Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
23.09.2018
08:00
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 513

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [956]
Суздаль [309]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [264]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [113]
Судогда [35]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [97]
Вязники [182]
Камешково [53]
Ковров [276]
Гороховец [76]
Александров [154]
Переславль [91]
Кольчугино [28]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [7]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [26]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [33]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [22]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Рождение поселка Всполье (гор. Владимир)

Поселок Всполье

Газета «Тракторостроитель» стала летописцем Владимирского тракторного завода. Она же оставила для потомков и историю рождения посёлка Всполье.


Фрагмент карты гор. Владимира, 1899 г.

«Вокруг г. Владимира вся местность имеет свои названия, например: Северный край – поля, Юго-восток – Синеборье, Северо-восток – Вальковщина и Юг Высока–река. Каждая местность всегда чем нибудь отличается от другой, не только родом занятий, но и своими «свычаями и обычаями».
Синеборье и Высока–река «с покон века» славятся номерными и трактирными служителями (они же грибники и ягодники), Польщина – каменьщиками и штукатурами, Вальковщина – малярами и кровельщиками, а Синеборье – рыбаками и плотниками…» (газета «Призыв», 1922 г.)
Всполье расположено от Юрьевской улицы до Малой Зеленой улицы — один правый порядок домов. Всего их пять (один полукаменный и четыре деревянных). Дореволюционное Всполье — это частичка современной улицы Мира (от ул. Горького до ул. Батурина).
Всполье (ул. Мира) от Юрьевской ул. (ул. Горького) до М. Зеленой улицы (ул. Батурина) в 1899 г.
Один порядок домов: 1. дом Краснощекова, 2. дом Красильникова, 3. дом Федорова, 4. дом Степанова, 5. дом Степанова.

Старая промышленная зона города Владимира

Между Суздальской и Юрьевской заставой, находившейся в то время в конце Юрьевской улицы (ныне улица им. Горького), на Всполье располагались городские выгоны, пожни. Здесь же находилась, по всей вероятности, и главная промышленная зона города Владимира.
В XVIII в. земли, располагавшиеся за Юрьевской заставой (в XIX в. это место называлось «Всполье») - отведены были под строительство кирпичных заводов владимирским купцам Петровским, Гордеевым, Коноваловым, Лазаревым и др. Здесь обжигали кирпич, который потом шел на строительство каменных домов по образцовым проектам в центральной части города Владимира. Эти заводы продолжали существовать и в XIX в.

За Лыбедью, в так называемой третьей части города, в 1864 г. располагались десять кирпичных заводов, последние из них сохранялись до 40-х гг. ХХ века и находились в конце улицы Гороховой. Это были небольшие предприятия, без всякой механизации, с небольшим числом работающих.
«Кирпичные заводы на северо-западе, за Новой слободой, на удобной глинистой почве занимают 35 7/8 дес., производят до 2 мил. кирпичей, которые идут отчасти на городские постройки, отчасти вывозят» (Субботин А.П., 1877 г.).

За Юрьевской заставой в 1899 г.:
Маслобойня Взяткина, Городская скотобойня,
Кирпичные заводы: Муравкина, Ананьина, Мошатина, Петровской, Ермолаева, Студзицкого, Бабушкина, Мошатиной, Ананьина, Мошатина, Мошатина.
Фруктовые сады: Петровских, Архангельского, Ивановой.
Гильзовый склад, Оружейный склад и цейхгаузы, Обозный склад, Провинтский магазин, Караульный дом.
Упраздненное лагерное место; Рысистый бег (см. Ипподром в городе Владимире), Сторожка при нем; Сторожка Курлова.


Точную дату появления Всполья еще предстоит выяснить, но на «Плане губернского города Владимира» 1899 года оно уже обозначено. Всполье на этом плане расположено севернее Подьяческой площади (в районе современного городского рынка). По правую сторону — земля села Красное, по левую — Юрьевская застава (пересечение улиц Горького и Мира).


Фрагмент карты 1899 г.

Фрагмент карты гор. Владимира. 1927 г.

До 1930-х годов «на месте тракторного завода росли хорошие дубовая и ольховая рощи, на месте завода «Электроприбор» и парка им. 850-летия города Владимира простиралось поле («Козье поле»), где колосились пшеница или рожь» (Александр ОРЛОВ).
Во Владимире на Всполье в конце 1930-х годов начиналось строительство 2 авиазавода: №№ 303 и 328. К началу войны был сдан первый корпус завода № 328, который должен был производить авиационные приборы, и около него два здания барачного типа, в которых жили строители – заключённые. На том месте, где в годы войны началось строительство тракторного завода, в конце 1930-х годов уже был готов котлован под производственные здания машиностроительного завода. Накануне войны шло проектирование водопровода и других коммуникаций к месту будущей стройки. При этом предполагалось, что коммуникации обойдут город с запада по широкой дуге от водокачки до района застройки на северной окраине, так как напрямую провести их было трудно из-за сложного рельефа городской территории. В начале войны стройка прекратилась.
По распоряжению Наркомата авиапромышленности в 1942 г. возобновилось строительство законсервированного завода № 328. Городской комитет партии обратился к Народному комиссару по строительству с просьбой организовать во Владимире строительное управление для окончания строительства этих заводов. А решение вопроса о необходимой рабочей силе шло по уже хорошо обкатанному в стране в 1930-е годы пути. Заместитель начальника 5-го стройуправления и секретарь городского комитета партии 3 марта обратились к начальнику ГУЛАГа с такой просьбой: «Для выполнения правительственного решения по достройке и восстановлению ранее законсервированных заводов № 303, 328 и 387, просим вашего указания Ивановскому областному управлению НКВД о создании на строительстве этих заводов в г. Владимире исправительно-трудовой колонии численностью 1500 - 2000 человек. Завод № 303 Наркомата вооружений и завод № 387 Наркомата авиапромышленности имеют особое значение для обороны страны и потому восстановление их должно быть проведено в кратчайший срок. При отсутствии на месте достаточных кадров рабсилы, создание НТК является единственным источником получения её с целью быстрейшего выполнения указанного решения. На строительстве этих заводов в прошлом году до ноября месяца работала НТК, и потому для размещения таковой имеются все необходимые условия. При формировании НТК желательно иметь рабочих всех квалификаций». Говоря об имеющихся «необходимых условиях», авторы имели в виду наличие построенных в 1940 - 41 годах бараках, где жили заключённые, строившие заводы накануне войны. Рабочая сила привлекалась также путём оргнабора в сельской местности.
В августе того же 1942 года председатель ГКО говорил о том, что завод № 328 «вступил в частичную эксплуатацию.
Когда началось строительство ВТЗ в 1943 году, то в помещениях завода № 328 разместили инструментальный цех, где работало большинство выпускников РУ № 7, а завод № 303 переименовали в тракторный завод.
Завод № 328 стал затем базой для размещения филиала завода "Автоприбор". В 1955 году он получил статус государственного завода «Электроприбор». Рядом с заводом вскоре появился парк.

Современное же Всполье стало застраиваться в годы возведения Владимирского тракторного завода, то есть с 1943 г. По плану это должен был быть целый поселок для тракторостроителей. Место для будущего завода-гиганта выбрали на северной окраине города, где был пустырь и мусорная свалка. С ростом корпусов предприятия росли и двухэтажные общежития для рабочих. Однако темпы возведения жилья намного отставали от темпов возведения промышленных объектов. План 1944 г. выполнили лишь наполовину. К тому же качество работ было крайне низким: дома сдавались с большими недоделками, канализация отсутствовала (не было унитазов), двери и оконные переплёты делались из сырого материала и т.п. И с этим все мирились — главное, это завод, туда все силы и средства. Жилье — это второстепенное дело.
«Не готовят жилища к зиме (газета «Призыв» 5 июля 1944)
Прошлая зима была теплой, но временами морозы доходили до 30 градусов. Тогда рабочие Тракторного завода, придя домой, ложились на кровать и на себя накладывали матрацы, чтобы согреться в неотапливаемом помещении. Но к зиме, как и в прошлом году, на заводе не готовятся. Прошел июнь, а запасов топлива нет ни в жилищно-коммунальном отделе, ни на промплощадке. Рабочий поселок по улице Всполье имеет центральное отопление. Но это отопление плохо обогревает. Дело в том, что количество котлов, установленных в котельной, недостаточно. Прошлой зимой приступили было к монтажу недостающего котла, установили фундаменты, но на этом и успокоились. Дом № 14 полностью еще не отстроен, зимой в нем жить нельзя, двери не отеплены, всюду сквозит ветер. Светопроводка не закончена, на кухне совсем нет освещения.
О культуре поселка жилищно-коммунальный отдел совершенно не заботится. Посадили несколько кустов акации, но за ними никто не ухаживает. В конце поселка имеется единственный радиорепродуктор. В квартирах нет часов, радио тоже не работает.
Никто на заводе не заботится о проведении в порядок дорог. Осенью опять невозможно будет ни проехать, ни пройти. Для пешеходов можно сделать дорожку из шлака, которого у котельной лежит огромная куча.
Т. Севастьянова»
«Лето не ждет (газета «Призыв» 13 июля 1944)
На стройке Тракторного не готовятся к зиме.
Чем занимается коммунально-бытовой отдел нa стройке Тракторного завода, возглавляемый тов. Савиновым? Ответ простой — ничем, если не считать те беспорядочные переселения, которые приходится наблюдать в последнее время.
Вопросы отопления, приготовления кипятка, освещения, почты, охраны имущества жильцов, чистоты, уюта в бараках, наружного благоустройства поселка отдел не интересуют.
Если теперь не требуется отапливать общежития, то не далек отопительный сезон. Подготовки же к нему нет. О ремонте бараков, который откладывали до лета, видимо, забыли. А ведь лето не ждет.
В общежитиях нет освещения, в коридорах — грязь. Отсутствует инвентарь — тумбочки, табуретки, платяные шкафы. Не работает прачечная. Начали было в поселке устраивать шлаковые дорожки, но остановились наполовине. Попробуйте осенью пройти из бараков в уборную! Вы рискуете увязнуть в грязи. Безобразно обстоит дело с почтой. Комендант Веденеева не хочет даже принять почтовую корреспонденцию для рабочих от письмоносца. Ссылается, что она не может дежурить и ждать почты. А добрый совет — повесить ящик для почты — почему то не может исполнить.
Руководителям стройки пора перестроить работу коммунально-бытового отдела.
С. Усищева».
«Несколько дней назад сдали в эксплуатацию 5 жилых домов. Рабочие получили квартиры и не удивлялись тому, что в некоторых комнатах капает вода с потолка, стен. Ведь они пришли вслед за штукатурами», — писала газета «Тракторостроитель» в феврале 1949 г.
А что тогда говорить о начальном этапе возведения поселка? Вскоре терпение жильцов иссякнет, и они будут искать защиты у своей газеты. «Общежитие № 7 на Всполье совершенно непригодно для жилья. Во время дождей вода буквально заливает комнаты и коридоры. Приходится пускать в ход кастрюли, тарелки, тазы чтобы собирать воду. Во всех комнатах штукатурка обваливается, в стенах зияют щели. Можно ли жить в таком доме?» — вопрошали читатели.
Первые дома-общежития имели печное отопление. Печи были сложены так, что при топке весь дым шёл в комнаты.
Нередки были случаи, когда неудобства создавали окружающие.
«Водопровод, имеющийся в нашем доме (ул. Гастелло д. 4) не работает, ибо комнату, где находится водопроводный кран, превратили в кладовку».
«В общежитии № 6 по ул. Гастелло, где проживают литейщики, холодно, грязно, кипяченая вода бывает очень редко. Приходим с работы — умыться негде», — жаловались рабочие. «Хотим готовить обеды у себя в общежитии, но вот беда – нет дров», — сетовали жители поселка Всполье.

О благоустройстве поселка много говорилось на всех уровнях, но мало что делалось, порка директор тракторного завода Буров не издал приказ «Об ускорении работ по благоустройству поселка Всполье». Освобождались от работы на заводе на 2 часа раньше обычного рабочие основных цехов и служб и инженерно-технические работники. В помощь им выделялись два трактора, различный инвентарь и даже два специалиста-строителя. Все отправлялись ежедневно на благоустройство поселка.
Газета сообщала: "Поселок Всполье начинает изменять свой вид. Бугры, ямы, непролазная грязь во время дождей, временные уборные, помойные ямы сменяются ровно спланированными мощеными проездами, тротуарами, лестницами, газонами…»
О будущем своего посёлка жители узнали из рассказа архитектора А.В. Столетова, напечатанного в газете «Тракторостроитель» за 1 мая 1947 г.:
«Подъезд к Владимирскому тракторному заводу от Юрьевского шоссе оформится прекрасными трехэтажными домами с повышенной архитектурной отделкой, будет озеленен и уставлен скульптурами. Перед большим зданием заводоуправления будут разбиты скверы, сооружены фонтаны. Площадь в районе Всполья явится очагом культуры. В её центре будет устроен Дворец культуры.
Участок финских домиков застроится одноэтажными домами-коттеджами с садами, а в отрогах Почайновского оврага будут индивидуальные застройки рабочих. Там, где сейчас карьеры кирпичного завода, будет сооружен большой стадион. Уже сейчас строители завода получили более 20 тысяч кв. метров жилой площади, а за 1947 г. будет построено 13 двухэтажных домов для общежития молодежи, 20 благоустроенных двухэтажных домов и 3 дома со специальной архитектурной обработкой и подвалами, закончится строительство бани, детского сада и первой очереди школы».
Многое из этого плана осуществилось, лишь под стадион для тракторостроителей отвели место в старых Гончарах (на его строительство завкому тракторного завода решением секретариата ВЦСПС в 1949 г. был выделен 1 млн. руб.).
В июне 1947 г. Владимирский тракторный завод получил два пассажирских автобуса, которые совершали рейсы между городом и заводом. Правом проезда на них пользовались лишь инженерно-технические работники и лучшие стахановцы, проживавшие в городе и поселке Всполье. Через два года стал вопрос о движении автобусов в выходные дни.
Молодежь Всполья стремилась бывать в культурных очагах центра города, до которого надо было идти пешком 4 км.
Юрьевская застава
Городской Дворец Культуры
Площадь Ленина
Сквер на улице 850-летия Владимира

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (28.04.2018)
Просмотров: 130 | Теги: Владимир, улицы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика