Главная
Регистрация
Вход
Пятница
18.01.2019
11:25
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 570

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [998]
Суздаль [321]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [340]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [7]
Собинка [54]
Юрьев [127]
Судогда [50]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [108]
Вязники [214]
Камешково [57]
Ковров [283]
Гороховец [81]
Александров [166]
Переславль [96]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [87]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [17]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [11]
Промышленность [63]
Учебные заведения [28]
Владимирская губерния [26]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [23]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 20
Пользователей: 1
palexspb2

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Деревня Николополье Гусь-Хрустального района

Погост Николопольский

Николополье — деревня в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Посёлок Иванищи».

Деревня расположена в 16 км на север от центра поселения посёлка Иванищи, в 42 км на северо-запад от Гусь-Хрустального и в 7 км от железнодорожной станции Неклюдово на линии Владимир — Тумская. «В 30-ти верстах от губ. гор. Владимира и в 20 — от гор. Судогды находится погост Никольский, что на реке Поле, как значится по плану, или погост Николопольский, по народному названию».

Никольским он называется, вероятно, потому, что имеет в церкви своей чудотворный образ святителя Николая, явившийся, как говорит предание, на ключе воды, выходящем из земли с давних времен. Ключ этот имел вид колодца, среди деревянного пола, с небольшой лесенкой для спуска к воде; кроме того он окружен деревянным зданием, в виде часовни.
Местная святыня эта — образ св. Николая и ключ — глубоко чтились прихожанами Николопольскими. Сюда, т. е. в часовню, нередко, в летнее время, бывал из церкви (ключ в нескольких саженях от церкви) ход с образом св. Николая, для молебствия и водоосвящения. Замечено старожилами, что в Николопольском приходе (до 15 деревень, если не более) не было ни одного случая повальных болезней на людей и скотину, хотя эпидемии губительно действовали в окрестностях. Чудесное спасение это, конечно, относится прихожанами к особому предстательству за них святителя Николая.

Погост Николопольский с приходскими деревнями до 1764 г. был патриаршей, а потом синодальной вотчиной.
Церковь на этом погосте существовала уже в начале XVII века, что подтверждается отметками в патриарших окладных книгах, начиная с 1628 г.
В переписных книгах монастырских и церковных земель за 145 — 155 гг. о Николопольском приходе сообщается следующее: в «кромине» Каменицкой на рч. Поле погост, а на погосте церковь Николая чудотворца и другая теплая церковь в.-муч. Варвары — строение мирское, при церкви два двора поповых, на церковной же земле двор бобыльский; в той же кромине д. Каменица, в ней 6 дв. крестьянских и 5 бобыльских (в 1897 г. здесь 20 двор.), д. Толстое — 3 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 17 двор.), д. Мирхова — I д. крестьянский и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 7 двор.), д. Старикова в ней двор патриарший для приезду приказных людей, 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 4 двора), д. Осеева — 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских, д. Окулова — 1 дв. крестьянский и 3 бобыльских, д. Готово — 1 дв. крестьянский и 1 бобыльский, д. Крюково — 3 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. эти четыре деревни находились в Баглачевском приходе), д. Пустошки — 3 дв. крестьянских, д. Крисина — 1 дв. крестьянский и 1 бобыльский, д. Мысово — 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских и д. Кудряково - 1 дв. крестьянский (в 1897 г. этих деревень не существовало).
В кон. XIX в. состав Николопольского прихода значительно изменился; вместо деревень, отошедших к Баглачевскому приходу, к погосту присоединены 9 деревень, принадлежавших прежде к Александровскому приходу, как это и было отмечено выше.
Из вышеприведенной выписи из переписных книг видно, что в Николопольском погосте в половине XVII века было две деревянных церкви. По писцовым книгам 161 — 162 (1658 — 54) гг. при этих церквах значится два священника, в приходе 123 двора, пашни церковной по 10 четв. в поле и сена по рч. Климовке 50 копен, лесу непашенного на 1 версту в длину и ширину.
В переписных книгах при церкви значится также два священника, в приходе 139 дворов, земли церковной прежнее количество.
В 1713 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, вместо прежней Никольской церкви на погосте была построена новая в честь того же Святителя.
В 1731 г. и теплая церковь на погосте настолько обветшала, что служить в ней стало невозможно, поэтому прихожанами была построена новая деревянная же церковь, которая и была освящена в 1735 г.
В 1818 — 22 гг. вместо двух деревянных церквей в Николопольском погосте был устроен каменный двухэтажный храм.
В 1871 г. владельцами Иванищевского завода (в 7 км от Николополья) стали судогодские купцы — братья Панфиловы. Посёлок Иванищи разрастался, и вскоре церковь стала тесной для прихожан. В истории храма записано, что именно Панфиловы сделали пристройку к храму с двумя престолами: Покро-ва Пресвятой Богородицы и Владимирской иконы Божией Матери.
Престолов в этом храме четыре: в верхнем этаже во имя св. Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем во имя св. в.-муч. Варвары и в честь Покрова Пресв. Богородицы.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами старинная храмовая икона св. Николая Чудотворца, риза на ней серебряная вызолоченная. Сохранилось в церкви старопечатное напрестольное Евангелие изд. 1648 г.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений, от земли пахотной и сенокосной и от хлебного сбора до 800 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахотной 30 дес., сенокосной 15 дес., поросшей кустарником и болотистой до 20 д.
Приход состоял из деревень: Осташева (1/2 вер. от церкви), Степанова (1/2 вер.), Андреевской (1/2 вер.), Пашкина (3 вер.), Дутинкина (3 вер.), Коровина (3 в.), Спас-Николина (3 вер.), Митенина (6 вер.), Некрасова (6 вер.), Пшеницына (6 в.), Белавина (6 вер.), Неклюдова (6 вер.), Толстова (7 в.), Мирхова (7 в.), Старикова (7 вер.) и Каменниц (7 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 843 души муж. пола и 949 женского; из них раскольников 123 души муж. пола и 124 женского.
К церкви Николопольского погоста была приписана церковь Иванищевского стекольного завода, богослужение и требы на заводе совершались с 1880 г. особым викарным священником, который содержался на средства владельца завода.

В погосте с 1876 года существовала земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 56.
«9-го мая 1886 года привелось мае быть в означенном погосте. Ехать или идти из Владимира в погост нужно по старой Рязанской дороге все песками, лесами и болотами. Путь для пешего и конного чрезвычайно неудобный, можно сказать, первобытный: путь, которым укрывались от татар Владимирцы и Рязанцы. Кого винить в неисправности дороги: Земство или крестьян местных — неизвестно постороннему путешественнику; но русское излюбленное «авось» да «как — нибудь» и здесь выручает мужичка, везущего свои мешки с углями на базар во Владимир! За последним лесом открывается несколько возвышенная местность, на которой красуется белокаменный, двухэтажный и пятиглавый храм с колокольней, обнесенный низенькой белокаменной же оградой. Вдали и вблизи виднеются деревни и небольшая речка Поле; а также видна и та часовня, в которой охраняется известный ключ воды. В самом погосте несколько приличных домиков церковного причта и дом для училища.
Храм, как я выше сказал, двухэтажный: вверху два придела: во имя св. Николая и Владимирской Божией Матери и внизу два придела: Покрова Пресвятой Богородицы и св. великомученицы Варвары. Расписан он снаружи и внутри разными священными изображениями бедно и не живописно; а также и местные образа старинного письма и не отличаются украшением, кроме образа св. Николая, который, по всему заметно, древний образ и украшен серебряной ризой. В холодном (верхнем) приделе устроены хоры, на них в праздники поют любители из крестьян довольно согласно и благочинно, даже и колокольный звон хорош, сравнительно с городским звоном. Народ благочестив и к церкви усерден, хотя не мало есть и придерживающихся расколу, разных сект.
В этот же день, 9-го мая, после обедни, открывается у церкви торговля, что-то в роде ярмарки, ситцами, платками, пряниками и разными сластями; была лавочка и с книжками сказочного и исторического содержания и копеечной цены. Но на этот последний товар любителей мало оказалось?! Затем, на другой день, вдоль всего погоста, некоторые из зажиточных крестьянских сыновей катали крестьянских девушек, разрумяненных и разодетых в шелковые платья, на собственных сотенных лошадях, в тарантасиках. И это все хлебопашцы, серповники и угольники!
Нынешний каменный храм построен на месте сгоревшего когда-то деревянного храма. Время построения его, по всей вероятности, относится к началу текущего столетия, судя по антиминсам, на коих значатся 1818 и 1821 гг. Любопытно бы знать подробную историю храма, но, к сожалению, нет на месте данных для руководства, кроме легендарных сказаний, веру которым сомнительно дать: такова судьба большей части наших сельских церквей! Смею надеяться, что кто-либо из благочестивых читателей Епархиальных ведомостей захочет побывать в Николопольском погосте, помолиться святыне его и испить воды святой из ключа; и затем более искусною рукою описать впечатления свои и разыскания о былом интересующего нас храма!
К. СМИРНОВ» (Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 14).

В советские времена храм не закрывался. В войну лишь сняли колокола. После войны здесь три десятка лет служил очень уважаемый священник Василий Булкин, скончавшийся в 1987 г. в Ленинграде, но похороненный рядом со своим храмом в Николополье. Затем 15 лет настоятелем церкви был Ефимий Каракозов. После него священнослужители менялись часто, и это было время, когда храм неоднократно подвергался воровским нашествиям. С 1999 г. в приходе служит иерей Борис Зиновьев, бывший служитель Николо-Волосовского монастыря.


Церковь Николая Чудотворца в с. Николополье

В XIX и первой четверти XX века погост входил в состав Александровской волости Судогодского уезда.
В годы Советской власти до 1998 года деревня входила в состав Неклюдовского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 30 чел., в 1905 г. – 7 чел., в 1926 г. – 34 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гусь | Добавил: Николай (28.11.2018)
Просмотров: 97 | Комментарии: 1 | Теги: Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 martsynova • 19:29, 08.12.2018
Храм села Александрова восстанавливается в настоящее время. имеются материалы о его истории. Если Вас заинтересует могу направить.
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика