Главная
Регистрация
Вход
Вторник
06.12.2016
13:10
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Ансамбль народной музыки "Владимирские рожечники"

РОЖОК

Рог на Руси издавна использовали в качестве сигнального инструмента. Звуком рога гонцы собирали народ для сообщения важных известий, сигналы рожка оповещали людей о прибытии почты, доставляемой ямщиками на специальных почтовых повозках. Под звуки рога проходила охота, а воинские труба и рог звучали во время военных действий и торжественных церемоний.

В древнерусских летописях упоминаются трубы, которые во время сражения использовались как шумовые инструменты. По свидетельству одной из них: «Кони ржутъ на Москве, бубны бьють на Коломне, трубы трубять в Серпухове, звенит слава по всей земле русской...» Звучали они на скоморошьих представлениях и игрищах.

Еще с глубокой древности на Руси существовали деревянные духовые инструменты - рог, труба, позднее - рожок. Первые сведения о воинской трубе относятся к VI веку, а начиная с X века изображение трубы и рога встречается в древнерусских иллюстрированных летописных сводах, фресковой живописи, устном творчестве народа - былинах, сказаниях, песнях. По мнению исследователей русских народных инструментов, пастушеский рожок как музыкальный инструмент получил широкое распространение в конце XVII и начале XVIII века. Пастушеский рог, рожок пастушеский, труба пастушеская.

ПАСТУШЕСКИЙ РОГ

Служил для подачи сигналов во время работы пастухов и исполнения наигрышей во время отдыха. В каждой области имел свои названия: рог, малая труба, рожок. Применяя способ передувания, пастухи исполняли на роге короткие и простые сигналы. По прошествии времени натуральные рога животных заменяли деревянными трубками конической формы. Для изготовления инструмента народные мастера, как правило, использовали березовые заготовки. Процесс работы проходил по уже известному принципу: продольный раскол заготовки, выборка древесины, оплетение берестой. Длина стволов колеблется от 30 до 40 см, диаметр раструба 5—6 мм.

Раструб делали конической формы из жести или натурального коровьего рога. Мундштук, вырезанный на стволе, изготовляли в виде небольшого углубления. Перед игрой рог смачивали водой, что способствует плотному закрыванию щелей на стволе и более сильному его звучанию.

На сигнальном роге игровых отверстий не было, поэтому звук извлекали особым положением губ в мундштуке. При усилении струи воздуха, подаваемой в рог, усиливается высота и сила звука. Рог имел самую разную форму: витой (из бересты), прямой (из дерева), изогнутый (из рогов животных).

Впоследствии из бычьих рогов, дерева, а затем и металла изготавливали трубы самой разной длины и формы. Уже в древности знали, что, усилив подачу воздуха в ствол инструмента, как бы «передувая», воздушный столб, заключенный в стенках трубы, разделяется на две половины, и звук с низкого тона переходит в высокий. На духовых народных инструментах этот принцип игры стал основным.

Изменяя напряжение губ, прижатых к мундштуку, сжимая или ослабляя их, музыканты добивались самых разнообразных звуковысотных приемов игры. Музыкальные мастера совершенствовали конструкцию мундштука, изменяя его величину и форму. На маленьких рогах (величиной с ладонь) иногда делались отверстия, а на больших по-прежнему извлекался только один звук.

Со временем рога животных заменялись на деревянные и металлические и делались из латунных и медных листов путем их скручивания в трубки конусной формы или цилиндрической с раструбом на конце трубки. Затем места соединений запаивались и зачищались.

Роговые оркестры

Созданные в XVIII веке, рога явились продолжателями инструментального искусства. Разные по размеру, они воспроизводили различные по высоте звуки, маленький - высокие звуки, а большой рог длиной до двух метров на специальной подставке издавал низкий звук. Получалось так, что отдельный рог - это одна нота, и на каждый рог был приставлен музыкант. В иных оркестрах было до несколько сотен музыкантов. Так, у князя Потемкина на балах играл роговый оркестр из трехсот человек. Крепостной музыкант должен был в нужное время играть одну-единственную ноту, «свою» ноту, которая звучит на его роге, а сыграв ее, высчитывать затем паузы до нового вступления, чтобы в очередной раз воспроизвести ее звучание. Игра в таком оркестре требовала особой музыкальности, тонкого слуха и техники игры.

Крепостные музыканты были обречены всю свою жизнь воспроизводить один и тот же звук. Роговые оркестры исполняли марши, обработки народных песен, танцевальную музыку. Их появление было событием в развитии инструментального искусства в России. Просуществовали они до начала XIX века.

ТРУБА ПАСТУШЕСКАЯ

Использовалась пастухами для подачи сигналов, исполнения несложных наигрышей. Материалом для изготовления простейшей пастушьей трубы, имеющей форму усеченного конуса, служит деревянная березовая заготовка (150-200 см). Ствол трубы постепенно расширяется и образует небольшой раструб. Затем посредством т. наз. техники продольною раскола заготовку раскалывают по всей длине на две половины. С внутренней стороны каждой половины заготовки полукруглыми стамесками удаляется средняя часть. Образуется овальное углубление (желоб). Иногда сечение желоба делалось прямоугольной формы. Канал - круглой формы в поперечном сечении, узкий у мундштука, затем он постепенно расширяется к раструбу.

Удаление древесины проводится с торцевой стороны заготовки в направлении волокон дерева. Выпадающие при выборке древесины сучки высверливают и заделывают деревянными пробками на клею. Грани поверхностей раскола не выравнивают. Плотность рыхлой и пористой древесины, ухудшающей качество звука, можно повысить, пропитав ее растительным маслом или жидким столярным клеем. Затем зачистить заготовки наждачной бумагой, убрав остатки клея и шероховатости на древесине.

Две половины инструмента, обработанные таким способом, складывают вместе и сверху оплетают полосками бересты, предварительно распаренными в горячей воде. Полоски бересты при высыхании плотно и герметично скрепляют две половины и одновременно закрывают возможные щели на стволе. Игровых отверстий на трубе не было. Для лучшего скрепления граней их поверхности также можно проклеить столярным клеем.

РОЖОК ПАСТУШЕСКИЙ (Владимирский)


Владимирский рожок

Но наибольшую популярность у народа, и особенно в крестьянской среде, приобрели пастушеские рожки. Звуком рога пастух собирал стадо, пас его и охранял, а в часы отдыха звучали целые оркестры рожечникоа Большое распространение рожок получил среди пастухов в селах Ярославской и Костромской, Владимирской и Ивановской, Тверской и Московской губерний. Но наиболее известными музыканта-ми-рожечниками были крестьяне Владимирской губернии.

Пастухи весной постоянно выезжали на сезонные работы в села других районов России.

Исполнители - виртуозы игры на рожках были известны на владимирской земле уже в XVIII веке. Являясь непременными участниками праздников в селах, они выступали и на городских ярмарках.

Ансамбли, составленные из музыкантов-рожечников, стали называться «хорами».

Оркестр рожечников

В середине 50-х годов XIX века в Ковровском уезде Владимирской губернии в д. Симаково (сейчас Камешковский район) крестьянином Н.В. Кондратьевым был создан оркестр рожечников, состоящий из крепостных музыкантов. Первые выступления хора рожечников были ограничены и проходили в основном на праздниках и гуляньях в соседних губерниях. Широкую известность крестьяне-музыканты получили на Нижегородской ярмарке в 1865 году.
Успешное выступление хора было отмечено в печати. По свидетельству очевидцев, на ярмарке особым вниманием пользовалась «рожковая музыка, в своем роде прекрасная, исполняемая несколькими хорами крестьян Владимирской губернии, славящихся своим мастерством».
Наибольший успех пришел к музыкантам в Петербурге в 1883 году. Хор рожечников получил всеобщее признание. «Инструменты, на которых играют рожечники, - простые дудки, рожки длиною от фута до трех; в каждом не менее четырех и не больше одиннадцати отверстий. Звуки до такой степени схожи с человеческими голосами, что многие, не видя самих музыкантов, предполагали, что они поют, а не играют», - сообщали газеты того времени.

Двадцать третьего февраля 1892 года газеты «Le Matin» и «Le Gaulois» анонсируют приезд русских рожечников из Санкт-Петербурга для выступления на бале в Опере. Воскресным вечером 28 февраля этот дебют состоялся. А уже 18 марта газета «Le Figaro» восхищенно рассказывает на первой странице о новом грандиозном выступлении русских крестьян (здесь и далее перевод с французского Татьяны Авраменко):
«Этот день может считаться одним из лучших. Вчерашний «five o'clock» был более многочисленным, чем обычно и, каждый ушел под взрывы хохота, заинтересованный, очарованный и развлеченный. Вечер открылся слушанием Рожечников, этих знаменитых русских крестьян, играющих на рожках, о которых уже писала «Le Figaro», и которые имели честь перед отъездом из России играть перед их Императорскими Величествами Царем и Царицей, и которые спустя несколько дней, после того как их услышала французская публика, добились значительного успеха. На данный момент два театра, директора которых были среди наших гостей, спорят за их выступления...».
Из той же «Le Figaro» за 9 и 11 апреля узнаём, что русские рожечники под управлением господина Картавова уже выступают в мюзик-холле «Русские Горки».
Интересную заметку о дебюте в этом концертном зале опубликовал Шарль Мартель в газете «La Justice» от 11 апреля:
«Номер-сенсация оживил шоу в мюзик-холле «Русские Горки». Рожечники или волынщики, труппа русских музыкантов. Эта труппа состоит из танцора, танцовщицы и русских крестьян, которые извлекают музыку, дуя в широкие рожки, они одеты, как одевались русские пастухи».


Владимирские рожечники в Париже (февраль-апрель 1892 года). Гравюра из журнала «Le MONDE ILLUSTRÉ» от 12.03.1892 г.
В центре, чуть спереди остальных, стоит руководитель хора Николай Васильевич Кондратьев.

В журнале «Le MONDE ILLUSTRÉ» от 12 марта 1892 г. на странице 166 напечатана небольшая статья по следам первого парижского концерта хора, она сообщеала:
«Странная музыка и экзотические музыканты после выставки 1889 года на волне популярности, и это, не смотря на то, что в Париже настоящее нашествие румынских лэутаров, цыган, инструменталистов, певцов, даже танцоров, более или менее странных и иностранных. Среди этих оригинальных трупп публика отдает особое предпочтение тем, кто прибыл из Царской Империи... Сегодня это Рожечники, которые, кажется станут фаворитами парижан. Эта команда русских крестьян, которая дебютировала на последнем бале в Опере, состоит из музыкантов, разнообразный репертуар которых действительно привлекателен, и эффект усиливается из-за странности инструмента, на котором они исполняют мелодии своей страны».
Последнее упоминание о выступлении «русских волынщиков» на бале в отеле «Континенталь» содержится в газете «La Lanterne» за 25 апреля 1892 года, то есть 2 месяца хор Кондратьева находился в столице Франции. 25 апреля 1892 года хор Кондратьева находился еще в столице Франции так как крестьян-музыкантов оставил без гроша, сбежавший в Россию директор труппы. После неудачных заработков на чужбине, брошенные антрепренером Картавовым на произвол судьбы, рожечники возвращались домой в основном пешком летом. Трудно себе представить сколько сил и мужества потребовалось этим крестьянам, чтобы без знания иностранных языков прошагать всю Европу добираясь до Родины.
После мучительного возвращения с парижских гастролей хор Кондратьева не прекратил свою деятельность и еще долгие годы радовал жителей нашей необъятной страны своим искусством.
На рубеже XIX-XX вв. руководить хором рожечников после Николая Васильевича Кондратьева, уроженца д. Мишнево, стал Петр Гордеевич Пахарев.


Двое сидящих по-турецки на первом плане – это Николай Васильевич Кондратьев (руководитель хора), а безбородый - Иван Алексеевич Балакин. В середине верхнего ряда стоит – Пахарев Пётр Гордеевич, самый молодой участник коллектива и впоследствии продолжатель дела Кондратьева.
Список участников хора Н.В. Кондратьева: Кондратьев (Мишнево) – рожок, Балакин (Мишнево) – рожок, Царапкин (Суслово) – рожок, Коровкин (Горки) – рожок, Капанин (Берково) – рожок, Сидор Иванович (Остров) – труба, Харлам Иванович (Машково) – рожок, Муравьев Мих. Ив. (Каменово) – труба, Пахарев (Симаково) – рожок, Морозов (Симаково) – труба, Потап Ермилыч (Машково) – рожок, Любимов (Ковров) – труба.

В 1896 году рожечники выступали на Нижегородской ярмарке, где их слушал начинающий писатель Максим Горький. А в 1902 году владимирцы изумляли своими наигрышами посетителей Таврического Дворца, давая концерты на первой Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге.
Владимирские крестьяне-рожечники своим творчеством способствовали развитию народной музыки. Благодаря этому инструмент сохранился в народе под названием «владимирский рожок».

Владимирский рожок - это уже более совершенный музыкальный инструмент. Простота формы и способ изготовления, оставшиеся такими, какими были несколько столетий назад, сделали инструмент любимым в среде пастухов. Устройство рожка - это ствол конической формы, заканчивающийся раструбом. На другом конце находятся мундштук в форме чашечки с углублением для губ и шесть отверстий на стволе.

В зависимости от разновидностей инструмента колеблется и его длина (300-1000 мм), диаметр раструба 50 мм, диаметр мундштука 20 мм. Толщина стенок составляет 5-8 мм. Отверстия имеют форму конуса, основания которого обращены внутрь рожка, а вершина к внешней стороне. Отверстия вырезаются на одной из половинок инструмента до их склейки. Благодаря узкому внутреннему каналу игровые отверстия не имеют точного расположения. Они находятся относительно друг друга на одинаковом расстоянии.

Музыкант-этнограф, исследователь русских народных музыкальных инструментов Привалов Н. Г. еще в начале двадцатого столетия проводил экспериментальную работу по усовершенствованию этого инструмента. В своих работах он отмечал, что мастера не придавали особого внимания расположению отверстий на стволе рога. Поэтому разница в их местоположении иногда достигала 3-4 см. Нужно только, чтобы они находились на одинаковом расстоянии - или ближе к раструбу, или дальше от него. Чистота тонов достигалась силой подачи струи воздуха, позволяющей повышать или понижать тон. Народные исполнители в своей музыкальной практике никогда не играли в нижней октаве, из-за плохого звучания, а играли в верхней, звуки которой имеют красивую окраску.

Рожки имеют шесть игровых отверстий: пять из них расположены на лицевой стороне, одно с тыльной. Звукоряд рожка - диатонический мажор с пониженной VII ступенью, диапазон при передувании достигает 1,5 октавы.


Владимирский рожок

Существуют две разновидности рожка: малый рожок (местное название «визгунок») и большой рожок («бас»), длина которого вдвое больше малого рожка.

Народные музыканты использовали и другую разновидность этого инструмента. «Полубасок» - так называли средний между большим и малым инструментами рожок Его длина достигала 50-60 см. В ансамбле музыкантов-рожечников его применяли как сольный инструмент. Так, например, ансамбль из двух музыкантов, играющих на малых рожках, в народе назывался «двойка», из двух малых и одного «басового» - «тройка». Последний является наиболее распространенной формой коллективной игры.

Ансамбль народной музыки "Владимирские рожечники"


Ансамбль народной музыки "Владимирские рожечники"

Ансамбль владимирские рожечники ВОМК создан в 1997 году с целью пропагандирования и популяризации русского рожечного искусства родного Владимирского края. Участники ансамбля студенты отделений народного хора и народных музыкальных инструментов.

Репертуар коллектива состоит из народных песен и наигрышей разных областей России с акцентом на центральный регион и включает в себя как произведения ранее известных и популярных ансамблей рожечников конца XIX начала XX века, так и современных обработок народной музыки.

Репертуар ансамбля обширен и многогранен, и состоит из лирических, плясовых, свадебных, кадрильных, календарных, шуточных, солдатских песен разных областей России. В исполнении ансамбля можно послушать старинные наигрыши и песни знаменитых в далёком прошлом на весь мир владимирских рожечников, это «Сизый голубочек», «Светит месяц», «Долина широкая», «Как под яблонькой», «Зимушка зима», «Во лузях», «Русского», «Ночи тёмные», «По улице мостовой», «Уж ты сад, мой сад», «На Васильевском славном острове».

Музыкальные обработки русских народных песен «Ах, ты берёза», «Уж вы стары старики», «Во кузнице», «Барыня», «Тимоня», «Сыпал снег буланому под ноги», «Я пойду млада», «Не будите молодую», «Во субботу день ненастный» вошли в золотой концертно-репертуарный фонд ансамбля.

Так же репертуар ансамбля украсили рекрутские песни - «Ой, не кукушечка кукует», «От чего камень зарождается», «Сизенький голубчик»; лирические - «Из-за лесика», «Да уж ты зорюшка заря», «Вьюн на воде»; плясовые – «Долина – долинушка», «Как у наших у ворот», «Три дня молодца женили», «Настя по саду гуляла», «А у нас нонче, белый день», «Из-за гор, гор высоких», «Христос Воскрес», «Смоленский гусачок».

Ежегодно ансамбль даёт более 60-ти концертов, выступая в школах, воинских частях, на городских и областных мероприятиях, часто являясь «визитной карточкой» Владимирской области. Ансамбль с успехом выступал во всех районах Владимирской области и за ее пределами (Петрозаводск, Тверь, Кострома, Москва, Нижний Новгород, Красноярск, Чебоксары).
Ансамбль выступал на лучших концертных площадках страны (залах РАМ им. Гнесиных, концертном зале им. П.И. Чайковского, Кремлевском Дворце Съездов), совместно с фондом «Новые Имена» был на гастролях в Германии.
Ансамбль является многократным лауреатом и дипломантом Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей народных инструментов.
О «Владимирских рожечниках» часто выходят статьи в областной прессе, транслируются передачи с участием ансамбля на областном радио и радио России, а также на Центральном телевидении.
В 2007 году ансамбль стал Лауреатом 1 Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России.
В 2009 году коллектив ансамбля «Владимирские рожечники» стал Лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы за сохранение и развитие традиций народного музыкального искусства.
В 2006 году ансамблю присвоено звание «Народный коллектив».
В 2010 г. Отмечен благодарностью министра культуры РФ за активное участие в организации и проведении Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют победы».


Ансамбль народной музыки "Владимирские рожечники"

Активная концертная и просветительская деятельность ансамбля «Владимирские рожечники» способствует проникновению исконно русской музыки в души различных слоев населения и укреплению патриотических чувств.
Яркие, насыщенные мужские голоса в сочетании с народными инструментами всегда вызывают только положительные эмоции, даже у самой взыскательной публики.
Все участники ансамбля профессиональные артисты, имеющие высокий вокальный уровень, мастерское владение народными инструментами (Коса, Топоры, Владимирский рожок, Жалейки, Свирели, Кугиклы, Баян, Гармонь, Контрабас, Барабан, Бубен и другие инструменты). Выпускники Владимирского областного музыкального колледжа, на данный момент студенты заочного отделения Московских ВУЗов - Российской академии музыки им. Гнесиных, Московского Государственного Университета Культуры.

Музыкальный руководитель ансамбля – Лебедев А.А.



ИСТОРИЯ города Владимира.

Областной Центр народного творчества.
Народные, образцовые любительские коллективы Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (15.09.2015)
Просмотров: 1110 | Теги: Ковровский уезд, Владимир, Камешково | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика