Главная
Регистрация
Вход
Вторник
17.07.2018
05:06
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 488

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [909]
Суздаль [305]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [239]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [95]
Вязники [178]
Камешково [51]
Ковров [163]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [27]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Памятники Пушкину в гор. Владимире

Памятники Пушкину в гор. Владимире

Бюст Пушкина в городском Большом бульваре

Перед Пушкинскими днями Владимирской Губернской Ученой Архивной Комиссией из Москвы от магазина Аванцо был выписан большой поясной бюст А.С. Пушкина. Вечером 27-го мая 1899 г. - состоялся музыкально-драматический вечер с живыми картинами в Городском театре. Бюст Пушкина, поставленный на сцене и эффектно освещенный бенгальскими огнями, венчали лавровыми венками герои и героини его произведений…
В связи со столетним юбилеем со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина городской Большой бульвар получил имя поэта.
Был установлен небольшой поясной бюст поэта на высоком деревянном постаменте в середине большой клумбы перед зданием бульварного клуба.


Бюст Пушкина перед зданием бульварного клуба.

В 1906 г. вместо старого бюста на широкой площадке бульвара в левой стороне его был установлен изящный небольшого размера, конусообразный памятник Пушкину с надписью на постаменте стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», увенчанный выразительно художественным бюстом поэта.


Успенский собор и Пушкинский бульвар. Не ранее 1906 г. Стекло, негатив на стекле.
Пушкинский бульвар на фоне Успенского собора XII в., вид с запада. На переднем плане, в центре клумбы, обнесенной белым штакетником - памятник (бюст) А.С. Пушкина (1906 г. Сменил первоначальный бюст на деревянном постаменте, поставленный в 1899 г. к столетию поэта). Вокруг - скамейки. У памятника - группа детей разного возраста, позирующих фотографу, несколько деревьев.

Пушкинский бульвар. 1906-1917 гг.
Круглая площадка, обрамленная травой и с одной стороны деревьями. В центре площадки - гипсовый памятник А.С. Пушкину (1906, не сохр.) - изящный бюст на высоком, массивном снизу призматическом постаменте; видны лицевой и боковой фасады. Вокруг памятника цветник с легкой металлической оградкой: на четырех поперечных полосках круги арочек с лировидными фигурами. По периметру площадки - дощатые с металлическим фигурным каркасом скамейки; на них отдыхающая публика.

Успенский собор. Вид с запада. 1906–1909 гг. Западный фасад белокаменного Успенского собора (1158–1161; 1185–1189) после реставрации 1888–1891 гг.: без контрфорсов, с позакомарным покрытием и шлемовидными главами (средняя позолочена, боковые покрашены светлой краской), водометами, неширокими ажурными подзорами.
На переднем плане часть Пушкинского бульвара и памятник А.С. Пушкину – изящный бюст на призматическом постаменте, посреди цветочной клумбы, окруженной невысокой фигурной решеткой и скамейками.

Бюст Ленина на месте бюста Пушкина. 1963 г.



Цветочная клумба на месте, где стоял бюст Пушкина.

«В ночь на 15 мая на Пушкинском бульваре был обезглавлен памятник Пушкина. До сих пор на бульваре хулиганские выходки простирались на цветы и скамейки, в настоящее время это не удовлетворяет, потребовалась более гнусная выходка» (газета «Старый владимирец», 17 мая 1917 г.).
«Как везде и всюду, ярость восставшего народа и здесь с необычайной энергией обратилась почему-то на общественные памятники, - точно невеждам хотелось стереть свою историю! - причём первое такое заушение испытал у нас на себе известный царский приспешник и камер-юнкер Пушкин, которому ловким ударом камня восставшие граждане снесли половину лица» (Иван Федорович Наживин. «О революционных днях во Владимире»).
«Да, лицо Пушкина точно кто отрубил топором. У подножия памятника лежат куски разбитой фигурки. А по бокам цоколя по-прежнему красуются надписи: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирою пробуждал, Что в свой жестокий век восславил я свободу» и т.д.
Думал ли вандал, который попортил памятник Пушкину, что он делал, над кем заносил топор? Знает ли он, что Пушкин – это «солнце русской литературы», от которого зажглись в XIX в. все большие и малые звезды русской литературы? Знает ли он, что лишь могучий свободный русский язык и родная литература дают нам глубокое убеждение в гениальных духовных силах, лежащих в родном народе. Знает ли он, что Пушкин – наша национальная икона, наш национальный стяг, который дает нам право на национальное бытие, на достойное место в семье культурных народов?.. Знает ли он, что это знамя может объединить для единой русской культуры все народности великой России:
«И назовет меня всяк сущий в ней язык
И гордый внук славян, и финн и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык»…
Как же назвать эту выходку? Национальная пощечина! Граждане! Эта пощечина нанесена нам.
Примем все меры, чтобы узнать того проходимца, который нам ее дал…
- Долой хулиганов.
Ф.Р.» (газета «Старый владимирец», 19 мая 1917 г.).
«Товарищи – хулигане! Мы, объединенная уездная организация деревенских «озорников» (название «хулиган» у нас считается оскорбительным, потому и не употребляется), приветствуем в лице вас своих единомышленников и учителей… Дружески издали пожимаем вашу «буслаевскую» руку, сначала свернувшую голову Пушкина, а потом венчавшую грязным мешком памятник покойного царя. Преклоняемся пред вами, великими, отважными гражданами свободной России, возведшими свободу на неподражаемую и недосягаемую в мире высоту и тем стяжавшими земле Володимерской славу у потомков и гордость у современников…
Так и надо им обоим: и Пушкину и царю!.. Оба хороши и оба заслужили наше строгое возмездие!
Пушкин… Ну, что он, Пушкин?.. Гений, поэт, талант крупный… Этим, брат, нас не удивишь! – Коли ты гений, так и будь гением: на сто лет вперед гляди… Написал «Евгения Онегина», а того предвидеть не мог, что на этом самом «Евгении» учителя будут гимназистов резать… Ну, вот, брат, и дождался,- «секим башка» получилось!
- У нас, брат, тебе не Европа, где пред памятниками на коленях стоят, а свободная… Азия, из которой мы это самое «секим башка» унаследовали. – Терпи, брат, Пушкин,- сам виноват!
Зачем, хваляся, говорил, что к тебе «не заростет народная тропа», а того опять своим гением не предузрел, что есть в Азии, то бишь, в России, Владимир, а в нем владимирцы и что они эту самую тропу не только заростят, но и загадят…
Прощай, брат, Пушкин, жалко нам тебя, но нам с тобой не по пути, устарел ты, брат, и под наш «салтык» теперь не подходишь! – Твой путь – путь здравого смысла, а мы «с товарищи» уж левее здравого смысла хватаем… Встань спящий и…
Утешайся, брат, хоть тем теперь, что не одна тропа загажена и не ты один оскорбленный стоишь, но у того, манием руки которого узрел поэт «народ освобожденный и рабство павшее», не лаврами увенчано чело…
И ему – год! – Не освобождай народ, а освобождай, так будь не только освободителем, но и пророком…
Не зовись «Романовым», а переделайся в «Гаврилова»,- за полсотню лет угадай, что один из «Романовых» подведет под ответ и вину «всех Романовых» и даже освободителей народа. – Не угадал,- сам виноват, - теперь под мешком посиди!
Из под палки миллионы людей отнял… Эта заслуга большая! – Палка эта… немцу… а у нас она свой брат: мы опять под нее готовы… У нас и теперь: «кто палку взял, тот и капрал»…
Суд народу даровал… скорый, гласный, милостивый…
И опять виноват: зачем не знал, что через 50 лет мы этот самый суд в Кронштадте законопатим: сидят там теперь офицерики – посиживают, «скораго» суда поджидаючи!..
Помещика – диктатора упразднил… И опять пять раз виноват, что про наших современных диктаторах не знал и не предвидел, а они, «атаманы – молодцы», одни теперь Русь на правеже держат, страха не страшася, ответа не бояся…
Виноват ты, брат, еще тем, что рано освободил нас: дал бы еще годиков сто нас палкой постегать, тогда бы мы, быть может, осязательнее свободу восчувствовали и оценили…»
Дядя Иван» (газета «Старый владимирец», 3 июня 1917 г.).
«На памятнике Пушкина на месте отрубленного лица кем-то помещен портрет поэта, задрапированный красным полотном с надписью: «Да здравствует братство!» (газета «Старый владимирец», 26 мая 1917 г.).

***

В 1937 году в стране широко отмечалось 100-летие со времени гибели А.С. Пушкина. Грандиозная Пушкинская выставка проходила в залах Исторического музея в Москве. Откликнулась на памятную дату и провинция. Одним из экспонатов юбилейной выставки во Владимирском музее был барельеф поэта работы П.Н. Аркатова, изваянный на мраморной плите, которую после закрытия выставки сотрудники музея в течение нескольких десятилетий переставляли с места на место, оберегая от повреждений. И никому не приходило в голову, что её оборотная сторона, закрытая деревянным щитом, хранит не менее ценный экспонат, который считали давно и безвозвратно потерянным. Утраченным экспонатом считалась мраморная мемориальная доска с выбитыми на ней именами меценатов, на чьи деньги было построено открытое в 1906 году здание Владимирского музея. Доска была установлена в вестибюле музейного здания. Но в годы советской власти филантропия стала восприниматься как не лучшего свойства пережиток прошлого, и мраморную плиту с именами жертвователей сняли. Она-то и была использована для барельефа за неимением другого материала.
Тема Пушкина владела Аркатовым и впоследствии. В середине 50-х годов ХХ века он создал скульптуру «Пушкин в думах о декабристах», предложив отцам города поставить её перед зданием педагогического института, чтобы взор почта был обращён в сторону Золотых ворот, на Владимирку - этапный путь каторжан. Поставить изваяние на этом месте не разрешили, а на другое (где-нибудь в стороне от Владимирки) не согласился автор, человек, не склонный к компромиссам. Выполненная в глине фигура поэта так и не была переведена ни в один из «вечных» материалов - гранит, мрамор или бронзу. Памятник стоял в мастерской скульптора - небольшой пристройке к гостинице «Клязьма», запечатлённой в своё время писателем Соллогубом. В тесном сарайчике, рядом со своим шедевром, жил, за неимением квартиры, и сам автор.
(С.П. Гордеев. Владимирский «Правдоискатель»)

Памятник Пушкину

Летом 1949 года комиссия во главе с председателем горисполкома Богардом, куда входили профессор Н. П. Сычёв и главный архитектор А. В. Столетов, одобрили скульптуру Пушкина работы Владимира Далецкого.
Родился он в 1925 году в мещанской семье. В войну Далецкий служил в Иркутске, а затем вернулся во Владимир и поступил в художественно-ремесленное училище. В группе он оказался самым старшим. Все отмечали его высокую работоспособность, целеустремлённость, большое желание освоить профессию во всех её тонкостях. Мечтая быть скульптором, он изучал анатомию человека и работал над скульптурными произведениями. Старый мастер Сергей Сергеевич Крячков, у кого учился Далецкий, высоко отзывался о его способностях. Директор училища Пётр Алексеевич Савкин вспоминал, как Владимир во время учёбы часто оставался работать в мастерской до утра, а порой засыпал на верстаке.
Во время учёбы он создал скульптуру Пушкина, который был вылеплен, отформован и отлит из железобетона за три месяца. Далецкий, увлечённый работой, целыми днями не появлялся дома.


Памятник Пушкину у входа в парк

Памятник А.С. Пушкину работы В. Далецкого, установленный в 1951 г. у входа в парк Пушкина.

И вот наступило ясное осеннее утро 1951 года. Владимир вместе с мастером В. И. Григорьевым и своими сокурсниками у входа в парк на высоком пьедестале установили памятник Пушкину с надписью «Владимиру от художественно-ремесленного училища». Осмотрев своё произведение со стороны, Далецкий заметил промахи в работе и сказал, что если бы была возможность, то вылепил бы Пушкина по-другому.
На этом месте памятник стоял до середины 1960-х годов. Потом, в связи с реконструкцией парка, скульптура была перенесена в Комсомольский сквер, за здание драмтеатра.


Комсомольский сквер (левая задняя часть театра, слева улица 2-я Никольская).

Простояла она там до середины 1970-х годов. После памятник был найден в загородном детском лагере «Огонек».


Памятник Пушкину. Территория профессионального лицея №15 (улица Диктора Левитана д. 36)

6 июня 2007 года, в Пушкинский день, у профессионального лицея №15 во Владимире (улица Диктора Левитана, 36) был установлен памятник Пушкину, созданный еще в 1951 году. Лицей №15 считается правопреемником художественно-ремесленного училища №1. Поэтому вернувшийся в публичное пространство памятник Пушкину в очередную годовщину со дня рождения поэта вновь открыли у профлицея.
Памятник внесён во Всемирный каталог памятников поэту, изданный Академией наук СССР в 1993 г. под номером 41.


Бюст Пушкина. Стоял на ул. Студеная гора.

Точная дата установки памятника и фамилия скульптора неизвестны.


Закладной камень. «На Пушкинском бульваре будет установлен памятник великому русскому поэту ПУШКИНУ Александру Сергеевичу».


Парк имени А.С. Пушкина
Пушкинские дни в губ. гор. Владимире (26-29 мая 1899 г.).

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (11.10.2017)
Просмотров: 358 | Теги: Владимир, памятники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика