Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.03.2019
01:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 594

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1020]
Суздаль [323]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [64]
Юрьев [154]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [86]
Гусь [110]
Вязники [221]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [173]
Переславль [97]
Кольчугино [43]
История [17]
Киржач [47]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [41]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Деревня Николополье Гусь-Хрустального района

Погост Николопольский

Николополье — деревня в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Посёлок Иванищи».

Деревня расположена в 16 км на север от центра поселения посёлка Иванищи, в 42 км на северо-запад от Гусь-Хрустального и в 7 км от железнодорожной станции Неклюдово на линии Владимир — Тумская. «В 30-ти верстах от губ. гор. Владимира и в 20 — от гор. Судогды находится погост Никольский, что на реке Поле, как значится по плану, или погост Николопольский, по народному названию».

Никольским он называется, вероятно, потому, что имеет в церкви своей чудотворный образ святителя Николая, явившийся, как говорит предание, на ключе воды, выходящем из земли с давних времен. Ключ этот имел вид колодца, среди деревянного пола, с небольшой лесенкой для спуска к воде; кроме того он окружен деревянным зданием, в виде часовни.
Местная святыня эта — образ св. Николая и ключ — глубоко чтились прихожанами Николопольскими. Сюда, т. е. в часовню, нередко, в летнее время, бывал из церкви (ключ в нескольких саженях от церкви) ход с образом св. Николая, для молебствия и водоосвящения. Замечено старожилами, что в Николопольском приходе (до 15 деревень, если не более) не было ни одного случая повальных болезней на людей и скотину, хотя эпидемии губительно действовали в окрестностях. Чудесное спасение это, конечно, относится прихожанами к особому предстательству за них святителя Николая.

Погост Николопольский с приходскими деревнями до 1764 г. был патриаршей, а потом синодальной вотчиной.
Церковь на этом погосте существовала уже в начале XVII века, что подтверждается отметками в патриарших окладных книгах, начиная с 1628 г.
В переписных книгах монастырских и церковных земель за 145 — 155 гг. о Николопольском приходе сообщается следующее: в «кромине» Каменицкой на рч. Поле погост, а на погосте церковь Николая чудотворца и другая теплая церковь в.-муч. Варвары — строение мирское, при церкви два двора поповых, на церковной же земле двор бобыльский; в той же кромине д. Каменица, в ней 6 дв. крестьянских и 5 бобыльских (в 1897 г. здесь 20 двор.), д. Толстое — 3 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 17 двор.), д. Мирхова — I д. крестьянский и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 7 двор.), д. Старикова в ней двор патриарший для приезду приказных людей, 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 4 двора), д. Осеева — 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских, д. Окулова — 1 дв. крестьянский и 3 бобыльских, д. Готово — 1 дв. крестьянский и 1 бобыльский, д. Крюково — 3 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. эти четыре деревни находились в Баглачевском приходе), д. Пустошки — 3 дв. крестьянских, д. Крисина — 1 дв. крестьянский и 1 бобыльский, д. Мысово — 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских и д. Кудряково - 1 дв. крестьянский (в 1897 г. этих деревень не существовало).

Следствие о Выездах царицы Евдокии чрез г. Владимир к церквям Николы Чудотворца, что в Кусунове и Николы Чудотворца, что на Поле

Следствие Тимофея Палехина о деле царицы Лопухиной Евдокии Федоровны.
Допрос священников церкви Николая Чудотворца, что на Поле, Симеона Наумова (далее он назван Калинниковым) и Исаии Григорьева и пономаря той же церкви Ивана Савельева о приездах царицы Евдокии в оную церковь. Царица приезжала к той церкви «трижды летним, временем, по три лета», «в хлебное жнитво» с белым попом и старицами, и служителями, человек по 20, стояла на поле в шатрах и палатках, а лошадей кормили на лугах; служители ее брали у пономаря ключи и сами отпирали церковь, а попов и церковников к церкви «не подпускали и из дворов выходить не велели». Царица входила в церковь и отправляли вечерню и всенощную и литургию, «а молебное пение было-ль» — не знают; служил бывший с царицею поп. После литургии, по выходе царицы из церкви, служители ее призывали попа Симеона и пели молебны от себя и читали канон Николаю Чудотворцу сами по печатной церковной книге, и на молитвах и на эктениях поп Симеон поминал одни имена тех служителей, «которые о имянах своих подходя к нему тихо сказывали». «А о поминовении бывшей царицы Авдотьи ему не говаривали». После молебна, попов и пономаря призывали к палаткам, «которыя от шатра, в котором стаивала бывшая царица, в дальнем расстоянии», и там со служителями «кармливали», а после обеда приказывали им, оборотись к шатру, кланяться по трижды в землю, также кланялись и служители, и давали попу Симеону те служители денег алтын по девяти в приезд, попу Исаии по 6 денег в приезд, пономарю Ивану Савельеву — денег по 6 и велели молить Бога о здравии великого государя. В приезды свои царица привезла к той церкви вкладу «крест напрестольный серебряный, вызолочен, да двое ризы, одни камчатныя, другия тафтяныя струйчатыя, да книгу в полдесть печатную: житие и службу Николаю Чудотворцу, да книгу-ж в полдесть же в красном кожаном переплете, писанную уставом, в которой писана служба Николаю ж Чудотворцу с икосы и кондаки, а в тех книгах имяни той бывшей царицы Авдотьи не написано». «А тот-де вклад оставляли они по выходе в той церкви». После обеда царица уезжала, «а откуда приезжала, и куда от той церкви отъезжала, также и в церкви какое действо кроме помянутой службы было-ль» — они не знают. Посторонних с царицею никого не было. В лицо ее не видали. О пострижении царицы не слыхали «и на литургиях и на эктениях той бывшей царицы» царицею никогда не поминали.
Попы Николы в Кусунове: Григорий Михайлов, Дмитрий Григорьев, Николы на Поле Симеон Наумов, Исаия Григорьев, дьячок Николы в Кусунове Иван Григорьев и пономарь Николы на Поле — Иван Савельев — отданы были 24 сент. 1720 г. «при письме по росписи» под арест Владимирскому воеводе Василью Кафтыреву «с роспискою, которых велено ему содержать под караулом, чтоб были все в целости».
«Также в 717 году перед зимним Николаевым днем, от ней-же бывшей царицы слуга Василий Шорин посылан был в Боголюбов монастырь с ладоном, со свечами, и с вином церковным, и приказывала с ним в том монастыре игумену Аверкию править малую вечерню и всенощное и литургию и праздновать Богородице, и потом молебен, и дала ему бумажку денег, чтоб он ту бумажку ему игумену отдал; и оный Шорин о том распросом показал имянно, что в том монастыре был, и посланное с ним ему игумену Аверкию отдал, и по приказу его Шорина в том монастыре, в соборной церкви малую вечерню, всенощное и литургию отправляли, и после литургии соборный молебен с благовестом и звоном пел-же, и при тех службах он Василий в той церкви был, и в те службы на эктениях, и он игумен на молитве, перед образом Пресвятой Богородицы поминали о здравии великого государя и благоверных цариц, потом и ее бывшую царицу царицею Авдотьею Федоровною и благородных царевичей и царевен. И после того молебна оный игумен говорил ему Шорину в той соборной церкви, что оная-де церковь у них в монастыре ветха; и он-де Шорин сказал ему, чтоб они о том просили у бывшей царицы; и она-де пришлет для починки ее каменщиков; а посланы ли каменщики - не показалось. В церковь-же Николая Чудотворца, что на Поле отвезли ризы дорогильныя, оплечье камчатное, а другое что к той, так-же и к Кусуновской церкви привозили-ль не видали».

В кон. XIX в. состав Николопольского прихода значительно изменился; вместо деревень, отошедших к Баглачевскому приходу, к погосту присоединены 9 деревень, принадлежавших прежде к Александровскому приходу, как это и было отмечено выше.
Из вышеприведенной выписи из переписных книг видно, что в Николопольском погосте в половине XVII века было две деревянных церкви. По писцовым книгам 161 — 162 (1658 — 54) гг. при этих церквах значится два священника, в приходе 123 двора, пашни церковной по 10 четв. в поле и сена по рч. Климовке 50 копен, лесу непашенного на 1 версту в длину и ширину.
В переписных книгах при церкви значится также два священника, в приходе 139 дворов, земли церковной прежнее количество.
В 1713 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, вместо прежней Никольской церкви на погосте была построена новая в честь того же Святителя.
В 1731 г. и теплая церковь на погосте настолько обветшала, что служить в ней стало невозможно, поэтому прихожанами была построена новая деревянная же церковь, которая и была освящена в 1735 г.
В 1818 — 22 гг. вместо двух деревянных церквей в Николопольском погосте был устроен каменный двухэтажный храм.
В 1871 г. владельцами Иванищевского завода (в 7 км от Николополья) стали судогодские купцы — братья Панфиловы. Посёлок Иванищи разрастался, и вскоре церковь стала тесной для прихожан. В истории храма записано, что именно Панфиловы сделали пристройку к храму с двумя престолами: Покро-ва Пресвятой Богородицы и Владимирской иконы Божией Матери.
Престолов в этом храме четыре: в верхнем этаже во имя св. Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем во имя св. в.-муч. Варвары и в честь Покрова Пресв. Богородицы.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами старинная храмовая икона св. Николая Чудотворца, риза на ней серебряная вызолоченная. Сохранилось в церкви старопечатное напрестольное Евангелие изд. 1648 г.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений, от земли пахотной и сенокосной и от хлебного сбора до 800 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахотной 30 дес., сенокосной 15 дес., поросшей кустарником и болотистой до 20 д.
Приход состоял из деревень: Осташева (1/2 вер. от церкви), Степанова (1/2 вер.), Андреевской (1/2 вер.), Пашкина (3 вер.), Дутинкина (3 вер.), Коровина (3 в.), Спас-Николина (3 вер.), Митенина (6 вер.), Некрасова (6 вер.), Пшеницына (6 в.), Белавина (6 вер.), Неклюдова (6 вер.), Толстова (7 в.), Мирхова (7 в.), Старикова (7 вер.) и Каменниц (7 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 843 души муж. пола и 949 женского; из них раскольников 123 души муж. пола и 124 женского.
К церкви Николопольского погоста была приписана церковь Иванищевского стекольного завода, богослужение и требы на заводе совершались с 1880 г. особым викарным священником, который содержался на средства владельца завода.

В погосте с 1876 года существовала земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 56.
«9-го мая 1886 года привелось мае быть в означенном погосте. Ехать или идти из Владимира в погост нужно по старой Рязанской дороге все песками, лесами и болотами. Путь для пешего и конного чрезвычайно неудобный, можно сказать, первобытный: путь, которым укрывались от татар Владимирцы и Рязанцы. Кого винить в неисправности дороги: Земство или крестьян местных — неизвестно постороннему путешественнику; но русское излюбленное «авось» да «как — нибудь» и здесь выручает мужичка, везущего свои мешки с углями на базар во Владимир! За последним лесом открывается несколько возвышенная местность, на которой красуется белокаменный, двухэтажный и пятиглавый храм с колокольней, обнесенный низенькой белокаменной же оградой. Вдали и вблизи виднеются деревни и небольшая речка Поле; а также видна и та часовня, в которой охраняется известный ключ воды. В самом погосте несколько приличных домиков церковного причта и дом для училища.
Храм, как я выше сказал, двухэтажный: вверху два придела: во имя св. Николая и Владимирской Божией Матери и внизу два придела: Покрова Пресвятой Богородицы и св. великомученицы Варвары. Расписан он снаружи и внутри разными священными изображениями бедно и не живописно; а также и местные образа старинного письма и не отличаются украшением, кроме образа св. Николая, который, по всему заметно, древний образ и украшен серебряной ризой. В холодном (верхнем) приделе устроены хоры, на них в праздники поют любители из крестьян довольно согласно и благочинно, даже и колокольный звон хорош, сравнительно с городским звоном. Народ благочестив и к церкви усерден, хотя не мало есть и придерживающихся расколу, разных сект.
В этот же день, 9-го мая, после обедни, открывается у церкви торговля, что-то в роде ярмарки, ситцами, платками, пряниками и разными сластями; была лавочка и с книжками сказочного и исторического содержания и копеечной цены. Но на этот последний товар любителей мало оказалось?! Затем, на другой день, вдоль всего погоста, некоторые из зажиточных крестьянских сыновей катали крестьянских девушек, разрумяненных и разодетых в шелковые платья, на собственных сотенных лошадях, в тарантасиках. И это все хлебопашцы, серповники и угольники!
Нынешний каменный храм построен на месте сгоревшего когда-то деревянного храма. Время построения его, по всей вероятности, относится к началу текущего столетия, судя по антиминсам, на коих значатся 1818 и 1821 гг. Любопытно бы знать подробную историю храма, но, к сожалению, нет на месте данных для руководства, кроме легендарных сказаний, веру которым сомнительно дать: такова судьба большей части наших сельских церквей! Смею надеяться, что кто-либо из благочестивых читателей Епархиальных ведомостей захочет побывать в Николопольском погосте, помолиться святыне его и испить воды святой из ключа; и затем более искусною рукою описать впечатления свои и разыскания о былом интересующего нас храма!
К. СМИРНОВ» (Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 14).

В советские времена храм не закрывался. В войну лишь сняли колокола. После войны здесь три десятка лет служил очень уважаемый священник Василий Булкин, скончавшийся в 1987 г. в Ленинграде, но похороненный рядом со своим храмом в Николополье. Затем 15 лет настоятелем церкви был Ефимий Каракозов. После него священнослужители менялись часто, и это было время, когда храм неоднократно подвергался воровским нашествиям. С 1999 г. в приходе служит иерей Борис Зиновьев, бывший служитель Николо-Волосовского монастыря.


Церковь Николая Чудотворца в с. Николополье

В XIX и первой четверти XX века погост входил в состав Александровской волости Судогодского уезда.
В годы Советской власти до 1998 года деревня входила в состав Неклюдовского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 30 чел., в 1905 г. – 7 чел., в 1926 г. – 34 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гусь | Добавил: Николай (28.11.2018)
Просмотров: 194 | Комментарии: 1 | Теги: Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 martsynova • 19:29, 08.12.2018
Храм села Александрова восстанавливается в настоящее время. имеются материалы о его истории. Если Вас заинтересует могу направить.
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика