Главная
Регистрация
Вход
Вторник
16.01.2018
12:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 405

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [764]
Суздаль [269]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [193]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [53]
Гусь [47]
Вязники [152]
Камешково [46]
Ковров [149]
Гороховец [32]
Александров [133]
Переславль [84]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [76]
Религия [2]
Иваново [30]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [19]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [28]
Учебные заведения [11]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Памятники Пушкину в гор. Владимире

Памятники Пушкину в гор. Владимире

Бюст Пушкина в городском Большом бульваре

Перед Пушкинскими днями Владимирской Губернской Ученой Архивной Комиссией из Москвы от магазина Аванцо был выписан большой поясной бюст А.С. Пушкина. Вечером 27-го мая 1899 г. - состоялся музыкально-драматический вечер с живыми картинами в Городском театре. Бюст Пушкина, поставленный на сцене и эффектно освещенный бенгальскими огнями, венчали лавровыми венками герои и героини его произведений…
В связи со столетним юбилеем со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина городской Большой бульвар получил имя поэта.
Был установлен небольшой поясной бюст поэта на высоком деревянном постаменте в середине большой клумбы перед зданием бульварного клуба.


Бюст Пушкина перед зданием бульварного клуба.

В 1906 г. вместо старого бюста на широкой площадке бульвара в левой стороне его был установлен изящный небольшого размера, конусообразный памятник Пушкину с надписью на постаменте стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», увенчанный выразительно художественным бюстом поэта.


Успенский собор и Пушкинский бульвар. Не ранее 1906 г. Стекло, негатив на стекле.
Пушкинский бульвар на фоне Успенского собора XII в., вид с запада. На переднем плане, в центре клумбы, обнесенной белым штакетником - памятник (бюст) А.С. Пушкина (1906 г. Сменил первоначальный бюст на деревянном постаменте, поставленный в 1899 г. к столетию поэта). Вокруг - скамейки. У памятника - группа детей разного возраста, позирующих фотографу, несколько деревьев.

Пушкинский бульвар. 1906-1917 гг.
Круглая площадка, обрамленная травой и с одной стороны деревьями. В центре площадки - гипсовый памятник А.С. Пушкину (1906, не сохр.) - изящный бюст на высоком, массивном снизу призматическом постаменте; видны лицевой и боковой фасады. Вокруг памятника цветник с легкой металлической оградкой: на четырех поперечных полосках круги арочек с лировидными фигурами. По периметру площадки - дощатые с металлическим фигурным каркасом скамейки; на них отдыхающая публика.

Успенский собор. Вид с запада. 1906–1909 гг. Западный фасад белокаменного Успенского собора (1158–1161; 1185–1189) после реставрации 1888–1891 гг.: без контрфорсов, с позакомарным покрытием и шлемовидными главами (средняя позолочена, боковые покрашены светлой краской), водометами, неширокими ажурными подзорами.
На переднем плане часть Пушкинского бульвара и памятник А.С. Пушкину – изящный бюст на призматическом постаменте, посреди цветочной клумбы, окруженной невысокой фигурной решеткой и скамейками.

Цветочная клумба на месте, где стоял бюст Пушкина.

«В ночь на 15 мая на Пушкинском бульваре был обезглавлен памятник Пушкина. До сих пор на бульваре хулиганские выходки простирались на цветы и скамейки, в настоящее время это не удовлетворяет, потребовалась более гнусная выходка» (газета «Старый владимирец», 17 мая 1917 г.).
«Как везде и всюду, ярость восставшего народа и здесь с необычайной энергией обратилась почему-то на общественные памятники, - точно невеждам хотелось стереть свою историю! - причём первое такое заушение испытал у нас на себе известный царский приспешник и камер-юнкер Пушкин, которому ловким ударом камня восставшие граждане снесли половину лица» (Иван Федорович Наживин. «О революционных днях во Владимире»).
«Да, лицо Пушкина точно кто отрубил топором. У подножия памятника лежат куски разбитой фигурки. А по бокам цоколя по-прежнему красуются надписи: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирою пробуждал, Что в свой жестокий век восславил я свободу» и т.д.
Думал ли вандал, который попортил памятник Пушкину, что он делал, над кем заносил топор? Знает ли он, что Пушкин – это «солнце русской литературы», от которого зажглись в XIX в. все большие и малые звезды русской литературы? Знает ли он, что лишь могучий свободный русский язык и родная литература дают нам глубокое убеждение в гениальных духовных силах, лежащих в родном народе. Знает ли он, что Пушкин – наша национальная икона, наш национальный стяг, который дает нам право на национальное бытие, на достойное место в семье культурных народов?.. Знает ли он, что это знамя может объединить для единой русской культуры все народности великой России:
«И назовет меня всяк сущий в ней язык
И гордый внук славян, и финн и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык»…
Как же назвать эту выходку? Национальная пощечина! Граждане! Эта пощечина нанесена нам.
Примем все меры, чтобы узнать того проходимца, который нам ее дал…
- Долой хулиганов.
Ф.Р.» (газета «Старый владимирец», 19 мая 1917 г.).
«Товарищи – хулигане! Мы, объединенная уездная организация деревенских «озорников» (название «хулиган» у нас считается оскорбительным, потому и не употребляется), приветствуем в лице вас своих единомышленников и учителей… Дружески издали пожимаем вашу «буслаевскую» руку, сначала свернувшую голову Пушкина, а потом венчавшую грязным мешком памятник покойного царя. Преклоняемся пред вами, великими, отважными гражданами свободной России, возведшими свободу на неподражаемую и недосягаемую в мире высоту и тем стяжавшими земле Володимерской славу у потомков и гордость у современников…
Так и надо им обоим: и Пушкину и царю!.. Оба хороши и оба заслужили наше строгое возмездие!
Пушкин… Ну, что он, Пушкин?.. Гений, поэт, талант крупный… Этим, брат, нас не удивишь! – Коли ты гений, так и будь гением: на сто лет вперед гляди… Написал «Евгения Онегина», а того предвидеть не мог, что на этом самом «Евгении» учителя будут гимназистов резать… Ну, вот, брат, и дождался,- «секим башка» получилось!
- У нас, брат, тебе не Европа, где пред памятниками на коленях стоят, а свободная… Азия, из которой мы это самое «секим башка» унаследовали. – Терпи, брат, Пушкин,- сам виноват!
Зачем, хваляся, говорил, что к тебе «не заростет народная тропа», а того опять своим гением не предузрел, что есть в Азии, то бишь, в России, Владимир, а в нем владимирцы и что они эту самую тропу не только заростят, но и загадят…
Прощай, брат, Пушкин, жалко нам тебя, но нам с тобой не по пути, устарел ты, брат, и под наш «салтык» теперь не подходишь! – Твой путь – путь здравого смысла, а мы «с товарищи» уж левее здравого смысла хватаем… Встань спящий и…
Утешайся, брат, хоть тем теперь, что не одна тропа загажена и не ты один оскорбленный стоишь, но у того, манием руки которого узрел поэт «народ освобожденный и рабство павшее», не лаврами увенчано чело…
И ему – год! – Не освобождай народ, а освобождай, так будь не только освободителем, но и пророком…
Не зовись «Романовым», а переделайся в «Гаврилова»,- за полсотню лет угадай, что один из «Романовых» подведет под ответ и вину «всех Романовых» и даже освободителей народа. – Не угадал,- сам виноват, - теперь под мешком посиди!
Из под палки миллионы людей отнял… Эта заслуга большая! – Палка эта… немцу… а у нас она свой брат: мы опять под нее готовы… У нас и теперь: «кто палку взял, тот и капрал»…
Суд народу даровал… скорый, гласный, милостивый…
И опять виноват: зачем не знал, что чрез 50 лет мы этот самый суд в Кронштадте законопатим: сидят там теперь офицерики – посиживают, «скораго» суда поджидаючи!..
Помещика – диктатора упразднил… И опять пять раз виноват, что про наших современных диктаторах не знал и не предвидел, а они, «атаманы – молодцы», одни теперь Русь на правеже держат, страха не страшася, ответа не бояся…
Виноват ты, брат, еще тем, что рано освободил нас: дал бы еще годиков сто нас палкой постегать, тогда бы мы, быть может, осязательнее свободу восчувствовали и оценили…»
Дядя Иван» (газета «Старый владимирец», 3 июня 1917 г.).
«На памятнике Пушкина на месте отрубленного лица кем-то помещен портрет поэта, задрапированный красным полотном с надписью: «Да здравствует братство!» (газета «Старый владимирец», 26 мая 1917 г.).

***

В 1937 году в стране широко отмечалось 100-летие со времени гибели А.С. Пушкина. Грандиозная Пушкинская выставка проходила в залах Исторического музея в Москве. Откликнулась на памятную дату и провинция. Одним из экспонатов юбилейной выставки во Владимирском музее был барельеф поэта работы П.Н. Аркатова, изваянный на мраморной плите, которую после закрытия выставки сотрудники музея в течение нескольких десятилетий переставляли с места на место, оберегая от повреждений. И никому не приходило в голову, что её оборотная сторона, закрытая деревянным щитом, хранит не менее ценный экспонат, который считали давно и безвозвратно потерянным. Утраченным экспонатом считалась мраморная мемориальная доска с выбитыми на ней именами меценатов, на чьи деньги было построено открытое в 1906 году здание Владимирского музея. Доска была установлена в вестибюле музейного здания. Но в годы советской власти филантропия стала восприниматься как не лучшего свойства пережиток прошлого, и мраморную плиту с именами жертвователей сняли. Она-то и была использована для барельефа за неимением другого материала.
Тема Пушкина владела Аркатовым и впоследствии. В середине 50-х годов ХХ века он создал скульптуру «Пушкин в думах о декабристах», предложив отцам города поставить её перед зданием педагогического института, чтобы взор почта был обращён в сторону Золотых ворот, на Владимирку - этапный путь каторжан. Поставить изваяние на этом месте не разрешили, а на другое (где-нибудь в стороне от Владимирки) не согласился автор, человек, не склонный к компромиссам. Выполненная в глине фигура поэта так и не была переведена ни в один из «вечных» материалов - гранит, мрамор или бронзу. Памятник стоял в мастерской скульптора - небольшой пристройке к гостинице «Клязьма», запечатлённой в своё время писателем Соллогубом. В тесном сарайчике, рядом со своим шедевром, жил, за неимением квартиры, и сам автор.
(С.П. Гордеев. Владимирский «Правдоискатель»)

Памятник Пушкину

Летом 1949 года комиссия во главе с председателем горисполкома Богардом, куда входили профессор Н. П. Сычёв и главный архитектор А. В. Столетов, одобрили скульптуру Пушкина работы Владимира Далецкого.
Родился он в 1925 году в мещанской семье. В войну Далецкий служил в Иркутске, а затем вернулся во Владимир и поступил в художественно-ремесленное училище. В группе он оказался самым старшим. Все отмечали его высокую работоспособность, целеустремлённость, большое желание освоить профессию во всех её тонкостях. Мечтая быть скульптором, он изучал анатомию человека и работал над скульптурными произведениями. Старый мастер Сергей Сергеевич Крячков, у кого учился Далецкий, высоко отзывался о его способностях. Директор училища Пётр Алексеевич Савкин вспоминал, как Владимир во время учёбы часто оставался работать в мастерской до утра, а порой засыпал на верстаке.
Во время учёбы он создал скульптуру Пушкина, который был вылеплен, отформован и отлит из железобетона за три месяца. Далецкий, увлечённый работой, целыми днями не появлялся дома.


Памятник Пушкину у входа в парк

Памятник А.С. Пушкину работы В. Далецкого, установленный в 1951 г. у входа в парк Пушкина.

И вот наступило ясное осеннее утро 1951 года. Владимир вместе с мастером В. И. Григорьевым и своими сокурсниками у входа в парк на высоком пьедестале установили памятник Пушкину с надписью «Владимиру от художественно-ремесленного училища». Осмотрев своё произведение со стороны, Далецкий заметил промахи в работе и сказал, что если бы была возможность, то вылепил бы Пушкина по-другому.
На этом месте памятник стоял до середины 1960-х годов. Потом, в связи с реконструкцией парка, скульптура была перенесена в Комсомольский сквер, за здание драмтеатра. Простояла она там до середины 1970-х годов. После памятник был найден в загородном детском лагере «Огонек».


Памятник Пушкину. Территория профессионального лицея №15 (улица Диктора Левитана д. 36)

6 июня 2007 года, в Пушкинский день, у профессионального лицея №15 во Владимире (улица Диктора Левитана, 36) был установлен памятник Пушкину, созданный еще в 1951 году. Лицей №15 считается правопреемником художественно-ремесленного училища №1. Поэтому вернувшийся в публичное пространство памятник Пушкину в очередную годовщину со дня рождения поэта вновь открыли у профлицея.
Памятник внесён во Всемирный каталог памятников поэту, изданный Академией наук СССР в 1993 г. под номером 41.


Бюст Пушкина. Стоял на ул. Студеная гора.

Точная дата установки памятника и фамилия скульптора неизвестны.


Закладной камень. «На Пушкинском бульваре будет установлен памятник великому русскому поэту ПУШКИНУ Александру Сергеевичу».


Парк имени А.С. Пушкина
Пушкинские дни в губ. гор. Владимире (26-29 мая 1899 г.).

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (11.10.2017)
Просмотров: 99 | Теги: Владимир, памятники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика