Наталья Александровна Колесникова, много лет тому назад, ещё учась в пятом классе, со своей подругой увидела объявление в школе о наборе в детский хор Дворца пионеров Барнаула, где жила тогда семья нашей героини. И как это может показаться ни странным, её приняли, а подругу нет. Занятия в детском хоре нравились Наташе, она солировала в нём, с удовольствием пела популярные в то время пионерские песни, которые любила и знала. Затем были занятия в ансамбле «Юность», руководил которым Юрий Кулешов. Кулешов, заметив голосовые данные своей ученицы, настаивал на том, чтобы Наталья поступала в Барнаульское музыкальное училище. В то время было постановление - брать кандидатами одарённых детей без музыкального образования, но при наличии способностей. Буквально проучившись первый семестр, она проявила себя способной ученицей и была переведена в студенты. Девушка училась на дирижёрско-хоровом отделении. Здесь ей всё нравилось, как нравилось и участие в студенческом хоре. Помнит она и своих педагогов. «Это и М.И. Менхус-Жданова, и С.С. Тернецкая, и её муж А.А. Тернецкий, - вспоминает Наталья Александровна. - Они помогали и воспитывали нас в этом плане».
По окончании в 1974 году музыкального училища Колесникову направили в Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки на дирижёрско-хоровой факультет. Поступление в консерваторию совпало со сложным периодом в жизни девушки - у неё умерла мама. «Но жизнь идёт, ты должна идти дальше», - говорили ей. В консерватории Наталье тоже повезло с педагогами. «Здесь, - оживляется моя собеседница, - моим педагогом, учителем, мастером хорового дела был Б.С. Певзнер - талантливый дирижёр, ученик Владимира Минина». По её утверждению, он впитал в них красоту музыки, «он удивительно работал над звуком. Всё, что я умею, я взяла у него. Он научил меня разбираться в музыке». Наталья пела в камерном хоре Певзнера, где в репертуаре были произведения Моцарта, Танеева, Брамса, Бетховена... Произведения русской духовной музыки и зарубежной классики.
Студентке было интересно всё. Наташа посещала уроки симфонической музыки у Арнольда Каца, которые он вёл у аспирантов’. Формированию музыкальных пристрастий способствовали также Наталья Мельникова (педагог по фортепиано), певица, народная артистка СССР Лидия Мясникова, пианистка Мэри Лебензон, дирижёр Новосибирской оперы Юрий Фактарович и многие другие. Формированию творческого облика нашей героини способствовал и Юрий Брагинский - по словам Колесниковой, душа-человек. Он был в первом составе знаменитого ансамбля «Дружба». «Это были очень талантливые люди, - не устаёт повторять Наталья Александровна. - Я никогда не забуду ту доброту, уважение и терпение, которые излучали эти люди. Ко всему этому и профессиональная поддержка».
После консерватории Колесникова по рекомендации Самуила Мусина приезжает во Владимир, где работает в пединституте на музпеде. Не безынтересен факт приёма её на работу. Прочитав отзыв-рекомендацию педагогов консерватории, тогдашний ректор пединститута Борис Киктев сказал: «Такие характеристики у нас имеют только профессора». Кроме дирижёрского класса на музпеде, Колесникова некоторое время работает хормейстером и дирижёром в хоре Э. Маркина.
Но через два года она поступает в очную аспирантуру института им. Гнесиных и работает стажёром в Государственной академической хоровой капелле им. Юрлова. Тесное общение с руководителем капеллы народным артистом России Ст. Гусевым многое дало начинающему дирижёру. Н. Колесникову оставляют в капелле, т. к. она блестяще прошла стажировку, но она не согласилась. «Видимо, судьба, - улыбается Наталья, - вернуться во Владимир». К тому же её здесь ждали. Карьера её пошла вверх, она защитила доцентуру и в 1986 году, после аспирантуры приехав во Владимир, захотела создать свой хор. В то время в ДК химзавода существовал хор, которым руководила Юрасова. Но она уехала в Москву, и место осталось вакантным.
«Когда мне предложили его возглавить, - говорит Наталья Александровна, - от того состава осталось всего три человека, затем в нём стало восемь человек. В сентябре 1986 года в него влились мои студенты». Так, потихоньку, коллектив «обрастал» новыми артистами, начались первые репетиции, приведшие к первому сольному концерту в декабре 1986 года. Об успехе хора заговорили громко. В.И. Трубин, тогдашний директор ДК химзавода, пригласил Колесникову и её хор в только что построенный ОДК, директором которого был назначен. И уже здесь, обосновавшись, коллектив, не имеющий названия, полностью отдался творчеству. И это при том, что артисты хора работали в разных сферах, а по вечерам приходили на репетиции. На одной из таких репетиций Н. Колесникова репетировала с хором «Иже херувимы» П.И. Чайковского в современной редакции Левандо, что означало песнопение. Он же называл это «распевом». Анна Яковлевна Чуковская - первый концертмейстер хора - и предложила назвать хор «Распевом». Все согласились: а почему бы и нет?
Областной Дворец Культуры и искусства
«Все наши концерты мы открывали этим номером, и всем нравилось, - подхватывает беседу Наталья Колесникова. - Так, в сентябре 1987 года перед широкой аудиторией мы выступили как хор «Распев».
Пять лет проработал этот хор в ОДК. За это время он успел обратить на себя внимание любителей хорового пения, участвовал в международных конкурсах, фестивалях...
Уже в 1989 году «Распев» добился первого признания, став лауреатом Всероссийского конкурса академических хоров в Нижнем Новгороде «Поющая Россия». Накапливая год за годом уверенность в собственных силах, обретая ансамблевую интеллигентность, исповедальную проникновенность и лирическую естественность, коллектив представлял Россию на международном фестивале 1991 г. в Лланголлене (Северный Уэльс), в 1992 году - в Дании, а в 1993 г. завоевал «Гран-при» Международного фестиваля в Гастингсе (Южная Англия), и звание лауреатов (1995 и 1998 г.) фестиваля «Хрустальная лира» (г. Гусь-Хрустальный).
«Распев» услышали, о нём стали говорить как о самобытном коллективе, исполняющем редкую музыку. Хелен Хьюстон - американская бизнеследи, проживавшая в Дании, организовала им гастроли, которые прошли на «ура». Хор совершил длительные гастрольные поездки в Великобританию (1991, 1993, 1995 г.), Германию (1995, 1996, 2007), Данию (1992, 1996, 2007 г.), Швейцарию (2002, 2006 г.), Финляндия (2006 г.), Польша, Чехия, Германия (2012 г.).
Коллектив представлял г. Владимир на Международном фестивале «Славянский базар» в Витебске (1998 г.), где завязалась творческая дружба коллектива с солистом Большого театра, Народным артистом России, профессором Владимиром Маториным. С ним хор подготовил специальные программы, в рамках фестиваля «Святыни России», куда вошли шедевры русской духовной музыки. В мае 1999 г. Владимирский муниципальный камерный хор «Распев» блестяще представил Россию, на II Международном хоровом фестивале православной музыки «Хвалите Господа!» в г. Софии (Болгария). В сентябре этого же года «Распев» с успехом выступил на IV Международном фестивале «Золотая осень в Кремле» в Патриаршем Дворце.
Колесникова, почувствовав силу, утверждается в мысли: работать самостоятельно, ни от кого не зависеть. Это было не очень хорошее время: коллектив, лишившись постоянной репетиционной базы, некоторое время работает на разных площадках, доказывая при этом постоянно свою профессиональную самостоятельность. И в 2001 году, благодаря администрации г. Владимира и депутатского корпуса, было принято решение «принять на бюджет в статусе муниципальный». Афиши и концертные программы «Распева» как магнит притягивают слушателей всех сословий и всех возрастов. А каждое выступление является настоящим откровением. В репертуаре хора сотни произведений, как русских, так и зарубежных композиторов. Они давно составляют «золотую коллекцию» репертуара этого удивительного коллектива.
В наш век жёсткой эмансипации никто уже не оспаривает право женщины на профессиональное самоопределение. Но всё же остаётся целый ряд «мужских» профессий, где присутствие женщины воспринимается более чем снисходительно: дипломата, премьер-министра. В этом же ряду стоит хормейстер-дирижёр. И, может быть, труд хормейстера ещё сложнее, чем работа симфонического дирижёра. Ведь он имеет дело с самыми хрупкими инструментами - человеческими голосами.
На вопрос: что помогает хоровому дирижированию объединять разрозненные голоса певцов в красивый «хоровой букет», Наташа ответила: «Во-первых, понимание природы вокала и умение своим голосом точно показать любому певцу, что и как надо исполнить. А во-вторых, конечно, помогает пластичность рук, которые «владеют» звуком, могут вести его и поворачивать то в одну сторону, то в другую, так, как это необходимо. Когда ты владеешь этой звуковой массой, когда ты заряжаешь её, когда твои руки «поют», сливаясь с хором, тогда, наверное, ты постигаешь тайну хорового пения».
Безусловно, труд дирижёра можно сравнить с работой скульптора, который берёт мягкую глину и лепит из неё. Два-три точных движения и вот уже появились и глаза, и уши, и лицо. Из рыхлой массы возникает портрет человека. А дирижёр должен из воздуха, из невидимого материала вылепить именно тот музыкальный образ, который зашифрован в партитуре.
Часто можно слышать: «О какой современности идёт речь, когда исполняются вещи XVII и даже XII века?» Но современность определяется не датой сочинения музыки, а потребностью в ней сегодняшнего слушателя. Истинно художественное творение всегда современно. Такая музыка помогает слушателям почувствовать богатство своей натуры, ощутить разные грани восприятия не только искусства, но и вообще жизни. Бывая часто на концертах хора, я вижу, как после концерта многие из слушателей словно очарованные остаются на своих местах, смахивая слезу. Значит, исполняемое произведение тронуло душу. И, уходя, они уносят в себе глубокое, возвышенное настроение. Интересуюсь у руководителя о составе хора. «Наш хор состоит не из хористов, а из артистов, - подчёркивает Колесникова. - Это не элементарная, бесфальшивная слитность голосов, а гармония индивидуальностей, не ориентирование на один какой-то средний уровень, а самое яркое раскрытие способностей каждого певца в роликах ансамблевого исполнения. Наш камертон - совершенство. Речь идёт не только о техническом мастерстве, но и о глубинном постижении произведения». Все артисты «Распева» являются единомышленниками дирижёра, с которых она спрашивает как с самой себя, которые берут от неё максимум и отдают всё, на что способны. И здесь ей повезло: такие одержимые есть. Состав «Распева», конечно, менялся, но его первоначальный дух и традиции те же, что и в самом начале становления. «Все годы со мной Ольга Крюкова, Людмила Савельева, чуть позже - Александр Никольский, - как бы знакомит меня Наталья Александровна со своими артистами. - Можно упомянуть В. Жегалова, Е. Шведову, М. Пономарёву, Ю. Дударову, В. Шмонина, В. Кригера... Все они и многие другие прошли со мной весь этот пусть. Мы пережили и трудности, и радости».
В январе 2017 года камерный хор «Распев» дал концерт в ДК им. Ногина города Коврова. С этим учреждением культуры завязалась крепкая творческая дружба. Второй год оба коллектива обмениваются концертными программами, чем особенно радуют жителей своих городов.
По сложившейся в рождественские праздники традиции хор «Распев» подготовил для нашей публики Рождественскую программу - премьеру: «Рождество Христово!». Впервые в городе Владимире прозвучала музыка Антона Вискова, московского современного композитора, «Рождественский концерт» для хора и солистов.
В рамках сотрудничества с коллективами и артистами других городов, как области, так и городов России, с программой «Неизвестный Гайдн» хор выехал в город Ковров. С аншлагом местная публика познакомилась с творчеством венского классика. Украшением концерта стал исполнительский состав - камерный оркестр, хор и солисты.
Вот уже пятый год «Музыкальный салон на Соборной» радует наших слушателей постоянством качества и оригинальностью репертуара. Исполнители делятся со слушателями и почитателями данного проекта, программами, которые впервые исполняются в городе Владимире. Интересен спектр музыкальных приношений, с точки зрения эстетики эпохи, стиля, интерпретации исполнителей. Этих концертов с нетерпением ждут наши музыкальные поклонники.
Программы «Музыкального салона» 2017 года: «Вечер дуэтов» (Глинка, Варламов – основоположники вокального стиля в русском камерном вокальном творчестве); американская программа салона «Я танцевать хочу» где прозвучали популярные арии из мюзиклов, известные песни из мелодрам, а также опер (Гершвин, Бернстайн, Чаплин, Лоу); салон «Славянские мелодии Антонина Дворжака», в нем блистательные вокалисты и инструменталисты нашего учреждения с жаром и эмоциональным вдохновением открыли для публики творчество основоположника национальной чешской школы, коим является великий Антонин Дворжак.
Сегодня учреждение ведет большую просветительскую деятельность с учащимися колледжей. Таких как Муромский педагогический колледж, Владимирский музыкальный колледж, ДШИ им. М.А. Балакирева г. Гусь –Хрустальный. Мы выезжаем с благотворительными концертами в эти города.
К Международному женскому дню 8 и 9 марта 2017 года на сцене ЦКиИ в рамках проекта «Вечер со звездами», состоялся концерт – премьера «Для вас, любимые женщины» где прозвучали любимые арии из опер и популярные лирические песни о любви.
С большим успехом проходят летние концерты хора на открытых площадках нашего города.
Коллектив принимает участие в самых престижных конкурсах и фестивалях. Репертуар хора огромный. С успехом и аншлагом проходят все его премьерные концертные проекты.
Создателем коллектива, его бессменным художественным руководителем и главным дирижёром является Заслуженный деятель искусств России, профессор Колесникова Наталья Александровна.
МБУК "Камерный Хор "Распев" действует с 16 января 2001 г.
Директор - Колесникова Наталья Александровна.
Юридический адрес МБУК "Камерный Хор "Распев" - 600000, Владимирская область, город Владимир, Большая Московская улица, 33/35.
Сайт хора: https://raspev33.ru/
Ул. Большая Московская, д. 33/35. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ВЛАДИМИРА "ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА НА СОБОРНОЙ"