Главная
Регистрация
Вход
Четверг
18.04.2024
05:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Промышленность

Организация завода «Электроприбор»

Организация завода «Электроприбор»

Начало » » » Завод № 328
Филиал завода «Автоприбор»

Строительство завода велось тогда трестом № 94, который возглавлял Красильников П.Ф., а с 1954 года - Гебгардт В.В. Что - то приходилось строить своими силами, то есть пока еще строительным цехом завода «Автоприбор».
1953 год памятен целым рядом событий. Берлинский кризис и арест Берии, затем пленум ЦК КПСС, посвященный развитию сельского хозяйства. После пленума началось усиление шефской помощи селу промышленными предприятиями. С этой осени регулярными стали выезды работников завода на уборку картофеля, заготовку кормов, шефское строительство в совхозах и колхозах. В конце года, а особенно в 1954 году стали возвращаться из тюрем, лагерей, из ссылки безвинно пострадавшие ранее работники завода. Вернулся активный когда-то комсомолец, застрельщик всех начинаний по культуре производства и качеству, Алексей Васильевич Балуков; вернулся Алексей Михайлович Зайцев, универсальный специалист, для которого, кажется, не было неразрешимых задач. Он мог придумать и своими руками сделать всё. Долго потом работали они вместе с Тихановским на участке УНО (цех №33).


Григорий Иванович Новосадов

Появился из дальних краев Григорий Иванович Новосадов. О судьбе которого можно написать роман. Вот вехи его жизни. В начале века - гимназист. Учась в последнем классе, как многие другие гимназисты, подрабатывал домашним учителем - готовил графских детей к школе. Соблазнил их маму (или она его соблазнила?). Граф все сделал, чтоб гимназист загремел на фронт первой мировой. Воевал. Попал в плен к немцам. Прошел пол-Европы. Был в Бельгии, Франции, Англии. Из Англии вернулся в опаленную гражданской войной Россию. Родной Владимир, работа, семья, первый арест, второй арест. Колония в Архангельской области. Попытка самоубийства - спасли друзья. Каторжный труд в нечеловеческих условиях. Возвращение к семье. Работа на заводе «Автоприбор» - «Электроприбор». Классный бухгалтер-ревизор, такой же классный переплетчик, книголюб и интеллигентный человек. Спокойная жизнь до глубокой старости.
Рассказывал, что встретил на заводе не только тех, с кем сидел, но и тех, кто сажал, кто охранял в лагере, кто относился по-человечески, кто по- скотски. На вопрос, как он теперь относится к тем людям, кто виноват в аресте и бесчеловечном обращении, отвечал философски: «Прощать - надо, забывать - нельзя!».
Можно только догадываться, какие чувства испытывали Зайцев А.М. и Новосадов Г.И. знавшие, кто на них донес, из-за кого они отбыли в лагерях много лет, и потом часто встречавшиеся с этими людьми на заводе.
Низкий поклон всем возвратившимся из Архипелага ГУЛАГ за то, что они не обозлились на весь народ и остались людьми с большой буквы до конца своей жизни.

Успешно завершив 1953 год, работники филиала встречали Новый год в ожидании крупных перемен в жизни коллектива. И они произошли. Все началось с Государственного плана. Предстояло освоить в производстве 60 (шестьдесят) новых узлов изделий ГАЗ-900, от мелочевки до крупных блоков, пультов, участвовать в модернизации станции. Этот план ставил перед руководством завода «Автоприбор» несколько задач: где делать, кем делать, на каком оборудовании? Попутно нужно было наращивать производство автоприборов, то есть работать на два фронта и оба главные. Поэтому уже с зимы 1953-54 годов вызревало решение о создании самостоятельного предприятия радиотехнического профиля.
Конечно, такое решение обсуждалось и принималось там, наверху, где уровень компетентности и ответственности достаточен. В первую очередь это министерство, отдел промышленности ЦК КПСС и областной комитет партии. Но инициировал все конкретные действия главный инженер «Автоприбора» Тюков Павел Прохорович. Весь сентябрь 1954 года ушел у Тюкова на получение всех согласующих подписей под двумя документами. Первый - это распоряжение Совета Министров СССР за подписью Маленкова Г.М. № 10825 об организации производства РАС УКВ, подписанное 28 сентября 1954 года. Второй документ - приказ Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, который приводим полностью:
Приказ № 51
Во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 28.09.1954 года № 10825 приказываю: Принять к исполнению указанное распоряжение, которым Совет Министров предоставил Министерству право организовать на базе филиала Владимирского завода «Автоприбор» завод по производству радиостанций РАС УКВ и автотракторных приборов, присвоив этому заводу наименование «Владимирский завод «Электроприбор».
Начальнику Главприбора т. Житкову А.А. не позднее 15 октября текущего года представить предложения о мероприятиях по организации Владимирского завода «Электроприбор» на базе филиала завода «Автоприбор».
1 октября 1954 г.
Министр Акопов С.А.


Павел Прохорович Тюков

Первым директором завода «Электроприбор» был Тюков Павел Прохорович (27 ноября 1954 г. - октябрь 1957 г.).
Главной заботой Павла Прохоровича стало создание и укрепление филиала завода с перспективой выделения в самостоятельное предприятие. Все первые годы шла повседневная работа по созданию на филиале всех основных технологических процессов. Так появились литейный, пластмассовый, гальванический, автоматно-механический, штамповочный участки, а с 1953 года - радиосборочный цех. С 1952 года очень активно шло комплектование филиала кадрами. Многие специалисты приходили работать прямо на филиал из ПТУ, техникумов, институтов, с других предприятий и, как принято говорить у кадровиков, с улицы. Рабочие и ИТР, пришедшие на филиал в 1952 - 54 годах, стали основой формирующегося коллектива.
И.о. главного инженера был назначен Иван Васильевич Морозов, уже тогда пожилой (ровесник века), опытный специалист, с высшим, но лесотехническим образованием. Одним из главных его качеств была постоянная неутолимая жажда знаний. Он был очень эрудирован в технических дисциплинах и почти все познал самостоятельно с книгой в руках. Учил он и иностранные языки, даже уйдя на пенсию. Руки у него, правда, были не мастеровые. Про таких говорят: «Гвоздя не умеет забить». Но был он очень интеллигентным, добропорядочным и мягкосердечным. Отсутствие специальной радиотехнической подготовки и нужной требовательности привели к тому, что через год с небольшим Иван Васильевич был освобожден от должности главного инженера. Но отношение к нему заводчан было всегда добрым. В конце жизни он готовил для «Электроприбора» и других заводов кадры во Владимирском авиамеханическом техникуме.
Меньше года проработал и.о. заместителя директора по общим вопросам Л.Г. Марценко. Основной причиной были его личные качества, не так заметные, когда он был начальником филиала, но явно мешавшие на новой высокой должности - боязнь ответственности и желание переложить её на кого-нибудь, неоправданное упрямство и недостаточное трудолюбие. Это привело к тому, что Леонид Гаврилович опускался по служебной лестнице все ниже и ушёл с завода в 1969 году с обидой на руководство и коллектив.
Начальником ОТК завода - главным контролёром качества был назначен Юрий Михайлович Шугаев. В 1943 году еще семнадцатилетним школьником он был призван в армию, а после демобилизации в 1948 году поступил в машиностроительный техникум. С 1951 года на «Автоприборе» прошёл путь от помощника мастера до старшего контрольного мастера. Работа его в должности главного контролёра была недолгой. Уже в марте 1955 года коммунисты завода «Электроприбор» избирают его секретарем парторганизации. Трезвый, общительный, спокойный, он пользовался авторитетом у рабочих и инженеров. Вообще о роли общественных организаций, в том числе парткомов и парторгов, мы расскажем отдельно. В декабре 1954 года были назначены начальником ОТиЗа Селиванова Ольга Николаевна и исполняющей обязанности главного бухгалтера Толкушкина Л.А., о которой стоит рассказать отдельно.
Родом она была из семьи сельских учителей. В женщинах редко сочетается ум и красота, но именно этими двумя качествами и наградили ее бог и родители. Внешностью выделялась она из своего окружения и в школе, и в техникуме, и на заводе. Немного было во Владимире парней, не мечтавших завладеть сердцем темноволосой красавицы Лиды Карминовой.


Лидия Александровна Толкушкин

Основной наплыв женихов случился после Победы и демобилизации, она вышла замуж, как говорила потом, по любви, за офицера госбезопасности, и стала известна в городе и на заводе как Лидия Александровна Толкушкина. Семейная жизнь не принесла ей счастья, и всю себя она отдала работе и воспитанию дочки, Ирины. Она быстро освоила бухгалтерское дело, а трудовую биографию связала только с «Автоприбором», а затем «Электроприбором». Одним из первых на новом заводе было назначение её исполняющей обязанности главного бухгалтера завода. На долю Толкушкиной выпала самая сложная работа по разделению основных фондов, их оценке, обеспечению оборотными средствами, налаживанию учета и отчётности на новом предприятии. Всё нужно было сделать без остановки производства, без заминок, с минимумом потерь, чтоб никто не ощутил никаких негативных изменений ни по зарплате, ни по материально-техническому снабжению. И это при том, что коллектив бухгалтерии создавался практически заново, с «Автоприбора» мало кого отпускали на новый завод. Краткие слова «успешно справились» не отражают того огромного труда людей скромной профессии «бухгалтер», всех трудностей, с которыми им пришлось столкнуться, и в основе этого успеха были трудолюбие, энергия и определенное честолюбие Лидии Александровны. В начале 1957 года функции бухгалтерии были разделены между финансово-сбытовым отделом и собственно главной бухгалтерией. На должность главного бухгалтера завода был приглашен более опытный и грамотный специалист Иосиф Григорьевич Сустретов, а Толкушкина перешла во вновь созданный финансово-сбытовой отдел. Её заботой стали своевременная отгрузка изготовленной на заводе продукции и максимально быстрое получение денег за неё. И вновь подбор кадров, их воспитание, обучение. Она сумела создать и сплотить очень дружный коллектив. Её трудолюбивый заместитель Ростовский С.С., работники отдела Капустин В.Д., Наумова Т.В., Белова Л.П., Степанова Н.В., Костановская А.А., Рыбкина Т.Т., Брусникин С.С. и многие другие, каждый на своем месте, трудились ответственно и самоотверженно. Лидия Александровна не только требовала от всех дисциплины и самоотдачи, но и сама показывала пример в работе.
Особую пользу заводу приносило её умение ладить с военными заказчиками. Когда она с платежными документами приезжала в Москву и царственной походкой вплывала в кабинеты полковников и генералов на Пироговской улице или Фрунзенской набережной, они почтительно и радушно её встречали и делали всё от них зависящее, чтобы угодить этой волоокой владимирской красавице.
Долгие годы она возглавляла народный контроль на заводе и была очень принципиальна, невзирая на лица. Страдали от этой принципиальности многие руководители на заводе, но заслуженно, и это давало для завода свои положительные плоды. Тяжелая болезнь унесла Лидию Александровну, когда ей не было еще 60 лет, лучшие из которых она отдала любимому заводу.
Всего 31 декабря 1954 года было переведено с «Автоприбора» свыше 1000 человек, в том числе 60 работников ОКБ. Среди них ИТР - Пугачёв Ю.М., Серков Е.А., Пахомов Д.С., Челноков А.И., Ананьев В.И., Кузьмин Ю.А., Спиридонов В.Н., Павелко Н.Н., Сураков В.П. - играли в дальнейшем ведущую роль в управлении нового завода, а также высококлассные рабочие Кириллова А.А., Пакетчиков В.Н., Запруднов М.И., Шубин Б.Г. и многие другие.
Случалось, что переходили на «Электроприбор» семьями, как братья Аверьяновы. Иногда семьи делились пополам. Две сестры и брат Журины остались на «Автоприборе», а две сестры Мария и Валентина и брат Михаил до ухода на пенсию трудились на новом заводе.
Родственные отношения между двумя коллективами сохранялись долгие годы. Лучшие традиции в труде и социальной жизни «Автоприбора» привились и пришлись кстати.

13 января 1955 года завод «Электроприбор» был занесён в государственный реестр (реестровый лист № 12044, том 11, страница 44) Министерством финансов СССР. Этот день считается с тех пор официальным днем рождения завода.
В начале января Тюковым была разработана и утверждена структура управления завода и произведены все назначения. В этот момент завод состоял из 8 цехов и 11 отделов.
Цех №1 - цех по производству дистанционных термометров УТ. Начальник - Дмитрий Степанович Пахомов. Опыт начальника цеха с 1940 года. Образование - семилетка, но благодаря организаторским способностям до конца трудовой деятельности - в руководящей обойме завода. Работать умел, но и грешил немало.
Цех №2 - каркасно-штамповочный - возглавил Романов В.А.
Цех №3 - автоматно-механический. Начальником, правда недолго, был Владислав Викентьевич Тарапата, старый автоприборовец, педантичный и суховатый, но после ухода на пенсию (уже из производственного отдела) много сделавший для создания на заводе Совета пенсионеров.
Цех №4 - цех пластмассовых деталей и малярных работ - начальник Агеев И.П.
Цех №5 - сборочный, начальник Никитин Н.М.
Цех №6 - инструментальный, начальник Акимов Иван Сергеевич, потом долгие годы работавший заместителем начальника цеха №2.
Цех №7 - ремонтно-механический, начальник Букарев Б.М., работал недолго, потом в начале 70-х годов еще раз возвращался на завод и вновь ненадолго.
Цех №8 - транспортно-хозяйственный, начальник Петр Васильевич Микеров, прославившийся тем, что у него с завода через двери проходной ушла лошадь, бывшая тогда чуть ли не единственным транспортным средством. Отловили её через неделю в Юрьев-Польском районе.
Начальником производственно-диспетчерского отдела стал Александр Иванович Челноков. Потом ему пришлось работать и начальником цеха, и секретарем парткома, а закончил заместителем начальника трансформаторного цеха в середине 60-х годов.
Планово-экономический отдел возглавил Алексей Иванович Данилов, опытный, эрудированный экономист, впоследствии выдвинутый на руководящую работу в Совнархоз. Начальником отдела кадров и технического обучения стала Раиса Александровна Колесова (Наумова).
Отделом материально-технического снабжения, комплектации и сбыта руководил Владимир Александрович Макаров, фронтовик, имевший ранения и контузию, но физически крепкий, громогласный и требовательный. После разделения функций он возглавил отдел снабжения и достойно работал до одного несчастного случая в конце 60-х годов.
Службу главного механика, в подчинении у которого были РМЦ, энергослужба, бюро технического надзора и строительный участок, а затем цех, возглавил весной 1955 года Виктор Матвеевич Качаев. Но через год он был избран председателем завкома профсоюза.
Технический отдел, который включал в себя ОКБ, ОТБ, бюро техники безопасности, оставался до разделения за и.о. главного инженера Морозовым И.В. Начальником спецотдела был назначен Веретенников А.И., начальником АХО Корнилов В.С., начальником охраны Чайка П.П.
Были еще три небольших самостоятельных участка: гальваника - начальник Кувырков Н.И., заготовительный - Песков А.П., экспериментальный - Трутнев Н.С.
Конечно, не все первые назначенцы успешно справлялись с должностными обязанностями, и Тюкову пришлось вносить коррективы в кадровый состав уже в первый год, но это естественно во всяком новом деле.
Что касается рядовых ИТР и особенно молодежи, почти все они активно включились в производственную жизнь завода. Особую ценность представляли опытные инженеры.


Наталья Васильевна Кальянова

Наталья Васильевна Кальянова окончила Ивановский химико-технологический институт в 1936 году. Вся окрасочная технология на «Автоприборе», а теперь и на новом заводе связана с её именем. Она внедряла и отрабатывала технологии окраски металлических деталей и комплексов, лакировки пластмассы, вакуумной пропитки трансформаторов, их заливки и окраски, изготовление шильдиков, схем литографическим способом, первой начала освоение технологии печатных плат. Постоянный творческий поиск она сделала главным законом в своей деятельности. Она постоянно сотрудничала с журналом «Лакокрасочные материалы и их применение», печаталась в нем, делясь опытом, черпала из журнала всю нужную информацию и приучала к этому своих воспитанниц, а её школу прошли почти все химики-технологи завода, к которым она относилась по-матерински, не имея собственных детей. Не навязчиво, но требовательно она воспитывала коллег по цеху и заводу, и производственников-мастеров и начальников, и простых маляров, делая главный упор на качество работы. Она пользовалась авторитетом и на других заводах города, консультируя по специальности своих коллег. Наталья Васильевна была страстным книголюбом и театралом. Ни одну премьеру облдрамтеатра она не пропускала и использовала малейшую возможность поездки в Москву на спектакли её любимого МХАТа.
Привозила со спектаклей цветные фотографии (она увлекалась и фотографированием) и обязательно подробно рассказывала о спектаклях. Слушать её было необычайно интересно, эрудиция её восхищала. Много лет она была лучшим пропагандистом завода, относилась к этому партийному поручению весьма ответственно, хотя всё понимала и в частных разговорах признавала отличие практических дел в стране от пропагандируемой теории. Добра она была исключительно. Легко давала деньги взаймы, многим помогала материально.
Во время войны, когда она была начальником цеха, к ней пришла устраиваться на работу молодая девушка, пришла буквально босая. Наталья Васильевна сказала, что не имеет право её даже пускать в цех без обуви. Девушка, потупив глаза, сказала, что ей не на что не только обуться, но и поесть. Наталья Васильевна принесла из дома обувь, накормила и неоднократно помогала этой девушке, которая затем стала, а это была Лидия Дмитриевна Прямова, отличным мастером, заслуженным ветераном завода, орденоносцем. Такую заботу она проявляла о многих. Уйдя на пенсию, она постоянно поддерживала связь с цехом, оставалась пропагандистом. Кальянова Н.В. - одна из самых светлых частей в истории завода.


Нина Флегонтовна Солонец

Почти сразу перевелась на новый завод главный металлург «Автоприбора» Нина Флегонтовна Солонец. Еще до войны поступила она после школы в Московский институт цветных металлов и золота, но с началом войны - трудовой фронт, а затем уехала к родителям в Воронежскую область и два года работала учительницей в сельской школе. В 1943 году, когда институт вернулся в Москву, она продолжила учебу, в 1946 году окончила ВУЗ и была направлена во Владимир на завод «Автоприбор». Уже в 1948 году она - главный металлург завода. На «Электроприбор» она перешла главным металлургом-начальником ЦЗЛ. Работа по созданию ЦЗЛ, оснащению оборудованием, укомплектованию кадрами, повседневная работа с конструкторами, технологами, военными заказчиками успешно выполнялась Н.Ф. Солонец, и она очень скоро стала одним из авторитетных инженеров завода.
Так же как и Кальянова, Нина Флегонтовна очень внимательно следила за достижениями науки и техники в литейном производстве, производстве пластмасс и в электрохимии. Она приучила работать с технической литературой всех своих воспитанниц, молодых специалистов завода.
В 1962 году её назначили начальником цеха № 1, цеха литья и пластмасс. Цех был очень сложным, отставал, не выполнял план, сдерживал производство. Нина Флегонтовна сумела организовать работу ИТР, сплотить коллектив, создала обстановку взаимной требовательности, повела решительную борьбу с расхлябанностью, с нарушениями трудовой и производственной дисциплины. Она занялась созданием для рабочих цеха нормальных условий труда, обеспечением бесперебойной работы оборудования. Спокойной жизни не стало многим заводским службам. Но она добилась коренного перелома в работе цеха. Рабочие и ИТР , увидев постоянную заботу руководителя об их загрузке, заработной плате, бытовых условиях, поверили в неё. Инженерный состав цеха стал более активно внедрять оргтехмероприятия. При поддержке руководства завода, парткома цех стал быстро поправлять положение и в 1963 году уже неоднократно выходил победителем в соревновании. Солонец первой на заводе внедрила цеховой хозрасчет. По результатам семилетки она была награждена высшей государственной наградой орденом Ленина. В 1967 году профсоюзная конференция завода избрала её председателем завкома, где она проработала два с половиной года и завоевала ещё большее уважение и авторитет у работников завода.
Если смотреть с позиций сегодняшней роли профсоюзов - она больше всех других соответствовала стандарту профсоюзного лидера, больше внимания уделяла охране прав трудящихся, их здоровья, социальной политике, заботе о рядовых тружениках и их семьях.
После завкома Нина Флегонтовна несколько лет проработала заместителем главного технолога, а затем начальником отдела техинформации, и вышла в 55 лет на пенсию, чтобы воспитывать внуков.


Чирич В.Д.

И с ещё одной женщиной-инженером повезло заводу. Валентина Дмитриевна Чирич в 1951 году закончила один из лучших ВУЗов страны - Ленинградский химико-технологический институт. С 1952 года она на «Автоприборе». Чирич вспоминает: «Я пришла на филиал молодым специалистом как раз в тот месяц, когда только что пустили в эксплуатацию маленький гальванический участок в складском корпусе. Было там шесть маленьких ванн с электроподогревом, пятеро рабочих и мастер. Начинать мне, технологу, пришлось практически с нуля. Рассчитывала площадь и толщину покрытий, концентрацию растворов, силу тока, мощность выпрямителей. Писала технологии, считала трудоёмкость, отрабатывала все процессы на рабочих местах. Когда из соседнего барака перевели производство УТ в корпус «Б», решили на освободившихся площадях разместить гальванику. Пришлось проектировать новые линии с несколькими видами покрытий. Цех этот дожил потом до двухтысячного года. Постепенно появлялись у меня помощники, сначала из Владимирского химтехникума, а потом из Ивановского института. Легче стало с приездом горьковчан - среди них было много грамотных технологов.
Первые начальники, правда, долго не продержались. Это были Кувырков Н.И. и Нагаев М.К. А вот с Георгием Васильевичем Ушаковым работали мы потом долго и плодотворно. Грамотный он был руководитель. Постепенно расширяли участки, осваивали новые техпроцессы, новое оборудование. К концу моей работы начальником техбюро в цехе производилось 28 видов различных гальванохимических покрытий. Коллектив в цехе сложился прекрасный. Почти все рабочие и ИТР трудились с полной отдачей, самоотверженно, и это в условиях приспособленного барака. Я с благодарностью вспоминаю своих помощников Туманову Т., Пушкареву Л., мастеров Орлова А.Ф., Воронину Л., Жадаеву Л., Зарайского В., рабочих Вахромееву Р., Платонова К., Феофанову Н., Фролова В., Алексеева А. и других. В 1966 году пришлось пережить неприятный для цеха момент. Цех был перегружен, и Ушаков дал команду уменьшить толщину покрытия для сокращения времени. Это быстро обнаружилось на испытаниях. Сняли его с работы приказом по заводу (он, к тому же, и выпивал крепко). Для решения проблемы разместили на улице с северной стороны цеха новый участок под брезентовым навесом без вентиляции. Пришлось мне временно исполнять обязанности начальника цеха. Помог дружный коллектив и терпеливый наш рабочий класс. Потом заводские службы построили стены, механизировали загрузку, смонтировали вентиляцию. С их руководителями я находила общий язык. Аварийную ситуацию мы выправили. Последнее, что успел сделать Ушаков, - привёз чертежи автоматов цинкования из Горького. Пришёл к нам начальником Шугаев Ю.М., добрый, даже мягкий человек, но в технологию он не вникал. А сплочённый, ответственный коллектив мастеров, технологов, цеховых служб делал всё для бесперебойного обеспечения производства. В конце трудовой деятельности много пришлось мне заниматься проектом новой гальваники. Ездили в Харьков, в институт, перелопатили много технической литературы, новых разработок, но строительство корпуса затянулось, и работать в нем мне не пришлось. Осваивали новую гальванику мои ученики. А профессию свою считаю одной из самых творческих, интересных, для инженера».


Рабинович Б.Г.

Следующий герой нашего рассказа - один из первых радиоинженеров завода Борис Григорьевич Рабинович. Проработал он на заводе меньше десяти лет и ушел с предприятия более 40 лет назад, но нет на заводе человека, поработавшего с Рабиновичем, который все последующие годы не вспоминал о нём с самыми тёплыми чувствами.
Едва успел Борис закончить московскую десятилетку - началась война. В военкомате получил направление в Московское авиационно-техническое училище связи. Воевал. Совершил на штурмовиках 19 боевых вылетов. После войны - Московский энергетический институт им. Молотова, радиофакультет. Назначение получил в министерстве во Владимир на «Автоприбор». 20 мая 1952 года он поступил на работу инженером-конструктором ОКБ. В отличие от большинства сотрудников переучиваться ему не пришлось. Военная служба по специальности и образование позволили ему быстро включиться в работу по модернизации РАС-УКВ и другие разработки. Почти сразу он был переведён ведущим инженером ОКБ. Зарплата у ведущего тогда была едва ли не больше, чем у главного инженера завода.
Как вспоминает ветеран сборочного цеха Умрихина М.М., Борис Григорьевич начинал свой рабочий день в цехе, на рабочих местах монтажниц, сборщиков, регулировщиков. Он помогал им осваивать профессии, одновременно решая свои конструкторские задачи.
Собственно, был он в эти годы и главным технологом по сборке и регулировке устройств и блоков радиостанции РАС - УКВ.
В 1954 году, когда Двоскин заболел, Рабинович несколько месяцев исполнял обязанности начальника ОКБ. Конечно, изделия были сырыми, много было конструктивных и исполнительских дефектов. Частенько Борису Григорьевичу приходилось выезжать в Горький, где он увиделся со своими институтскими однокашниками Черемных Л.Ф., Зуевым В.С., Порцевским А.А., с которыми потом пришлось работать уже на «Электроприборе».
Его грамотность и дотошность в разборе рекламаций стала известна в министерстве, и в апреле 1955 года практически сразу после образования завода его назначают начальником ОТК завода, а заместителем был назначен опытный производственник Журин К.Е. Пять лет Борис Григорьевич был главным контролером завода, и все тогдашние производственники и конструктора вспоминают о его разумной принципиальности, исключительной грамотности и повседневной воспитательной работе с кадрами. Да, были конфликты с руководством завода, с разработчиками, с военными представителями, но Борису Григорьевичу всегда хватало разума, знаний и человеческой порядочности, чтобы найти наиболее правильное решение.
О человеческих чертах Рабиновича говорит такой, к примеру, факт. Увидел он однажды в слезах Риту Умрихину. Выяснил, что плачет из-за того, что её сестру Нину не допускают к экзаменам в школе по какой-то мелкой причине. Не поленился, сходил в ШРМ № 4 к директору и решил вопрос в тот же день. Казалось бы, что ему, главному контролеру завода, до судьбы монтажницы Нины. А в этом весь Борис Григорьевич. Таких мелких «штрихов» в его заводской биографии много, и они живы в памяти людей. Работал бы в коллективе Рабинович и дальше, но в начале 1960 года на завод пришел «реформатор» Илья Иванович Чернов. Настоятельно предлагал перейти в начальники производства, но Борис Григорьевич не хотел заниматься не своим делом. Был назначен начальником цеха №7, где успешно работал, но через год ушел на «Точмаш». Это была одна из самых трудновосполнимых потерь для молодого завода. Долгие годы Борис Григорьевич сохранял связи с коллегами - электроприборовцами, интересовался всеми заводскими новостями, но, к сожалению, на завод не вернулся.


Назар Никифорович Павелко

В феврале 1954 года появился на заводе молодой инженер Назар Никифорович Павелко. К концу года он уже возглавлял в ОКБ конструкторскую группу по проектированию и серийному сопровождению трансформаторов, соединительных кабелей и фидеров, входных и выходных щитков, фидерных вводов, упаковки.
Активный комсомолец, он был вскоре избран секретарем комсомольской организации ОКБ. В создание в ОКБ того морально-психологического климата, который помогал молодёжи ярче раскрывать свой потенциал, он внёс свой немалый вклад. Привлекал он к себе людей доброжелательностью, благоразумием, вежливостью и какой-то природной интеллигентностью, а родился и вырос в семье лесника на хуторе на Полтавщине, и детство прошло в оккупации и голоде тех лет. Окончил Павелко Киевский политехнический институт, став радиоинженером, приехал во Владимир, где и нашел свою судьбу. Жена его, Нина Петровна, также проработала на заводе всю жизнь.
Высококлассный специалист, Назар Никифорович, работая в ОКБ и потом на заводе, параллельно читал лекции студентам вечернего отделения Владимирского политехнического института. С середины 60-х годов он работал заместителем главного технолога, а с 1968 года - главным технологом завода, где внёс очень большой вклад в развитие культуры производства, в становление завода как высокотехнологичного, передового, современного радиотехнического предприятия.


Владимир Васильевич Жданов

Еще одного ценного специалиста удалось Тюкову перевести с «Автоприбора», без высшего образования, но такого техника, который мог дать сто очков вперед иным инженерам. Владимир Васильевич Жданов, казалось, был рождён для технологии штамповки. Ясный, пытливый ум позволил ему через самообразование глубоко понять физику воздействия на металл давлением. Совершенствовал он этот техпроцесс всю жизнь. Во время войны ему довелось работать главным технологом «Автоприбора». Справлялся, получил из рук Калинина в Кремле медаль «За трудовую доблесть». Но помыслы специалиста были направлены не вширь, а в глубь одного процесса - штамповки, и здесь он достиг совершенства. На новом заводе Жданов разработал оригинальную методику расчёта штамповки - вытяжки коробчатых деталей, и на её основе спроектировал вытяжные штампы для корпусов трансформаторов и дросселей. Им был предложен способ обработки по контуру коробчатых деталей в штампе взамен фрезеровки, что резко снизило трудоёмкость. Он модернизировал пресс для вырубки боковых отверстий в крупногабаритных деталях, внедрил рельефную сварку узлов трансформаторов и дросселей.
С приездом из Горького такого же классного специалиста по штамповке Анатолия Васильевича Смирнова, Жданов специализировался на мелких деталях. Вдвоем они воспитали прекрасных специалистов по штамповке, превратив завод в передовой по этой технологии. К ним обращались за консультацией специалисты ВТЗ, «Точмаша», ВЭМЗа и многих заводов страны.
В житейских делах Владимир Васильевич тоже любил творчество. Своими руками построил парусник «Забава», занимался стереофотографией, был увлечённым садоводом. Всегда в окружении молодёжи, он мягко и ненавязчиво воспитывал её в духе любви и преданности заводу и избранной профессии.
Такие же ценные рабочие кадры были переведены с «Автоприбора», правда, немного, в основном те, кто заблаговременно обосновался на филиале. Если посмотреть праздничный приказ к 10-летию завода, выпущенный в январе 1965 года, в нём много славных известных фамилий, ставших гордостью предприятия.
Вот некоторые из них:
Кириллова Анастасия Алексеевна, бывшая стахановкой ещё в цехе гибких валов, обучившаяся новой профессии в Горьком, и много лет потом побеждавшая в социалистическом соревновании среди сборщиц. Она стала одной из первых заслуженных ветеранов завода.
Токари цеха № 3, маленькие, но шустрые сестры Андреевы Евдокия и Нина Александровны; настоящая русская красавица сверловщица цеха №12 и №3 Немова Зоя Васильевна; заботливая и добрая, активнейшая общественница Юлия Ивановна Нестерова, сверловщица цеха №3;
слесарь-сборщик цеха №7 Михаил Авраамович Грабко, который выучился сборке у Клочкова А.П. так, что стал не уступать ему по скорости и качеству работы;
гальваники Раиса Алексеевна Дементьева и Надежда Ивановна Феофанова, всю трудовую жизнь дышавшие в нашей «китайской прачечной», но безотказно, в трудных условиях, выполнявшие задания по покрытию деталей.

Становление общественных организаций

Сразу после регистрации завода началось создание полноправных общественных организаций, проходили выборы их руководящих органов.
Парторганизация нового завода в начале 1955 года состояла из 90 членов КПСС. Первое партийное собрание в марте избрало секретарем парторганизации Юрия Михайловича Шугаева.


Юрий Михайлович Шугаев

Новым поколениям, наверное, трудно будет осознать роль партии в жизни и производственной деятельности промышленных предприятий. Но в эпоху социалистического строительства и особенно тогда, когда в Конституцию СССР была вписана статья о руководящей роли КПСС, эта роль была поистине определяющей. Она могла возрастать или уменьшаться под влиянием объективных или субъективных факторов, под влиянием партийной или государственной политики, но в любом случае решающее слово было всегда за партийными органами, и мы это влияние увидим еще не раз.
А субъективные факторы - это активность рядовых членов КПСС и личные качества партийных вожаков. В первый год активность парторганизации была ещё слабой, да и Шугаев Ю.М. был слишком мягкохарактерным, часто не мог отстоять своё мнение, не проявлял напористости и твердости, необходимых рядом с такой личностью, как Тюков. В результате в начале 1957 года он был переизбран. Но сменивший его Александр Иванович Челноков тоже не отличался твердым характером и принципиальностью.
Пришедший через год к партийной власти Евгений Семёнович Волков был сильнее предшественников по характеру, но уступал им в моральном плане. Тем не менее парторганизация в первые годы росла численно, крепла вместе с заводом и служила опорой администрации в решении всех проблем становления коллектива, производственной деятельности и в воспитательной работе.
В том же марте состоялись выборы профсоюзного комитета. Его возглавил Сергей Васильевич Манов, слесарь-инструментальщик, окончивший еще в 1935 году ФЗУ при «Автоприборе». В 1939 году он был призван и прослужил на флоте до конца войны. Вернулся на родной завод и работал слесарем уже на филиале. Человек он был смолоду общественно-активный и неоднократно избирался в руководящие органы комсомола, профсоюзной и партийной организаций завода.
Может быть, кто-то, сам не очень способный на общественные дела и избегающий их, смотрит на таких людей с известной долей иронии, но ведь без них не было бы такого понятия, как коллектив. А именно коллективизмом наш народ в советское время в лучшую сторону отличался от многих других.
Сергей Васильевич фактурой был подстать Тюкову. Такой же высокий, мощный, умел и любил выступать перед людьми, но недостаток образования сказывался. Он и сам это понимал и организовал при завкоме обучение малограмотных работников завода силами учителей подшефной школы № 3.
Вскоре сменил его на этой должности Виктор Матвеевич Качаев, работавший до этого главным механиком завода. Но через два года Манов был вновь избран председателем. На его долю досталась вся трудная организаторская работа профсоюза, от социалистического соревнования до заботы об охране труда, снижению заболеваемости, от культурно-массовой и спортивной работы до заботы о детях, о жилье для рабочих. В начале 1961 года его сменил Шугаев, но Манов еще не раз избирался членом завкома.
В 1966 году он был первым директором базы отдыха «Сосенки». После завкома работал инспектором по грузоподъемным механизмам, но после несчастного случая с лифтом столовой в цехе №2, перевёлся слесарем-инструментальщиком в цех №14, где добросовестно трудился более 20 лет, стал активным рационализатором, получил почетное звание «Лучший слесарь отрасли», принял активное участие в создании заводского музея. Электроприборовской стала и семья Манова. Жена работала в цехе № 2 до преждевременной смерти, дочь Раиса работала начальником ВТК цеха № 5.
Комсомольским вожаком Тюков предложил избрать сборщицу «Автоприбора» Иду Грунину. Комсомольцы филиала без энтузиазма встретили это предложение, мол, своих можно найти. И пришлось Иде своим трудом, активностью завоевывать авторитет у молодёжи. На 1 января 1955 года на заводе работало 250 комсомольцев, почти четвертая часть состава. Одной из главных задач была организация социалистического соревнования среди молодёжи. В торжественной обстановке вручали лучшим молодым производственникам и бригадам вымпелы, грамоты, флажки отличия. Много для сплочения коллектива давало участие в воскресниках и субботниках. Парк 850-летия Владимира тогда был пустырем, заросшим бурьяном да кустарниками и назывался в народе «козьей радостью». Комсомольцы завода преобразовывали эту территорию, производили посадку деревьев, расчищали аллеи, участвовали в строительстве павильонов. Не счеть было субботников по строительству внутри завода. Убирали территорию, закладывали новые корпуса, сажали деревья.
Приём в комсомол и посвящение в рабочий класс проводили в Москве, на Краснойплощади. Организованно проводили отдых молодежи: экскурсии, турпоходы по области, по Клязьме, массовые выходы в театр. Организовывалась художественная самодеятельность - талантами электроприборовцы всегда были богаты.
Устраивали комсомольские свадьбы, торжественные проводы в армию, отправляли комсомольцев на целину. Тогда же зародились шефские связи с училищем радиолокации (теперь ЦОК). Устраивали совместные вечера отдыха. Очень много занимались учёбой в ШРМ, техникумах, институте. Держали всех учащихся под контролем. Это и помогло «Электроприбору» стать одним из высокообразованных коллективов в городе.
Большую помощь оказывал завком профсоюза, особенно Сергей Васильевич Манов. Он всегда относился к заводскому комсомолу по-отечески. Да и Павел Прохорович находил время для молодежи, понимая, что это - будущее завода.


Рыжова (Грунина) И.С.

Через два года комсоргом был избран Анатолий Махов, а Ида перешла работать в цех, вышла замуж, стала Идой Сергеевной Рыжовой, и через сорок пять лет ушла на пенсию с должности начальника ОТиЗа завода. Махов руководил комсомолом недолго. Через год его сменил Тюкаркин Ю., в будущем секретарь парткома завода.
Общественные организации переживали такие же трудности роста, как и весь завод. За два года удвоилось число работающих, соответственно членов КПСС, ВЛКСМ и профсоюза. Это ставило перед их руководящими органами новые задачи и, в первую очередь, социальные.
Решению социальных задач Тюков придавал огромное значение. Что-то досталось от «Автоприбора», что-то пришлось начинать с нуля. Столовая на заводе размещалась в подвале корпуса «Б». Заведующей была Анна Ивановна Немова, ещё в 1941 году начинавшая раздатчицей в этой столовой и лишь в конце 60-х ушедшая на пенсию. Её верная помощница Белякова А.Г., которую заводчане ласково называли «тетя Шура», привела потом на завод обоих сыновей, одного в цех №14, другого в цех №11.
Долго работал поваром участник и инвалид войны Сурков И., «Игорёк», частенько выручавший закуской заводских выпивох. Коллектив столовой обеспечивал нормальное по тем временам, своевременное питание рабочих в три смены. Конечно, без жалоб не обходилось, но где, в какие времена общественное питание удовлетворяло всех? А обед обходился в 24 копейки.
Был на заводе небольшой здравпункт с медсестрой Татарновой Анной Иосифовной, а первым врачом пришла Брайнина Александра Львовна.

Какую социальную сферу, как это теперь называют, выделил «Автоприбор» новому заводу? Это были два 33-х квартирных дома постройки 30-х годов по улице Фейгина. В одном из них на первом этаже был детский садик № 15. Рядом по улице 1-ой Пионерской только что построенные три дома по двадцать-тридцать квартир. Тут же, на улице Полины Осипенко, д. 16 - общежитие, через которое прошли до 1975 года почти все молодые специалисты завода. Тюков придавал большое значение жилищному строительству. Уже в первый год он добился разрешения на застройку 411 квартала (сзади Облпрофсовета) хозяйственным способом.


Строительство жилых домов для работников завода на Левином поле

Тогда же начали застройку Левина поля шлакоблочными и шлакозасыпными домиками. В закладке фундаментов этих домиков Павел Прохорович принял участие сам со всей руководящей командой, отметив это по русской традиции выпивкой. Истины ради скажем, что Тюков вином никогда не злоупотреблял, и вообще употреблял мало и редко. Сразу же был заложен и 80-квартирный жилой дом на улице Фрунзе, крупногабаритный, с высотой этажей 3,2 м., долгие годы потом бывший одним из престижных в городе.
Был организован жилищно-коммунальный отдел. Тогда же появились три квартальных котельных на угле.
Пионерским лагерем первые три года пользовались автоприборовским.
Общественные мероприятия проводились в заводской столовой, для крупных приходилось снимать Дворцы культуры ВТЗ или химзавода. Но даже при таких небогатых возможностях на заводе начала активно зарождаться и развиваться культурная и спортивная жизнь.


Валентин Александрович Лобанов

Самое активное участие в культурной жизни и самодеятельности принял заслуженный ветеран завода Валентин Александрович Лобанов. Он закончил Владимирское художественное училище № 1, а затем, уже работая, Московский университет творчества и оформительского искусства им. Крупской, поступил на филиал «Автоприбора» в 1949 году и вот уже более полувека трудится художником-оформителем завода. Вся жизнь завода перед его глазами и в его памяти. С плодами его труда все работники завода встречались каждый день. Поздравления, объявления, некрологи, «пожарные крокодилы», праздничное оформление, лозунги, «Доски почета», наглядная агитация - все прошло через его руки. В своем деле он был и остается Мастером. Получал в молодости призы на областных и всесоюзных конкурсах самодеятельного искусства. Большой книголюб, он более 30 лет возглавлял общественный совет библиотеки и помог ей стать одной из лучших в области. При нем профсоюзная библиотека начиналась с одного шкафа с сотней книг, переданных с «Автоприбора» с библиотекарями на общественных началах. При нем же она и развернулась по-настоящему с приходом заведующей Синюхиной Р.А.
Обладая прекрасным музыкальным слухом и приятным тенором, Лобанов сразу включился в создание художественной самодеятельности. В 1955 году он создал заводской хор и несколько лет руководил им. Количество хористов доходило тогда до 125 человек. Сам он пел и побеждал на различных конкурсах, а в 1967 году был в первом составе знаменитого ЭВИА-67.
Активный общественник, он избирался в профсоюзный комитет завода, возглавлял культурно-массовую комиссию. Много раз возглавлял избирательную комиссию по выборам всех органов власти на подшефных участках. Валентин Александрович - живая история завода.
Он рассказывает: «Первые ростки художественной самодеятельности появились еще на филиале в 1953 году, когда на слесарном участке инструментального цеха собирался народ попеть под гитару слесаря Резникова Е. Вскоре поступил на завод прекрасный аккордеонист Щавинский А., появился маленький мужской хор. Собирались мы тогда в библиотеке, в складском корпусе, где стоял один книжный шкаф и несколько столов с подшивками газет и журналов. В 1955 году уже в сборочном цехе стихийно стали возникать вокальные коллективы, напевавшие в обеденный перерыв популярные тогда советские песни или весёлые и даже ядреные частушки. Вскоре Манов С.В. поручил мне создание заводского хора. Пели на два голоса под баян Лёни Галкина, сборщика цеха №7. Тогда же Коля Ионов и Рая Мельникова разучили несколько танцевальных номеров. Самодеятельные артисты стали выступать на заводских мероприятиях, на избирательных участках, в подшефных колхозах, в ЦОКе. В 1955 году появились первые штатные работники культуры. Руководить духовым оркестром пришёл бывший военный музыкант Мопсик А.М., впоследствии первый хормейстер ЭВИА-67. Уже в 1956 году мы проводили смотр цеховой самодеятельности. Возникли два струнных оркестра, в ОКБ и ОГТ. Поступили на завод ребята, владевшие музыкальными инструментами. Шутка ли, только ансамбль баянистов выступал в составе четырнадцати человек.
Потихоньку - полегоньку самодеятельность завода стала выдвигаться в первые ряды в городе, хотя выступать нам было особо негде. Сначала концерты шли в небольшом зальчике во вставке между корпусами А и Б, потом с 1962 года в зале корпуса №8 (ныне ЦЗЛ), летом выступали на площадке у цеха №31. А развернулись таланты вовсю уже при Рапопорте, после постройки административного корпуса. Но всегда в основе был энтузиазм нашего электроприборовского народа, его молодость и любовь к самодеятельному творчеству».


Сергей Серафимович Лужнов

Быстро отметил завод своё рождение и успехами в спорте. Вспоминает один из первых заводских спортсменов Сергей Серафимович Лужнов, работавший много лет начальником БТК цеха, затем заместителем начальника ОТК, начальником цеха № 11 и, наконец, начальником ФСО: «Еще на филиале «Автоприбора» появились несколько сильных спортсменов, активно участвовавших в городских и областных соревнованиях. Поддерживал нас тогда Марценко Л.Г., сам неплохой шахматист. Уже первой зимой мы добились успехов, выступая за новый завод. Чемпионом города стала заводская команда по настольному теннису в составе: Рабиновича Б.Г, Клочкова А.П., Озерова В.В. В марте отличилась наша команда конькобежцев. Коньки тогда были очень популярны. В те годы рекордсменом мира стал владимирец Сакуненко Д., с которым мы встречались на стадионе "Локомотив". В команде, кроме меня, были Баранов В., Тихомиров В., Наумова Л., Анисимова Л.. Мы стали чемпионами области. Тюков поощрил нас премией. Чуть позже я занял первое место на 10 километровой дистанции в Горьком и стал чемпионом общества «Торпедо». Традиции наши потом поддерживали Серебряников Р., Русак К., Гаранина Т., Мерщиков Ю., Доничев О. В мае 1955 года мне пришлось участвовать в создании заводской футбольной команды, которая под руководством тренера Молькова С.И. стала одной из сильнейших в области. Кроме меня, за команду выступали Баранов В., Кулев Ю., Кузнецов Л., Сорокин В., Давлетбаев Я., Фомин В., Степанов Ж. и другие. Даже через 10 лет, выступая среди ветеранов, они не посрамили честь завода, став чемпионами города. В нашей команде начинал свой блестящий путь Валентин Афонин, выступавший потом за "Трактор", СКА-Ростов и ЦСКА. Дважды он защищал честь страны на чемпионатах мира в 1966 и 1970 году и стал заслуженным мастером спорта.
К зиме мы изготовили в цехе деревянные клюшки для стадиона «Локомотив» и всей командой шли на русский хоккей, и также почти не проигрывали в городе и области. Но главным нашим достижением я считаю массовость в заводских соревнованиях по футболу, волейболу, настольному теннису, шахматам, а особенно по лыжам. На лыжные праздники выезжало все руководство завода. Команда лыжников завода потом стала самой прославленной. Много было у нас мастеров спорта по лыжам, а первым мастером стала Тоня Сорокина.


На заводской волейбольной площадке слева направо: В. Иващенко, В. Ефимов, И. Чернышов, В. Пахомов, Ю. Тюкаркин, Г. Лапшинов

Волейбольная площадка находилась на месте нынешнего корпуса № 12, не пустовала она весь обеденный перерыв с 11.00 до 14.00. Азартными волейболистами были Чернышов И.Н., Рабинович Б.Г., Щавлев С.В., Серков Е.А., Тюкаркин Ю.М., Петров В.А., Попков В.А.
Шахматная жизнь начиналась после работы. Много было сильных перворазрядников. Солонец Б., Сураков В., Васильев В., Сонин Ю., Зозин Н., Коньков Н., Бодунов Н. часто побеждали в городских и областных соревнованиях, а Александров А. стал кандидатом в мастера.
Спортивные успехи помогали сплачивать коллектив и способствовали росту авторитета завода. Потом, когда к руководству заводским спортом пришла Бякова Е.П., а директором стал Рапопорт Д.Б., спортивная слава завода засияла с новой, яркой силой».


Электроприборовцы - первые мастера спорта по лыжному и велосипедному спорту. Слева направо первый ряд: Валентин Зотов, Антонина Сорокина, Евгений Клочков; второй ряд: Вадим Борисов, Анатолий Борисов

Но, конечно, главным в 1955 году и для коллектива и для руководства было постоянное наращивание объемов производства в соответствии с народнохозяйственным планом.
Большую долю выпускаемого товара составляли автотракторные приборы, производство которых было отлажено. Сложности были с радиотехническими изделиями. Небольшая серийность, конструктивные недоработки, задержки с комплектующими, дефицит производственных площадей - всё это было объективными препятствиями для нормальной работы завода. Была и еще одна трудность - пришлось сдавать основную продукцию военным представителям. Институт военной приемки был на «Автоприборе» во время войны, а на филиале появился в конце 1952 года. Возглавлял представительство сначала Миронов К.А., майор, затем подполковник, в начале 1955 года заместителем к нему был назначен подполковник Акулов Н.М., человек не только грамотный и ответственный, но и придирчивый, скрупулезный до мелочности. Отношения с Тюковым у него не складывались и потом сказались на судьбе директора завода. Но качество изделий, конечно, повышалось.
Все эти объективные и субъективные трудности породили, в конце концов, болезнь, от которой завод так и не смог излечиться до конца ушедшего века. Имя ей - неритмичность.
В первый год работы завод справился с заданием по выпуску продукции успешно. Павел Прохорович был крепким хозяйственником с четкой организацией рабочего времени. Он почти ежедневно обходил завод и стройку.
Вот как описывает эти обходы молодой тогда инженер-сварщик Малов В.В.: «Несколько раз мне довелось наблюдать, как Тюков проходит по заводу. Всегда модно, хорошо одетый, отутюженный, высокий, статный, он шел по территории так, что чувствовалось - идёт директор. Часто рядом мельтешил маленький Столяров К.П., тогда энергетик. На пороге встречал Микеров П.В., хозяин двора, а на стройке Быков С.Г. Всем троим попутно попадало, и здорово, но за дело. В цехах уже знали, что идет директор. Не дай бог, если Тюков увидит валяющиеся на полу детали, грязь - виновных ждали серьезные неприятности. Его очень боялись, но порядок тогда на заводе был».

Продолжение » » » Завод «Электроприбор» в 1956-57 годах

Категория: Промышленность | Добавил: Николай (25.12.2021)
Просмотров: 628 | Теги: Владимир, Промышленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru