Тюков Павел Прохорович (15.02.1904 - 1977) - Главный инженер владимирского завода «Автоприбор» (1940-1944, 1948-1954), первый директор завода «Электроприбор» (27.11.1954 – 10.1957), начальник специального конструкторского бюро и главный инженер на заводе «Точмаш» (1957-1960).
Павел Прохорович Тюков
Павел Прохорович Тюков родился 15 февраля 1904 года в Новороссийске в многодетной семье рабочего-железнодорожника. Мать умерла в 1921 году от тифа. С лихвой испытал Тюков всего, что выпало на долю его поколения. Труд с ранних лет, поиски хлеба, работы, скитания по всему Северному Кавказу, тяжелая работа грузчика в Новороссийском порту.
В 1929 году, окончив рабфак, поступает в Московский механический институт им. Ломоносова, а затем переводится в Московский авиационный институт и заканчивает его в 1934 году, получив специальность «Проектирование и производство авиационных двигателей». Молодой инженер едет на работу в Пермь на известный завод по производству авиадвигателей. Работа идет успешно. Благодаря своей целеустремленности и прочным институтским знаниям, он стал одним из лучших конструкторов и был назначен начальником технического отдела. Но наступил 1937 год. В результате ложного доноса его исключают из партии, увольняют с работы, выселяют из квартиры. Если бы он остался в Перми, последовал бы арест и повторение судьбы многих и многих. Начались скитания по стране в поисках работы. В обстановке всеобщего страха на работу с такими «кляксами» в биографии никто не брал. Метнулся в родной Новороссийск к отцу - результат тот же. Случайность привела его в Бежецк Калининской области, глухой тогда угол. Устроился рядовым технологом на машиностроительный завод. Потенциал его был виден всем - незаурядная личность, грамотный инженер. Мудрый директор помог ему уже в 1939 году восстановиться в партии, назначил главным инженером. В подчинении Тюкова была заводская электростанция, которая снабжала энергией и город. Специалистов не хватало, часты были аварии и опять угроза ареста. С помощью работников наркомата, где он по долгу службы теперь бывал, ему удалось подобрать работу в другом городе. Директор Бежецкого завода отпустил Павла Прохоровича, чтобы спасти его от неприятностей. С 1940 по 1944 и с 1948 по 1954 гг.- главный инженер «владимирского завода «Автоприбор». В феврале 1940 года Тюкова назначают и.о. главного инженера Владимирского завода «Автоприбор», который в это время постигла та же беда, что и многие предприятия страны. Были арестованы, расстреляны, сосланы почти все опытные руководящие работники: несколько директоров, их заместители, начальники цехов. Руководили случайные люди, без образования, без хозяйственных навыков, способностей. Завод был в прорыве, из месяца в месяц не выполнял государственный план. Нутром поняв сталинский лозунг «Кадры решают все», Тюков решил начать с организации технической школы. Нужно было учить людей, делать из молодых техников и практиков специалистов, способных решать сложные технические задачи. Кроме того, Павел Прохорович начал реконструкцию завода, перепланировку цехов, выправление грузовых потоков, укрепление инструментально-штампового производства, унификацию изделий, создал бюро стандартизации и унификации изделий. Он не нашел поддержки у директоров, менявших друг друга в короткие сроки. Только с приходом на завод Якова Израилевича Эпштейна в августе 1940 года Тюков обрел единомышленника. С умным директором стало легче. Было сформировано руководящее ядро завода. Укреплялись конструкторская и технологическая службы, совершенствовалась инфраструктура. Были резко повышены требования к качеству продукции, к культуре производства. Началось внедрение новых технологий, таких как литье под давлением, поэлементная штамповка, сборочные конвейеры с регулируемым ритмом. Много было сделано по рациональной организации рабочих мест, механизации ручных работ. Появилось собственное станкостроение, производство нестандартного оборудования. Характер Тюкова, его настойчивость, неутомимость играли здесь определяющую роль. Уже весной 1941 года газета «Призыв» отмечала стабильную работу завода «Автоприбор», успешное выполнение им производственного плана. Авторитет главного инженера рос. В июне началась война. Завод сразу получил задание по производству вооружений. Быстро провели подготовку производства по выпуску автоматов ППШ, выпустили первую партию, но для серийного производства не было оборудования. Новое задание - минные взрыватели, авиационные приборы и различные устройства для самолетов. К трудностям освоения добавлялись беды с материально-техническим обеспечением - половина промышленной базы страны под немцем. Чтобы обеспечить завод фольгой изготовили миниатюрный прокатный стан. Изготавливали станки, печи ТВЧ, другое оборудование для выпуска боеприпасов. Завод был переведён на казарменное положение. Директор и главный инженер почти не уходили с завода. Когда немцы подошли к Москве, встал вопрос об эвакуации. Сначала эвакуировали Грамзавод, «Автоприбор» не успели - наши войска отогнали немцев, разгромив их под Москвой. Правда, часть оборудования демонтировали, свезли на железнодорожную рампу, потом пришлось всё ставить на место. «Неограниченные возможности. П. ТЮКОВ, главный инженер Н-ского завода Наш завод из месяца в месяц перевыполняет производственную программу и неуклонно увеличивает выпуск продукции. Особенно высоких показателей коллектив добился в дни Всесоюзного социалистического соревнования. Если сравнить третий квартал текущего года с третьим кварталом 1941 года, то выпуск продукции увеличился в два раза. Этот рост достигнут в результате высокого патриотизма всего коллектива, проведения ряда организационно-технических мероприятий, направленных на увеличение производительности труда, на экономию электроэнергии, материалов, топлива, вспомогательных материалов, на сокращение брака. Что конкретно проделано коллективом в этой области? За период отечественной войны коллектив собственными силами сконструировал и изготовил 88 оригинальных станков, агрегатов и приспособлений. В результате нам удалось расшить узкие места и, самое главное,- мы сумели высвободить, то есть, сэкономить 207 рабочих. А это в условиях войны имеет огромное значение. Значительное внимание уделялось экономии электроэнергии.
В результате перегруппировки электромоторов, полной загрузки, полного использования их мощности за 9 месяцев сэкономлено 294 тысячи киловатт-часов электроэнергии. В экономии металла коллектив шел по трем направлениям. Мы пересмотрели нормы, больше стали использовать отходы и шире применяли рационализаторские мероприятия. За счет пересмотра норм расхода завод сэкономил за 9 месяцев черных металлов 20 тонн, цветных — полторы тонны. За счет использования отходов экономия выразилась по черным металлам 800 кг и цветным — 600 кг, и за счет рационализаторских мероприятий — цветных металлов 3,5 тонны. В центре внимания коллектива стояла строжайшая экономия нефти, бензина, керосина и других вспомогательных материалов. Благодаря переводу ряда работ на электропечи и соляные ванны, за 8 месяцев коллектив сэкономил 60 тонн нефти. В прошлом на браке завод терял сотни тысяч рублей, перерасходовал много металла. Отечественная война потребовала от нас начать жесткую борьбу с браком. И надо сказать, что мы и здесь добились некоторых успехов. Если в прошлом брак превышал 3 процента, то теперь он составляет 1,6 процента. Правда, мы имеем все возможности окончательно его ликвидировать и давать продукцию высокого качества. Здесь надо еще много поработать. Было бы неправильно сказать, что нами в области экономии и использования мощностей завода сделано все. Нет, мы располагаем неограниченными возможностями для дальнейшего увеличения выпуска продукции, экономии металла, топлива, электроэнергии и других материалов. Задача коллектива — мобилизовать все свои силы, знания и способности на то, чтобы с успехом разрешить все поставленные перед нами задачи и всемерно увеличивать помощь стране, Красной Армии в борьбе с заклятым врагом» («Призыв», 7 октября 1942).
Завод изо дня в день, из месяца в месяц наращивает производство боеприпасов. За выполнение задания по выпуску взрывателей директор Эпштейн Я.И. награжден «Орденом Красной Звезды», Тюков П.П. - «Орденом Знак Почёта». В начале 1943 года Эпштейна назначают директором строящегося тракторного завода, директором «Автоприбора» назначен Илья Иванович Чернов. Тогда же завод получает новое задание - освоить выпуск противотанковых авиационных бомб (ПТАБ). Уже в апреле завод выпустил опытную партию ПТАБов, которая испытывается на полигоне в Софрино в присутствии Чернова и Тюкова. Еще не закончились испытания, а Сталин уже подписал приказ о запуске в производство этой секретной продукции. Впервые ПТАБы были применены в битве на Курской дуге против «Тигров» и «Фердинандов». Маршал Жуков Г.К. был приятно удивлен новым оружием. За успешное выполнение задания по выпуску ПТАБов завод "Автоприбор» был награждён орденом Трудового Красного Знамени, директор Чернов И.И. - орденом Ленина, главный инженер Тюков П.П. - орденом Красной Звезды. В ноябре 1944 года Тюков переводится на Харьковский тракторный завод на должность технического директора - главного инженера. Завод был полностью разрушен, начинать пришлось с нуля. Три года Тюков работал на восстановление этого завода - гиганта и после выполнения задания вернулся на «Автоприбор» на прежнюю должность.
Награды: за выполнение задания по выпуску минных взрывателей на заводе “Автоприбор” награжден в 1942 г. орденом “Знак Почета”; за выполнение задания по изготовлению взрывателей для противотанковых авиабомб награжден в 1944 г. орденом Красной Звезды; в 1948 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени за восстановление тракторного завода в Харькове и организацию поточно-конвейерного производства гусеничных тракторов.
/В 1948 году с окончанием строительства 1-ой очереди ВТЗ, тогдашний директор завода Клименков В.Я. был направлен директором строящегося Липецкого завода. Директор «Автоприбора» Чернов сумел уговорить министерство передать под филиал «Автоприбора» освободившиеся после тракторного площади бывшего завода № 328. Министерством автотракторной промышленности бывший завод № 328 передан Владимирскому заводу «Автоприбор» для наращивания мощностей по производству автотракторных приборов. В короткий срок был разработан план создания филиала по производству стеклоочистителей и гибких валов. Этот план предусматривал внедрение на территории филиала технологии гальванических и лакокрасочных покрытий инструментального отделения и, конечно, сборочного производства. Общее руководство созданием филиала возложили на главного инженера завода Тюкова П.П. Начальником филиала был назначен Виктор Андреевич Сидоров, работавший до этого электриком.
В конце 1951 года в Министерстве авиапрома вспомнили о когда-то строившемся заводе и прислали комиссию с намерением вернуть завод в отрасль. Но Чернов И.И., Тюков П.П. и особенно хитроумный Марценко Л.Г. сумели так показать филиал комиссии, что те уехали, отказавшись от замыслов. А уже в начале следующего года определился новый профиль будущего предприятия.
В 1952 году ВТЗ им. Жданова освободил площади окончательно и по акту передал «Автоприбору» корпуса «Б», «Г» и «П-И», проходную, резервуар для воды, ранее приспособленный для хранения овощей, склад, железнодорожную ветку, несколько деревянных сараев-складов, подстанцию и отопительную котельную. Филиал начал выпускать универсальные термометры и постепенно передавать производство стеклоочистителей и гибких валов, готовя площади для новой продукции.
В мае 1953 года директор завода "Автоприбор" Чернов И.И. был избран председателем Владимирского городского совета депутатов трудящихся, закончилась на «Автоприборе» эпоха Чернова. Два месяца решался вопрос о преемнике. Сейчас трудно сказать, почему Тюков П.П., первый заместитель директора, не был назначен директором завода. Тех, кто принимал это кадровое решение, давно уже нет. Домыслами заниматься негоже. Есть факт. Директором завода был назначен Яковлев В.В. По воспоминаниям работников филиала, он практически филиалом не занимался, приезжал редко. Все руководство ОКБ, ОТБ и производством, а также возобновившимся строительством осуществлял Тюков.
27 ноября 1954 г. - октябрь 1957 г. - Первый директор завода «Электроприбор».
Успешно завершив 1953 год, работники филиала завода «Автоприбор» встречали Новый год в ожидании крупных перемен в жизни коллектива. И они произошли. Все началось с Государственного плана. Предстояло освоить в производстве 60 (шестьдесят) новых узлов изделий ГАЗ-900, от мелочевки до крупных блоков, пультов, участвовать в модернизации станции. Этот план ставил перед руководством завода «Автоприбор» несколько задач: где делать, кем делать, на каком оборудовании? Попутно нужно было наращивать производство автоприборов, то есть работать на два фронта и оба главные. Поэтому уже с зимы 1953-54 годов вызревало решение о создании самостоятельного предприятия радиотехнического профиля. Конечно, такое решение обсуждалось и принималось там, наверху, где уровень компетентности и ответственности достаточен. В первую очередь это министерство, отдел промышленности ЦК КПСС и областной комитет партии. Но инициировал все конкретные действия главный инженер «Автоприбора» Тюков П.П. Весь сентябрь 1954 года ушел у Тюкова на получение всех согласующих подписей под двумя документами. Первый - это распоряжение Совета Министров СССР за подписью Маленкова Г.М. № 10825 об организации производства РАС УКВ, подписанное 28 сентября 1954 года. Второй документ - приказ Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, который приводим полностью: Приказ № 51 Во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 28.09.1954 года № 10825 приказываю:
Принять к исполнению указанное распоряжение, которым Совет Министров предоставил Министерству право организовать на базе филиала Владимирского завода «Автоприбор» завод по производству радиостанций РАС УКВ и автотракторных приборов, присвоив этому заводу наименование «Владимирский завод «Электроприбор». Начальнику Главприбора т. Житкову А.А. не позднее 15 октября текущего года представить предложения о мероприятиях по организации Владимирского завода «Электроприбор» на базе филиала завода «Автоприбор». 1 октября 1954 г. Министр Акопов С.А. Главной заботой Павла Прохоровича стало создание и укрепление филиала завода с перспективой выделения в самостоятельное предприятие. Все первые годы шла повседневная работа по созданию на филиале всех основных технологических процессов.
13 января 1955 года завод «Электроприбор» был занесён в государственный реестр (реестровый лист № 12044, том 11, страница 44) Министерством финансов СССР. Этот день считается с тех пор официальным днем рождения завода.
В начале января Тюковым была разработана и утверждена структура управления завода и произведены все назначения.
Летом 1957 года прошли отчетно-выборные конференции в партийных организациях. Первым секретарем Горкома КПСС стал Малюшин С.К., вторым секретарем - Яковлев В.В., бывший директор «Автоприбора». К этому времени партийные органы восстановили абсолютную власть в стране - они командовали всем и решали всё, ни перед кем и ни за что не отвечая. Одним из первых решений нового Горкома КПСС стало снятие с работы директора завода «Электроприбор» Тюкова П.П. В начале сентября была создана комиссия по проверке завода «Электроприбор», а 19 сентября бюро Горкома заслушало результаты проверки. Доклад делал Тюков, содоклад - заведующая промышленным отделом ГК КПСС Шамцова А.Ф. Приглашены были члены парткома завода. Обвинения, предъявленные Тюкову в докладе комиссии и в выступлениях, сводились к следующему:
1. завод не выполняет план по новым изделиям, то есть по номенклатуре.
2. два месяца из восьми не выполнил план по товарной продукции.
3. завод работает неритмично - до 60 % продукции сдается в третью декаду.
4. Есть претензии по качеству продукции.
5. Тюков проявляет грубость и бездушие с подчиненными.
6. Использовал служебное положение в личных целях и показал нескромность.
Последнее обвинение проявилось в том, что он с разрешения министерства (уже не существовавшего), но без разрешения городских партийных органов, купил за 11 тысяч рублей бывшую персональную, откатавшую свое, «Победу» (новая она стоила 14 тысяч рублей). А, кроме того, съездил в отпуск в санаторий с одной из заводских дам и там посещал с ней рестораны.
Сегодня эти обвинения кажутся смехотворными, а тогда на полном серьёзе проверяли сочинские рестораны, когда и на сколько поужинала парочка.
А «бездушность» Тюкова была в том, что он не выделил жилье в элитном доме на Фрунзе некоторым бывшим «автоприборовцам», а отдал все горьковчанам. Кое-кто так и не простил ему этого до конца жизни, увы!
Недостатков же в производственной деятельности без Тюкова будет еще больше.
Так в чем же дело? Почему так спешно сняли перспективного толкового директора, не задумываясь о будущем завода, еще не вставшего на ноги? Корни этого события, нам думается, в человеке и времени. Тюков Павел Прохорович был руководителем самодостаточным. Он не нуждался не только в мелочной опеке, но и в партийном руководстве вообще. Таков, кстати, был и Кобин Иван Иванович, позже тоже пострадавший от всесилия партийной власти. Такое было время.
27 сентября было проведено заводское партийное собрание, на котором о решении Горкома доложил Малюшин С.К. Затем начались выступления. Некоторые заводчане нашли в себе смелость выступить с осуждением действий Горкома. Против снятия Тюкова выступил Кукин Л.Н., ставший к этому моменту начальником производства и членом парткома. С критикой Горкома выступили председатель завкома профсоюза Качаев В.М., главный инженер ОКСа Быков С.Г.
В поддержку решения Горкома выступили: секретарь комсомольской организации Махов А., обвинивший Тюкова в бесчеловечности и в том, что он не позволяет комсомолу контролировать администрацию (через полгода он сам будет снят за полный развал комсомольской работы и за нарушение общественного порядка в пьяном виде); начальник гаража Боровой Ф.А., обвинивший Тюкова во всех грехах, а заодно укоривший горьковчан в том, что «понаехали, учат работать, а сами не умеют» (вскоре он будет снят за воровство краски с завода и за другие нарушения); Османов А О. - юрист завода (через несколько лет будет снят с должности начальника отдела кадров за нечистоплотность); секретарь парткома Челноков А.И. (через несколько месяцев не будет переизбран, а через год освобождён и от должности начальника производства за неоднократное появление в нетрезвом виде на работе); заместитель старшего представителя заказчика Акулов Н.М. все недостатки в работе завода - неритмичность, брак, задержки с освоением новых изделий - возложил лично на Тюкова. Акулов никогда и в будущем не находил общего языка ни с одним директором, конфликтовал с заводом постоянно и не оставил о себе доброй памяти. В хорошей же компании оказался Малюшин С.К. В конце собрания коротко выступил Павел Прохорович. Он признал справедливыми обвинения в излишней грубости.
Вместе с тем сказал, что помощи от партийных органов никогда не получал, а директорскую должность будет теперь обходить за три километра.
В начале января 1958 года на завод пришел новый директор - Владимир Иосифович Чуб.
В начале октября 1957 г. Тюков Павел Прохорович перешёл на работу на «Точмаш», временно сдав дела Кобину Ивану Ивановичу. Кобин, человек, духовно близкий Тюкову, такой же трудяга и Инженер, в той обстановке отказался от директорской должности. К тому же он в ту пору не был членом КПСС, а беспартийных директорами не назначали.
С 1957 по 1960 гг. Тюков работал главным инженером завода «Точмаш».
В 1960-1963 гг. работал во Владимирском совнархозе, в 1963-1964 гг. — в Верхне-Волжском.
Умер в 1977 году. Похоронен на Байгушском кладбище.
Источник:
- Тюков, Г. П. Тюков Павел Прохорович / Г. П. Тюков // Владимирская энциклопедия: биобиблиографический словарь.- Владимир, 2002.- С. 441-442.
Владимирская энциклопедия