Глебовское — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Селецкого сельского поселения. Село расположено на берегу реки Каменка (бассейн Клязьмы) в 2 км. на восток от райцентра города Суздаль.
В 1960-1970-х гг. археолог В.П. Глазов на территории села Глебовское обнаружил древнерусское селище IХ-XIII вв. Селище представляет собой вытянутое вдоль р. Каменка поселение шириною ок. 200 м.
- Селище Глебовское (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено в северной части села Глебовское. - Селище Глебовское 2 (IX-X в.) расположено в западной части села Глебовское. - Селище Глебовское 5 (IX-X вв.) расположено в 0,35 км. к северо-западу от церкви с. с. Глебовское. Неподалеку (в сторону с. Новоселка-Нерльская) расположен курганный могильник «Глебовский куст» (XI-XIII вв.). [2]
С течением времени, присутствие в этом районе княжеской власти, в частности Юрия Долгорукого, основавшего в нач. XII в. в Кидекше свою резиденцию, существенно повлияло на становление и поселения как самостоятельной административной единицы. Скорее всего, именно в этот период оно и получило свое название – Глебовское. Названо видимо в честь святого князя Глеба.
По одной легенде в данной местности, в Кидекше, ок. 1015 г. произошла встреча Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. Русские летописи, в частности «Степенная книга» гласит: «совокупное святых мученик становище, егда в Киев хождаху Борис от Ростова, Глеб же от Мурома».
Княжеским село оставалось до 1330 г. По мнению суздальского историка И. Стаховского с. Глебовское, помимо прочих пригородных сел – Красного, Кибола, Крапивье, Гнездилово, было выделено Суздальским князьям из его фонда княжеских земель для епископской кафедры, открытой вновь после периода непосредственного управления епархией митрополитом в 1330 г. Именно с этого момента село стало вотчиной Суздальского архиерейского дома.
В старинных документах с. Глебовское упоминается впервые 3 сентября 1530 г. в жалованной обельно-несудимой грамоте Великого Князя Василия Ивановича Суздальскому епископу Геннадию на владычные вотчины в Суздальском уезде. Село Глебовское упоминается в «Царской жалованной грамоте Суздальскому Епископу Варлаама 1578 года, февраля 3»; из этой грамоты видно, что село Глебовское, вместе с другими селами и деревнями Суздальского уезда, было вотчиной Суздальского Архиерейского дома и принадлежало ему еще при Великом Князе Василии Иоанновиче, который «жалованной грамотой» освободил Глебовское, и другие, поименованные в грамоте вотчины Собора от казенных податей и пошлин. Но грамота эта во время пожара, случившегося в Суздале в 1576 г., от которого сильно пострадал собор, сгорела; поэтому Иоанн Грозный, по прошению Епископа Варлаама, дал в 1578 г. свою грамоту и подтвердил в ней права и льготы, данные его отцом соборным вотчинам. В грамоте сказано: «яз Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии богомольца своего, Суздальскаго Епископа Варлаама, или по нем иные в Суздале Епископы будут, пожаловал: с его вотчины что в Ополском стану село Янево с деревнями, село Кропивье, село Туртинское с деревнею, село Кибало, село Ивановское, село Ратминское… и с тех слобод и с сел и с деревень не надобе моя Царя и Великаго Князя ямщина, ни осминное, ни туковое, ни костки и закос, и ямчуги не ворят; ни мыта, ни тямги, ни вещего, ни померного, ни подымнаго не платят». В последующем в подобных грамотах село упоминается на протяжении всего XVI – нач. XVII в., выданных Великими Князьями и государями Московскими и всея Руси Иваном IV, Федором Ивановичем, Борисом Федоровичем Годуновым, Василием Ивановичем Шуйским, Михаилом Федоровичем Романовым, Алексеем Михайловичем Романовым и даже Лжедмитрием I. Во владении Суздальского архиерейского дома село оставалось вплоть до 1764 г., когда по манифесту Екатерины II была проведена секуляризация духовной земельной собственности. С этого времени село стало государственным и находилось в ведении Государственной Коллегии экономии, а сами крестьяне стали называться экономическими, т.е. особым видом государственных крестьян. К этом времени в Глебовском проживало около 350 душ обоего пола. Экономическими они оставались до 1861 г., т.е. до отмены крепостного права. Сравнивая государственных и помещичьих крестьян, можно отметить, что положение первых было, несомненно, выгоднее, чем последних. Так, например, крестьяне с. Глебовское пользовались возможностью уходить на отхожие промыслы, среди которых особо развиты были промысел каменщиков, штукатуров, кровельщиков. Среди кустарных промыслов в селе можно выделить такие как гончарный, «ткание рогожных кульков», «ткание миткаля» и др. Основным занятием крестьян по-прежнему оставалось хлебопашество и огородничество. В огородах сеяли огурцы, картофель, капусту и прочее.
В XVI-XVII вв. с. Глебовское входило в Опольский стан, в XVIII в. – в Опольскую десятину, в XIX в. – в Суздальскую округу, в Яневскую волость, в Городищевскую волость, в ХХ в. – также в Городищевскую волость.
После революции 1917 г. с. Глебовское было включено в Троицко-Объединенную волость, затем – в Глебовский подрайон (Глебовский сельсовет), впоследствии относилось к Кидекшанскому сельсовету и с 1965 года — в составе Селецкого сельсовета. В 1949 году колхоз "Вперед" (с. Михайлова Сторона) был объединен с колхозом "Комавангард" села Глебовское и с этого времени колхоз "Вперед" прекратил свою деятельность.
Численность населения: в 1859 г. – 450 чел., в 1905 г. – 616 чел., в 1926 г. – 699 чел., в 2002 г. – 155 чел., в 2010 г. – 142 чел.
Село Глебовское. Вид с Суздаля.
Село Глебовское
Река Каменка
Памятник жителям села Глебовское погибшим в ВОВ
ДК села Глебовское
«НОВЫЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ для работников областной сельскохозяйственной станции построен в селе Глебовском Суздальского района. Он имеет зрительный зал на 200 мест, помещение для библиотеки, просторное фойе. В. НИКОЛАЕВ» («Призыв», 25 июня 1970).
Численность населения: в 1859 г. – 450 чел.; в 1926 г. – 699 чел.; в 2010 г. – 142 чел.
Церковь Богоявления Господня
В «Писцовой книге» вотчины архиепископа Суздальского и Тарусского 1628/29 гг. впервые упоминается деревянная церковь во имя Богоявления Господня, ее священно- и церковнослужители. Церковь была деревянной, «клетского» типа. С течением времени церковь «поновлялась» и «возобновлялась» если имелась такая необходимость. Холодная каменная церковь Богоявления Господня была построена в стиле барокко в 1790 г. (дата установлена и подтверждена документально краеведом с. Глебовское П.Н. Хромушиным). Священником, организовавшим строительство нового храма в селе, стал Лев Николаев Чудов, а храмозданная грамота была выдана епископом Суздальским и Юрьевским Виктором. Вероятнее всего, церковь была построена на средства жителей села при поддержке епископа, т.к. в это время село еще оставалось его домовой вотчиной. Престолы - Богоявления Господня и Покрова Пресвятой Богородицы.
Церковь Богоявления Господня в селе Глебовское
Церковь выстроена трехчастной, но в настоящее сохранился лишь основной объем с апсидой. Следов существования колокольни визуально не просматривается. Северный теплый придел руинирован. В плане церковь представляет собой вытянутый прямоугольник, к которому с востока примыкает более узкий полукруг апсиды. В прямоугольник входит квадрат основного объема и короткий прямоугольник трапезной. Эти объемы имеют одну ширину. Композиция компактная и стремится к центру, к основному объему, который главенствует, возвышаясь над одинаковыми по высоте апсидой (с востока) и трапезной (с запада) вторым ярусом света. Подобный эффект усиливает отсутствие не сохранившейся шатровой колокольни, примыкавшей с запада к трапезной. Декор фасадов традиционен для суздальской культовой архитектуры: двойные рустованные пилястры на углах, нарядный широкий карниз с сухарчатым поясом и пластичные по рисунку наличники окон с фигурным килевидным профилированным кокошником и полуколонками по краям. Междуярусного пояса на четверике храма нет, что не членит его, а выглядит едино и монументально. Безраспорный сомкнутый свод купола основного объема вытянут вверх по параболе, зрительно очень динамичен снаружи, кажется выше внутри и надежен по конструкции. В куполе имеется отверстие светового барабана. Основной объем венчает стройный барабан и луковица кованой конструкции, хорошо сохранившейся. Сохранился так же и крест. Западный вход портальный, трехступенчатый, с бусинами и перехватами – находился под колокольней. Северный вход оказался заложен в связи с постройкой теплого Покровского придела в 1811 г. О нем напоминают лишь остатки полукруглого портала и сохранившаяся килевидная рамка киота над ними. За счет длительного использования церкви под закрытый склад, внутри храма сохранились детали интерьера и фрески. В первую очередь обращает на себя внимание деревянный иконостас, правда без икон. Наихудшее состояние у сводов трапезной. В апсиде сохранившиеся элементы внутреннего убранства позволяют судить о ее первоначальном виде. Кладка стен апсиды имеет несколько сквозных трещин, равномерно расположенных по периметру. С инженерной точки зрения это выглядит так, как будто фундаменты апсиды сделаны со строительной ошибкой или браком и полукружие стен апсиды сползает наружу с внецентренно заложенного фундамента, при этом оно вынуждено расширяться. Кладка значительно ослаблена большими проемами. Другой возможный вариант причины появления трещин, в экономии качественного материала на забутке, в результате чего лицевые слои стен апсиды слабы и кладка не работает единым массивом и не держит даже собственного веса, промокая насквозь без кровель и гидроизоляции.
Утраченная колокольня представляла собой характерную для Суздаля конструкцию «восьмерик на четверике». Длина и ширина основания четверика составляла 8 аршин, а высота 10. Приблизительная высота всей колокольни – 40 аршин (28 м.). Она была украшена красными карнизами и голубыми пилястрами на белом фоне. завершалась небольшой луковичной главкой с вызолоченным крестом. Внизу под колокольней располагалась паперть и главный вход в храм. На главном колоколе весом в 113 пудов, имелась надпись: «Лит сей колокол 1824 г. ко храму Богоявления Господня иждивением доброхотных дателей при священнике Михаиле Львове».
В церкви хранилось старинное Евангелие печ. 1668 года. Копии с метрических книг с 1800 года, а исповедных росписей с 1802 года хранились в церкви; опись церковного имущества составлена в 1865 году. Причт-штат: священник и псаломщик. При церкви земли: усадебной одна десятина, сенокосной 2 дес. и пахотной 33 дес. На содержание от земли и за требоисправления причт получал около 550 руб. в год. Дома для причта церковные. [1]
Приход состоял из одного села, в котором в 1897 г. 92 двора, 279 душ мужского пола и женского пола 279. [1]
Псаломщик с. Глебовского Владимир Соловьев 24 сентября 1916 г. мобилизован.
Церковь Богоявления Господня и полуразрушенная Покровская церковь
Покровская церковь
В 1811 г. назрела реальная необходимость в постройке при Богоявленской церкви теплого придельного храма. Крестьяне села решили произвести сбор денег на постройку нового теплого храма при существующем холодном. Действующий священник Михаил Львов Чудов обратился к епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту с прошением о постройке в селе храма во имя Покрова пресвятой Богородицы. 16 марта 1811 г. епископом Ксенофонтом была выдана храмозданная грамота. Храм был построен к сентябрю 1814 г. По поручению епископа Ксенофонта новый храм был освящен на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1814 г. благочинным округа Михаилом Троепольским. Покровский храм построен вплотную к основному Богоявленскому с северной стороны, поэтому его часто называли теплым приделом. Придел по отношению к главному зданию смещен к западу. Его апсида закрывает половину четверика храма, а основная часть – другую половину, трапезную, колокольню и выходит ближе к реке. По высоте придел ниже трапезной и апсиды основного храма, что делает его еще более уютным, а основной храм максимально сохраняет в первоначальном виде. Небольшая главка на стройном барабане и тонкой шейке увенчивалась простым железным крестом. Крыша так же, как и у главного храма, была крыта железом. Западная прямоугольная часть его в кон. XIX в. была отделена поперечной стеной. В основном помещении придела свод коробовый, начинающийся от середины окна с острыми распалубками над окнами. Помещение низкое, единое. В средней части придела размещалась одна изразцовая печь. Окон всего пять: два в алтаре и три в самом храме. Единственная дверь придела выходила на паперть.
8 мая 1922 г. из церкви были изъяты первые серебряные предметы – оклад с Евангелия, напрестольный крест, потир и ковчег, общим весом в 5 фунтов 95 золотников. 22 октября 1923 г. в соответствии с советскими декретами в с. Глебовское было зарегистрировано Богоявленское религиозное общество, членами которого стали 96 жителей села. Однако, и это не спасло церковь от закрытия. В 1928 г. священник Георгий Костинский прекратил регулярное служение в сельском храме. 2 февраля 1930 г. он был раскулачен, т.к. хозяйство его «складывалось из источников нетрудовых доходов» и «выгнат» из своего дома со всей семьей на улицу. Все его имущество было конфисковано. 4 февраля 1930 г. Г.В. Костинский был вынужден снять с себя сан священника и уехать из села. «Я, священник села Глебовского, Костинский Георгий 4 февраля с. г. снял свой сан, о чем и довожу до всеобщего сведения» («Призыв», 5 марта 1930).
По имевшейся в то время практике, церковный совет села заключал с сельсоветом договор на пользование зданием церкви. В марте 1931 г. в связи с тем, что «деньги как страховые платежи, положенные со строений, до сего времени не уплачены» договор с верующими был расторгнут, а сама церковь объявлена закрытой. Здание храма было приспособлено под хозяйственные нужды глебовского колхоза «Коммунистический авангард». Храм начал разрушаться. Здание лишилось основной своей вертикали – колокольни. Впоследствии были разрушены крыша, ограда и другие архитектурные формы некогда живописного церковного ансамбля.
Осенью 2007 г. сельские церкви были очищены от копившегося в них хлама. 13 октября 2007 г. в ознаменование престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в церкви прошел первый молебен с крестным ходом вокруг нее.
Эскиз проекта реставрации храма
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с. 2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Храмы и часовни Суздальского района История Суздаля и Суздальского района.