Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Ансамбль народной музыки "Владимирские рожечники"

РОЖОК ПАСТУШЕСКИЙ (Владимирский)


Владимирский рожок

Наибольшую популярность у народа, и особенно в крестьянской среде, приобрели пастушеские рожки. Звуком рога пастух собирал стадо, пас его и охранял, а в часы отдыха звучали целые оркестры рожечников. Большое распространение рожок получил среди пастухов в селах Ярославской, Костромской, Владимирской, Тверской и Московской губерний. Но наиболее известными музыкантами-рожечниками были крестьяне Владимирской губернии.

Хор рожечников Н.В. Кондратьева

На полях Владимиро-Суздальской земли с незапамятных времен звучат «березовые рожки» пастухов. В Древней руси на рожках играли скоморохи; деревянные трубы были сигнальными инструментами городских сторожей и войсковых соединений.
Владимирские пастухи-рожечники весной отправлялись на сезонный «промысел» во все концы лесостепной полосы Средней России. Часто большое стадо поручали пасти двум пастухам (традиция играть в «два рога») или трем пастухам (ансамбль «тройка» из двух дискантовых рожков и баса). Ансамбли большего числа (чаще 12) инструментов назывались «хорами» рожечников. Так в середине 50-х годов XIX века в Ковровском уезде Владимирской губернии в д. Мишнево (сейчас Камешковский район) крестьянином Н.В. Кондратьевым и И.А. Балакиным был организовали хор рожечников, состоящий из крепостных музыкантов.
Николай Васильевич Кондратьев, который еще десятилетним мальчиком был отдан в подпаски и стал учиться играть на рожке. Обладая хорошим голосом, он всегда был запевалой в хороводах. В пятнадцать лет отец Николая, который был пастухом, отдал его учеником на столяра в Ковров. Двадцати лет Кондратьев уехал работать на Сормовский завод в Нижний Новгород и поступил в столярный цех железнодорожных мастерских. С рожком он не расставался никогда. Будучи человеком очень трудолюбивым и целеустремленным, Кондратьев смог создать хор рожечников из пастухов соседних с Мишневым деревень – Суслово, Горки, Берково, Симаково, Каменово.
Первые выступления хора рожечников были ограничены и проходили в основном на праздниках и гуляньях в соседних губерниях. Широкую известность крестьяне-музыканты получили на Нижегородской ярмарке в 1865 году.
Успешное выступление хора было отмечено в печати. По свидетельству очевидцев, на ярмарке особым вниманием пользовалась «рожковая музыка, в своем роде прекрасная, исполняемая несколькими хорами крестьян Владимирской губернии, славящихся своим мастерством».
Летом 1883 года рожечники дают концерты в ресторанах Петербурга и увеселительном саду «Левадия». Избалованная столичная публика оказалась в плену у народных музыкантов. Слушая их, она наслаждалась простором полей, запахом цветов и трав, ощущением простора и свободы, которых так не хватало в городе. Вот что сообщал об этом событии своим друзьям Дианиным в село Давыдово Владимирской губернии композитор и ученый-химик А.П. Бородин в письме от 31 августа того года: «…Знаете ли, что у нас в Питере производят фурор владимирские пастухи-рожечники, играющие на рожках в “Ливадии”. На днях слышал ваших «володимирцев» - рожечников; это такая эпическая, народная красота во всех отношениях, что я совсем раскис от удовольствия. И как они представительны в своих светло-желтых широких балахонах и цилиндрах».
Хор владимирских рожечников под управлением Н.В. Кондратьева, услышанный Бородиным, имел огромный успех. В Петергофе музыкантов показали даже царю Александру III. Он слушал их на свежем воздухе под липами Петергофского парка со всей своей семьей. Играли недолго, заслужив похвалу императора и получив от него в конверте сто пятьдесят рублей ассигнациями.
Хор рожечников получил всеобщее признание. «Инструменты, на которых играют рожечники, - простые дудки, рожки длиною от фута до трех; в каждом не менее четырех и не больше одиннадцати отверстий. Звуки до такой степени схожи с человеческими голосами, что многие, не видя самих музыкантов, предполагали, что они поют, а не играют», - сообщали газеты того времени.
Париж еще только вставал ото сна, когда быстроногие мальчишки расклеивали на улицах афиши. Одна из них, необычная на вид, с клише, на котором изображены бородатые мужики с прижатыми к губам рожками, анонсировала: «Париж. Очень скоро прибудет русская национальная труппа рожечников под управлением дирижера Кондратьева, которая будет давать несколько концертов».
В статье Скотникова С.С. «Увидеть Париж и не умереть» (опубликована в газете «Чайка Лобненская» в номере 3(300) от 29.01.2016) говорится, что 23 февраля 1892 года газеты «Le Matin» и «Le Gaulois» анонсируют приезд русских рожечников из Санкт-Петербурга для выступления на бале в Опере. Воскресным вечером 28 февраля этот дебют состоялся. А уже 18 марта газета «Le Figaro» восхищенно рассказывает на первой странице о новом грандиозном выступлении русских крестьян (здесь и далее перевод с французского Татьяны Авраменко):
«Этот день может считаться одним из лучших. Вчерашний «five o'clock» был более многочисленным, чем обычно и, каждый ушел под взрывы хохота, заинтересованный, очарованный и развлеченный. Вечер открылся слушанием Рожечников, этих знаменитых русских крестьян, играющих на рожках, о которых уже писала «Le Figaro», и которые имели честь перед отъездом из России играть перед их Императорскими Величествами Царем и Царицей, и которые спустя несколько дней, после того как их услышала французская публика, добились значительного успеха. На данный момент два театра, директора которых были среди наших гостей, спорят за их выступления...».
Из той же «Le Figaro» за 9 и 11 апреля узнаем, что русские рожечники под управлением господина Картавова уже выступают в мюзик-холле «Русские Горки».
Интересную заметку о дебюте в этом концертном зале опубликовал Шарль Мартель в газете «La Justice» от 11 апреля:
«Номер-сенсация оживил шоу в мюзик-холле «Русские Горки». Рожечники или волынщики, труппа русских музыкантов. Эта труппа состоит из танцора, танцовщицы и русских крестьян, которые извлекают музыку, дуя в широкие рожки, они одеты, как одевались русские пастухи».


Владимирские рожечники в Париже (февраль-апрель 1892 года). Гравюра из журнала «Le MONDE ILLUSTRÉ» от 12.03.1892 г.
В центре, чуть спереди остальных, стоит руководитель хора Николай Васильевич Кондратьев.

В журнале «Le MONDE ILLUSTRÉ» от 12 марта 1892 г. на странице 166 напечатана небольшая статья по следам первого парижского концерта хора, она сообщеала:
«Странная музыка и экзотические музыканты после выставки 1889 года на волне популярности, и это, не смотря на то, что в Париже настоящее нашествие румынских лэутаров, цыган, инструменталистов, певцов, даже танцоров, более или менее странных и иностранных. Среди этих оригинальных трупп публика отдает особое предпочтение тем, кто прибыл из Царской Империи... Сегодня это Рожечники, которые, кажется станут фаворитами парижан. Эта команда русских крестьян, которая дебютировала на последнем бале в Опере, состоит из музыкантов, разнообразный репертуар которых действительно привлекателен, и эффект усиливается из-за странности инструмента, на котором они исполняют мелодии своей страны».
Последнее упоминание о выступлении «русских волынщиков» на бале в отеле «Континенталь» содержится в газете «La Lanterne» за 25 апреля 1892 года, то есть 2 месяца хор Кондратьева находился в столице Франции.
Старики-рожечники рассказывали, что они выезжали на гастроли в Германию, Францию, Бельгию и другие государства Западной Европы. Хор рожечников там, за границей, пользовался большим успехом. Но от заграничной поездки у рожечников осталось плохое впечатление. С хором рожечников из России поехал антрепренер, некто Каратавов, который оказался жуликом. Он заключал договора, с предпринимателями и производил расчеты за концерты, вырученные от концертов деньги прогулял и проиграл в карты, а потом куда-то скрылся, оставив русских доверчивых мужиков на произвол судьбы. 25 апреля 1892 года хор Кондратьева находился еще в столице Франции, так как крестьяне-музыканты остались без гроша. После неудачных заработков на чужбине, брошенные антрепренером Каратавовым на произвол судьбы, рожечники возвращались домой в основном пешком летом.
Зоя Ивановна Сидорова-Скотникова вспомнила, что отец рассказывал ей, как Сидор Иванович явился в родную деревню из заграничных гастролей в лохмотьях и без денег. Показаться ему в таком виде родным и знакомым было стыдно, и он, подвыпив, спрятался в подклети, где его спящим и обнаружила супруга.
После мучительного возвращения с парижских гастролей хор Кондратьева не прекратил свою деятельность и еще долгие годы радовал жителей нашей необъятной страны своим искусством.
Было у хора свое клише, на котором запечатлены двенадцать рожечников в своих национальных костюмах: штаны и рубаха из самотканного холста, шляпа, на ногах — лапти, а на плечах — халат из верблюжей шерсти.


Клише парижской афиши.
Двое сидящих по-турецки на первом плане – слева это Николай Васильевич Кондратьев (руководитель хора), а безбородый - Иван Алексеевич Балакин. В середине верхнего ряда стоит – Пахарев Петр Гордеевич, самый молодой участник коллектива и впоследствии продолжатель дела Кондратьева.
Список участников хора Н.В. Кондратьева: Кондратьев (Мишнево) – рожок, Балакин (Мишнево) – рожок, Царапкин (Суслово) – рожок, Коровкин (Горки) – рожок, Капанин (Берково) – рожок, Акулин Сидор Иванович (Остров) – труба, Харлам Иванович (Машково) – рожок, Муравьев Мих. Ив. (Каменово) – труба, Пахарев (Симаково) – рожок, Морозов (Симаково) – труба, Потап Ермилыч (Машково) – рожок, Любимов (Ковров) – труба.

«В Мишневе я встретился с Е.И. Дудиной. Несмотря на свои 95 лет, Евдокия Ивановна хорошо помнит то далекое время, когда Н.В. Кондратьев вместе с ее отцом И.А. Балакиным организовали хор рожечников. Ответить же, кто запечатлен на снимке, не могла, хотя бы потому, что ослепла более двадцати лет назад. Из ее же рассказа я узнал, что последние годы И.А. Балакин жил в Новках у внука Шевахина.
Дом К.И. Шевахина расположен на тихой улочке недалеко от леса. Константин Иванович приехал в Новки из Мишнева в пятидесятые годы, взяв с собой престарелого деда.
Иван Алексеевич прожил без года сто лет, был настоящим чародеем пастушьего рожка, но за столь продолжительную жизнь не научился ни читать, ни писать. Впрочем, этот недостаток скорее относится ко времени, чем к человеку. Внук рассказывал, что ко всему новому дед привыкал трудно. Ему, родившемуся, когда печи топились по-черному, а вместо окна под потолком была дыра с натянутым пузырем, чудом казалось электрическая лампочка, появившаяся в Мишневе в 40-е годы. Он недоуменно смотрел на светящийся под потолком пузырек и каким-то таинственным голосом спрашивал внука: «И кто это его там вздувает?» Еще больше поразило его воображение появление на стене круглого черного репродуктора, из которого раздавались слова: «Говорит Москва, говорит Москва...» Престарелый рожечник заглядывал за репродуктор, а отойдя, качал головой и недоверчиво приговаривал себе под нос: «Нет, паря, это не Москва».
Самым приятным событием в жизни старика были те дни, когда в Новки из Коврова приезжал старший сын Кондратьева — Родион, тоже рожечник, вместе с отцом и дядей Ваней исколесивший всю Россию (выступали в 40 крупных городах России). Однажды Родион Николаевич привез своему другу в Новки типографский снимок уже известной нам парижской афиши. Воспоминаниям в этот день у рожечников не было конца.
Вспоминали Париж, Лондон, Берлин и другие европейские города, в которых они побывали во время своих гастролей, удивляя заграницу самобытным искусством.
На следующий день внук попросил дедушку рассказать, кто запечатлен на снимке.
— Вот впереди сидим мы с Николаем, — пояснил Балакин, — он по леву руку, я по праву. Николай, как главный у нас, заигрывал, а я помогал ему верхи держать.
Затем Иван Алексеевич стал называть имена других рожечников, а Константин Иванович записал все на оборотной стороне снимка.
— Сохранился ли этот снимок? — с понятным волнением спросил я.
— Как же, как же, сохранился.
И вот он, бесценный снимок с записью первого в России хора рожечников, в моих руках. Воспроизвожу запись в подлиннике: «Кондратьев — Мишнево — рожок, Балакин — Мишнево — рожок, Царапкин — Суслово — рожок, Коровкин — Горки — рожок, Капанин — Берково — рожок, Сидор Иванович — Остров — труба, Харлам Иванович — Машково — рожок, Муравьев Мих. Ив. — Каменово — труба, Пахарев — Симаково — рожок, Морозов — Симаково — труба, Потап Ермилыч — Машково — рожок, Любимов — Ковров — труба».
Как видно, престарелому рожечнику у одних не удалось вспомнить имен, у других — фамилий. Неудивительно: запись сделана более чем через 75 лет после снимка. Но главное, мы теперь знаем тех наших земляков, которые чудесным рожком удивили Россию и Европу.
Наверное, на территории района живут внуки или правнуки народных музыкантов. Они могут уточнить наши данные. Ждем откликов.
М. ВОРОНЦОВ» («Знамя», 23 августа 1980).


И.А. Балакин. 1913 г.

Руководитель хора, как правило, был солистом, которого редко кто мог заменить.
Участники хора проживали в разных деревнях бывшего Ковровского уезда: Мишнево, Макариха, Симаково, Балмышево, Кирюшино и других. Занимались сельским хозяйством и пастушьим ремеслом и там же, среди лесов и полей, совершенствовали свое мастерство.
В зимнее время проводили репетиции, а потом создавали ансамбль из 10 — 12 человек и выезжали на гастроли в разные города России. Играли в ресторанах, театрах, садах и парках. Неоднократно игру хора рожечников записывали на грампластинки. Эти пластинки широко распространялись по России.
В 1896 году рожечники были приглашены на Всероссийскую ярмарку в Нижний Новгород. В один из дней к эстраде подошел высокий худощавый человек с густыми черными усами. Это был Максим Горький. В «Нижегородском листке» (№ 188, 10 июля 1896 г.) он писал после встречи:
«На выставке последнее время «Русью запахло»...
Я это говорю без всякой задней мысли, имея в виду такие явления, как вопленница Федосова с ее старинными русскими песнями и эпосом, как капелла Славянского, восстанавливающая XVII век своими боярскими костюмами и воскрешающая старую народную русскую песню, сильно попорченную столкновением с творчеством фабрики, и, наконец, владимирских рожечников. С последними мне привелось поговорить по поводу их искусства, — они. бесспорно, играют с большим искусством напевы русских песен.
— Давно вы этим делом занимаетесь?
— С 1883 года, сударь мой. Эво с какой поры. В тот год мы были приглашены покойным государем и перед ним играли. С той поры и пошел на нас спрос: то туда зовут, то сюда, крестьянством хоть не занимайся.
— А разве вы занимаетесь все-таки?
— Ды-ть как же! На то родились, чтобы крестьянствовать. В дуду-то играть весь век неспособно нам... зазорно будто. Тоже вон волосы седые у иного есть.
— Да чего же зазорного в игре-то?
— Оно конечно... А все как будто не схоже с крестьянским-то делом.
— Тянет земля к себе — как хошь…
Это говорил седой старик, играющий на большом рожке. У него умное лицо, с задумчивыми темными глазами и характерно окающая речь.
— Нам это так, с полгоря, игра-то,—вступается другой,— а по рождению нашему должны мы пахать.
— И это помним,—подхватывает еще один пожилой рожечник.
— Песни вы хорошо знаете, — говорю я.
— Еще бы те не знать. Чай ведь наши они, крестьянские, — восклицает первый рожечник.
— Мы их до двухсот знаем, а то и больше, заявляет его товарищ.
- Только вот играем-то. мы на память, а не по нотам, забываем часто. А ежели бы мы ноты знали, мы бы всякую музыку могли играть. Нас и то немцы охаживали, все хотят дознаться, как это мы угоюзились. По шести целковых давали за рожок,... а играть не могут. Возьмет рожок-от в губы, а он у него и не дудит... Сердятся...
— А у меня вот,— перебивает товарища старик — бас, — на шесть душ земли-то. А я с сыном, играю вот... и да-а... — задумчиво тянет он к укоризненно качает головой.
— А как публика к вам относится?
— Публика? Ничего, слушает... хвалит...
— Нас везде хвалят, — равнодушно оповещает меня один из артистов, и в тоне его не слышно ни артистического самолюбия, ни любви к своему искусству.
— Славянский вас видел?
— Ну! Он у нас описывал которые песни. Он давно нас знает. Айда-ка, сыграем, ребята!
Ребята в желтых озямах и в высоких поярковых шляпах собираются на эстраде.
И вот льется унылая, переливчатая, грустно вздыхающая русская песня. Кажется, что это поет хор теноров — поет где-то далеко только одну мелодию, без слов.
Звуки плачут, вздыхают, стонут... и очень смешной контраст с грустной песней представляют надутые, красные лица.
Печальная песня оборвалась.
— Давно играете?
— Которые лет сорок дуют...
— А грудь не болит?
— Ох, как болит! Как кашель иной раз под сердце под-катит... Ну, возьмешь стакан перцовки, ахнешь —оно и отляжет как будто.
— Чего же вы не бросите вашу игру?
— Да ведь как ее бросишь? Нельзя теперь—известны мы стали... Зовут нас... Ну, и собираешься да идешь... Ино время налетишь на зверя... вроде одного, здешнего — вздохнешь, да и пошел домой.
— А что?
— Полтораста рублей он у нас утянул... вот что.
— А вы бы жаловались.
— Где уж! — и мой собеседник уныло махнул рукой, ярко выразив этим — «где уж» свое убеждение в беспомощности.
И все они замолчали, неподвижно сидя на стульях эстрады и позевывая.
Некто X.»
А вот что писала о владимирских рожечниках собирательница народных песен Евгения Линева: «Они играют до такой степени выразительно, что иногда представляется, что они выговаривают слова…» В исполнении владимирских рожечников Е.Линева записала на фонограф “Камаринскую”.
Н.В. Кондратьев умер в 1937 году, когда ему перевалило за девяносто лет и был похоронен в деревне Кижаны Камешковского района.

В деревне Мишнево, откуда родом Николай Васильевич Кондратьев, его именем названа улица и установлена мемориальная доска подвижнику волшебного искусства владимирского рожка.
С 2007 г. ежегодно в июле в деревне Мишнево Камешковского района проводится Праздник пастушьего рожка «Хорошо рожок играет...». На втором Празднике пастушьего рожка в 2008 г. заслуженный учитель З.Т. Футерман и ее ученики из новкинской школы на свои деньги установили на одном из домов д. Мишнево мемориальную мраморную доску: «Улица имени Н.В. Кондратьева – создателя и дирижера хора рожечников, уроженца и жителя д. Мишнево».
На празднике выступают широко известные во Владимирской области и за ее пределами народные ансамбли «Владимирские рожечники», суздальская «Радуница» и многие другие фольклорные коллективы.

Хор рожечников П.Г. Пахарева в д. Симаково

Хор Петра Гордеевича Пахарева был создан в первом десятилетии ХХ века. Первоначальным ядром его были симаковские пастухи. Они снимали подряды на пастьбу скота в Коврове. П.Г. Пахарев возглавлял эту артель пастухов: заключал от ее имени договор, производил расчет. Были случаи, когда другие артели пытались перехватить подряд, но в этих спорах дело обычно решал рожок:
— Кто лучше сыграет, того и наймем, — говорили владельцы стада.
Симаковские пастухи неизменно выходили победителями в этих состязаниях.
Петр Гордеевич был участником хора Н.В. Кондратьева, и поэтому решил по образцу мишневцев создать хор в Симакове.
Фамилия у него была - Бахарев, но когда Петро стал руководить хором, он решил изменить начальную букву в фамилии на «П» — видно, фамилия «Пахарев» казалась ему звучнее и больше подходила для выступлений. (М.В. Воронцов, исследователь творчества рожечников, в своем очерке «По следам владимирских рожечников» высказывал предположение, что Пахарев – эстрадное имя Петра Бахарева, желающего подчеркнуть свое крестьянское происхождение).


Пётр Гордеевич Пахарев. Начало 20 века

Сейчас трудно установить всех участников как мишневского, так и симаковского хоров. Назовем лишь некоторые имена. Кроме П.Г. Пахарева, в нем участвовали два его брата: Николай и Исаак, однофамилец Куприян Пахарев, Петр Веселов, Александр Лютавин, Кузьма Морозов, Иван Яковлев, Никита Кряжов, Семен Зайцев, Фирс Субботин, Федор Ермолаев, Иван Метлин, Василий Михеев. Они были из Симакова или близлежащих селений: Каменова, Вахромеева, Арефина, Балмышева, Семенигина и некоторых других. Сын Петра Гордеевича, Матвей Петрович Бахарев, «не только хорошо играл на гармони, но мог починить любую, а также баяны и аккордеоны, сам клеил меха, украшал инструмент». Симаковский хор не только воспринял и продолжил лучшие традиции своих предшественников, но и внес много нового в его игру. Его уже точнее называть народным ансамблем, так как были сольные певцы и небольшая группа танцоров.


Пахарев (Бахарев) Пётр Гордеевич, руководитель хора рожечников из д. Симаково и его сын Бахарев Матвей Петрович. Сохранила фотографию Чёлышева Н.Н.

В 1902 году в Петербурге в Таврическом дворце проводилась кустарная выставка, на которую были приглашены владимирские рожечники. По всей вероятности, это был дебют Петра Гордеевича в качестве руководителя хора. Концерты проходили с исключительным успехом и вызвали большой интерес среди музыкальной общественности.
В этом отношении характерна статья музыкозеда Е.Э. Линевой «Владимирские рожечники», опубликованная в «Известиях СПБ общества музыкальных собраний». Автор не только восхищается игрой народных музыкантов, но подчеркивает социальное звучание этих выступлений. Петербургское дворянское общество, привыкшее с презрением смотреть на мужиков, было ошеломлено чарующими звуками, которые извлекались из таких простейших инструментов, богатыми вольными напевами народных песен, и, по свидетельству Е.Э. Линевой, «в душе многих нарастало неожиданное мягкое чувство к этим «сермяжникам».
С началом первой мировой войны круг поездок хора П.Г. Пахарева сузился.
Песенный и танцевальный репертуар хора был весьма широк. Наибольшей популярностью пользовались такие народные песни, как: «Коробейники», «Во саду ли в огороде девица гуляла», «Ванька-ключник», «Светит месяц», «Ой ты, сад, ты, мой сад», «Окрасился месяц багрянцем», плясовые «По улице мостовой», «Во кузнице».
Об ансамбле П.Г. Пахарева узнал выдающийся певец Ф.И. Шаляпин. Он совершил с рожечниками ряд гастролей по России, исполнял в сопровождении хора «Дубинушку», «Машеньку» и другие песни. В 1910 году рожечники выступали в Риге, где были сделаны грамзаписи. Некоторые из них дошли и до наших дней. Их можно было слышать в передачах центрального радио и телевидения.
В 1914 году в Коврове шла опера композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин», куда и приглашен был ансамбль П.Г. Пахарева для музыкального оформления массовых народных сцен.
В годы первой империалистической войны деятельность хора прекратилась.
Метлин И.В. вспоминал: «В прошлом в пастухи шли маломощные крестьяне и беднота, не имеющие родителей. Такая же участь и постигла меня. Отца и матери я лишился, когда мне было восемь лет. А через 2 года пошел в пастухи в гор. Коврове. Там было десять-двенадцать пастухов, из них три-четыре рожечника, которые на утренней заре играли на перекрестках города. Научиться играть на рожке было моей заветной мечтой. Я приобрел рожок и всегда носил его с собой, и в лесу садился на пенек или на кочку и дул до тех пор, пока не устану.
Потом я обратился к одному из рожечников — деду Емельяну, чтобы он научил меня. Дед Емельян согласился, но спросил с меня за учебу плату. В течение лета я выучил три или четыре песни, и моей радости не было конца. В ту пору хор рожечников под управлением Петра Пахарева играл в Нижнем Новгороде в ресторане Карлова на Сенной площади. Я тогда написал письмо своему дяде Николаю Бахареву (брату руководителя) о том, чтобы он взял меня в хор, и он это сделал. Хорошо помню, как я с котомкой и рожком в поезде четвертого класса отправился в Нижний Новгород. Проезд в этом поезде был по удешевленному тарифу, а потому пассажиры были рабочие и сезонники. Они увидели у меня рожок и попросили что-нибудь сыграть. Я просьбу их выполнил, а один из пассажиров снял с меня шапку, в которую посыпались пятаки и гривенники, и это за дорогу повторялось несколько раз, я собрал таким образом около десяти рублей.
Первое время я в хоре только стоял и держал рожок около губ. Но потом стал привыкать, а всего работал больше трех лет. В то время хор рожечников стал профессиональным. Ездили на гастроли зиму и лето, и только были перерывы на так называемый великий пост. Все увеселения прекращались и мы уезжали на семь недель домой, а после «пасхи» обратно отправлялись на гастроли в разные города России.
В репертуаре хора рожечников было более двухсот русских народных песен глубокой старины и крепостного права, а также исполняли современные песни того времени, причем, нотных записей участники хора не имели, а исполняли песни исключительно по слуху.
Припоминаю такие случаи: когда наш рожок брал в руки музыкант духового оркестра и пробовал сыграть, обычно ничего не получалось. За время пребывания в хоре рожечников мне довелось побывать неоднократно в Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Самаре, Царицине, Костроме и других городах.
С началом первой мировой войны хор рожечников фактически прекратил свое существование и только иногда у себя на родине, в Ковровском уезде, выступал в театрах и рабочих клубах Владимира, Коврова, рабочего поселка Камешкова, Вахромеева и других. А также выступал на первомайских и октябрьских торжествах, исполняя русские народные песни.
В период первой мировой и гражданской войн ряд участников хора был призван в армию, а те, кто остались дома, занялись сельским хозяйством и пастушьим ремеслом, в том числе стал пастухом и руководитель хора П.Г. Пахарев».
Хор выступал на Владимирских губернских конференциях и совещаниях, в клубах Ковровского района, в частности при фабриках им. Свердлова, им. Володарского, во многих населенных пунктах.
Под влиянием исторических событий в их репертуаре появились революционно-патриотические произведения – «Варяг», «Варшавянка», «Вперёд, заре навстречу», «Во солдаты Ваню мать провожала» и другие.
Летом 1923 года хор рожечников Владимирский окр. исполком направил на первую Всероссийскую сельскохозяйственную и промышленную выставку в Москву. Было их двенадцать рожечников, в том числе и глубокие старики. Музыкантам предоставили для выступлений открытую сцену главного павильона и ресторан «Моссельпром». Успех был исключительный. Так в программе одного выступления намечалось сыграть три-четыре песни, а приходилось исполнять больше.Хотя рожечинки были посланы на один месяц, но Главвыставком оставил их до конца выставки. Хор сделал 110 выступлений.
Пять наигрышей, которые звучали в концертах рожечников на сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 г. успел записать на фонограф М.Е. Пятницкий, основатель русского народного хора. Он живо интересовался рожечным искусством владимирских пастухов и привлекал их к инструментальному сопровождению песен в своем хоре. Зазвучавшие в оркестре хора рожки придали ему свежих и ярких красок.
В тот год свидетелем выступления хора стал журналист и начинающий писатель Михаил Булгаков. Вот как заканчивается его очерк "Золотистый город". "На сцене, став полукругом, десять клинобородых владимирских рожечников высвистывают на длинных деревянных самодельных дудках старинные русские песни. То стонут, то заливаются дудки, и невольно встают перед глазами туманные поля, избы с лучинами, тихие заводи, сосновые суровые леса. И на душе не то печаль от этих дудок, не то какая-то неясная надежда. Обрывают дудки, обрывается мечта".
По окончании выставки рожечники были приглашены в Кремль на смычку народов Востока. Там, в Кремле, в одном из дворцов в присутствии правительства играли русские народные песни. Все им аплодировали.
К рожечникам подошел М.И. Калинин и попросил: «А ну, владимирцы, сыграйте еще что-нибудь из русских народных песен». Эта просьба всесоюзного старосты была охотно выполнена. Потом каждый участник хора был удостоен диплома, которым Главвыставком выразил им признательность за оригинальное исполнение русских народных песен в крестьянском хоре рожечников.
Хор Петра Гордеевича Пахарева перестал существовать, видимо, в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Но камешковцы и после этого могли наслаждаться игрой на рожке. Василий Карпович Михеев со своим сыном Николаем, первый на рожке, второй на гармошке, часто выступали на смотрах художественной самодеятельности клуба фабрики имени Свердлова, пользуясь неизменным успехом.
«По приглашению Дома колхозника из Небыловского района прибыла группа пастухов-рожечников. 18 и 19 марта рожечники демонстрировали свое искусство в клубе для приезжающих. Они исполнили русские народные и современные песни. В числе рожечников-любителей бывший участник хора рожечников, выступавших в 1928 году в Москве, в присутствии Максима Горького, 60-летний А. Ларионов.
Особенно искусно выполняет современные советские песни рожечник Александр Матюнин. В частности, он хорошо исполняет на рожке «Марш веселых ребят» и «Песню о родине». Как рассказывает Матюнин, он разучивает песни, слушая их в исполнении патефонов и по радио» («Знамя», 21 марта 1937).
«При Кишлеевской избе-читальне, под руководством ее заведующего тов. Афонина, создан хор рожечников. В нем участвуют И. Илларионов с сыном, Е. Сидоров, В. Агапов и другие пожилые колхозники.
На старинных народных музыкальных инструментах — рожках хор исполняет песни «Златые горы», «Сама садик я садила», «Ревела буря» и многие другие» («Призыв», 1 мая 1946).


П.Б. Камалетдинов. Портрет Петра Гордеевича Пахарева - руководителя хора рожечников. 1982 г.

Хочется сказать несколько слов о руководителе хора П.Г. Пахареве. Это талантливый музыкант-самородок. Он обладал большими музыкальными способностями, отличался тонкостью игры на рожке и знанием напевов русских народных песен.


Ансамбль Пахарева, в среднем ряду второй слева Петр Гордеевич

«В Коврове на улице Абельмана живет дочь П.Г. Пахарева — Матрена Петровна, ей за восемьдесят. В беседе она рассказала об отце:
— Ездил много. Дома поживет несколько деньков и снова его нет. Бывало, мама говорит ему: «Хватит тебе по свету мыкаться, отдохни», «Эх, елки-палки, Саша,—отвечал он,— как же я брошу, если просят?»
Такая активность объясняется не только материальными соображениями. Ни один рожечник не оставил после себя состояния. Все они трудились в своих крестьянских хозяйствах до последних дней жизни, мозолистыми руками на клочке земли добывая хлеб насущный. П.Г. Пахарев и его товарищи видели в своем искусстве нечто большее, чем просто приработок, считали его нужным для народа, а свои выступления — как служение ему. Высокая цель рождала то вдохновение, которым было исполнено каждое выступление народных музыкантов.
М. ВОРОНЦОВ» («Знамя», 4 сентября 1980).
Умер П.Г. Пахарев от воспаления легких в 1930 году у себя на родине в дер. Симаково в возрасте около семидесяти лет. Похоронен на Погосте в селе Тынцы, под оркестр хора рожечников. А позднее умерли и все участники прославленного хора рожечников, который был единственным в России.
Метлин И.В. родился в 1899 году в г. Коврове, член КПСС с 1926 года. Проживал до 1932 года в дер. Симакове, работал на фабрике имени Красина, а потом Ковровским РК партии был послан на работу в ОГПУ.


Николай Гордеевич Бахарев и Иван Васильевич Метлин (справа)

Николай Гордеевич Бахарев был известным мастером по изготовлению рожков из можжевельника (по утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают именно такие рожки), к нему ехали за ними отовсюду. Работал неторопливо, добивался изящного внешнего вида рожка, хорошего звучания. Выступали рожечники в солидном возрасте уже только по области, поэтому как-то надо было зарабатывать на жизнь. Кроме того, что он делал замечательные рожки, Николай Гордеевич мог починить любые часы, их тоже ему несли со всей округи. К концу жизни он овдовел, жить один не захотел и ушел на Володарку (поселок им. Горького в Камешковском районе) к другой женщине, «где и остался до конца своих дней».
«ВСТРЕЧИ В ЭДЕМСКОМ
О владимирских рожечниках бытует немало легенд, порой путаных и противоречивых. И не удивительно: сейчас живут внуки и правнуки этих людей. Каждое поколение что-то упускало, а что-то домысливало от себя.
В селе Эдемское живет Л.Е. Взорова — внучка Николая Гордеевича Пахарева. На мое счастье, в день посещения у нее оказалась приехавшая из Малыгина мать Анна Николаевна. Быстро нахлынули воспоминания.
Рожечники брали Аннушку с собой за хозяйку. Девушка варила им лапшу, жарила картошку, убирала комнату. Несмотря на громкую славу, жили мужики скромно, каждый старался побольше сколотить деньжонок для хозяйства до порадовать семьи гостинцами.
— Дедушка Николай сам делал рожки, — добавляет рассказ матери Любовь Ефимовна. — Отбирая в лесу потолще можжевельник, дома садился за работу.
Внучка, конечно, видела только внешнюю сторону дела. Заставить звучать дерево так, как хочется мастеру, — это большое искусство. Работать должны не только руки, но и ум и сердце. Сам Николай Гордеевич играл на басе, удивляя всех красивыми вариациями.
В Эдемском мне подарили крупную фотографию (размером 24X30 см), на которой запечатлены П.Г. Пахарев, его сын Василий и брат Николай. Снимок относится примерно к 1910 году — пора расцвета таланта рожечников, наиболее интенсивных выступлений ансамбля. Одеты музыканты в парадную форму. На Петре Гордеевиче белая манишка, пиджак в полечку, жилет в клетку. На лацкане пиджака справа крупная медаль оригинальной формы, слева еще четыре медали, одна вверху и три, соединенные колодочкой, пониже. Взгляд спокойный, уверенный, полный достоинства. Кажется, вот-вот разожмет губы и скажет: «Вам не придется краснеть за нас. Мы показали, как умен, красив и талантлив наш народ».
Знакомясь с биографиями пастухов-рожечников, выходцев из беднейшего крестьянства, я заметил, что Великий Октябрь внес в их жизнь новую светлую струю. Все они активно включились в строительство новой жизни. Прославленный бас Н.Г. Пахарев был избран волостным военным комиссаром, сын руководителя ансамбля Василий возглавил комбед, затем добровольно ушел в Красную Армию и погиб на Уральском фронте.
М. ВОРОНЦОВ».


(слева направо) П.Г. Пахарев, его сын Василий и брат Николай. Начало 20 века

«С АВТОМАТОМ И РОЖКОМ
Следующий, третий период в развитии этого самобытного искусства переносит нас с Камешковской на древнюю Суздальскую землю.
Преемником и продолжателем традиций камешковских рожечников стал пастух из села Вышеславское Александр Васильевич Сулимов, который внес немало нового в развитие самобытного народного творчества.
Пасти скот Санька начал с десяти лет. Пастух Никита Камышников нанял его за полцены, пообещав за другую половину научить играть на рожке. А через два года подпасок сдавал экзамен. Пока играл песни, учитель жмурился, а когда рожок повел рассказ о своем, сердечном, просветлел.
— Завещано мне от старших передать рожок самому искусному игроку, — сказал Никита. — Бери его навечно, Санька, ты достоин этой чести.
Сделан был рожок из пальмового дерева, отличался чистотой и силой звучания. Получить в подарок такой изумительный инструмент было заветной мечтой деревенского подростка.
В 1935 г. переселился с семьёй в д. Жабриха Савинского района Ивановской области, где произошло событие, изменившее его судьбу. В 1936 г. в деревню приехал представитель Красной Армии и предложил Александру Сулимову возглавить красноармейский ансамбль рожечников.
В августе 1936 года А.В. Сулимова призвали на сверхсрочную службу в Красную Армию. Через год, после успешного выступления хора Сулимова на окружном смотре армейской самодеятельности в Москве, по инициативе наркома обороны Маршала Советского Союза К.Е Ворошилова рожечники были зачислены в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Здесь они освоили нотную грамоту и игру на дополнительном инструменте – щипковом или ударном.
Репертуар хора рожечников А.В. Сулимова состоял преимущественно из русских народных песен, но были и военно-патриотические произведения, например, знаменитая «Катюша». В 1930-е годы рожечная музыка в исполнении хора Сулимова звучала на Всесоюзном радио, записывалась на грампластинки. Сохранились даже записи, на которых знаменитая Лидия Русланова поет русские народные песни в сопровождении сулимовских рожечников.
Особенно памятным для Сулимова был концерт, посвященный 20-летию РККА. Выступали в Большом театре Союза ССР. В ложах — руководители партии и правительства, маршалы и генералы. Выступление открыли любимой песней всех поколений владимирских рожечников «Вдоль по Питерской». Аплодисментам и вызовам на «бис» не было конца. Выступление рожечников, видимо, тронуло души слушателей.

В начале Великой Отечественной войны хор А.В. Сулимова вместе с Ансамблем песни и пляски Московского военного округа выступал в войсках вблизи фронтовой линии. В трудном 1942 году А.В. Сулимов и другие участники хора ушли добровольно на фронт. Сержант Сулимов служил связистом. На привалах между боями собирались вокруг сержанта бойцы, а он вынимал рожок — и лилась протяжная песня о красоте нашей земли, о могучей русской силе. Светлее и радостнее становилось на сердцах бойцов. Руки крепче сжимали автомат, росла уверенность в победе над ненавистным врагом...
А.В. Сулимов прошел большой путь по дорогам войны от Тихвина до Праги. За боевые заслуги он был награжден орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, двенадцатью медалями.
После возвращения с войны А.В. Сулимов нес службу в рядах милиции, был активным организатором колхозного строительства. Но его страсть к народному искусству и творческий потенциал вновь реализовались в создании хора рожечников из Владимирской и Ивановской областей. В феврале 1948 г. этот хор выступал в Москве на сцене Большого театра СССР, в заключительном концерте Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. На протяжении последующих двух десятилетий хор рожечников А.В. Сулимова продолжал радовать зрителей и получал награды на областных творческих конкурсах.
Недавно автору этих строк довелось встретиться и поговорить с известным рожечником.
...Мы сидим с Александром Васильевичем в его доме, о деревне Большое Кстово, Савинского района, Ивановской области, где он сейчас проживает.
— Да, интересное было время, — вспоминает рожечник. — Ну, мог ли я, босоногий подпасок, мечтать, что буду выступать в Большом театре?
Незаметно прошло несколько часов беседы. Александр Васильевич подарил мне на память несколько фотографий, назвал имена камешковцев, которые в разные времена выступали вместе с ним. Творческий путь талантливого музыканта отмечен пятью Почетными грамотами и рядом других наград.
М. ВОРОНЦОВ, внешт. корр. «Знамени» («Знамя», 11 декабря 1980).


А.В. Сулимов

Последняя попытка возродить хор камешковских рожечников была предпринята в начале пятидесятых годов по инициативе клуба «13-й Октябрь» города Камешкова. Работа была поручена все тому же В.К. Михееву. Он обошел северную часть района и отобрал группу способных к игре на рожке. Но во время командировки простудился (дело было ранней весной) и вскоре умер. На этом все и закончилось.
«Есть ли сейчас в нашем районе талантливые мастера игры на рожке? Да, есть! Мнение, что рожок — это патриархальщина, это искусство прошлого — безусловно, ошибочное. Автор этого очерка может назвать немало лиц, преимущественно пастухов, которые и сейчас увлекаются игрой на рожке, например, В. Арефьев, М. Козлов, А. Бакаев из Эдемского, А. Котков, Н. Сотов, Г. Жигарев из Балмышева, И. Крюков, Н. Гаврилов из Камешкова. В этом списке нет и десятой части тех мастеров пастушьего рожка, которые живут сейчас в нашем районе. Традиция завет, нет только организаторов.
Хор рожечников — это так-же великолепно, как собор Спаса на Нерли, как мстёрские художественные миниатюры, как фрески Рублева — все, чем славна наша владимирская земля. Районным организациям и, в первую очередь, отделу культуры, надо возродить этот традиционный для камешковской земли вид искусства, — о котором можно сказать словами поэта: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
Дневная июльская жара постепенно спадала к вечеру. Веяла приятная прохлада. На одной из небольших камешковских улиц появился среднего роста человек в малиновой поддевке из бархата, блестящих гамбургских сапогах. Его выразительное лицо с негустой бородой и закрученными усами выглядело весьма привлекательным. В руках он держал пастуший рожок. Мужчина глубоко вдохнул в себя, поднес к губам инструмент — и полилась мелодия русской народной песни: «Уж ты, сад, ты, мой сад». Скоро около музыканта собралась толпа: девушки и парни, старички и старушки, вездесущие мальчишки.
— Дядя Вася, еще что-нибудь, — просят собравшиеся.
Василий Карпович Михеев сегодня по случаю вознесения немножко навеселе, поэтому охотно соглашается.
— Так и быть сыграю. Что вам, молодицы?
— «Лучинушку», — дружно отвечают девушки.
Заунывно, выговаривая каждое слово, запел рожок:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
Знать, мое сердечко ноет,
Как осенний лист дрожит...
Погасли последние звуки, но все долго молчат, не могут оправиться от навеянной грусти. Кое-кто из девушек смахнул слезу.
Первыми пришли в себя парни:
— Плясовую, дядя Вася.
Лицо рожечника преобразилось, пробежала легкая улыбка. Он топнул ногой и весело заиграл: «По улице мостовой шла девица за водой». Образовался широкий круг, начались веселые русские пляски под рожок.
М. ВОРОНЦОВ» («Призыв», 18 марта 1969).


«Играй, рожок!» 2016. Холст, масло. Холин Дмитрий Аркадьевич. г. Владимир.

«Рожечники из Мишнево». 2017. Дерево, масло. Холин Дмитрий Аркадьевич.

Владимирский рожок - это уже более совершенный музыкальный инструмент. Простота формы и способ изготовления, оставшиеся такими, какими были несколько столетий назад, сделали инструмент любимым в среде пастухов. Устройство рожка - это ствол конической формы, заканчивающийся раструбом. На другом конце находятся мундштук в форме чашечки с углублением для губ и шесть отверстий на стволе.

В зависимости от разновидностей инструмента колеблется и его длина (300-1000 мм), диаметр раструба 50 мм, диаметр мундштука 20 мм. Толщина стенок составляет 5-8 мм. Отверстия имеют форму конуса, основания которого обращены внутрь рожка, а вершина к внешней стороне. Отверстия вырезаются на одной из половинок инструмента до их склейки. Благодаря узкому внутреннему каналу игровые отверстия не имеют точного расположения. Они находятся относительно друг друга на одинаковом расстоянии.

Музыкант-этнограф, исследователь русских народных музыкальных инструментов Привалов Н. Г. еще в начале двадцатого столетия проводил экспериментальную работу по усовершенствованию этого инструмента. В своих работах он отмечал, что мастера не придавали особого внимания расположению отверстий на стволе рога. Поэтому разница в их местоположении иногда достигала 3-4 см. Нужно только, чтобы они находились на одинаковом расстоянии - или ближе к раструбу, или дальше от него. Чистота тонов достигалась силой подачи струи воздуха, позволяющей повышать или понижать тон. Народные исполнители в своей музыкальной практике никогда не играли в нижней октаве, из-за плохого звучания, а играли в верхней, звуки которой имеют красивую окраску.

Рожки имеют шесть игровых отверстий: пять из них расположены на лицевой стороне, одно с тыльной. Звукоряд рожка - диатонический мажор с пониженной VII ступенью, диапазон при передувании достигает 1,5 октавы.


Владимирский рожок

Существуют две разновидности рожка: малый рожок (местное название «визгунок») и большой рожок («бас»), длина которого вдвое больше малого рожка.

Народные музыканты использовали и другую разновидность этого инструмента. «Полубасок» - так называли средний между большим и малым инструментами рожок Его длина достигала 50-60 см. В ансамбле музыкантов-рожечников его применяли как сольный инструмент. Так, например, ансамбль из двух музыкантов, играющих на малых рожках, в народе назывался «двойка», из двух малых и одного «басового» - «тройка». Последний является наиболее распространенной формой коллективной игры.

Ансамбль народной музыки "Владимирские рожечники"


Ансамбль народной музыки "Владимирские рожечники"

Ансамбль владимирские рожечники ВОМК создан в 1997 году с целью пропагандирования и популяризации русского рожечного искусства родного Владимирского края. Участники ансамбля студенты отделений народного хора и народных музыкальных инструментов.

Репертуар коллектива состоит из народных песен и наигрышей разных областей России с акцентом на центральный регион и включает в себя как произведения ранее известных и популярных ансамблей рожечников конца XIX начала XX века, так и современных обработок народной музыки.

Репертуар ансамбля обширен и многогранен, и состоит из лирических, плясовых, свадебных, кадрильных, календарных, шуточных, солдатских песен разных областей России. В исполнении ансамбля можно послушать старинные наигрыши и песни знаменитых в далеком прошлом на весь мир владимирских рожечников, это «Сизый голубочек», «Светит месяц», «Долина широкая», «Как под яблонькой», «Зимушка зима», «Во лузях», «Русского», «Ночи темные», «По улице мостовой», «Уж ты сад, мой сад», «На Васильевском славном острове».

Музыкальные обработки русских народных песен «Ах, ты береза», «Уж вы стары старики», «Во кузнице», «Барыня», «Тимоня», «Сыпал снег буланому под ноги», «Я пойду млада», «Не будите молодую», «Во субботу день ненастный» вошли в золотой концертно-репертуарный фонд ансамбля.

Так же репертуар ансамбля украсили рекрутские песни - «Ой, не кукушечка кукует», «От чего камень зарождается», «Сизенький голубчик»; лирические - «Из-за лесика», «Да уж ты зорюшка заря», «Вьюн на воде»; плясовые – «Долина – долинушка», «Как у наших у ворот», «Три дня молодца женили», «Настя по саду гуляла», «А у нас нонче, белый день», «Из-за гор, гор высоких», «Христос Воскрес», «Смоленский гусачок».

Ежегодно ансамбль дает более 60-ти концертов, выступая в школах, воинских частях, на городских и областных мероприятиях, часто являясь «визитной карточкой» Владимирской области. Ансамбль с успехом выступал во всех районах Владимирской области и за ее пределами (Петрозаводск, Тверь, Кострома, Москва, Нижний Новгород, Красноярск, Чебоксары).
Ансамбль выступал на лучших концертных площадках страны (залах РАМ им. Гнесиных, концертном зале им. П.И. Чайковского, Кремлевском Дворце Съездов), совместно с фондом «Новые Имена» был на гастролях в Германии.
Ансамбль является многократным лауреатом и дипломантом Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей народных инструментов.
О «Владимирских рожечниках» часто выходят статьи в областной прессе, транслируются передачи с участием ансамбля на областном радио и радио России, а также на Центральном телевидении.
В 2007 году ансамбль стал Лауреатом 1 Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России.
В 2009 году коллектив ансамбля «Владимирские рожечники» стал Лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы за сохранение и развитие традиций народного музыкального искусства.
В 2006 году ансамблю присвоено звание «Народный коллектив».
В 2010 г. Отмечен благодарностью министра культуры РФ за активное участие в организации и проведении Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют победы».


Ансамбль народной музыки "Владимирские рожечники"

Активная концертная и просветительская деятельность ансамбля «Владимирские рожечники» способствует проникновению исконно русской музыки в души различных слоев населения и укреплению патриотических чувств.
Яркие, насыщенные мужские голоса в сочетании с народными инструментами всегда вызывают только положительные эмоции, даже у самой взыскательной публики.
Все участники ансамбля профессиональные артисты, имеющие высокий вокальный уровень, мастерское владение народными инструментами (Коса, Топоры, Владимирский рожок, Жалейки, Свирели, Кугиклы, Баян, Гармонь, Контрабас, Барабан, Бубен и другие инструменты). Выпускники Владимирского областного музыкального колледжа, на данный момент студенты заочного отделения Московских ВУЗов - Российской академии музыки им. Гнесиных, Московского Государственного Университета Культуры.

Музыкальный руководитель ансамбля – Лебедев А.А.



ИСТОРИЯ города Владимира.

Областной Центр народного творчества.
Народные, образцовые любительские коллективы Владимирской области.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (15.09.2015)
Просмотров: 7722 | Теги: Ковровский уезд, Владимир, Камешково | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru