался заложен в связи с постройкой теплого Покровского придела в 1811 г. О нем напоминают лишь остатки полукруглого портала и сохранившаяся килевидная рамка киота над ними.
За счет длительного использования церкви под закрытый склад, внутри храма сохранились детали интерьера и фрески. В первую очередь обращает на себя внимание деревянный иконостас, правда без икон. Наихудшее состояние у сводов трапезной.
В апсиде сохранившиеся элементы внутреннего убранства позволяют судить о ее первоначальном виде. Кладка стен апсиды имеет несколько сквозных трещин, равномерно расположенных по периметру. С инженерной точки зрения это выглядит так, как будто фундаменты апсиды сделаны со строительной ошибкой или браком и полукружие стен апсиды сползает наружу с внецентренно заложенного фундамента, при этом оно вынуждено расширяться. Кладка значительно ослаблена большими проемами. Другой возможный вариант причины появления трещин, в экономии качественного материала на забутке, в результате чего лицевые слои стен апсиды слабы и кладка не работает единым массивом и не держит даже собственного веса, промокая насквозь без кровель и гидроизоляции.

Утраченная колокольня представляла собой характерную для Суздаля конструкцию «восьмерик на четверике». Длина и ширина основания четверика составляла 8 аршин, а высота 10. Приблизительная высота всей колокольни – 40 аршин (28 м.). она была украшена красными карнизами и голубыми пилястрами на белом фоне. завершалась небольшой луковичной главкой с вызолоченным крестом. Внизу под колокольней располагалась паперть и главный вход в храм. На главном колоколе весом в 113 пудов, имелась надпись: «Лит сей колокол 1824 г. ко храму Богоявления Господня иждивением доброхотных дателей при священнике Михаиле Львове».

«Въ церкви хранится старинное Евангелие печ. 1668 года. Копии съ метрическихъ книгъ съ 1800 года, а исповедныхъ росписей съ 1802 года хранятся въ церкви; опись церковнаго имущества составлена въ 1865 году,- хранится.
Причтъ-штатъ: священникъ и псаломщикъ. При церкви земли: усадебной одна десятина, сенокосной 2 дес. и пахатной 33 дес.; планъ на землю имеется. На содержание отъ земли и за требоисправления причтъ получетъ около 550 руб. въ годъ. Дома для причта церковные. Приходъ состоитъ изъ одного села, въ которомъ 92 двора, 279 душъ мужескаго пола и женскаго пола 279».

Церковь Богоявления Господня и полуразрушенная Покровская церковь

Покровская церковь

В 1811 г. назрела реальная необходимость в постройке при Богоявленской церкви теплого придельного храма. Крестьяне села решили произвести сбор денег на постройку нового теплого храма при существующем холодном. Действующий священник Михаил Львов Чудов обратился к епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту с прошением о постройке в селе храма во имя Покрова пресвятой Богородицы. 16 марта 1811 г. епископом Ксенофонтом была выдана храмозданная грамота. Храм был построен к сентябрю 1814 г. По поручению епископа Ксенофонта новый храм был освящен на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1814 г. благочинным округа Михаилом Троепольским.
Покровский храм построен вплотную к основному Богоявленскому с северной стороны, поэтому его часто называли теплым приделом. Придел по отношению к главному зданию смещен к западу. Его апсида закрывает половину четверика храма, а основная часть – другую половину, трапезную, колокольню и выходит ближе к реке. по высоте придел ниже трапезной и апсиды основного храма, что делает его еще более уютным, а основной храм максимально сохраняет в первоначальном виде. Небольшая главка на стройном барабане и тонкой шейке увенчивалась простым железным крестом. Крыша так же, как и у главного храма, была крыта железом. Западная прямоугольная часть его в кон. XIX в. была отделена поперечной стеной. В основном помещении придела свод коробовый, начинающийся от середины окна с острыми распалубками над окнами. Помещение низкое, единое. В средней части придела размещалась одна изразцовая печь. Окон всего пять: два в алтаре и три в самом храме. Единственная дверь придела выходила на паперть.

8 мая 1922 г. из церкви были изъяты первые серебрянные предметы – оклад с Евангелия, напрестольный крест, потир и ковчег, общим весом в 5 фунтов 95 золотников. 22 октября 1923 г. в соответствии с советскими декретами в с. Глебовское было зарегистрировано Богоявленское религиозное общество, членами которого стали 96 жителей села. Однако, и это не спасло церковь от закрытия. В 1928 г. священник Георгий Костинский прекратил регулярное служение в сельском храме. 2 февраля 1930 г. он был раскулачен, т.к. хозяйство его «складывалось из источников нетрудовых доходов» и «выгнат» из своего дома со всей семьей на улицу. Все его имущество было конфисковано. 4 февраля 1930 г. Г.В. Костинский был вынужден снять с себя сан священника и уехать из села. По имевшейся в то время практике, церковный совет села заключал с сельсоветом договор на пользование зданием церкви. В марте 1931 г. в связи с тем, что «деньги как страховые платежи, положенные со строений, до сего времени не уплачены» договор с верующими был расторгнут, а сама церковь объявлена закрытой. Здание храма было приспособлено под хозяйственные нужды глебовского колхоза «Коммунистический авангард».
Храм начал разрушаться. Здание лишилось основной своей вертикали – колокольни. Впоследствии были разрушены крыша, ограда и другие архитектурные формы некогда живописного церковного ансамбля.

Осенью 2007 г. сельские церкви были очищены от копившегося в них хлама. 13 октября 2007 г. в ознаменование престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в церкви прошел первый молебен с крестным ходом вокруг нее.


Эскиз проекта реставрации храма


Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (17.05.2015)
Просмотров: 578 | Теги: Церковь, суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика