Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
03:16
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Мкр. Кусуново, город Владимир

Село Кусуново

Кусуново — село в составе муниципального образования город Владимир Владимирской области России.
Кусуново до 2006 г. - село Суздальского района. С 1 января 2006 года входит в городской округ город Владимир в качестве микрорайона.

«Во Владимирском уезде – в 7 верстах от Владимира, за р. Клязьмою, близ села Кусунова есть 10 курганов на краю глубокого оврага» (1873).
«…Уже обследован лог около с. Кусунова, в котором, по сведениям, имелись остатки 10 курганов, однако, эти курганы не сохранились.
Начальник экспедиции Воронин Николай Николаевич» («Знамя», 22 июля 1937).

В старинных актах село Кусуново упоминается в первый раз в жалованной грамоте великого князя Иоанна III Васильевича от 1504 г. Здесь оно значится в числе митрополичьих сел, которым дана великим князем несудимая грамота. В пол. XVII в. Кусуново стало писаться в поместье Савино-Боровитина. Нужно думать, что оно было пожаловано кем либо из митрополитов или патриархов, как это бывало иногда.

Следствие о Выездах царицы Евдокии чрез г. Владимир к церквям Николы Чудотворца, что в Кусунове и Николы Чудотворца, что на Поле

Следствие Тимофея Палехина о деле царицы Лопухиной Евдокии Федоровны.
После допросов подъячего Ивана Жиркина, ямщика Т. Тезикова и архимандрита Гедеона, поименованных (кроме Гедеона) в данном дьяку Палехину иминном указе, он приступил, на основании местных указаний, к допросам о приездах царицы Евдокии к церквам Николая Чудотворца в селе Кусунове и на Поле и в монастыри.
Допрос начался с церкви Николая Чудотворца, что в селе Кусунове. Священник этой церкви, Григорий Михайлов показал:
«Сначала-де в бытность его при той церкви бывшая царица Евдокие приезжала к той церкви трижды, а в которых годах, и сколько тому лет — не упомнит.
И в первые приезжала зимним временем, генваря «1» числа, а которого года не упомнит, а из Суздаля чрез Владимир в навечерии, а дважды в летнее время также в навечерии ж, и станавливалась зимою в его Григорьевом дворе, а сослужители в других дворах, а летом на луги в шатрах и в палатках, а при ней в те приезды были священник Гавриил Федоров, да четыре старицы, в том числе одна Каптелина.
Да слуг человек по 10, в том числе Данила Клепиков.
А достальных слуг и стариц по именам не знает, да Карло; а имени его и отечества не знает же.
А наперед приезда ее бывшей царицы для заимки мест с телеги приезживало по одному человеку и слуг верхом, да по две телеги, с запасом крестьянских подвод, а сказывались те крестьяне Покровского монастыря. И по приезде-де ее бывшей царицы бирали у него церковные ключи те ее служители, а его попа Григорья в то время отсылали, и входила та бывшая царица в церковь, только-де он видал, что по входе ее в церковь нашивали служители ее до церкви белическое цветное платье, и у дверей церковных то платье принимали в церковь, а кто принимал, и из каких парчей то платье, и каким покроем не знает.
А та-де бывшая царица пострижена ль была, того он не ведает, только-де слух такой обносился, и он слыхал, что она пострижена, а как ей в монахинях было имя, не слыхал, и о пострижении ее от кого слышал не упомнит. И в той церкви отправляли малое повечерие и всенощные бдения, потом литургию, а отправлял ту службу оный поп Гавриил, а клиросную службу отправляли бывшие при ней монахини, а пономарскую службу отправлял помянутый Карло.
А он поп Григорий и церковные причетники при том служении, и другие посторонние люди, и будущие при ней служители не бывали, только слышал-де он от тех ее служителей, а от кого не знает, что во время той службы в церковь вхаживал по призыву только один из служителей ее Данила Клепиков. Да после-де литургии, когда спросят воды на освящение, и ту воду принашивал до паперти сын его Григорьев Иван, который и поныне у той церкви дьячком. И по выходе-де из церкви той бывшей царицы, призывал его в церковь и отдавал ему церковные ключи помянутый поп Гавриил, и давывал ему на молебен по полтине, и по полуполтине в приезд, да в кружку по рублю в приезд, а в середний-де приезд привезли воздухи камчатые, а в последний приезд ризы двоеличной камки, оплечье парчовое серебряное, и приказывали молить Бога за здравие великого Государя.
А о поминовении-де бывшей царицы Авдотьи ему не приказывали. И когда-де он в те времена просил у того попа ради поминовения памятцы, и в то-де время говорил ему тот поп Гавриил, чтоб он молил Бога за всех православных христиан, на что-де тебе памятца.
А в тех-де служениях на эктениях и на молитвах кого и как поминали, того он не ведает, и ему о поминовении бывшей царицы приказу никакого не бывало, только-де он молебнов не певал. По выходе-де из церкви бирали его в палатку, в которой бывал оный поп Гавриил, и подчивали его вином, и кармливал его тот поп с собою, а после обеда приказывал ему Григорию, оборотясь к шатру, в котором стаивала та бывшая царица, кланяться по трижды в землю, и он и служители так и кланялись.
А той-де бывшей царицы в лицо во все те приезды не видывал.
И по обеде-ж отъезжала от той церкви на погост Николая ж Чудотворца, что на Поле, а в последний отъезд поехала в Боголюбов монастырь, а в тех местах на погосте и в Боголюбове монастыре была-ль, того он не ведает.
Затем следует показание о Жиркине.
«И о кроме-де того других приезжих людей, во все ее бывшей царицы три приезда никого он Григорий не видал.
А помянутую-де старицу Каптелину знал он, потому что наперед-де приездов той бывшей царицы, приезживала она из Покровского монастыря, со старицею клирошанкою, имени ее не знает, по обещанию в село Кусуново к церкви Николая Чудотворца молиться и молебны слушивала и воду святила с четырежды, и стаивала у него Григорья, и одну ночь у него и ночевала. А о поминовении бывшей царицы ему, и ни о чем не говаривала, и в одно-де время привезла книгу, уставом писанную, в красном кожаном переплете, в которой написана служба Николаю Чудотворцу, с акафистом; и сказывала, что-де ту книгу привезла она от себя.
А Данилу Клепикова знал он, потому что дочь его во Владимире была замужем за их Владимирским подъячим за Михайлом Андреевым, сыном Борисоглебским; и о имени-де попа Гаврила сказывал ему оный же Клепиков».
Той же церкви поп Дмитрий Григорьев (сын Григорья Михайлова), посвященный во священники к той церкви в мае 720 (а до тех пор, несмотря на свои младые лета, был у той церкви дьячком), показал почти тоже, что и отец его. (Монахинь с царицею было две или три, слуг и повозников человек по 20; службу в церкви отправляли в ночи, без благовеста, только бывал благовест к литургии. О приезде Каптелины — тоже, книга, привезенная ею была в полдесть, была-ль царица пострижена — не ведает).
Той же церкви дьячок Иван Григорьев (сын Григорья Михайлова) показал почти тоже, что и отец его.
Царица приезжала по три года трижды, последнему приезду будет года с четыре; 1-й приезд декабря 31-го; летним временем один раз в повечерии Ильина дни, а в другой раз месяца и числа не помнит; монахинь с царицею было 4 клирошанки, в числе их Каптелина; служителей за царицею верхами и в телегах человек по 30 в числе их Никита Клепиков; воду на освящение «принес и поставил на паперти, и пошел прочь; а как ту воду в церковь приняли — не видал»; была-ль царица пострижена — не ведает; книга, привезенная Каптелиной была в полдесть.
Попы Николы в Кусунове: Григорий Михайлов, Дмитрий Григорьев, Николы на Поле Симеон Наумов, Исаия Григорьев, дьячок Николы в Кусунове Иван Григорьев и пономарь Николы на Поле — Иван Савельев — отданы были 24 сент. 1720 г. «при письме по росписи» под арест Владимирскому воеводе Василью Кафтыреву «с роспискою, которых велено ему содержать под караулом, чтоб были все в целости».
«Да старица Марфа показала: до поездок-де ее бывшей царицы за долгое время ездила она Марфа со старицею Каптелиною собою для моления к Николе на Кусуново, дважды, летним временем, молиться; и в те времена та старица Каптелина отвезла к той церкви книгу в пол десть, в красном кожаном переплете, писанную уставом; в ней писана служба Николаю Чудотворцу с икосы и кондаки; эту книгу кто писал, и от себя-ль она Каптелина ту книгу отвезла, или от бывшей царицы, того она Марфа не ведает».
«А старица Каптелина показала, что она со старицею Марфою к Николе на Кусуново дважды ездила, по обещанию, и книгу в полдесть: служба Николаю Чудотворцу, с икосы и кондаки, отвезла от себя, а не от бывшей царицы».
Священник церкви Николая Чудотворца, что в с. Кусунове, Григорий Михайлов, показал (3444 — 3445 — 46): «Да в помянутые ж два приезда ее бывшей царицы в летнее время был у тоя церкви подьячий Иван Жиркин, в том числе одинажды и с женою своею, а в который приезд с женою своею он Иван был, не упомнит; и в одно де время был он Иван при той бывшей царице поутру, а с чем приезжал, не видал, и до обедни оттуда и поехал. А в другое время приезжал с женою своею по утру ж, а слушали литургию будучи на паперти; а по выходе-де той бывшей царицы из церкви он Иван и с женою ходил к той бывшей царице в шатер, и подносил к ней бутылку красного вина, в четверть ведра. А как де он Иван и с женою в тот шатер прошел, и в то-де время он поп был у палатки, в которой стоял помянутый поп Гавриил. И потом он Иван из того шатра вскоре вышел к той палатке, и с ними обедала, а жена его осталась и была во весь обед в том шатре. И после обеда, как та бывшая царица от той церкви поехала, и Жиркин с женою поехал за нею.
Той же церкви священник Дмитрий Григорьев (сын Григория Михайлова) показал (3448), что слышал от отца своего, «что был в один той бывшей царицы приезд подъячий Иван Жиркин, а с женою ль, или один, и зачем был — не ведает»
Той же церкви дьячек Иван Григорьев (сын Григорья Михайлова) показал (3450): «Да в те-ж ее бывшей царицы летние два приезда бывал при ней у той церкви подъячий Иван Жиркин, в том числе в одно время и с женою, а с какою почестию и за чем был, того он Иван не ведает».


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В последнее время Кусуново находилось во владении помещиков Протасовых (Протасьевых).
Коллежский советник Александр Петрович Протасьев похоронен в с. Кусуново. Его сын, корнет, Александр Александрович Протасьев был последним владимирским уездным предводителем дворянства (1906—14 марта 1917). В марте 1917 года Временным Правительством назначен уездным комиссаром. «…в должность уездного комиссара А.А. Протасьев не вступил до сего времени, и в г. Владимире его нет» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №6, 11-го марта 1917).
У А.А. Протасьева был дом на Стрелецкой улице в городе Владимире.


Ул. Стрелецкая, д. 20
Дом дворянина Александра Александровича Протасьева (предводитель уездного владимирского дворянства). Построен в Нач. XX века.

В 1859 году число дворов - 24; число душ мужского пола - 77; женского пола - 75.
Помещичье село Кусуново: «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 6; число дворов - 24; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 61, женского пола - 51; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 94, женского пола - 100; действительное население: мужеского пола - 91, женского пола – 99. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами».

Кусуновское училище основано обществом и стараниями священника о. Феодора в 1878 г. Ближайшие училища: Погребищенское в 7-ми верст., Лунёвское — 6-ти верст, и Ковергинское — 9-ти вер.
В 1884 г. «Помещение полукаменное, наемное, вместе с хозяином дома; по свету и теплоте неудобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 8 арш., шириной 7 арш. и вышиной 3 арш. Учебных пособий не достаточно — на 91 р. 83 к. Библиотеки нет, но книг для чтения 35 экз. Земли нет. Законоучитель священник о. Федор, окончил курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1872 г., а в настоящем училище с 1878 г.; учительница Наталья Соколова, окончила курс во Владимирском епархиальном женском училище, преподает с 1875 г., а в настоящем училище с 1881 г. Попечитель дворянин Дмитрий Егорович Львов; при открытии училища пожертвовал всю классную мебель, жертвует наградные книги и освещение; в 1883 г. после пожара вновь пожертвовал всю классную мебель. Учащихся к 1-му января 1883 г. 19 м. и 1 дев. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 5 м. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило 13 м. и 4 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 25 м. и 5 дев. Учатся все вместе. Возраст 7 — 13 лет. Из учащихся — 12 из с. Кусунова, 17 из дер. Уваровой — в 2-х вер. и 1 из дер. Бухаловой — в 3-х вер. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Все вероисповедания православного. По сословиям: мещ. 1 дев., крест. 25 м. и 4 дев. Средства содержания: от земства 280 р., от общества 35 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 35 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учительнице 240 р. Все учащиеся исправно посещали классы. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. Отказа за теснотой не было. Учебный год начинается с 11-го октября и продолжается по 8-е мая. Обучаются простому пению; хора нет. Учатся в день 6 ½ часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 3, по Русскому языку – 19, по Славянскому языку - 3, по арифметике - 7 и по пению - 1. Получили награды 11. Получившие свидетельства учились 3 г. Не окончившие курса учились 1 — 2 г. Обозревал училище инспектор народных училищ 1 раз. Обучения ремеслам и рукоделиям нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Преподавали в училище не только священнослужитель, но и учительница, окончившая Владимирское епархиальное женское училище.

С 1884 года заведующий Кусуновской волости военно-конским участком на трехлетие – крестьянин деревни Ширманиха Трофим Дмитриевич Цветков.
С 1897 года заведующий Кусуновской волости военно-конским участком на трехлетие - Дмитрий Лукьянович Лукьянов, крестьянин деревни Бортниково; кандидат к нему - Кирилл Яковлевич Яковлев, крестьянин деревни Злобино.
В 1897 году прекратила свои действия лавка Будищевой Елизаветы Алексеевны в селе Кусуново Кусуновской волости.

«Кусуновское Волостное Правление (Почт. адр. г. Владимир).
Волостной старшина - кр. Иван Жаров. Писарь - Мирон Демьянович Волосовский.
Волостной Суд. Председатель - кр. Ефим Корнилов. Судьи: кр. Ефим Набиркин; Алексей Володин; Леонтий Хлопков» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
9 июля 1907 года от неизвестной причины случился пожар в с. Кусунове, Влад. уезда, во время которого сгорело 42 двора. Огонь распространялся настолько быстро, что никто не успел вытащить своих пожитков и погорельцы остались в самом безысходном и тяжелом положении. Они обращались с слезной просьбой ко всем благотворителям прийти на помощь к ним и оказать возможное содействие в их безысходном тяжелом положении.

«Забытое село (с. Кусуново, Влад. у.). Недавно группой курсантов Владимирского педтехникума была сделана экскурсия в с. Кусуново. Крестьяне отнеслись к гостям очень приветливо и охотно отвечали на все задаваемые вопросы. Культурной работы в деревне не ведется никакой. Несмотря на то, что село пригородное (5 верст от Владимира), крестьяне до сих пор ни звука не слышала о Всесоюзной с.-х. Выставке» («Призыв», 13 декабря 1923).
«30 лет на ниве народной. На-днях близ города Владимира, в с. Кусунове, происходила разлука крестьян со своей учительницей Александрой Ивановной Касаткиной, прослужившей у них почти тридцать лет. Она уезжала навсегда. Усиленные труды подорвали ее здоровье, она заболела серьезно и доктора запретили ей работать.
Крепко любили кусуновцы свою учительницу и в трудное время помогали ей, чем могли. Зато и А.И. содействовала и сельсовету и на сходах, когда требовалось что-либо объяснить, написать. В последние перевыборы выбирают А.И. в райсельсовет и в комитет ККОВ.
О прошлом дореволюционном времени А.И. вспоминай недобрым словом. Забитая сельская школа. Власть духовного начальства (школа была церковно-приходская). Нужда в средствах. Сухая учеба в школе… А теперь совсем другое: горячая пора революции... Подъем культурно-просветительной работы... А.И. работает секретарем культурно-просветительного кружка, ликвидирует неграмотность (3 года). Деревня потянулась к новой жизни. Вот уже ячейка РЛКСМ! И в ее работе А.И. принимает ближайшее участие. Вот и шефы. Роднятся школы города и деревни. Любимая мечта А.И. о постройке новой школы в последнее время осуществляется. Учительство заклязьменского района тепло распрощаюсь со своей коллегой и отметило, чем могло, проводы дорогого товарища по работе. Да, труды А.И. не пропали даром. И прав Некрасов, певец народа, который говорил «сеятелям на ниве народной», что за их труды «спасибо сердечное» скажет им русский народ» («Призыв», 27 сентября 1925).
«Городская новинка – радио – начинает все чаще и чаще появляться в деревне. Даже заклязьменская серая сторона раскачалась. Недавно в январе, в двух ближайших к городу селениях (с. Кусуново и д. Уварово) установлены радиоприемники. В с. Кусунове радио установлено при школе, что дает возможность хоть немного познакомиться деревенской массе с теми передачами, какие идут из Москвы.
Интерес к «радиву» - сильный, а детвора – в восторге от каждого слова, которое она слышит. Взрослые любят слушать доклады.
***
Когда кусуновцы увидят новую школу?
Горюют кусуновцы со своей старой убогой школой: и детям мука и учителю – каторга. В маленькой комнатушке еле-еле втиснуты десять парт.
А тут за досчатой перегородкой жмется, ютится семья учителя. Детский плач перерывает занятия. Детям учителя «запрещена» игра, чтобы не мешать работе…
Кусуновцы крепко озабочены постройкой новой школы.
Еще прошлой зимой начали они это дело. С трудом, но выхлопотали дачу быв. Рахмановскую. Летом, в рабочую пору, перевезли и надеялись зимой докончить постройку. По ходатайству общества УИК выслал техника, который составил план школы, смету, отвели место для постройки, земельный участок.
Вся деревня жила надеждами и комсомол внес школьную постройку в план своих зимних работ.
Но не суждено, видно, этим мечтам осуществиться. Ходят-ходят кусуновцы в УИК, а результатов никаких не получается: ни лесу, ни средств не отпускают» («Призыв», 11 февраля 1926).
«Прошлую зиму и весну настойчиво ходили кусуновские ходоки во владимирское УОНО и в УИК вымаливать леса на постройку новой школы. Там без конца обещали: «подождите — вот-вот отпустим». Но время шло, а леса кусуновцы не получили. Решили купить на свои средства. С большими трудностями, но добились разрешения от ГЛО на 150 корней для школы. Скоро и бумажку получили от ВИК-а, чтобы выслать уполномоченного клеймить лес. Послали уполномоченного, но объездчик не был извещен от лесничества и пришлось дело отложить. Наконец, снова кусуновцев вызывают, — то-то обрадовались мужички. Послали... Но уполномоченный опять приходит, повеся голову: «Братцы, — лесу-то нам не осталось. Смета израсходована, — только десять дерев нашли». Кусуновцы так и ахнули. «Что за оказия, — неужели в рязанское лесничество теперь пошлют? Неужели так и не найдет владимирское лесничество лесу даже за деньги на постройку нашей школы. Дальше нам ехать некуда и не на что!» («Призыв», 3 ноября 1926).
«Взялись за борьбу с пожарами. Летом 1927 г. в селе Кусуново, Владимирской волости, трижды возникали пожары, которые, к счастью, скоро замечались и быстро прекращались. Но в последний раз «красный петух» уничтожил одну постройку — сарай, полный корму, у беднячки-вдовы М. Денисовой. Кусуновцы после пожара встряхнулись. На сходе в этот-же день постановили купить пожарную машину, а через неделю деньги были собраны и теперь пожарная машина приобретена. До этого же кусуновцы не имели никакого пожарного инвентаря. Сельсовет проявил в покупке машины большую инициативу, и ему было поручено организовать противопожарное дело на селе» («Призыв», 13 дек. 1927).
«Кусуновское мелиоративное т-во реорганизовалось в колхоз.
Все дела и средства т-ва передаются правлению колхоза. Всю корреспонденцию и деловую переписку просим направлять по адресу: правление кусуновской с-х артели им. 1-го мая» («Призыв», 5 марта 1930).
«Над кусуновским колхозом шефствуют четыре организации города: нарпит, механический техникум, ЖАКТ—«1 Мая» и работники биржи труда. Обещаний от шефов колхозники получили целые кучи. Ни одно из них выполнено не было. Не раз колхозники просили помощь в уборке, но практически шефы отказывались. Головотяпы из ДШО нарпита дошли до такой наглости, что на вопросы — почему нет помощи, отвечали просто ложью — послали мол, куда же делись посланные ДШО?» («Призыв», 25 сентября 1930).
«7 января кусуновские колхозники провели день помощи школе. В этот день они подвезли школе дрова.
На эту помощь группа учащихся, в количество 10 человек, откликнулась заметкой под заглавием:
«Где колхоз, там школа в тепле и уюте».
Вот что пишут учащиеся:
«Наша школа в с. Кусунове, злобинского сельсовета, была совсем плохая. Стояла она на кладбище и старенький домишко качался от ветра. Внутри было темно, тесно, печка худая и постоянно дымила. Мы часто угорали. Но вот в прошлом году у нас организовался колхоз. Колхоз получил хорошее здание от раскулаченного хозяйства и отдал его под школу. В школе стало просторно и светло, а изразцовые печи греют хорошо. Около школы теперь не могилы, а сад. Нам стало учиться хорошо. Колхоз нам помогает. У нас не было дров, школу хотели закрыть, но колхоз привез 7 -го января куб. сажень дров. За это мы колхоз любим и будем вместо с ним работать» («Призыв», 20 января 1931).
«30 января в Кусунове на открытом партсобрании, в присутствии ответственного секретаря райкома ВКП(б) тов. Потехина, организовалась новая партячейка при кусуновском колхозе «1 Мая». Ячейка имеет в своем составе 15 человек.
На этом же собрании были приняты в ряды ВКП(б) два колхозника-активиста и переведена была одна комсомолка в кандидаты партии» («Призыв», 7 февраля 1931).
«Кусуновский колхоз им. 1-го Мая на-днях справлял годовщину своего существования. В своих приветственных телеграммах райкому ВКП(б), колхозсоюзу и газете «Призыв» колхоз рапортует:
По полеводству — путем применения агромероприятий увеличена урожайность и превышено задание по зяблевой вспашке.
По животноводству — колхоз не только расширил поголовье обобществленного скота, не только улучшил качество тягловой силы, но и развил новую отрасль животноводства — свиноводство (на 18 голов) и овцеводство на 15 голов. По заготовкам колхоз перевыполнил задания.
Колхоз полностью обеспечил продуктами своего урожая всех членов колхоза. Колхозники объявили себя ударниками по выполнению всех заданий 2-го большевистского сева» («Призыв», 17 февраля 1931).
«Возчики торфа села Кусунова, в количестве 15 человек, обсудив вопрос о напряженном положении с топливом, объявили себя ударниками и с 15 февраля вступили в соцсоревнование. Передовым идет возчик С. Родионов, который за последнюю пятидневку выполнил норму вывозки на 195 проц. За ним следуют Володин, Ефремов и т. д.
Кусуновцы вызвали последовать их примеру возчиков дер. Уварово. Последние вызов приняли» («Призыв», 24 февраля 1931).
«Над кусуновской школой в течение 3-х лет шефствует городская школа ФЗС № 1. Это шефство дало громадные результаты. Шефами проделана большая работа: при школе организован пионеротряд и налажена работа его. В отряде — все школьники. Шефы сорганизовали в Кусунове комсомольскую ячейку и оказывают помощь в работе школы. За зимний период было до 10 выездов. Школу шефы снабдили книгами, пособиями и т. д.
Население и школа одобряют работу своего шефа — школу ФЗС № 1» («Призыв», 23 мая 1932).
«Проводимые опыты в 1932 г. в колхозах Владимирского района, под руководством ивановской зональной торфяной станции, оправдали свое назначение.
Так, например, в кусуновском колхозе «1-е мая», злобинского сельсовета, колхозники, убедившись на опыте, что торфяной навоз повышает урожайность картофеля против соломенного навоза на 31 проц., заготовили летом 1932 года 40 тонн торфяной подстилки. Следовательно, в 1933 году колхоз уже будет удобрять торфяным навозом значительную площадь своих полей, а этим самым повысит их урожайность» («Призыв», 5 января 1933).
«Субботин разваливает колхоз
Шесть месяцев работает т. Субботин Ф.Н. председателем Кусуновского колхоза. Результаты его работы очень печальны... Участились случаи невыхода колхозников на работу. Недавно на общем собрании разбирался вопрос о нарушении трудовой дисциплины председателем колхоза. Он, уезжая часто в командировки, не является в колхоз по 3—4 дня, оставляя колхоз без руководства» («Знамя», 9 августа 1937).
«ДОВОЛЬНО ОТСТАВАТЬ...
Кусуновский колхоз «1-е Мая» стремится всеми силами выполнить план весеннего сева.
— Довольно отставать,— решили колхозники.
В Кусунове мало лошадей, но колхозницы А.А. Буренина, А.Е. Могунова и другие заявили на общем собрании: «Мы готовы хоть сейчас впрячь своих буренок в шорки. А если все так сделаем, то никакого недостатка в тягловой силе не будет»...
В Кусунове обучается на тягло несколько пар коров, которые в ближайшие дни будут уже работать. Пока пашут лошади, вспахано более 10 га.
На время сева в колхозе организовано общественное питание для пахарей, все приготовлено для открытия детяслей. На-днях в колхоз вступило 17 новых хозяйств.
Ф. Буряков» («Призыв», 24 апреля 1943).


Водоём в мкр. Кусуново

Озеро в мкр. Кусуново

Озеро в мкр. Кусуново

«Село Кусуново, в 6,5 клм. от Владимира к юго-востоку, за Клязьмой, на горе. Село ясно видно из города. Вблизи села имеются древние курганы и озеро в 1 клм. длины, окруженное лесом» (Иванов А.И. Город Владимир на Клязьме. 1927).


Центральная улица в мкр. Кусуново

В память погибшим в ВОВ

Кусуново всегда было на виду у владимирцев и как бы олицетворяло село, деревню. В советское время у селянина, растерявшегося в непривычной городской обстановке, горожане беззлобно, иногда чуть раздражённо, спрашивали: «Ты, что, из Кусунова, что ли?».
ООО "Кусуново" зарегистрирована 13 мая 2014 г. Генеральный директор - Филиппов Александр Сергеевич. Юридический адрес: город Владимир, населенный пункт Турбаза Ладога, Сосновая ул., д. 55. Основным видом деятельности является «Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур».
Фонд "Анастасия" действует с 17 марта 1999 г. Исполнительный директор - Ладилова Майя Владимировна. Адрес: город Владимир, с. Кусуново, Центральная ул., д. 51. Основным видом деятельности является «Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки».
ООО "Контакт Плюс" зарегистрирована 22 сентября 2010 г. Генеральный директор - Васильева Маргарита Ивановна. Адрес: город Владимир, с. Кусуново, Центральная ул., д. 20а. Основным видом деятельности является «Производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры». Организация ликвидирована 9 января 2018 г.

Церковь Николая Чудотворца/Никольская церковь в мкр. Кусуново

Название Кусунова селом в грамоте 1504 г. дает повод думать, что уже тогда была здесь церковь. Эта мысль подтверждается местным преданием. Но сведений о существовании церкви в XVI в. никаких не сохранилось. В XVII в. церковь в Кусунове уже значится в патриарших окладных книгах, в которых под 1628 г. записано: «церковь Николая Чудотворца в селе Кусунове… дани 3 алтына 5 денег». В 1656 г. по новому дозору Семена Извольского, Кусуновская церковь стала платить «17 алтын, заезда гривну». В нач. XVIII в. эта церковь сильно обветшала, «кровля и паперть огнила»; поправить ее у прихода средств не было, поэтому священник просил разрешить сбор подаяний на построение новой церкви, «сбирать в Москве и в городех и в селех, по торшкам и по ярмаркам без иконы в продолжении года». Разрешение было дано и сбор был удачен, потому что по сведениям местных клировых ведомостей, в 1721 г. была построена каменная церковь с каменной колокольней.


Никольская церковь в Кусуново

Никольская церковь в Кусуново в своей архитектуре тяготеет к формам нарышкинского барокко, выстроена под сильным влиянием московского зодчества в строгом и лаконичном стиле, подчеркнутым четкими гранями основного объема и апсиды. Очень интересна колокольня. Украшения каждого яруса поясками из уложенного на уголок кирпича привели к уширению колокольни в середине, с резким сужением последнего яруса, и весьма своеобразным завершением. Кроме того, зодчие на одном строении одновременно «перепробовали» пять вариантов редко встречающихся типов обрамления оконных проемов.

В 1866 году церковным старостой выбран крестьянин дер. Лунёвой Мартемиан Карпов.
30 апреля 1866 г. разрешено в с. Кусунове распространить церковь на церковную кошельковую и жертвуемую прихожанами сумму.
27 октября 1868 г. в селе Кусунове был освящен новоустроенный придельный храм в честь Св. Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Из лиц духовного звания славился, как хороший иконописец, диакон села Кусунова Шорохов, родоначальник известных иконописцев села Боголюбова Шороховых. Произведение его кисти - в церкви села Кусунова — икона на напрестольной в храме. Этот же диакон потрудился над расписанием стенным письмом Знаменской церкви во Владимире. Здесь особенного внимания заслуживает исполненное им изображение Св. Троицы во входной галерее с северной стороны холодного храма. Изображение первого лица Св. Троицы в этой картине, по отзывам знатоков, так хорошо соединяет в себе требования живописи и иконописи, что действительно выражает, конечно, насколько возможно, духовность Божество плоти.
«Престолов в церкви три: в настоящей холодной во имя св. Николая Чудотворца, в приделах теплых во имя свят. Праведных Богоотец Иоакима и Анны и в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Над престолом в церкви устроена сень с иконою Пресв. Троицы, на которой следующая надпись: писан сей образ в 1771 г., а писал диакон Андрей Шорохов. [1]
Из св. икон замечательны: 1) икона св. Николая Чудотворца древнего письма; в приходе эта икона почитается за чудотворную. [1]
С иконой св. Николая Чудотворца связано следующее предание: «привезена она издалека воеводой Дорогобужским Боровитиным и прославилась чудотворением. В кон. XII в. бывшая в Кусунове деревянная церковь сгорела от неизвестной причины; из всего церковного имущества осталась одна икона Чудотворца Николая; оказалась она на плетне у леса и около нее источник. Тогда же была устроена здесь часовня, в которой и стояла икона до постройки новой церкви, куда она была перенесена 29 июня. В память сего ежегодно 29 июня совершался крестный ход к этому источнику.
К церкви приписана часовня, построенная на месте явления иконы Николая Чудотворца. [1]


Купальня на Никольском источнике

Никольский родник

Второй родник

2) икона Тихвинская Божией Матери письма древнего, 3) Глава св. Иоанна Предтечи, высеченная на камне, 4) икона Боголюбивой Божией Матери в очень дорогой ризе (1500) руб. Сохранились в церкви два старинных Евангелия, печатанные в 1627 и 1688 гг. На втором надпись: «лета 7194 сентября в восьмый день дал сию книгу святое евангелие к церкви Николая Чудотворца что в селе Кусунове Володимерского Рождественного монастыря архимандрит Иосиф. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание они получали: проценты с капитала 600 р., завещанного на вечное поминовение родителей, от служб и требоисправлений и от земли всего до 600 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. [1]
Приход состоял из села Кусунова и деревень: Уваровой (2 версты от церкви) и Лунёвой (6 верст) и сельца Бухалова (3 версты), в коих по клировым ведомостям числилось (1897) 689 душ муж. пола и 677 душ жен. пола; все православные. [1]
В приходе были два народных училища: в селе Кусунове (учащихся около 40 человек ежегодно) и в деревне Лунёвой (учащихся около 50 человек); содержались оба училища на средства земства». [1]
Преподано Архипастырское благословение в 1907 г. священнику села Кусунова, Владимирского у., Феодору Соколову, крестьянам дер. Уварова Матвею Трофимову Жарову, Ивану Трофимову Жарову, крестьянской вдове Ирине Иванов. Дмитриевой, отставному унтер-офицеру Митрофану Павлову, Владимирскому купцу Василию Евфимьев. Васильеву, дворянину Александру Александров. Протасьеву и старосте церкви с. Кусунова Парфению Яковлев. Ефимову за пожертвования на приобретение в церковь с. Кусунова одеяния на св. престол: свящ. Соколовым 25 р., М. Жаровым 50 р., И. Жаровым 10 р., Дмитриевой 50 р., Павловым 60 р., Васильевым 10 р., Протасьевым 10 р. и Ефимовым 50 р.
В ночь с 4 на 5-е августа 1908 г. ограблена церковь в селе Кусунове. Грабители разломали оконную решетку в алтарной части храма, забрались в храм и похитили деньги, находившияся в кружках. Церковные иконы и утварь остались не тронутыми. Воры не найдены.
Награжден Епархиальным Начальством ко дню Св. Пасхи 1914 г. набедренником – села Кусунова священник Димитрий Беляев.

Церковь в селе Кусуново была закрыта в 1929 г. В 1930 г. возобновила на короткое время свою деятельность, но снова была закрыта. Священнослужитель о. Дмитрий (Беляев) был арестован и репрессирован.
В августе 1934 г. постановлением Ивановского облисполкома закрыта церковь в с. Кусуново Владимирского района, бездействовавшая несколько лет. Были сброшены колокола, церковь опустошена, каменная ограда и часовня разобраны для постройки силосных ям местного колхоза. Помещения церкви использовались под склады. С 1944 г. никем не используется...
Статус памятника архитектуры Никольская церковь с. Кусуново получила в мае 1967 г.

Никольская церковь действующая.
Вплотную к церкви примыкает кладбище.


Мкр. Кусуново, вид на Владимир

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Кусуново Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 20 декабря 2000 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Манько Сергей Олегович.
Адрес: город Владимир, село Кусуново, Центральная улица, д. 1.

Наличие исторической церкви в Кусуново может выступить в качестве якорного объекта для начала формирования туристической деревни-посада в русском стиле. Подобный проект позволит привлечь туристов, позиционируя объект в сегменте сельского туризма с ремесленным уклоном.


Мкр. Кусуново и мкр. Заклязьменский

Яков Коробов

5 мая 1874 года в селе Кусуново родился прозаик, поэт, журналист, мемуарист Коробов Яков Евдокимович. Семья Коробовых в 1877 году, когда Якову было 4 года, переехала из Кусунова в Ковергино, где он учился в Ковергинском училище.
ИСТОРИЯ города Владимира
Храмы города Владимира.
Мкр. Уварово
Мкр. Бухолово
Мкр. Лунёво.
Мкр. Сельцо, мкр. Ширманиха.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (19.05.2015)
Просмотров: 7665 | Теги: Владимирское благочиние, Владимир, поэзия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru