Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.09.2019
21:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1094]
Суздаль [345]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [367]
Музеи Владимирской области [59]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [80]
Юрьев [198]
Судогда [84]
Москва [42]
Покров [110]
Гусь [123]
Вязники [230]
Камешково [66]
Ковров [295]
Гороховец [95]
Александров [216]
Переславль [99]
Кольчугино [62]
История [29]
Киржач [68]
Шуя [92]
Религия [4]
Иваново [47]
Селиваново [28]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [67]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [68]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [29]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [30]
Муромские поэты [5]
художники [4]

Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 27
Пользователей: 1
Николай

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Дом культуры им. В.П. Ногина, г. Ковров

Дом культуры им. В.П. Ногина

В начале XX в. центром культурной жизни Коврова (город был небольшой - на 1918 год население г. Коврова составляло 24543 человек) являлась столовая (клуб) механических мастерских Московско-Нижегородской железной дороги. Там был большой оркестр и любительский театр, который постоянно ставил спектакли (об этом сообщали выпускаемые типографией афиши). Но клуб находился в южной части города.
А вот в северной части, где располагалась самая значительная из фабрик - бумаготкацкая фабрика наследников Ивана Треумова, «очага культуры» не было, кроме Дома Петрова (с 1922 г. там располагался клуб им. Воровского при Ковровском пулеметном заводе). И можно предположить, что желание иметь такую же насыщенную культурную жизнь, было и у служащих и рабочих в северной части города, и конкретно, фабрики бывшей Треумовых.
«В декабре 1917 г. рабочая молодежь пошла в фабричный комитет и заявила, что она хочет организовать свой драмкружок при Треумовской школе. Фабричный комитет одобрил - были приглашены девушки. Абрамов как культурный человек, сумел из нас сделать «актеров». Поставили две одноактные пьесы. Успех был огромный, он придал нам силы. Поднялся авторитет рабочей молодежи. Так началась комсомольско-партийная работа молодежи фабрики...
Стал работать духовой оркестр... После этого дела пошли еще лучше. Спектакли и вечера шли с музыкой и танцами. Фабричный комитет отпустил нам материал - бязь. Художник Никольский написал декорации: лес, крестьянскую избу, городскую комнату и т.д. Стали ставить серьезные пьесы: «Безработные», «Мельник» и др.»
Итак, первыми коллективами были драмкружок при Треумовской школе и духовой оркестр. Их создание имело продолжение на долгие годы. И также считалось важным иметь при клубе библиотеку:
«Рабочий клуб (школа на берегу Клязьмы) имеет небольшую, но разумную по подбору книг библиотечку и читальню, посещаемую рабочими. В клубе устраиваются чтения и беседы силами работников профессиональных союзов и политпросветов». И это при том, что положение в городе тяжелое: «Шум веретен ткацких станков замолк в начале 19-го года. 2,5 года фабрика не работает, 18 октября 1921 года пущено производство. Голод».
Библиотека существовала постоянно, о ней писали обеспокоенные посетители: «3 месяца библиотека работает без читальни. 30 коп. заплати и увидишь газетки, но без журналов». Вот некоторые фамилии работников: В.Ф. Соколова - заведующая библиотекой в 1937 году, библиотекари: М. Треумова (в 1949 году она - заведующая библиотекой), А.Н. Левшина (с 1940 г.), А.Н. Жилина (с 1943 г.), Н.Ф. Цепова (в 1944-1945 гг.). Проводились читательские конференции, фонд пополнялся новинками: «31 августа в клубе им. Ногина состоялась читательская конференция по роману В. Ажаева «Далеко от Москвы». «Библиотека имеет новинки художественной литературы. Колоссальным успехом пользуются книги Лауреатов Сталинской премии».
Амбиции фабричной стороны по поводу своего клуба были сполна удовлетворены. Недостроенный дом фабриканта Н.Л. Масальского, находившийся на углу улиц Абельмана и Пролетарской, был в 1922 году муниципализирован. И на основе уже существующих конструкций решили построить театр. Автором проекта стал известный во Владимирской губернии архитектор Л.М. Шерер (его постройки на Владимирской земле: больница при Общине Красного креста и Епархиальное женское училище во Владимире, торговые ряды в Вязниках, здание храма Святой Живоначальной Троицы Знаменской общины в Коврове и вот теперь - Народный Дом).
Воздвигнутый в 1925 году Народный Дом передали Ковровской текстильной фабрике. Он стал носить имя В.П. Ногина, возглавлявшего текстильную промышленность страны в 1922-1924 годах. Просторное здание было рассчитано на одновременное посещение более 900 зрителей. Была даже оркестровая яма. А редкая театральная акустика позволяла принимать оперных певцов. В области до сих пор нет ни одного дома культуры, сравнимого по акустическим возможностям с ДК имени Ногина.
Работа налаживалась трудно, опыта не было. У клуба-театра имени В.П. Ногина при ткацкой фабрике Ковровского Треста было много начальников. Творческий коллектив состоял из: заведующего (Пучков - бывший, Аккуратное), заведующего культурным отделом Бубнова, режиссера Дороднова, художника - декоратора Соколова.
Правление клуба: П.И. Долбилкин - глава правления Ковровского Треста текстильной промышленности, председатель фабкома - И.И. Никонов, председатель рабочкома - Королев и организатор по работе женщин Уткина.
Только что образованная фабричная газета «Абельмановка» уже во втором своем номере посвящает целую страницу деятельности клуба. Кстати, первые годы было много материала про клуб, и, в основном, почему-то критического, а потом в 1940-1950-е гг. - только афиши. Городская газета, наоборот, держит под прицелом всё, что происходит в одном из самых крупных клубов города - долгие годы в перечне культурных учреждений города на первый план ставят клуб им. Ногина.

Самые востребованные кружки, со сложностями, но работают. Это - Синяя блуза (рабочий театр или агитбригада - все, кто немного поет, немного танцует или просто любит выступать), хоркружок, драматический и кружок ИЗО.
Большое внимание (с учетом нестабильной внешнеполитической ситуации) уделяется военному кружку, который тоже действует с перерывами: «При клубе Ногина возобновляет деятельность стрелковый кружок».
Во времена голода и разрухи актуален был кружок кройки и шитья (и он существовал долгие годы).
«Есть у нас в клубе им. т. Ногина радиоприемник. Стоит он сиротой бесприютной. Распоряжаются радиоприемником все, кому не лень, даже ребятишки малые сами настройку производят. Надо правлению клуба подумать об организации радиокружка. Этой мерой и радиоприемник сбережем и привлечем к клубной работе новых рабочих членов» («Призыв», 23 августа 1925 г.).
«Клуб имени Ногина при фабрике Абельман по внешнему и внутреннему виду, хорош, но работа в нем идет скверно. Работают - только хоровой и музыкальный кружки. Остальные заглохли. Читальня и та замерла. Сейчас правление клуба задалось целью поставить клубную работу как следует. На происходившем 12 октября собрании членов клуба представитель правления клуба сделал доклад. Собрание постановило по докладу оживить работу в имеющихся кружках и соорганизовать еще целый ряд новых, как-то: кружок ленинизма, естествознания и радиолюбителя. Хорошо, если-б это постановление претворилось и жизнь» («Призыв», 17 октября 1925 г.).
С 1937 по 1944 год работала с кружковцами Ю.Р. Знат.
19 ноября 1929 г. городская газета «Рабочий клич» в статье «С культурой в деревню» рапортует о проделанной работе: «В дни празднования 12-летней годовщины Октябрьской революции художественный кружок клуба выезжал в подшефные деревни с постановками - хор в Б. Всегодичи и эстрадный в Ручьи».
К 1938 году в штате клуба было уже около 60 человек. Итак, подробнее о коллективах.
Без духового оркестра редкий вечер обходился. О музыкантах оркестра упоминается уже в 1928 году, но проследить историю мы можем с 1935 года, когда руководителем пришел 30-летний Федоров Федор Васильевич, долгие годы работавший с перерывами внештатником (имеется фото оркестра 1948 г., в 1-м ряду 2-й справа Ф.В. Федоров). Рядом с первоклассными музыкантами Федор Васильевич вырос в настоящего профессионала и по праву участвовал в деятельности одного из самых известных коллективов города и области - Ансамбля Текстильщиков.


Духовой кружок клуба им. Ногина. 1948 г.

Во время войны деятельность коллективов клуба была ограничена, т.к. многие руководители ушли на фронт. Но как радостно писала фабричная газета в 1945 году: «Духовой оркестр восстановлен - 18 чел., состоявшие в оркестре ученики и музыканты до войны, рук. Федоров. Проведено 7 репетиций и 2 выступления по обслуживанию рабочих фабрики. Но отсутствует комната для репетиций. Необходимо увеличить число музыкантов за счет рабочих». Наборы проходили в 1946 и 1948 годах.
Участники коллектива участвуют во всех мероприятиях клуба: «Ученики музыкального духового оркестра клуба им. Ногина подготовили программу к 1-му Мая (будут обслуживать торжественное заседание ф-ки им. Абелъмана, первомайскую демонстрацию и вечера молодежи на фабрике и в общежитии)».

Хор русской народной песни - легендарный коллектив. О нем больше всего помнят на фабричной стороне. Сейчас ему уже 90 лет (отсчет ведут со дня открытия клуба). Правда, перерыв был. Но, молодые исполнительницы, помнившие времена расцвета коллектива, спустя многие годы, выйдя на пенсию, восстановили коллектив. Назвали «Калинка», наверное, учитывая фамилию руководительницы Н. Калинковой, музыканта во втором поколении.
Сохранилась фотография участников народного хора с его организатором и первым руководителем Шараповой (точной даты создания коллектива, подтвержденной документально, нет). Вот только несколько имен (хотя коллектив был большой, до 25 чел): Немцова, Серпова, Амплеева, Левшина, Пухов, Солдатова, К. Ламакина, М. Голенкова, Манькова, А. Поздняков, В.П. Павлычев.
Долгие годы и очень успешно руководил потом коллективом участник хора (его можно разглядеть на самом первом фото хора) Максим Леонтьевич Пухов. «Я работал на фабрике с 1926 г. в качестве ремонтировщика машин, в 1937 г. перешёл работать в клуб им. Ногина в качестве руководителя хора русской народной песни», - вспоминал он, - в этом же году окончил двухмесячные курсы по повышению квалификации руководителей хоровых коллективов при доме Народного творчества в г. Иваново».
До 1950 г. он продолжал стабильно работать в клубе (с перерывом на 1942-1944 гг.).
При коллективе обязательно должен быть баянист, и в разные годы это были: Силаев, А.В. Белочкин, В.Н. Никитин. Во время войны хор почти не действовал, а в 1945 году в статье «Задачи фабричной молодежи. Восстановим былую славу художественной самодеятельности на фабрике» сообщается: «После долгих пререканий между клубом и ФЗК (Фабрично-заводским комитетом) через 1-2 года был восстановлен хор русской народной песни старых производственников (они горячо занимались зрителями в 1938-39 гг.) и который не раз появлялся на сцене областного театра. Но фабком не может приобрести сарафанов. Кружковцы появляются на сцене кто в чем».
17 августа 1946 г. в хор пришел фронтовик, профессиональный музыкант Н.Ф. Филатов. Из автобиографии: «Филатов Николай Фёдорович, 1920 г.р. В 1940 году был взят в армию. По приезде в часть гор. Ленинграда меня направили в музыкальный техникум, где я проучился два с половиной года. Ввиду Великой Отечественной войны был послан на фронт. В 1943 г. был ранен, из госпиталя обратно направлен на фронт.
В 1944 г. был вторично ранен, по выздоровлению распределен в ансамбль красноармейской песни и пляски ПВО г. Мурманск. При расформировании ансамбля ПВО - был отправлен в ансамбль красноармейской песни и пляски Беломорского Военного Округа г. Петрозаводска КФССР, e котором находился до мобилизации 1 июля 1946 г.». Позже, на сохранившихся фото мы видим Николая Фёдоровича уже как руководителя хора.


Хор народной песни. Рук. Н.Ф. Филатов

С 1946 г. фабричная газета подробно отражает насыщенную жизнь коллектива. «Впервые после Великой Отечественной войны в этот выходной ФЗК было организовано массовое гуляние на Клязьме, неподалеку от Дунаевской дачи с оркестром. Затем выступал хор народной русской песни, который особенно понравился зрителям. Работали буфеты».
Хор выступает во время всех советских праздников - годовщины Великого Октября, на майские дни и Новый год. Вечера отдыха в цехах, столовой фабрики (там была очень хорошая сцена, даже ансамбль текстильщиков помещался, правда, в неполном составе), у домов рабочего комбината, на вечерах старых производственников, молодежи, в саду «Текстильщик».

О драматическом коллективе - старейшем направлении клубной деятельности. Он, конечно, был. Но таких достижений, как в клубе Металлистов и им. Ленина не добился, хотя представить концерты, праздники, вечера старой части города без него невозможно. Сложность существования коллектива была ещё и в том, что его затмевали профессиональные театры, которые постоянно или гастролировали, или работали на базе клуба им. Ногина. Но об этой странице деятельности клуба - отдельный разговор.
«Несколько слов о театре им. Ногина. Репертуар этого театра состоит из постановок, характеризующих жизнь помещиков и капиталистов, их быт, любовные интриг дуэли и т. д. Все это не может вызвать интерес среди рабочих масс. Нам нужны пьесы из рабочей жизни и из жизни революционного подполья недавнего прошлого, гражданской воины. Также постановки рабочие охотно будут посещать. Так, например, когда драмкружок при фабрике им. Абельман ставит революционные пьесы, то театр битком набит рабочими. Приходят даже те, которые раньше и не посещали театра» («Призыв», 12 февраля 1925 г.).
Вот имена руководителей в разные периоды: Абрамов - 1917 г., режиссер Дороднов - 1925 г., Л. Бурова - 1937 г., А.И. Кузнецов - с июля 1938 г. по февраль 1947 года.
О А.Н. Кузнецове хочется сказать отдельно, т.к. он дольше всех работал на этом коллективе, и даже в годы войны. В ноябре 1943 г. его переводили на должность худрука, но это было временно. Потом должность звучит как «режиссер», и это уже до февраля 1947 года. Коллектив жил полноценной творческой жизнью. Даже сохранилась ведомость 1939 г. о поездке с 25 по 29 декабря на экскурсию в Москву участников драматического коллектива (А.И. Кузнецов - рук. драмкружка, Д. Удалов, С. Сумкин, А. Бутылев, Р. Курочкин, П. Гаврилов, А. Косецкая, Л. Клипова, Л. Круглова, Р. Малышева, Р. Буланова).
Газеты очень мало отмечают деятельность драмкружка, по- видимому, она была достаточно скромной. Даже в смотрах художественной самодеятельности он не фигурировал. Пассивность дирекции клуба в отношении развития этого направления мы видим и в том, что должность руководителя драмкружка выводят за штат.
И все-таки о драмкружке клуба упоминания в прессе есть: «Клуб им. Ногина: 31 марта вечер одноактных пьес драмкружка под рук. Кузнецова А.И.». Статья «Совершенствовать и развивать художественную самодеятельность в рабочих клубах»: «...Посетителям клуба им. Ногина известны выступления драматического кружка, каждая новинка которого всегда охотно встречается зрителями... ».
21 июня 1944 г. в газете «Абельмановка» появляется тревожная заметка: «Не лучше обстоят дела с драмколлективом клуба, который с декабря 1944 г. прекратил свое существование. Последнюю постановку «Платон Кречет» не показали, т.к. нет денег на декорации».
С февраля 1945 года в городе на базе клуба им. Ногина работает областной театр Музкомедии. С клубом им. Ногина театр существовал на договорной основе.
Крик услышан, и драмкружок опять возобновился. Жизнь после войны оживляется, возвращаются демобилизованные работники культуры, музыканты.
- «28-я годовщина Великого Октября. Культурное обслуживание в Октябрьские дни: Фабрика - 7 ноября в столовой Вечер отдыха молодежи (силами худ/сам-ти клуба фабрики и школы ФЗО № 65 будет дан спектакль «Где-то в Москве»)».
- «30-я годовщина Великого Октября. Культурное обслуживание в праздничные дни: Клуб - 7 ноября Вечер отдыха молодежи спектакль «Сказка о правде», танцы в 8.30 ч. вечера».
- «Клуб в дни праздников: 2 мая - вечер рабочих и служащих фабрики. Выступает театральный коллектив со спектаклем «Светит, да не греет». Выступает духовой оркестр».
- «Клуб в праздничные дни: 7 ноября Вечер молодежи - выступает драмколлектив и хор народной русской песни в 19.30 ч.».
В 1948 г. руководителем стал А. Мамонтов. Занимается 25 человек - это учащиеся техникумов, рабочие завода им. Киркиж, фабрики им. Абельмана.
В 1949 году руководителей драмколлектива и детского сектора окончательно вывели из штата. Договора на внештатников позволяют нам узнать, что работает А.А. Сухов, а с июня 1949 г. - А.И. Благовещенский (рук. драмкружка). Он же представлен в разных видах работ: с Ансамблем Текстильщиков (конферанс и литературный консультант), в том числе по работе с библиотекой клуба.
7 июля 1949 г. вновь приглашают А.А. Мамонтова в качестве режиссера-постановщика для подготовки спектакля «Воробьевы горы» А. Симукова. И в этом же 1949 году руководителем и режиссером юношеской и взрослой группы драмколлектива назначают М.М. Чибисова. С 1950 г. драмколлективом руководит (внештатно) Л.Ф. Лебедев. «Бедный» коллектив, в котором каждый год менялись режиссеры.
Администрация, наконец, стала выделять денежные средства на художественную самодеятельность, т.к. пошли поступления от Обкома профсоюза: на лекции, оборонную работу, проведение революционных праздников, кино, спектакли и концерты, работу среди детей, выписывание газет и журналов, производственно-техническую пропаганду.

Ансамбль песни и пляски Текстильщиков. Всю свою энергию руководство клуба и фабрики в 1946 году направило на создание этого коллектива. Но создать его можно было, имея значительные творческие силы. И они в клубе были!
С 1937 г. здесь работал хоровой коллектив (кружок классической песни) под руководством Н.И. Мясникова. Правда, Николай Иванович был внештатным сотрудником. Возможно потому, что одновременно работал в нескольких местах.
Из автобиографии Н. Мясникова, 1945 г.: «С сентября 1907 года началась моя трудовая жизнь и по настоящее время непрерывно работаю учителем. До 1938 г. в начальных школах и последние семь лет преподаю пение и музыку в Ковровском педагогическом техникуме.
С 1920 г. работу учителя совмещаю с хоровой работой в клубах города Коврова, состоя в них руководителем хоровых коллективов классической и революционной песни. Смешанный хор клуба им. Ленина под моим руководством на олимпиаде художественной самодеятельности весной текущего года занял первое место в области».


Ансамбль песни и пляски. Рук Н.И. Мясников и М. Самсонова. 1948 г.

Правда, в автобиографии Николай Иванович многое не указал (сталинские времена), Уже в 1980-е гг. из бесед с музыкантами (А. Ситарский, Н. Пащенко) были записаны воспоминания, которые дополняют портрет уважаемого городской интеллигенцией музыканта от Бога.
«В городе на рубеже XIX - XX веков действовало шесть храмов. Самые лучшие певчие, по единогласному мнению ковровчан, были в Феодоровской церкви, что напротив ж/д мастерских. Регентом в этой церкви являлся Николай Иванович Мясников (родился в г. Владимир в 1889 г.) - человек со специальным образованием, окончил Владимирское синодальное училище. Хор певчих приглашали на самые торжественные события городского масштаба. Вспоминают, что слушали их пение на закладке пулеметного завода в 1916 году. Ну, а когда был закрыт приход в Спасо-Преображенском соборе, решили любители духовной музыки проводить здесь концерты при участии лучших певчих, а это значит, певчих Феодоровской церкви. С 1906 по 1910 гг. звучали в храме произведения Шуберта, Чайковского, Архангельского, Даргомыжского, Славянского... Потом приход открыли вновь».
За таким авторитетом «потянулись музыканты» - со дня основания в кружке стали работать пианисты С.Н. Померанцев и Н.Л. Нейман. Кстати, С.Н. Померанцев работает и как руководитель симфонического ансамбля клуба в составе: Н.И. Мясников, М. Дубровский, Н.Е. Калужанин, П. Алексеев, В.Д. Соколов, В.В. Жиров, П.Я. Куликов, Д.Е. Крылов, Паршин, А. Охапкин (по ведомостям от 05.1939 г. они получают зарплату).
Какие фамилии! В.В. Жиров - уважаемый музыкант, сын руководителя легендарного духового оркестра железнодорожных мастерских, М.Ф. Дубровский!
А вот о нем отдельно, т.к. на долгие годы его жизнь будет тесно связана с музыкальной жизнью клуба. В 1937 году он приходит в клуб им. Ногина. Зачислен в штат как руководитель струнного ансамбля (по ведомостям у него в коллективе было от 17 до 20 человек).
История его личной жизни необыкновенна. Из автобиографии от 1946 года: «Родился в 1898 г. в с. Оликово Владимирского района в семье служителя религиозного культа. По окончании сельской начальной школы учился во Владимирской семинарии, которую окончил в 1917 г. В 1918 г. назначен учителем пения в школы г. Коврова, где работал до мая 1919 г. (мобилизован в армию на Западный фронт). Работал там инструктором культмассовой работы. После демобилизации с 1921 г. работал преподавателем пения в школах города Коврова, совмещая педагогическую работу с руководством хоровыми и струнными коллективами в клубах города. С 1937 г. работал преподавателем музыки в Ковровском педагогическом училище, по совместительству руководил струнными и хоровыми коллективами клуба.
В 1942 году мобилизован в Красную Армию и по 1945 г. находился на фронтах Отечественной войны. После демобилизации из армии возвратился в г. Ковров, где продолжаю педагогическую работу и работу по руководству хоровыми и струнными коллективами».
Упоминания о струнном оркестре в ведомостях клуба постоянны вплоть до 1950 года. Но появляется и другой коллектив, который отвечает веяниям времени, - концертный ансамбль. В 1948-1950 гг. - концертный ансамбль под руководством М.Ф. Дубровского от 13 до 17 человек.
Читаем в рабочей газете «Абельмановка» афиши под заголовком «Клуб в дни праздников»:
«1948 г. 30 апреля - 1 мая вечер молодых рабочих фабрики, выступает концертный оркестр под управлением Дубровского и группа солистов.
1949 г., 6 ноября - 7 ноября Большой концерт Ансамбля песни и танца Текстильщиков. Играет эстрадный оркестр. Нач. в 9 ч. вечера.
Ведомость за июль 1949 г. - эстрадный коллектив (рук. Дубровский М.Ф.) выступает в Доме отдыха».
Итак, музыканты с огромным творческим потенциалом и опытом были. Но интересно, а чья это была идея - создать большой, с разными направлениями ансамбль (по типу знаменитого в СССР ансамбля им. Александрова)? Смеем предположить, что эту мысль высказал Кронид Петрович Куревлев. Чтобы оценить правильность выводов, изучим его автобиографию:
«Я родился в 1920 году в семье служащего (с. Мошок Судогодского района). В 1937 году окончил Ковровский энерго-рабфак, где за время учебы руководил литературным и драматическим коллективами, одновременно учился художественному слову у заслуженного деятеля искусств А. Захарова. С 1937 по 1941 год учился в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. В 1941 году в результате начавшейся войны вынужден был оставить институт, уйдя с последнего курса (образование неполное высшее). Учась в институте, работал председателем культполитики профкома института, одновременно продолжая заниматься в студии художественного слова Всесоюзного дома народного творчества (ВДНТ).
В 1940 году окончил школу организаторов художественной самодеятельности при ВДНТ им. Крупской и был избран членом жюри Московского областного смотра драматических и эстрадных коллективов.
С 1941 работаю в г. Коврове сначала в качестве фотографа и фоторепортёра газеты «Рабочий клич», затем в клубе им. Ногина с 1943 по 1945 год - администратором к/т, с 1945 по 1946 год - директором, и с 1946 г. по настоящее время организатором художественной самодеятельности».
Итак, идея создать коллектив появилась сразу после Победы в Великой Отечественной войне. В этот период К.П. Куревлев уже работал директором клуба (с февраля 1945 г. по июль 1946 г.). Вообще, надо сказать, он был довольно амбициозным человеком. В городской газете часто появлялись его статьи, а также рецензии на спектакли эвакуированных профессиональных театров.
Кстати, уже с февраля 1945 г. на базе клуба им. Ногина стал работать областной театр Музыкальной комедии (сохранились договора на совместную деятельность). В общем, ещё один пример для подражания и получения нового опыта.
Но вернёмся к создаваемому коллективу: музыканты, певцы, чтецы - есть, проблема только с танцевальным направлением - его просто не было. Но предприимчивый Куревлев выходит из положения. Вот большая заметка, появившаяся в городской прессе: «По решению фабкома фабрики им. Абельмана организуется Ансамбль песни и пляски Текстильщиков. Ответственным художественным руководителем ансамбля принят лучший ковровский хормейстер Н.И. Мясников, сольную группу будет вести опытный педагог-музыкант
С.Н. Померанцев, оркестровую группу - М.Ф. Дубровский. На руководство танцевальной группы также будет приглашена опытная представительница театра Муздрамкомедии. В декабре ансамбль покажет ковровским зрителям свою 1-ю работу. К участию в ансамбле приглашаются все желающие совершенствоваться в вокальном и танцевальном искусстве».
Правда, в 1946-м на должность хореографа оформляют Л.К. Бутусова, а в 1947 году его сменяет ещё одна гордость города Коврова на поприще культуры - Мария Самсонова.
Ансамбль песни и пляски Текстильщиков - это был высококлассный коллектив с несколькими профессиональными руководителями по разным направлениям, в т.ч. и художественного слова. В коллективе насчитывалось от 21 до 37 человек (по ведомостям).
Трудовые соглашения дают возможность узнать полный список руководителей и участников коллектива:
• Н.И. Мясников - художественный руководитель и руководитель хоровой группы. В автобиографии 1946 г. он написал: «Более широкие задачи ставятся при клубе им. Ногина ансамблем песни и пляски, и разнообразные виды работ впоследствии побуждают меня расширить круг своей самодеятельности в области родного искусства и принять предложение клуба стать художественным руководителем ансамбля». И 30 июля 1948 г. с ним заключен договор на принятие обязанностей художественного руководителя, хормейстера и главного дирижера ансамбля песни и пляски Текстильщиков.
• С.Н. Померанцев - концертмейстер и педагог группы сольного пения ансамбля (1949-1950).
• М.Ф. Дубровский - руководитель струнного оркестра (1946-1950).
• В.Ф. Федоров - руководитель духового оркестра (1946, 1948, 1949).
• Л.К. Бутусов - руководитель танцевальной группы (1946), М. Самсонова - руководитель танцевальной группы с 1947 г.
• Л.Ф. Благов - баянист (1946), Н.Ф. Филатов - баянист (1947-1949).
• Емелин - пианист (1946), Великанова - педагог-пианист ансамбля «Текстильщик» (1949).
• К.П. Куревлёв - ведущий (1947), с 26 июля 1948 г. организует при Ансамбле Текстильщиков группу художественного слова.
• М.Н. Благовещенский - литературный консультант, конферанс.
Н.А. Дмитриевский избирается председателем бюро Ансамбля песни и пляски Текстильщиков, и с августа 1947 г. с ним составляется соглашение об определении взаимных обязательств ансамбля и клуба.
Встречаются в ведомостях и другие имена: Д.А. Мамонтов, И.А. Павлов, В.В. Кирьянов, М.Л. Пухов, А.П. Лебедев, А.В. Фирсов, И.А. Покровский, А.С. Кошелев, Н.Н. Романова, Н А. Миронов, Н. Шарова.
Есть договоры на отдельные работы, например, с хореографом Р.С. Федоровой (из клуба им. Ленина) на постановку танца «Краснофлотская пляска», или с Ф.И. Лукьяновым, музыкальным мастером, в 1949 году.
Объявление 1948 года: «Клуб им. Ногина проводит дополнительный набор в танцевальный коллектив ансамбля песни и пляски Текстильщиков (с 9 апреля занятия будут проводиться под руководством квалифицированного балетмейстера, приглашенного из Москвы). Одновременно начинает работу школа бального танца».
И вот долгожданное событие! 1946 год: «7 марта в клубе им. Ногина состоялось первое выступление Ансамбля песни и пляски под рук. Мясникова. В концерте звучали: песня о Сталине, р.н. песни «Как пойду я на быструю речку» и «Стежки - дорожки», отрывок из оперы «Севильский цирюльник», исполнена поэма Шумана «Цыганы». Лучший номер: мужской хор исполнил песню «Ноченька» из оперы Рубинштейна «Демон», солистка Н. Назаренко. Стихи Пушкина и «Паспорт» Маяковского и читал К. Куревлёв. Оркестр играл «Голубой Дунай».
Коллектив на протяжении долгих лет останется в центре внимания - он принимает участие в самых крупных событиях города и области, о нем постоянно пишет пресса: «Всероссийский День железнодорожного транспорта в Коврове. 4 августа в летнем театре клуба им. Ленина состоялось торжественное заседание, выступал Ансамбль песни и пляски Текстильщиков, организованы массовые гуляния».
Нет статистики, но коллектив постоянно дает концерты: в воинской части в д. Федулово, госпитале инвалидов войны (через газету коллективу выражают благодарность), городах области. И, конечно же, на родной сцене в клубе им. Ногина - вечера молодежи, концерты для избирателей, к годовщинам Великого Октября и другим «красным» дням календаря, в новогодние праздники. Выступают в клубах города, в парках, на праздниках микрорайонов и даже в столовой фабрики.
Выступления и в полном составе (их называли «Большими концертами»), и концерты солистов Ансамбля и танцевальной группы, и только оркестры - духовой, симфонический и даже оркестр народных инструментов на 6 человек. Уникальный коллектив, принесший славу городу Коврову!

И тут уместно перейти к танцевальному коллективу, выросшему из Ансамбля песни и пляски Текстильщиков и на 30 лет ставшему украшением клуба им. Ногина.
О танцевальных номерах Ансамбля Текстильщиков в прессе писали отдельно. Видимо зрителей, на тот момент неизбалованных танцевальными коллективами (они только начали развиваться в городе), впечатляли и массовая пляска «Канавушка», и «Краснофлотская пляска», и «Тройной перепляс», и молодежная пляска. Руководитель танцевальной группы Мария Самсонова все эти годы возглавляла хореографический коллектив - гордость Владимирской области.
В августе 1957 г. танцоры участвовали в VI Всемирном фестиваля молодежи в Москве (сохранились фото). В тот момент их выступление было записано на Центральном телевидении. Слава о необыкновенном коллективе, возглавляемом Марьей Алексеевной, гремела не только в Коврове. Его знали во многих городах области, он был постоянным участником всех крупных праздников областного центра (так в 1957 году выступал на открытии парка 850-летия г. Владимира). Демонстрировал свое искусство перед зрителями Москвы (на сцене Кремлевского Дворца съездов, на Выставке достижений народного хозяйства), а также других городов России - Горький, Иваново и за рубежом - в Финляндии. Танцевальный коллектив - лауреат международных, всероссийских, областных конкурсов. Награжден почетными грамотами ЦК и Обкома профсоюза работников текстильной промышленности, горкома КПСС и горисполкома. (О его деятельности сохранились для потомков свидетельства незабываемых достижений уникального коллектива - фотографии, дипломы, грамоты, газетные статьи).


Выступление танцевального коллектива М. Самсоновой

Городская газета «Рабочий клич» 16 апреля 1948 г. также сообщает о начале работы в клубе школы бального танца.
Заметим, что в практике руководителей коллективов тех лет - работа сразу в нескольких учреждениях (это свойственно особенно музыкантам и танцорам).
Если в настоящее время во Дворцах культуры большая часть коллективов детские (и они необходимы для того, чтобы занять досуг и даже помочь в выборе профессии), то раньше больше было взрослых кружков. И это особенность времени.
Поэтому только сейчас мы рассмотрим детское направление.
А.Н. Левшина, работавшая в библиотеке, стала с 1939 г. официально получать зарплату за работу с детьми. Детским направлением занимались А.А. Федина, С.Ф. Мудрова. В 1946 году создается детский сектор, руководителем которого стала А. Никифорова, а с июня 1949 г. - уважаемая А.А. Вивчеренко, долгие годы плодотворно проработавшая на этом посту (она до сих пор жива, о ней и нынешние сотрудники вспоминают с теплотой).
В состав сектора входили:
- Уже действующий с 1943 г. детский хоровой кружок под руководством Мануйловой Екатерины Григорьевны. Из автобиографии 1945 года: «В клубе им. Ногина (перешла из клуба Металлистов, где работала педагогом и завучем музыкальной школы) работаю третий год. Поступила сюда руководить детским хором и здесь постепенно организовался кружок детской самодеятельности, которым я и руковожу по сие время и очень люблю свой кружок». Позже, в 1946-м занимались детьми П.М. Яльцов и Родионов, при нем это уже был хор, А.П. Беспалов - в 1950-м.
- С 16 сентября 1949 г. детский танцколлектив возглавила Р.С. Федорова, с коллективом работал баянист Н.Ф. Филатов.
- В 1948 году кружок рисования и художественной вышивки (аппликации) детского сектора.
- Преподаватель Е. Розенберг предложила организовать кружок по изучению иностранных языков (английский, немецкий, французский).
Сектор организует детей для участия в многочисленных мероприятиях, о которых постоянно упоминает фабричная газета:
«1946 г., 30 апреля - Клуб в праздничные дни: Фабрика - 30 апреля в столовой выступление детского сектора с 3 до 5ч. вечера; Клуб - 1 мая концерт худ/сам детского сектора в 2 ч. дня»,
«1946 г., 6 ноября - 29 годовщина Великого Октября. 7 ноября в 2 ч. дня детский утренник».
И так каждый год, в красные дни календаря обязательно выступления детской самодеятельности детского сектора - в клубе, столовой фабрики, в саду «Текстильщик» (детский утренник 2 мая 1950 г. в 12 часов). Или накануне 1951 года - все коллективы художественной самодеятельности подготовили в подарок к Новому году новые интересные программы. 1 января в 13 час. новогодняя елка для детей - художественная самодеятельность детского сектора выступает со сценой «За мир». И, конечно же, организовывались экскурсии в другие города.
Нельзя не сказать о той огромной работе, которую выполнял художник. Эта была постоянная штатная единица. И вообще, трудно представить себе нормальную деятельность клуба без художественного оформления. С 1938 г. и долгие годы работал И.А. Павлов (перерыв был только с 1940 по 1944 год - можно предположить, что он сначала служил, а потом воевал). В 1944 году вновь его фамилия значится в штате. О нем даже писала «Абельмановка» - фельетон «Приятный сон художника Павлова» вызывает добрую улыбку. Спит почему? Да приходится работать без устали, готовясь к очередным выборам.

Фотография - это одна из услуг, которая была очень востребована не только в рамках клуба, но и населением. Сохранился прейскурант цен. Фотографы работали внештатно и по договорам. Можно даже проследить, кто и когда работал и каким видом фотографирования занимался: С.С. Плоткин (1937), К.П. Мухаметов (с декабря 1938 г.), П.В. Волков (с марта 1939 г.), Евг. Н. Иванов (с апреля 1949 г.), B.В. Коновалов, Ю.А. Сахаров (фотограф и выездной фотограф), A.Я. Печуров (выездной фотограф), И.И. Горшков (1950 г.).

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Ко времени открытия клуба ковровцы уже давно были знакомы с кино. В городе к 1933 году было 6 стационарных установок на 2556 мест.
Из воспоминаний музыканта А.В. Ситарского: «...В 20-е годы кино было немым. Сеансы сопровождали либо пианисты, либо небольшие составы. В ДК Ногина мне довелось слышать такой состав:
C.А. Нерушев играл на физгармонии, В.Н. Спиридонов - на пианино, B.Г. Селезнев (работавший конструктором на заводе им. Киркижа) - на скрипке, а на клорнете играл зам. директора этого завода Н.А. Антонов - великолепный трубач, звук у него получался прямо- таки бархатный. Таким образом, люди не только смотрели кино, но и слушали хорошую музыку...».
Но газета «Абельмановка» печатает и жалобы рабочих: «Редко стали бесплатные кино, все гонят лекции по 5 в неделю».
Интерес к кино большой. С 1939 г. работают уже по 2 человека - К.Ф. Скобейников (киномеханик) и В. Швецов - помощник киномеханика (помощники часто меняются - В. Мольков, Кирьянов Василий Васильевич, правда, с апреля 1943 г. он стал главным киномехаником и проработал долгие годы в клубе Ногина). Часто встречается в ведомостях В.Н. Миронов.
С 1946 г. работал в ДК помощником киномеханика Роман Николаевич Обнорский (сейчас он проживает в Москве). Его записали на видео, где он поделился своими воспоминаниями, в том числе о звёздах кино, которые приезжали на встречи со зрителями. А в 2015 году он сам приехал на 90-летний юбилей ДК им. Ногина.
В клубе располагается Ковровское отделение кинофикации, проводятся курсы киномехаников.
Объявления райисполкома: 1939 г., 18 ноября - «Ковровский кинотрест организует выездные кино/сеансы». В марте 1943 г., там же: «5.03. - Ковровское отделение кинофикации ежедневно принимает заявки на доставку к/сеансов со звуковым и немым фильмами, и 17.03. - Приглашаются в обучение на киномехаников (Ковровское отделение кинофикации. За справками обращаться в клуб им. Ногина)».
Без кинопоказа не проходит ни одно значимое мероприятие. Подтверждается лозунг В.И. Ленина - «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Судя по объяснительной записке к годовому отчету за 1947 год по рабочему клубу им. Ногина при хлопчатобумажной фабрике им. Абельмана, клуб работал не в полную свою эксплуатационную мощность ввиду сильного износа киноаппаратуры. И даже с 18 июля 1947 г. клуб пришлось закрыть на ремонт. Из-за смены руководителей и в связи с отсутствием дефицитных строительных материалов, ремонт сильно затянулся. С 29 октября 1947 г. клуб вновь заработал. После вынужденного перерыва работу необходимо было вновь усилить.
«Клуб должен улучшить свою работу. Он является рабочим клубом нашей фабрики, но не отвечает интересам и требованиям рабочих нашей фабрики. Перестали бывать на фабрике и давать в столовой концерты (хотя имеется хорошо оборудованная сцена). Перестали вывешивать афиши на территории фабрики. Редко устраиваются вечера молодежи, где можно посмотреть интересное кино или концерт, прослушать лекцию. Охотнее устраиваются бесконечные танцевальные вечера, давно уже надоевшие молодежи. С. Алексеев».
В рубрике «Что мы хотим от рабочего клуба» статьи «Побольше порядка» и «Клуб на службе работающих на фабрике»: «6 апреля состоялось собрание участников х/сам и руководителей кружков с представителями партийной и профсоюзной организаций фабрики. С вопросом о перестройке клубной работы в соответствии с Постановлением Президиума ВЦСПС от 22 марта 1948 г. выступал представитель культкомиссии т. Панкратов. Критика: не выступают на фабрике, нет костюмов, о репертуарной идеологии. Собрание приняло план на развертывание и улучшение клубной культурно-массовой работы. Клуб должен стать связующим звеном культуры и как для рабочих, так и для ИТР фабрики».
Но вернемся к кино. Сохранились отчеты «о работе кино-установки». Вот один из них за апрель 1948 года: «Демонстрировались фильмы: «Сказание о земле Сибирской», «Каменный цветок», «Сильва», «Рим открытый город», «Фронтовые подруги», «Сыновья», «Старинный водевиль», «Аринка», «Кино- концерт № 3»; в том числе показывали детские фильмы: «Новый дом», «Сельская учительница», «Советская Украина», «Первоклассница», «Тимур и его команда», «Аршин Мал Алан», «Подвиг разведчика», «Не забывай меня»».
В 1948 году заводская пресса сообщает: «С большим успехом проходит в клубе им. Ногина к/фестиваль, посвященный встрече 30-й годовщины ВЛКСМ. Наша молодежь просмотрела к/ф «Человек № 217», «Ленин в 1918 году», «Юность Максима», «Парад молодости». С 11 октября демонстрируется новый х/ф «Молодая гвардия». В клубе организована книга отзывов и дежурство комсомольцев. В к/фестивале приняли участие десятки тысяч зрителей».
В выходные дни стали демонстрировать научно-популярные и художественные фильмы для рабочих, ИТР и служащих фабрики: «В садах Молдавии», «Над картой Родины» и др.

Сводная афиша «В клубе им. Ногина»

1932 год
26 февраля ГОМЭЦ проводит единственный концерт известного баритона Ивана Павловича Бурлака (премьера состоялась в Москве).
2 и 3 марта - Московский государственный эстрадный театр «Мюзик - Холл» (участвуют лучшие артисты Москвы и Ленинграда. Цирк, балет, пение, музыка, комические танцы, сатира, юмор).
С 13 по 19 июня гастроли неизвестного оперного театра с постановками «Русалка», «Риголетто», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Паяцы» (и балетный дивертисмент), Гуно «Фауст» (Во время очередного ремонта клуба в 2016 г. был найден альбом с фотографиями профессиональных декораций оперных спектаклей, названия которых совпадают с репертуаром гастролирующего театра - русские и французские оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Русалка», «Фауст», «Лакмэ» и др. И по театральной стилистике фото спектаклей совпадают по времени.).
1939 год
Октябрь. Открытие зимнего сезона. Гастроли Владимирского театра им. Луначарского - Скриб «Стакан воды».
1944 год
14 января - интересная программа в клубе им. Ногина, исполнитель самодеятельный коллектив под рук. Борисова (номера сатирического и политического жанра в музыкальном сопровождении джаз-оркестра, художник Артемьев).
5 марта - самодеятельный спектакль клуба Металлистов «Вынужденная посадка», пьеса в 3-х действиях. Начало в 8.30 вечера. В фойе танцы.
19 марта - силами драматического коллектива клуба им. Ленина будет поставлена мелодрама Шаповаленко «Тревожный гудок», пьеса в 4-х актах. Начало в 9 ч. вечера. В фойе танцы.
14 апреля - в клубах города прошли литературные вечера писателя Льва Кассиля и лауреата Сталинской премии Игоря Ильинского.
26 апреля - два концерта артистки Зои Сапович, исполнительницы жанровых песен (г. Москва). При участии мастеров художественного слова. Начало в 7 и 9.30 ч. вечера.
10 мая - московские артисты в Коврове. 7 и 8 мая выступают мастера миниатюрных форм сценического искусства Валерий Сысоев (водевили и рассказы А. Чехова) и артисты Ст. Слепцов, Гал. Стрижова и Ал-дра Цивилева.
28 июня - в течение двух месяцев ковровцы увидят спектакли западно-европейской и советской драматургии в исполнении Шуйского драмтеатра (рук. Б. Тальгрен).
29 сентября - два дня концерты Ивановской оперетты.
18 октября - в Ковров прибыли артисты цирка из Кирова. Вчера они выступали в клубе им. Ногина (в программе - эквилибристика, акробатика, физкультурные номера и манипуляции). Артисты пробудут в городе 10 дней. Они выступят также в клубе Металлистов и в школах.
1945 год
19 апреля - три дня в Коврове, в клубе им. Ногина концерты Московского государственного джаза в составе 25 человек под рук. Данилы Данича. Муз. руководитель - Павел Охрименко, конферанс - Сергей Зайцев. Клара Шустер. Балет, танцы.
6 и 7 ноября артистами Владимирского драмтеатра им. Луначарского будет дан спектакль «Без вины виноватые».
1946 год
3 апреля - с 9 ч. вечер гипноза и внушения психоэкспериментатора Александра Шака.
19 апреля - три дня в Коврове концерты Московского государственного джаза в составе 25 человек под рук. Данилы Данича. Муз. руководитель - Павел Охрименко, конферанс - Сергей Зайцев. Балет, танцы.
17 мая - «Лес» Островского в постановке Вязниковского городского драмтеатра на сцене клуба.
22 мая - редкий концерт. Выступает мастер художественного слова Григорий Гришин. На следующий день он выступал по радио с произведениями начинающих ковровских поэтов.
10 сентября - гастроли 1-го Московского гастрольного театра (рук. тов. Вильнер). После успешных выступлений в Выксе, Горьком, Муроме и других городах с 10 сентября начинает работу в нашем городе. Спектакли «Тартюф» Мольера, «Поздняя любовь» А. Островского и др.
1948 год
Гастроли ансамбля русской народной песни и пляски под рук. композитора Валентина Макарова в клубе им. Ногина и клубе Металлистов.
1949 год
23 июня в 21 ч. состоится концерт ансамбля красноармейской песни и пляски Союза ССР им. Александрова.
1950 год
9 июля - концерт артистов Ивановской филармонии (хор русской песни, 40 чел.).

Заключены договора на организацию спектаклей и концертов в помещении клуба им. Ногина.
1949 год
С Владимирским областным концертно-эстрадным бюро (КЭБ):
- Московский государственный театр эстрады 29 января дает эстрадное представление «На огонёк».
- Вечер юмора, сатиры и пародии мастеров эстрады и кино под упр. М. Волынского 14 апреля.
С Владимирским областным театром:
- 29 января - спектакль «Собака на сене» и 20 апреля - «Московский характер».
1950 год
20 мая - концерт артистов МХАТа (к 150-летию театра). Гастроли проходят во Владимире и по предложению Областного концертноэстрадного бюро - в городе Коврове. 22 мая в клубе им. Ногина и клубе им. Дегтярева будут показаны отрывки из спектаклей: «Поздняя любовь» Н. Островского, «Мертвые души» Гоголя, «Офицер флота» Крона, «Любовь Яровая» Тренёва и «Русский вопрос» К. Симонова. Группа артистов более 12 чел., среди них - О. Андровская, Б. Ливанов, Л. Массальский и др.62

Афиша 1952 года (из фондов Ковровского историкомемориального музея): Клуб им. Ногина. Гастроли Украинского музыкально-драматического ансамбля.
5 января. Музкомедия в 3-х действиях «Наталка Полтавка», 6 января - музыкальные драмы в 4-х действиях «Шельменко-денщик» и в 5-ти действиях «Наймичка».

Итак, деятельность клуба им. Ногина была разнообразна:
- досуговая деятельность (как рабочий клуб, обслуживавший запросы фабрики: концерты в дни праздников в клубе и на территории фабрики, для избирателей, организация массовых гуляний на Клязьме, шефские выступления в близлежащих сельских поселениях, воинской части, в санатории им. Н.С. Абельмана, госпитале инвалидов Великой Отечественной войны);
- кружковая работа как одно из главных направлений;
- кинопоказ;
- гастроли;
- Помещение становилось главной площадкой для существования двух профессиональных театров;
- Коммерческая деятельность также являлась неотъемлемой частью существования учреждения. Клуб имел доходы от входной платы на стадион, каток, водную и лыжную станции, от эксплуатации парка культуры и отдыха, аттракционов и других мероприятий. Сдавал в аренду педучилищу физкультурный зал для занятий. С апреля 1949 г. в помещении клуба был организован буфет. В этом же году был заключен договор с маслобазой Росглавмолока на торговлю мороженным в буфете и в летнем саду.
- Сад «Текстильщик» был в ведении клуба.
- курирование филиала («При содействии клуба им. Ногина в помещении дома Молодежи открыт филиал клуба (работает 3 кружка - хор 60 чел. народной песни под рук. Пухова, танцевальный и эстрадный - рук. Самсонова, баянист Козлов). В помещении клуба занимаются в хоркружке и физкультурных секциях - гимнастика, акробатика, тяжелая атлетика и спортивный»).
Революция освободила сдерживаемые творческие силы рабочих и служащих. Был интерес, но не всегда допускали к желаемому. Не хватало интеллекта, образования. И вот революция - теперь они, рабочие, у власти! Но уровень их возможностей был невысок, а энергия перехлестывала через край. И надо отдать должное интеллигенции города (кадры-то все остались в Коврове, авторитет их был высок среди населения, особенно это касалось музыкантов), которая смогла дипломатично подойти к вопросам культуры и направить творческую энергию в нужное русло. Да и дети, которые выросли на впечатлениях от виденного ранее, потом это переносили в свою деятельность. Создавались новые коллективы, создавалось советское искусство.
Клуб им. Ногина с 20-х и до 50-х гг. имел лидирующее положение в городе (с учетом крупных Домов культуры с сильными коллективами - им. В.А. Дегтярева, открывшегося в 1930 году, и им. B.И. Ленина, переехавшего в 1956 году в новое здание). Об этом можно судить и по газетной хронике, где клуб им. Ногина упоминается, как правило, на первом месте, если речь идет об обзоре культурных событий города.
Несомненно, деятельность рабочего клуба им. В.П. Ногина стала знаменательной вехой в истории культурной жизни города Коврова начала и середины XX века.


ДК им. Ногина


Улица Абельмана, д. 75.

МБУК ДК им. Ногина действует с 16 июля 1993 г.
Директор - Рачков Дмитрий Владимирович.
Адрес МБУК ДК им. Ногина - город Ковров, улица Абельмана, д. 75.
Сайт Д.К. В.П. Ногина: http://dk-nogina.ru/

Источник: Рождественский сборник. Выпуск XXII. – Под общей редакцией директора Ковровского историко-мемориального музея Моняковой О.А., доктора исторических наук. Составление – Зудина И.Н., Монякова О.А. – Ковров - Шуя: «ПолиЦентр», 2017. – 302 с.: илл.
Дома Культуры города Коврова
Театральная история города Коврова

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Николай (23.08.2019)
Просмотров: 26 | Теги: Ковров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика