Пынеев Константин Петрович
/"ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКА К.П. ПЫНЕЕВА В КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ" автор Е.Н. Усанов, директор Александровского художественного музея. г. Александрова Владимирской области/
В 1894 году на XVII ученической выставке Московского училища живописи, ваяния и зодчества в числе других были представлены работы двух художников: Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, творчество которого положило начало новому этапу русского искусства, и Константина Петровича Пынеева, получившего известность в начале XX века, но после смерти надолго забытого.
На этой выставке Борисов-Мусатов (по каталогу Мусатов-Борисов) представил 8 работ, Пынеев - 9. Картина Пынеева "Старообрядец - археолог" вместе с работой Борисова-Мусатова "Майские цветы" вошла в иллюстрированный каталог выставки (фототипии К.А. Фишера).
Почти одногодки, оба учились практически в одно и то же время в Училище живописи, ваяния и зодчества и Петербургской Императорской Академии художеств. Так, сведя на определенном отрезке времени живописцев, в чем-то схожих характерами - упрямых, не мыслящих себя вне искусства, - судьба затем каждому из них отмерила сугубо свой, но одинаково тернистый путь.
Константин Петрович Пынеев
Художник Константин Петрович Пынеев родился 11 (24 по н. ст.) мая 1868 года в селе Карабанове Александровского уезда Владимирской губернии.
С интересом посещая художественную мастерскую местной фабрики хлопчатобумажных тканей (на ней служил его брат), Константин с увлечением начинает рисовать. На талантливого мальчика обратили внимание. По совету владелицы фабрики Елизаветы Александровны Барановой в 1880 году он был направлен в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры. Но Константина тяготит затворническая жизнь и необходимость писать по канонам. В 1887 году он тайно покидает монастырь и перебирается в Москву. По совету и при поддержке Е.А. Барановой, преодолевая большие трудности, движимый желанием стать художником, Костя посещает Московское училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольнослушателя. Через три года он успешно сдает экстерном экзамены за курс гимназии и его переводят в действительные слушатели Училища. Его учителем и наставником становится Владимир Егорович Маковский.
Демократические настроения общества, "критический реализм", принятый многими художниками, круг общения, наконец, социальное положение молодого живописца - все это было основой формирования мировоззренческой позиции К.П. Пынеева. Но вне всякого сомнения, именно В.Е. Маковский сыграл определяющую, самую главную роль в становлении начинающего художника. Безоговорочно и влюбленно воспринял К.П. Пынеев установки своего учителя. До конца своих дней художник оставался приверженцем реалистической школы русского искусства.
В июле 1893 года Константин Петрович с двумя малыми серебряными медалями заканчивает обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему присвоено звание неклассного художника.
Годы жизни и учебы в Москве - это годы широкого общения с интересными людьми, товарищами по учебе. Он дружите Н.П. Богдановым-Бельским, В.И. Соколовым (тот дарит Константину в 1892 году рисунок), вхож в семью известного московского издателя К.А. Фишера. Фишером в 1892 году сделан набросок Константина Пынеева, играющего на гитаре. Его однокурсники: В.К. Вялыницкий-Бируля, К.Ф. Юон, С.Ю. Жуковский, на скульптурном отделении С.Т. Коненков.
В 1893 году Владимир Егорович Маковский приглашен на преподавательскую работу в Академию художеств. Вместе с ним в Петербург едет К.П. Пынеев, зачисленный в Академию по классу своего учителя. С 1893 по 1897 год - обучение в Императорской Академии в мастерской Маковского. За дипломную работу "Песня" (1897 г., находится в экспозиции Научно-исследовательского музея Академии Художеств) Пынееву присвоено звание художника, он награждается серебряной медалью и поездкой за границу ("для усовершенствования в искусстве").
В 1898 году Константин Петрович посетил Германию, Францию, Италию. В результате - впечатления, этюды, в частности, серия акварелей "Венеция" (отдельные работы имеются в фондах Александровского и Харьковского музеев и у внучки художника Т.Н. Рождественской в Москве). Он по-прежнему предан технике и традициям реалистического искусства. Чуть позже, правда, в некоторых его этюдах появятся сочный мазок, открытый цвет и быстрота кисти. ("Уголок комнаты на Нечетинской", "Интерьер с арочными окнами", "Окно" - АХМ). При желании можно увидеть в двух-трех этюдах "импрессионистические" искания - "Окошечко в дождик" (Харьков, Художественный музей). Но было ли то влиянием западных течений? Скорее, творческая проба сил.
По возвращении художник продолжает учебу на Педагогических курсах при Академии и 22 февраля 1900 г. получает свидетельство 1-го разряда на право преподавать рисование в средних учебных заведениях. 26 октября Константин Петрович зачислен учителем рисования в Реальное училище г. Харькова.
Покидая стены Императорской Академии, Константин Петрович получает в дар от И.Е. Репина и В.Е. Маковского несколько этюдов за "усердие и преданность в искусстве". Константин Петрович Пынеев был участником многочисленных выставок: картин учеников Училища живописи, ваяния и зодчества (1891, 1892, 1894); Императорской Академии художеств (1898); XIX периодической выставки Московского общества любителей художеств (1899); XXVII (1899) и XXXII (1904) Товарищества передвижников; Товарищества Харьковских художников (1908, 1910, 1911, 1912, 1913, 1915, 1916); и ряда других.
Пынеев получает известность уже на втором году обучения - с XV (1892) ученической выставки Московского училища собиратель К.Т. Солдатенков приобретает картину "В далекий путь" (в дальнейшем - "По миру"). Журнал "Нива" неоднократно воспроизводит иллюстрации его работ. В 1911 году издательство Сытина, спросив разрешения у художника, воспроизводит репродукцию его работы "По миру" в солидном труде "Великая реформа (19 февраля 1861 - 1911 гг.)", т.4, стр.214. С.Н. Кондаков вносит Пынеева в фундаментальное издание того времени "Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств" (М., 1914). Затем С.К. Исаков в 1915 году помещает сведения о Пынееве в издании "Императорская Академия Художеств. Музей. Русская живопись" (Спб., Унион).
Картина "В далекий путь" ("По миру") сразу привлекла внимание творческой общественности. В убогой крестьянской избе - немая сцена расставания. Словно придавленная низким потолком, пожилая женщина провожает мальчика в далекий неизведанный путь. На заднем плане безучастно дремлет нищий странник. Он статичный персонаж, символ застывшего времени. На этом фоне разыгрывается действие - драма разлуки. Мальчик с любовью поднял глаза вверх. Его личико освещено, лицо старушки погружено в темноту, сумерки сгустились за ней, еще мгновение - она уберет руку от мальчика и останется одна. Передний план залит светом, на заднем - тьма.
Предельный лаконизм, контраст статики дальнего плана и напряженности первого, посредством чего достигается внутренняя динамика сюжета, создают особую выразительность и позволяют отнести это раннее произведение художника к лучшим образцам русского "крестьянского жанра".
С 1901 года работа Пынеева "В далекий путь" в составе всего собрания К.Т. Солдатенкова (269 произведений) экспонируется в Картинной Галерее Московского Публичного и Румянцевского Музеев под названием "По миру" (С 1925 года она находится в экспозиции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств).
Из харьковского периода художнику отведено неполных 22 года жизни, они прошли в упорном труде, домашних хлопотах. Он обзаводится семьей.
В первые годы жизни в Харькове художник создает несколько жанровых работ: "К венцу", "Мать с далекой родины", "К чудотворной".
В 1904 году, буквально разрываясь между работой, семьей и творчеством, художник пишет полотно, в которое вкладывает особый смысл: "Старые музыканты" (находится в экспозиции Харьковского художественного музея под названием "Жанровая сцена"). В скромной комнате два пожилых музыканта в поношенной одежде (но белых сорочках) готовятся к таинству: настраивается скрипка, все замерло в ожидании волшебных звуков, еще миг, и исчезнет этот серый обшарпанный быт; друзья, преданные искусству, окажутся в ином, чарующем мире. Это ощущение усиливает и приоткрытая дверь с лучиком света на полу. Динамика перспективных линий дает нам исходную точку, как некую скрытую "завязку" сюжета, привлекая внимание к персонажу слева.
С 1908 года Константин Петрович активно участвует в выставках Товарищества харьковских художников.
На выставке 1908 года полотно "Утро в участке", выполненное в лучших традициях критического реализма, заставили снять. По воспоминаниям сына, власти увидели сходство вальяжно дремлющего за столом полицейского с царем - Николаем II, а в образе подгулявшей девицы - Россию. Картина пропала из дома художника в годы Великой Отечественной войны, как и многие другие полотна.
В 1909 году Пынеев пишет портрет детей - Никанора (Николая) и Любы. "Дети" экспонировались в 1910 году в Харькове, в настоящее время находятся в постоянной экспозиции Александровского художественного музея. Всю скрытую отцовскую любовь, все, на что не хватало времени в повседневной жизни, смог высказать в этом полотне Константин Петрович. Замечательна лепка индивидуальных черт с доверительно-интимным проникновением в детские души, показано своеобразие их характеров. Блестяще задано скольжение - от глаз девочки вниз по ее руке, бережно прижимающей куклу, далее по руке мальчика и вверх к его лицу. Затем мы вновь неизбежно возвращаемся к притягательно-нежному личику Любы. Ее взгляд ушел внутрь, "в себя", взгляд мальчика, наоборот, открыт, он с детской непосредственностью вопрошает: что им готовит взрослый мир? В верхнем правом углу картины художник помещает свечу.
Урывками, в редкие свободные минуты, весной 1910 года заканчивается картина "Обед" ("Одинокие"). Находится в экспозиции Харьковского художественного музея. Лаконичное, но выразительное произведение, наполненное внутренним напряжением при кажущейся статике. Стол, разделяющий двух персонажей, как вектор времени. Складки скатерти, бросающиеся в глаза - годы и десятилетия. Сколько их - рубиконов, которые все предстоит пройти? На правом конце стола - безучастная фигура. В руках у посетителя газета. Он еще интересуется жизнью, он пока в ней. И хотя движение задано слева направо, взгляд все равно не задерживается на нем, а возвращается к главному персонажу - старику. Ничего не происходит, и мы вместе с персонажами вновь погружаемся в пучину безмолвия, одиночества.
В этом полотне, как и в раннем произведении "В далекий путь" ("По миру"), возникает эффект присущий Пынееву, - драматизм застывшего времени. С необычайным психологизмом он погружает нас в раздумья о смысле жизни.
В начале лета 1910 года из-за состояния здоровья сына Пынеевы меняют место жительства. На Благовещенской улице, куда они переехали, строится цирк предпринимателя Г.М. Муссури (позже - театр оперетты). Возможно, к этому времени (строительство цирка закончено в 1911) относится и серия этюдов из жизни цирка "Сцена в вечернем цирке", "В цирке" (все в постоянной экспозиции АХМ).
Пынееву физически не хватает своей мастерской. Он начинает вести занятия в кружке рисования и живописи в Народном доме, сначала на общественных началах, потом на постоянной основе. Теперь у него появилось место для мольберта, здесь, в запахе красок было что-то от прежней атмосферы Училища, Академии, писалось особенно легко.
5 января 1914 года Константин Петрович пишет на одном дыхании женский портрет "Неизвестная в голубом", постоянная экспозиция АХМ. Мимолетность видения, его трепетная вибрация обусловлены эскизностью, воздушностью этюда. Преломление диагональных спорящих линий - мазков легкого прозрачного шарфа, волос, плеч - будоражит, вносит хаос, смятение. И, однако же, образующийся теми же линиями треугольник, с фокусирующим внимание овалом лица, создает иллюзию статики, притягивает взгляд. Таинственная, чарующая незнакомка.
Пынеев открывается в неожиданном для него жанре романтического реализма. Вероятно, в 1914 году создается и портрет жены художника, но совершенно в другой - классической парадной манере (в экспозиции АХМ).
В последующие тяжелые годы войны Пынеев пишет ряд портретов: Сергея Владимировича Ушакова, Платона Владимировича Шатохина (ноябрь 1915 г., АХМ), его дочери Юлии Шатохиной (ноябрь 1915). В 1916 году на темы его полотен накладывает отпечаток война: "Снятие колоколов", "В окопах" и другие. Захваченный событиями Февральской революции к концу 1917 года Пынеев заканчивает два исторических полотна ("Встреча Николая Второго с представителями Временного правительства" и "Отречение Николая Второго от престола"), где со свойственной ему достоверностью воспроизвел детали исторических событий. "...Это были, по существу, последние работы отца, после которых он, как художник, уже ничего серьезного и запоминающегося не создал... Я считал их наиболее удачными из многих известных мне картин отца..." (из воспоминаний сына художника Н.К. Пынеева).
После смерти К.П. Пынеева (21 июля 1922 года) имя этого талантливого художника ушло в тень. Работы распродавались, во время Великой Отечественной войны часть была похищена немцами. Художник канул в небытие.
Лишь начиная с 1950-х годов упоминания о нем и репродукции его картин появляются в альбомах, посвященных русской живописи, в журнале "Художник" и в виде открыток.
По воспоминаниям сына восстанавливается краткая биография художника, делается попытка искусствоведческого анализа творчества.
Творческое наследие К.П. Пынеева насчитывает более 200 произведений. Почти половина из них утрачена. Вернее, их местонахождение неизвестно. Работы хранятся в семи музеях России и СНГ. 70 работ хранит Александровский художественный музей (около 60 из них - этюды), в постоянной экспозиции - 19 работ.
По одной работе экспонируют Научно-исследовательский музей Академии художеств в Санкт-Петербурге ("Песня", 1897), Ставропольский краевой музей изобразительных искусств ("По миру", 1892) и один этюд хранит Русский музей ("Сидящий крестьянин").
Среди стран СНГ большой коллекцией располагает Харьковский художественный музей - он хранит около 50 работ (примерно 40 из них - этюды), несколько работ в экспозиции. 3-5 - находится в Харьковском историческом музее. Кроме этого в Киевском музее русского искусства (прежнее название) хранится работа "В монастыре" и, возможно, еще несколько. Третьяковская галерея, к сожалению, в своих хранилищах произведений художника Пынеева не имеет. Другие музеи-обладатели его работ пока тоже не установлены. Несколько работ, вероятно, продолжают находиться у частных владельцев в Харькове и 10-20 этюдов - у Т.Н. Рождественской. Кроме этюдов (среди них еще одна акварель "Венеция") у нее хранится серия из 76 рисунков К.П. Пынеева, выполненных в бытовом юмористическом жанре.
Таким образом, Александровский художественный музей является основным хранителем творческого наследия художника Пынеева не только среди российских музеев, но и СНГ. На родине художника в городе Александрове Владимирской области в художественном музее, расположенном в бывшем купеческом особняке А.М. Первушина, создана постоянная экспозиция из произведений К.П. Пынеева. Хронологические рамки коллекции охватывают практически весь период творческой деятельности художника: от начала 1890-х годов по 1918 год. Некоторые из работ имеют дату или датированы достаточно точно - таких 16, десять можно датировать предположительно, исходя из биографии К.П. Пынеева. Более 40 работ (в основном это этюды) требуют дальнейшего исследования.
Ядро коллекции составляют картины и этюды, которые позволяют охарактеризовать все многообразие творческой палитры художника. Их около 40. Законченных работ восемь, из них одна - акварель:
1. "Венеция", бумага, акварель, 356 х 250, 1898 г.
2. "У постели больного отца", х., м., 35,7 х 42,2.
3. "Вечер", х.,м.,31,5x55,2, 1897г.
4. "Дети", х., м., 63 х 81, 1909 г.
5. "Неизвестная в голубом", х., м., 62,5 х 53,5, 5 января 1914 г.
6. "Портрет жены художника А.И. Пынеевой", х., м., 85 х 50,5, 1914 г. (первоначальная датировка до реставрации-1910).
7. "Портрет инспектора народных училищ П.В. Шатохина", х., м., 84,5 х 66,5. 1915 г.
8. "Мальчик с картой", х., м., 71 х 92,7, 1916 г.
При поступлении все полотна нуждались в реставрации. В настоящее время они отреставрированы Владимирской специализированной мастерской "Владспецреставрация" под руководством А.И. Скворцова. Из этюдов (конец XIX - начало XX вв.) можно назвать следующие: "Старушка", "Голова натурщика", "Медная чаша и книги", "На перроне", "Сцена в вечернем цирке", "В мастерской художника", "Подгулявшие", "Стражники приближаются". Из графики: "Сын Николай в мастерской отца", "Портрет мужчины", "В гостиной у окна", "Старики", "У богадельни". Два последних рисунка являются эскизами для картины "Вечер".
Приведенный выше список работ свидетельствует о том, что художник пробует себя в различных жанрах: "крестьянский", "бытовой", "исторический", жанровые сценки, пейзаж, интерьер, натюрморт, портрет (детский, женский, мужской). Первый исследователь творчества Пынеева научный сотрудник Харьковского художественного музея З.Л. Чернова в название своей статьи выносит определение: "Жанрист К.П. Пынеев"7. И с этим можно согласиться, с одним лишь уточнением: он еще и мастер портрета. Из числа сохранившихся портретов чуть меньше десяти находятся в коллекции Харьковского художественного музея, пять - в Александровском, один - в Харьковском историческом. В мемуарах сына художника Н.К. Пынеева (1903-1984) сообщается еще о нескольких, судьба которых пока не известна. В жанре портрета он состоялся на последней трети своего творческого пути. Возможно, к этому подтолкнули жизненные обстоятельства.
Из жанровых работ в коллекции АХМ экспонируются две: "У постели больного отца" и "Вечер".
Картину "У постели больного отца" условно можно датировать второй половиной 1890-х годов на том основании, что в каталогах 1891-1894 годов этой работы нет (хотя произведение глубоко личное, и автор мог его не выставлять). Традиционный для русской реалистической живописи сюжет. В убогой комнате с маленьким оконцем на постели лежит больной старик. Рядом, взяв за руку отца, на краешек лежанки присела дочь. Она в модной шляпке, на столике у окна ее ридикюль, на табурете платок с инициалами "А.П." (возможно, Анна Пынеева). На полотне происходит безмолвный диалог. Лицо Анны практически в геометрическом центре - чуть правее и выше его. Положение головы выбрано безукоризненно точно, оно позволяет задать то движение, которое исходит от Анны - безграничная дочерняя любовь, желание хоть чем-то облегчить боль. Взгляд дополнен линией шляпки, которая направлена чуть выше отцовского лица - на угол подушки. Два острых угла - шляпки и подушки, на которой высоко поднята голова отца, - это совместная боль, сопереживание, обострение сюжета. Лицо больного напряжено, оно преисполнено болью, глаза, кажется, закрыты. Но это не так. Делая последнее усилие, отец из-под приподнятых век прощается с любимой дочерью взглядом, зная, что больше никогда не увидит ее. По воспоминаниям сына, Константин Петрович не успел застать в живых умирающего отца. Изобразив свою сестру Анну в центре и сделав главным персонажем, возможно, автор тем самым хотел передать через нее свою невысказанную боль, любовь и сострадание к отцу. Недаром в картине два источника света. Мастерски переданы предметы в левом нижнем углу - миска, пузырьки с лекарствами, - сказывается академическая школа. Своеобразный натюрморт в картине.
В работе "Вечер" чувство отрешенности ("все в прошлом") усилено до предела. Группа сидящих стариков из пяти человек (женские персонажи отсутствуют) на первый взгляд выполнена по-ученически просто, в фигурах повтор: поз, казенной одежды, головных уборов, даже лиц! И только крайний слева персонаж первого плана выделен из этого монотонного ряда. Слева открытая книга. Чуть выше - окно. Он тоже ушел в себя, но это - раздумье, светлые воспоминания о прожитой жизни, а не отрешенность и дремотность остальных. Что есть жизнь - распахнутое окно, непрочитанная книга? Сколько отмерено нам (десятилетий, рубиконов?) - отсчет задан фигурами стариков - один, два, три, четыре, пять? Далее - край (на картине - стены), но тут же - березка, как символ жизни, за ней дорога, уходящая вдаль, с одинокой женской фигуркой. В правом нижнем углу авторская подпись.
На фоне безучастных персонажей разыгрывается действие "застывшего времени" - философия жизни. В этюдах художник делает бесчисленное количество проб и набросков. В некоторых он следует технике и традициям академической школы ("Этюд старушки", "Голова натурщика", "Медная чаша и книги"), в других появляется цвет, мазок, экспрессия ("Уголок комнаты на Нечетинской", "Разговор", "Берут под стражу"). Серия этюдов из жизни цирка ("Сцена в вечернем цирке", "В цирке") отличается от традиционной манеры тем, что выполнена более смело, без прорисовки деталей, с иным колористическим решением, психологическим подтекстом. Исчезает ощущение натурной реальности, персонажи в движении, отсутствует пынеевский прием "застывшего времени". Такие работы свидетельствуют о постоянном творческом поиске художника.
По определению З.Л. Черновой, "Пынеев, питомец мастерской В.Е. Маковского, экспонент Товарищества передвижников, принадлежит к представителям своеобразной "малой ветви" отечественного реалистического искусства, к числу тех "малых индивидуальностей", творчество которых, при всей скромности достигнутого, отличается "лица необщим выраженьем", преломляя в себе свое время, внося свою остроту восприятия окружающего".
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
|