7 декабря 1914 г. Архиепископ Алексий и Евгений, Епископ Юрьевский, присутствовали при открытии Владимирского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества. 28 апреля 1917 года в помещении Владимирского Губернского Исполнительного Комитета состоялось собрание группы лиц, причастных к хоровому церковному и светскому певческому делу г. Владимира для обсуждения профессиональных и других вопросов, выдвигаемых текущим моментом. «2 мая на общем собрании хоровых деятелей гор. Владимира обсуждался вопрос об организации хоровых деятелей; в состав организации с правом решающего голоса могут вступать лица, достигшие 16-ти летнего возраста, без различия пола. Вновь возникающая организация выразила пожелание примкнуть к Культурно-просветительной комиссии при Владимирском Губернском Временном Исполнительном Комитете; взаимоотношения этих 2-х организаций будут выяснены особой комиссией из 5 членов, в каковую вошли: И.Г. Чижов, В.Д. Соколов, Ф.Ф. Сорокин, А.И. Вознесенский и М.Н. Дебрский. Решение вопроса о присоединении губернской организации к обществу распространения хорового церковного и светского пения в гор. Москве, в виду предстоящей реорганизации последнего, признан преждевременным. 4 мая в 8 час. вечера в помещении Влад. Губерн. Врем. Испол. Комитета состоялось собрание членов музыкальной секции при культурно-просветительной комиссии Губернского Комитета, посвященное выборам председателя секции и обсуждению программы работ ее. Председателем музыкальной секции заочно избран Г.Д. Смирнов. Первые шаги деятельности секции намечены следующие: 1) организация при секции народного хора и школы нотной грамоты; 2) устройство в казармах и ближайших заводах, в часы отдыха, любительских певческих хоров; 3) устройство народных празднеств; 4) организация предстоящих летом во Владимире бесплатных курсов для подготовки руководителей хоров; 5) организация во Владимире, и по возможности по губернии, народных концертов; 6) созыв губернского съезда регентов и учителей пения и музыки для обсуждения вопросов о музыкальном образовании народа и развитии певческого дела в населении (в случае невозможности созыва съезда, эти вопросы должны быть выяснены путем анкеты); 7) организация при библиотеке культурно-просветительной комиссии музыкального отдела» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №51, 7 мая 1917). Общество хоровых деятелей. 5 мая на собрании комиссии хоровых деятелей г. Владимира принято пожелание, чтобы вновь организуемое общество преследовало цели, намеченные музыкальной секцией при культурно-просветительной комиссии, т. е. приобщение к музыкальному миру до сих пор далекого от него простого народа, для чего должны быть организованы народный хор, школы нотной грамоты, любительские хоры, народные празднества, концерты, курсы регентов, лекции, библиотеки.
«На состоявшемся 12 мая собрании Владимирского губернского хорового общества избран президиум в числе 6 человек и совет в числе 5 чел. Президиуму поручено пригласить в члены общества лиц, которые известны как любители пения, но не могли быть на общих собраниях, а также совместно с Советом выработать проект певческого союза» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №60, 20-го мая 1917).
17-го мая на крестьянском съезде состоялся музыкально-вокальный вечер, устроенный Владимирскими музыкальной и певческой секциями. Вечер начался исполнением гимна Свободной России (слова К.Д. Бальмонта, муз. Гречанинова), затем были исполнены сольные и хоровые номера, из которых особенно выделился квинтет «Часовой». После концерта представитель крестьянского съезда благодарил организаторов за доставленное удовольствие.
18 мая состоялось заседание президиума и совета Владимирского хорового общества, где была выслушана благодарность от Губернского Исполнительного Комитата за исполненный 17 мая в Народном доме концерт и намечена желательная программа деятельности общества в ближайшее время: 1) устройство бесплатной школы нотной грамоты; 2) подготовка к концерту, 3) устройство нотной библиотеки.
«В пятницу 16 июня в 7 ½ час. вечера, в помещении Музыкальных классов Русского Музыкального Общества (Большая ул., д. Вострухина) имеет быть совместное Общее Собрание Членов Владимирского Губернского Хорового Общества и Музыкальной Секции при Культурно-Просветительной Комиссии Владимирского Губернского Исполнительного Комитета».
«Обязательное постановление Владимирского Губернского Исполнительного Комитета об учете музыкальных инструментов, принадлежностей к ним нот и нотной бумаги. № 10. В целях правильного применения, постановления Совнаркома об установлении порядка реквизиции и конфискации музыкальных инструментов и принадлежностей к ним, а равным образом музыкальных книг, нот, нотной бумаги (№ 163 Известий ВЦИК за 1920 г.) Владимирский Губернский Исполнительный Комитет постановил: 1. Взять на учет все музыкальные инструменты (рояли, пианино, фисгармонии, все оркестровые инструменты – струнные, духовые и ударные) и принадлежности к ним, а равным образом музыкальные книги, ноты, нотную бумагу, находящиеся в пределах Владимирской губернии. 2. Все учреждения, общества, организации и частные лица, имеющие в своем распоряжении перечисленные в п. 1 музыкальные инструменты, принадлежности и пособия, обязаны в месячные сроки со дня опубликования настоящего постановления зарегистрировать таковые в Уездно-Городских Отделах Народного Образования по месту нахождения, согласно прилагаемой анкете. Примечание I. Учреждения, организации и лица, находящиеся в гор. Владимире, регистрируют имеющиеся у них музыкальные инструменты, пособия и принадлежности в Губернском Отделе Народного Образования. Примечание II. Имеющие в своем распоряжении музыкальные инструменты и принадлежности, при перемене местожительства, обязаны сообщить подлежащему Отнаробу новое местонахождение этих предметов. 3. Все ранее выданные профессиональными союзами, музыкальными учреждениями, школами и отдельными преподавателями удостоверения о принадлежности музыкальных инструментов и пособий данному обществу или лицу, должны быть немедленно предъявлены в местный Отдел Народного Образования для регистрации и проверки. 4. Учреждения и лица, производящие реквизицию помещений и выселение из помещений, в коих окажутся музыкальные инструменты, принадлежности к ним и музыкальн. пособия, незарегистрированные в Отделе Народного Образования согласно сего постановления, обязаны сообщить о таковых местному Отделу Народного Образования и без письменного разрешения сего Отдела не могут вывозить из помещения или передавать кому-либо в пользование эти инструменты и пособия. 5. При обсуждении в учреждениях и комиссиях дел о реквизированных и конфискованных имуществах — все дела о музыкальных инструментах, принадлежностях и пособиях выделяются и передаются на рассмотрение Отдела Народного Образования. 6. Воспрещается реквизиция и конфискация музыкальных инструментов и принадлежностей к ним каким-то ни было учреждениями, обществами, организациями и лицами помимо Губернского Отдела Народного Образования. Все дело реквизиции упомянутых инструментов и музыкальных пособий, а равно и распределение их между культурно-просветительными организациями подлежит исключительному ведению Губотнароба и подведомственных ему органов. 7. Уездно-Городские Отделы Народного Образования обязаны все собранные ими сведения по регистрации музыкальных инструментов, пособий и принадлежностей пересылать в Подотдел Искусств Губотнароба. 8. Воспрещается всякая частная торговля музыкальными инструментами и принадлежностями, а равно и передача их без разрешения Отдела Народного Образования. 9. Учреждения, организации и лица, уклонившиеся от регистрации имеющихся в их распоряжении музыкальных инструментов и пособий, а также нарушившие другие пункты настоящего постановления, подлежат судебной ответственности. Председатель Губисполкома Смирнов. Заведующий Губотнаробом Плакса. Секретарь Гик Ершов. 21 февраля 1921 г.» («Призыв», 2 марта 1921). «При Губполитпросвете формируется Государственный хор. Хористам и хористкам, желающим вступить в означенный хор, предлагается явиться для записи 12, 13 и 14 апреля от 6 до 9 час. вечера, в помещение Гарнизонного Клуба, в Желтом зале» («Призыв», 12 апреля 1921).
«Настоящим Губполитпросвет предлагает лицам, желающим поступить в Государственный хор, являться лично в присутственные дни от 11 до 3 час. в Музыкальную секцию Губполитпросвета (г. Владимир, Большая ул., д. Белова), при чем сообщает, что служба paботников xоpa является самостоятельной Советской службой с правами и пайком. В виду того, что часть хора будет носить разъездной характер, то для работников этой части хора совмещение служб невозможно. Другая часть хора будет постоянно в гор. Владимире и работники этой части хора при желании могут совмещать службу и в других учреждениях, при чем пайком могут пользоваться только из одного какого-либо учреждения. Певцам в певицам из провинции, принятым в хор и нуждающимся в помещении, Губполитпросвет окажет полное содействие. Условия службы: За 12 репетиций (по 2 часа) и 8 выступлений (по 3 часа) в месяц оплачивается от 10 до 25 тысяч. Сверхурочные работы оплачиваются из расчета: месячное содержание, деленное на 12 за репетицию и деленное на 8 за выступление. Командировки оплачиваются на общих основаниях. Завед. Губполитпросветом Богомолов. Завед. музыкальной секцией М. Карпов. Секретарь С. Веселер» («Призыв», 2 июня 1921).
«6-й губернский съезд работников искусств 21 октября похоронил своего члена — товарища Ивана Яковлевича Кайре — музыканта по профессии. Т. Кайре – герой труда, поработавший на ниве просвещения трудящихся в области искусств 35 лет. Покойному было 58 лет, когда его сразила болезнь. Товарищеский и братский долг явились отдать тов. Кайре вся городская организация союза. Члены союза - музыканты в составе 2 оркестров — сопровождали прах покойного на братскую могилу. О. Обменин» («Призыв», 24 окт. 1924).
В фойе кинотеатра «Художественный» под управлением Левкоева Сергея Ивановича играл небольшой симфонический ансамбль, роль которого была, в известной мере, безличной. Играли музыкальные произведения без всякого плана, почти без подготовки. Публика, сидя вдоль стен фойе, больше занималась своими разговорами. Стремясь лучше обслужить посетителей, дирекция решила реорганизовать коллектив ансамбля в джаз-оркестр, как единицу, более соответственную по своему характеру эстраде кинотеатра. Джаз-оркестр в кинотеатре «Художественный» был организован в мае 1938 года.
Приказом Владимирского областного управления культуры за № 60 от 8 апреля 1958 года, на основании приказа Министерства культуры РСФСР за № 686 от 28 ноября 1957 года, 27 апреля 1958 года было образовано Владимирское областное отделение Всероссийского хорового общества (1958 - 1986). Хоровое общество Владимирской области подчиняется Всероссийскому хоровому обществу. Функции и цели общества: 1. Ведет разъяснительную работу по развитию хорового пения в области, способствует творческому росту как профессионального, так и самодеятельного хорового искусства. 2. Содействует массовой организации в области коллективов хорового пения среди населения в клубах, домах культуры, государственных учреждениях, на заводах, фабриках, институтах, техникумах, школах и др. 3. Участвует в организации, подготовке и проведении праздников песни, смотров и олимпиад. 4. Содействует повышению качества преподавания пения в школах, институтах, техникумах и других учреждениях и предприятиях области. 5. Ведет пропаганду лучших хоровых произведений советских композиторов. 6. Содействует обмену опытом между профессиональными и самодеятельными коллективами.
Подведомственные учреждения хорового общества Владимирской области: 1. Александровское районное отделение хорового общества. 2. Вязниковское районное отделение хорового общества. 3. Гороховецкое районное отделение хорового общества. 4. Гусь-Хрустальное районное отделение хорового общества. 5. Ковровское районное отделение хорового общества. 6. Кольчугинское районное отделение хорового общества. 7. Меленковское районное отделение хорового общества. 8. Муромское районное отделение хорового общества. 9. Небыловское районное отделение хорового общества. 10. Петушинское районное отделение хорового общества. 11. Селивановское районное отделение хорового общества 12. Собинское районное отделение хорового общества. 13. Судогодское районное отделение хорового общества 14. Суздальское районное отделение хорового общества. 15. Юрьев-Польское районное отделение хорового общества.
«Владимирский композитор на юбилейном пленуме В Горьком состоялся седьмой пленум Верхне-Волжского отделения Союза композиторов РСФСР, посвященный показу новых произведений, созданных к юбилею Владимира Ильича Ленина. Среди многих композиторов Верхней Волги в концертах принял участие и представитель нашего города Евгений Иванов, входящий в творческое объединение композиторов при областном хоровом обществе и Доме народного творчества. Его концерт для баяна с оркестром народных инструментов, произведение в русском национальном колорите, искрящееся юмором и неподдельным весельем, успешно исполнил оркестр народных инструментов Владимирского музыкального училища под руководством Виктора Кузнецова. Солировал Григорий Лавриненко. В последнее время владимирские композиторы значительно активизировали творческую деятельность. На страницах областных газет, в различных сборниках можно часто встретить новые песни А. Рыбалкина, Ю. Лаврентьева, В. Белова, С. Зубковского и других. Немало произведений местных авторов было включено в юбилейные отчетные программы областного фестиваля искусств. Продолжается работа над коллективным сборником произведений владимирских композиторов. В. ХАБАРОВ, ответственный секретарь Владимирского областного отделения хорового общества» («Призыв», 30 апреля 1970).
«Мир русской сказки в творчестве Н.А. Римского-Корсакова» — этой теме посвящено очередное занятие литературно-музыкального салона, который организован областным хоровым обществом и активом библиотеки «Юность». Сегодня на занятии выступят лекторы хорового общества, местные поэты и композиторы» («Призыв», 25 июня 1970).
Всероссийское музыкальное общество (ВМО) было создано 31 декабря 1986 года (Постановление Совета Министров РСФСР № 539) по предложению Союза композиторов РСФСР, Всероссийского хорового общества и Министерства культуры РСФСР. ВМО является преемником и наследником духовных традиций Всероссийского хорового общества (1958–1986) и Русского музыкального общества, основанного в 1859 году.
Начиная с 1981 по 1988 год, на древней Владимиро-Суздальской земле проводились областные фестивали русской советской хоровой музыки имени Сергея Ивановича Танеева под руководством Управления культуры Владимирского облисполкома и областного хорового общества. Основой для их проведения послужил интерес, который слушатели проявили к концертам камерного хора Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В фестивалях принимали участие любительские и профессиональные хоры России, Украины, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии. Цели и задачи фестиваля - дальнейшее развитие хорового искусства, пропаганда русской и советской музыки. Начиная с 1987 года, в городе Гусь-Хрустальном проводятся фестивали хоровой музыки «Хрустальная лира». Идея проведения хорового фестиваля под названием «Хрустальная лира» была предложена в 1986 году ответственным секретарем Владимирского областного музыкального общества А.А. Никольским и получила одобрение в горисполкоме и горкоме КПСС г. Гусь-Хрустальный.
В марте 1987 года они совместно воплотили эту идею в 1 фестиваль хоровой музыки. С этого времени хоровой праздник становится традиционным, всегда большим событием в жизни г. Гусь-Хрустального и области. Он получил известность во многих регионах России и странах ближнего зарубежья: Латвии, Эстонии, Армении, Украины, Финляндии. Основой проведения фестивалей явился ярко проявившийся интерес к музыке в нашей области, поиск путей дальнейшего развития хорового искусства.
Фестивали хоровой музыки в г. Гусь-Хрустальном «Хрустальная лира» явились импульсом для развития хорового искусства в г. Гусь-Хрустальный, способствовали повышению исполнительского уровня местных коллективов и укреплению дружбы между братскими народами, ведь на фестивальной сцене выступали хоры из Латвии, Эстонии, Армении, РСФСР. ВМО зарегистрировало Устав в Министерстве Юстиции РСФСР 5 июня 1991 г. ч 131, перерегистрация Общества произведена в Министерстве Юстиции РФ 20 июня 1997 г. (свидетельство $ 131) и стало называться Общественная организация «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз) (ВМО). Музыкальное общество Владимирской области зарегистрировано Управлением Юстиции администрации Владимирской области 21 февраля 2000 г. и имеет название Музыкальное общество Владимирской области Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз) (ВМО). Музыкальное общество Владимирской области подчинено Всероссийскому музыкальному обществу.
Владимирский камерный хор был создан в 1974 году Эдуардом Маркиным как любительский при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и 13 лет являл собою «поющую экспозицию» музея, «экспонируя» русскую духовную музыку в пик застойного периода. В 1988 году хор получил статус профессионального коллектива. Репертуар хора насчитывает более 100 произведений композиторов ХѴІ-ХХ столетий.
В 1985 г. на базе Владимирского камерного хора была создана капелла мальчиков.
Уникальный и первый в мире Театр хоровой музыки был создан в 1987 году в одном из красивейших городов России, Владимире, на базе Владимирского камерного хора, лауреата международных фестивалей в Гаване и Варшаве, награжденного в 1985 году Почетной грамотой Верховного Совета России.
Театр этот начинается с мощеной улочки со старинными фонарями и уютного маленького дворика, заканчиваясь великолепным зданием Георгиевской церкви XVIII века.
Улица Георгиевская, д. 2а. Свято-Георгиевский храм. Театр хоровой музыки располагался в центре г. Владимира в уникальном памятнике русского зодчества XVIII века - Георгиевской церкви. Здесь были расположены зрительный зал на 150 мест, репетиционный залы, гримуборные, классы для занятий.
У Театра есть постоянная труппа - Владимирский камерный хор и своя постоянная публика. Люди идут и едут из краев близких и далеких, едут подивиться этому русскому чуду, вдохнуть полной грудью красоты необычайной. Идея создания Театра была проста и глубока: в самом сердце России, в древнем Владимире, известном своими белокаменными соборами, фресками Андрея Рублева и Даниила Черного, восстановить памятники национальной музыкальной культуры, познакомить людей с огромным музыкальным наследием России, продолжить прерванные на века богатые традиции хорового пения Владимиро-Суздальской земли (первое упоминание в летописях о хоре русских певчих - хор Андрея Боголюбского во Владимире, руководил хором Лука, хор назывался «Луцина чадь» - имеется в полном собрании русских летописей, т.1, Лаврентьевская летопись, М.1962 г., стр.370).
Государственное концертно-образовательное учреждение - Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси - было образовано 21 февраля 1992 года согласно постановлению Главы администрации Владимирской области от 11.02.92 г. «О создании Центра хоровой музыки». Центр образовался естественным путем в процессе рождения составляющих его коллективов и сложился в определенную структуру: Театр хоровой музыки - Владимирский камерный хор, капелла мальчиков, Владимирский Губернаторский симфонический оркестр; Специализированная Детская Музыкальная школа № 4 и Училище Музыкально-Исполнительского Мастерства. Все эти коллективы складывались в разное время и каждый имеет свою историю создания и творческой жизни.
Центр классической музыки во Владимире. Ул. Б. Московская, д. 28
«В процессе реставрации и восстановления находятся такие памятники города, как дом купца Куликова (ул. III Интернационала, 28) и здание бывшей гауптвахты (ул. Георгиевская, 2б). После реставрации они будут переданы организациям гастрольно-концертного объединения» (1995 г.). В 1997 году решением губернатора Владимирской области Центру хоровой музыки выделено трехэтажное здание в историческом ядре города (памятник архитектуры XIX века «Дом купца Куликова»).
В марте - апреле 1998 года при Центре хоровой музыки Артемом Маркиным был создан камерный струнный оркестр (в августе 1998 года его состав был расширен до симфонического). В ноябре 1998 года оркестру присвоен статус Губернаторского.
Структура Центра хоровой музыки
Создателем и руководителем - директором Центра хоровой музыки и составляющих его коллективов являлся народный артист России, профессор Эдуард Маркин. Главным дирижером Владимирского Губернаторского симфонического оркестра являлся Артем Маркин.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРА, ЦЕНТРА ХОРОВОЙ МУЗЫКИ Организация и проведение четырех Всесоюзных фестивалей русской хоровой музыки имени С.И. Танеева: 1981, 1983, 1985, 1989 гг. В фестивалях приняли участие лучшие хоровые коллективы СССР. Организация гастролей на базе Владимирского Театра хоровой музыки: хора Академии старинной музыки г. Сент, Франция - 1990 г.; хора «Конкорд» г. Портленд, США - 1991 г.; хора Академии музыки и театра г. Ганновера, ФРГ - 1992 г. В 1992 году Владимирским Театром хоровой музыки было организовано совместное турне по древним городам Золотого кольца хора солистов г. Сиэтла, США и Владимирского камерного хора. В течение 1993-2000 гг. на базе Центра хоровой музыки проходят ежегодные областные конкурсы юных вокалистов, целью которых является укрепление лучших традиций русской вокальной школы, выявление и поддержка талантливых детей и молодежи, пропаганда академического пения, возрождение забытой сегодня традиции домашнего музицирования. В 1997 году Центром хоровой музыки был организован и проведен авторский концерт одного из наиболее значительных современных немецких композиторов Альфреда Корппена (Германия) с исполнением хоровой, вокальной, фортепианной и скрипичной музыки.
НАГРАДЫ Почетная грамота Президиума Верховного Совета России (Указ от 9.01.1985); Диплом лауреата XIII Международного Хорового Фестиваля в Гаване, 1978 год. Диплом лауреата IV Международного Хорового Фестиваля в Варшаве, 1983 год; В 1985 году солистка Владимирского камерного хора Любовь Соловьева была удостоена почетного звания «Заслуженный работник культуры России». В 1997 году преподаватель Музыкального училища Центра хоровой музыки Эльвира Шафиева была удостоена почетного звания «Заслуженный работник культуры России» за многолетние высокие показатели в педагогической работе. В 1999 году ведущая солистка Владимирского камерного хора Ирина Снежина (меццо-сопрано) за многолетнюю плодотворную сольную исполнительскую деятельность в хоре получила почетное звание «Заслуженный артист России».
Научно-исследовательская деятельность в Центре на примере творческого контакта с крупнейшим современным немецким композитором А. Корппеном
Новая и необычная форма деятельности появилась в Центре хоровой музыки в 1996-1997 годах - научно- исследовательская музыковедческая работа и организация авторского концерта силами Центра. Репертуар Владимирского камерного хора широк и разнообразен, но есть один композитор, творчество которого занимает в этом списке особое место. Речь идет об Альфреде Корппене, современном немецком композиторе, с которым коллектив связывает крепкая дружба. Знакомство с ним произошло в 1993 году во время гастролей хора по городам Германии. Альфред Корппен, присутствовавший на концерте в Академии музыки и театра Ганновера и покоренный замечательным пением хора, подарил Эдуарду Маркину несколько партитур хоровых произведений. Спустя год, во время очередных немецких гастролей, хор уже исполнял его «Четыре Итальянских мадригала» на стихи Джузеппе Унгаретти, и присутствовавший на концерте маэстро был очень доволен. Тогда же в Центре хоровой музыки возникла идея более глубокого знакомства с творчеством А. Корппена и пропаганды его музыки в России (в Германии это имя хорошо известно). Господин Корппен с радостью откликнулся и любезно предоставил ноты, записи, а также журнальные публикации своих работ, статей и интервью. Так, музыковедом Театра хоровой музыки была написана работа о творчестве А. Корппена, где представлен биографический материал, а также обзор творчества композитора, которое помимо хоровых включает жанры камерной, фортепианной, симфонической и вокально-симфонической музыки. Работа была переведена на немецкий язык и передана в качестве пособия (на сегодняшний день она является единственным монографическим исследованием творчества А. Корппена) в Академию музыки и театра Ганновера, а также учебные заведения других городов Германии. Экземпляр работы хранится также в библиотеке Нижегородской Государственной консерватории им. Глинки, где она была защищена в качестве дипломной ее автором Е. Маркиной. 27 сентября 1997 года состоялась презентация работы, а также большой авторский концерт А. Корппена, на котором звучала музыка различных жанров: хоровая (в исполнении Владимирского камерного хора под управлением народного артиста России, профессора Э. Маркина и мужского ансамбля под управлением А. Маркина), фортепианная (в исполнении учащихся капеллы), вокальная (в исполнении солистов Владимирского камерного хора), скрипичная. Концерт вызвал огромный интерес владимирской публики, зал областной филармонии с трудом смог вместить всех желающих. Это был настоящий праздник современной музыки, где все: и исполнители, и слушатели, и сам маэстро Корппен, присутствовавший на концерте вместе с немецкой делегацией, - были счастливы (концерт длился три часа без перерыва, но для публики они прошли как одно мгновение).
ГАУК ВО "Центр Классической Музыки"
ГАУК ВО "Центр Классической Музыки" действует с 4 июля 2001 г. Директор Маркин Артем Эдуардович (с 12 мая 2010 г.).
Юридический адрес: Георгиевская улица, д. 2д.
Центр хоровой музыки. Георгиевская улица, д. 2д.
С 2004 г. концертной и репетиционной базой Центра стала сцена Зала классической музыки. Задуманный в жанре Театра хоровой музыки, коллектив постоянно внедряет в свои концертные программы элементы театрализации: так, в 2008 году им была осуществлена постановка концерта-спектакля «Сентиментальный салон».
В 2004 году на тонстудии киноконцерна «Мосфильм» Владимирский камерный хор совместно с ВГСО под управлением А. Маркина, принял участие в записи первого компакт-диска «Неосимфоджаз», в который вошли оригинальные аранжировки произведений мировой джазовой и рок-классики, русского романса и русской симфонической классики.
В 2009 году Владимирским камерным хором записан первый в России диск в новом жанре – джаз в хоровом исполнении – «Неоджазхор».
В феврале 2009 г. состоялась церемония передачи Владимиро-Суздальской Епархии Георгиевской церкви, в которой был создан молодежный православный приход, существующий в тесном содружестве с Центром классической музыки.
В 2010 г. распоряжением Губернатора Владимирской области от 18.03.2010 г. № 65-р - О государственном областном концертно-образовательном учреждении культуры Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» переименован в государственное учреждение культуры Владимирской области «Центр классической музыки». В соответствии с этим распоряжением из функций Центра исключается функция ведения образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей.
В ноябре 2010 г. Владимирский камерный хор с успехом принял участие в исполнении восстановленной специалистами Государственного музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки оратории Степана Дегтярева "Минин и Пожарский, или освобождение Москвы" в Суздале в рамках торжественных мероприятий, посвященных Дню народного единства.
В июне 2011 г. коллектив участвовал во всероссийских торжествах, посвященных 900-летию Андрея Боголюбского, проходивших во владимирской области. В рамках праздничных мероприятий Владимирский камерный хор исполнил уникальное хоровое действо для солистов и хора «Плач по Андрею Боголюбскому, Великому Князю Владимирскому» современного композитора Владимира Генина.
В сентябре 2011 г. Владимирский камерный хор и Владимирская капелла мальчиков совместно с Владимирским Губернаторским симфоническим оркестром под управлением Артема Маркина открыли концертный сезон Центра классической музыки исполнением Девятой симфонии Людвига ван Бетховена.
Владимирская хоровая капелла под руководством народного артиста РФ Эдуарда Маркина. Ул. Большая Московская, д. 38
В 2011 году Эдуард Маркин добился от властей города размещения в бывшем «Кругозоре» Владимирской хоровой капеллы, включающей капеллу мальчиков, хор девочек и взрослый камерный хор. И теперь вместо кино в старом купеческом доме звучат концерты хоровой музыки.
В 2012 г. камерным хором совместно с народным артистом России Михаилом Асафовым была осуществлена премьерная постановка "Исповеди Блаженного Августина" Владимира Генина.
В концертном сезоне 2012-2013 г. Владимирским камерным хором были восстановлены в репертуаре партесный концерт "Андрей Рублев" и хоровая сюита "Скороговорки" Владимира Беляева (авторский концерт), а также оратория "Золотые ворота" и "Сентиментальный салон" Валерия Калистратова.
В ноябре 2013 г. Владимирский камерный хор совместно с Владимирской капеллой мальчиков принял участие в IV Всероссийском открытом хоровом фестивале им. Л.К.Сивухина в Нижнем Новгороде, выступив на сцене Большого зала Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки.
12 апреля 2015 г. Владимирский камерный хор, Владимирская капелла мальчиков, хор девочек ЦКМ совместно с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева открыли Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире исполнением кантаты "Памятник" Сергея Ивановича Танеева.
Используемая литература:
- Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси. Владимир «Фолиант» 2001
МАРКИН ЭДУАРД МИТРОФАНОВИЧ
Эдуард Митрофанович Маркин родился 4 апреля 1941 года в Воронеже.
Хормейстерскую деятельность Эдуард Митрофанович начал в 16 лет руководителем хора заводского клуба в городе Одессе.
По окончании в 1968 году Новосибирской государственной консерватории имени Глинки по специальности «хоровое дирижирование» (класс С.К. Мусина) работал преподавателем дирижерско-хоровых дисциплин в Барнаульском музыкальном училище.
С 1973 года Эдуард Митрофанович живет во Владимире и преподает во Владимирском государственном педагогическом институте (с 1987 года - доцент; с 1991 года - профессор).
С 1974 года Э.М. Маркин возглавляет основанный им Владимирский камерный хор - основное дело своей жизни.
Эдуард Митрофанович Маркин
Эдуард Митрофанович Маркин - художественный руководитель и дирижер Владимирской капеллы мальчиков и юношей, которая была создана в 1986 году.
С 1989 года Эдуард Митрофанович - генеральный директор основанного им на базе Владимирского камерного хора Центра хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси.
Эдуард Митрофанович Маркин является почетным гражданином города Владимира.
За выдающиеся заслуги в деле развития отечественного хорового искусства Эдуард Митрофанович Маркин был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета России (26.05.80), почетными званиями «Заслуженный деятель искусств России» (5.02.1985) и «Народный артист России» (21.03.1994).
Э.М. Маркин является одним из признанных российских хоровых дирижеров, крупным экспертом в области интерпретации старинной русской музыки. Э.М. Маркин - инициатор четырех Всесоюзных фестивалей русской хоровой музыки имени С.И. Танеева.
Исполнительское мастерство Э.М. Маркина получило высокую оценку известных хоровых дирижеров, народных артистов, профессоров А.В. Свешникова, К.Б. Птицы, В.Г. Соколова, В.Н. Минина, И.А. Кокарса, Хайнца Хеннига (Германия), музыковедов В.В. Протопопова, А.И. Кандинского. Так, ведущий русский музыковед, профессор Московской консерватории В.В. Протопопов писал: «Творчество Эдуарда Маркина отличается исключительной глубиной и широтой репертуара, а трактовки - проникновенностью».
Высокопрофессиональный уровень дирижера, музыканта, хормейстера, педагога Э.М. Маркина неоднократно отмечался в рецензиях журналов «Советская музыка» («Музыкальная академия»), «Музыкальная жизнь», газетах «Советская культура», «Учительская газета» и многих других, в зарубежной прессе. В настоящее время Эдуард Маркин по-прежнему творчески активен. Владимирская капелла мальчиков под его управлением, участвуя в престижных международных конкурсах, занимает самые высокие места. Он плодотворно работает с проектом, начатом в 2010 году, «Запоет школа – запоет народ», проводя лекции-концерты в общеобразовательных школах города Владимира.
Эдуард Маркин в числе федеральных дирижеров блестяще показал себя с работой и выступлением 8 января 2014 года в концерте Тысячного Детского хора России в Мариинском театре г. Санкт-Петербург в качестве дирижера хора Приволжского округа (150 человек), куда входили хоры таких «консерваторских» городов, как Саратов, Нижний Новгород, Казань и др.
Высокопрофессиональный уровень дирижера, музыканта, хормейстера, педагога Э.М. Маркина неоднократно отмечался в рецензиях журналов «Музыкальная жизнь», газетах «Советская культура», «Учительская газета» и многих других, а также в зарубежной прессе.
Деятельность Эдуарда Митрофановича отмечена самыми высокими наградами: медалью Президента Российской Федерации за значительный вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, премией Правительства РФ в области культуры (распоряжение Правительства РФ от 17.12.2015 №2603-р).
Основное направление деятельности Театра - возрождение старинной русской музыки. Для Владимирского Театра хоровой музыки ведущими профессорами Московской консерватории В.В. Протопоповым и Т.Ф. Владышевской расшифрованы многоголосные хоровые произведения ХѴІ-ХѴІІ веков, обнаруженные в архивах Владимира, Суздаля и Москвы и являющиеся в настоящее время раритетными памятниками высокой музыкальной культуры русского народа. Среди них - восьми- и двенадцатиголосные концерты Титова, Калашникова и Виноградова, Праздничный 12-голосный концерт для трех хоров, Литургия и Свадебный концерт неизвестных авторов для 8-голосного хора. С легендарным ученым-музыковедом, профессором Московской консерватории Владимиром Протопоповым Владимирский камерный хор и лично Э. Маркина связывает долгая дружба. Письма, адресованные Э.М. Маркину: «Дорогой Эдуард Митрофанович! Мне чрезвычайно приятно возобновление наших творческих контактов. Буду терпеливо ждать Вашего отзыва о новых сочинениях, переданных мною Вашему сотруднику. Ваше творчество находится в апогее, успех сопутствует Вам повсюду, где только приходится Вам выступать. У меня возникло желание предложить Вам идею трех-четырех Исторических концертов. Подобно тому, как 100 лет тому назад такие концерты проводил С.В. Смоленский силами Синодального хора. Приблизительное распределение программ могло быть такое: 1. Хоровая музыка XVII-XVIII века, 2. Хоровая музыка ХѴІІІ-ХІХ века, 3. Хоровая музыка ХІХ-ХХ века. Если иметь в виду четыре концерта, то XX век мог бы быть выделен в отдельную программу. 1. Для XVII века найдется много разнообразного материала: 3-голосие (Титов - Псалмы Давида), 4-голосие (партесные обработки знаменного греческого, болгарского, демественного распевов), 5-голосие (анонимные пасхальные стихиры из Новгорода), 8-голосие (Титов, Пекалицкий), 12-голосие (Титов - концерт Полтавскому торжеству, его же другие концерты). 2. Для XVIII века типичным является Николай Калашников (его концерт я Вам дал), возможны другие авторы, для второй же половины века - Березовский, Бортнянский, для начала XIX - Давыдов, далее идут Верстовский, Алябьев, Глинка (6-голосная Херувимская). 3. Для XIX века был типичен Львов - его нельзя обойти, но главное внимание вероятно необходимо уделить Римскому-Корсакову, Балакиреву и, конечно, Чайковскому, затем Архангельскому, который уже переходит в XX век. 4. В XX веке сосредоточено высшее, что дала русская церковная музыка: Гречанинов, тот же Архангельский, Чесноков, Шведов, Черепнин, Рахманинов - выбор исключительно большой. Ваше творчество отличается исключительной глубиной и широтой репертуара. Я не слышал в Вашем исполнении Баха, но уверен, что Ваша трактовка отличается проникновенностью. Особенно меня волнует исполнение Вашим хором нашей отечественной музыки (никогда не забуду Вашего «Иоанна Дамаскина» Танеева!). Именно поэтому я и предлагаю Вам идею исторических концертов русской хоровой музыки. В своих наметках я ограничился 1915 годом, годом «Всенощной» Рахманинова, - именно в дореволюционное время было создано много шедевров в области хоровой музыки. Великие имена Глинки, Чайковского, Рахманинова остаются для нас священными. Простите, что вторгаюсь в Ваши планы, но может быть в чем-то покажется Вам привлекательной предложенная мной идея исторических концертов.
«Дорогой глубокоуважаемый Эдуард Митрофанович! Хочу предложить Вашему вниманию одно интереснейшее произведение неизвестного автора XVII века, предназначенное для мужского пятиголосного хора с альтами. Это «Пасхальные стихиры» из собрания Вяжицкого мужского монастыря под Новгородом, партия альтов пелась, очевидно, мальчиками. Хоровые партии хранятся теперь в Историческом музее, в Синодальном певческом собрании № 663.12. По хоровым голосам я составил партитуру, в переписанном виде она составляет 38 стр. Произведение довольно сложное из-за чрезвычайно развитой системы имитаций, певцам нужно внимательно следить за своевременностью вступления после паузирования. Звучность должна получатся прекрасной, имитации обобщаются tutti. В цикле пять стихир с заключением, которые должны исполняться полностью, заключительная, может быть, имеет и самостоятельное значение, но все-таки не хотелось бы отделять ее от остальных. Я не давал этих нот никакому хору, поэтому Вы будете первым исполнителем. Рад буду приветствовать Вас, когда Вы приедете за нотами, но предварительно позвоните, чтобы условиться об обоюдно удобном времени встречи. Желаю Вам всего наилучшего.
«Из музыкальной летописи Владимира» - так была названа программа одного из первых московских концертов Владимирского камерного хора. Эту программу коллектив посвятил 1000-летию крещения Руси. Она была исполнена в Рахманиновском зале Московской консерватории в 1988 году. Концерт был пронизан искренней гордостью за свой народ, за его многовековую историю и культуру и прозвучал как гимн славы Отечеству. К этому событию коллектив привел длительный и многотрудный путь, подвижническая - на протяжении многих лет - деятельность его руководителя Э.М. Маркина по воскрешению забытых шедевров отечественного музыкального искусства и воссозданию глав музыкальной летописи древнего Владимира. Театр хоровой музыки - целый мир ожившей и звучащей культуры этого знаменитого уголка земли русской. Но не музейное любование прошлым или отстраненная стилизация под старину увлекает участников хора, а человеческая суть происходившего: возвышенная и богатая, суровая и праздничная жизнь прошедших по этой земле поколений поднимается со страниц удивительной музыкальной летописи, обретающей свой голос на подмостках Театра хоровой музыки, С гордостью и незаурядным мастерством владимирцы являют миру свое культурное достояние, ибо в основе их репертуара - произведения, восстановленные по материалам рукописных фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и сочинения более поздние, которые создавались и звучали во Владимире. Кроме того, в репертуаре хора произведения Бортнянского, Березовского, Чайковского, Архангельского, Чеснокова, Танеева, Рахманинова и других русских композиторов, которые обрели новую жизнь на сцене Владимирского Театра хоровой музыки. Удивительная это красота и сила - слияние живых человеческих голосов, усиленное и возвеличенное акустикой собора! Звучание старинной музыки в ее колыбели, где все продумано, выверено и прилажено веками. Мощные колонны и дивные фрески на стенах включаются в торжественный «храмовый синтез», ибо Театр хоровой музыки замысливался как храм, предназначенный для возвышения и очищения души человеческой, восстановления исторической памяти, приобщения к истокам музыкальной культуры. Движется, восходя к куполу и многократно отзвучивая, напоенная человеческой теплотой и одухотворенная словом плотновоздушная масса звука. Даже одноголосная мелодия становится здесь значительней и объемней, начинает лучиться многими тембрами. Хор на «сцене»: то людская масса, то множество отдельных людей, разнообразные группы, их слияние и противостояние, - все, что предполагает авторский замысел, партитура и осуществляет фантазия исполнителей. Следует заметить, что практически любая хоровая партитура в своей сути театральна. Расстановка Владимирского камерного хора не по партиям, а по квартетам немало способствует выявлению этого - каждый из артистов как бы ощущает себя не частью хоровой партии, а сольным исполнителем. Одной из последних больших работ хора стало исполнение полных циклов С. Рахманинова - «Литургии» и «Всенощного бдения» с элементами театрализации. Поиск новых форм исполнения хоровой музыки, которые реализуются при создании своеобразных хоровых спектаклей, является вторым главным направлением в деятельности Театра; форма участия хора в сценическом действии как главного героя в сочетании с его звучанием вызывает большой интерес как публики, так и профессиональных музыкантов. Для Владимирского Театра хоровой музыки современными композиторами написаны жанрово новаторские хоровые «оперы», посвященные историческим событиям, имевшим место в древней Владимиро-Суздальской Руси: декларатория (!) «Золотые ворота» В. Калистратова, «Плач по Андрею Боголюбскому, великому князю Владимирскому» В. Генина, партесный концерт (!) «Андрей Рублев» В. Беляева. С элементами театрализации хор исполняет также произведения русских авторов XX века - Шостаковича, Свиридова, Щедрина, Гаврилина (хоровая симфония-действо «Перезвоны»), Сидельникова (кантата «Сокровенны разговоры»), владимирского композитора Елены Коншиной (хоры на слова Н. Рубцова).
Афиша концерта
“Суть режиссуры - не только в поисках сценического действия. Артисты Владимирского камерного хора - не та мгновенно и почти бессознательно реагирующая на дирижерский жест масса - идеал многих хормейстеров, на деле не способная без титанических усилий дирижера выполнить его замысел. Во Владимирском камерном хоре эта «масса» обладает самодвижением. Конечно же хор чутко откликается на каждый дирижерский штрих и беспредельно доверяет своему руководителю, в чье мощное силовое поле помещен. Каждое произведение режиссерски «поставлено» - если это нужно, хор может исполнять самую сложную музыку без дирижера. Эта абсолютная «сознательность» исполнителей, их сотворчество, самоотдача - важнейшие качества, воспитанные долгой, упорной работой руководителя». Нельзя не отметить тех артистов хора, которые на протяжении всей истории существования коллектива шли бок о бок с его руководителем Э. Маркиным и сегодня могут по праву называться ветеранами хора. Это заслуженная артистка России И. Снежина, В. Бродский, заслуженный работник культуры Л. Соловьева, О. Федяева (Янгорева), Л. Жукова, Ю. Гуртовой, А. Яшкин, И. Стожаров, Г. Морева. Не без их поддержки и помощи «выросли» в хоре новые сольные исполнители, это С. Зайко, А. Иванов, Н. Федорина, А. Шариков, К. Лебедев, С. Годин.
Третье направление деятельности Театра - просветительская работа. Театр хоровой музыки является центром музыкальной культуры города Владимира, основная функция его - приближение жителей и гостей города к ценностям русской музыкальной культуры. На базе Владимирского камерного хора и Театра хоровой музыки был проведен впервые в России фестиваль русской хоровой музыки имени С.И. Танеева.
Танеевские фестивали
Первый фестиваль на древней Владимиро-Суздальской земле проводился с 17 по 24 января 1981 года. В нем приняли участие любительские и профессиональные хоры России, Украины, Латвии, Эстонии. География второго фестиваля (проходил зимой 1983 года) еще более расширилась. На нем выступали 13 коллективов из девяти союзных республик: России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Латвии, Литвы, Эстонии, Казахстана. Причем отличительной чертой этого фестиваля стало не то, что съехалось много хоров, а то, что собрались лучшие представители хорового искусства. Достаточно отметить старейший коллектив хорового общества Армении (худ. руководитель народная артистка Армении Э. Цатурян), три коллектива из Прибалтики: Таллиннский камерный хор под управлением народного артиста России, профессора Куно Аренга, хор «Аѵе Soi» (худ. руководитель - народный артист Латвии, профессор И. Кокарс) из Риги, хор мальчиков «Ажуолюкас» из Вильнюса (худ. руководитель В. Мишкинис). Кроме того, традицией фестиваля стали выступления хоров ведущих консерваторий страны. Во втором фестивале приняли участие студенческие коллективы Ленинградской, Киевской, Тбилисской и Алма-Атинской консерваторий, ставшие одним из самых ярких открытий фестиваля. Гостями фестиваля стали Горьковская капелла мальчиков (худ. руководитель народный артист России, профессор Л. Сивухин), Ивановский мужской хор (худ. руководитель А. Жуковский) и один из лучших профессиональных коллективов России - Московский камерный хор под управлением народного артиста России, профессора В. Минина. Программы, исполненные на фестивале, были замечательно разнообразны: хоры исполняли русскую и зарубежную классику, народные песни, старинную и самую современную музыку, диапазон которой тоже очень широк: произведения в духе музыкального авангарда и негритянские спиричуэле. Третий Танеевский хоровой фестиваль прошел в 1985 году и собрал еще больше участников, чем первые два. Ведущие хоровые коллективы (в этот раз их было 17!) слетелись со всех уголков страны. Вильнюс, Рига, Новосибирск, Ростов, Киев, Пермь, Горький, Ленинград, Москва - вот далеко не полный перечень географии третьего фестиваля. Кроме того, прошедшие фестивали дали прекрасный результат: резко возрос интерес к хоровой музыке, почти в каждом районе появились новые самодеятельные коллективы. Накануне третьего фестиваля в области прошли смотры хоровых коллективов. Интерес же любителей к хоровому празднику песни был просто огромен. Возникла даже проблема «лишнего билетика», так как желающих прослушать выступления ведущих хоровых коллективов страны было вдвое больше, нежели мог вместить концертный зал имени Танеева. Кроме филармонии, почти каждый хор выступил на крупных предприятиях города Владимира, а также в городах Коврове, Гусь-Хрустальном, Муроме, Судогде, Камешково, Лакинске, Петушках. Но, пожалуй, главной особенностью третьего праздника хоровой музыки стали творческие конференции, возникшие почти стихийно. В них приняли участие не только гости фестиваля, но и руководители новых коллективов Владимирщины. Приезжали и руководители тех коллективов страны, которые по ряду причин не смогли принять участие в фестивале. Этот факт ярче всего свидетельствовал о возросшем авторитете хоровых праздников, ставших уже традиционными. На торжественном закрытии третьего фестиваля камерному хору Владимиро-Суздальского музея-заповедника (таков тогда был статус хора) под управлением Эдуарда Маркина была вручена Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР за большие заслуги в развитии хорового искусства. Четвертый фестиваль состоялся в 1989 году и вновь привлек новых участников. На сей раз он пополнился замечательными коллективами; хор «Дайле» - худ. руководитель и дирижер народный артист Латвии Гидо Кокарс; Камерный хор девушек г. Гори - художественный руководитель и дирижер народный артист Грузии Шалва Мосидзе; Академический хор Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных - художественный руководитель и дирижер заслуженный артист России Владимир Семенюк. На фестиваль приехали около 300 гостей (262 участника, 12 композиторов, 2 музыковеда, представитель Союза композиторов и журналист газеты «Советская культура»). Во время фестиваля состоялось 13 концертов и 6 встреч с трудовыми коллективами города. Каждый из участников имел ежедневную возможность встречи-общения, показа друг другу своих программ, обмена мнениями. Вновь, как и на третьем фестивале, возникали импровизированные творческие конференции, на которых обсуждались проблемы хорового искусства. В областном Дворце культуры состоялись музыкальные аукционы, где показали свои сочинения композиторы из Москвы, Донецка, Воронежа, Киева, Владимира. По Всесоюзному радио говорили о четвертом Владимирском фестивале хоровой музыки имени С.И. Танеева как о крупнейшем событии в культурной жизни страны.
АРТЕМ ЭДУАРДОВИЧ МАРКИН
Родился 06.06.1969 в г. Барнауле в семье музыкантов. В 1992 году окончил Владимирское музыкальное училище по специальности «теория музыки».
В мае-августе 1991 года проходил стажировку в качестве пианиста-концертмейстера в Seattle Opera (США) на постановке «Кольца Нибелунгов» Р. Вагнера.
С 1989 года работал дирижером, хормейстером и пианистом-концертмейстером Владимирского камерного хора и Владимирской капеллы мальчиков (художественный руководитель и главный дирижер - народный артист России, профессор Эдуард Маркин). Как концертмейстер активно выступал с солистами-вокалистами и инструменталистами.
В 1998 году окончил (диплом с отличием) Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «хоровое дирижирование» (класс профессора, заслуженного артиста России Владимира Семенюка).
В апреле 1998 года дебютировал в качестве симфонического дирижера с Ярославским симфоническим оркестром.
В 1998 году на базе Центра хоровой музыки А. Маркиным был создан и возглавлен первый на Владимирской земле симфонический оркестр, который получил официальный статус областного профессионального оркестра и название Губернаторского. В июне 2001 года Владимирский Губернаторский симфонический оркестр закрыл свой III концертный сезон.
В сентябре 2000 года Артем Маркин окончил ассистентуру-стажировку Нижегородской консерватории по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора, народного артиста СССР Арнольда Каца).
В 2000-2001 гг. А. Маркин также неоднократно выступал с Тамбовским симфоническим оркестром и АСО Новосибирской филармонии.
МБУК "Духовой Оркестр" зарегистрирована 27 февраля 2004 г. Художественный руководитель - Маркин Артем Эдуардович (с 27 февраля 2004 г.). Адрес: Большая Московская улица, 28.
В 2010 году назначен директором Государственного бюджетного учреждения культуры Владимирской области «Центр классической музыки», в состав которого входит Владимирский Губернаторский симфонический оркестр, Владимирский камерный хор, Владимирская капелла мальчиков и хор девочек.
В 2014 году Артем Маркин стал вдохновителем и организатором новаторского культурно-музыкального проекта «Музыкальная экспедиция», реализованного при поддержке Министерства культуры России и Губернатора Владимирской области Светланы Орловой. Концерты фестиваля прошли в 6 городах Владимирской области с участием звезд российской исполнительской школы Фестиваль стал ежегодным и проводился в 2015 и 2016 годах.
Маркин Артем Эдуардович
В 2015 году по инициативе Администрации Владимирской области и Центра классической музыки был возрожден Танеевский фестиваль, посвященный памяти уроженца Владимира, выдающегося композитора, ученого-музыковеда, педагога Сергея Ивановича Танеева. Артем Маркин является его художественным руководителем.
На протяжении 2013 – 2017 гг. творческие проекты Артема Маркина становились частью всех всероссийских форумов, проводимых во Владимирской области – I и II Всероссийского экономического форума, V парламентского форума «Историко-культурное наследие России», I Всероссийского съезда организации политологов и другие.
Является членом Общественной Палаты Владимирской области. Представляет интересы Владимирской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».
Маэстро Маркин, почему-то именно так хочется назвать его. Артем Эдуардович один из самых известных представителей культуры во Владимирском регионе. С его подачи в древней столице городе Владимире появился Губернаторский симфонический оркестр, который по сей день не оставляет нас равнодушными к музыке.
Концертные залы гор. Владимира Концертный зал им. С.И. Танеева - Владимирская областная филармония Владимирская детская музыкальная школа № 1 имени С. И. Танеева