Николополье — деревня в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Посёлок Иванищи».
Деревня расположена в 16 км на север от центра поселения посёлка Иванищи, в 42 км на северо-запад от Гусь-Хрустального и в 7 км от железнодорожной станции Неклюдово на линии Владимир — Тумская. «В 30-ти верстах от губ. гор. Владимира и в 20 — от гор. Судогды находится погост Никольский, что на реке Поле, как значится по плану, или погост Николопольский, по народному названию».
В XIX и первой четверти XX века погост входил в состав Александровской волости Судогодского уезда.
«Николопольский сельсовет. Работа сельсовета по коллективизации была до сих пор крайне слабой. План доведен до двора за исключением двух деревень (Степаново и Душенькино). С беднотой сельсовет никакой работы не вел, даже нет группы бедноты. Стенгазета имеется при избе-читальне, в весенне-посевной кампании никакого участия она не принимала. Бригада начала налаживать работу с 31 января» («Призыв», 4 февраля 1931). «В николопольской избе-читальне, недавно стала работать т. Шумилова А.Н. Комсомолка Шумилова развертывает культурную работу среди колхозников, но ей никто не оказывает помощь. Хуже того, ее работа тормозится некоторыми людьми. На-днях в избе-читальне было кино. На картину явился в пьяном виде начальник пожарной охраны Горшков А.П. Тов. Шумилова потребовала от Горшкова, чтобы он оставил избу-читальню, но Горшков не подчинился и стал хулиганить, разрешил присутствующим курить... во время демонстрирования картины. Обо всем этом хорошо известно председателю сельсовета Саутину, но он мер не принял. Саутин вообще не интересуется работой избача. Это никуда не годится. Председатель сельсовета т. Саутин должен оказывать повседневную помощь в работе избы-читальни» («Призыв», 22 января 1935).
В годы Советской власти до 1998 года деревня входила в состав Неклюдовского сельсовета. Численность населения: в 1859 г. – 30 чел., в 1905 г. – 7 чел., в 1926 г. – 34 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.
Никольским он называется, вероятно, потому, что имеет в церкви своей чудотворный образ святителя Николая, явившийся, как говорит предание, на ключе воды, выходящем из земли с давних времен. Ключ этот имел вид колодца, среди деревянного пола, с небольшой лесенкой для спуска к воде; кроме того он окружен деревянным зданием, в виде часовни.
Местная святыня эта — образ св. Николая и ключ — глубоко чтились прихожанами Николопольскими. Сюда, т. е. в часовню, нередко, в летнее время, бывал из церкви (ключ в нескольких саженях от церкви) ход с образом св. Николая, для молебствия и водоосвящения. Замечено старожилами, что в Николопольском приходе (до 15 деревень, если не более) не было ни одного случая повальных болезней на людей и скотину, хотя эпидемии губительно действовали в окрестностях. Чудесное спасение это, конечно, относится прихожанами к особому предстательству за них святителя Николая.
Погост Николопольский с приходскими деревнями до 1764 г. был патриаршей, а потом синодальной вотчиной.
Церковь на этом погосте существовала уже в начале XVII века, что подтверждается отметками в патриарших окладных книгах, начиная с 1628 г.
В переписных книгах монастырских и церковных земель за 145 — 155 гг. о Николопольском приходе сообщается следующее: в «кромине» Каменицкой на рч. Поле погост, а на погосте церковь Николая чудотворца и другая теплая церковь в.-муч. Варвары — строение мирское, при церкви два двора поповых, на церковной же земле двор бобыльский; в той же кромине д. Каменица, в ней 6 дв. крестьянских и 5 бобыльских (в 1897 г. здесь 20 двор.), д. Толстое — 3 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 17 двор.), д. Мирхова — I д. крестьянский и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 7 двор.), д. Старикова в ней двор патриарший для приезду приказных людей, 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 4 двора), д. Осеева — 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских, д. Окулова — 1 дв. крестьянский и 3 бобыльских, д. Готово — 1 дв. крестьянский и 1 бобыльский, д. Крюково — 3 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. эти четыре деревни находились в Баглачевском приходе), д. Пустошки — 3 дв. крестьянских, д. Крисина — 1 дв. крестьянский и 1 бобыльский, д. Мысово — 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских и д. Кудряково - 1 дв. крестьянский (в 1897 г. этих деревень не существовало). [1]
В Николопольском погосте в половине XVII века было две деревянных церкви. По писцовым книгам 161 — 162 (1658 — 54) гг. при этих церквах значится два священника, в приходе 123 двора, пашни церковной по 10 четв. в поле и сена по рч. Климовке 50 копен, лесу непашенного на 1 версту в длину и ширину. В переписных книгах при церкви значится также два священника, в приходе 139 дворов, земли церковной прежнее количество.
В 1713 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, вместо прежней Никольской церкви на погосте была построена новая в честь того же Святителя.
Следствие о Выездах царицы Евдокии чрез г. Владимир к церквям Николы Чудотворца, что в Кусунове и Николы Чудотворца, что на Поле
Следствие Тимофея Палехина о деле царицы Лопухиной Евдокии Федоровны. Допрос священников церкви Николая Чудотворца, что на Поле, Симеона Наумова (далее он назван Калинниковым) и Исаии Григорьева и пономаря той же церкви Ивана Савельева о приездах царицы Евдокии в оную церковь.
Царица приезжала к той церкви «трижды летним, временем, по три лета», «в хлебное жнитво» с белым попом и старицами, и служителями, человек по 20, стояла на поле в шатрах и палатках, а лошадей кормили на лугах; служители ее брали у пономаря ключи и сами отпирали церковь, а попов и церковников к церкви «не подпускали и из дворов выходить не велели». Царица входила в церковь и отправляли вечерню и всенощную и литургию, «а молебное пение было-ль» — не знают; служил бывший с царицею поп. После литургии, по выходе царицы из церкви, служители ее призывали попа Симеона и пели молебны от себя и читали канон Николаю Чудотворцу сами по печатной церковной книге, и на молитвах и на эктениях поп Симеон поминал одни имена тех служителей, «которые о имянах своих подходя к нему тихо сказывали». «А о поминовении бывшей царицы Авдотьи ему не говаривали». После молебна, попов и пономаря призывали к палаткам, «которыя от шатра, в котором стаивала бывшая царица, в дальнем расстоянии», и там со служителями «кармливали», а после обеда приказывали им, оборотись к шатру, кланяться по трижды в землю, также кланялись и служители, и давали попу Симеону те служители денег алтын по девяти в приезд, попу Исаии по 6 денег в приезд, пономарю Ивану Савельеву — денег по 6 и велели молить Бога о здравии великого государя. В приезды свои царица привезла к той церкви вкладу «крест напрестольный серебряный, вызолочен, да двое ризы, одни камчатныя, другия тафтяныя струйчатыя, да книгу в полдесть печатную: житие и службу Николаю Чудотворцу, да книгу-ж в полдесть же в красном кожаном переплете, писанную уставом, в которой писана служба Николаю ж Чудотворцу с икосы и кондаки, а в тех книгах имяни той бывшей царицы Авдотьи не написано». «А тот-де вклад оставляли они по выходе в той церкви». После обеда царица уезжала, «а откуда приезжала, и куда от той церкви отъезжала, также и в церкви какое действо кроме помянутой службы было-ль» — они не знают. Посторонних с царицею никого не было. В лицо ее не видали. О пострижении царицы не слыхали «и на литургиях и на эктениях той бывшей царицы» царицею никогда не поминали. Попы Николы в Кусунове: Григорий Михайлов, Дмитрий Григорьев, Николы на Поле Симеон Наумов, Исаия Григорьев, дьячок Николы в Кусунове Иван Григорьев и пономарь Николы на Поле — Иван Савельев — отданы были 24 сент. 1720 г. «при письме по росписи» под арест Владимирскому воеводе Василью Кафтыреву «с роспискою, которых велено ему содержать под караулом, чтоб были все в целости». «Также в 717 году перед зимним Николаевым днем, от ней-же бывшей царицы слуга Василий Шорин посылан был в Боголюбов монастырь с ладоном, со свечами, и с вином церковным, и приказывала с ним в том монастыре игумену Аверкию править малую вечерню и всенощное и литургию и праздновать Богородице, и потом молебен, и дала ему бумажку денег, чтоб он ту бумажку ему игумену отдал; и оный Шорин о том распросом показал имянно, что в том монастыре был, и посланное с ним ему игумену Аверкию отдал, и по приказу его Шорина в том монастыре, в соборной церкви малую вечерню, всенощное и литургию отправляли, и после литургии соборный молебен с благовестом и звоном пел-же, и при тех службах он Василий в той церкви был, и в те службы на эктениях, и он игумен на молитве, перед образом Пресвятой Богородицы поминали о здравии великого государя и благоверных цариц, потом и ее бывшую царицу царицею Авдотьею Федоровною и благородных царевичей и царевен. И после того молебна оный игумен говорил ему Шорину в той соборной церкви, что оная-де церковь у них в монастыре ветха; и он-де Шорин сказал ему, чтоб они о том просили у бывшей царицы; и она-де пришлет для починки ее каменщиков; а посланы ли каменщики - не показалось. В церковь-же Николая Чудотворца, что на Поле отвезли ризы дорогильныя, оплечье камчатное, а другое что к той, так-же и к Кусуновской церкви привозили-ль не видали».
В 1731 г. и теплая церковь на погосте настолько обветшала, что служить в ней стало невозможно, поэтому прихожанами была построена новая деревянная же церковь, которая и была освящена в 1735 г. В 1818 — 22 гг. вместо двух деревянных церквей в Николопольском погосте был устроен каменный двухэтажный храм. [1] В кон. XIX в. состав Николопольского прихода значительно изменился; вместо деревень, отошедших к Баглачевскому приходу, к погосту присоединены 9 деревень, принадлежавших прежде к Александровскому приходу, как это и было отмечено выше. В 1871 г. владельцами Иванищевского завода (в 7 км от Николополья) стали судогодские купцы — братья Панфиловы. Посёлок Иванищи разрастался, и вскоре церковь стала тесной для прихожан. В истории храма записано, что именно Панфиловы сделали пристройку к Погостовскому храму с двумя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы и Владимирской иконы Божией Матери. Престолов в этом храме четыре: в верхнем этаже во имя св. Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем во имя св. в.-муч. Варвары и в честь Покрова Пресв. Богородицы. [1] Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами старинная храмовая икона св. Николая Чудотворца, риза на ней серебряная вызолоченная. Сохранилось в церкви старопечатное напрестольное Евангелие изд. 1648 г. [1] Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений, от земли пахотной и сенокосной и от хлебного сбора до 800 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1] Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахотной 30 дес., сенокосной 15 дес., поросшей кустарником и болотистой до 20 д. [1] Приход состоял из деревень: Осташева (1/2 вер. от церкви), Степанова (1/2 вер.), Андреевской (1/2 вер.), Пашкина (3 вер.), Дутинкина (3 вер.), Коровина (3 в.), Спас-Николина (3 вер.), Митенина (6 вер.), Некрасова (6 вер.), Пшеницына (6 в.), Белавина (6 вер.), Неклюдова (6 вер.), Толстова (7 в.), Мирхова (7 в.), Старикова (7 вер.) и Каменниц (7 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 843 души муж. пола и 949 женского; из них раскольников 123 души муж. пола и 124 женского. [1] К церкви Николопольского погоста была приписана церковь Иванищевского стекольного завода, богослужение и требы на заводе совершались с 1880 г. особым викарным священником, который содержался на средства владельца завода. [1]
Николо-Польское училище, Авдотьинской волости, в погосте Николо-Польском, основано обществом 22-го января 1876 г., благодаря старанию свящ. В. Предтеченского. Ближайшее училище Александровское в 12 в. 1884 г. «Помещение церковно-приходское, полукаменное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиною 10 арш. 4 в., шириной 6 арш. 6 в., вышиной 3 арш. 7 в. Учебных пособий достаточно — на 66 р. 66 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Василий Предтеченский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1866 года, а в настоящем училище с 22-го января 1876 г.; учительница Мария Буркова, окончившая курс во Владимирском женском епархиальном училище, преподает с 1-го сентября 1872 г., а в настоящем училище с 1-го ноября 1883 года. Попечитель Судогодский купец Лев Семенович Панфилов; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 18 м. и 3 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 4 м. Окончило курс со свидетельствами 1 м. Вновь поступило 15 м. и 1 д. К 1-му января 1884 года состояло 28 м. и 4 д. Учатся все вместе. Возраст учащихся от 7 до 12 лет. Из учащихся: 4 из погоста Николо-Польского, 3 — д. Андреевской, 9 — д. Осташевой, 3 — д. Душенькиной, 3 — д. Коровиной в 3 в., 2 — дер. Пашкиной — 4 в., 2 — дер. Родионовской — 8 в., 3 — дер. Николиной — 3 в. и 2 — д. Некрасовой — 8 в. Ночлежный приют есть в одну комнату — длин. 9 ¼, шир. 6 ½, выш. 3 ¾ арш., ночуют до 8 мал. — на своем хлебе. Живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 2 м. и 1 д., мещ. 1 м. и 2 д., крест. 25 м. и 1 д. Средства: от земства 282 руб. 30 к., от общества 46 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 36 руб.; жалованье — законоучителю 40 р., учительнице 240 руб.; на книги и учебные пособия 12 р. 30 к. Посещали классы исправно. Прием в октябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 4-го октября по 8-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроки — по инструкции. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 года. Не окончившие курса учились до 2 лет. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Учащихся в 1896 г. было 56. [1]
«9-го мая 1886 года привелось мае быть в означенном погосте. Ехать или идти из Владимира в погост нужно по старой Рязанской дороге все песками, лесами и болотами. Путь для пешего и конного чрезвычайно неудобный, можно сказать, первобытный: путь, которым укрывались от татар Владимирцы и Рязанцы. Кого винить в неисправности дороги: Земство или крестьян местных — неизвестно постороннему путешественнику; но русское излюбленное «авось» да «как — нибудь» и здесь выручает мужичка, везущего свои мешки с углями на базар во Владимир! За последним лесом открывается несколько возвышенная местность, на которой красуется белокаменный, двухэтажный и пятиглавый храм с колокольней, обнесенный низенькой белокаменной же оградой. Вдали и вблизи виднеются деревни и небольшая речка Поле; а также видна и та часовня, в которой охраняется известный ключ воды. В самом погосте несколько приличных домиков церковного причта и дом для училища. Храм, как я выше сказал, двухэтажный: вверху два придела: во имя св. Николая и Владимирской Божией Матери и внизу два придела: Покрова Пресвятой Богородицы и св. великомученицы Варвары. Расписан он снаружи и внутри разными священными изображениями бедно и не живописно; а также и местные образа старинного письма и не отличаются украшением, кроме образа св. Николая, который, по всему заметно, древний образ и украшен серебряной ризой. В холодном (верхнем) приделе устроены хоры, на них в праздники поют любители из крестьян довольно согласно и благочинно, даже и колокольный звон хорош, сравнительно с городским звоном. Народ благочестив и к церкви усерден, хотя не мало есть и придерживающихся расколу, разных сект. В этот же день, 9-го мая, после обедни, открывается у церкви торговля, что-то в роде ярмарки, ситцами, платками, пряниками и разными сластями; была лавочка и с книжками сказочного и исторического содержания и копеечной цены. Но на этот последний товар любителей мало оказалось?! Затем, на другой день, вдоль всего погоста, некоторые из зажиточных крестьянских сыновей катали крестьянских девушек, разрумяненных и разодетых в шелковые платья, на собственных сотенных лошадях, в тарантасиках. И это все хлебопашцы, серповники и угольники! Нынешний каменный храм построен на месте сгоревшего когда-то деревянного храма. Время построения его, по всей вероятности, относится к началу текущего столетия, судя по антиминсам, на коих значатся 1818 и 1821 гг. Любопытно бы знать подробную историю храма, но, к сожалению, нет на месте данных для руководства, кроме легендарных сказаний, веру которым сомнительно дать: такова судьба большей части наших сельских церквей! Смею надеяться, что кто-либо из благочестивых читателей Епархиальных ведомостей захочет побывать в Николопольском погосте, помолиться святыне его и испить воды святой из ключа; и затем более искусною рукою описать впечатления свои и разыскания о былом интересующего нас храма! К. СМИРНОВ» (Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 14).
В советские времена храм не закрывался. В войну лишь сняли колокола. После войны здесь три десятка лет служил очень уважаемый священник Василий Булкин, скончавшийся в 1987 г. в Ленинграде, но похороненный рядом со своим храмом в Николополье. Затем 15 лет настоятелем церкви был Ефимий Каракозов. После него священнослужители менялись часто, и это было время, когда храм неоднократно подвергался воровским нашествиям. С 1999 г. в приходе служит иерей Борис Зиновьев, бывший служитель Николо-Волосовского монастыря.
Церковь Николая Чудотворца в с. Николополье
Деревня Осташево
Осташево — деревня в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Посёлок Иванищи».
Деревня расположена в 12км на север от центра поселения посёлка Иванищи, в 36 км на северо-запад от Гусь-Хрустального и в 7 км на северо-запад от ж/д станции Неклюдово на линии Владимир — Тумская.
Деревня впервые упоминается в писцовых книгах монастырских и церковных земель Владимирского уезда 1637-1647 годов в составе Александровского прихода, в ней числилось 2 двора крестьянских и 2 бобыльских.
В XIX — первой четверти XX века деревня входила в состав Авдотьинской волости Судогодского уезда.
Тарасовская (по фамилии хозяев фабрики) серповая фабрика при д. Осташевой до революции работала успешно и конкурировала своими серпами с известной фабрикой Ковалёвых. Тарасовский серп по качеству мало отличался от серпа, выделываемого на фабрике Ковалёвых, расценивался почти наравне с последним и находил для себя сбыт повсеместно. На почве конкуренции производства между обоими фабриками шла жестокая борьба. Ковалёвы пускали в ход против ненавистных для них конкурентов все свои связи с сильными мира,- подкупы и оговоры в хищении секретов производства. Но упрямство Тарасовых в достижении намеченной цели было сильнее всего. Они довели свою специальность до совершенства. После революции фабрика перешла к государству на полном ходу. Однако, «Владзавсельмаш» тогда не сумел ее использовать, закрыл фабрику и причислил ее к разряду консервированных (замороженных) фабрик. Фабрика бездействовала целых 7 лет.
В декабре 1925 г. пущена в ход вторая серповая фабрика объединения «Владзавсельмаш» при д. Осташевой, Судогодского уезда. «Владсельмаш», в составе нового, более деятельного управления, после небольшого ремонта, вновь пустил забытую фабрику. Ей дано задание выработать в течение ближайшего года не менее 400 000 русских серпов. Техническим руководителем работ оставлен один из прежних совладельцев фабрики, крестьянин Кузьма Ефимович Тарасов, специалист этого дела. Фабрика может выпускать серпы дешевле, чем фабрика №1, благодаря тому, что она находится в районе развития кустарного кузнечного промысла. Лощение серпа кустарным способом (на домах кузнецов) обходится дешевле фабричного.
С 1926 года — в составе Александровской волости Владимирского уезда.
С 1929 года деревня являлась центром Осташевского сельсовета Владимирского района, с 1940 года — в составе Николопольского сельсовета, с 1945 года — в составе Гусь-Хрустального района, с 1954 года — в составе Неклюдовского сельсовета. С 2005 года — в составе муниципального образования «Посёлок Иванищи».
Численность населения: в 1859 г. – 114 чел. (22 двора), в 1905 г. – 153 чел. (28 дворов), в 1926 г. – 142 чел. (34 двора), в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 2 чел.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Справа от церкви в 60-70 е годы прошлого века стоял дом священника. Мой дед Леня был старостой церкви. Жил в Душенькино. Ходил с палочкой. Был инвалид Первой Мировой. Помню, какой был колхоз в Андреевской. Скотины море, в деревнях людей было много....