Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Лемешкин Александр Алексеевич

Лемешкин Александр Алексеевич

Лемешкин Александр Алексеевич (род. 15.11.1937) - заслуженный артист РСФСР, преподаватель Владимирского государственного педагогического университета, профессор, лауреат премии им. А. Фатьянова.


Лемешкин Александр Алексеевич

Лемешкин Александр Алексеевич родился 15 ноября 1937 г. в ауле Октябрьском Краснодарского края.
Александру не исполнилось и четырех лет, когда погиб на фронте его отец. Сколько сил потребовалось потом матери, чтобы вырастить троих детей, старшему из которых не было и десяти. Саша с малолетства стал помощником матери. Младшая сестричка Света не случайно звала его не братиком, а няней. Чтобы она быстрее уснула, он часто напевал ей, примостившись у кроватки, песенки. Девочка явилась первой ценительницей его голоса.
Окончил школу в 1954 г., поступил в Майкопское педагогическое училище.


4-й курс педучилища. 1958 г.

- Сначала я поступил в педагогическое училище в Майкопе, это столица Адыгеи. И выступал на сцене в рамках декады адыгейского искусства. И я знал, из Ленинграда приезжали туда. Меня заметили, и вскоре я уже получил приглашение в Ленинград, рекомендацию. И в 58-м году я поступил в Ленинградскую консерваторию на подготовительное отделение. Там уже тогда были такие будущие звезды, как Елена Образцова, Ирина Богачёва, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко. Представляете, какое созвездие! Тогда, правда, они были для нас Леночка, Ира… Это было так здорово! Лена уже со студенческих лет отличалась глубиной мысли, серьёзностью. Умница такая, и великий человек, и великая певица – это чувствовалось сразу.
После подготовительного отделения, Александра Лемешкина возьмут сразу на третий курс музыкального училища при консерватории. Которое окончил в 1964 г. А после – дали выбор по распределению: Ярославль, Иваново или Кострома. И он выберет Кострому.
Любовь всей жизни Лемешкин встретил случайно. Пришёл в гости к подруге, а там она.
- Как её увидел, и понял, что это всё. Это раз и навсегда. Вот так вот. А мы случайно повстречались, мой самый главный человек. Благославляю ту случа-а-йность, и благодарен ей на век. Представить страшно мне теперь, что я не ту открыл бы дверь.
Работал солистом Костромской филармонии 1964-1966 гг.


Тенор А. Лемешкин поет в городе Барнауле. Краевой театр музыкальной комедии

- Сначала в группе вокалистов выступал, но я так чувствовал, что мог держать и сольное отделение. Но тогда как-то все скромно держались и выпендриваться, выпячиваться не принято было, мы стеснялись даже этого. Но внутренне именно там я себя ощутил вокалистом, певцом и артистом. Пока не переманила музыкальная оперетта. Приехал тогда в Кострому на гастроли музыкальный театр из Барнаула, это был краевой театр оперетты. Я пошёл, прослушался, и меня туда взяли. И сразу на ведущие партии лирического тенора. И там я год проработал. Всего год, но столько партий спел: Свадьба в Малиновке, Цыганская любовь, Весёлая вдова, Цирк зажигает огни. И спектакли один за другим: ещё первый не выучил, уже следующий, и все «сырые» были, не успевали как следует подготовиться. И в какой-то спектакль ввели – герой сломал ногу, и попросили меня. Так я и мизансцены не знал. Меня поворачивали прямо на сцене и шепотом: «иди туда, повернись, сюда». Хотя хороший был театр.
Артист Алтайского краевого театра музыкальной комедии 1966-1967 гг.
Он пел и привык петь. А тут нужно говорить, танцевать, – вспоминает Раиса Алексеевна. - Я просыпаюсь, утром открою глаза – он стоит репетирует движения: руками машет, ногами. Это не его. Работа в филармонии – вот это другое дело. У него было луженое горло. Да и я в Барнауле совсем не могла жить. Там радио включаешь: в китайском городе Барнауле тридцать градусов мороза. Они считали – с Китаем дружба тогда была – что они ближе к китайскому. И, между прочим, на психику это действовало. Хотя город прекрасный и погода даже зимой – солнце, красота. Но я чувствовала себя прямо на краю земли. А тут – из Владимира наш приятель костромской пишет: у нас тут открывается филармония, приезжайте. Возьмут и со временем жилье дадут. Только приезжайте.

Лемешкины приехали во Владимир в сентябре 1967-го года.
Концертный зал имени Танеева во Владимире был открыт 5 ноября 1967 г. Торжественное открытие было приурочено к празднованию 50-летия октябрьской революции 1917 года.
Ведущий солист Владимирской обл. филармонии 1967-1991 гг. Раиса Алексеевна работала с супругом, была ведущей. - Мы на фермах часто выступали. Тогда – к такому-то съезду партии – был указ: идти в народ. И мы шли. И как было хорошо. Эти доярки – они никогда не выберутся на концерт. Они работают там, тяжело им, а руки... ах, не взглянуть. И вот на ферме в Красном уголке сидит 10 доярок. Они сидят, руки прячут под передник, только что доили. Стесняются. И наши выступают: ансамбль и певец. Все в костюмчиках, белых рубашках, бабочках. Боже мой, как их принимали! Кончился концерт, одна сидит за печкой и плачет навзрыд. Я говорю: «Что вы плачете?» А она: «Да за что ж нам такое счастье!».
- Да, и смех, и слезы, - соглашается супруг, – там коровы за стенкой. А я пел песню «Наташка, Наташка, Наташка». И вот одна корова жуёт сено, а как услышит «Наташка» отзывается: «Муу-у-у». А доярка говорит: а её зовут Наташкой. Смех, да и только: сено торчит изо рта, и – муу-у-у, подпевает. А в Бутылицах, Меленковского района, одна бабушка встала посреди концерта и говорит: «Ой, да какой же ты красавный, да какая же у тебя выходка!» И на улицах узнавали, и даже однажды в московском метро какая-то бабушка узнала и кричит с эскалатора: «Ах, когда ты к нам приедешь, в село Красное?» На весь зал кричит мне.
И везде говорили: триумфальное шествие «Родных напевов». Публика долго не отпускала артистов со сцены. В деревнях люди в благодарность за концерт несли сало, яйца, молоко. И были им родные артисты дороже и ближе столичных.
В рамках работы в филармонии выступал тенор Лемешкин и в детских садах – вместе с композитором Сергеем Зубковским они готовили программы для самых юных слушателей. Пели частушки, детские песни и знакомили малышей с музыкальными инструментами. А вместе с руководителем фонда «Сотвори добро» Розой Киямовой ездили в военные части, проводили концерты для тех, кто воевал в горячих точках.
В 1969-м году он поступил в Музыкальный институт имени Гнесиных на заочное отделение к народному артисту, бывшему солисту Большого театра Пантелеймону Марковичу Норцову.
- Он выдающийся был вокалист. Он вошел в историю русской оперы как лучший Онегин, - Александр Лемешкин гордится своим педагогом. – И внешне: о таком Онегине мечтали сам Пушкин и Чайковский. Какой он был аристократической внешности! И голос был такой чистый, немножко холодный – ну прямо все совпадало с образом. Какой конкурс я тогда выдержал, чтоб поступить! Нас 134 человека прослушивалось со всего Союза. А к 3 туру осталось то ли 7, то ли 9. А закончили двое. Там в основном, баритоны были. И потом уже, когда я сам обучал баритонов, я уже знал какие у них переходные нотки, тембровые, как с ними работать, как развивать.
Как только заканчивались гастроли, артист владимирской филармонии Александр Лемешкин уезжал в Москву – учиться.
В 1974 г. окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.
В августе 1974 года в парке за Домом культуры имени 50-летия Октября состоялся первый фатьяновский праздник поэзии. Знаменитый фатьяновский праздник, который только зарождался на вязниковской земле, никак не обошёлся без тенора Лемешкина. Один владимирский поэт так сказал тогда про те события:
Гремят фатьяновские праздники
В их солнечной столице Вязники!
Но бросив взор на их исток,
Их исторические вешки,
Найдем: вздувал их огонек
И первый их певец-пророк
Был ты, неистовый Лемешкин!
Популярными и востребованными были и остаются песенные циклы «На солнечной поляночке», «Песни счастья, борьбы и надежд», без которых не обходился на протяжении тридцати пяти лет ни один праздник на Вязниковской земле, посвященный памяти поэта. Но были и еще циклы: «Мой Владимир», «Мое сердце родник», «Пою о Родине моей», «Хороша ты, юность комсомольская».



Александр Лемешкин и баянист Валентин Петрачков на третьем Фатьяновском празднике поэзии в Вязниках (сентябрь 1976 г.)

Александр Алексеевич в обязательном порядке включал в эти композиции фатьяновские песни «Соловьи», «Если б гармошка умела», «На солнечной поляночке», «Где же вы теперь, друзья-однополчане».
Однажды певец и его аккомпаниатор Валентин Петрачков были приглашены в Москву, в Центральный Дом литератора, на вечер, посвященный шестидесятилетию со дня рождения Алексея Фатьянова (1979 г.). Долго аплодировали присутствовавшие выступлению владимирских артистов. А поэт Виктор Боков экспромтом сочинил стихи и тут же продекламировал: «Лемешкин и Петрачков московским артистам дали сто очков».



Выступление солиста Владимирской областной филармонии им. С.И. Танеева Лемешкина Александра Алексеевича в театре им. Зденека Неедлы на торжественном мероприятии, посвященном открытию Дней дружбы Владимирской и Северо-Чешской областей. 14 ноября 1983 г. Фото: Привезенцев Владимир Андреевич

Немного поездили по стране. В 1983 году, когда в ЧССР проходили дни Северочешской и Владимирской областей, участвовать в них пригласили и Александра Алексеевича. К приглашению он отнесся ответственно. Задумал подготовить специальную программу, взялся за изучение чешского языка, приобрел песенник. И вот сцена в клубе одного из госхозов ЧССР. В исполнении русского певца на родном для слушателей языке прозвучала шуточная песня. Зал взорвался аплодисментами от этого вокального сюрприза…
Затем с 1991 г. - преподаватель сольного пения кафедры муз. образования Владимирского гос. пед. университета.
В его классе всегда было много учеников. Которые, любя звали его – Кузнец золотых связок. Потому что говорили, что Лемешкин может «вытащить» голос у любого, кто хочет петь. Так однажды привели к нему юношу, про которого в музучилище сказали: ни слуха, ни голоса. А после занятий с Александром Алексеевичем он запел! Чисто и красиво.
- Это удивительная история, — вспоминает Раиса Алексеевна. – Спустя несколько лет он позвонил нам из Троице-Сергиевой Лавры, где сейчас служит. Оказывается, у двоих монахов там с голосом что-то стало. Там же нагрузка постоянно – службы, пение. А Гриша, тот ученик, говорит: у меня есть педагог в институте, я сейчас ему позвоню. И те два монаха приезжали в институт: раз позанимались, другой. А потом и стали к себе приглашать. И он ездит. Вот уже 10 с лишним лет. Он им «держит» голосовой аппарат, чтоб они не уставали, все-таки нагрузка. Правильно ставит. Чтоб им легче работать было. Один даже сюда звонил, какой-то послушник: Александр Алексеевич, я опору потерял. – Ну, приеду – найдём, говорит, — твою опору.


Лемешкин Александр Алексеевич. 1994 г. Фото: Сабов Александр Алексеевич

В 1995 году В.Г. Погосовым был организован хор ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил Дома культуры молодежи (бывший ДК ВХЗ). В нем занималось около 70 человек. Владимир Григорьевич сумел увлечь всех не только репертуаром, но и очень интересными репетициями, на которые хористы приходили в любую погоду три раза в неделю. У хора было немало успешных выступлений перед слушателями во время городских торжественных мероприятий. В хоре с его рядовыми участниками солировал заслуженный артист РСФСР Александр Лемешкин.
Десять лет возглавляет литературно-муз. клуб им. Фатьянова при ВОДРИ.
«Афишу увидев, не мешкая спешите к тенору Лемешкину!»
Это двустишие, оставленное поклонниками на концертной афише замечательного владимирского певца, заслуженного артиста России, Александра Лемешкина, свидетельствует о его популярности и любви публики.
Концерт, на котором мне недавно удалось побывать, с большим успехом прошел в уютной музыкальной гостиной Областного дома работников искусств. Поклонники таланта А. Лемешкина собрались на встречу с любимым певцом, чтобы насладиться прекрасными русскими романсами в его исполнении. Лирические мелодии, удивительно красивый голос певца завораживали, проникали в душу, вызывая у каждого слушателя воспоминания о чем-то дорогом, грустном, невозвратимом.
...Романсы на стихи А. Гурилева, А. Кольцова: «И скучно и грустно», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие сменялись пылкими, молодецкими, гусарскими («Радость, душечка!» и др.), и настроение внимавших пению изменялось соответствующим образом - на лицах появлялись оживление, улыбки.
Темпераментную игру продемонстрировали молодые аккомпаниаторы Виктория Зеленская и Евгений Ревин. Своеобразный экзамен выдержала в тот вечер ученица певца Елена Морозова, представившая на суд зрителей два романса. Ее работа была встречена тепло и радушно. Затаив дыхание, ценители искусства А. Лемешкина слушали романс «Гори, гори, моя звезда» - истинный гимн любви и верности. Певец не раз был вознагражден горячими аплодисментами, восторженными возгласами «Браво!», а на рояле вырастала «горка» из букетов цветов.
Вечер удался на славу и, несомненно, стал ярким, красивым, незабываемым подарком для ценителей прекрасного.
Елена УТЕШЕВА».
Лауреат Всероссийской премии им. А. Фатьянова «Соловьи, соловьи».
Награжден медалями «Ветеран труда» и «За верность долгу».

После операции на сердце в 2015 году Александр Алексеевич целый год никуда не выезжал. Для человека, который привык к общению, к работе – это время было тяжелым испытанием. А потом раздался телефонный звонок из Лавры: мы вас ждём, приезжайте. Раиса Алексеевна вначале пыталась объяснить, мол, здоровье не то, уколы, таблетки – по часам. Но, увидев горящие глаза супруга, сдалась.
- Как они там его встретили! – вспоминает Раиса Алексеевна. - Взрослые монахи, они посдержаннее, просто обрадовались. А помоложе, Ванечка семинарист у него есть там, хороший очень голос – увидел его, кинулся на шею. Потом встал у рояля петь – опять обниматься. И Саша – он там ожил. Настолько он стал себя лучше чувствовать. И голова стала работать хорошо. И сидит 4 часа с ними, восемь человек проходит.


В 2017 году ему исполнилось 80 лет.

Источник:
Анна Онисковец. Александру Лемешкину – 80! [Электронный ресурс] // За Владимирскую область : [сайт]. – 2017. – URL: https://zavladimir.ru/?p=36152

Погосов Владимир Григорьевич, композитор
Зубковский Сергей Ростиславович (25 октября 1938, Симферополь — 8 июля 2021, Владимир) — советский и российский композитор, пианист, заслуженный деятель искусств России, профессор Владимирского государственного университета, председатель творческого объединения композиторов Владимирской области.
Концертный зал им. С.И. Танеева. Владимирская областная филармония
Владимирская энциклопедия

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (20.06.2023)
Просмотров: 435 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru