Начало строительства завода «Электроприбор». Филиал завода "Автоприбор"
Владимирский завод «Электроприбор»
ОАО "Владимирский Завод "Электроприбор" действует с 22 апреля 1994 г. Генеральный директор - Терешин Сергей Анатольевич (с 28 июня 2010 г.). Адрес: город Владимир, улица Батурина, д. 28. Сайт завода: http://electropribor.ru/
До кон. 1930-х годов на месте тракторного завода росли хорошие дубовая и ольховая рощи, на месте завода «Электроприбор» и парка им. 850-летия города Владимира простиралось поле, где колосились пшеница или рожь. В 1938 году было принято решение о строительстве в городе трех заводов. В 1939 году вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома о строительстве во Владимире трех заводов: завод № 328 должен был выпускать авиационные приборы, завод № 303 (машиностроительный завод) Наркомата вооружений и завод № 387 Наркомата авиапромышленности. В 1938 году во Владимире была организована Стройконтора № 3 при Тресте № 37, которой было порчено строительство заводов и жилого посёлка. Основной рабочей силой был так называемый спецконтингент, попросту зэки. В апреле 1940 года были привезены принудительные переселенцы из Западной Украины и Буковины, присоединённых тогда к СССР. Жизнь в Залыбедье закипела. Сотни рабочих-строителей начали возводить заводские корпуса, на пустырях ближе к заводу строились бараки для заключённых и вольнонаёмных. Эти бараки, постояв 30 лет, были снесены лишь в конце 60-х годов. Так же было построено 10 трёхэтажных домов в посёлке Всполье. Руководить строительством назначили Сергея Петровича Лимонова - отца известного архитектора и реставратора Киры Сергеевны Лимоновой. Грамотный специалист, честный и порядочный человек, он не любил партийного волюнтаризма и приучал своих подчинённых строить качественно и надолго. Он оставил воспоминания, но о строительстве двух заводов перед войной написал мало, ибо объекты эти были закрытыми. Сначала приступили к строительству завода № 328, предназначенного для производства авиационных приборов. Авиационную промышленность в те годы курировал сам Сталин И.В. Во Владимире уже работал завод Наркомата Авиапрома - ОЗПО, директору которого Цаплину И.И. было поручено контролировать и оказывать содействие строительству нового завода. Директором завода № 328 в начале 1940 г. назначен Жердев Иван Никитович. Жердев родился в 1909 г., член ВКП(б) с 1929 года. Дело номенклатурного работника И.Н. Жердева было изъято из партийного архива неизвестно кем и когда. Не найдены его фотографии. Ветераны, дожившие до наших дней, вспоминают его как сурового, серьёзного, военной выправки мужчину. Строительство велось ударными темпами. Первый корпус «Б» в двухэтажном исполнении завода № 328, в котором ныне располагаются цех № 3, сборочное производство и заводская столовая, был сдан в эксплуатацию в 1941 году. Тогда же были построены первые три здания барачного типа, в которых сначала жили строители - зэки, а с 1944 года - немецкие военнопленные.
Военнопленные немецкие строители на территории будущего завода «Электроприбор»
Всего к началу войны было построено пять цехов, гаражи и котельная. Предполагалось также построить ВВП (взлётно-посадочную полосу) от будущей заводской территории. В июне 1941 года грянула война. В начале войны Стройконтора № 3 была преобразована в ОСМУ № 5 (особое строительно-монтажное управление), которое подчинили ОСЧМ №15 в Москве (особой строительно-монтажной части). В связи с интенсивным переводом промышленности на восток дальнейшее строительство объектов завода замедлилось. В конце 1941 года строительство заводов и жилых домов приостановилось: вся техника ОСМУ-5 была передана в Москву на нужды обороны. Большая часть строителей была эвакуирована в город Рубцовск, где в 1942 г. началось строительство Тракторного завода, и на оборонные рубежи Москвы. Строительство было заморожено. На территории построенных цехов заводов №№ 303 и 328 какое-то время располагались истребительные отряды. По распоряжению Наркомата авиапромышленности в 1942 г. возобновилось строительство законсервированного завода № 328. Городской комитет партии обратился к Народному комиссару по строительству с просьбой организовать во Владимире строительное управление для окончания строительства этих заводов. А решение вопроса о необходимой рабочей силе шло по уже хорошо обкатанному в стране в 1930-е годы пути. Заместитель начальника 5-го стройуправления и секретарь городского комитета партии 3 марта обратились к начальнику ГУЛАГа с такой просьбой: «Для выполнения правительственного решения по достройке и восстановлению ранее законсервированных заводов № 303, 328 и 387, просим вашего указания Ивановскому областному управлению НКВД о создании на строительстве этих заводов в г. Владимире исправительно-трудовой колонии численностью 1500-2000 человек. Завод № 303 Наркомата вооружений и завод № 387 Наркомата авиапромышленности имеют особое значение для обороны страны и потому восстановление их должно быть проведено в кратчайший срок. При отсутствии на месте достаточных кадров рабсилы, создание НТК является единственным источником получения ее с целью быстрейшего выполнения указанного решения. На строительстве этих заводов в прошлом году до ноября месяца работала НТК, и потому для размещения таковой имеются все необходимые условия. При формировании НТК желательно иметь рабочих всех квалификаций». Говоря об имеющихся «необходимых условиях», авторы имели в виду наличие построенных в 1940-41 гг. бараках, где жили заключенные, строившие заводы накануне войны. Рабочая сила привлекалась также путем оргнабора в сельской местности. В 1942 году были проложены основные магистральные коммуникации водопровода, канализации, электропитания. В крайнем бараке была смонтирована отопительная котельная на торфе, отапливавшая первые четыре строения. Таким образом, была создана инфраструктура, позволявшая в случае нужды обеспечить и нормальную эксплуатацию, и дальнейшее строительство предприятия. В августе 1942 года председатель ГКО говорил о том, что завод № 328 «вступил в частичную эксплуатацию.
В 1942 году специальная комиссия определила три места строительства новых тракторных заводов: один начали строить уже в 1942 г. в Рубцовске на Алтае, а второй и третий - в 1943 г. в Липецке и Владимире. Первым секретарем Ивановского обкома партии был Георгий Николаевич Пальцев, который являлся и председателем Иваново-Вознесенского комитета обороны. Однажды ему позвонили из Москвы с приказом проработать предложение специалистов о строительстве во Владимире тракторного завода. Уже через час в обкоме началось совещание по этому вопросу. В тот же день Георгий Николаевич выехал во Владимир, где его уже ждали. От он с членами горкома партии и специалистами уже ходит по цехам машиностроительного завода, а в конце дня уже звонит в Москву и докладывает, что каких-либо препятствий для начала строительства тракторного завода на предложенном месте нет, и можно вносить этот вопрос на окончательное рассмотрение. Владимирский «Тракторный завод» начал строиться в конце марта 1943 г. по решению ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров от 28 февраля 1943 года «на базе строящегося там машиностроительного завода» № 303. В 1943 году ОСМУ-5 приступило к «реконструкции существующих и строительству новых цехов тракторного завода». Директором строящегося предприятия был назначен Яков Аркадьевич Яковлев (Эпштейн), работавший до этого директором завода "Автоприбор". К осени 1943 года был решен вопрос о передаче производственных мощностей завода № 328 в распоряжение Эпштейна. Жердева обязали в течение недели передать корпуса и людей ВТЗ. Последовала быстрая передача зданий, оборудования, людей и в 1944 г. на территории завода № 328 начали работать инструментальный цех ВТЗ и ФЗУ, где готовили будущих тракторостроителей. Директором ФЗУ была назначена Татьяна Дмитриевна Николаева, в будущем заместитель председателя горисполкома, затем директор ГПТУ-27. О ней тепло вспоминали многие рабочие тракторного завода и «Электроприбора». Начальником инструментального производства был Бражников П.Г. Но уже в 1944 г. он был занят переводом инструментального цеха на основные площади ВТЗ, пуском и наладкой там оборудования, и на хозяйстве оставался его заместитель Никитин Василий Георгиевич, о котором тепло вспоминают те, кто работал под его руководством.
«ТРЕХМЕСЯЧНЫЕ КУРСЫ. Отдел технического обучения завода организует при инструментальном цехе курсы по обучению новых рабочих специальностям: токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и заточников. Срок обучения 3 месяца. На курсы принимаются рабочие, как работающие на заводе, не имеющие специальности, так и не работающие на заводе. После окончания курсов обучившимся присваивается 3—4 рабочий разряд» («Тракторостроитель», 11 января 1948). «Ответ инструментальщиков В смене мастера тов. Володина в инструментальном цехе обсуждено обращение коллектива участка старшего мастера тов. Кириллова по достойной встрече 30-летия Советской Армии. Эта смена изготовляет фрезы, развертки и обязалась выполнить месячное задание к 26 февраля. Токарь тов. Афанасьев и фрезеровщик тов. Российский дали слово ежедневно выполнять не менее двух норм каждый» («Тракторостроитель», 13 февраля 1948). Медицинское обслуживание рабочих завода проводится здравпунктами № 1 (на территории завода), № 2 (в инструментальном цехе) и амбулатория на ул. Всполье.
И здесь пора рассказать о том единственном рабочем завода «Электроприбор», который начал трудовую деятельность еще на заводе № 328 и, никуда не уходя с этой площадки, завершил свой трудовой путь на заводе “Электроприбор” в 1994 году. И не просто рабочий. По мнению безоговорочно всех заводских специалистов-энергетиков, он был лучшим электромонтером за пятидесятилетнюю историю завода.
Николай Михайлович Тихонов
Это Николай Михайлович Тихонов. Скромный и несловоохотливый, как все подлинные «мастера - золотые руки», он рассказывает: «Село наше Лунево в 10 верстах от города на горе над Клязьменской поймой. Смотришь от Оргтруда - живописная картина. Красивые места. Но земли уж очень небогатые, песок да глина. Жили всегда луневцы скудно, а при колхозах и подавно. Поэтому и в старое время уходили мужики и парни на отхожий промысел или на заработки. Кто на фабрику «Оргтруд», кто во Владимир. Война пришла, когда мне было четырнадцать лет. Отца сразу взяли на фронт, откуда он не вернулся. Было в семье еще две младших сестры. Туго нам приходилось. На наши с матерью нищенские трудодни прожить было невозможно. Ранней весной сорок третьего года подался я в город и 6 марта был принят учеником электромонтера на завод 328, директором которого был тогда И.Н. Жердев, серьезный, суровый мужчина. Да и порядки тогда были суровые. Добирался на работу и с работы так: пешком от села до Рахманова перевоза, да от перевоза через Доброе до Всполья, или через «Оргтруд» до Лемешков, а там на поезде до вокзала и оттуда пешком до завода. В общем, на дорогу туда и обратно уходило до 4 часов, а работали в войну по 12 часов. Вот и посчитай, сколько оставалось на сон и домашние дела. Выходные - не всегда. Если сложить все километры, что я по молодости отмахал на работу и с работы - всю Россию пешком прошел. Летом-то куда ни шло, хуже зимой в ветра и морозы. Но противней всего в глухую осень, дожди и слякоть, когда вымокаешь насквозь. Первым делом, как добежишь на работу, сушить куртку да сапоги. Дома у печки, а на работе у батареи. Но пути назад не было, даже мысли такие не посещали. Тогда ведь все так жили. А дело, которому меня научили на заводе - нравилось, отдал я ему потом всю жизнь. Электриков тогда уважали, труд-то квалифицированный. Наставники мне попались хорошие, настоящие товарищи. А и нельзя было без спайки, чувства локтя, работа- то повышенной опасности. Завод в 1943 году был небольшим. Один двухэтажный корпус и три барака кирпичных, где потом были литейка, гальваника да склады. А тогда там за колючей проволокой жили строители-заключенные. Но территория будущего завода была распланирована до улицы Осипенко: дорожки, аллеи, колышки под корпуса. Осенью 1943 года передали нас бурно тогда строившемуся тракторному заводу. Директоров тракторного я не помню, а тех, кто командовал нами непосредственно - помню хорошо. Это были начальник инструментального производства Бражников, а затем Никитин В.Г. Пришлось нам под их руководством устанавливать и запускать оборудование для производства инструмента в корпусе «Б», а в одном из бараков - термические печи, пилы, пресса заготовительного участка. Именно тогда я и научился читать схемы электроприводов оборудования, стал читать техническую литературу и по-настоящему полюбил своё дело. Да и получалось у меня. Старшие это заметили и старались специализировать меня на электроприводах. После войны энергетиком к нам пришел К.П. Столяров, с которым мы проработали потом долгие годы. В конце сороковых началась передача нашего производства под филиал завода «Автоприбор». Какое-то время работали на одной территории два завода. А в сентябре 1952 года нас со Столяровым перевели в состав «Автоприбора». Прощай, Тракторный! 31 декабря 1954 года в моей трудовой книжке появилась запись: переведен на завод «Электроприбор». Появились у нас новые люди, новая продукция, новое оборудование. С ГАЗа были перевезены некоторые станки. Пришлось осваивать сложные электроприводы, учиться у инженеров читать схемы, особенно с элементами электроники. Нравилось мне голову поломать. Гордость испытывал, когда проходил по цехам, где каждый сложный станок при моем участии пускался. Знания и навыки мои понадобились и тогда, когда Рапопорт Д.Б. в 1967 году создал на заводе ансамбль электромузыкальных инструментов. Поручили мне обеспечивать всю электронику и электротехнику ансамбля. Пришлось поездить с ЭВИА-67 по стране. Интересно было. Молодежи в цехе в те годы было много. Обучил я не один десяток парней. Четырежды избирали меня депутатом горсовета, орденом наградили, был в числе первых заслуженных ветеранов завода. Когда пришло время пенсии, я сразу не ушёл, а перевёлся в цех №39, тогдашнее наше подсобное хозяйство, а попросту в свое родное Лунёво. Сын вот пошёл по другой части - художник он, сейчас «Заслуженный художник России» (Тихонов Александр Николаевич). Вот такая судьба. Судьбы многих первых электроприборовцев схожи, хотя люди, конечно, разные. Но было в этих простых российских крестьянских и рабочих детях то, что потом позволило заводу стать прославленным трудовым коллективом. Это трудолюбие, ответственность за порученное дело, стремление совершенствовать свои навыки, знания, забота о своих семьях и чувство товарищества. Есть люди, которые всю жизнь ищут свое место, но так подчас и не находят. А есть такие, которым судьба определяет место работы сразу и навсегда. Они могут успешно работать где угодно, но незримые нити привязывают их к одному коллективу. Они становятся неотъемлемой частью большого целого и по таким людям судят о коллективе. Они олицетворяют завод. Таким был и Н.М. Тихонов. Таков и следующий наш герой, тракторозаводец - автоприборовец - электроприборовец. В 1947 году был демобилизован из армии Константин Павлович Столяров, добросельский житель, успевший до войны получить специальность электрика. В годы войны Столяров работал электриком и энергетиком на одном из ремонтных военных заводов Подмосковья. Бурно рос после войны Владимирский Тракторный и специалисты там были очень нужны, а в энергохозяйстве особенно. Туда и пришел Столяров.
К.П. Столяров
Главный энергетик ВТЗ Григорий Зиновьевич Бухман, грамотнейший специалист, умница присмотрелся к молодому электрику и направил его энергетиком инструментального производства, которое располагалось тогда в корпусах бывшего 328 завода на Почайке. Были тогда под опекой Столярова двухэтажный корпус «Б», на первом этаже - инструментальный цех, в подвале - столовая, на втором этаже - ремесленное училище № 7. Были еще одноэтажные кирпичные здания, в одном была инструментальная термичка, в двух других жили немецкие военнопленные, строившие завод. В кирпичном бараке у железной дороги была котельная - 5 небольших котлов «Стрелле», работавших на местном топливе - торфе и отапливавшая все это нехитрое хозяйство. Пришлось Столярову осваивать теплоэнергетику. Начальником инструментального производства ВТЗ был тогда Павел Георгиевич Бражников, трудяга и большой души человек, демобилизованный по ранению ленинградец. Именно Бухмана и Бражникова считает Столяров своими воспитателями и образцовыми руководителями. В 1948 году ВТЗ был практически построен. Уезжают домой военнопленные, освобождает площади ремесленное училище; решается вопрос о передаче свободных площадей «Автоприбору». Вызывает однажды Столярова Бухман Г.З. и говорит: «К нам с письмом обратился директор «Автоприбора» Чернов И.И. Просит перевести тебя и электриков Сокова И.К. и Тихонова Н.М. вместе с корпусами на «Автоприбор». Не могу же я отказать депутату Верховного Совета. Хоть мне вас и жаль. Уверен, что не подведете». Отношение Бухмана к Столярову было уважительным после некоторых случаев, каких в энергослужбе бывает с избытком. Вот один из них. Электропитание завода осуществлялось двумя трехфазными фидерами с Тракторной подстанции. Однажды зимой вышел из строя один кабель, через несколько часов - другой. Производство остановилось, завод на грани замораживания. Столяров предложил использовать целые жилы из обоих кабелей, соединить их в один и, таким образом, продержаться до выходного. Сделали это оперативно. Бухману понравилась эта смекалка. Так стал Константин Павлович автоприборовцем. На филиал «Автоприбора» был направлен энергетиком Е.И. Киреев. Грамотный специалист - электрик, через полгода его назначили начальником цеха по производству моточных изделий, и Столяров стал начальником энергоцеха - фактически главным энергетиком филиала, а затем и «Электроприбора». Все становление энергослужбы, строительство заводской паровой котельной, пуск первой компрессорной станции, монтаж АТС завода, а попутно участие в строительстве производственных помещений - все было возложено на плечи этого невысокого, но крепенького, плотного добросельского мужичка. И он с честью справлялся с этой нагрузкой. Тепло вспоминал Константин Павлович своих помощников. И Тихонова с Соковым, и спорого и добросовестного монтера, танкиста-фронтовика, П.В. Бобкова, и Всеволода Борисова, у которого были «золотые» руки электрика и слесаря высшей квалификации, и безотказного сантехника Костю Курицына. А особенно мастера Жирнова А.Г., трагически потом погибшего, который никогда не уходил с работы без Столярова. Да и многие другие, стоявшие у истоков энергослужбы зарождающегося завода, достойны самых высших слов признания. Работали все за совесть. В любую погоду, в любое время суток, только позови, без всяких подачек, они устраняли аварии, обеспечивали бесперебойную работу производства. Но дальнейшее развитие завода, освоение сложной продукции, новые технологии требовали больших специальных знаний, образования, и в 1961 году на заводе появился главный энергетик Китов В.А., приглашенный Черновым с Химзавода. Начальником энергоцеха был назначен Н.И. Чередков. Столяров стал старшим мастером энергоцеха и проработал в цехах №32 и №35 до марта 1965 года. В этот месяц решился вопрос о начале строительства заводского профилактория. Место выбирали по подсказке бывшего секретаря парткома В.А. Беляева, большого любителя природы, грибника и рыболова. Местечко Камбары в сосновом бору на берегу Клязьмы близ деревни Пенкино смотрелось живописно в любое время года. Привез Данил Борисович Рапопорт Столярова в зимний лес, обговорил в общих чертах план строительства, и без всякой проектной документации с горсткой выделенных с заводских цехов людей приступил Константин Павлович к строительству базы отдыха «Сосенки», ставшей через несколько лет любимым местом отдыха и оздоровления не только заводчан, но и многих владимирцев и москвичей. Так стал Столяров прорабом - строителем цеха №37. За «Сосенками» последовали коровники, телятники, свинарники в подшефных колхозах и совхозах, а в конце 70-х годов собственное подсобное хозяйство завода в селе Луневе. Много труда вкладывал Константин Павлович в это строительство и ушел на пенсию, оставив не только добрую память на заводе, но и красивые, добротные здания и сооружения от столовой и жилых домов в «Сосенках» до памятника участникам Великой отечественной войны в Луневе.
Первая заводская проходная
Филиал завода "Автоприбор"
Коллектив завода «Автоприбор» в 1947 году отметил свое пятнадцатилетие. Это был самый «старый» завод во Владимире. Директором завода был известный в городе и области руководитель - Илья Иванович Чернов, из плеяды «красных директоров». Он руководил заводом в трудные годы войны и сумел со своими помощниками не только увеличить выпуск автоприборов , но и наладить производство боеприпасов. Возглавляемые им автоприборовцы показали поистине чудеса трудового энтузиазма. К концу войны более двухсот рабочих и инженеров завода были награждены орденами и медалями за свой трудовой вклад в Победу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1944 года завод «Автоприбор» был награжден Орденом Трудового Красного Знамени». Завод был одним из лучших в области по культуре производства. К 1948 году резко возросли потребности в продукции завода. В стране расширялось производство автотехники. Стала ощущаться нехватка производственных площадей. В 1948 году с окончанием строительства 1-ой очереди ВТЗ, тогдашний директор завода Клименков В.Я. был направлен директором строящегося Липецкого завода. Директор «Автоприбора» Чернов сумел уговорить министерство передать под филиал «Автоприбора» освободившиеся после тракторного площади бывшего завода № 328. Министерством автотракторной промышленности бывший завод № 328 передан Владимирскому заводу «Автоприбор» для наращивания мощностей по производству автотракторных приборов. В короткий срок был разработан план создания филиала по производству стеклоочистителей и гибких валов. Этот план предусматривал внедрение на территории филиала технологии гальванических и лакокрасочных покрытий инструментального отделения и, конечно, сборочного производства. Общее руководство созданием филиала возложили на главного инженера завода Тюкова П.П. Начальником филиала был назначен Виктор Андреевич Сидоров, работавший до этого электриком. Вскоре он был переведен начальником производства, на основной завод. В создании филиала активно участвовали все службы завода. Ремонтировались и реконструировались корпуса, перевозилось и запускалось оборудование. Все делалось ударными темпами, без остановки производства. В результате к концу 1949 года были организованы два цеха с замкнутым технологическим циклом. Это цех стеклоочистителей СЛ-12 и СЛ1/1, получивший № 19. Цех включал в себя следующие отделения: литейное, гальваническое, лакокрасочное, сборочное, инструментальное, прессовое, ремонтное и склад готовой продукции. Цех занимал площадь 1750 кв. м. И второй цех, поменьше, площадью 435 кв. м. - цех гибких валов (№ 10), состоявший из заготовительного отделения (намотка катушек, профилирование проволоки), отделения по навивке оболочки, по навивке троса и сборке гибкого вала, а также оксидировочного отделения. Цехи к концу года перевыполнили план. За активное непосредственное участие в создании филиала 14 работников завода были награждены значками «Отличник социалистического соревнования Министерства автомобильной и тракторной промышленности» и премировались. Среди них главный энергетик завода Марков А.Г., начальник филиала Сидоров В.А., технолог Трутнев В.С., рабочие Щавлев, Маурин, Соболев, Рыжов, Задворнова и другие. Той же зимой начаты работы по организации термического отделения. Были установлены пять печей. Какое-то время приходилось возить на основной завод детали на отжиг и закаливание. Иногда пользовались печами ВТЗ. Нужно сказать, что примерно три года на территории бывшего 328 завода работали два предприятия: ВТЗ и «Автоприбор», работали дружно, без непреодолимых конфликтов, помогая друг другу. Правда, министерство было одно, а время суровое, сталинское, конфликты не поощрялись. Но постепенно Тракторный площади освобождал. В 1950 году «Автоприбор» начал строить новые здания. К 1 мая 1950 года был введен в эксплуатацию производственный корпус для спидометров СП50/4. Организовано самостоятельное термическое отделение. Поставлены 3-й колокол и ванны травления в гальванике. В литейном отделении установлены одна литейная средняя машина, одна малая машина и одна машина, сконструированная и изготовленная механиком филиала Бабушкиным И.Г. Цех спидометров получил номер 17. За эти два года сменилось четыре начальника филиала. Это были опытные руководители с «Автоприбора» Пахомов Д.С., Никитин Н.М., Малышев К.Н., Казаринов В.Н., грамотные исполнительные и требовательные специалисты, и каждый из них внес свой вклад в создание завода. Пахомов Д.С., Никитин Н.М. и Казаринов В.Н. потом долгое время до ухода на пенсию работали на «Электроприборе» на разных руководящих должностях, а Малышев К.Н. работал заместителем директора завода «Автоприбор». Государственная программа была выполнена филиалом на 105,6 % к плану. Успешно закончилась для завода пятилетка восстановления народного хозяйства. По ее результатам коллективу «Автоприбора» было присвоено почетное звание «Завод коллективного стахановского труда». С гордостью за свой труд встречали рабочие и ИТР завода и его филиала новую пятую пятилетку, которая и определила их дальнейшую судьбу. В начале 1951 года начальником филиала был назначен Леонид Гаврилович Марценко. Он начал свой трудовой путь на «Автоприборе» в 1936 году, после окончания техникума по специальности «Технология механической обработки». Добротные знания, полученные в молодости, природный ум, хозяйственная жилка послужили фундаментом его служебного роста. В конце 40-х годов Леонид Гаврилович работал начальником ОТ и За завода. Опыт, полученный им в школе хозяйствования у Ильи Ивановича Чернова, помог возглавить филиал завода, которым ему было суждено руководить почти четыре года. 1951 год был для филиала ознаменован в первую очередь активной подготовкой к производству дистанционного термометра УТ-1. Был организован электросварочный участок, столярная мастерская. Появились технологии, ранее не применявшиеся на заводе: литье под давлением из сплава силумин, прессование полистирольных пластмасс. Совершенствовалась инфраструктура филиала. Был проведен подземный кабель от подстанции «Тракторная» до завода и проложены кабели до всех производственных потребителей. Один из котлов заводской котельной был переоборудован на паровой, и гальваника получила пар на обогрев ванн, что резко повысило КПД оборудования и качество покрытий. Между тремя производственными цехами была налажена кооперация по литью, гальванике, окраске и термической обработке. Объемы продукции выросли на 25 %. В конце года в Министерстве авиапрома вспомнили о когда-то строившемся заводе и прислали комиссию с намерением вернуть завод в отрасль. Но Чернов И.И., Тюков П.П. и особенно хитроумный Марценко Л.Г. сумели так показать филиал комиссии, что те уехали, отказавшись от замыслов. А уже в начале следующего года определился новый профиль будущего предприятия. В 1952 году ВТЗ им. Жданова освободил площади окончательно и по акту передал «Автоприбору» корпуса «Б», «Г» и «П-И», проходную, резервуар для воды, ранее приспособленный для хранения овощей, склад, железнодорожную ветку, несколько деревянных сараев-складов, подстанцию и отопительную котельную. Филиал начал выпускать универсальные термометры и постепенно передавать производство стеклоочистителей и гибких валов, готовя площади для новой продукции. По просьбе Марценко с завода «Автоприбор» на филиал были направлены многие инженерно-технические работники, служащие и квалифицированные рабочие, составившие костяк управления и производства будущего «Электроприбора». В тот год пришли на филиал В.А. Романов, М.И. Алексеев, Ю.М. Шугаев, Е.И. Киреев, В.Н. Суздальцев, И.И. Агеев и многие другие руководители, ставшие золотым кадровым фондом. Пополнили завод выпускники московских институтов и владимирских техникумов - машиностроительного, авиамеханического и энергомеханического. Многие рабочие заканчивали вечерние школы рабочей молодежи и вечерние техникумы. Квалификация кадров постепенно росла. Иногда волей Чернова И.И. рабочие становились сразу начальниками. Так было с Сидоровым В.А., так было и с Владимиром Алексеевичем Романовым. В самом начале войны пришел в проходную завода «Автоприбор» невысокий коренастый мальчик с улицы Муромской. Володя был в семье младшим. Старшие братья ушли на фронт. Не по годам серьезный вдумчивый паренек быстро освоил профессию токаря. Вот только чтобы на станке видеть обрабатываемую деталь, менять резцы, под ноги надо было подставлять тарные ящики. Так и работал, года до 43-го, пока не подрос. Когда ящик отбросил, почувствовал себя взрослым. Стал классным токарем, но по вечерам после войны пришлось доучиваться в школе. Окончил школу. Своей серьезностью, природным умом приглянулся он руководителям завода и в 1952 году Чернов И.И. назначил его начальником штамповочного цеха, потом перевел на филиал. С тех пор судьба Романова неразрывно связана с судьбой «Электроприбора». Он стал одним из первых начальником цеха завода, принял самое активное участие в освоении всей сложной продукции, причем каркасно-штамповочное производство по технологии было не менее трудным, чем сборочное и стоило много сил и здоровья руководителям цеха. Работать приходилось по 12-14 часов в сутки. Потом, уже в 1961 году, это перенапряжение привело к тому, что Романов подал заявление и был освобожден от должности начальника цеха № 2, рекомендовав на свое место заместителя, Говердовского Ю.А. Короткое время Владимир Алексеевич работал заместителем начальника ОТК, но вскоре был назначен начальником инструментального цеха. Именно под руководством Романова цех №30 стал одним из мощных цехов в отрасли. Когда в 1964 году был введён в эксплуатацию корпус №10, три этажа были отданы под инструментальное производство с перспективой развития. И велика была в освоении новых площадей роль Романова. Цех вскоре стал передовым и по культуре производства. С середины 60-х годов его, как правило, первым показывали во время визитов на завод высоких гостей. Жесткий и строгий начальник, он пользовался авторитетом среди рабочих цеха, а благодаря своей контактности, дружелюбию - среди начальников цехов и отделов. В течение 25 лет он был старостой среди начальников, что не менее ценно, чем официальное признание заслуг. Хотя и официальные награды у него были. Он был награждён орденом «Трудового красного знамени», медалями. В числе первых он получил заводское почётное звание «Заслуженный ветеран завода». В середине 70-х годов он был назначен начальником инструментально-штампового отдела и до ухода на пенсию в 1987 году трудился на этом поприще. Не меньшим авторитетом, а среди рабочих особенно, пользовался долгие годы работавший в одной связке с Романовым Михаил Иванович Алексеев. Он пришёл на «Автоприбор» в 1951 году. Еще с техникумовской практики тянуло его в инструментальное производство. В отделе кадров попросился он технологом по инструменту и так и закончил трудовую деятельность через сорок пять лет начальником инструментального цеха завода «Электроприбор». В начале 50-х годов, когда создавался инструментальный участок на филиале, он возглавил его, и с небольшим количеством рабочих занимался ремонтом штампов и форм, а потом и их изготовлением для нужд производства. Быстро нашел контакт с инструментальщиками Тракторного, благо работали на одной территории, с их начальником Никитиным В.Г., а вскоре и женился на его дочери. Рассудительный и отзывчивый, он завоевал уважение рабочих и они избрали его профсоюзным вожаком. Работал он председателем завкома «Автоприбора» три года и мог бы идти по профсоюзной лестнице выше, тем более что получил образование в школе ВЦСПС. Но его тянуло в цех, к людям, к инструментальщикам, и в 1955 году вернулся, поработал какое-то время в ОТ и Зе, а затем вновь родная стихия. Многие годы Михаил Иванович, немногословный и скромный, досконально знавший свою специальность, пользовавшийся безусловным авторитетом среди рабочих цеха и заводской инженерии, высоко нёс звание главного заводского специалиста-инструментальщика. У него не было особых наград, но когда рабочие цеха говорили о нем «наш пахарь» и провожали на пенсию с глубоким сожалением, это дорогого стоит. Почти все, кто был направлен на филиал с завода «Автоприбор», ставшие руководителями или оставшиеся на рядовой работе, проработали потом на «Электроприборе» всю жизнь, то ли потому, что новый завод обладал какой-то сверхъестественной притягательной силой, то ли потому, что создание завода было и делом их рук и ума в молодые годы, они этот коллектив создавали и с ним жили.
В 1952 году в разгаре была холодная война, грозящая перерасти в новую мировую бойню. Советский Союз был вынужден укреплять свою обороноспособность. В числе прочих задач была потребность развивать свою авиацию, совершенствовать технику связи с самолетами. Возникла необходимость разработки и организации производства специальных связных аэродромных радиостанций. В небольших количествах они производились в городе Горьком на заводе им. Ленина, а затем на Горьковском автозаводе им. Молотова на производстве ГАЗ- 900. Для решения этой проблемы постановлением Совета Министров СССР № 1500-519 от 27 марта 1952 года на ГАЗе им. Молотова и Владимирском заводе «Автоприбор» организовывалось производство аэродромной радиостанции УКВ диапазона РАС-УКВ. Было создано на «Автоприборе» ОКБ (особое конструкторское бюро) для конструкторского сопровождения производства и разработки отдельных составляющих РАС-УКВ. Бюро было создано из специалистов завода, работавших ранее конструкторами автомобильных приборов. Для большинства из них это было совершенно новым делом. Начальником ОКБ был назначен Анатолий Зиновьевич Двоскин. Он родился в 1906 году в Гомеле, окончил в Москве рабфак им. Рыкова, а затем в 1937 году с отличием Московский механико-машиностроительный институт имени Баумана по специальности «точное приборостроение». На «Автоприборе» он за 15 лет прошел хорошую школу специалиста и руководителя. Начинал он инженером-конструктором, затем работал технологом, начальником лаборатории, начальником цеха, начальником ОТК, главным конструктором завода. Под его руководством и при его непосредственном участии были разработаны многие конструкции приборов для автомобилей, стеклоочистителей, датчиков давления, спидометров. Высокий и грузный, внешне спокойный, он не любил спешку и не принимал скоропалительных решений, предпочитая продуманность, взвешенность во всем. Такие качества прививались всем, кто начинал работу в ОКБ в 1952 году. Это были Беликов М.Н., Чуриков М.Ф., Щукина О.М., Потапова О.А., Хлюпков М.С., Прохорова А.Н. и другие, всего 15 человек. Особо следует рассказать о Михаиле Николаевиче Беликове. Беликов пришел на «Автоприбор» в 1950 году после окончания Московского энергетического института, где получил специальность инженера-электрика. Работал он технологом, мастером сборочного цеха, затем перешел в конструкторский отдел, возглавив лабораторию спидометров и стеклоочистителей. Именно оттуда его перевели начальником лаборатории ОКБ. Ему пришлось получать из Горького задания на модернизацию отдельных узлов РАС-УКВ, разрабатывать ТУ на изделия, отрабатывать все вопросы, возникавшие при внедрении первых разработок в производство. Беликов отличался не только спокойным, рассудительным характером, но, главное, необычайным трудолюбием. Инженеру-электрику пришлось самостоятельно осваивать азы радиотехники. Кстати, этим пришлось заниматься и другим первым работникам ОКБ. Коллектив справился успешно с первым ответственным заданием - оригинальной разработкой выносного пульта управления для модернизированной радиостанции. Затем последовали автомат выдержки времени, индикатор поля ИП-1, блок автоматики, антенное реле и другое. Михаил Николаевич не ушел на вторые роли и с появлением в ОКБ специалистов-радистов. До 1961 года он возглавлял лабораторию, а с назначением Чернышова И.Н. главным инженером завода, он стал главным инженером ОКБ, а затем два года исполнял обязанности начальника ОКБ. В 1971 году он по состоянию здоровья был освобожден и вернулся к своему родному делу инженера-электрика - он возглавил отдел электропитания № 50, где проработал до ухода на пенсию. Беликов любил и умел хорошо отдохнуть в компании сотрудников, был страстным рыболовом и большим любителем природы. Его личная скромность и его забота о сотрудниках - легендарны. Вряд ли кто другой, будучи руководителем и заимев семью, решился бы уступить выделенную жилую площадь более нуждающемуся товарищу и ждать ещё год в общежитии. Но так было. Осваивать новое для завода радиосборочное дело пришлось в экстренном порядке всем: и руководству, и конструкторам, и технологам, и производственникам, мастерам и рабочим. Летом для технологического сопровождения изделий было создано особое технологическое бюро (ОТБ) во главе с Морозовым И.В. Заместителем его был назначен Дорохин В.П. Весной 1952 года первая группа специалистов «Автоприбора» была направлена в Горький. Затем такие поездки для переквалификации или повышения квалификации стали регулярными до 1957 года.
Альберт Васильевич Афанасьев
Вспоминает Альберт Васильевич Афанасьев: «На «Автоприборе» я с 1946 года после техникума. Работал в ЦИЛе (центральная измерительная лаборатория) сначала техником, а с начала 50-х годов - начальником ЦИЛа. В 1952 году весной спускаюсь я по лестнице из своей ЦИЛ, а располагалась она в административном корпусе над дирекцией. Встречает меня Тюков П.П. и неожиданно спрашивает: «Ты, случайно, не радиолюбитель? Что фотолюбитель, я знаю. А как ты к радио относишься?» Я опешил. Говорю: «Павел Прохорович! Я мальчишкой детекторные приемники собирал, но это баловство было». «Зайди через 15 минут к директору завода». Прихожу к Чернову. Он с ходу ошарашил: «Собирайся на месяц в командировку в Горький. Поедете 11 человек во главе с Комоловым А.И. Будем новую продукцию осваивать. День вам на сборы. Остальное тебе Комолов расскажет». Через день мы уже в Горьком. Мы - это Комолов А.И., Двоскин А.З., Дорохин В.П., Васильев А.П., Журин К.Е. , Локашин Г.С., Мельзенинов А.П., Митин Р.В., Тихановский В.А., Фомин М.М. и я. Встретили нас не очень приветливо и направили на Мызу, на завод им Ленина, который тогда в небольших количествах делал изделие, которое нам предстояло осваивать. У каждого из нас было своё направление. Митин изучал производство блока автоматики, Фомин - блок тросовой передачи, Локашин - ВПУ. Мне поручался технический контроль по всем изделиям. Производство было для нас новым, но мы за месяц освоились.
Клочков А.П. (слева) и Митин Р.В. (справа)
Вернулись во Владимир, а через некоторое время я второй раз был командирован в Горький на месяц уже с тридцатью рабочими, среди которых были Клочков А.П., Кириллова А.А., Наумов Ю.Н., Никитина Т.Н. и другие. Обучившись в Горьком, они потом стали на филиале «Автоприбора» сами обучать и готовить рабочих для радиосборочного производства. А потом мы с Митиным Р.В. ездили в Горький на сдачу первых изделий автоприборовского производства. Сдали успешно и позвонили Чернову И.И. Доволен он был несказанно. До середины 1953 года я почти всегда находился в Горьком, выполнял обязанности начальника ОТК, а числился по-прежнему начальником ЦИЛ. Только через два года я был возвращён в свою ЦИЛ, когда начальником ОТК филиала был назначен Ю.М. Шугаев, а в ОТК появились грамотные специалисты: Рабинович Б.Г., Райзман М.И., Бажанов Ю.Н., Синяков В И. и другие. С тех пор я - бессменный начальник ЦИЛ завода «Электроприбор» вплоть до ухода на пенсию». Вспоминает «Заслуженный ветеран завода», слесарь-инструментальщик Александр Павлович Клочков: «На «Автоприборе» я с августа 1941 года, сначала - ремесленное училище, потом - инструментальный цех. В марте 1952 года вернулся я после болезни на завод, меня сразу вызвал директор И.И. Чернов. Знал он меня хорошо, еще во время войны несколько раз занимался броней для меня, ценил как специалиста, благодаря ему я и в армии не служил. Говорит: «Надо тебе, Саша, помочь заводу освоить новую секретную продукцию. Поедешь в Горький с группой рабочих во главе с Никитиным Н.М. на месяц. Там поучитесь сборке изделий». И нас, троих инструментальщиков и еще 27 рабочих, командировали в Горький. Освоили мы производство блока автоматики и уже в мае начали под руководством Никитина Н.М. и Тихановского В.А. собирать и регулировать первые блоки автоматики. Не все у нас получалось. Конструкция блока не была до конца продумана. Пришлось кое-что рационализировать. Особенно активно и досконально занимался блоком мастер Митин Р.В. С Рудольфом мы сдружились капитально. Это был прекрасный человек, что называется «настоящий коммунист». Ездили мы с ним несколько раз в Горький, жили там по месяцу. Доводили изделие до безукоризненного состояния. Со временем мы не считались, засиживались ночами. Наверное, это чувство долга, которое он и всем нам прививал, сказалось и на здоровье. Но блок автоматики получился лучше не только горьковского образца, а и зарубежного аналога. Потом, когда я обучил работе по сборке блока других специалистов, захотелось мне вернуться к своим любимым прессформам. Главный инженер завода Морозов И.В. помог мне перейти в инструментальный цех, где я и трудился потом всю жизнь. Был и мастером, и начальником участка, но больше всего хотелось слесарить. У каждого своё призвание. Моё было - делать прессформы». В течение весны-лета 1952 г. был сформирован, укомплектован и начал выпускать продукцию первый радиосборочный цех на «Автоприборе», цех № 5. Цех стал режимным. Сейчас можно иронизировать, зачем секретили все и вся, что было связано с аэродромной связью, но в то время вопросов ни у кого не возникало. Так надо!
Никитин Н.М.
Первым начальником цеха был назначен опытный производственник Николай Михайлович Никитин, энергичный, требовательный, шумливый, но внутренне добрый. Как и многим тогдашним руководителям, ему не хватало общей инженерной эрудиции, специальных знаний по радиотехнике. Шишек набил он себе достаточно. И снимался, и вновь назначался. Уйдя на пенсию, он сохранил связь с родным заводом и долго активно работал в Совете пенсионеров. Два небольших исторических анекдота о Никитине. Он пишет служебную записку начальнику цеха №3 Ярикову Ф.И.: «Прошу срочно изготовить гайку в количестве 20 штук. Вот она». На бумаге стрелка и дырка, через которую пропущена веревочка с гайкой. И еще. В цехе идет собрание. После доклада Никитина сборщица Анна X., рабочее место которой было в самом конце цеха спиной к узкому проходу, решила покритиковать начальство за непорядки в цехе, мусор, грязь. Николай Михайлович в ответ резко сказал: «А у тебя, Анна, у самой всегда в заднем проходе грязь». После чего собрание можно было не продолжать. Николай Михайлович был страстным фотолюбителем, и каждую Октябрьскую или Первомайскую демонстрацию его можно было увидеть с фотоаппаратом.
Тихановский В.А.
Заместителем у Никитина был Тихановский Владимир Александрович. Менялись в сборочном цехе начальники, а Тихановский долгое время оставался незаменимым. Это был человек, увлеченный техникой до самозабвения. Он вечно что-нибудь изобретал, конструировал и на работе, и дома. Он был одним из первых мотоциклистов завода, а затем автолюбителей. Его дом на старинной владимирской улочке Задний Боровок был всегда полон каких-то оригинальных технических устройств, которые он с удовольствием демонстрировал всем приходящим. Радушный, доброжелательный, он пользовался общим уважением, найдя в конце концов применение своим увлечениям на должности начальника участка нестандартного оборудования ОГТ, и став первым председателем Совета пенсионеров завода «Электроприбор». Цех №5 филиала стал потом прародителем всех сборочных цехов завода «Электроприбор». Первыми мастерами на производстве спецтехники были Митин Рудольф Владимирович и Локашин Глеб Сергеевич. Митин был очень честным, даже можно сказать кристально чистым человеком. Он сразу втянулся в новое радиотехническое дело. Добросовестно освоив радиосборочную технологию, он очень много занимался воспитанием в рабочих ответственности за качество работы. Именно благодаря его принципиальности, требовательности блоки автоматики были практически без серьезных замечаний приняты ОТК и военными представителями в Горьком и безотказно служили в комплексе изделия. Изучил он блок досконально и многое в нем рационализировал. Рудольф с юных лет был активным общественником, работал сначала в комсомоле, потом в профсоюзе и, наконец, в народном контроле, где особенно пригодилась его принципиальность. Ушел из жизни он очень рано после тяжелой болезни, уже работая в отделе механизации и автоматизации, оставив о себе светлую память в коллективе. В том же 1952 году в г. Горьком на ГАЗе в Конструкторско - экспериментальном отделе началось формирование СКВ, которое через 4 года почти в полном составе переехало во Владимир для работы на «Электроприборе». В начале это был немногочисленный коллектив опытных разработчиков и конструкторов, собранных с двух предприятий: радиозавода им. Ленина и Горьковского автозавода.
Осиночкин Ю.В.
Почти в первые дни образования СКВ в июне 1952 года пришел на ГАЗ выпускник автомеханического техникума Юрий Владимирович Осиночкин. Молодого специалиста определили в конструкторскую группу специальных автомобилей, руководил которой инженер Силоамский К.Н. Задачей группы была компоновка составных частей радиостанции, стоек, блоков в кузове автомобиля. Эта компоновка проводилась в натуральную величину на специальном низком чертежном столе - ПЛАЗе - и требовала исключительной аккуратности, ответственности и продуманности решений. Учиться Осиночкину было у кого. СКВ тогда возглавлял лауреат Сталинской премии В.И. Борисов. Заместителем главного конструктора был назначен переведенный с радиозавода Краснолобов П.М., ведущий разработчик и главный идеолог станции РАС-УКВ. В начале 1953 года пришли в СКБ Чернышев И.Н., Зуев В.С., Порцевский А.А., Черемных Л.Ф., Калинин Ю.Д. Все они возглавили и осуществили работу по модернизации станции РАС-УКВ, превратив ее в современный, качественный продукт, отвечавший самым строгим требованиям заказчика. Военные аэродромы начали получать совершенные по тем временам средства связи с самолётами. Были уже тогда в станциях блоки, изготовленные во Владимире. Подводя итоги 1952 года на заводском партийно-хозяйственном активе, И.И. Чернов особо остановился на успехах филиала в производстве и отметил слаженную работу ОКБ, ОТБ и производственников в освоении абсолютно новой для предприятия продукции.
Начинался 1953 год. Была закончена реконструкция 3-го этажа корпуса Б, и в начале года на новые площади переехали с «Автоприбора» ОКБ и ОТБ, все, кто был связан с радиотехническим производством. Первая трудность 1953 года - освоение производства моточных изделий, которые до того изготавливались в Куйбышеве и Горьком, что было очень неудобно для производства. Поэтому дирекция приняла решение организовать на филиале в подвале корпуса Б производство трансформаторов. В небольшом помещении с плохой вентиляцией, практически без естественного освещения был организован цех № 26 - цех моточных изделий. Начальником цеха стал Киреев Е.И., до этого полгода работавший энергетиком филиала.
Киреев Е.И.
Евгений Иосифович был коренным автоприборовцем, поступил он на завод после ремесленного училища в 1943 году. Окончил вечерний техникум, и в 1950 году был назначен начальником электроцеха завода «Автоприбор». Летом 1952 года он энергетик филиала. Освоение на филиале моточных изделий со всеми трудностями: отсутствием опыта, новыми технологиями, новыми материалами, низкой квалификацией рабочих - все это было на его плечах. Назначение Киреева было произведено в одночасье, как было принято у Чернова. «Понимаешь, что такое трансформаторы, вот и иди их изготавливать». Не было ни единого специалиста, технологом в цех назначили молодого инженера Райзмана М.И. Помогал осваивать технологию заместитель начальника ОТБ Дорохин В.П. Приобрели 4 немецких моточных станка. Установили собственного изготовления оборудование для пропитки, сушильный шкаф, приспособления для пайки, заливки, окраски трансформаторов, несколько рабочих столов и приступили к намотке. Первым намотчиком был Виктор Терентьевич Антонов, проработавший потом всю жизнь в цехе 10, последние годы - начальником ПДС. Учились они втроем - Киреев, Райзман и Антонов - на ходу. Получалось плохо. Провод обмоточный марки ПЭЛ ломался, изоляция осыпалась, часто после намотки появлялись межвитковые замыкания. На помощь из ОКБ был направлен мастером Василий Иванович Малов, молодой тогда техник- электрик. Конструкцию трансформаторов разрабатывал опытный инженер А.П. Чугунов. Так, сообща, освоили новую технологию и начали серийное производство моточных изделий. Летом 1953 года цех работал в две смены, а во второй половине года пришлось осваивать и крупные трансформаторы, до того привозившиеся из Куйбышева. Работать ИТР приходилось по 12-14 часов. Добросовестнейший Малов, внедривший пооперационный контроль в цехе, что резко улучшило качество, доработался в этом подвале до туберкулеза. Но к концу 1953 года завод практически полностью перешел на собственное обеспечение всеми моточными изделиями.
Грамотный и умный, компанейский, обладавший чувством юмора, иногда насмешливый, что не всем нравилось, Киреев Е.И. проработал в трансформаторном цехе до 1960 года в разных должностях, а затем перешел в энергослужбу мастером, старшим мастером и закончил трудовой путь на заводе начальником электроцеха, став одним из первых заслуженных ветеранов завода. «Стреляный» он был и в переносном, и в прямом смысле. В прямом дело было так. В 1954 году поехали они с Ю.М. Шугаевым в отпуск в дом отдыха «Сушнево-2». Играя в волейбол, Шугаев Ю.М. сильно растянул ногу. Его напарник, желая облегчить ему передвижение, пошел в лес вырезать клюшку. Срезал и очистил от коры можжевеловую палку, но чтобы облагородить ее, решил обжечь на костерке. Когда он увлеченно занимался обжигом, из леса к нему подошли двое. У одного в руке был пистолет. Второй подошел ближе и приказал: «Снимай часы». Часов у Киреева не было, он показал пустую руку. «Тогда снимай плащ!». Киреев размахнулся можжевеловой палкой, и в этот момент первый бандит выстрелил ему в живот. Пуля прошла насквозь. Бандиты убежали. С трудом Евгений Иосифович дошел до палатки, сказал Шугаеву: «Юрашка! Меня убили!». Срочно отвезли его в Петушинскую больницу, сделали операцию. К счастью, пуля вреда большого не причинила. Бандитов не поймали. Как видим, и тогда стреляли. Это был печальный результат так называемой «бериевской» амнистии, и нашим правоохранительным органам пришлось несколько лет искоренять эту заразу. 60-70-е годы были в стране относительно спокойными. Амнистия была объявлена вскоре после смерти И.В. Сталина. Это было одно из самых памятных событий 1953 года. Коллектив работников филиала почти в полном составе участвовал в городском траурном митинге на площади Свободы у памятника Сталину. Этой тревожной весной пришла на завод целая группа молодых специалистов, выпускников машиностроительного техникума. У многих за плечами была война. В декабре 1942 года добровольцем ушел на фронт десятиклассник Ваня Агеев. К концу войны его грудь украшали многие ордена и медали. После войны молодых офицеров сразу не демобилизовали, пришлось служить еще пять лет. Только в начале 50-х годов Иван Петрович Агеев приехал во Владимир и поступил на ускоренный курс машиностроительного техникума. В январе 1953 года защитил диплом перед комиссией, которую возглавлял тогда главный инженер «Автоприбора» Тюков П.П.
Агеев И.П.
С февраля 1953 года он автоприборовец. Трудно врастали фронтовики в мирную жизнь, но Иван Петрович как-то легко и сразу вошел в производственную повседневность и быстро прошел служебную лестницу от помощника мастера до начальника цеха. Уже в конце 1954 года Тюков назначает его начальником цеха пластмассовых деталей и малярных работ. Личная скромность, порядочность, выдержка, подчеркнутая вежливость, к которой не очень привычен был наш народ, отличали Агеева от многих тогдашних руководителей. Он и в быту отличался высокой порядочностью, был примерным семьянином. Долгие годы Иван Петрович Агеев возглавлял производственно-диспетчерский отдел завода. Помогала ему изумительная память, он держал в голове тысячи номеров деталей и со знанием дела требовал от цехов своевременной их поставки. Затем Агеев долго работал заместителем начальника цеха № 16. В его трудовой книжке 85 записей о различных поощрениях и наградах, в том числе о том, что ему в 1984 году присвоено звание «Заслуженного ветерана завода». В одной группе с Агеевым учился в техникуме и одновременно с ним пришел на завод другой «Заслуженный ветеран завода», Владимир Николаевич Суздальцев, один из авторов этой книги, а также Владимир Михайлович Куликов, долгое время работавший заместителем начальника инструментального отдела, Иванов Владимир Васильевич, заместитель начальника цеха № 2, Мелешкин Анатолий Петрович - начальник цеха, Куликова Тамара Васильевна - работник ОГТ, Малова Инна Ивановна - работница ОКБ.
Николай Максимович Коньков
В мае 1953 года поступил на «Автоприбор» только что закончивший Московский механический институт (нынешний МИФИ) Николай Максимович Коньков. Был он сразу направлен в ОКБ в лабораторию Беликова М.Н. Первая порученная ему работа - проектирование стенда для проверки реле и переключателей. Затем была разработка техусловий на модернизировавшиеся блоки. Всерьез пришлось садиться за литературу по стандартизации. Именно тогда Коньков понял, что качество изделий закладывается при их разработке. Это ему помогло в дальнейшем, когда волею судьбы он стал главным контролёром завода. А в 1954-55 годах он добросовестно и увлеченно работал конструктором в ОКБ. В начале 1956 года его, партийного инженера, Тюков назначает заместителем начальника сборочного цеха № 5. Все освоение новых радийных изделий пришлось на его долю. Трудно давалось это производство старым автоприборовским кадрам. За год с небольшим в цехе сменилось три начальника, несколько мастеров. Некоторым вредила известная русская болезнь: спирта шло на технологию много. Эта доступность бесплатной выпивки сгубила потом многих руководителей и мастеров. Николай Максимович сумел уйти от соблазна. В 1957 году после массового приезда горьковчан он вновь попросился в ОКБ. Его приняли в лабораторию № 1 передающих устройств, которую возглавил Чернышов, И.Н. Коньков занялся разработкой модулятора. Конструкция модулятора, как и всего изделия Р-824, оказалась очень удачной. Это доставило всем разработчикам творческую радость. Николай Максимович вспоминает об этом времени работы в ОКБ, как о счастливых годах жизни. Но в декабре 1959 года директор завода неожиданно вызывает Конькова и назначает его начальником производства. Трудности в освоении новых изделий, в том числе 907 комплекса, неудовлетворительная подготовка производства, опоздание со строительством новых площадей, недостаток квалифицированных рабочих на новых технологиях, постоянная чехарда с кадрами, устроенная директором Черновым И.И., приводят к тому, что в июле 1961 года решением Совнархоза Конькова снимают с должности, и он снова, но не надолго, возвращается в ОКБ. Летом 1962 года его при участии секретаря парткома Беляева В.А. назначают начальником ОТК - главным контролером завода. Четверть века Николай Максимович занимал этот ответственный, чрезвычайно важный пост. Да, отвечали за качество все. Да, был институт военной приемки, который дисциплинировал всех. Да, очень часто по объективным и субъективным причинам надо было искать компромиссные решения. Но в принципиальных вопросах Коньков был как скала. Он мог иногда четко сказать: «Не могу, Данил Борисович!», на что не у всех хватало мужества.
И в те годы, в том числе и благодаря Николаю Максимовичу, электроприборовцам не было стыдно за свою марку. Этот год - 1953-й - был годом начала активного строительства завода. По очереди поднимались корпуса В, А и промышленная котельная. Корпус В, где ныне расположен ремонтно-механический цех, был быстро сооружён с деревянным перекрытием, которое потом через 15 лет пришлось менять на капитальное. Начиналась закладка корпуса А. За улицей Северной на Почаевском овраге была заложена котельная, которая требовала подъездных путей, большой угольной ямы и массы коммуникаций. Строительство котельной заняло два года, но к концу 1954 оборудование котельной было пущено в эксплуатацию. А в начале 1953 года пришлось заводским энергетикам переделывать один из котлов старой котельной на паровой. Пар стал поступать в расположенный рядом барак, что позволило развивать гальваническое производство. Первый небольшой гальванический участок включал в себя несколько ванн обезжиривания, травления и два вида покрытия - цинкование и хромирование. Работало там в 1953 году два десятка рабочих во главе с мастером Кувырковым Н.И. Потом гальваника расширялась в этом бараке. В 1967 году появился участок автоматов цинкования в корпусе 4. Но до 2000 года в бараке, где когда-то жили немецкие военнопленные, шло покрытие деталей. А тогда, в 1953 году, специалистов-химиков на заводе практически не было. Это позже появились инженеры-технологи во главе с Нагаевым М.К., Ушаковым Г.В. и Чирич В.Д., затем целая плеяда грамотных инженеров в ЦЗЛ. Но гальванический участок уже в середине 1953 года обеспечивал выполнение плановых заданий, как по новым радиотехническим изделиям, так и по автоприборам. Кстати, в этом году произошло определенное обособление новых цехов. Если производством автомобильных приборов и всей инфраструктурой продолжал командовать Марценко Л.Г, то цехи №5 и №26 (Никитин Н.М. и Киреев Е.И.) выходили на прямую на Тюкова П.П., главного инженера завода.