Церковные школы Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году
Церковные школы Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году
(Из отчета Епархиального наблюдателя)
1912—1913 учебный год, объединивший в себе вторую половину 1912-го и первую половину 1913-го гражданских годов, имел особенное значение в жизни нашего отечества и в частности в жизни церковных школ. Это был юбилейный год, когда вспоминались важнейшие событие нашей родной истории: в этих торжественных воспоминаниях юбилейных событий принимали живое участие и церковные школы. 11 октября 1912 года во всех церковных школах торжественно праздновалось столетие Отечественной войны, когда русский народ явил высочайший подвиг любви к своему отечеству и победил сильнейшего врага, бывшего дотоле непобедимым для всей Западной Европы. 21 февраля 1913 года с еще большею торжественностью праздновалось 300-летие со дня избрание на русский престол Михаила Феодоровича Романова,— родоначальника ныне благополучно Царствующего Дома. Учащиеся церковных школ епархии были предварительно подготовлены к этим торжествам: они были ознакомлены с важнейшими моментами воспоминаемых событий, с выдающимися историческими деятелями, принимавшими в них живое участие, им были выяснены смысл и значение этих событий. В дни торжеств учащиеся присутствовали за богослужением в храмах. После богослужение в школах были устроены акты: на актах предложены были учащимся и взрослым чтение относительно празднуемых событий по местам с туманными картинами; самими учащимися читаны были посвященные данным событием стихотворение, как напр. «Бородино», „Подвиг Сусанина", „Волк на псарне", „Царь" и др. Там, где при школах есть хоры, исполнен был народный гимн, „Славься, славься"... и другие песнопение, составленные к юбилейным дням. Эти торжественные воспоминание важнейших в истории нашего отечества событий, нужно думать, не остались без воспитательного воздействие на умы и сердца учащихся в церковных школах.
Но для Владимирской епархии и значительной части учащихся в церковных школах этой епархии истекший учебный год имел особенное значение и по другой причине. В мае 1913 года Государю Императору было угодно посетить Владимирскую губернию вместе с Своею Августейшею семьей: 16 мая Его Величество посетил гг. Владимир, Суздаль и Боголюбов монастырь, а 23 мая — г. Переславль-Залесский. При посещении этих городов имели счастье лицезреть и приветствовать Самодержца Российского Государства и Его Августейших детей и учащиеся церковных школ вместе с начальствующими, заведующими и учащими.
В г. Владимире учащиеся городских церковных школ и ближайших селений были поставлены по пути следование Его Величества на Большой Нижегородской улице близ церкви Иоанна Богослова, в г. Суздале — у ограды Спасо-Евфимиева монастыря, в г. Переславле—у ограды Феодоровского женского монастыря. У ограды Боголюбова монастыря были поставлены учащиеся Боголюбовской и двух ближайших церковных школ; в Добром селе и Троицкой слободке—учащиеся местных школ. При встрече Его Величества учащиеся пели тропарь «Спаси, Господи, люди твоя»... и затем приветствовали кликами «ура». Отряд «потешных» из Беречинской ц.-приходской школы получил разрешение присутствовать на «Ботике» на берегу озера Плещеева и при посещении Государем Императором этой исторической местности удостоился царского приветствие: «здорово, молодцы — потешные!». В общем более двух тысяч учащихся в церковных школах Владимирской епархии имели счастье приветствовать Государя Императора и Его Августейших Детей. Несомненно, что это редкостное и чрезвычайное событие оставит неизгладимый след в умах и сердцах детей.
Школы церковные делятся на три группы: а) школы грамоты, б) школы церковно-приходские одноклассные и двуклассные и в) школы второклассные.
В первой главе отчета Епархиального наблюдателя сообщаются сведение о школах грамоты. К концу 1912—1913 учебного года во Владимирской епархии оставалось только 15 школ грамоты, в коих обучалось 286 мальчиков и 138 девочек. По уездам эти школы распределялись следующим образом: во Владимирском уезде 4 школы, в Гороховецком—1, в Муромском—4, в Покровском- 2 и в Суздальском—4. По сравнению с предшествующим учебным годом число школ грамоты во Владимирской епархии уменьшилось более, чем вдвое: в прошлом году было 36 школ грамоты, а в настоящем осталось только 15. Такое быстрое и сильное уменьшение числа народных школ данного типа является естественным последствием тех условий, в которые поставлены эти школы в последние годы. При разработке плана всеобщего обучение они не приняты в рассчет, не входят в школьные сети и предназначены к замене правильно организованными церковно-приходскими или земскими школами. Так и в прошлом учебном году 8 школ грамоты в Юрьевском уезде преобразованы были в церковно-приходские, 3 школы во Владимирском уезде, 1—в Вязниковском, 1—в Покровском, 1—в Муромском и 2—в Суздальском закрыты вследствие устройства в этих же селениях или ближайших к ним земских школ. Остальные школы закрылись за неимением средств к их содержанию. Остающиеся к началу 1913—1914 учебного года 15 школ грамоты также закроются в ближайшем будущем. Принимать какие-либо особенные меры к поддержанию существующих школ грамоты, а тем более открывать новые школы этого типа местное церковно-школьное управление пока не считает необходимым. Во Владимирской губернии осуществление всеобщего обучения подвигается вперед довольно быстро, а с заполнением школьных сетей не останется в губернии ни одного селение, которое не вошло бы в район какой-либо правильно-организованной земской или церковно-приходской школы.
В учебном отношении оставшиеся 15 школ грамоты можно разделить на три группы: в 10 школах обучение велось применительно к программе одноклассных церковно-приходских школ, 1 школа имеет подготовительный характер для поступление в правильно-организованные начальные школы или приготовительные классы средних учебных заведений и 4 школы по объему и характеру обучение напоминают домашние школы грамоты старого типа.
В школах первой группы курс обучение трехлетний, как и в церковно-приходских школах, и лучшие из учеников этих школ держат выпускные испытание вместе с учениками церковно-приходских школ в тех же комиссиях и по той же программе. В 1912— 1913 учебном году выдержали таковые испытание 20 мальчиков и 6 девочек или 6% общего количества учившихся в школах грамоты. Школы грамоты последней группы дают элементарную грамотность, немного более того, что дается на младшей группе в правильно-организованных школах т.-е. знание молитв и тропарей двунадесятых праздников по Закону Божию, уменье читать (механически) и писать по-русски, уменье читать по церковно-славянски, знание цифр и арифметических действий в пределах двузначных чисел. Но все эти знание и уменья иногда и довольно твердые носят механический характер.
Состав учащих в школах грамоты в 1912—1913 учебном году был следующий. Закон Божий только в двух школах преподавали священники, а в остальных сами учителя или учительницы, которые по своему образовательному цензу делятся так: 1 священник, окончивший курс духовной семинарии, 1 окончившая курс в Епархиальном женском училище, 2 имеющих свидетельство на звание учителя ц.-приходской школы, 1 имеющий звание учителя школы грамоты, 8 окончивших курс в начальных школах, 2 домашнего образование. Как видно, образовательный ценз большей части учащих в школах грамоты весьма не высок, но местное церковно-школьное управление не имеет средств, чтобы оплачивать труд учащихся с большим образовательным цензом, а в виду скорого исчезновение школ грамоты не имеет и побуждений к тому, чтобы принимать какие-либо особенные меры к улучшению состава учащих в них.
Церковно-приходских школ во Владимирской епархии к концу 1912—1913 года было 9 двуклассных и 522 одноклассных. По сравнению с предшествующим годом число одноклассных школ увеличилось на 7 (открыта вновь одна школа в Александровском уезде, преобразованы в церковно-приходские 7 школ грамоты в Юрьевском уезде и закрыта одна ц.-приходская школа, как не вошедшая в школьную сеть, в Ковровском уезде).
По уездам церковно-приходские школы распределяются следующим образом: в Александровском уезде 67 одноклассных школ, во Владимирском—66, в Вязниковском—2 двуклассных и 30 одноклассных, в Гороховецком—26 одноклассных, в Ковровском—1 двуклассная и 37 одноклассных, в Меленковском—1 двуклассная и 42 одноклассных, в Муромском—1 двуклассная и 40 одноклассных, в Переславском—37 одноклассных, в Покровском—2 двуклассных и 39 одноклассных, в Судогодском—26 одноклассных, в Суздальском—1 двуклассная и 29 одноклассных, в Шуйском—1 двуклассная и 35 одноклассных и в Юрьевском 61 одноклассных. Из этого числа церковно-приходских школ 6 двуклассных и 35 одноклассных находятся в городах, а остальные в селах и деревнях; из них 22 школы мужских, 42 женских и 467 смешанных.
Во Владимирской губернии, как в городах, так и в селениях приступлено уже к введению всеобщего обучение и в 1912—1913 году выяснилось вполне и положение церковно-приходских школ в этом деле. В г.г. Владимире, Вязниках, Муроме, Иваново-Вознесенске и Шуе церковно-приходские школы вошли в школьные сети и получили уже дополнительный казенный кредит, но при этом образцовые школы при Владимирской семинарии и Епархиальном женском училище и Дедюхинская школа глухонемых в г. Вязниках остались при прежнем казенном кредите, ассигнуемом специально на их содержание. Фабричная школа в г. Меленках, три школы в г. Переславле (Даниловская, Успенская и Феодоровская) и Шиловская школа в г. Покрове получили дополнительный казенный кредит по земским школьным сетям, как обслуживающие пригородное население, но тов—во Меленковской мануфактуры отказалось от казенного кредита и продолжает содержать фабричную школу на свои средства. Церковно-приходские школы в г. Александрове (Успенская и общества хоругвеносцев), в г. Коврове (Иоанно-Воиновская и Знаменская), в г. Юрьеве (Вознесенская и Петропавловская) внесены городскими управлениями в школьные сети, но не получили еще дополнительного казенного кредита, хотя городские приходские училища получают уже казенный кредит с 1912 года. В г. Коврове не вошли в сеть две Феодоровских школы при железнодорожных мастерских: они содержатся на средства управление М.-Нижегородской железной дороги; в г. Юрьеве не вошла в школьную сеть школа при фабрике т—ва Юрьевской мануфактуры: она учреждена и содержится на средства фабрики. В г. Суздале школьная сеть составлена, но не утверждена еще Министерством Народного Просвещение; в нее вошли все городские церковно-приходские школы. В г. Переславле школьная сеть составляется и вопрос о внесении в нее остальных ц.-приходских школ, кроме трех вышеупомянутых, выяснится окончательно к концу настоящего года. В г. г. Гороховце и Судогде церковно-приходских школ нет.
Таким образом почти все городские ц.-приходские школы вошли в школьные сети и частью уже обеспечены дополнительным казенным кредитом, а частью имеют быть обеспечены им; не вошедшие в школьные сети также обеспечены особыми казенными или частными средствами.
Что касается сельского население во Владимирской губернии, то для введение среди него всеобщего обучение со стороны земских учреждений принимаются самые энергичные меры: школьные сети во всех уездах составлены и утверждены Министерством Народного Просвещение, отпущен на все уезды и казенный кредит; школьные сети быстро заполняются постройкой новых школ и расширением прежних. В уездах Александровском, Меленковском и Судогодском это заполнение школьных сетей закончится в ближайшем будущем в 1914—1916 гг.
В селениях Владимирской епархии кроме земских школ существует 490 и церковно-приходских; почти все эти школы внесены земскими учреждениями в школьные сети и получают дополнительный казенный кредит. В частности по уездам дело это представляется в следующем виде.
В Александровском уезде не вошла в сеть одна малолюдная школа при Лукьяновой пустыни, она продолжает содержаться на средства монастыря. Андреевская образцовая школа при второклассной, хотя и вошла в школьную сеть, но не получила дополнительного кредита и содержится за счет кредита .на второклассные школы. Во Владимирском уезде не вошли в школьную сеть по взаимному соглашению уездного земства и уездного отделение Епархиального училищного совета 8 церковно-приходских школ, частью не обеспеченных собственными помещениями и частью не находящихся в центре своих районов. В Вязниковском уезде не внесена в сеть железнодорожная церковно-приходская школа на ст. «Вязники» М.-Нижегородской железной дороги, она продолжает содержаться на средства управление дороги. В Гороховецком уезде внесены в школьную сеть все церковно-приходские школы, причем мужская и женская школы в Архангельском погосте по сети считаются за одну трехкомплектную школу, в коей один комплект содержится за счет кредита но образцовой школе: В Ковровском уезде уездное земство отказалось внести в школьную сеть 5 церковно-приходских школ: Димитриевскую Шижегодскую, как находящиеся в погостах, а не в центральных селениях этих школьных районов (в 1912—1913 г. Димитриевская школа закрыта), Камешковскую при фабрике Дербеневых, как содержащуюся на средства фабрики, Больше-Всегодичскую женскую, потому что в этом селении есть земская школа. Петровская школа принята земством в школьную сеть только в 1913 году. Школа Щербовская образцовая при второклассной внесена в школьную сеть, но содержится за счет кредита второклассных школ. Две ц.-приходских школы в с.с. Воскресенском первом и втором по сети считаются за одну двухкомплектную школу. В Меленковском уезде не вошла в сеть только школа при Скорбященском женском монастыре, очень малолюдная. В Муромском уезде вошли в сеть все церковно-приходские школы. Переславское земство первоначально внесло в школьную сеть только 14 церковно-приходских школ, потом внесено было еще 4 школы; не вошли в школьную сеть школы Багримовская и Веськовская, как не имеющие особых школьных зданий, Новосельская и Нагорьевская, потому что в этих же селениях находятся и земские школы, Насакинская, Николо-Кижильская, Осипово-пустынская, Романовская и Самаровская, как находящиеся не в центре школьных районов, Михайловская, потому что школьное здание здесь не соответствует потребностям всеобщего обучение. Давыдовская школа, хотя и вошла в школьную сеть, но как образцовая при второклассной содержится за счет кредита второклассных школ. В Покровском уезде все церковно-приходские школы вошли в школьную сеть, при чем один комплект Кабановской школы временно находится в д. Ионовой, приписанной к Кабановскому району. В Судогодском уезде все церковно-приходские школы внесены в школьную сеть, но две из них (на стеклянных заводах) содержатся на частные средства. В Суздальском уезде две ц.-приходских школ не вошли в школьную сеть по взаимному соглашению отделение с уездным земством. В Шуйском уезде не вошла в школьную сеть одна школа в с. Васильевском, где имеются и земские школы; Горицкая школа, как образцовая при второклассной, содержится за счет кредита второклассных школ. В Юрьевском уезде земство внесло в школьную сеть даже школы грамоты, которые были при сем преобразованы в церковно-приходские школы. Но одна из вошедших в школьную сеть школа Лупинская не пользуется дополнительным кредитом, так как учительница этой школы не имеет нужного образовательного ценза, хотя благодаря своей долголетней практике (с 1877 г.) ведет учебное дело с достаточным успехом.
Таким образом из 490 церковно-приходских школ, находящихся в селениях Владимирской епархии, только 28 школ по разным причинам не вошли в школьные сети. Из них пять школ содержатся на частные местные средства, а остальные за счет общего казенного кредита. На месте не вошедших в школьные сети церковно-приходских школ (кроме железнодорожных и монастырских) со временем будут устроены земские школы. Но местное церковно-школьное управление пока решило поддерживать эти школы имеющимися в его распоряжении средствами, если они будут иметь достаточное количество учащихся, а относительно более многолюдных школ войти вновь с ходатайством в земские учреждение о внесении их в школьные сети.
Внесение церковно-приходских школ в школьные сети, как акт признание равноправности их в деле осуществление всеобщего обучение, до известной степени упрочивает их положение, улучшает материальное положение учащих в них, но в то же время ставит церковные школы в такие условие, каких они не знали до внесение в сети, налагает новые обязательства, создает трудно одолимые затруднение в их дальнейшем существовании.
Во-первых, внесение церковно-приходских школ в школьные сети до известной степени фиксировало их число. До этого времени духовное ведомство могло открывать церковные школы там, где оно находило это полезным и где складывались для этого благоприятные обстоятельства. Теперь же новая церковная школа может быть открыта только с согласие подлежащей городской или земской управы и только в том пункте, где проектирована новая школа по школьной сети. Но так как при составлении школьных сетей духовное ведомство по недостатку имеющихся в его распоряжении средств не могло взять обязательства строить и новые школы, то все проектированные по сети новые школы будут земскими или городскими. Таким образом теперь, когда во Владимирской губернии составление школьных сетей по городам и уездам закончено, определилось и зафиксировано то число церковных школ, которые будут принимать участие в осуществлении всеобщего обучение. Число это может увеличиться только от внесение каких-либо церковных школ в школьные сети.
Затем, внесение церковных школ в школьные сети наложило на них такие обязательства, каких они ранее не знали. Ранее при учреждении церковных школ не имелось в виду, чтобы эти школы — каждая в своем районе обязательно вмещали всех детей школьного возраста данного района и величина школьных зданий определилась не этим обязательством, а имевшимися в распоряжении строителей средствами. Таковы в большей части здание церковных школ, построенные в восьмидесятых и девяностых годах прошлого столетие. Теперь же, когда церковные школы вошли в школьные сети, они приняли на себя обязательство вмещать всех детей школьного возраста своих школьных районов. В этом отношении они уравнены с земскими и городскими школами, на которые школьные сети наложили тоже обязательство. Но для выполнение этого обязательства церковные школы не получили тех в 1913 году—28500. По закону 1913 г. учрежден и церковно-школьный строительный фонд, из которого можно получать на льготных условиях и ссуды на постройку зданий церковных школ. Но церковные школы Владимирской епархии едва-ли в состоянии будут воспользоваться средствами из этого фонда. Поэтому закону в нашей епархии только церкви могли бы получить ссуду на постройку школ, но наши церкви и без того обременены всякими сборами, тяготятся содержанием и существующих школ и едва-ли пожелают взять на себя еще новое обязательство.
Далее, на школьные строительные нужды уездные земства получают крупно: пособие и от губернского земства. Такого пособие Владимирским губернским земством в 1912 году было дано 123000 р. Имея в виду, что Владимирское губернское земство широко субсидирует различные учебные заведение, находящиеся в пределах губернии и что церковные школы обслуживают нужды земских плательщиков, Владимирский Епархиальный Училищный Совет через Епархиального Преосвященного в конце 1912 года обращался с ходатайством к Владимирскому губернскому земскому собранию об ассигновании какого-либо пособие на строительные нужды и церковных школ, вошедших в школьные сети. Но земское собрание ответило на это ходатайство решительным отказом.
Наконец, земские учреждение имеют постоянные и определенные свои средства, свой определенный бюджет, которым они и могут пользоваться для удовлетворение разных школьных нужд кроме вышеуказанных средств. Таких средств нет в распоряжении у местных органов церковно-школьного управление. Земские учреждение значительную долю своих средств получают через обложение сельских обществ, причем те общества, которые находятся в районе ц.-приходских школ, несут налоги одинаковые с теми обществами, которые пользуются земскими школами, между тем земства благодаря церковным школам освобождаются от довольно значительной части расходов на народное образование средств, какими со времени утверждение школьных сетей Министерством Народного Просвещение стали располагать земские и городские учреждение.
С утверждением школьной сети Министерством жалованье учащим назначается из казенных средств и через это освобождаются те средства, какие расходовали ранее на этот предмет земские и городские учреждение. Положим, что в каком-либо уезде было 50 земских школ, на жалованье законоучителям и учителям земство расходовало в среднем по 360 р. на школу. С назначением казенного кредита у земства освобождается довольно солидная сумма— 18000 р. в год, которое оно может расходовать на содержание школьных зданий и на строительные нужды. Церковные же школы с утверждением школьной сети получают только дополнительный казенный кредит (до 360 р. на каждого учащего), так как до этого большая часть учащих в церковных школах получала жалованье из казенных средств. С назначением дополнительного казенного кредита церковным школам освобождается крайне незначительное количество местных средств. Так по отчету Владимирского Епархиального Училищного Совета в 1912 г. на все церковные школы епархии освободилось местных средств только 4013 рублей или в среднем менее 8 рублей на школу, тогда как в земских школах minimum 360 р. на школу.
На свои строительные нужды земские учреждение и города получают пособие и ссуду от Министерства Народного Просвещение. Для этого Государственная Дума ежегодно ассигнует крупные суммы в распоряжении министерства. Из этого источника земства Владимирской губернии на школьные строительные нужды в 1912 году получили 117000 рублей пособие и 38000 р. ссуды. Получают пособие на строительные нужды из средств, отпускаемых Государственной Думой, и церковные школы, но сравните, в каких размерах. В 1912 году на строительные нужды церковных школ Владимирской епархии было отпущено 5500 рублей. Потому было бы вполне справедливо, если бы земские учреждение помогали своими средствами содержанию и церковно-приходских школ. Между тем далеко не всеми земствами признается это. Во Владимирской губернии 5 уездных земств (Ковровское, Муромское, Переславское, Судогодское и Суздальское) отказали решительно в каком-либо пособии церковным школам, 3 земства (Гороховецкое, Покровское и Юрьевское) дают по 300 рублей в год, Меленковское—500 (на приобретение наглядных пособий), Владимирское—1000 руб., Вязниковское—1180 руб., Шуйское—1500 руб. Только одно Александровское земство оказалось более щедрым и с 1913 года отпускает на церковные школы уезда—5480 рублей.
Из вышеизложенного ясно, насколько различно материальное обеспечение земских и церковно-приходских школ, внесенных в школьные сети, между тем обязательства на тех и других лежат одинаковые. Отсюда естественно, что для церковных школ после внесение их в школьную сеть создались такие затруднение, каких не знают земские школы, не знают земские учреждение. Земские учреждение, располагая определенными и достаточными средствами, при составлении школьных сетей наметили план осуществление всеобщего обучение в районах своих школ и некоторые из них, как мы сказали выше, осуществят этот план в ближайшие годы. С этим планом вынуждены считаться и церковно-приходские школы. Но для того, чтобы привести все церковные школы Владимирской епархии, внесенные в школьные сети, в соответствие с потребностями всеобщего обучение, нужны громадные средства. А мы видели, какими ограниченными средствами располагает местное церковно-школьное управление на постройку и ремонт школьных зданий. Как выйдет оно из этого затруднение, если не изменится материальное обеспечение ц.-приходских школ, в настоящее время определить не возможно. Между тем со стороны некоторых земских учреждений делаются уже предупреждение, что если духовное ведомство к определенному сроку не приведет свои школы в соответствие с потребностями всеобщего обучение, то земства на месте церковных школ будут строить свои школы. Предупреждение угрожающее!
Осложнился с внесением церковно-приходских школ в школьные сети вопрос и о содержании школьных зданий. Здание церковных школ содержатся на средства, получаемые из разных источников, в частности от волостных и сельских обществ и родителей учащихся. С получением казенного кредита на жалованье учащим земства освобождают население от всяких расходов на со-держание школ, покрывают расходы на этот предмет из своих средств. Для земств в этом нет никаких затруднений, ибо с назначением казенного жалованья учащим у земства освободились его средства, расходовавшиеся ранее на этот предмет. Имея в виду пример земских школ, население районов церковно-приходских школ начинает отказывать в средствах на содержание этих школ и тем многие школы ставит в крайнее затруднение. Церковно-школьное управление не в силах устранить вполне это затруднение, так как с назначением дополнительного кредита, как сказано выше, освобождается незначительное количество местных средств—около 8 р. на школу, причем эти средства большею частью связаны с определенными школами и не могут быть перенесены на другие школы. Местное церковно-школьное управление изощряется в изыскании новых средств на содержание церковных школ, привлечены к этому монастыри, усилены сборы с церквей и пр., но все это далеко не покрывает школьных нужд и не выводит церковных школ из затруднений.
Вообще материальное положение церковных школ в последние годы, при введении всеобщего обучение, стало испытывать все большие и большие затруднение и для того, чтобы устранить эти затруднение, необходимы коренные изменение условий их существование.
Что касается состояние учебно-воспитательного дела в церковноприходских школах Владимирской епархии, то оно в большей части школ может быть признано вполне удовлетворительным. Не смотря на многие материальные неудобства и затруднение, церковные школы продолжают свое просветительное дело с прежнею энергией, обучая и воспитывая подрастающее поколение в духе православной веры.
Во Владимирской епархии, как сказано выше, к концу 1912— 1914 г. было 9 школ двуклассных и 522 одноклассных; к 1 января 1913 г. в них состояло учащихся: а) в двуклассных школах—1059 мальчиков и 329 девочек, б) в одноклассных школах—16326 мальчиков и 10370 девочек, а всего в школах того и другого рода 28084 детей обоего пола. По сравнению с предшествующим годом число учащихся увеличилось на 757 (545 мальчиков и 212 девочек).
Из наличного числа учащихся в двуклассных и одноклассных школах выдержали выпускные испытание весной текущего года 2970 детей обоего пола (в том числе 86 окончили курс двуклассной школы) или около 107 % общего числа учащихся. В предшествующие годы процент выдержавших выпускные испытание был несколько выше: поднимался до 11 и даже до 12. Но на это понижение числа выдержавших испытание нельзя смотреть, как на результат понижение успешности обучение в школах: такая мера оценки успешности обучение не приложима к народным школам. В этих школах значительное число учеников и особенно учениц оставляют
школу до окончание курса иногда пред самыми выпускными испытаниями. В данном случае на понижение числа окончивших курс отразилось введение 4-годичного курса обучение в одноклассных школах. Многие учащиеся не желают обучаться в школе 4-й год, оставляют школу по окончании трехлетнего курса, поэтому в многолюдных школах, где при трехлетнем курсе держали выпускные испытание 15—20 и более учащихся, при 4-летнем держат выпускные испытание 10, 5 и даже менее учащихся. Затем, в 1913 году вследствие введение 4-годичного курса обучение не было выпускных испытаний в 12 школах. Кроме сего, не было выпускных испытаний по разным и в большинстве уважительным причинам (напр. в 17 школах учащиеся старшей группы вышли из школы до выпускных испытаний) в 22 школах и с трехлетним курсом. Если вычесть число детей, обучавшихся в школах, где не было выпускных испытаний, из общего количества учащихся, то процент окончивших курс повысится до 11.
Двуклассных школ во Владимирской епархии, как сказано выше, 9; по числу учащихся во втором классе их можно расположить в следующем порядке: Феодоровская при Ковровских железнодорожных мастерских—111, Ореховская—49, Троицкая в г. Муроме—- 47, Беречинская—37, Меленковская—36, Кирилло-Мефодиевская в г. Иваново-Вознесенске—16, Ярополческая в Вязниках—10, Спасо-Евфимиевская в г. Суздале—4 и Николо-Пенская— 1.
Самым многолюдным оказывается второй класс Феодоровской школы. Здесь обучаются дети служащих и рабочих в местных железнодорожных мастерских, для коих весьма важно повышенное начальное образование. Кроме сего, многие из окончивших курс в этой школе стремятся поступить в местное техническое железнодорожное училище. Для того чтобы облегчить им доступ в это училище, расширен в двуклассной школе курс арифметики, введено преподавание элементарной геометрии. Школа содержится на средства М.-Нижегородской железной дороги и является одной из самых благоустроенных школ епархии.
Далее следует Ореховская школа, в которой число обучающихся во втором классе заметно возрастает в последние годы. Здесь обучаются дети торговцев, мастеровых и мелких промышленников, поселившихся вблизи громадных Морозовских фабрик. Троицкая школа в г. Муроме — женская, она обслуживает главным образом городское население; многие из учениц этой школы поступают в местные женские гимназии.
Беречинская двуклассная школа, хотя и открыта в небольшом селении, но по своему второму классу скоро стала центральною школою для окрестных селений; сюда во второй класс поступают окончившие курс в соседних земских и церковно-приходских школах. Благодаря попечительнице школы Т.И. Мятлевой Беречинская школа стала культурным центром данного уголка Владимирской губернии. При школе есть библиотека, которою пользуется и взрослое население, по праздничным дням ведутся народные чтение, из среды учащихся образован оркестр, играющий на народных струнных инструментах (балалайках, домрах и т. п.), учащиеся обучаются гимнастике и военному строю, при школе организован хор, который поет за богослужением в приходском храме и на школьных торжествах. На эти школьные торжества обыкновенно являются и взрослые.
Меленковская школа содержится на средства тов—ва Меленковской мануфактуры; в ней обучаются дети служащих и рабочих этой мануфактуры. Кирилло-Мефодиевская школа в г. Иваново-Вознесенске обслуживает нужды городского рабочего население, но в виду того, что в городе есть и другие высшие начальные и профессиональные школы, второй класс здесь никогда не был многолюдным. Ярополческая школа обслуживает нужды более пригородного, чем городского население, а потому и здесь второй класс никогда не был многолюдным; дети, ищущие повышенного образование, предпочитают поступать в высшее начальное училище. Спасо-Евфимиевская школа в г. Суздале по идее ее основателя архимандрита Серафима, ныне Архиепископа Кишеневского, предназначалась для сельского население. Предполагалось, что сюда будут поступать окончившие курс в сельских начальных школах, для чего при школе устроено общежитие. Но эти ожидание не оправдались и число учащихся во втором классе крайне незначительно. Николо-Пенская школа находится в довольно глухой местности и сделана двуклассной только по желанию ее основателя и попечителя, давшего и средства на содержание двуклассной школы, а не потому, что среди местного население чувствовалась потребность в повышенном образовании, поэтому второй класс существует здесь почти номинально. Последние три школы следовало бы обратить в одноклассные с четырех-годичным курсом.
Одноклассных школ во Владимирской епархии 522. Обычный курс обучение в одноклассных школах трехлетний, но в последние годы постепенно вводится и четырехлетний курс обучение. Таких школ во Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году было 72. В некоторых уездах Владимирской губернии земскими учреждениями четырехлетний курс обучение сделан обязательным во всех школах. Владимирский Епарх. Училищный Совет пока не находит возможным распространять тоже обязательство на все школы и вводит 4-летний курс постепенно, где представляются к тому благоприятные обстоятельства, в школах двухкомплектных. Из 72 школ с 4-летним курсом только две школы однокомплектные. Население пока не везде охотно по хозяйственным и иным соображением оставляет своих детей в школах и на четвертый год. Поэтому на четвертой группе учащихся остается половина или даже менее по сравнению с третьей группой. Были даже и такие случаи, когда в школах совсем не оставалось желающих обучаться 4-й год. Со временем, конечно, население привыкнет и к 4-летнему курсу народной школы, теперь же приходится пожалеть, что оно так неохотно соглашается на расширение образование своих детей. Опыт показывает, что обучение в течение четырех лет весьма благотворно отражается на учащихся: знание усваиваются прочнее и сознательнее, сообщаются некоторые и новые сведение, достигается большая развитость, вообще повышается начальное образование.
Закон Божий в школах с 4-годичным курсом преподается по новой программе, несколько расширенной по сравнению с программой трехлетней школы введением кратких сведений и из церковной истории. Остальные предметы преподаются по прежней программе, но лишний год обучение дает возможность несколько и расширить сведение. По церковно-славянски получается больший навык в сознательном чтении ц. славянского текста, по русскому языку в лучших школах учащиеся на 4-м году знакомятся и с сложным предложением, составляют более сложные изложение прочитанного, описание, рассказы. В связи с уроками чтение сообщаются сведение из отечественной истории и географии. По арифметике изучаются действие и над простыми дробями. Но отсутствие особых программ для школ с 4-годичным курсом и приспособленных к этому курсу учебных руководств до известной степени затрудняет занятие.
В школах с трехлетним курсом обучение идет по программам, изданным в 1902 году. Только курс Закона Божие преподается по новой программе, несколько иначе распределившей сведение из области Закона Божие. Эти сведение, как и в других начальных школах, распределены на четыре отдела: молитвы, краткая свящ. история, объяснение богослужение и краткий катихизис. При шести уроках в неделю курс Закона Божие изучается обстоятельно и усвояется довольно прочно. По церковно-славянски прочитываются избранные места из Евангелие, Часослова и Псалтыри с переводом славянского текста на русский и элементарным истолкованием его. На уроках русского языка кроме упражнений в чтении сообщаются элементарные сведение из русской грамматики, основные правила орфографии, приучаются к письменному изложению мыслей. Но арифметике изучаются действие над простыми и составными именованными числами. Во всех школах преподается и церковное пение, но в разных пределах, в зависимости от способностей учащих.
По степени успешности обучение все церковно-приходские школы в отчете Епархиального наблюдателя разделены на три группы: а) школы лучшие, б) школы удовлетворительные и в) посредственные.
В первой группе школ обучение ведется методически правильно, успехи учащихся вполне достаточны, знание учащихся твердо и сознательно. Таких школ в 1912—1913 учебном году было 194. Ко второй группе наблюдателем отнесено 285 школ. Здесь и преподавание, и успехи учащихся в общем средние: не имеют выдающихся достоинств и крупных недостатков. В третьей группе школ в течение года замечены были недостатки, как в способах преподавание, так и в успехах учащихся. Эта различная степень успешности зависела конечно от различных педагогических способностей учащих, от степени их опытности в учебном деле, от их внимание к своим обязанностям. Но были т. с. и внешние причины, тормозившие успех занятий в школах. В ряду таких причин следует поставить смену учащих. Смена учащих вообще нарушает правильное течение учебного дела, но нередко она происходит при начале занятий и среди года, отчего открытие занятий иногда замедляется, а иногда занятие прерываются. Так и было в некоторых школах в прошлом году. Небрежное отношение к своему делу было среди учащих редким исключением.
Учебными руководствами и пособиями церковно-приходские школы снабжаются за счет казенного кредита Издательской Комиссией Училищного при Св. Синоде Совета. Учебников в школах в общем достаточно, но наглядных пособий и руководств для учащих сравнительно мало. Только в прошлом году Издательская Комиссия начала рассылать по школам и наглядные пособие — глобусы, шведские счеты, но, к сожалению, не во все школы. Между тем отсутствие наглядных пособий и руководств для учащих не может не отражаться на ходе учебного дела и на его успешности.
Состав учащих в церковно-приходских школах Владимирской епархии, не считая особых учителей пение, к концу 1912—1913 учебного года был следующий: 3 священника, окончившие курс в духовной семинарии, 9 диаконов и 4 псаломщика, имеющие свидетельство на звание учителя ц.-приходской школы, 59 окончивших курс в духовной семинарии, 290 окончивших курс в Епархиальном женском училище, 50 окончивших курс в женских гимназиях, 31— в церковно-учительской школе, 2—в учительской семинарии, 2—в женских институтах, 236 имеющих свидетельство на звание учителя начальной или церковно-приходской школы, 2 имеющих звание учи-теля школы грамоты и 1 не имеющая учительского звание.
Из этого перечня видно, что состав учащих в церковно-приходских школах епархии по своему образовательному цензу в общем удовлетворительный: лиц, юридически неправоспособных, т.е. не имеющих звание учителя ц.-приходской школы, только три.
Учители-священники и псаломщики с назначением дополнительного казенного кредита оставлены только в малолюдных школах и малолюдных приходах, где возможно совмещать учительские и приходские обязанности. Учители-диаконы преподают в школах, не вошедших в школьные сети или оставлены в должности помощников учителей.
Окончившие курс духовной семинарии по своему общему образованию и педагогической подготовке являются лучшими кандидатами, но большая часть их смотрит на учительство, как на переходную ступень к другой деятельности.
Более постоянными и преданными своему делу являются учительницы, окончившие курс в Епархиальном училище и женских гимназиях. Среди них есть образцовые труженицы, вкладывающие всю свою душу в школьное дело.
Число учащих с специально педагогическим образованием (из церковно-учительских школ) постепенно, хотя и медленно, возрастает. Среди них есть также хорошие работники и работницы, но к сожалению, на педагогическую службу они поступают довольно юными и первое время не имеют достаточно авторитета.
Очень значительную группу составляют учащие, имеющие свидетельство на звание учителя, не получившие законченного среднего образование и педагогической подготовки. Такое сравнительно большое число их является следствием прежних условий существование церковных школ до назначение дополнительного казенного кредита, когда по недостатку средств церковно-школьное управление вынуждено было брать таких кандидатов, как более дешевых, назначая им жалованье вместо 300 рублей—180 или в лучших случаях 240. Теперь это обстоятельство устранилось, но тем не менее едва-ли возможно будет обойтись, как и показал прошлый учебный год, без такого рода кандидатов. Во Владимирской губернии энергично вводится всеобщее обучение, появился громадный спрос на учителей и учительниц, а потому уездным отделением за недостатком кандидатов с средним и специально педагогическим образованием приходится допускать к учительству и лиц, имеющих звание учителя. Но справедливость требует сказать, что и среди этой группы учителей и учительниц есть весьма хорошие работники, своим вниманием и усердием к делу возмещающие недостатки своего образование.
Для пополнение и освежение педагогических знаний учащих в церковных школах во Владимире периодически устраиваются курсы. На этих курсах теоретически и практически изъясняется главным образом методика начального обучение. В июле 1913 года были курсы специально певческие. Цель этих курсов — подготовить учителей и учительниц пение в церковно-приходских школах и руководителей хоров. Подробные сведение об этих курсах были сообщены на страницах Епархиальных Ведомостей.
Затем, при большей части уездных отделений есть учительские библиотеки из книг общеобразовательного и специально-педагогического содержание; учащие пользуются книгами из этих библиотек.
При школах церковно-приходских имеются и библиотеки для внеклассного чтение учащимися. По местам пользуются этими книгами взрослые и подростки, бывшие ученики школ. Книги для этих библиотек высылаются также Издательской Комиссией — Училищного при Св. Синоде Совета, но по недостатку кредита на этот предмет книги получаются в ограниченном количестве.
По воскресным и праздничным дням при некоторых школах ведутся и чтение для взрослых. По большей части эти чтение не имеют систематического характера, читаются книги и статьи религиозно-нравственного, исторического и литературного содержание. Б некоторых школах Меленковского уезда, где среди население сильно распространено сектантство, воскресные чтение имеют миссионерский характер. В 1912—1913 учебном году был сделан опыт распространение в народе через церковные школы против-алкогольной литературы. Владимирским губернским Комитетом попечительства о народной трезвости было отпущено в распоряжение Епархиального наблюдателя на этот предмет 200 руб. На эти деньги были приобретены книги, брошюры и листки о вреде пьянства и были разосланы в те школы, заведующие и учащие коих выразили желание послужить этому доброму делу. Книжки выдавались для чтение взрослому населению, брошюры и листки раздавались бесплатно. Под влиянием этой литературы в Беречинском приходе открылось приходское общество трезвости.
Кроме общего образование ц.-приходские школы стремятся дать и некоторые практические знание и уменья. К сожалению, дело это по недостатку средств развито очень слабо.
Для мальчиков в г. Александрове при школе Общества хоругвеносцев и при Стоговской школе Александровского уезда устроены Учебно-столярные мастерские. Сюда поступают окончившие курс начальной школы, обучаются мастерству в течение трех лет и приобретают достаточные уменья в столярных работах, так что по окончании курса легко находят хороший заработок. В Александровской мастерской—35 учеников, в Стоговской—14. Обе мастерские получают субсидию от Александровского уездного земства.
В женских школах и частью смешанных девочки обучаются рукоделью. В большей части школ обучение рукоделью имеет элементарный характер и ведется учительницами общеобразовательных предметов. Лучше поставлено это дело там, где имеются особые учительницы рукоделья и в частности в школах при женских монастырях. На первом месте в этом отношении стоит школа в Успенском женском монастыре в г. Владимире. Здесь устроен особый рукодельный класс, в который поступают ученицы, прошедшие курс начальной школы. Курс обучение рукоделью трехлетний; в 1912—1913 году было 47 учениц. В течение этого курса ученицы под руководством опытных учительниц-монахинь основательно научаются вязанью, вышиванью, шитью и кройке белья и верхнего платья. Рукодельные классы пользуются симпатией население и обыкновенно число желающих обучаться здесь превышает размеры Помещение. Обучение рукоделью бесплатное.
Кроме школ обычного типа в ведений Владимирского Епархиального Училищного Совета находится Дедюхинская школа для глухонемых детей в г. Вязниках, основанная В 1892 г. покойным уже ныне о. протоиереем К. Веселовским. В 1912—1913 учебном году в этой школе обучались 37 мальчиков и 16 девочек. Курс обучение шестилетний и учащиеся разделялись на 6 групп. Учительский персонал в школе состоял: из заведующего школою и законоучителя священника, 1 учителя и 4 учительниц членораздельной речи и 1 учителя — глухонемого. Для ознакомление со способами обучение глухонемых учителя и учительницы при назначении на должность и впоследствии для усовершенствование командируются в Москву в Арнольдовское училище. В школе глухонемых дети обучаются Закону Божию, русскому языку и арифметике и отчасти славянскому чтению. Большинство учеников и учениц обучаются членораздельной речи; неспособные к этому обучаются мимическим способом у учителя-глухонемого.
Обучение Закону Божию начинается со второго года и в течение курса изучаются общеупотребительные молитвы, Символ веры, заповеди и важнейшие событие из св. истории Нового Завета.
Обучение членораздельной речи начинается с первого года и продолжается непрерывно в течение всего шестилетнего курса, постепенно осложняясь и расширяясь. На первом году были изучены 20 звуков и на эти звуки дети с губ произносили слова. На втором году постановка звуков закончена и прочитано до 500 слов в порядке букваря Рау, объяснили содержание картин «Семья», «Крестьянский двор», «Квартира». На третьей и четвертой группах продолжались упражнение в разговорной речи и между прочим велся разговор о праздновании 300-летие царствование дома Романовых. Из русской грамматики изучено имя существительное и глагол, упражнялись в склонениях и спряжениях, писали письма, дневники. По книге Мальцова прочитано было несколько рассказов с объяснением. На 5-й группе велось объяснительное чтение статей из книги Логовского; из грамматики ознакомились с именами прилагательными, числительными и местоимениями, заучили наизусть 4 стихотворение. В беседах сообщены были краткие сведение из географии физической и математической. На 6-й группе велись беседы из отечественной географии, истории (о событиях 1613 и 1812 гг.), заучено несколько стихотворений и басен, повторен курс этимологии. Письменные упражнение состояли из описаний известных предметов, писем, дневников.
По церковно-славянски читали по книге Ильминского избранные места из Св. Писание.
По арифметике в течение курса изучаются действие над простыми числами в пределах 1000 и частью над составными именованными числами (раздробление и превращение).
Получая в школе общее элементарное образование, мальчики в то же время обучаются ремеслам — столярному, сапожному и переплетному, а девочки рукоделью.
Обучавшиеся на 6 й группе в мае 1913 г. выдержали выпускные испытание и окончили курс.
Все учащиеся живут в школьном общежитии; для девочек имеется отдельное помещение, при них особая надзирательница.
За обучение платы не взимается, а за содержание в общежитии берется 105 р. за полное и 65 — за половинное (без одежды) в год.
В ведении Владимирского Епархиального Училищного Совета находятся три воскресных женских школы в г.г. Владимире, Муроме и Шуе,
Во Владимирской воскресной школе в 1912 —1913 учебном году было 96 учениц, из них 45 взрослых и 51 детей, 81 грамотных, 3 полуграмотных и 12 неграмотных; в Шуйской школе было 170 учениц, из них 82 взрослых и 88 детей, 68 грамотных, 42 полуграмотных и 60 неграмотных, в Муромской школе было 17 учениц в возрасте от 16 до 25 лет, 4 малограмотных и 13 неграмотных. Таким образом в воскресные школы поступают с одной стороны не имеющие или не имевшие возможности нормально обучаться в начальной школе, а с другой стороны желающие пополнить свое прежнее образование. Применительно к этому ведутся и учебные занятие в воскресных школах. Одних обучают чтению, письму, элементарному счислению и важнейшим истинам Закона Божие, с другими повторяется выученное ими прежде и сообщается новое. По Закону Божию читают с объяснением Евангелие и Псалтирь, по русскому языку пишут сочинение, знакомятся с произведениями русских классических писателей, по арифметике изучают действие и над дробными числами. При Владимирской школе ведется обучение и рукоделью — вязанью, шитью и кройке.
Эти воскресные школы существуют исключительно по доброй воле учителей и учительниц, которые находят возможным жертвовать своим праздничным отдыхом, не получая за эту жертву ничего кроме сердечной признательности от своих учениц.
Наконец, в ведении Епархиального Училищного Совета находятся и т.-н. второклассные школы. Школы этого типа возникли в девяностых годах прошлого столетие с специальною задачей подготовлять учителей и учительниц для школ грамоты, через посредство коих тогда думали дешево и скоро распространить в народе всеобщую грамотность. Но теперь взгляды изменились: школы грамоты не вносятся в школьные сети и обречены на быстрое исчезновение. Вместе с этим стали излишни и второклассные школы с их специальною задачей. Между тем они продолжают сохранять тот тип, какой им был придан при их учреждении и закреплен Положением о церковных школах 1902 г. Попытки реформировать их до настоящего времени по разным причинам не могли осуществиться в полной мере. В настоящем году, судя по газетным сообщением, уже по предложению Государственной Думы при Синодальном Училищном Совете вновь учреждена комиссия для выработки проекта преобразование второклассных школ. Дай Бог, чтобы это преобразование наконец осуществилось.
Эта ненормальность в положении второклассных школ отражается на количестве учащихся в этих школах: количество это постепенно уменьшается (в 1911 г. во второклассных школах Владимирской епархии было 309 учащихся, в 1912 г.—272 и к 1 января 1913 г.—264). И это вполне естественно. Наш народ в массе смотрит на образование с утилитарной точки зрение. Прежде родители отдавали своих детей во второклассные школы в надежде, что по окончании курса они получат учительское место в школе грамоты, а впоследствии — по сдаче экзамена — в ц.-приходской школе. Теперь же окончившим курс во второклассных школах приходится искать иных профессий, а для этого второклассные школы не дают никаких прав и преимуществ. Поэтому родителям, желающим дать детям повышенное образование, выгоднее отдавать мальчиков в высшие начальные училища, которые открываются ныне и в селах, а девочек в женские гимназии, которые имеются во всех городах Владимирской губернии.
Второклассных школ во Владимирской епархии 6: 1) в селе Андреевском Александровского уезда, 2) в погосте Архангельском Гороховецкого уезда, 3) в с. Торицах Шуйского уезда, 4) в с. Давыдовском Переславского уезда, 5) в с. Щербове Ковровского уезда и 7) в Ярополчской слободе г. Вязников (женская). Открытие второклассных школ в этих именно пунктах объясняется случайными причинами, главным образом присутствием различного рода местных средств. В с. Андреевском при открытии школы попечителем был пожертвован дом, а крестьянами отведен участок земли в 4 десят., в Архангельском погосте здание второклассной школы было устроено попечителем на свои средства, в с. Торицах на устройство второклассной школы пожертвовано было Архиепископом Тверским Саввою 6000 р., в с. Давыдовском крестьянами был отведен участок земли 3 дес. 1880 с., в Щербове попечителем пожертвован участок земли 16 дес. 1900 с. женская школа в Вязниках была открыта по настойчивому ходатайству покойного прот. К. Веселовского. Учащихся во всех второклассных школах в 1912— 1913 учебном году было 264, из них окончили курс в июне 1913 г.—67.
Курс обучение во второклассных школах трехлетний. Согласно Положению 1902 г. сюда должны поступать дети не моложе 13 или в крайнем случае не моложе 12 лет; в последнем случае с разрешение Епархиального Преосвященного. Такие условие приема создают некоторое затруднение для второклассных школ. Дело в том, что начальную школу дети оканчивают большею частью 11 лет и должны minimum год дожидаться поступление во второклассную школу, а за этот год они могут многое забыть из пройденного в начальной школе, как это и обнаруживается на приемных испытаниях. Для устранение этого затруднение исходатайствовано разрешение открывать при второклассных школах приготовительные отделение, куда могли бы поступать дети и 11 лет, но таковое отделение пока открыто в одной Щербовской школе.
Программа обучение во второклассных школах довольно широкая. В них преподаются: Закон Божий (священная история Ветхого и Нового завета, краткая церковная история, объяснение богослужение и пространный катихизис), церковное пение (с довольно широким курсом теории пение), церковно-славянский язык (толковое чтение и грамматика), русский язык (этимология и синтаксис и практическое ознакомление с формами словесных произведений), арифметика (полный курс), русская история, география (общие сведение и география России), природоведение, гигиена, геометрическое черчение и дидактика (краткий курс общей дидактики и методики преподавание предметов начальной школы). Последний предмет введен в виду специальной задачи второклассных школ. Для практического ознакомление с делом обучение при второклассных школах есть начальные т. н. «образцовые школы». Сюда ходят старшие ученики второклассной школы для наблюдение за преподаванием, здесь же под руководством преподавателя дидактики они сами практикуются в обучении. Усвояется этот довольно обширный курс не без труда.
При каждой второклассной школе есть общежитие; за содержание в общежитии взимается очень умеренная плата от 3 р. 50 к. до 5 р. в учебный месяц. Благодаря этим общежитием второклассные школы легко бы могли быть обращены в центральные школы повышенного типа. На участках земли при школах предполагалось ввести практическое обучение сельскому хозяйству, но так как на этот предмет средств не отпускается, то это благое намерение при школах Владимирской губернии и не осуществилось.
Окончившие курс во второклассных школах в небольшом числе поступают для продолжение образование в церковно-учительские школы в с. Хренове Костромской губернии и в г. Нижнем Новгороде в учительскую семинарию. Другие держат экзамен на звание учителя ц.-приходской школы, чтобы получить право на место учителя в ц.-приходской школе, но в последние года такие' места получаются с трудом, большинство же должно искать профессий, не имеющих ничего общего с учительством, к которому они готовились.
Учительский персонал во второклассных школах состоит из заведующего и законоучителя-священника и трех учащих. Учащие пользуются правами государственной службы и правом на пенсию.
В последней главе отчета Епархиального наблюдателя говорится о надзоре за церковными школами в епархии. Органами местного управление школами служат Епархиальный Училищный Совет и его уездные отделение. Надзор за школами принадлежит Епархиальному наблюдателю и в каждом уезде уездному наблюдателю. В 1912— 1913 учебном году не произошло никаких изменений ни в функциях органов местного управление школами, ни в составе наблюдателей, ни в способах надзора за школами. Как особый факт в жизни церковных школ Владимирской епархии в этом году, следует отметить съезд председателей отделений и наблюдателей, бывший в г. Владимире в октябре 1912 г. В последние годы положение церковно-школьного дела значительно изменилось: церковные школы вошли в школьные сети для осуществление всеобщего обучение, уездным отделением Св. Синодом предоставлена большая самостоятельность по управлению школами, в церковно-приходских школах постепенно вводится четырехгодичный курс обучение и проч. Все эти и другие новости в церковно-школьном деле требовали совместного обсуждение представителями местного управление школами и надзора за ними. Заседание съезда происходили под председательством Преосвященного Евгения, Епископа Юрьевского, председателя Епархиальн. Училищного Совета, и при деятельном участии Высокопреосвящ. Николая, Архиепископа Владимирского. Докладчиком на съезде был Епархиальный наблюдатель.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный