Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
01:44
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Род Владимирских купцов Платоновых

Род Владимирских купцов Платоновых

Род Платоновых с конца XVII века по 20-е годы ХХ века

Из данных поколенной росписи семьи Платоновых, любезно составленной сотрудниками областного архива г. Владимира, известно, что один из первых, найденных в переписях поколении Платоновых, был Василий – синодальный крестьянин патриаршей волости Баглачевской, Клековского стана Владимирского уезда (кромины Содомовская, Булановская, Каменицкая, Белчаковская, Высокорецкая).
Василий родился около 1654 г. и жил в дер. Коняево. Сын Василия – Артамон Васильевич (род. 1699 г.) перешел жить из деревни Коняево во двор своего свекра Ефрема Никитовича в деревню Луговскую. Деревня Луговская, расположена в центре многоугольника, в углах которого расположены справа налево: Борисоглеб, Улыбышево, Кадыево, Пушнино, Арбузово, Запрудье, Федурново…


Церковь во имя Казанской Божией Матери с приделом свв. Бориса и Глеба в селе Борисоглеб

В селе Борисоглеб расположена церковь во имя Казанской Божией Матери с приделом свв. Бориса и Глеба. Первое упоминание о церкви в письменных документах встречается в 1628 г. В 1790 г. на средства священнослужителей и прихожан был построен каменный храм, в котором было три престола: главный во имя Казанской Божией Матери, а в теплой трапезе - во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба и св. Николая Чудотворца.
Церковь стоит на возвышенности, и с ее колокольни хорошо просматривается г. Владимир, который находится на расстоянии около 20 км. на противоположном берегу реки Клязьмы. Деревня Луговская входила в приход Борисоглебской церкви.

Подольская волость

Обратимся еще раз к статье Г. Добротворского. Статья опубликована за три года до рождения Ивана Платонова и в ней дан анализ всех особенностей данной местности и быта крестьян. «Подольская (бывшая Борисоглебская) волость заселена издавна, и поэтому почва здесь донельзя истощена. Кроме того, грунт представляет собой лишь песчаник, изредка сменяющийся суглинком». Из бедственного положения крестьян этой местности выручали отхожие промыслы. «Главной опорой крестьянского благосостояния (понимая это слово, конечно, в относительном смысле) здешней местности служит, бесспорно, промышленный дух местных крестьян – их предприимчивость, выработавшаяся под ударами нужды злодейки, да вследствие близости города. Эта необыкновенная предприимчивость, этот промышленный дух, начинающий охватывать поголовно все крестьянство, является естественным результатом безземелья нашего крестьянина, совершенным истощением почвы, которая после, быть может, тысяче летней службы человеку просит себе отдыха. Подчиняясь роковой необходимости, человек должен дать его. Он поневоле бросает землю, которая не покрывает издержек его за труды. Но, бросив землю, человек становится в очень гадкое положение и рискует умереть с голода. Тут-то вот на помощь ему и является или отхожий, или кустарный промысел… Таким образом образовался здесь полу-отхожий промысел «раздаванье» кос и серпов. Крестьянин, занимающийся этим промыслом, называется серповником или косником. С Пасхи выезжает он в свое дальнее и много трудное путешествие по селам и деревням; запасшись предварительно достаточным количеством кос и серпов, изъездит он всю Владимирскую губернию – мало ему покажется; и заберется он дальше в Кострому, в Вятку; наменяет он там на свои «аглицкия» косы и серпы старого железа, в глазах простого смертного кажущегося никуда негодным, как например старых иззубренных ножей, насквозь проржавевших сабель, Бог знает по какому случаю занесенных в непроглядную глушь Вятской или Пермской губернии, гвоздей, которые даже ребятишки не берут для игрушек, всего наменяет он на свой нужный для крестьянина товар и поедет домой, нагруженный всем этим добром и зашибивши, кроме этого, порядочный кушик деньжонок. Прихватывает иногда по пути в знаменитых Гуслицах у знакомого раскольника фальшивых ассигнаций, платя за 25 рублевую такого сорта желтенькую или зелененькую; а потом и пускает их по белу свету, сбывая с рук по их номинальной ценности - за чистые. Приезжает он домой почти всегда к Петрову дню, то есть как раз к тому времени, когда добру молодцу нужно браться за косу, а красным девицам за грабельки, как поется в одной крестьянской песне. Потом в долгие зимние вечера, по окончании молотьбы и всех вообще сельских работ принимается косник за перековку старого железа в ножи, ножницы и лопаты, которыя и отправляются или в Москву, или на ближайший торговый рынок в город Владимир, а весной опять отправляется в обычный путь, продолжая так делать из года в год. Другие крестьяне, не занимающиеся этим ремеслом отправляются на зиму в извоз, и колесят со своими лошаденками по большим и малым дорогам, редко впрочем заезжая за пределы губернии. Прежде, когда еще не было чугунки, ездили они до Москвы и дальше; но прошло уже это время: железный зверь, машина, заменила лошадь – отняла у ней возможность заходить с возами клада далеко от родины. Третьи по зимам делают посуду, то есть ушаты, ведра деревянные, лохани, шайки и т.п., отправляя ее в Москву, а иногда и во Владимир».
Автор перечисляет и другие направления промыслов, расположенных в деревнях Подольской волости. «В Кадыеве есть маслобойня и рушалка, в Луговской – красильное заведение, где красят пряжу и холстину. Кузниц в Баглачеве существует довольно порядочное количество. Нам известны только 27; из них – в Конюшне – 5, в Якушеве – 4, в Гридине – 8, в Прокунине – 1, в Крюкове – 1, в Федурнове – 2, в Коняеве – 6, но мы не думаем, чтобы здесь были перечислены все кузницы, находящиеся в приходе Баглачевском. Лавочек «бакалейных» в приходе – 5. Есть здесь и пожарная труба – в деревне Луговской; но она принадлежит не обществу, а одному крестьянину».

Кремниевый подол реки Клязьмы

В последние годы, помогая научным сотрудникам заниматься внедрением научных разработок в научном центре г. Пущино, получая для них патенты на изобретения, приходится часто сталкиваться с каким-то «обожествлением» американского опыта коммерциализации научных исследований в кремниевой долине штата Калифорния в США. Богатые арабские шейхи пытаются найти пути, как правильно вложить миллиарды долларов, с тем чтобы их не потерять. Для этого некоторые из них выполняют роль инвесторов и финансируют новые разработки в области биотехнологий, космоса и других разделов интеллектуальной деятельности. Несмотря на то, что «выстреливает» и окупается лишь один проект из ста - эта тенденция дает возможность отработать технологию получения новых коммерческих продуктов и продвижения их на рынок. В этом смысле американцы преуспели в рекламе своих достижений и их кремниевая долина стала примером для остального мира (в случае, если могут быть найдены очень богатые инвесторы). Но как говорят: «Новое – это хорошо забытое старое». Давайте посмотрим, не было ли таких примеров эффективной коммерциализации в России в XIX и начале XX века. Конечно, около 200 лет тому назад не было еще «высоких» технологий, но была промышленность, торговля и предпринимательство, которые лежат в основе и современных подходов. Если посмотреть на Подольскую волость и ее песчаную землю, которая не давала урожаев в сельском хозяйстве, можно видеть, что плохие природные условия стали стимулом к поиску средств существования и выживания в этих тяжелых условиях.
Кремниевый подол реки Клязьмы дал толчок к появлению на этой земле нескольких крупных, необыкновенно предприимчивых фабрикантов и купцов.

Купцы и фабриканты Подольской волости

В деревне Коняево Подольской волости (откуда родом первое поколение Платоновых) старообрядцем, крестьянином Ефимом Федоровичем Ковалевым в 1875 г. было основано производство серпов, кос, ножей, ножниц, лопат, отбоев для кос. Эту продукцию покупали не только во Владимирской губернии. Данное производство на первом этапе способствовало росту количества офеней – мелких торговцев, живших в ближайших деревнях и селах.
См. Серповая фабрика.


Ефим Федорович Ковалев

Реклама его предприятия

Из статей опубликованных в интернете известен старинный старообрядческий род Трындиных. Официальных сведений о родоначальнике семьи Трындиных в Москве - Сергее Семеновиче пока не найдено. По дошедшим воспоминаниям, он крестьянин, старообрядец, пришедший в Москву из Владимирской губернии. Скорее всего, потомки С.С. Трындина, перешедшие из старообрядчества в православие, жили и живут в дер. Конюшино бывшей Подольской волости.


Надгробие «Степан Семенович Трындин. Родился 27 июля 1832 года, скончался 26 марта 1875 года»

Могилы потомков Трындиных (со второй половины 18-го века) есть на Борисоглебском кладбище, расположенном рядом с деревней. Сергей Семенович начал работать в Москве в Московском университете механиком. Через некоторое время он основал в Москве свою оптическую мастерскую. Затем его потомок Егор Сергеевич развил дело и организовал фабрику по производству физических приборов.
Из родословной Платоновых известно, что «деревни Конюшни лейб-гвардии саперного батальона рядовой Николай Павлов Трындин» был восприемником у близнецов: Анны Васильевны и Варвара Васильевны Платоновых в 1875 г. «Деревни Конюшни крестьянин Иван Павлов Трындин» был восприемником при рождении Павла Васильевича Платонова (р. 1883 г.).


Младший сын Сергея Семеновича - Егор Сергеевич Трындин родился 6 февраля 1806 г. в Москве.

В семье жителя д. Буланово Подольской волости – Михаила Лукьянова в 1857 г. родился сын - Тарасов Владимир Михайлович. Он стал купцом 2-й гильдии, членом городской думы, жил «во Владимире в собственном доме №6 на Большой Мещанской улице, имел кирпичный завод на паях с купцом В.Е. Андреевым, лавку в Юхонском ряду, торговал мануфактурой, керосином высшего сорта Товарищества Нобель.

В селе Арбузово Воршинской волости, примыкающей к Боглачевской волости, занимался обработкой кожи, производством кирпича и заготовкой леса большой род Крашенинниковых, с которым впоследствии породнился род Платоновых.


Павел Семенович Крашенинников (р. 1867 г.). Фото из архива И.М. Крашенинникова.

В селе Буланово Подольской волости, которая расположена в полутора верстах от дер. Луговской, жил большой род Наживиных.
Федор Миронович Наживин вышел из крестьянства в московское купечество, стал известным в городе человеком, меценатом и попечителем. Родился он около 1836 г., помогал отцу заниматься лесными делами. После 1861 г. он постепенно становится довольно крупным лесопромышленником. С конца 1860-х Федор с семьей жил постоянно в Москве, где-то близ Чистых прудов, в собственном каменном доме. В 1870 г. вступил во вторую гильдию Московского купечества, в которой и находился почти все время. В 1896 году стал Кавалером Императорского ордена Св. Анны третей степени. В 1897 г. представил в Сенат прошение о причислении себя с детьми к Потомственному гражданству. Однако с родной деревней связей не порывал, иногда приезжал погостить к своим родственникам. Василий Иванович Наживин (по линии Ивана Мисеевича) имел собственный двухэтажный дом в Буланово с большим вещевым сараем и лавкой, в которой вместе с женой вели мануфактурную, бакалейную и мучную торговлю. Были они богаты - доход от лавки доходил до 1000 рублей в год. Брат Василия Ивановича - Иван Иванович Наживин в Буланово также имел большой каменный двухэтажный дом, занимался извозом серпов и кос, был весьма зажиточен.
Самым интересным представителем рода Наживиных были, на мой взгляд, даже не купцы Наживины, а очень яркий по своему слогу и тематике русский писатель Наживин Иван Федорович. О его творчестве мало известно в России. Впервые я о нем узнал от Е.А. Набережновой, которая подарила мне его книгу «Записки о революции». Он родился в 1873 г. в Москве в семье Федора Мироновича Наживина. Из-за возможности репрессий после революции, гражданской войны и восстания в г. Владимире в 1918 г. он вынужден был уехать за границу. Там он написал несколько книг про Октябрьский переворот 1917 г.


Иван Федорович Наживин.

Из данных ревизской сказки Боглачевской волости за 1719 г. следует: «ныне оной Ефрем 75 лет, у него зять Артамон Васильев 45 лет прибыл из деревни Коняевы» «у него дети: Иван 14 лет, Михайло 9 лет, Григорей 6 лет, Федор 4 лет». Эти данные подтверждают, что род Платоновых жил в Подольской (Боглачевской) волости уже в конце XVII века. Как и все жители кремниевого подола реки Клязьмы, род Платоновых искал возможности не только существовать, но и развивать свое дело. Этим делом стала торговля. Первоначально предки купца Платонова занимались мелкой торговлей разнообразным, нужным для крестьян товаром как и другие жители в окружающих селах, то есть были офенями.

Офени

В Памятной книжке Владимирской губернии за 1895 г. приводится перечень сел и деревень, в которых жили Офени – мелкие торговцы Подольской волости. В число этих деревень входили практически все деревни Подольской волости такие как:
«Подольская волость:
д. Подольново, д. Улыбышево, д. Конюшня, д. Якушево, д. Ванеевка, д. Нижне-Занина, д. Кадыево, д. Коняево, д. Малахово, д. Верхне-Занино, д. Михеево, д. Фодурново, д. Буланово, д. Луговская, д. Артюшино, д. Мещера, д. Ремни, д. Бол. Запрудье, д. Черепово, д. Окулово. Д. Марюхино, д. Головино, д. Богдановка, д. Прокунино, д. Крюково, д. Осеево, д. Рогово, д. Мирхово, д. Толстово, д. Каменница, д. Стариково, д. Рычково, д. Михалево, д. Алферовка 2-я, д. Овсяниково, д. Лисавино, д. Митрошино, д. Инютино, д. Керпчино, д. Лапухино, д. Гридино, д. Панковижа, д. Карастелево».
Офенским промыслом занимались преимущественно крестьяне целого ряда сел и деревень Ковровского и Вязниковского уездов Владимирской губернии. Скудость и недостаток земли, а так же избыток населения не давали крестьянам жить только сельскохозяйственным трудом и вынуждали искать дополнительный источник заработка…
Офенская торговля, пережив пору своего расцвета, начала медленно угасать со второй половины XIX в.
Отсутствие возможности получать достаточный для жизни доход от крестьянской деятельности, близость города Владимира – все это сильно влияло на обустройство жизни и деятельности рода Платоновых и вынуждало их заниматься торговлей. Дополнительно они освоили мастерство по выделке кож. Быстрое развитие производства тканей во Владимирской губернии позволило И.И. Платонову (старшему) во главе угла поставить торговлю мануфактурой. Это выбор на тот момент был правильным, поскольку торговля разными типами ткани и кожаных изделий позволяла снизить риски при смене ассортимента и давала возможность быстро переключаться с одного типа товара на другой. Да и тот факт, что ткани и кожаные изделия быстрее изнашивались и приходили в негодность, чем, например, изделия из металла, давал также некоторое преимущество в осуществлении роста объемов продажи.
В статье Г. Добротворского, о истории Боглачевского края, в частности упоминалась пожарная труба в деревне Луговской, которая принадлежала не обществу, а одному крестьянину. Оказывается этим крестьянином и был И.И. Платонов (старший), который купил это устройство на ярмарке в Нижнем Новгороде. Этот факт обнаружил краевед Д.А. Артюх, который изучал сведения по деревне Луговской. Поскольку статья Г. Добротворского была опубликована в 1878 г., можно сделать вывод о том, что Платонов (старший) торговал в то время не только на территории Владимирской губернии и в г. Владимире, но и возил товары на Нижегородскую ярмарку.


Реклама пожарных труб, которые начали выпускать в 1864 г. Сельскохозяйственная пожарная труба представляла собой двухцилиндровый насос, снабженный всасывающим шлангом, а также пожарным рукавом с брандспойтом. Она весила около 6 пудов (96 кг.) при производительности 11 ведер в минуту.

Родственные связи

Очень важной составляющей в жизнеспособности любого рода является выбор жен для создания семьи. Если обратиться к данным по родословной, то они показывают, что жены рода Платоновых в основном выбирались из крупных сел, где шла бойкая торговля. Вероятно из семей, отцы которых были не крестьянами, а были предпринимателями. Их дочери сызмальства видели и получали опыт в создании семьи, в которой мужья на долгое время уезжали из дома либо на офенскую торговлю, либо на отходничество.
В конце XIX в. к отходничеству прибавилась возможность работы на Собинской мануфактуре, которая была расположена в селе Собинка на берегу реки Клязьмы. Вдоль реки шла дорога от села Собинка к селу Арбузово, дальше к деревне Пушнино и большой деревне Колокольница, расположенными рядом друг с другом. Если посмотреть на географическое расположение деревень, то они находятся на пути из д. Луговской в сторону Собинской и Петушинской волостей и далее в сторону Московской губернии.

Во втором поколении рода Платоновых (начиная от Василия р. около 1654) Артамон Васильевич (р.1699) перешел из семьи отца, жившего в д. Коняево, в семью его жены, которая жила в д. Луговской. Интересные данные о деревне Луговской собрал краевед Артюх Дмитрий Андреевич: «Деревня маленькая, но не бедная. На плане 1897 г. обозначено 5 каменных домов, крытых железом, и 4 деревянных. Построены не по плану. Деревня размещена в 2 порядка, крест на крест расположенных. Был хлебный магазин. Была труба пожарная у крестьянина Ивана Ивановича Платонова (старшего), купленная в Нижнем. В деревне было 2 пруда, 3 колодца. Через деревню проходила довольно оживленная дорога через село Буланово и других деревень либо в сторону реки Клязьмы, либо Устье, Колокшу, Боковина. На деревенской улице, недалеко от дома Степанова стояла большая хорошая каменная часовня с иконой».
Из ревизских сказок, на основе которых была составлена родословная, я выяснил, что в третьем поколении Платоновых брат Ивана Артамоновича (р. 1731) – Михаил (р. 1736) женился на Устине из деревни Сысоевой Арбузовской волости. А второй брат Григорий (р. 1739) был женат на Пелагее из д. Занинки. В четвертом поколении Платонов Платон Иванович (р. 1765) выбрал себе жену Матрену из большой деревни Колокольницы, расположенной недалеко от села Арбузово.
Его брат Алексей Иванович (р. 1758) взял жену из д. Занинки. Другой брат Дементий Григорьев выбрал жену Матрону из деревни Вышманово.
В седьмом поколении для дальнейшего развития торговли, семья Платоновых породнилась с семьей Ионовых, проживавших в то время в деревне Пушнино, которая расположена рядом с селом Покровом – Арбузово тож.
Дочь Ивана Ивановича Платонова (старшего) (р. 1816) и сестра Ивана Ивановича Платонова (среднего) (р.1846) - Прасковья Ивановна (р. 1852) была выдана замуж за Алексея Григорьевича Ионова (р.1852). Дата бракосочетания: 21 января 1874 г. Бракосочетание проходило в Троицкой церкви села Арбузово.
На основании брака между родами Платоновых и Ионовых и введения паев в общий капитал до 1895 г. был создан торговый дом «Платонов Иван Иванович и Iонов Алексей Григорьевич». Из сведений найденных краеведом Е.А. Набережновой, видно, что объем торговли по городу Владимиру в 1895 г. Платоновых и Ионовых после объединения паев уже составлял 150 тыс. рублей в год:
Торговый Дом Бояринов и Кузнецов 100 т. руб.
Лебедев Григорий Трофимович 150 т. руб.
Никишин Николай Мартьянович 100 т. руб.
Петровский Николай Александрович 200 т .руб.
Платонов Иван Иванович и Iонов Алексей Григорьевич 150 т. руб.
Ракицкий Станислав Станиславович 120 т. руб.
Симонов Григорий Васильевич 80 т. руб.
Тарасов Владимир Михайлович 150 т. руб.
В свою очередь брат Прасковьи Ивановны – Иван Иванович Платонов (средний) (р. 1846) взял жену из рода купцов Крашенинниковых, которые жили в селе Арбузово, в доме рядом с храмом. Его женой стала Евдокия (Авдотья) Семеновна (р. 1846) (в девичестве Крашенинникова). Бракосочетание проходило в храме в честь иконы Божией Матери в селе Борисоглеб. Дата брака: 13 февраля 1867. Восприемники: казенные крестьяне - по жениху: дер. Луговской Ефим Терентьев и Платонов Никита Иванович, по невесте: дер. Федурново Михаил Дмитриев и Григорий Михайлов.
Другой брат Прасковьи Ивановны - Василий Иванович (р. 26 июля 1848 - †19 мая 1887) был женат дважды. Первая жена Агрепина Петрова (р. 1857), вышла замуж в 16 лет, но умерла через два года замужества.
Вторая жена Марфа (Мария) Павловна (р.1848) родила трех дочерей и двух сыновей. Однако в 1887 г. Василий Иванович умирает от рака желудка и дом остается без хозяина. Один из его сыновей - Иван Васильевич (р. 12 октября 1879 - † 6 апреля 1889) умер от ревматизма. Судьба второго сына - Павла Васильевича (р.10 января 1883) пока не известна. Иван Иванович похоронил брата и поставил ему памятник на погосте с. Борисоглеба.
Уже через два года в 1899 г. Иван Иванович (средний) покупает дом в г. Владимире и переезжает туда, чтобы активизировать торговлю. По-видимому, в дальнейшем большой кирпичный дом с тремя хозяйственными постройками в дер. Луговской использовался для проживания в летнее время в качестве дачи. Возможно его использовали и дети Василия Ивановича (†19 мая 1887 г.) - Анна Васильевна до ее замужества в 1898 г. или Павел Васильевич (р. 1883). По данным Д.А. Артюх в 1908 г. Платонов И.И. (средний) был в числе домохозяев в дер. Луговской, в которой еще были дома Никитина Степана, Никитина Александра, Никитина Ивана, Ларина Василия Никифоровича, Ларина Андрея Никифоровича, Петрова Матвея Павловича, Степанова Александра, Степанова Василия и Яковлевой Дарьи.

8 ноября 1881 г. в семье Платонова Ивана Ивановича (среднего, р. 1846) в дер. Луговская родился мальчик, которого уже по традиции вновь нарекли Иоанном (Платонов Иван Иванович (младший)).

Род Платоновых в г. Владимире

К концу XIX века в России значительно увеличился рост производства мануфактуры (текстильного товара). За счет выхода торговли Платоновых за пределы ярмарок и мелкой торговли и переходу к постоянно действующим магазинам, объем торговли увеличился, что потребовало переезда в г. Владимир, где И.И. Платонов (средний) в 1899 г. стал владельцем одноэтажного дома на улице 1-й Никольской (после смерти своего отца † 10 сентября 1899).


Фрагмент плана гор. Владимира, 1899 г.

Улица 1-я Никольская находится в непосредственной близости с торговыми рядами, расположенными рядом с золотыми воротами города на улице Большой Московской. Интересные сведения о доме Платоновых передала архитектор и автор нескольких книг о домах г. Владимира Дудорова Лидия Васильевна.
«По данным оценочной ведомости за 1864 г. дом был деревянный, принадлежал крестьянке Судогодского уезда Аграфене Вдовиной, занимал пространство 17,28 метров, имел 12 окон по 1-й Никольской ул. и использовался следующим образом: 2 комнаты на первом этаже и часть подвала и надворные строения занимал сам владелец. Две комнаты в том же этаже и другую часть подвала, а также весь верхний этаж арендовались внаем. В 1899 г. дом уже принадлежал И.И. Платонову (среднему) как значится в списке домов и улиц за 1899 год. По словам владимирского старожила Л.С. Богданова, в конце XIX - начале XX века в доме, помимо жилья, располагалась «монополька», т.е. казенная винная лавка (монопольно торговавшая водкой). Кроме этого в правой части первого этажа располагался сапожник, здесь же была и его мастерская. Скорее всего, сапоги и другую обувь, которую производил сапожник, Платоновы продавали в своем магазине. В арке дома были устроены ворота.


Улица 1я Никольская №9 дом И.И. Платонова.

Почтовая открытка, посланная из Алупки по адресу 1-я Никольская ул. в апреле 1912 г. Наталье Ефимовне Крашенинниковой - ученице женской гимназии в г. Владимире.
Н.Е. Крашенинникова была родственницей по линии жены И.И. Платонова (младшего), и проживала в доме И.И. Платонова (среднего) на 1-й Никольской улице.

В конце XIX в. во время переезда Платоновых во Владимир сам город был не очень большим, в нем не было текстильных и других предприятий, поэтому торговля жила в основном на зарплатах чиновников.
Вот какие данные приводятся в статье (Город Владимир в 1900 году): «Торговля Владимира также больше внутренняя и мелочная; оптовая торговля не развита; — как ярмарочный пункт – Владимир не заслуживает и упоминания. Бывшая здесь 21-28 мая ярмарка совершенно ничтожна – привозится товаров тысяч на 10-15, продается на 4-6 тысяч. Торговля производится лишь предметами первой необходимости. Железная дорога, проходящая здесь, не только не сообщила Владимиру оживления, а напротив уничтожила и то прежнее значение города, которое имела раньше Владимир, стоявший на Московско-Нижегородском шоссе; железная дорога доставила возможность обывателям для более крупных закупок ездить прямо в Москву и не прибегать к посредничеству владимирского купечества, которое поэтому и не может развить здесь местной торговли.
Вообще, торговый оборот города невелик и едва превышает сумму в 2 миллиона рублей. Правильный кредит здесь не развит, нет ни городских банков, ни городского ломбарда, или других общественных кредитных учреждений, исключая Отделения Государственного Банка, и местное бедное население терпит страшную нужду в правильном кредите, платя ужасающие проценты (60-100% в году) явным и тайным ростовщикам».
Однако купцы Платоновы, успешно развивая свое дело, используя многочисленные знакомства и родственные связи, смогли устроить торговлю не только в г. Владимире, но и в Нижнем Новгороде на Нижегородской ярмарке, где в 1905 г. у них уже была своя лавка №32.


Иван Иванович Платонов (средний) (Личный архив С.В. Бирюкова)

Реклама магазина за 1905 г.

Если в г. Владимире они торговали мануфактурными, суконными и меховыми товарами, то на ярмарке в Нижнем Новгороде они в основном занимались оптовой и розничной торговлей овчинных меховых товаров.
С торговлей мехом связаны и родственные связи И.И. Платонова (среднего). Выбор его жены был не случаен. Отец Авдотьи Семеновны - жены И.И. Платонова (среднего) был из рода Степана Крашенинникова из села Арбузово, Воршинской волости, Владимирского уезда. Семен Степанович имел до 1896 г. овчинное заведение и кирпичный сарай. Таким образом, начиная с середины XIX века, Платоновы организовывали торговлю используя как родственные связи, так и кооперацию с другими торговцами и уже с 1895 г. начали торговать дорогими мехами. На ярмарке в Нижнем Новгороде уже в двух лавках №32 и №24 в Мурашкинском ряду шла торговля овчинными и меховыми товарами.
С помощью Е.А. Набережной удалось установить дополнительные сведения о торговле Платоновых в Нижнем Новгороде. В адрес-календарях Нижегородской ярмарки за 1890 -1894 гг. в разделе торговли меховым товаром (на стр. 256, №1276), в Мурашкинском ряду, владельцами лавки №32 указаны: Калашниковы: Михаил, Лавр и Александра Максимовна, крестьяне д. Череповой Владимирского уезда и Платоновы Иван и Василий Ивановичи, крестьяне д. Луговской Владимирского уезда. В адрес-календаре Нижегородской ярмарки за 1895 г. Калашниковы и Платоновы указывают в разделе №3 на стр. 143 свою торговлю меховым товаром, относящуюся не к овчинным изделиям, а к мехам: ильковым, собольим, енотовым, куньим, лисьим, песцовым, хорьковым, беличьим и другим, при этом Калашниковы жили в то время д. Черново Владимирского уезда, а Платоновы в г. Владимире.

Перестройка дома

Количество родственников возросло, и стало не хватать места для комфортного обитания. Для улучшения ситуации Платоновы решили расширять имеющиеся дома.
Первым начал реконструировать свой дом по 1-й Никольской ул. дом №9 И.И. Платонов (средний). 18 марта 1910 г. во Владимирской городской управе было заведено дело №110 «О разрешении временному купцу Ивану Ивановичу Платонову на существующее строение надстроить деревянное жилое помещение в части гор. Владимира по 1-й Никольской улице».


(Архив ГАВО) План улиц г. Владимира: Большой Московской и 1-й Никольской.

(Архив ГАВО) План участка И.И. Платонова (среднего) по 1-й Никольской д. 9.
План участка и чертеж дома. Где литерами отмечены: «А» - каменный двухэтажный дом, выходящий на улицу 1-я Никольская; «Б» и «В» - деревянные службы, «Г» - каменная служба; «Д» - предполагаемая деревянная надстройка кухни и коридора на каменном фундаменте.

Для растущей семьи Иван Иванович (младший) в 1915 г. затеял перестройку дома, расположенного на первой части ул. Летнеперевозинской г. Владимира, которая находилась в непосредственной близости от Золотых ворот и улицы Дворянской.

Источник:
Сергей Бирюков «Все мы из прошлого». Часть I «Владимирский купец Иоанн Платонов и архидиакон Михаил Лебедев».
Сайт Бирюкова Сергея: http://www.filimonov.vladimir.ru/temp/bir/
Страница в Одноклассниках Бирюкова Сергея
Платонов Иван Иванович (младший) (8 ноября 1881 - 16 ноября 1937) – Владимирский купец, потомственный почетный гражданин.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Почетные граждане города Владимира
Категория: Владимир | Добавил: Николай (28.01.2018)
Просмотров: 2922 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru