Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.11.2017
14:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [719]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [183]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [100]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [15]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Мкр. Кусуново, город Владимир

Кусуново

Кусуново до 2005 г. - село Суздальского района. С 2005 г. входит в состав г. Владимира в качестве микрорайона.
«Во Владимирском уезде – в 7 верстах от Владимира, за р. Клязьмою, близ села Кусунова есть 10 курганов на краю глубокого оврага» (1873 г.).

В старинных актах село Кусуново упоминается в первый раз в самом нач. XVI в. в жалованной грамоте великого князя Иоанна III Васильевича от 1504 г. Здесь оно значится в числе митрополичьих сел, которым дана великим князем несудимая грамота. В пол. XVII в. Кусуново стало писаться в поместье Савино-Боровитина. Нужно думать, что оно было пожаловано кем либо из митрополитов или патриархов, как это бывало иногда. В последнее время Кусуново находилось во владении помещиков Протасовых.

В 1859 году число дворов - 24; число душ мужского пола - 77; женского пола - 75.
Помещичье село Кусуново: «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 6; число дворов - 24; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 61, женского пола - 51; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужеского пола - 94, женского пола - 100; действительное население: мужеского пола - 91, женского пола – 99. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами».

Кусуновское училище основано обществом и стараниями священника о. Феодора в 1878 г. Ближайшие училища: Погребищенское в 7-ми верст., Луневское — 6-ти верст, и Ковергинское — 9-ти вер.
В 1884 г. «Помещение полукаменное, наемное, вместе с хозяином дома; по свету и теплоте неудобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 8 арш., шириной 7 арш. и вышиной 3 арш. Учебных пособий не достаточно — на 91р. 83 к. Библиотеки нет, но книг для чтения 35 экз. Земли нет. Законоучитель священник о. Федор, окончил курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1872 г., а в настоящем училище с 1878 г.; учительница Наталья Соколова, окончила курс во Владимирском епархиальном женском училище, преподает с 1875 г., а в настоящем училище с 1881 г. Попечитель дворянин Дмитрий Егорович Львов; при открытии училища пожертвовал всю классную мебель, жертвует наградные книги и освещение; в 1883 г. после пожара вновь пожертвовал всю классную мебель. Учащихся к 1-му января 1883 г. 19 м. и 1 дев. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 5 м. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило 13 м. и 4 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 25 м. и 5 дев. Учатся все вместе. Возраст 7 — 13 лет. Из учащихся — 12 из с. Кусунова, 17 из дер. Уваровой — в 2-х вер. и 1 из дер. Бухаловой — в 3-х вер. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Все вероисповедания православного. По сословиям: мещ. 1 дев., крест. 25 м. и 4 дев. Средства содержания: от земства 280 р., от общества 35 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 35 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учительнице 240 р. Все учащиеся исправно посещали классы. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. Отказа за теснотой не было. Учебный год начинается с 11-го октября и продолжается по 8-е мая. Обучаются простому пению; хора нет. Учатся в день 6 ½ часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 3, по Русскому языку – 19, по Славянскому языку - 3, по арифметике - 7 и по пению - 1. Получили награды 11. Получившие свидетельства учились 3 г. Не окончившие курса учились 1 — 2 г. Обозревал училище инспектор народных училищ 1 раз. Обучения ремеслам и рукоделиям нет. Воскресных бесед и чтений нет».

С 1884 года заведующий Кусуновской волости военно-конским участком на трехлетие – крестьянин деревни Ширманиха Трофим Дмитриевич Цветков.
С 1897 года заведующий Кусуновской волости военно-конским участком на трехлетие - Дмитрий Лукьянович Лукьянов, крестьянин деревни Бортниково; кандидат к нему - Кирилл Яковлевич Яковлев, крестьянин деревни Злобино.
В 1897 году прекратила свои действия лавка Будищевой Елизаветы Алексеевны в селе Кусуново Кусуновской волости.

«Кусуновское Волостное Правление (Почт. адр. г. Владимир).
Волостной старшина - кр. Иван Жаров. Писарь - Мирон Демьянович Волосовский.
Волостной Суд. Председатель - кр. Ефим Корнилов. Судьи: кр. Ефим Набиркин; Алексей Володин; Леонтий Хлопков» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

«Село Кусуново, в 6,5 клм. от Владимира к юго-востоку, за Клязьмой, на горе. Село ясно видно из города. Вблизи села имеются древние курганы и озеро в 1 клм. длины, окруженное лесом» (Иванов А.И. Город Владимир на Клязьме. 1927 г.).


Водоем в мкр. Кусуново

Озеро в мкр. Кусуново

Озеро в мкр. Кусуново

Центральная улица в мкр. Кусуново

В память погибшим в ВОВ

Церковь Николая Чудотворца/Никольская церковь в мкр. Кусуново

Название Кусунова селом в грамоте 1504 г. дает повод думать, что уже тогда была здесь церковь. Эта мысль подтверждается местным преданием. Но сведений о существовании церкви в XVI в. никаких не сохранилось. В XVII в. церковь в Кусунове уже значится в патриарших окладных книгах, в которых под 1628 г. записано: «церковь Николая Чудотворца в селе Кусунове… дани 3 алтына 5 денег». В 1656 г. по новому дозору Семена Извольского, Кусуновская церковь стала платить «17 алтын, заезда гривну». В нач. XVIII в. эта церковь сильно обветшала, «кровля и паперть огнила»; поправить ее у прихода средств не было, поэтому священник просил разрешить сбор подаяний на построение новой церкви, «сбирать в Москве и в городех и в селех, по торшкам и по ярмаркам без иконы в продолжении года». Разрешение было дано и сбор был удачен, потому что по сведениям местных клировых ведомостей, в 1721 г. была построена каменная церковь с каменной колокольней.


Никольская церковь в Кусуново

Никольская церковь в Кусуново в своей архитектуре тяготеет к формам нарышкинского барокко, выстроена под сильным влиянием московского зодчества в строгом и лаконичном стиле, подчеркнутым четкими гранями основного объема и апсиды. Очень интересна колокольня. Украшения каждого яруса поясками из уложенного на уголок кирпича привели к уширению колокольни в середине, с резким сужением последнего яруса, и весьма своеобразным завершением. Кроме того, зодчие на одном строении одновременно «перепробовали» пять вариантов редко встречающихся типов обрамления оконных проемов.

27 октября 1868 г. в селе Кусунове был освящен новоустроенный придельный храм в честь Св. Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Из лиц духовного звания славился, как хороший иконописец, диакон села Кусунова Шорохов, родоначальник известных иконописцев села Боголюбова Шороховых. Произведение его кисти - в церкви села Кусунова — икона на напрестольной в храме. Этот же диакон потрудился над расписанием стенным письмом Знаменской церкви во Владимире. Здесь особенного внимания заслуживает исполненное им изображение Св. Троицы во входной галерее с северной стороны холодного храма. Изображение первого лица Св. Троицы в этой картине, по отзывам знатоков, так хорошо соединяет в себе требования живописи и иконописи, что действительно выражает, конечно, насколько возможно, духовность Божество плоти.
«Престолов в церкви три: в настоящей холодной во имя св. Николая Чудотворца, в приделах теплых во имя свят. Праведных Богоотец Иоакима и Анны и в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Над престолом в настоящей церкви устроена сень с иконою Пресв. Троицы, на которой следующая надпись: писан сей образ в 1771 г., а писал диакон Андрей Шорохов.
Из св. икон замечательны: 1) икона св. Николая Чудотворца древнего письма; в приходе эта икона почитается за чудотворную».
С иконой св. Николая Чудотворца связано следующее предание: «привезена она издалека воеводой Дорогобужским Боровитиным и прославилась чудотворением. В кон. XII в. бывшая в Кусунове деревянная церковь сгорела от неизвестной причины; из всего церковного имущества осталась одна икона Чудотворца Николая; оказалась она на плетне у леса и около нее источник. Тогда же была устроена здесь часовня, в которой и стояла икона до постройки новой церкви, куда она была перенесена 29 июня. В память сего ежегодно 29 июня совершался крестный ход к этому источнику.
К церкви приписана часовня, построенная на месте явления иконы Николая Чудотворца.


Купальня на Никольском источнике

Никольский родник

Второй родник

«2) икона Тихвинская Божией Матери письма древнего, 3) Глава св. Иоанна Предтечи, высеченная на камне, 4) икона Боголюбивой Божией Матери в очень дорогой ризе (1500) руб. Сохранились в церкви два старинных Евангелия, печатанные в 1627 и 1688 гг. На втором надпись: «лета 7194 сентября в восьмый день дал сию книгу святое евангелие к церкви Николая Чудотворца что в селе Кусунове Володимерского Рождественного монастыря архимандрит Иосиф».
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание они получали: проценты с капитала 600 р., завещанного на вечное поминовение родителей, от служб и требоисправлений и от земли всего до 600 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле.
Приход состоял из села Кусунова и деревень: Уваровой (2 версты от церкви) и Луневой (6 верст) и сельца Бухалова (3 версты), в коих по клировым ведомостям числилось (1897 г.) 689 душ муж. пола и 677 душ жен. пола; все православные.
В приходе были два народных училища: в селе Кусунове (учащихся около 40 человек ежегодно) и в деревне Луневой (учащихся около 50 человек); содержались оба училища на средства земства».
/Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

Награжден Епархиальным Начальством ко дню Св. Пасхи 1914 г. набедренником – села Кусунова священник Димитрий Беляев.

Церковь в селе Кусуново была закрыта в 1929 г. В 1930 г. возобновила на короткое время свою деятельность, но снова была закрыта. Священнослужитель о. Дмитрий (Беляев) был арестован и репрессирован. В 1933 г. были сброшены колокола, церковь опустошена, каменная ограда и часовня разобраны для постройки силосных ям местного колхоза.
В августе 1934 г. постановлением Ивановского облисполкома закрыта церковь в с. Кусуново Владимирского района, бездействовавшая несколько лет.
Помещения церкви использовались под склады. С 1944 г. никем не используется...
Статус памятника архитектуры Никольская церковь с. Кусуново получила в мае 1967 г.

Никольская церковь действующая.
Вплотную к церкви примыкает кладбище.


Мкр. Кусуново, вид на Владимир

Наличие исторической церкви в Кусуново может выступить в качестве якорного объекта для начала формирования туристической деревни-посада в русском стиле. Подобный проект позволит привлечь туристов, позиционируя объект в сегменте сельского туризма с ремесленным уклоном.


Мкр. Кусуново и мкр. Заклязьменский

Яков Коробов

5 мая 1874 года в селе Кусуново родился прозаик, поэт, журналист, мемуарист Яков Коробов.
Освоил в Москве на заработках профессию штукатура, но много читал, занимался самообразованием, а потом стал пробовать свои силы как поэт и прозаик. Печататься крестьянский сын начал уже в 1899 году. В 1904 году он был принят статистиком во Владимирскую губернскую земскую управу и продолжил занятия литературой. Писал журналистские материалы в газеты «Клязьма» и «Владимирец».
В своих сочинениях он по большей части рассказывал о том, что сам очень хорошо знал. Не зря его называли бытописателем русской деревни, причем его творчество положительно оценил сам Максим Горький.
Но поистине всероссийскую известность владимирскому поэту принесли не добротные рассказы в жанре «капиталистического реализма », а… шутка! В 1913 году вместе со своим приятелем, поэтом Дмитрием Семеновским (сыном священника из Ковровского уезда), исключенным из Владимирской семинарии за участие в забастовке, он составил сборник стихотворных пародий на популярнейшего тогда поэта, классика «серебряного века» Игоря Северянина.
Под нарочито романтическим названием «Сребролунный орнамент» эта небольшая книжечка была напечатана в типографии М.Н. Леонтьевой во Владимире. В 1914-м Коробов и Семеновский там же выпустили и вторую часть «Сребролунного орнамента». Несмотря на небольшой тираж, эта владимирская шутка достигла Москвы и Петербурга, прославив авторов.
Кстати, Семеновский позже стал профессиональным поэтом и посвятил Якову Коробову стихотворение «Родина». Сегодня Семеновского особенно почитают в Ивановской области, поскольку там он жил и работал много лет. А вот оставшегося во Владимире Коробова в нашем регионе, к сожалению, нынче мало кто помнит. Между тем в свое время Яков Евдокимович был в городе фигурой известной, в 1920-е годы даже являлся редактором газеты «Кооперативная жизнь», выходившей во Владимирской губернии. Он очень много успел за свою не слишком долгую жизнь, написал даже два тома воспоминаний — «На утренней заре» и «На острие ножа».
При Коробове провинциальный Владимир был самым непосредственным образом причастен к высокой поэзии. Владимирцы внимательно следили за литературными новинками, поддерживали контакты с ведущими поэтами и писателями своего времени. Примечательно, что одно из стихотворений Владимира Маяковского «Радиоагитатор», как точно установлено историками литературы, впервые было опубликовано во владимирской газете «Призыв» в июне 1925 года!
И это вовсе не было случайностью: стихи Маяковского на страницах «Призыва» неоднократно печатались еще с 1923-го. А 25 июня 1927 года Владимир Маяковский уже не стихами, а собственной персоной посетил «город-тезку» на Клязьме, где в забитом до отказа зале владимирского партклуба читал свои стихи. Среди владимирских писателей, принимавших Маяковского, был и Яков Коробов, который лично знал многих нынешних классиков, в том числе Сергея Есенина и Сергея Городецкого.
Владимирские литераторы и сами часто выбирались в столицу. В один из таких приездов Якова Коробова в Москву ему и подарил свою книгу стихов собрат по перу Александр Михайлович Чачиков.
Скончался в 1928 году.

Мкр. Уварово

Уварово - от личного крестильного мужского имени Увар; это изменённое Варус (лат.) в значении кривоногий.
Деревня Уварово до 2005 года была в составе Суздальского района. С 2005 года в составе гор. Владимира в качестве микрорайона.
Названия улиц: Малая Сторонка; Центральная.

«… при д. Уваровой в лесу в урочище, под названием «Могилки» 30 курганов и близ озера Вочехра 20 кург., при д. Вилках, близ дороги, пролегающей к ней из Владимира 5 кург., и в лесной даче той же деревни 4 кургана» (1873 г.).
Курганный могильник (11-13 вв.) находился в 1.5 км. к северу от деревни Уварово, правобережье р. Клязьма, южный берег оз. Вочехра-Львовское, в смешанном лесу. 14 насыпей высотой 0.8-1.6 м., диаметром 8-18 м., с кольцевыми ровиками у основания. Курганы поросли деревьями. По сведениям В.П. Глазова, два кургана исследовались в 1930-е гг. Н.Н. Ворониным, содержали трупоположения с западной ориентировкой и древнерусскими (кривичскими) вещами.
Курганный могильник (11-13 вв.) располагался в 3 км. к северо-западу от деревни Злобино, левобережье ручья Унтвар, левого притока р. Ущерка, в смешанном лесу. 21 насыпь высотой 0.8-1.5 м., диаметром 5-12 м., с кольцевыми ровиками у основания. Древнерусский домонгольского времени.


Магазин в мкр. Уварово

Речка Маловка в мкр. Уварово

Помещичья деревня Уварово: «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 8; число дворов - 22; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 114, женского пола - 138; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 83, женского пола - 81; действительное население: мужеского пола - 84, женского пола – 86. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами.
В 1859 году число дворов - 29; число душ мужского пола - 107; женского пола - 112.
«Взыскано было с титулярного советника Н.К. Смирнова за 1866 год на мировые учреждения по д. Уваровой, со 131 дес., по 3 ¼ к. с каждой, всего 4 руб. 25 ½ коп., и особо на губернские повинности по 1 коп. с десятины 1 руб. 31 коп., итого 5 руб. 56 ½ коп., тогда как, по собранным, вследствие просьбы г. Смирнова, сведениям, оказалось, что за ним состояло только 14 дес., с какового количества причиталось на мировые учреждения 45 ½ коп. и на губернские повинности 14 коп., а всего 59 ½ коп., да столько же денег за землю поступившую в надел крестьянам, что составит 1 руб. 19 коп., следовательно г. Смирновым переплачено за 1866 год 4 руб. 37 ½ коп.»

В конце XIX века приход села Кусунова состоял из села Кусунова и деревень: Уваровой (2 версты от церкви) и Луневой (6 верст) и сельца Бухалова (3 версты), в которых по клировым ведомостям числилось 689 душ мужского пола и 677 души женского пола.
В 1897 году прекратила свои действия круподерка Жарова Якова Прокофьевича в деревне Уварово Кусуновской волости.
«Крестьяне д. Уварова, выведенные из терпения городскими грибниками, роющими на полях картофель, угрожают самосудом. На полях выставляют сторожей с ружьями, которые пойдут в ход по ворам без предупреждения» (газета «Старый владимирец», 6 августа 1917 г.).
С 24 мая 1941 г. в Уваровском колхозе, Злобинского сельсовета, открылись детские ясли, которые посещали больше 25 детей. Правление для ясель выделило двухэтажный дом с оборудованием и назначило колхозниц для обслуживания малышей.

Мкр. Бухолово

Бухолово - от личного нецерковного мужского имени Бухоло (Бухало). Так могли назвать человека с низким, громким, «бухающим» голосом, любящим поспорить.
Деревня Бухолово до 2005 года была в составе Суздальского района. С 1 января 2005 года в составе г. Владимира в качестве микрорайона.
Самой деревни уже не существует, вместо нее дачи и коллективные сады.
Названия улиц:
Автомобилист-1 (снт); Бухолово (снт); Вишенка-1 (снт); Реставратор-1 (снт); ул. Садовая.

В 1859 году в Бухалове число дворов – 5; число душ мужского пола – 30; женского пола – 29.
В 1893 году приход села Кусунова состоял из села Кусунова (приписано к Первому Благочинническому округу Судогодского уезда) и деревень: Уваровой (2 версты от церкви), Луневой (6 верст) и сельца Бухалова.
«Крестьянка д. Бухолова, откуда получилось крылатое слово «бухоловский вор», Екатерина Григорьева, укравшая башмаки в Ново-Гончарной улице, в д. Ширского у г. Осокиной, приговорена городским судьей на 10 месяцев в тюрьму.
Прославившая свою родную деревню своей профессией, Григорьева практикуется на мелких кражах. Не лишним было бы наследовать ее умственные способности» (газета «Старый владимирец», 27 января 1917 г.).
«Бухаловский колхоз, Злобинского сельсовета, закончил строительство большого здания под правление колхоза и красный уголок. Колхозники теперь имеют помещение для собраний и культурного отдыха. Постройка здания обошлась колхозу в 8 тысяч рублей» (газета «Призыв» 13 мая 1941).

Шепелёво - от личного некрестильного мужского имени Шепель, которое могло быть дано человеку шепелявому. Второе значение слова шепель или чепель - от названия орудия труда (железная лопатка для очистки пеньки).

Аббакумово - в основе крестильное мужское имя Аввакум (др. евр.), от которого произошел ряд имён и фамилий: Аббакум, уменьшительные Абаша.

Злобина - по всей вероятности, тоже патронимическое название, происходящеe от нецерковного имени Злоба. Это имя из целого ряда так называемых охранительных имён. Наши предки любили имена и прозвища, которые «охраняли» от негативных явлений: Злоба, Злобай, Злобица, Злосчастие, Некрас и т.д. Такие имена давали ребёнку в надежде, что они охранят их от этих плохих качеств.

Никулино - название явно патронимическое, от крестильного мужского имени Николай, которое имело различные уменьшительные формы, в т.ч. - Николя, Никуля. Суффикс - ин означает принадлежность предмета, названного основой слова, владетеля, обозначенного существительным, оканчивающимся на -а (Никуля - Никулин дом и т.д.).

ИСТОРИЯ города Владимира

Храмы города Владимира.
Мкр. Лунево.
Мкр. Сельцо, мкр. Ширманиха.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (19.05.2015)
Просмотров: 2277 | Теги: Владимирское благочиние, Владимир, поэзия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика