Согласно постановлению прошедшей 25-30 октября 1922 г. в Москве Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию и съезда Всемедикосантруда с 1923 г. предстояла реорганизация фельдшерско-акушерских школ, в связи с чем был приостановлен прием учащихся по специальности фельдшерица-акушерка в этот год. 17 января 1923 г. отдел медицинского образования Главного управления профессионального образования Главпрофобр сообщил в свое Владимирское отделение о переименовании Владимирской фельдшерско-акушерской школы в Медицинский техникум.
«С концерта-бала, устроенного 9 февраля в здании Народного Собрания в пользу недостаточных учениц 1-го курса Медицинского Техникума, собрано с билетов и Американского аукциона—1503 р. Шлем глубокую благодарность всем помогавшим в устройстве этого концерта, а также посетившим его. Особенно шлем искреннюю и сердечную благодарность администрации Банка и Губвоенкому, как принявшим самое горячее участие в устройстве нашего концерта. Коллектив 1-го курса Медицинского Техникума» («Призыв», 14 февраля 1923).
Медицинский техникум стал называться фельдшерско-акушерским Техникумом при губернской больнице.
В 1923 г. сложилась ситуация, когда в существующую при Губернской советской больнице 4-х годичную фельдшерско-акушерскую школу были влиты две новые школы: первый курс вновь открытого Акушерского техникума (в нем обучение шло 2,5 года) и последний курс школы повивальных бабок Городского родильного приюта . Ученицы трех указанных учебных заведений имели разный уровень подготовки, что препятствовало выполнению учебного плана и работе техникума. 1924 г. «Акушерский техникум (здание губерн. больницы) — 3 года. Принимает по испытанию окончивших школу II-й ст. Дает звание акушерок 1-го разряда».
«В акушерском техникуме обучаются 2 1/3 года и окончившие получают квалификацию акушерок. В техникум принимаются исключительно женщины в возрасте от 17 до 30 лет. Заявления в техникум на имя приемной комиссии принимаются до 27 августа. Документы представляются подлинные или в копиях, надлежащим образом заверенных. Лица, не представившие требующих документов, рискуют быть не принятыми. Заявления по окончании приема рассматриваются приемной комиссией. О результатах работы комиссии, т.е. о назначении подавших заявления испытаний и об освобождении от них, а также о времени испытания, будет объявлено в газете «Призыв». В первую очередь принимаются лица, имеющие командировки в счет установленной разверстки. Крестьянство и их дети вместо командировок предъявляют удостоверения от ВИК-а о принадлежности к трудовому крестьянству. За обучение в техникуме взимается плата в зависимости от материального состояния учащихся от 75 коп. в месяц, согласно постановлению ГИК, опубликованному в «Известиях ГИК» от 1 ноября 21 г., № 41. Беднейшие от платы освобождаются. При акушерском техникуме имеется общежитие на 35 чел. Принимаются в общежитие наиболее нуждающиеся, по представлении соответствующих документов. Денежных стипендий от ГИК и местных органов в техникуме нет. Акушерский техникум находится на Большой Нижегородской улице, дом № 63…» («Призыв», 1925). В июне 1926 г. был произведен последний выпуск фельдшериц-акушерок. «Выпуск окончивших акушерский техникум. На-днях состоялся последний выпуск учащихся фельдшерско-акушерского техникума. Окончило техникум 21 фельдшерица-акушерка. Всем им предоставляется работа в провинции. Больше техникум существовать не будет» («Призыв», 20 июня 1926).
В новый 1926/1927 учебный год остался только Акушерский (медицинский) техникум, что позволило проработать учебный план и программы, наладить стабильную работу преподавательского состава.
«Прием во владимирский акушерский техникум. В этом году в акушерский техникум будет принято 35 человек. Заявления будут приниматься только до 1-го августа в президиуме совета техникума (можно почтой). К заявлению должны быть приложены документы: об образовании, социальном положении, возрасте и состоянии здоровья, о производственном стаже и стаже общественной работы. Все поступающие будут подвергнуты испытаниям (о времени испытания будет объявлено особо). В первую очередь в техникум будут приняты окончившие рабфаки. На остальные же места прием будет производиться в такой последовательности: 1) рабочие и трудовые крестьяне и их дети, члены ВКП (б) и ВЛКСМ, воспитанники детдомов, дети красноармейцев, дети комполитсостава, дети сельских просвещенцев, участковых врачей, агрономов, преподавателей техникумов и дети специалистов, состоящих на службе в государственных учреждениях и предприятиях, 2) дети трудовой интеллигенции, служащих, кустарей и ремесленников, 3) прочие. Продолжительность обучения в техникуме — 2 ½ года. В техникум принимаются женщины не моложе 18 и не старше 30 лет. Обучение в техникуме платное. Размер платы, равно как и освобождение от нее, устанавливаются особой комиссией техникума» («Призыв», 24 июля 1926).
«При акушерском техникуме оборудовано для учащихся второе общежитие на 15 чел. Невдалеке от техникума был арендован дом, и капитально отремонтирован, поставлены постели, столы, стулья и т. д. В прошлом году при техникуме было только одно общежитие» («Призыв», 15 августа 1926). «На краю города Владимира, под крылышком губ. больницы, приютился акушерский техникум. Невелик он и далеко не все знают о его существовании. Да кто и знает о нем, очень мало интересуется его жизнью. Живет техникум своеобразной жизнью, а его администрация выносит и проводит в жизнь своеобразные решения. Администрации техникума нужно было изыскать средства для техникума, — так она постаралась обложить платой за обучение кого заблагорассудится. Обложены платой за обучение дети крестьян-бедняков, которым и без того трудно учить своих детей. Также обложены платой за обучение и учащиеся, уже несколько лет проработавшие по найму и жившие материально совершенно самостоятельно. Начав учиться, они, лишившись заработка, лишились и необходимых средств существования, — и их обкладывают платою за обучение соответственно получаемому родителями жалованью, хотя о материальной зависимости последними не может быть и речи. А за неуплату — администрация грозит исключением из техникума. Администрация, по-видимому, совершенно не знакома с политикой сов. власти в этом вопросе» («Призыв», 30 ноября 1926).
Акушерский техникум при своем основании имел цель подготовить для губернии образованных и опытных фельдшеров-акушерок как помощников врачей, так и при необходимости самостоятельных фельдшеров фельдшерских пунктов. За почти 15-летнюю историю существования техникум показал, что цель эта вполне достигнута . Во второй половине 1920-х гг. Владимирский акушерский техникум находился на ул. Фрунзе, в каменном с полуподвальным этажом доме, крытом железом (на территории психиатрической больницы). «Владимирский медицинский техникум имеет только акушерское отделение, которое подготовляет медицинских работников по подаче акушерской помощи населению. Срок обучения в техникуме с 1927-28 учебного года устанавливается 3-летний… Заявления могут пересылаться по почте, в адрес техникума (Владимир, улица Фрунзе, 63), с приложением двух восьмикопеечных марок… При техникуме имеются два общежития. Наиболее нуждающиеся получают стипендии» («Призыв», 19 июня 1927). «РЕМОНТ ПОМЕЩЕНИЯ. На средства, отпущенные Наркомпросом сейчас производится внутренний ремонт помещения техникума. На-днях начнется наружный ремонт. По окончании ремонта будет производиться дооборудование кабинетов. СРОК ОБУЧЕНИЯ. С предстоящего учебного года техникум переходят на трехгодичный срок обучения. Организацию в этом году в техникуме второго отделения — сестер по уходу за больными — Нарксомпрос не разрешил. На 1-м курсе техникума будет введен новый учебный план. НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ. Всего в этом году учащихся в техникуме будет 103 человека. О приеме на 1-й курс подано 120 заявлений. Принято будет около 35 человек. 25 августа начнутся приемные испытания. Начало занятий из-за ремонта отложено до 5 сентября» («Призыв», 23 авг. 1927). Для учащихся техникума имелись два общежития: первое располагалось по улице Луначарского, д. 7 в деревянном одноэтажном доме на каменном фундаменте с электрическим освещением; второе ˗ по ул. Фрунзе, д. 61, также в деревянном одноэтажном доме на каменном фундаменте с электрическим освещением. В общежитиях в 1926/1927 учебном году проживало 43 и 21 учениц соответственно . Заведовал техникумом с 1920 г. главный врач Губсовбольницы Вячеслав Нилович Плетников. Он родился 24 февраля 1884 г. в Ленинграде, в январе 1909 г. окончил военномедицинскую академию, с 1909 по 1917 годы служил военным врачом, с 1917 по 1918 годы ˗ главным врачом дивизионного лазарета. В 1920 г. он оказался во Владимире, где был назначен начальником эвакуационного пункта и заведующим Акушерским техникумом. Ему же в 1921-1922 г. пришлось возглавлять Владимирский военный госпиталь и дивизионный лазарет 17-й стрелковой Нижегородской дивизии, а с 1 февраля 1923 г. — Губсовбольницу. Вячеслав Нилович Плетников возглавлял техникум до начала 1930-х гг. За годы его руководства увеличилось число преподаваемых в техникуме дисциплин. В 1927 г. учащихся имел 103 чел., педагогического персонала – 17.
«Для удовлетворения большого спроса на зубные протезы, нужны зубные техники, в которых за последнее время ощущается сильный недостаток во всем Союзе. Губздравотдел, в связи с этим, просил у Наркомздрава разрешения открыть во Владимире зубопротезный техникум. Заведующий зубчастью губздрава, врач Левданский, сообщил, что Наркомздрав дал принципиальное согласие на открытие такого техникума во Владимире и предложил срочно представить план и смету. Сейчас уже ведутся подготовительные работы к открытию техникума, который начнет функционировать с текущего лета. Техникум рассчитан на 100 человек. Срок обучения — два с половиной года. Преподаватели приглашаются из центра. Техникум будет обслуживать целый ряд губерний, в том числе и нашу. Необходимо отметить, что такие техникумы есть сейчас только в Москве и Ленинграде» («Призыв», 15 февраля 1927).
В 1927 г. Акушерский техникум был переименован в Медицинский техникум. «ВМЕСТО АКУШЕРСКОГО—МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ. Программа владимирского акушерского техникума изменена. Срок обучения увеличен с двух с половиной до трех лет. В дальнейшем, техникум будет выпускать средний медицинский персонал, по квалификации равный фельдшерицам-акушеркам. В связи с реорганизацией, техникум переименован в медицинский» («Призыв», 18 февр. 1927).
Н.А. Орлов
В техникуме преподавали 22 преподавателя, почти все они работу в техникуме совмещали с основной работой. Заведовал учебной частью и преподавал хирургию врач Николай Алексеевич Орлов. По-прежнему химию преподавал Карл Эрнестович Тепфер. Практические занятия учениц акушерского отделения проходили в больницах, лаборатории прозектора, детской консультации и родильном приюте . В те годы началась подготовка различных специалистов со средним медицинским образованием: помощника врача здравпункта, фельдшера-акушерки, ясельной медсестры, сестры по уходу за больными с 8-ми месячным сроком обучения.
«Владимирский медицинский техникум в этом году выпускает 31 человека. Все они должны ехать в деревню, быть культурными проводниками идей партии и советской власти. Они должны быть не только специалистами своего дела, но и общественниками. Но в составе выпускного курса есть много таких, от которых трудно ждать выполнения указанной выше задачи. Комиссия по проверке социального состава выпускников выявила, например, что в техникуме учится некая Райская — дочь лишенца, Ксенофонтова — тоже дочь лишенца с Собинки. Отец ее — ростовщик, участник-организатор нашумевшего дела с постройкой церкви на «Комавангарде». Обоих их комиссия исключила из техникума. Но кроме них, есть на этом курсе и другие, им подобные, например, дети попов и т. д., которые прошли в техникум легально, не скрывая своего происхождении. Таких проверочная комиссия исключить не могла, так как это дело мандатной комиссии. Весь этот чуждый элемент, безусловно, влиял и влияет на остальных учащихся. Неудивительно после этого, что на одном из собраний учащиеся выступали против введения преподавания исторического материализма, что многие заявляют: — В деревне должны работать только учителя, а наше дело — ухаживать за роженицами. Больше мы делать ничего не должны. Надо сейчас же, помимо выпускного курса, проверить состав и других курсов. Там, безусловно, тоже много найдется чуждых» («Призыв», 7 янв. 1930).
Преподаватели и студенты Владимирского медицинского техникума (во втором ряду снизу, четвертый слева – К.Э. Тепфер)
Выпускницы и преподаватели Владимирского медицинского техникума. 1930-е гг.
В связи с ликвидацией Владимирского округа в 1930 г., медицинский техникум передан облздравотделу. С 1 октября 1930 года – Медицинский политехникум. «Организация медицинского политехникума. Острый недостаток в медицинских кадрах поставил перед окрздравом задачу подготовки новых медработников. С этой целью, с 1 октября, в нашем городе открывается медицинский политехникум для подготовки медсестер и акушерок. Политехникум рассчитан на 300 мест» («Призыв», 16 июля 1930).
«Условия поступления во Владимирский Медицинский Политехникум на 1930-31 год. Политехникум имеет два отделения – акушерское и техников по уходу (б. медсестер по уходу), на последнее принимаются лица обоего пола не моложе 16 лет, на акушерское – только женщины не моложе 17 лет и не старше 30 лет для обоих отделений… Заявления подаются или пересылаются по почте в адрес политехникума (г. Владимир, ул. Фрунзе, 63) с приложением двух десятикопеечных почтовых марок на ответ… Начало учебных занятий 20 августа с.г.» («Призыв», 1930).
Ул. Б. Нижегородская, д. 65
4-го сентября 1930 г. при горсовете заседала специальная комиссия, которая постановила: Рабфаку предоставить здания зубной амбулатории, помещение лесхоза и быв. общежитие медтехникума по улице Луначарского; Медтехникуму — помещение бывшего горсовета; ФЗУ — дом освобожденный медицинским техникумом по ул. Фрунзе. С осени 1930 г. в политехникуме готовили акушерок, медицинских сестер по уходу и сестер по охране материнства и младенчества.
«Стенная газета медицинского техникума, по выражению одного студкора, занимается главным образом критикой отдельных личностей и помещением заметок, касающихся жизни студенческого общежития. Да, придется к сожалению с ним вполне согласиться. Объем газеты — 6 заметок, да 2 объявления или 2 вызова. Всего было помещено с начала учебного года 18 заметок, а студентов имеется около 220 человек. Учебная жизнь на страницах газеты не находит места. Соцсоревеование и ударничество с начала учебного года не отражалось, за исключением одной заметки установочного характера. Работа ликбеза, работа общественных организаций, мобилизация средств — не обстреливались. Вопросы коллективизации, вторая большевистская весна почти не отражались, за исключением двух заметок о коллективизации и о помощи деревне. А студенты, между тем, делали 7 выездов по весенней посевной кампании, доведен план до каждого двора в 10 селениях. Был проведен ряд собраний с беднотой и с колхозниками, где ставились вопросы о коллективизации, о санитарно-профилактической работе. Совместно о сельсоветом организовано 2 колхоза. Студенты говорят, что врачи тормозят работу своим отказом ехать в деревню, что сельсовет не полностью использует студентов, что есть ряд трудностей и недостатков, а газета не только не организует студентов вокруг этих задач, но их даже не отражает. Ни качественного, ни количественного учета студкоров нет. Да и студкоров то там не больше 10 человек. Работа ведется беспланово. Партийная и комсомольская ячейки оппортунистически недооценили значения печати на новом этапе, значения стенгазеты в выполнении учебного плана в соцсоревновании и ударничестве, в проведении второй большевистской весны, не приняли никаких мер к улучшению своей газеты. Бригадный метод отсутствует, газета разбрасывается, удара по одному основному вопросу не дает. Основного лозунга, который бы предопределял содержание, газета не имеет» («Призыв», 11 марта 1931).
«Стенгазета медтехникума «Медик» работает плохо. Главное — это слабое участие в газете массы студенчества. На 200 учащихся за учебный год было всего 60 заметок. Это явно недостаточно. Когда на профкоме ставился вопрос о стенгазете, то было постановлено: — Все кружководы должны освещать свою работу через стенгазету. Этим самым хотели убить двух зайцев: ознакомить студентов с работой того или иного кружка, заинтересовать их этой работой, и второе — добыть таким образом материал для газеты. Как ни хорошо ото постановление, но и жизнь оно не проведено по вине самих руководителей. Они ничего не сделали. На другом заседании – профком взял шефство над стенгазетой. Но шефская работа тоже ни в чем не выразилась. В большинстве случаев, в результате, газета пишется немногими людьми. Постоянных студкоров почти не имеется. Со стороны партячейки и комсомола руководство было только в том, что редактора вызвали с отчетом на бюро, вынесли несколько предложений и на этом успокоились. На-днях при стенгазете организуется кружок студкоров, который будет вести работу бригадным методом. *** В медтехникуме есть ячейка ОДН. В начале учебного года в члены ячейки запасалось около ста человек. Но большинство членов числится только на бумаге. Работают лишь человек 10. Руководитель ячейки Аникин спал крепким сном, да и теперь еще спит. Сами учащиеся отвиливают от взятой на себя работы, хотя все записывались добровольно. Работают, повторяем, человек 10. И работают великолепно. Каждый ликвидатор имеет по группе неграмотных и несколько раз в декаду посещает занятия, аккуратно, без всяких отнекиваний и ссылок на разные причины. Особенно выделяются Тимонина и Дмитриева. К 8 марта они обучили и выпустили 12 малограмотных. Следующий выпуск будет к 1 мая. *** Политучеба в медтехникуме стояит далеко не на высоте. Всего проработано лишь 9 вопросов — самых необходимых вопросов политсовременности. Этого очень мало. Основная причина — нет руководителей. На 5 семестров в техникуме есть всего два обществоведа. Они очень загружены и не могут уделить политучебе даже одного часа в декаду. Две темы были проработаны, по просьбе техникума, комсомольцами совпартшколы. Но они от дальнейшей работы отвались. Был мобилизован свой актив — 4 человека — но и он тоже загружен» («Призыв», 13 апреля 1931). «В медполитехникуме всего преподавателей 30 чел., из них 24 человека работают по совместительству и 6 человек штатных. По социальному положению дело обстоит не так благополучно, а именно: служащих 24 человека, крестьян — 2 чел. и 4 чел. — сыновья служителей культа. Из 30 преподавателей членов ВКП(б) всего 3 человека. Соцсоревнованием преподаватели охвачены все. Соревнуются с ивановским медполитехникумом. Ударничество среди преподавателей развернуто слабо. Из 30 преподавателей ударников только 4 человека» («Призыв», 7 июля 1931).
«Учащиеся медполитехникума активно помогают с.-х. комбинату в уборке овощей. В конце сентября и октябре они устроили пять массовых выходов на огороды. В каждый выход в работах участвовало от 150 до 200 чел. Комбинат во время выходов по-ударному, соревнуясь, кто больше сделает. Кабинет выдал учащимся, в качестве премии за хорошую работу, 25 пудов яблок» («Призыв», 25 октября 1931). «Владимирский медполитехникум производит прием заявлений на заочные курсы со сроком обучения 3 года. На основное и подготовительное отделения (пом. леч. врача, ОММ и акушерское). На основное отделение принимаются окончившие семилетку и подготовительное отделение не ниже 4-летки. Владимир, yл. III-й Интернационал, дом 24» («Призыв», 18 июля 1933).
«О чем говорят результаты приемных испытаний в медполиттехникуме? Приемные испытания в медполиттехникуме лишний раз сигнализируют о том, что с преподаванием обществоведческих дисциплин в наших школах дело по-прежнему обстоит неблагополучие. Подавляющее большинство державших приемные испытания, окончившие семилетки и ШКМ, в удостоверениях имеют хорошие и удовлетворительные отметки по всем предметам. Но, несмотря на это, почти все они (за редкими исключениями) поражают своей политической безграмотностью. Очень немногие отвечают правильно даже на такие простые вопросы, как — «кто председатель ЦИК СССР», «в каких государствах, кроме СССР, есть советская власть», «кто такой тов. Сталин», «какая разница между колхозом и совхозом» и т. д. Одна из окончивших ШКМ ответила незнанием даже на такой вопрос: — В каком государстве в 1917 году произошла Октябрьская революция? Многие из окончивших ФЗС на вопрос о том, что они проходили в школе по обществоведению и истории, давали такой ответ: — Гуманизм и католическую церковь. На все другие вопросы, близкие к нашей современности, эти учащиеся отвечали полным незнанием. Как правило, особенно плохо разбираются в политических вопросах окончившие ШКМ. Большинство из них заявляют, что эти предметы не проходились, или проходились так мало и плохо, что у них в голове ничего не осталось. В частности, совершенно политически безграмотных выпускает Давыдовская ШКМ. Несколько лучше разбираются в политических вопросах окончившие семилетки г. Владимира, но и здесь еще много недочетов, на которые надо своевременно обратить внимание. Как это ни странно, но наибольшее число политически неграмотных выпускает образцовая 5-я ФЗС. Когда мы поинтересовались о причинах этого у самих державших испытания, то получили ответ, что за год в школе сменилось четыре преподавателя-обществоведа, из которых одна только что окончила педтехникум и сама еще плохо разбиралась в политических вопросах, а другой имел такую подготовку, что не мог указать учащимся на географической карте, где какое государство находится. В 4-й ФЗС (обобществовед Дмитриева) учащиеся ничего не слыхали ни о 17-й партконференции, ни о январском пленуме ЦК. Все это говорит о том, что несмотря на письмо тов. Сталина в редакцию «Пролетарской революции» и постановление ЦК о начальной и средней школе, обществоведческие дисциплины и вообще политическое воспитание учащихся остается все еще заброшенным участком в ФЗС и ШКМ. Хорошо, конечно, что учащийся знакомится в школе с гуманизмом и ролью католический церкви в средние века, знает кое-что о Томасе Моро, Кампанелле, Эразме Роттердамском, Мюнцере и Лютере, но очень плохо, когда он не знает ничего о пятилетке, важнейших решениях партии и советской власти, о Сталине, Калинине, Молотове. Хорошо, когда учащийся знает об английской революции 17-го века, но очень плохо, когда он почти ничего не знает об Октябрьской революции 1917 года. Приемные испытания в техникумах дают хороший материал для оценки той продукции, которую выпускают наши ФЗС и ШКМ. РайОНО и ГорОНО надо внимательно изучить результаты этих приемных испытаний и с самого начала учебного года ликвидировать слабые участки, а руководителей школ, выпускающих безграмотных учащихся, привлекать к строгой ответственности» («Призыв», 8 сентября 1933).
«В медтехникуме со стороны директора тов. Макарова отсутствует забота об улучшении быта студентов. У студентов не хватает постельных принадлежностей, нет чайников. С питанием обстоит также неблагополучно. Правда, против прошлого года имеется значительное улучшение, но Макаров распорядился овощи, картофель с пригородного хозяйства отпускать столовой по повышенным ценам, что увеличивает стоимость обедов. Никудышное положение с дровами. Их нет. В общежитиях холодно. В одной из комнат техникума площадью 8 на 9 кв. мет. живут 12 студентов. Теснота непомерная, на-днях вместили еще двух человек. В той же комнате больше 10 дней нет света. Мы надеемся, что при помощи районных организаций удастся изжить отмеченные недостатки и заставить Макарова по-большевистски заботиться об улучшении быта студентов. Студенты техникума: Рыбкин, Родин, Николаев, Абонин, Цыганков, Коробов. Всего 9 чел.» («Призыв», 14 ноября 1933).
Медицинский техникум в 1932 г. выпустил техников общего ухода за больными – 41 чел. В 1933 г. – 190 чел., из них: акушерок – 67, специалистов по охране здоровья детей – 28, специалистов по охране материнства и младенчества – 24. В 1934 г. – акушерок – 30. В 1930-е г. прослеживается стремление руководства к отчислению из числа учениц техникума «классово чуждых элементов». В документах имеются постановления об увольнении Люлиной Людмилы как лишенной избирательных прав и как дочери «лишенки», и Бирюковой Марии как дочери жандармского унтер-офицера, скрывшей свое социальное происхождение при поступлении в техникум. «Избран партком из 3 членов и 2 кандидатов. Секретарь парткома — тов. Катков. На третьем курсе организована партгруппа. Партком закончил распределение между коммунистами партнагрузок. Секретарь парткома завел на каждого коммуниста специальную учетную карточку выполнения нагрузок» («Призыв», 14 марта 1934). «В медицинском техникуме недавно состоялась культурно-бытовая конференция молодежи. Конференция наметила конкретные мероприятия по культпоходу. Комсомол техникума объявил конкурс на лучшую культурную комнату. К культпоходу техникум добился значительных результатов. По опыту механического техникума организован университет культуры, проведена первая лекция на тему о марксистско-ленинской культуре. Организована комната отдыха. В ней рояль, цветы, литература. Оборудован также клуб. Плохие только декорации, да и их немного, нет париков для драматического кружка. Включавшись в конкурс, некоторые комнаты и общежития приняли действительно культурный вид (общежитие «Красный крест», комендант Абанина, и лучшая по чистоте комната № 8, староста Огурцова). Неприветливо, некультурно в общежитии «Аптека» (комендант Тихомирова), а худшая комната в этом общежитии № 4 (староста комнаты Захарова). Общий недостаток — мало простыней» («Призыв», 9 октября 1934).
«В медицинском техникуме на перевыборное собрание из 122 чел. не явилось 13 человек. В члены горсовета избрана т. Кочеткова П.Ф., ударница, комсомолка. До поступления в техникум Кочеткова была батрачкой. В кандидаты прошла Финогенова В.Ф., ударница-общественница, член партии. До учебы в техникуме работала ткачихой. Студенты обязались выделить своих передовиков для работы в секцию здравоохранения и в секцию техникумов и рабфаков при горсовете» («Призыв», 20 ноября 1934).
«Администрация медицинского рабфака еще в начале учебного года обещалась поставить несколько радиоточек в общежитии на Козловом валу, но до сих пор обещание не выполнено. В общежитии более 120 студентов, занимающих 15 комнат. В общежитии должно быть радио! Д. См. Щеголев» («Призыв», 3 января 1935).
«В медицинском техникуме состоялся выпуск студентов. Выпущено 20 акушерок и помощников врачей» («Призыв», 3 января 1935).
«В медицинском техникуме не заботятся о студентах Нет заботы об улучшении бытовых условий студентов медицинского техникума. Стипендии выдаются с опозданием. В некоторых комнатах общежитии холодно, поэтому вечерами приходится заниматься в пальто. Стирка белья не организована. В техникуме испорчен водопровод и студенты часто уходят на занятиях без утреннего чая» («Призыв», 21 марта 1935).
«В общежитии студентов медицинского техникума оживление. По поручению парторганизации директор тов. Сухов пришел провести беседу. Со всех сторон сыплются вопросы: — Тов. директор, когда каникулы? — Почему нет учебников на каждого студента? Тов. Сухов в течение часа дает ответы студентам. Но когда беседа начинает ослабевать, тогда тов. Сухов вспоминает, что он пришел беседовать не как директор, а как член партии, прикрепленный к общежитию. Тов. Сухов развертывает газету. Началась читка. Эта часть беседы проходит скучно, потому что тов. Сухов не учитывает запросы студентов. Материал для читки подбирается случайный. Рядом, в другом общежитии проводит беседу тоже по поручению парторганизации тов. Доброхотова. Тов. Доброхотова также администратор. Она заведует учебной частью. Но у нее нет отвлеченных вопросов. Она ведет беседу на политическую тему по намеченному плану. В конце беседы она спрашивает студентов, что их больше интересует. Она получает множество вопросов, которые и учитывает при подготовке к следующей беседе. Беседы Доброхотовой проходят интересно» («Призыв», 23 апреля 1935).
«Медицинский техникум выпускает — 55 человек, из них: 30 акушерок, 2 фельдшерицы, 23 дезинфектора» («Призыв», 29 июня 1935).
Фельдшерско-акушерская школа и Медицинский рабфак
Совещание директоров и завучей медтехникумов Ивановской промышленной области 18 апреля 1935 г. постановило реорганизовать Владимирский медицинский техникум с 1 сентября в фельдшерско-акушерскую школу с 2-х годичным сроком обучения. Данная реорганизация внесла хаос в учебный процесс, так как новые профили требовали новых программ и учебных планов, необходимо было в кратчайшие сроки создать переходные планы.
Ул. Б. Московская, д. 24.
В 1935 г. Владимирская фельдшерско-акушерская школа располагалась в здании по адресу: ул. III Интернационала, д. 24, где школа занимала под аудитории 11 помещений, для полноценного учебного процесса не хватало 6 аудиторий.
«В этом учебном году в фельдшерско-акушерскую школу (бывший медицинский техникум) принято на учебу 211 человек. В прошлом году было принято 105 человек. Из приема этого года большинство — дети колхозников. Сейчас школа будет выпускать фельдшеров, а не помощников врачей, как это было в прошлые годы. Техникум в полной готовности начал учебу. Обращено большое внимание на прохождение практики учащихся. При поликлинике и больнице Красного креста созданы специальные аудитории для учащихся. Третья аудитория организована при детской больнице. В самой школе оборудованы два кабинета-лаборатории с различными наглядными пособиями. Школа полностью обеспечена учебниками и учебными пособиями. Общежития в достаточном количестве снабжены постельными принадлежностями и бельем. В здании школы помещается парикмахерская РОКК-а. Есть решение президиума райисполкома, обязывающее горсовет подыскать парикмахерской другое помещение. Полтора года тянутся переговоры и обещания. Даже после распоряжения прокурора «освободить помещение в трехдневный срок» парикмахерская продолжает оставаться в помещении школы. Пользуется помещением школы и база горПО» («Призыв», 14 сентября 1935).
«В окнах общежития фельдшерско-акушерской школы (Малые Ременники) выбиты стекла. В комнатах холод и студенты поверх одеяла накрываются своей верхней одеждой. Общежитие студентов фельдшерско-акушерской школы около «Золотых ворот» до сих пор не отремонтировано и студенты размещены в трех кабинетах школы. В некоторых такая теснота, что кровати поставлены вплотную одна к другой. Хорошо выглядит первая комната студентов первокурсников фельдшерско-акушерской школы (общежитие над старой аптекой). Три студентки, живущие в этой комнате: Березникова, Малышева и Базанова сделала ее уютной и чистой. Большие и неожиданные неприятности нового учебного года свалилась как снег на голову беспечного директора школы товарища Сухова» («Призыв», 23 сентября 1935).
«При фельдшерско-акушерской школе организуются межрайонные курсы по подготовке заведующих для образцовых детских яслей. На курсах будет заниматься 40 человек» («Призыв», 24 ноября 1935).
В 1936 г. в школе обучалось 372 человека (девушки и юноши). В этом году школа впервые за все время своего существования освоила необычайно большую цифру нового набора ˗ 211 человек. Одной из основных проблем в работе школы 1930-х гг. являлась нехватка преподавателей. Во Владимире работали всего два врача-акушера, которые, будучи чрезвычайно загруженными по основной работе, вынуждены были еще преподавать для группы учащихся в 1441 человек. Составить твердое расписание занятий было чрезвычайно трудно. В эти же годы школа становится организующим центром медицинской жизни города Владимира. В ее стенах проходили все научные городские и межрайонные конференции, в большинстве случаев с докладчиками – профессорами Ивановского медицинского института, здесь же собирались слеты ударников лечебных учреждений города и конференции среднего и младшего персонала. На всех этих собраниях и конференциях присутствовали и многие студенты школы.
Михаил Георгиевич Герасимов
30-40-е гг. ХХ века отмечены частой сменой руководства школы. В августе 1936 г. Ивана Ивановича Сухова сменил Михаил Георгиевич Герасимов, в сентябре 1937 г. Ивановским облздравотделом назначен директором школы Михаил Николаевич Маслов, в январе 1938 г. ˗ Балашов М.Х., в сентябре 1938 г. Врид директора Урвачеву Е.К. сменил Боголюбов А.И., в январе 1940 г. Абрамова А.А. сменил Маслов Михаил Николаевич, в феврале 1940 г. ˗ Тихонов Ф.П., в сентябре вновь временно исполнял обязанности директора Маслов М.Н., в 1941 г. директором назначена Борисова А.М.
В 1940 г. учащиеся проживали в 5-ти общежитиях: первое общежитие находилось в учебном здании на улице III Интернационала д. 24, где занимало 4 комнаты, в которых жило 54 человека; второе общежитие занимало 9 комнат второго этажа здания «Старой аптеки» ˗ там жило 65 человек; третье общежитие находилось на улице Летнеперевозинской д. 9 – там помещался 41 человек; в четвертом общежитии в д. 7 по улице III Интернационала жило 29 человек. В д. 27 находилась столовая школы.
В связи с увеличением числа учащихся школе был передан под пятое общежитие дом по ул. Красного Профинтерна (ул. Георгиевская), д. 2 – в нем разместилось 76 человек. Во всех общежитиях существовали проблемы с водой, канализацией и отоплением. Кроме того, в 1939 г. фельдшерско-акушерской школой, видимо, в целях организации подсобного хозяйства для выращивания продуктов питания, был куплен жилой дом на хуторе Дубки под Владимиром. Весной 1940 г. учебные помещения школы в доме 24 понадобились для размещения школы ФЗО № 18 (Владимирская школа ФЗО №18 с 1 января 1944 года переименована в школу ФЗО № 10 - школа фабрично-заводского обучения) и Фельдшерско-акушерскую школу, несмотря на протесты, в срочном порядке переселили из занимаемого ею дома 24 в дом 28 по той же улице. «Владимирская школа ФЗО № 10 производит прием учащихся на профессии 1. Токарей 2. Слесарей 3. Наладчиков. Учащиеся обеспечиваются бесплатным трехразовым питанием, выдается форменное обмундирование и 50 проц. заработка, предоставляется общежитие с постельными принадлежностями. При приеме иметь: 1. Свидетельство о рождении или паспорт, 2. заявление на имя директора школы, 3. справку о снятии с довольствия. Адрес: г. Владимир, ул. III Интернационала, д. № 24 школа ФЗО № 10» (1944 год).
Улица Б. Московская, д. 28
В годы Великой Отечественной войны школа продолжала работать по двум направлениям: фельдшерское и фельдшерско-акушерское. Два преподавателя ушли на фронт, остальные перешли на работу в военные госпитали и больницы, совмещая работу с преподаванием в школе. Штатных преподавателей осталось лишь двое — по истории и математике. В тяжелый и голодный 1942/1943 учебный год в школе обучалось 195 человек, из которых 178 показывали 100% успеваемость. За годы войны школа даже увеличила выпуск специалистов. «Подготовка к лермонтовским дням. Фельдшерско-акушерская школа усиленно готовится к лермонтовским дням. В школе создана юбилейная комиссия. Под руководством преподавателя Талановой группа учащихся готовит декламацию произведений Лермонтова: «Смерть поэта», «Бородино», «И скучно, и грустно», «Три пальмы», «Родина» и другие. Другая группа учащихся под руководством преподавателя Егоровой разучивает русские и кавказские танцы и пляски, третья группа — сольное пение из произведений великого поэта. Преподаватель Борисовский готовит постановку—отрывок из «Мцыри». В порядке подготовки к юбилейному вечеру по учебным группам проводится читка лермонтовских произведений и литературы о Лермонтове. Сейчас значительно повысился спрос на произведения Михаила Юрьевича. Особенно большой спрос на такие книги, как «Горой нашего времени», «Вадим» и т. д. 7 июня учащимся школы будет показана кинокартина «Максим Максимыч» по произволению Лермонтова «Горой нашего времени». К юбилею в школе готовятся фотомонтаж, выставка литературы, специальный номер степной газеты. Преподаватель А. Кузнецов» («Призыв», 27 мая 1941). Во время Великой Отечественной войны техникум кочевал из одного неприспособленного здания в другое, но при этом даже увеличил выпуск специалистов. «Владимирская фельдшерско-акушерская школа объявляет прием учащихся на акушерское отделение первый курс на 1941-42 учебный год. Принимаются граждане обоего пола в возрасте от 15 до 30 лет, окончившие не менее 7 классов неполной средней или средней школы. Срок обучения три года… Прием заявлений производится с 1 июня по 20 августа. Приемные испытания с 20 по 26 августа. Начало занятий 1 сентября. Иногородние обеспечиваются общежитием и постельными принадлежностями. Стипендия выдается на общих основаниях. Имеется столовая. Заявления подаются по адресу: гор. Владимир, Ивановской области, улица III Интернационал, дом № 28…» («Призыв», 10 июня 1941).
«Фельдшерско-акушерская школа в ближайшие дни выпускает 63 молодых фельдшера, окончивши школу. На выпускных испытаниях учащиеся Осипова, Кузнецова, Веселова, Русин, Кутузов и другие по четырем сданным предметам получили отличные оценки. Выпускники направляются на paботу в районы Ивановской и Архангельской областей и в Карело-Финскую республику. Я. Викторов» («Призыв», 20 июня 1941).
Объявление в газете «Призыв» 23 августа 1941 г.
«Подготовка к Октябрьскому празднику Фельдшерско-акушерская школа деятельно готовится к Октябрьскому празднику. Библиотека монтирует выставку, посвященную великой отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков. На ней будут даны вырезки из газет, журналов, фотографии героев-фронтовиков. Подбирается оборонная литература. Сегодня в школе состоится торжественное заседание, посвященное XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революция. Директор школы тов. Борисов сделает доклад о международном положении и подведет итоги учебы в школе. После торжественного заседания будет вечер художественной самодеятельности учащихся. В школе выпускается специальный номер стенной газеты. А. Васильев» («Призыв», 6 ноября 1941).
«ПОСЫЛКИ НА ФРОНТ Группы учащихся фельдшерско-акушерской школы недавно отправили восемь посылок бойцам-фронтовикам. Девушки любовно собрали эти посылки: вышили платки и кисеты, купили туалетное мыло, зубной порошок, бритвенные приборы, зимние шапки, носки, варежки, одеколон и т. д. В своих письмах девушки обещали бойцам учиться только на хорошо и отлично. Ha-днях школа получили письма с фронта. Героические бойцы Красной Армии горячо благодарят в них учащихся за подарки и обещают бить ненавистного врага до последней капли крови» («Призыв», 6 ноября 1941).
«Курсы медицинских сестер При фельдшерско-акушерской школе открылись трехмесячные курсы медицинских сестер. На них занимаются 25 человек — рабочие и служащие предприятий и учреждений города. Курсанты обучаются с отрывом от производства. Они получат элементарные знания для оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Теоретические занятия будут чередоваться с прохождением практики в лечебных учреждениях города» («Призыв», 16 ноября 1941). br />«Владимирская фельдшерско-акушерская школа объявляет прием учащихся на 1-й курс – фельдшерское и сестринское отделения – на 1942 учебный год. Срок обучения на фельдшерском отделении 2 года, на сестринском – 1 год. В школу принимаются граждане обоего пола в возрасте от 15 до 30 лет, имеющие образование не ниже 7 классов неполной средней школы. Прием производится без испытаний, по конкурсу аттестатов об образовании… Начало занятий 10 февраля 1942 года. Иногородние обеспечиваются общежитием и постельными принадлежностями. Имеется столовая. Заявления подаются по адресу: Владимир, ул. III Интернационал, дом № 28, фельдшерско-акушерская школа. Телефон 2-37» («Призыв» 1 января 1942). «В 1942 году я поступила в фельдшерско-акушерскую школу. Она находилась на ул. III Интернационала (рядом в бывшим магазином «Главхлеб»). Дом был двухэтажным: на первом этаже размещалась студенческая столовая, на втором - учебные классы. В нашей группе учился эвакуированный из Ленинграда юноша, Андрей Личко, которого мы звали “профессором”. Жил он с матерью и сестрой. Был Андрей очень истощен, у него шелушилась кожа. Учился он очень хорошо. Позднее стал действительно профессором» (из воспоминаний Т.Ф. Гончаровой). «На-днях, на предприятии, где директором тов. Эпштейн, состоялся выпуск медицинских сестер, окончивших курсы без отрыва от производства. Все слушательницы, в количестве 11 человек, получили дипломы с присвоением каждой из них звания медицинской сестры. Особенно успевали в учебе тт. Плетнева, Антропова, Большакова, Сергеева. Все выпускники премированы. Новые медицинские работники готовы к выполнению любого задания правительства» («Призыв», 21 марта 1942). Медицинское училище подчинялось в 1909–1918 годах - Владимирской губернской земской управе, 1918–1921 годах - Владимирскому губздравотделу, 1922–1929 годах - Комитету профессионально-технического образования Владимирского губернского отдела народного образования. В связи с образованием 10 июня 1929 года Ивановской промышленной области, училище перешло в ведение Ивановского облздравотдела, а с 14 августа 1944 года - Владимирского облздравотдела.
Улица Музейная, д. 1 Дом №1 на ул. Музейная (Троицкий переулок) был выстроен владимирским купцом 2-й гильдии, затем перешедшем в 1-ю, Андреем Никитиным в 1838 г. Судя по всему, дом сдавался под жилье, а в 1879 г. он был приобретен владимирским уездным земством. Уездная Земская Управа размещалась наверху. Здесь же располагался и съезд мировых судей, а на первом этаже - типография земства. Какое-то время в этом доме находилась Владимирская ученая архивная комиссия и собранные ею экспонаты по истории Владимирского края, пока не было выстроено здание музея. Владимирский районный краеведческий музей (в составе Ивановского областного музея, а с 1944 г. - Владимирский областной краеведческий музей) накануне войны занимал два здания: “красное” (Исторический музей) и “белое” (ул. Музейная. 1), где размещались экспозиции отделов природы, дореволюционного прошлого, истории советского периода, картинная галерея, фондохранилище, библиотека, кабинеты и отчасти квартиры сотрудников. Из 27 тыс. экспонатов большая часть находилась на обозрении. С началом войны музей потерял “белое” здание, где разместилась воинская часть. Экспонаты и библиотеку перенесли в “красное” здание, где пришлось свернуть экспозицию, в Золотые ворота и на хоры Успенского собора. Десятиклассникам школы № 2 осенью 1941 г. предоставили для занятий помещение в «белом» здании музея.
В 1945 г. фельдшерско-акушерской школе было передано здание по ул. Музейная, д. 1. К началу 1946/1947 учебного года здание было отремонтировано, классы укомплектованы учебной мебелью . В этом здании школа проработала полвека.
Н.А. Павлов ведет занятия в фельдшерско-акушерской школе
В 1954 г. на основании постановления Совета Министров СССР № 919 от 11 июня 1954 г. и приказа Владимирского Облздравотдела № 189 от 10 июня 1954 г. фельдшерско-акушерская школа была реорганизована в Медицинское училище. Училище готовит фельдшеров, акушерок, зубных техников и медсестер общего профиля.
Юхтанова Наталья Михайловна
С 1949 г. по 1973 г. директором училища была Юхтанова Наталья Михайловна, участница Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 год. За боевые заслуги награждена орденом «Отечественной войны II степени» и медалью «За оборону Москвы». Юхтанова Наталья Михайловна родилась 25 сентября 1912 г. в семье крестьянина села Полянки Ядринского района Чувашской АССР. В августе 1931 г. начала работать швеей на фабрике им. Жданова в г. Горький. В 1935 г. поступила в Горьковский медицинский институт, который с отличием окончила в 1940 г. В начале войны работала в эвакогоспитале в г. Владимире военврачом. Юхтанова Н.М. внесла значительный вклад в развитие медицинского училища. В годы ее руководства открыты новые специальности, введены новые учебные планы и программы, увеличен контингент обучающихся, улучшено оснащение кабинетов и лабораторий. В 1960-е гг. в училище работали преподавателями выпускники Горьковского, Московского, Казанского, Ивановского, Ленинградского, Свердловского, Пермского медицинских институтов, Ленинградского стоматологического, Одесского и Московского фармацевтических институтов, а латинский язык преподавал выпускник 1914 г. Петроградской Духовной Академии Николай Владимирович Орлов. Из преподавательского состава следует отметить преподавателя внутренних болезней Пятницкого Василия Николаевича, который проработал в училище более 20 лет, заслуженного врача РСФСР Голованова Василия Андреевича, Мясникова Николая Ивановича, заслуженного врача республики Белова Сергея Петровича. Наряду со стационарными группами в училище с 1948 по 1950 годы проводились курсы деквалификации медсестер запаса и деквалификации медсестер и фельдшеров экстерном. С 1958 года училище освоило подготовку медсестер общего профиля, а с 1959 года - зубного врача. Помощь учебниками и пособиями по стоматологии оказало Пятигорское медицинское училище. Обучение на фельдшера продолжалось 2,5 года, на медицинскую сестру и на стоматолога — 3 года, на врача-акушера — 4 года.
В 1950-е годы в училище обучалось около 500 человек в год в 14-ти дневных и 3-х вечерних группах. Несмотря на трудности, связанные с недостатком преподавательских кадров по специальным предметам, частыми выездами в командировки врачей-преподавателей, отсутствием учебных программ и помещений для лабораторных работ, училище выпускало квалифицированных специалистов. В 1957/1958 учебном году Владимирское медицинское училище именуется базовым – оно руководило работой Ковровского и Муромского медицинских училищ. Постепенно училище расширялось. 1 января 1963 г. училищу под учебные аудитории переданы помещения бывшего онкодиспансера, в 1964 г. — верхний этаж обкомовского дома по ул. Музейная, 3а, в ноябре 1966 г. — третий этаж учебного корпуса педагогического института по ул. Горького, д.79.
Улица Горького, д. 79.
С 1964/1965 учебного года в училище велось преподавание уже по 6 профилям — добавилось фармацевтическое отделение. Область получила своих фармацевтов. «ВЛАДИМИРСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ объявляет прием учащихся на 1970—71 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. Принимаются лица, окончившие среднюю школу, для получения специальностей: фельдшера — срок обучения 2 года 6 месяцев; акушерки — срок обучения 2 года 6 месяцев; фармацевта — срок обучения 1 год 10 месяцев (для работы в аптеках области); зубного техника — срок обучения 1 год 10 месяцев. Лица, окончившие 8 классов, принимаются для получения специальностей: фельдшера — срок обучения 3 года 6 месяцев; медицинской сестры — срок обучения 2 года 10 месяцев… Поступающие в училище на базе средней школы сдают вступительные экзамены: по русскому языку и литературе (сочинение), химии (устно). Поступающие на базе 8-летней школы — по русскому языку (диктант), математике (устно). Преимущественным правом при зачислении в училище пользуются лица, направленные в установленном порядке предприятиями, колхозами (указанные лица должны иметь стаж практической работы не менее 2-х лет); имеющие стаж практической работы менее 2-х лет в лечебно-пpoфилактических учреждениях, аптеках, уволенные в запас с военной службы… Вступительные экзамены с 1 августа. Начало занятий с 1 сентября. Общежития не имеется. Адрес училища: гор. Владимир, ул. Горького, дом № 79, 3-й этаж» («Призыв», 1970 год).
На основании приказа отдела здравоохранения администрации города Владимира № 49 от 13 марта 1997 г. Учреждено муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Владимирское базовое медицинское училище».
На основании приказа отдела здравоохранения администрации города Владимира от 31 января 2002 г. № 49 муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Владимирское базовое медицинское училище» переименовано в муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Владимирский базовый медицинский колледж». ГБПОУВО "Владимирский Базовый Медицинский Колледж" действует с 5 марта 2002 г. Директор - Морозова Инна Михайловна (с 15 октября 2014 г.). Адрес: Владимирская область, город Владимир, Михайловская улица, д. 10.
В д. № 1 по ул. Музейная располагается сестринское отделение Владимирского медицинского колледжа.
Улица Михайловская, д. 10
Улица Диктора Левитана, д. 36
В начале 2019 года сотрудники Владимирского базового медицинского колледжа жаловались на нехватку площадей для обучения студентов. С тех пор, как из оперативного управления медколледжа изъяли здание на Музейной улице в историческом центре города Владимира, студенты и преподаватели вынуждены ютиться в здании на Михайловской улице и арендовать помещения для занятий в соседней школе №8. Для решения проблемы медицинскому колледжу отдали корпус на улице Диктора Левитана (бывший Владимирский строительно-художественный лицей), требующий значительных финансовых вложений.
В 2022 году Владимирский базовый медицинский колледж переехал в отремонтированное здание на улице Диктора Левитана. Студенты медколледжа сели за парты в новом корпусе 1 сентября 2022 года.
В новом корпусе организован учебный процесс по вновь введенной специальности «Лабораторная диагностика», а также по таким направлениям как «Сестринское дело» и «Лечебное дело». Учебные кабинеты и аудитории оснащены современной мебелью, компьютерной техникой и современным симуляционным оборудованием. Общая площадь корпуса – свыше 5 500 квадратных метров.
Пристройка к основному зданию соединяется с корпусом галереей. В пристройке разместили спортивный и актовый залы, библиотеку и столовую.
Памятник Пушкину на территории Владимирского Базового медицинского колледжа.
В 2021 году во Владимире на 97-ом году жизни скончалась акушер-гинеколог Татьяна Фролова. Врач посвятила владимирской медицине более 70 лет жизни. Татьяна Григорьевна родилась в Меленках. В 1947 году окончила Ивановский медицинский институт, после которого пришла работать в женскую консультацию районной больницы. Спустя несколько лет она стала заведующей гинекологического отделения в Муроме. Позднее работала в должности заместителя главврача по лечебной части в роддоме № 1 во Владимире. Перед выходом на пенсию трудилась акушером-гинекологом в Областной психиатрической больнице № 1. Награждена медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», а также региональными грамотами и благодарностями.
Родилась 21 января 1923 года в городе Владимире. В 1941 году закончила трехгодичную фельдшерско-акушерскую школу, фельдшерское отделение. В нашей семье было пять сестер, я старшая, и один брат. Все учились, но школы и другие учреждения в войну превратили в госпитали. Все население города работало на оборону: сдавали кровь, рыли окопы и т.д. Меня, как медицинского работника, мобилизовали. В мою задачу входило медицинское сопровождение ополченцев до Москвы вместе с эшелоном, где перевозилось и оружие. По дороге нас бомбили и обстреливали немецкие самолеты. Там, под Москвой и получила я первое боевое крещение. Был разбомблен паровоз и последний вагон, а в небе шел бой между нашими и немецкими летчиками. Обратно из Москвы во Владимир переправляли раненых. Центральный пункт доставки — Дом офицеров, оттуда — подругам госпиталям. В городе было много больных сыпным тифом, болели целыми семьями, поэтому выехать из города можно было только по специальным справкам. Все жители, не имевшие малолетних детей и не работавшие на предприятиях, рыли окопы и ставили металлические заграждения для защиты от танков. В 1942 году я была мобилизована на фронт младшим лейтенантом медицинской службы. Далее был Центральный, 1-й Белорусский фронты, участвовала в Орловско-Курском сражении, в операции «Багратион» по освобождению Варшавы, взятии Берлина. Закончила войну 22 августа 1946 года по Приказу МВО в звании лейтенанта медицинской службы.