Главная
Регистрация
Вход
Пятница
17.08.2018
20:28
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 502

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [924]
Суздаль [307]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [256]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [95]
Вязники [181]
Камешково [51]
Ковров [193]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [27]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 25
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Наживин Иван Федорович

Наживин Иван Федорович

В селе Буланово Подольской волости, которая расположена в полутора верстах от дер. Луговской, жил большой род Наживиных.
Федор Миронович Наживин вышел из крестьянства в московское купечество, стал известным в городе человеком, меценатом и попечителем. Родился он около 1836 г., помогал отцу заниматься лесными делами. После 1861 г. он постепенно становится довольно крупным лесопромышленником. С конца 1860-х Федор с семьей жил постоянно в Москве, где-то близ Чистых прудов, в собственном каменном доме. В 1870 г. вступил во вторую гильдию Московского купечества, в которой и находился почти все время.
В 1889 году в деревне Буланово было открыто училище на средства купца Тарасова. Владимир Михайлович Тарасов вместе с Ф.М. Наживиным построил к первому сентября 1892 г. здание для училища.
Сохранилась белая мраморная плита, на ней выгравирован замечательный текст:

«ШКОЛА
Родине на пользу.
Ученье свет, а неученье тьма,
Светом знания да просветится юношество.
От Федора Мироновича НАЖИВИНА
и Владимира Михайловича ТАРАСОВА,
уроженцев деревни Буланова.
Открыта 1-го сентября 1892 г.»

Школа была прекрасная, такой мог бы гордиться любой уездный город. Светлые классы, хорошая мебель, строго подобранные учителя. В школе их было трое. В Булановскую школу учителем нелегко было попасть, так как Тарасов с Наживиным платили учителям еще «наградные».
В Вот что писали «ведомости о церквях Владимирского и Судогодского уездов за 1908 г.»: «Домовая церковь Владимирской Божьей Матери при Булановском народном училище в приходе погоста Борисоглебского построена в 1895 году тщанием и на средства купцов Федора Мироновича Наживина и Владимира Михайловича Тарасова. Здание каменное с отдельной деревянной колокольнею». Домовая церковь — эта одна комната на первом этаже в здании школы, а колокольня (деревянный сруб с крышей) высотой три-четыре метра стояла рядом со входом.
Эта церковь была приписана к Борисоглебскому приходу.
В 1896 году стал Кавалером Императорского ордена Св. Анны третей степени. В 1897 г. представил в Сенат прошение о причислении себя с детьми к Потомственному гражданству. Однако с родной деревней связей не порывал, иногда приезжал погостить к своим родственникам. Василий Иванович Наживин (по линии Ивана Мисеевича) имел собственный двухэтажный дом в Буланово с большим вещевым сараем и лавкой, в которой вместе с женой вели мануфактурную, бакалейную и мучную торговлю. Были они богаты - доход от лавки доходил до 1000 рублей в год. Брат Василия Ивановича - Иван Иванович Наживин в Буланово также имел большой каменный двухэтажный дом, занимался извозом серпов и кос, был весьма зажиточен.
См. Род Владимирских купцов Платоновых


Иван Федорович Наживин

Иван Федорович Наживин родился 6 сентября 1874 г. О месте его рождения существуют разные мнения: это или г. Москва, как указано во многих энциклопедических словарях, или м. Пантюки Владимирского уезда (ныне территория Собинского района Владимирской области), судя по последним сведениям исследователей.
Его отец – Федор Миронович из д. Буланово Владимирского уезда, мать из крепостных крестьян с. Черкутино.
Иван Федорович называл Буланово «родным гнездом». «Я сын мужика, выросший среди народа»,– подчеркивал он в автобиографии. После смерти матери, когда мальчику было четыре года, воспитанием его занималась бабушка и «родным гнездом» Наживина стала деревня Буланово Владимирской губернии; в восемь лет он пошёл в школу, о которой позже вспоминал — «тюрьма».
«Я. Сын крестьянина Владимирской губернии, писатель, много лет стоявший на очень левых позициях, почти всю революцию провел в своем родном селе – как раз в тех местах, которые описаны Златовратским в его «Деревенских Буднях»,- в дедовском доме, так что видел я ее не из окна какой-нибудь петроградской или московской редакции, а в самых подлинных низах народных».
Наживин учился в реальном училище, но, не окончив его, в течение двух лет занимался, как и отец, торговлей лесом.
Свои произведения в 1900-е гг. Наживин подписывал псевдонимом «И. Булановский», жил в Буланове, хорошо знал жизнь крестьян. Иван вырос в окружении родной природы, в юности был заядлым охотником. Первый его рассказ «Агапыч» был напечатан в начале 1890-х гг. в журнале «Природа и охота»; затем он печатался в «Журнале для всех», «Образование», «Русская мысль», «Русское богатство».
Благодаря материальной поддержке отца он с 1892 г. имел возможность подолгу жить за границей, в основном во Франции и Швейцарии, в России бывал наездами.
В 1900 году вышел первый сборник его рассказов и очерков «Родные картинки» (М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1900. — 380 с.), в 1901 году — второй — «Убогая Русь» (М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1901. — 314 с.), в 1902 — третий — «Перед рассветом» (М.: Типо-лит. «Рус. т-ва печатного и изд. дела», 1902. — 320 с.). Произведения были посвящены жизни русской деревни и написаны в русле идеологии толстовства, со значительным влиянием народничества.
В 1901 году, во время приезда в Россию, Наживин встретился с Львом Толстым, долго беседовал с ним, стал переписываться и приезжать к нему. Под влиянием Толстого Наживин стал изучать различные религиозные течения — секты русского раскола и других стран: Индии, Китая, Персии. Результатом стало появление книги «Голоса народов» (Вып. 1. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1908). Положительно оценил Лев Толстой и роман Наживина «…Менэ…Тэкел…Фарес…» (М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1907. - 526 с.). С 1904 года неоднократно печатался в издательстве «Посредник». После смерти Толстого Наживин выпустил несколько книг о своих встречах с великим писателем (Из жизни Л. Н. Толстого: (С приложением нигде не опубликованных писем Л. Н. Толстого). — М.: Сфинкс, 1911; Воспоминания о Л. Н. Толстом. — 1912); также он создал издательство «Зелёная палочка», которое идентифицировал как толстовское. Будучи настроен против новых политических течений, и апеллируя к ценности непротивления злу, он навлекал на себя яростные нападки М. Горького и других современников.
В 1902 году Наживин женился гражданским браком на некрещённой еврейской девушке, студентке Лозаннского университета Анне Ефимовне Зусман, и после окончания ею университета Наживины приехали в Россию. Жили сначала в Полтавской губернии, затем в лесном домике на Волге.
Революцию 1905 года Наживин воспринял как предвестие большой катастрофы (его роман этого периода продуманно назван библейскими словами «Менэ… тэкэл… фарес…»). Отношение к ней он выразил так: «Хорошо и то, что на нашу долю выпало счастье застать хоть немного старой Руси», теперь «началось великое нравственное падение русского народа», «вся страна кипела кровью и всё гуще наливалась злобой». В это время его жена с дочерью Мариам (Мирой), как не имеющие права жительства были высланы из Москвы. После принятия женой Наживина православия они оформили церковный брак и переехали в Буланово. Через год уехали на Кавказ, где купили участок земли в 3,5 десятины между Новороссийском и Геленджиком. Их дочь умерла в младенчестве; в своих в мемуарах в 1923 году Наживин написал: «Семья у меня была редкая, исключительно удачная семья, но страшный удар, смерть Мируши, точно расколол по всем направлениям эту дорогую вазу».
В 1911 году начало выходить первое собрание сочинений И. Ф. Наживина; до 1917 года вышли 1 и 4—8 тома. «Моя исповедь», помещённая в 5-й том, привлекла внимание М. Горького, которая признавая, что «Иван Наживин — имя довольно видное в литературе нашей», считал, что «о Наживине не стоило бы говорить, не будь он единицей в тысячах русских людей, изуродованных безобразной нашей жизнью, … отчаявшихся и впавших в крикливый, а потому оглушающий молодое поколение, заразный нигилизм».
В 1911 году Наживин опубликовал книги о великом русском писателе: «Дедушка Толстой», «Из жизни Л.Н. Толстого».
В собрание сочинений Наживина, вышедшем в Москве (т. 1-8, 1910-1917 гг.), вошли ранние рассказы, 1-я книга автобиографических записок «Моя Исповедь» (1912), романы «Сфинкс», «Белые голуби принцессы Риты» (1913), сборник лирических миниатюр «Вечерние облака. Книга тихого раздумья» (1916), сборник рассказов «Кикимора» (1917).
Отметив, что «Иван Наживин – имя довольно видное в литературе нашей», Максим Горький отозвался о «Моей Исповеди» как о книге «на протяжении двух третей скучной, торопливо и небрежно написанной», интеллигенция получила в ней «возмездие в форме различных пинков и плевков». «О Наживине не стоило бы говорить, не будь он единицей в тысячах русских людей, изуродованных безобразной нашей жизнью,...отчаявшихся и впавших в крикливый, а потому оглушающий молодое поколение, заразный нигилизм».
До 1917 года писатель выступал против «гнилого правительства», впоследствии свидетельствовал, что много лет стоял «на довольно левых позициях», но уже под впечатлением революции 1905-1907 гг. эволюционировал к более умеренным взглядам, поскольку, как он утверждал, «началось великое нравственное падение русского народа», «вся страна кипела кровью и все гуще наливалась злобой». Нарастание вражды рабочих к предпринимателям отобразил в рассказе «Забастовка» (1906).
Октябрьские события 1917 года И.Ф. Наживин встретил враждебно, считая, что началось великое нравственное падение русского народа. Почти весь этот год он жил в родных местах Владимирской губернии, но бывал также и в Москве. Позднее, как очевидец, описал в «Записках о революции» и в романе «Распутин» революционные события 1917 года во Владимирском крае.
Иван Федорович писал: «Я уехал по делам в Москву. Но не успел я пробыть в Москве трех дней как жена сообщает мне по телефону, что против меня булановцами начато дело по обвинению меня в контрреволюционности!.. Оказалось, что крестьяне приступил и к дяде с требованием или возвратить деревне часть своей усадьбы, или же заплатить за эту часть миру 300 рублей в год.
Усадьба и вся – того не стоила, но было приказано «додушить буржуазов» и не свести на этом декрете старых счетов было бы непростительно. Дядя вышел из себя и… закричал на мирских делегатов, грозя им, что вот погодите немного, вам пропишут, а для большего веса прибавил: Иван Федорович сказывал, что и двух недель вашим чертовым советам не продержаться… Погодите, сукины дети… Я, между прочим, и в глаза дяди в этот приезд не видал. Хулиганье наше обрадовалось дурацкой выходке, состряпало соответственный приговор и потребовало, чтобы все подписались, и все, даже мои приятели, даже родственники, подписывались: «плачешь, а подписываешь…» – говорили мне потом эти совсем уже оторопевшие, перепуганные люди, которых уже подхватило и несло куда-то течением против их воли. Огромное большинство крестьян уже одумалось, уже испугалось того, что было наделано, но народ как-то обессилел и сопротивления уже не оказывал».
Дело в конце концов было улажено – благодаря вмешательству Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича.
Осенью 1918 года Наживин выехал на юг России, в январе 1919 года был в Одессе. Участвовал в Белом движении, публиковал пропагандистские брошюры. В 1920 году эвакуировался из Новороссийска в Болгарию. Жил в Югославии (Новый Сад), Австрии, Германии. В Вене возглавлял отдел в издательстве «Детинец». В 1924 году писатель поселился в Бельгии.
Своё отношение к событиям 1917 года он выразил в «Записках о революции» (Вена, 1921), оценивая революцию как «банкротство левых деятелей»: «Мы представляли себе нашу роль в истории, как какой-то триумфальный марш по вершинам веков в поучение всем народам. Мы ошиблись. Нам предстоит не светлое торжество победителей, а уныние и позор... и тяжелая работа по исправлению наших страшных ошибок». Его произведение о революции И.А. Бунин назвал талантливой книгой.
Вслед за «Записками о революции» Наживин издал автобиографические книги «Накануне: Из моих записок» (Вена, 1923) и «Среди потухших маяков: Из записок беженца» (Берлин, 1922). Раскрывая название последней, Наживин писал: «Наше время... – время крушения утопизма, всякой социальной фантастики. Утопизм рухнул в пучину голода и крови»; большевизм – «это только заключительный аккорд тысячелетнего безумия». «Потухшим маяком» стали для Наживина и надежды на спасительный Запад. «Главный трагизм нашего положения, – писал он, – мы не знаем, что делать, куда идти».
В эмиграции писатель создал десятки исторических романов, пытаясь осмыслить истоки событий, свидетелем которых ему довелось быть. Среди сочинений этих лет роман «Распутин», призванный доказать, что в социалистической революции в России виновно бездарное правление Николая II. Эта книга о России 1910-1920 гг. была переведена на европейские языки, оценена многими писателями, в том числе Томасом Манном и Сельмой Лагерлеф.
Идеи «народности и православия» И.Ф. Наживин развивал в исторических романах «Распутин» (1923-1924), «Перун. Лесной роман» (1927), «Глаголют стяги… Исторический роман из времен князя Владимира» (1929), «Кремль. Хроника XV – XVII вв.» (1931), причем писатель не избавился в этих произведениях от недостатка, свойственного ему и в ранние годы творчества. Так, писатель В.Г. Короленко писал в 1900 г. о неопубликованном романе Наживина «В царстве всемогущих», что «это материал для небольшого очерка, искусственно растянутый до размеров целого большого романа».
И.Ф. Наживин написал также несколько религиозных романов: «Евангелие от Фомы», «Иудей», «Бес, творящий мечту».
Наряду с документальной прозой писатель издал большое число беллетристических произведений – повесть «Четверть века спустя» (1922), рассказы для детей «В деревне», сборник рассказов «Перед катастрофой» (1922) и др.
В публицистике 1930-х гг. Наживин осуждал промонархистское движение в среде эмиграции. В книге «Национальная слава и национальный позор. О Николае II» (1933) он писал о последнем царе как о личности, «которую хотелось бы вырвать из нашего прошлого», осуждал его как виновника небывалого разорения страны, вызвавшего революцию.
Понимая свою бесперспективность пребывания в эмиграции, Иван Федорович стал мечтать о возвращении на родину, в 1926 году он через советского консула ходатайствовал о предоставлении ему возможности возвратиться на родину. В 1934 году Наживин с той же просьбой обращался к И.В. Сталину. Вернуться на родину ему не довелось, так как ходатайства не были удовлетворены.
В годы эмиграции продолжалось издание собрания сочинений Наживина, начатое в Москве. В 1926-1935 гг. отдельные тома выходили в Париже, Новом Саде, Риге, Тяньцзине (всего 41 том).
Умер Иван Федорович Наживин в Брюсселе 5 апреля 1940 г.

С его именем связан целый пласт русской национальной культуры. Литературное наследие писателя, десятилетиями хранившееся в «спецхране» Российской государственной библиотеки, в библиотеке Ясной Поляны Тульской области, в архивах и книжных собраниях русского зарубежья ныне частично переиздается в общем потоке возрождающейся литературы русского зарубежья.

Источник: Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 2009 год / Владимир. обл. универс. науч. б-ка им. М. Горького, Отдел краев. библиогр.; сост.: М.П. Попова, Т.Б. Шестернина; ред. Т.Б. Шестернина. – Владимир, 2008.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Владимирская губерния.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (02.08.2018)
Просмотров: 20 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика