Государственное концертно-образовательное учреждение - Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси - было образовано 21 февраля 1992 года согласно постановлению Главы администрации Владимирской области от 11.02.92 г. «О создании Центра хоровой музыки». Хоровые коллективы Центра уже имели активный творческий контакт с камерным оркестром «Musica Viva» под управлением заслуженного артиста России, профессора Александра Рудина (исполнение совместно с Владимирской капеллой мальчиков «Лауретинской Литании» и «Реквиема» В.А. Моцарта), Ивановским камерным оркестром («Реквием» В.А. Моцарта) и с Ярославским симфоническим оркестром (исполнение совместно с Владимирским камерным хором «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова, вокально-симфонических фресок А. Петрова «Петр I», оперы А. Бородина «Князь Игорь»). Но все эти достаточно эпизодические контакты не могли удовлетворить растущих потребностей коллективов Центра в более регулярном, реальном, полноценном и разностороннем контакте с оркестрами и вокально-симфоническим репертуаром. Необходимость наличия «своего» оркестра совпала с государственной надобностью, востребованностью профессионального оркестра в области. Организационная работа по созданию первого на древнейшей Владимиро-Суздальской земле симфонического оркестра проводилась Артемом Маркиным в марте 1998 года. В апреле-мае шла работа по формированию струнной группы оркестра и репетиции первой концертной программы. 3 апреля 1998 года состоялся дебют А. Маркина как симфонического дирижера с Ярославским симфоническим оркестром (главный дирижер - заслуженный деятель искусств России Мурад Аннамамедов). Исполнялась «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова.
Концерт-презентация камерного оркестра Центра состоялся 29 мая 1998 года на сцене концертного зала им. С.И. Танеева Владимирской областной филармонии. Исполнялись: Бранденбургский концерт № 5 И.С. Баха (партию солирующего клавира исполнил сам А. Маркин), Концерт для 2-х скрипок с оркестром И.С. Баха, совместно с Владимирским камерным хором - Stabat Mater Перголези и духовные мотеты Моцарта. Эта программа была также показана в городе Гусь-Хрустальный, крупном районном центре Владимирской области. В июне-августе 1998 года А. Маркиным была проведена работа по созданию духовой группы оркестра (прослушивания, предварительный отбор). В ноябре 1998 года оркестру указом Главы администрации области был присвоен статус областного профессионального коллектива и название Владимирский Губернаторский симфонический оркестр - руководитель области Н.В. Виноградов взял оркестр как одно из важнейших государственных начинаний под свой патронаж. Структура Центра хоровой музыки замкнулась в законченной форме симфонической капеллы.
Первый концертный сезон
В рамках первого концертного сезона 1998-1999 гг. на сцене концертного зала им. Танеева Владимирским Губернаторским симфоническим оркестром было представлено 7 концертных программ под управлением главного дирижера Артема Маркина: 1. Открытие сезона: В.А. Моцарт. Большая месса до-минор с участием Владимирского камерного хора п/у народного артиста России, профессора Эдуарда Маркина и солистов Владимирского камерного хора. 2. И.С. Бах. Бранденбургский концерт № 6, А. Вивальди. Gloria с участием Владимирской капеллы мальчиков п/у Э. Маркина. 3. И.С. Бах. Бранденбургский концерт № 3, А. Вивальди. Concerto grosso d-moll, Э. Григ. Сюита «Из времен Хольберга», В.А. Моцарт. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром, Р. Вагнер. «Зигфрид-идиллия», Л. Бетховен. Увертюра «Кориолан». Дирижер А. Маркин. 4. Программа камерной музыки в исполнении солистов оркестра: Боккерини. Трио, Й. Гайдн. Два дивертисмента, А. Дворжак. Фортепианный квинтет, К. Дебюсси. Соната для скрипки и фортепиано. Солисты концертмейстеры струнных групп оркестра; партия фортепиано А. Маркин. 5. В.А. Моцарт. Симфония № 40 соль-минор, П. Чайковский. Фрагменты из Серенады для струнного оркестра, Барбер. Адажио для струнного оркестра, Р. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры», Л. Бернстайн. Симфонические танцы из мюзикла «Вестсайдская история». 6. Программа «Владимирский Губернаторский симфонический оркестр и молодые солисты Владимира»: Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром, Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром, С. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром. Солисты: лауреат международного конкурса Арина Шевлякова (скрипка), Михаил Троицкий (виолончель), Артем Ананьев (фортепиано).
7. Закрытие I концертного сезона: К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина: П. Чайковский. «Евгений Онегин», опера в концертном исполнении. Солисты: Татьяна - Марина Андреева («Геликон-опера»), Ольга - Александра Гришкина (МГАФ), Онегин - Алексей Сафиулин (МГАФ), Ленский - Дмитрий Пьянов («Новая опера»), Гремин - народный артист России Анатолий Сафиулин (МГАФ), Ларина - заслуженная артистка России Ирина Снежина. Владимирский камерный хор п/у Э. Маркина и солисты Владимирского камерного хора.
Второй концертный сезон
В рамках второго концертного сезона 1999-2000 гг. оркестр под управлением А. Маркина представил 13 концертных программ цикла «Русская филармония» в зале им. С.И. Танеева и на других концертных площадках города. 1. Открытие II концертного сезона: Ф. Шуберт. Симфония №5, С. Прокофьев. Симфония №1 «Классическая», П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1. Солист лауреат международных конкурсов Максим Филиппов. 2. Bach-abend: И.С. Бах. Концерты для скрипки с оркестром ля-минор и ми-мажор, Концерт для гобоя д’амур с оркестром ля-мажор, Концерт для скрипки и гобоя с оркестром реминор. Солисты: лауреат международных конкурсов, солистка оркестра «Солисты Москвы» под управлением Ю. Башмета Арина Шевлякова (скрипка), солист Московской филармонии Григорий Кац (гобой, гобой д’амур). 3. Гости Владимирского Губернаторского симфонического оркестра: Л. Бетховен. Симфония №1, Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер», А. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Солист лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России Кирилл Родин. Этот концерт был также первым аспирантским экзаменом А. Маркина. 4. Концерт солистов оркестра: A. Корелли. Concerto grosso №3 до-минор, Г. Гендель. Concerto grosso №12 си-минор, Andante из концерта для альта, Э. Элгар. Серенада для струнного оркестра, И.С. Бах. Ария из сюиты №3, Т. Альбинони. Адажио. Солисты. концертмейстеры струнных групп ВГСО. 5. Творческие партнеры оркестра: B.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром №9, П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра, А. Дворжак. Симфония №8. Солист Константин Маслюк, дирижер Дмитрий Васильев (Тамбов). Этот концерт стал началом творческой дружбы двух молодых оркестров - Владимирского и Тамбовского и двух молодых дирижеров. 6. Новогодняя программа: М. Глинка. Камаринская, А. Дворжак. Славянский танец №8, Г. Форе. Павана, Э. Элгар. Фрагменты из Серенады для струнного оркестра, Я. Сибелиус. Грустный вальс, И. Брамс. Венгерский танец №1, И. Штраус. «Сказки Венского леса», Марш Радецкого, Пьяццола. «Зима» и «Осень» из цикла «Времена года», Л. Бернстайн. Сюита из мюзикла «Вестсайдская история», Дж. Керн. Дым, Оффенбах. Увертюра к оперетте «Орфей в аду». 7. К 2000-летию христианства: И.С. Бах. Высокая месса си-минор. Солисты: Ольга Федяева, Лидия Жукова (сопрано), Ирина Снежина (меццо-сопрано), Андрей Иванов (контртенор), Алексей Яшкин (тенор), Владимир Завазальский (бас), Владимирский камерный хор под управлением народного артиста России, профессора Эдуарда Маркина. В феврале 2000 года состоялось выступление Артема Маркина с Тамбовским симфоническим оркестром (главный дирижер Дмитрий Васильев) в концертном зале Тамбовской филармонии. В программе: А. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром (солист профессор Михаил Кустов), Р. Вагнер. «Зигфрид-идиллия», увертюра к опере «Нюрнбергские майстерзингеры». 8. Гости оркестра: П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №2, И. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром, П. Чайковский. Меланхолическая серенада, Вальс-скерцо. Солисты: лауреаты международных конкурсов Мария Тетерина, Антон Сороков (Австрия), дирижер А. Маркин. 9. Концерт учащихся СДМШ №4 (Владимирской капеллы мальчиков): А. Вивальди. Концерт для фагота с оркестром «Ночь», Й. Гайдн. Концерт для фортепиано с оркестром ре-мажор, М. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром соль-мажор, Й. Гайдн. Симфония №45 «Прощальная», В .А. Моцарт. Духовная кантата «Vesperae solennes de confessore». Солисты: учащаяся ДШИ №2 г. Владимира Лариса Лунькина (фагот), учащиеся СДМШ №4 К. Иванов, М. Трач (фортепиано); Владимирская капелла мальчиков под управлением Э. Маркина. В апреле 2000 года состоялось выступление Артема Маркина с Новосибирским симфоническим оркестром (главный дирижер народный артист СССР, профессор Арнольд Кац) в концертном зале Новосибирской филармонии с программой: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», К. Дебюсси. «Море», М. Равель. Болеро. Этот концерт был также вторым аспирантским экзаменом А. Маркина (оценка - отлично). 10. В.А. Моцарт. Концерт для валторны с оркестром №4. Солист лауреат международного конкурса Алексей Камеш. Р. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские майстерзингеры», А. Скрябин. «Мечты», П. Чайковский. «Ромео и Джульетта», М. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе», А. Хачатурян. Большое адажио из балета «Спартак». 11. К 55-летию Победы в Великой Отечественной войне: В.А. Моцарт. «Реквием» памяти павших на войне. Солисты: Светлана Зайко (сопрано), заслуженная артистка России Ирина Снежина (меццо-сопрано), солист Большого театра, народный артист республики Северная Осетия-Алания Олег Биктимиров (тенор), народный артист России, солист МГАФ Анатолий Сафиулин (бас), Владимирский камерный хор и капелла мальчиков п/у Э. Маркина. 12. Концерт русской и немецкой музыки, посвященный Дню города: П. Чайковский. «Ромео и Джульетта», М. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе», А. Хачатурян. Большое адажио из балета «Спартак», Л. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №3, Р. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские майстерзингеры». Солист лауреат международных конкурсов Андреас Кениг (Германия). 13. Закрытие II концертного сезона: С. Рахманинов. «Алеко». Опера в концертном исполнении. Солисты: Земфира - солистка МГАФ Александра Гришкина, Алеко - солист МГАФ Алексей Сафиулин, Молодой цыган - солист Большого театра, народный артист республики Северная Осетия-Алания Олег Биктимиров, Старик - солист МГАФ, народный артист России Анатолий Сафиулин, Старая цыганка - заслуженная артистка России Ирина Снежина, Владимирский камерный хор под управлением Э. Маркина. Дирижер А. Маркин. 14. К юбилею Александра Невского (в рамках всероссийских торжеств): Театрализованное действо (Соборная площадь г. Владимира) на музыку кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» с участием Владимирского камерного хора, Владимирской капеллы мальчиков, владимирских хоровых коллективов "Распев", «Светоч», Архангельского камерного хора и Владимирского Губернаторского симфонического оркестра. В рамках юбилейных торжеств состоялась симфоническая ассамблея на Соборной площади г. Владимира с участием Владимирского Губернаторского симфонического оркестра. В программе - русская симфоническая классика.
Третий концертный сезон
В рамках третьего концертного сезона 2000-2001 гг. Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под управлением Артема Маркина представил 14 новых концертных программ: 1. Открытие III концертного сезона ВГСО: В.А. Моцарт. Симфония №25. И. Штраус. Симфоническая поэма «Дон-Жуан». Д. Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром №1. Солист лауреат международных конкурсов Антон Сороков (Австрия). Дирижер Артем Маркин. 2. Гости оркестра: Н. Рота. «Concerto per archi» (Концерт для струнных). М. Равель. Болеро. X. Родриго. Фантазия для джентельмена и Концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром. Солист лауреат международных конкурсов Владимир Митяков. Дирижер А. Маркин. 3. Творческие партнеры оркестра: И. Брамс. Симфония №3. С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №3. Солист лауреат международных конкурсов Максим Филиппов. Дирижер А. Маркин. 4. Гости оркестра: П. Чайковский. Пеццо-каприччиозо и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Д. Шостакович. Симфония №5. Солист лауреат международных конкурсов Денис Шаповалов. Дирижер А. Маркин. 5. Камерный оркестр ВГСО. Творческие партнеры ВГСО - дирижирует Кирилл Родин в программе «Альтовая школа Юрия Добротворского»: И.С. Бах. Бранденбургский концерт №6, И.С. Бах. Концерт для альта с оркестром. Г. Телеман. Концерт для альта с оркестром. В.А. Моцарт. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Й. Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром №1 до-мажор. Солисты: ученики владимирского педагога по классу скрипки и альта Ю. Добротворского - выпускники, студенты и аспиранты Московской и Нижегородской консерваторий, РАМ им. Гнесиных. Дирижер и солист (концерт Гайдна) лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России Кирилл Родин. 6. Творческие партнеры оркестра: И. Брамс. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Солисты: лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории Владислав Иголинский (скрипка) и Кирилл Родин (виолончель). Д. Шостакович. Симфония №5. Дирижер А. Маркин. В декабре 2000 года оркестр впервые в России в официальной обстановке исполнил вновь утвержденный гимн А. Александрова (на церемонии инаугурации губернатора Владимирской области). 7. Новогодняя шоу-программа: Произведения популярной классики и эстрадной музыки (фрагментарно повторена на новогоднем приеме мэра г. Владимира). В январе 2001 года в концертном зале Новосибирской филармонии состоялся концерт А.Маркина с Новосибирским симфоническим оркестром. В программе: А. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром (солист Кирилл Родин). К. Дебюсси. Три симфонических эскиза «Море». Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». 8. Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». К. Дебюсси. Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна». Р. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские майстерзингеры». П. Чайковский. Симфония №6. «Патетическая». Дирижер А. Маркин. В феврале 2001 года в к/з Тамбовской филармонии состоялся концерт А. Маркина с Тамбовским симфоническим оркестром. В программе: И. Брамс. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром (Солисты: А. Пауткин и М. Тарноруцкий). Р. Вагнер. Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда». Увертюра к опере «Тангейзер». 9. Г. Берлиоз. Симфония «Гарольд в Италии» для альта с оркестром. Солист Юрий Добротворский. Э. Элгар. Концерт для виолончели с оркестром. Солист Кирилл Родин (это сочинение также исполнялось в рамках III сезона с профессором Тамбовского музыкально-педагогического института Михаилом Кустовым). 10. Шоу-программа к Международному женскому дню: В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». А. Дворжак. Славянский танец №1. Г. Свиридов. Романс. B. Беллини. Ария. Солист Александр Самсонов (труба). Ф. Крейслер. Муки любви (солистка Ирина Фролова). Дж. Гершвин. « Nice work if you can get it». Э.Морриконе. «Chi mai» из к/ф «Профессионал». H. Бродский - C. Кан. «Ве ту Іоѵе». Дж. Гершвин. «Summertime». Л. Далла - Caruso. Дж. Хорнер - «Му heart will go on» из к/ф «Титаник». О. Строк. «Лунная рапсодия». Ф. Меркюри - М. Моран. Барселона. Дж. Леннон - П. Маккартни. «Yesterday». Презентация духового оркестра ВГСО: Танго «Брызги шампанского» и «Кумпарсита». Ч. Кориа. «Spain-La Fiesta». Дирижер Артем Маркин. 11. Играют солисты оркестра и учащиеся музыкальных учебных заведений г. Владимира: М. Брух. Концерт для скрипки с оркестром. Солистка студентка бакалавриата ВГПУ Ирина Фролова. Р. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Солистка студентка ВМУ Екатерина Голенко. П. Чайковский. Размышление. Солистка Анна Сербина (скрипка). А. Копленд. Концерт для кларнета с оркестром. Солист Эдуард Пантелеев. Й. Гайдн. Концерт для трубы с оркестром. Солист Александр Самсонов. Дирижер Артем Маркин. 12. Творческие партнеры оркестра: И. Штраус. Концерт для валторны с оркестром № 1. Солист Андрей Кузнецов. К. Нильсен. Концерт для флейты с оркестром. Солистка Галина Ермакова. Ф. Мендельсон. Симфония №4. Дирижер Дмитрий Васильев. 13. Программа к юбилею классика советской музыки Рейнгольда Морицевича Глиэра: Концерт для валторны с оркестром (посв. Валерию Полеху). Солист Виталий Полех. Концерт для арфы с оркестром (посв. Ксении Эрдели). Солистка Ксения Эрдели - младшая. Концерт для голоса с оркестром. Солистка Галина Бойко. Концерт для виолончели с оркестром. Солист Кирилл Родин. Дирижер А. Маркин. 14. Закрытие III концертного сезона: Ж. Бизе. Опера «Кармен» в концертном исполнении с участием Владимирского камерного хора и солистов московских оперных театров.
Создание симфонического оркестра в регионе, где за тысячелетнюю историю все предыдущие попытки оказывались неудачными, стало задачей, по сложности эквивалентной построению цивилизованного демократического общества в России после 70-летнего социалистического периода. Тяжелейшие условия: огромные проблемы с бюджетным финансированием, отсутствие не только парка инструментов, но и пультов, «тесная» репетиционная база (залы Георгиевской церкви) и, наконец, кадровые проблемы, - сделали эту задачу теоретически невыполнимой. Владимирский Губернаторский симфонический оркестр пришлось комплектовать музыкантами, из которых считанные единицы уже имели опыт профессиональной игры в симфонических и камерных оркестрах. Изначально оркестр был создан целиком на основе местных кадров, что не имеет аналогов в провинциальной оркестровой жизни России (достаточно упомянуть лишь формально владимирский коллектив - камерный оркестр филармонии «Musica Viva», целиком укомплектованный московскими музыкантами и даже репетирующий только в Москве). При всех минусах следует сказать, что государственная польза Владимиру и области огромна - педагоги города стали вести регулярную музыкантскую, концертную жизнь, привели в оркестр своих бывших учеников, студентов, что положительно сказалось на качестве их преподавания и дало огромный толчок развитию струнных школ (уже на презентации четверо оркестрантов-педагогов исполнили сольные партии в двух басовских концертах). А ведь одна из важнейших проблем среднего и высшего звеньев профессионального музыкального образования - достаточно слабая связь обучения студентов с их последующей трудовой деятельностью в качестве артистов оркестра. К сожалению, сохраняется ситуация, когда педагоги производят как бы будущих солистов, но в результате, как правило, будущих педагогов (за редким исключением). А в солисты выходит, может быть, лишь один процент. Основное назначение учебных заведений среднего и высшего звена - работа на оркестр. И главная задача, поставленная областью перед нашим оркестром, - служить кузницей профессиональных кадров музыкантов-инструменталистов.
Не секрет, что репертуар произведений, которые может исполнить солист - гобоист, фаготист, альтист, кларнетист, контрабасист, флейтист, весьма ограничен. И наступает момент, когда даже сложившемуся солисту становится тесно в рамках своего инструмента. И только в симфоническом оркестре музыкант может раскрыться полностью.
Поскольку одной из составляющих струнных групп нашего оркестра являются студенты музыкального училища, на примере становления нашего оркестра как никогда явно обнаружились некоторые дефекты российской системы подготовки музыкантов-инструменталистов. Занятия в оркестровом классе воспринимаются студентами зачастую как ненужный придаток (предмет сей по важности для них занимает место где-то между физкультурой и военной подготовкой). Работа оркестрового класса заключается в подготовке студенческим оркестром концертной программы. И подготовка эта проходит, как правило, в течение длительного времени - недель, а то и месяцев, - что, разумеется, не способствует формированию умения быстрой ориентации в нотном тексте. Студент фактически выучивает свою партию наизусть, и это, в свою очередь, затрудняет выработку другого важного навыка - читать ноты и одновременно не выпускать из поля зрения жест дирижера, следуя ему. Кроме того, слишком длительные репетиционные сроки притупляют у студентов интерес к занятиям: пропадает творческая инициатива, ослабляется внимание, снижается дисциплина. В результате на выступлениях любого студенческого оркестра нередко можно увидеть равнодушные лица исполнителей.
В училищном же оркестровом классе зачастую складывается ситуация, когда оркестр, выучив наконец-то относительно сложное сочинение практически наизусть, принимает в свои ряды первокурсников, которые сразу не в состоянии справиться с программой (системы освоения которой нет) и испытывают огромные трудности, «вымучивая программу». Через год ситуация повторяется, и приготовленная таким образом музыка становится столь же непотребной, как десять раз разогретый суп.
Здесь следует сказать также, что, к сожалению, у руководства студенческими оркестрами очень мало подлинных педагогов, но очень много часто меняющихся, сомнительных в плане музыкантских интересов личностей - это и наскоро «переквалифицировавшиеся» бывшие неудачники-инструменталисты, народники и хоровики, ассистенты-экспериментаторы, «пробующие» какое-либо произведение для собственного тренажа, «дирижеры временно без оркестров», всегда чурающиеся «черной» работы и т.д. Доверие у студента-оркестранта к очередному проходимцу за пультом отсутствует начисто, дирижерский авторитет в глазах будущего оркестранта подорван раз и навсегда.
Естественно, что навыки работы с дирижером у студента-струнника остаются практически неразвитыми, хотя они неплохо развиты у духовиков, изучающих дирижирование, изначально нацеленных на игру в оркестре, возможное будущее руководство духовым коллективом и, как правило, всегда имеющих некоторый опыт игры в оркестрах. В результате оркестрантом в лучшем случае воспринимаются только дирижерские показы вступлений и снятий, отсутствует навык считывания с руки информации о фразировке, структурах и форме (подчас инструменталист не в состоянии определить по руке дирижера даже иктовость или предиктовость мотива - «из» или «в» следует ему играть).
Итак, студент после окончания учебного заведения, сыграв в концертах запланированное число произведений, по заключению Государственной комиссии получает квалификацию «артист оркестра». Однако на деле выходит, что эту запись в дипломе он получил только лишь за аккуратное посещение репетиций и за участие в концертах. Индивидуальная же оценка его успехов, как это имеет место на других отделах и кафедрах, отсутствует, и руководители оркестрового класса фактически не несут ответственности за многолетнюю подготовку каждого студента в отдельности.
Следует признать, что существующее положение в училищах и вузах с предметом, непосредственно связанным для многих студентов с их будущей профессиональной деятельностью, вряд ли можно считать удовлетворительным (несмотря на вполне благополучное положение дел в классах камерного ансамбля и квартета).
Одним из способов решения этой проблемы могло бы стать активной вовлечение преподавателей специальных классов в работу студенческого оркестра. Закладывая основы работы нашего оркестра, мы попытались смоделировать систему, которая могла бы успешно существовать и в рамках учебного процесса. Подтверждает это огромный интерес студентов училища к игре в нашем оркестре. Их привлекает, конечно же, мощь звучания, ни с чем несравнимое ощущение слушания себя внутри симфонического механизма, разнообразие репертуара, наличие интересной системы работы.
К огромному сожалению, практически отсутствуют методические разработки как по работе с оркестром (несмотря на обилие хоровых и симфонических руководств по «темному делу» - дирижированию), так и по методике воспитания будущего оркестранта, хотя прекрасно разработаны и могут быть взяты за основу (разумеется, с поправкой на групповую игру) общие принципы квартетного исполнительства применительно к камерно-оркестровому и частично к симфоническому.
Педагоги музыкального училища и школ города, являющиеся концертмейстерами, активно вовлечены в занятия по группам (которым в оркестре уделяется достаточно много времени - одна трехчасовая репетиция еженедельно). Подобный высокопродуктивный метод работы мог бы быть с успехом внесен в учебные планы. Цель подобного метода - научить студента работать самостоятельно, что возможно только при тесном контакте дирижера и педагога по специальности.
Студент должен научиться правильно читать музыкальный текст, умея, например, уже при разборе партии отличить фразировочные лиги от штриховых, самостоятельно подобрать оптимальную аппликатуру, правильно расшифровывать мелизмы (желательно исходя не из какой-либо системы, а из музыкальной оправданности). Студенту должна быть также предложена система регулярных домашних занятий над партиями, дополнительная методика работы над малоупотребительными в сольном репертуаре штрихами и приемами, например, над разнообразными способами игры pizzicato.
Один из немаловажных принципов работы, который с успехом может применяться на оркестре - поиск равновесия между метросозидающей (четкость метра и ритма, хорошая метрономичность) и метроразрушающей (агогика и rubato) силами, воспитание настоящего чувства ритма. К сожалению, часто бытующее в исполнительских классах натаскивание на интерпретации «свободных художников», установки на чрезмерное «сольное» rubato не способствуют и даже противодействуют воспитанию у студента полноценного чувства темпометроритма.
Основу репертуара Владимирского Губернаторского симфонического оркестра на начальном этапе становления составляет музыка барокко, классика и ранняя романтика, отличающиеся ясным текстом и сложными исполнительскими задачами. Это такие произведения, как Большая месса Моцарта c-moll (произведение с дублированными и взаимоподдерживающими друг друга «хорами» струнных, дерева, меди и собственно хора, идеальное для складывающегося ансамбля), Бранденбургский концерт №6 Баха, Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта, «Хольберг-сюита» Грига, увертюра «Кориолан» Бетховена и «Зигфрид-идиллия» Вагнера (как пьеса на длинное, «симфоническое» дыхание).
Распорядок репетиций Губернаторского оркестра спланирован с учетом использования наиболее оптимальных, продуктивных и требующих наименьших временных затрат методов работы (в данный момент практически все оркестранты - совместители, имеющие основные места работы в музыкальных учебных заведениях города). Репетиции проводятся каждый день, продолжаются по три часа: в понедельник - с ведущим струнным квинтетом концертмейстеров (определяются основные темповые, фразовые, штриховые моменты и нюансировка); во вторник струнники занимаются только по группам (дирижер работает с одной из групп, в остальных занимаются концертмейстеры; возможны комбинации групп); в среду репетирует вся струнная группа целиком; в четверг - духовая группа (иногда с разделением на дерево и медь); единственная пока сводная репетиция проводится в пятницу. Данный распорядок может варьироваться в зависимости от этапа работы (перед концертом проводится больше сводных репетиций) и идеально обеспечивает функционирование оркестрового механизма (с полной «разборкой», «прочисткой» и «смазкой») на начальном этапе становления оркестра.
Основная задача групповых репетиций - полная унификация всех технологических моментов - штрихов, штриховых приемов, атак и аппликатуры (у духовиков - по возможности). Группы отрабатывают игру в одной части смычка в связи с характером и нюансировкой, работают над единым, близким характером вибрации. Аппликатура выбирается оркестрово и позиционно удобная (у виолончелей и контрабасов желательно со свободным использованием всех пяти пальцев), соответствующая фразировке и обеспечивающая уверенное, без риска интонирование группой (позволяющая «брать», а не «попадать»), избегая открытых струн. Несмотря на то, что открытые струны вместе с игрой в первых позициях часто применялись во времена барокко, в современных количественно больших оркестровых группах их применение нежелательно из-за резкого звучания, создающего немотивированную акцентировку и невозможности вибрации и контроля высоты применительно к ладовым, альтерационным и модуляционным обострениям в романтической музыке).
В раннеклассической и барочной музыке (основные составляющие репертуара молодого оркестра) часто стоит проблема снятия лиг - ради оркестровой четкости предпочтение отдается detache, необходимо ясно определяться в отличии штриховых лиг от фразировочных и мотивно-артикуляционных (коими пестрят различные редакции, например, издательства Breitkopf). При освоении произведений барочной и раннеклассической эпох (особенно в фугах) важное значение приобретает работа над штрихом маркированное detache, особенно над его разновидностью, так называемым баховским, или декламационным detache, с жестко маркированной артикуляцией смен смычка, с игрой «на струне», с остановкой смычка в четвертях (с сокращением их длительности) и с ослаблением нажима на смычок при каждом движении в фактуре, изложенной восьмыми и шестнадцатыми. При невыполнении этих условий фактура выявляется нечетко и размыто. Также необходима работа над ровностью и ритмической определенностью в штрихе legato.
Большое внимание на групповых и сводных репетициях уделяется воспитанию навыков синхронной игры в каждой длительности, исполнительски определенного ощущения чередования сильных и слабых долей, работе над сохранением темпа без воздействия «допингующего» жеста дирижера при сольных, групповых, квартетных и сводных проигрываниях. Для обеспечения совместности необходимо раскрывать «секрет» слышания и игры каждой ритмогруппы. Важно внутри каждой ритмо- и метрогруппы уметь выявить естественные, созидающие живое звучание тяготения.
Только при регулярной работе над метроритмической синхронностью дирижер может обращаться к работе над естественным мелосом, отвлекая оркестр от метроритмических узлов и создавая естественную фразировку вне тактовой черты, «вылепливая» структуры и слагая исполнительскую форму.
Итак, основное значение имеет широко понимаемый принцип zusammen («вместе»), предполагающий созидание единства на всех уровнях. Звук оркестра - и в узком (звучание групп, никто не выделяется, не солирует), и в широком смысле слова единотембровый (три хора - струнные, деревянные и медные духовые созидают единый оркестровый тембр). Не должен темброво выделяться и концертмейстер. Его роль - ведущая, но в группе. Часто полезным бывает временное изменение рассадки (со сменой музыкантами функций ведущий-ведомый).
Происходит как бы «обмен проблемами», ведь разного рода трудности испытывают все - последним пультам не слышны первые, плохо видно руку дирижера; средние пульты являются связующим звеном между первыми и последними, концертмейстер вторых скрипок одновременно несет функции как ведущего, так и ведомого). Навык хорошо играть за любым пультом необходим каждому оркестранту - в массе своей они заражены проблемой личного престижа, рассматривая рассадку как иерархию мастерства. Кстати, традиционная комплектация партии вторых скрипок «второсортными» музыкантами сильно вредит качественному балансу всего струнного квинтета.
Следствием таких проблем оркестрантов, как неумение играть по руке, по ведущему концертмейстеру (вырабатывается при сольных, квартетных и групповых проигрываниях под руку дирижера) является крайне неприятная и заметная, слышимая манера вступления не вместе, как один, а как бы на отрезке времени - по цепной реакции от первого пульта к последнему.
Для начинающего оркестранта очень важно воспитание умения приспосабливаться к любой акустике, слышать себя и в fff и в ррр, воспринимать piano не как руководство к тусклой игре, не уровень громкости, а качественную, интенсивную игру.
В качестве модели строя на первом этапе работы может служить темперированный с постепенным и осторожным зонным обострением внутри лада. Поэтому занятия группами в нашем оркестре часто проводятся с сопровождением игрой остальных голосов партитуры на рояле дирижером (обращая внимание оркестрантов на особое резонансное усиление звука при стройной игре). Начинающий оркестрант сразу ориентируется на несколько «сглаженную», без характерного для сольной игры заострения вводных тонов, групповую интонацию. Группа также учится приспосабливаться к интонации концертмейстера. И каждый обязан не только видеть и слышать, но и чувствовать концертмейстера, моментально исправляя интонацию. Важен при контроле общего строя и аккорда также контакт всех концертмейстеров групп, который вырабатывается на отдельной репетиции. Эпизодически на групповых репетициях желательно проигрывать гаммы во всех тональностях,- в унисон и в различные интервалы и аккорды. Упражнения эти играются в разных ритмических рисунках, комбинациях тембров (например, II скрипки-альты), в различной динамике и обязательно с интонационным уточнением non vibrato. Для чистоты строя полезны также проигрывания в медленных темпах, с выслушиванием каждой вертикали на нюансе «ріапо», отдельные проигрывания унисонных линий.
При осторожном зонном обострении (первый шаг вперед от «аппликатурной» интонации) каждому музыканту нужно ясное представление взаимного тяготения тонов, будь оно ладовым, модуляционным или альтерационным.
При общей настройке после проверки строя в струнной группе (ррр, на длинном смычке) необходима тщательная сверка его со строем духовой группы («ля» гобоя, к сожалению, не всегда нужный ориентир) и проверка строя духовиков по трем чистым квинтам а-е, b-f, as-es, охватывающим практически все их сомнительные диапазоны.
Широко применяем мы и практику квартетных и квинтетных проигрываний (игра первых голосов здесь уже может служить образцом). Подобный мобилизующий метод (никто не хочет «ударить в грязь лицом») хорошо вырабатывает манеру игры «с открытыми ушами», приучает к слышанию своей партии в прозрачном соотношении с другими (что крайне полезно для струнников с их «одноголосным», «мелодическим» менталитетом и слышанием) в каждый момент совместной игры, ведь здесь рука дирижера уже достаточно грубый ориентир. Музыкант приучается слышать целое, принимать участие в его создании, слушать и знать вступления других голосов, переклички и дубляжи звуковых линий, «играть ушами, а не пальцами».
Три типа взаимодействия голосов - дублирующий, аккомпанирующий (в том числе заполнение гармонии) и контрапунктирующий (диалог либо соревнование) должны реализовываться тремя различными звуковыми качествами, с мобильным переключением. Например, музыкант должен всегда отдавать себе отчет, что качество нюанса «форте» всегда разное и, в частности, при унисонном дублировании оба голоса должны играть на полнюанса тише, при доминировании верхнего (І-ІІ скрипки) или нижнего (альты-виолончели), чем, кстати, скрадываются интонационные несовпадения.
Дирижер обязан воспитать у музыканта такое же контрапунктическое, «распластанное» слышание фактуры, коим обладает он сам. Что касается собственно нюансировки, необходимо всегда точно дифференцировать, что из двух возможных она означает - «так следует играть» или «так должно звучать».
Студенту и начинающему оркестранту очень важно выработать навыки оркестровой читки с листа. Для этого еженедельно проводятся читки новых произведений. Оркестрант вынужден «приучаться» выполнять «разведку» глазами вперед, не упуская из внимания жест дирижера, приучается играть, не глядя на гриф и смычок, мобильно находить удобную позицию, выделять в своей линии главное (ведущий голос, мелос) и второстепенное, сразу искать интонационные опоры, «строить» ко всему квинтету.
На групповых занятиях часто соединяются виолончели с контрабасами и альтами с целью выстраивания единой звуковой линии, где виолончели не преобладают, а контрабасы играют достаточно активно (для выработки у них исполнительской свободы необходимо освоение навыка игры сидя). В партиях контрабасов желательно делать разумные облегчения отчетливости ради, особенно в барочном и раннеклассическом репертуаре, где они дублируют виолончели окта
вой ниже; иногда из тех же соображений можно предложить им более спокойный ритмический рисунок. Отчетливая и стройная игра контрабасов - залог организованной, в плане метроритма и строя, игры всего оркестра. Если контрабасист не слышит себя, его внимание можно обратить на резонансное биение струны под пальцем при стройной игре.
Сильно вредит общему впечатлению вялая, даже никакая внешняя эмоциональность, столь распространенная среди нас, бывших «советских». А ведь почти каждый исполнитель виден публике, его равнодушие сильно нарушает впечатление от концерта, и даже «сыгранное» заинтересованное отношение и артистическое удовольствие от игры создает зрительное ощущение единства.
Важна уживчивость музыканта в коллективе. Плох оркестрант, мнящий себя лучшим, если его честолюбивые амбиции (не всегда оправданные) не подкрепляются пользой для общего дела. Такой музыкант, маниакально считающий себя вдегда правым, не способен к творческому росту и вреден для коллектива.
И, наконец, плох дирижер, упускающий из внимания любые музыкальные, технологические, общественные и личностные, материальные и духовные проблемы своего коллектива.
Отзывы о выступлениях Владимирского Губернаторского симфонического оркестра:
«Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под управлением А. Маркина принадлежит к числу самых молодых симфонических коллективов современной России.
Для меня было большой радостью творческое общение с музыкантами и Маэстро во время выступления с концертом А. Дворжака. Энтузиазм и увлеченность, с которыми оркестр работает на репетициях, чуткое и внимательное отношение дирижера к пожеланиям солиста, особая праздничная атмосфера на сцене - все это дает хорошие художественные результаты.
Выступления оркестра становятся событиями в культурной жизни Владимира. В программах концертов представлена музыка различных эпох и стилей, партнерами выступают известные российские музыканты.
Уверен, что впереди оркестр и его главного дирижера Артема Маркина ждут новые творческие достижения, интересные музыкальные проекты, признательность публики.
Солист Московской государственной академической филармонии, лауреат международных конкурсов Кирилл РОДИН».
«Знаю Артема Маркина с января 1998 года, с момента организации им Владимирского Губернаторского симфонического оркестра. Дальнейшая двухгодичная работа А. Маркина показала правильность выбранного им пути.
За два сезона им сыграны сложнейшие произведения на достаточно высоком художественном уровне, среди них увертюра к опере Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», Концерт А. Дворжака для виолончели с оркестром (солист К. Родин), опера Чайковского «Евгений Онегин» в концертном исполнении, симинорная месса Баха с Владимирским камерным хором, а также другие сочинения русской и зарубежной классики.
Серьезность намерений А. Маркина говорит о достаточном понимании выбранной им роли руководителя и организатора Владимирского Губернаторского симфонического оркестра.
Художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского филармонического оркестра, лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», народный артист СССР, профессор А.М. КАЦ».
«Позвольте выразить Вам глубочайшую признательность и чувство удовлетворения от совместной работы с Владимирским Губернаторским симфоническим оркестром. Не верится, что Ваш оркестр существует уже второй год. Впервые выступая с приглашенным дирижером, коллектив сумел принять и выполнить его требования, приспособиться к непривычным жестам, что не всегда удается даже солидным оркестрам. Особенно тронула профессиональная дисциплина и особая творческая атмосфера в коллективе. Музыканты с увлечением работают и не боятся учиться, а это самое главное.
Желаю вам творческих успехов.
Искренне Ваш, главный дирижер Тамбовского симфонического оркестра Д. В. ВАСИЛЬЕВ».
«...У руководителя и дирижера оркестра А. Маркина все более проявляется своя неповторимая индивидуальность в трактовке классики. В традиционном академическом исполнении «Реквием» Моцарта представляет собой католическую заупокойную мессу, предназначенную для отпевания, и воспринимается как скорбное размышление о жизни и смерти. В исполнении А. Маркина месса звучала страстно, апокалиптически. Слушателям открылась еще одна, грань трагической глубины этого духовного сочинения: поистине высший суд и гнев Божий. Такая интерпретация созвучна нашему времени и выражает скорбный гнев по поводу бессмысленности текущей войны и новых жертв. Симфонический оркестр, как видим, - не только знак рафинированной культуры. Это еще и проявление общественного сознания и воспитания его в слушателях.
профессор кафедры литературы ВГПУ И. ПРИХОДЬКО».
«Невероятно, но факт. Коллектив, которому едва исполнилось полтора года, смог отважиться на исполнение сложнейшей из всего, существующего в мире симфонического хорового репертуара, музыки - мессы, которая и на Западе звучит лишь в прославленных концертных залах и соборах, в исполнении прославленных коллективов и дирижеров. Во Владимире ни в старое, ни в новое время, естественно, она не звучала. Не прозвучала бы и теперь, если бы не вдохновенно-творческое и духовное дерзновение наших музыкантов, и прежде всего отца и сына Маркиных.
Можно представить, какие трудности пришлось преодолеть и какой труд вложить всем исполнителям, чтобы своими, силами, без приглашения мировых знаменитостей, исполнить полный текст и воплотить глубокий замысел великого Баха, без купюр и адаптаций.
Труднейшие сольные партии исполняли те, кто держал и партии хора. Одновременно обозначились и прекрасные, богатые по колориту и мастерству владения голоса: лучшие сольные партии мессы звучали божественно в исполнении И. Снежиной, В. Завазальского и единственного и первого в музыкальной истории Владимира контртенора Андрея Иванова.
Это поистине духовный и творческий подвиг. Пришедшие на концерт испытывали состояние, которое древние греки называли катарсис, - очищение через потрясение в результате приобщения к вечному и великому, явленному на земле, здесь и сейчас.
В антракте и после концерта звучит слово «событие», вырывается оно из уст профессионалов и старожилов. О значении слова событие размышлял и Александр Блок. В одной из своих статей он писал, что обыватель «просто не может себе представить», что происходят события в жизни человечества: «бывают мировые войны; бывают революции; рождается Христос». События «переживает меньшинство, а людская масса вне всего этого; для нее - событий не происходит».
Похоже это наблюдение Блока распространяется на все времена. Сформулированный им закон объясняет, почему на этом событийном концерте не было аншлага, почему не присутствовали «отцы города»... В конце концов, для тех, кто там был, не это было самое главное. Но как ярко это характеризует тех, кто там не был, и от кого зависело придать атмосферу праздника этому Событию.
профессора ВГПУ, И. ПРИХОДЬКО, А. ПЕНЬКОВСКИЙ».
Никитин Юрий вспоминает: «Я очень тронут тем, что Артём Маркин достойно оценил написанный мной гимн городу Владимиру и в 2004 году с оркестром исполнил его на городском музыкальном смотре-конкурсе. Гимн прозвучал очень мощно и достойно. И хоть пока он официально не получил статус гимна города, но ежегодно исполняется на городских краеведческих конкурсах и творческих вечерах и, по оценкам краеведов, вполне достоин звания гимна города Владимира».
Творческими партнерами Владимирского Губернаторского симфонического оркестра являлись выдающиеся музыканты – звезды мирового исполнительского искусства: Николай Петров, Денис Мацуев, Николай Луганский, Бориc Березовский, Александр Гиндин, Екатерина Мечетина, Полина Осетинская, Вадим Руденко, Жан Рондо, Татьяна Гринденко, Алена Баева, Дмитрий Коган, Никита Борисоглебский, Борис Бровцын, Айлен Притчин, Даниил Гришин, Александр Князев, Борис Андрианов, Денис Шаповалов. С февраля 2004 года репетиционной и концертной базой ВГСО является новый Зал классической музыки, зарекомендовавший одним из передовых центров музыкальной культуры России.
В мае 2007 года, наряду с Государственным симфоническим оркестром “Новая Россия” (Москва), Уральским академическим симфоническим оркестром (Екатеринбург), Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под управлением Артема Маркина принял участие во Втором Международном Метнер-фестивале, учрежденном пианистом Борисом Березовским.
В сентябре 2007 года в Рахманиновском зале Московской консерватории ВГСО под управлением Артема Маркина представил монографическую программу из произведений Моцарта. Программа оркестра, посвященная памяти Анны Политковской (октябрь 2007 г.), транслировалась по Радио “Орфей”.
Благодаря грантам областной администрации в 2008-2011 годах оркестр под управлением Артема Маркина с большим успехом провел цикл концертов в районах Владимирской области. В ноябре 2008 г. по личному приглашению Иветты Вороновой и Дениса Мацуева оркестр участвовал в открытии Международного конкурса программы «Новые имена» в Большом зале Московской консерватории и получил высокую оценку исполнительского мастерства музыкантов.
В декабре 2008 года Постановлением Губернатора Владимирской области оркестру присвоен статус особо ценного объекта культурного достояния Владимирской области. В 2009 году Владимирский Губернаторский симфонический оркестр стал лауреатом региональной премии в области культуры, искусства и литературы.
В ноябре 2010 г. оркестр с успехом принял участие в исполнении восстановленной специалистами Государственного музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки оратории Степана Дегтярева "Минин и Пожарский, или освобождение Москвы" в Суздале в рамках торжественных мероприятий, посвященных Дню народного единства.
В сентябре 2011 г. Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под управлением Артема Маркина совместно с Владимирским камерным хором и Владимирской капеллой мальчиков открыл XIV концертный сезон исполнением Девятой симфонии Людвига ван Бетховена.
В 2012 г. Губернаторский оркестр выступил в Концертном зале Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобаческого с программой из произведений В. Генина, Д. Шостаковича и М. Равеля.
В марте 2013 г. оркестр принял участие во Всероссийском фестивале современного хорового искусства «Гармония и мир», исполнив «Реквием» Л.Панкратова на стихи Анны Ахматовой совместно с хором Нижегородской государственной консерватории и мужской капеллой «Благовест».
В 2013 г. Губернаторский оркестр закрыл юбилейный XV концертный сезон исполнением симфонической фантазии "Парсифаль" Рихарда Вагнера - Хенка де Флигера, а также принял участие в Днях Санкт-Петербурга во Владимирской области, реализовав совместный проект с Санкт-Петербургским театром музыкальной комедии.
В декабре 2013 г. состоялись гастроли оркестра в Москву, где ВГСО под управлением Артема Маркина выступил совместно с пианистом Михаилом Лидским на сцене Баженовского зала музея-усадьбы Царицыно, представив программу из произведений Э. Грига, И.С. Баха и Л. Бетховена.
Оркестр маэстро Маркина также участвовал в организованном Центром классической музыки цикле концертов Всероссийского музыкального проекта "Поколение звезд" во Владимирской области, художественным руководителем которого является знаменитый виолончелист Борис Андрианов. Концерты проекта состоялись в трех городах области - Суздале, Муроме и Владимире, где на сцене Центра классической музыки в финальном концерте цикла совместно с оркестром выступили Борис Андрианов (виолончель), Дмитрий Илларионов (гитара) и Граф Муржа (скрипка).
В течение 2013 г. Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под руководством Артема Маркина принимал участие во всероссийской благотворительной акции Дмитрия Когана "Время высокой музыки", в рамках которой коллектив дважды выступил с известным скрипачом во Владимире, а также в декабре 2013 г. - в Большом зале Московской государственной консерватории.
В 2014 году оркестр Артема Маркина стал вдохновителем и организатором новаторского культурно-музыкального проекта «Музыкальная экспедиция», реализованного при поддержке Министерства культуры России (по личному распоряжению министра культуры Владимира Мединского) и Губернатора Владимирской области Светланы Орловой. Концерты фестиваля прошли в 6 городах Владимирской области с участием таких звезд российской исполнительской школы как виолончелист Борис Андрианов, альтист Даниил Гришин, скрипачи Валерий Соколов и Борис Бровцын, пианисты Итамар Голан (Израиль) и Яков Кацнельсон. В рамках проекта состоялись отдельные концерты-акции в поддержку восстановления легендарной усадьбы Храповицкого в Муромцево (Судогодский район Владимирской области) и исторического производства хрусталя на Гусь-Хрустальном заводе.
В 2014 г. коллектив Губернаторского оркестра за творческие достижения занесен в областную "Галерею Славы".
Граф Муржа и Владимирский Губернаторский симфонический оркестр
На протяжении 2013 – 2018 гг. творческие проекты Артема Маркина и Губернаторского оркестра становились необходимой частью всех всероссийских форумов, проводимых во Владимирской области – Всероссийского экономического форума, V парламентского форума «Историко-культурное наследие России», I Всероссийского съезда организации политологов.
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Администрации Владимирской области Владимирский Губернаторский симфонический оркестр является основным участником проектов: «Танеевский фестиваль», «Музыкальная экспедиция», «ALMA MATER: Новые имена в Суздале» с Денисом Мацуевым, «Лето Господне». Концерты фестивалей собирают тысячные аудитории и привлекают большое внимание федеральных и региональных СМИ.
Закрытие фестиваля «Музыкальная экспедиция». 2018 г.