Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:41
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Участие церковных школ Владимирской епархии в войне в 1914—15 уч. году

Участие церковных школ Владимирской епархии в войне в 1914—15 учебном году

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 38-39. 24-го сентября 1916 года).

В настоящую войну, потребовавшую с самого начала полного напряжения всех сил страны, в первый раз на действительную военную службу были призваны и учителя начальных и в частности церковных школ и в силу одного этого обстоятельства настоящая война так близко затронула школьную жизнь, как никогда не бывало ранее. Из учителей церковных школ Владимирской епархии в течение 1914—15 учебного года были взяты на военную службу 70, не считая тех, которые призваны были по набору. Более всего взято учителей из уездов Александровского (13) и Меленковского (15). Один учитель церковной школы Гороховецкого уезда А. Ильичев поступил на военную службу добровольцем.
Призванные на военную службу учителя церковных школ Владимирской епархии несут различные обязанности: одни из них служат санитарами в эвакуационных и полевых госпиталях и лазаретах, другие находятся в строю и участвовали в сражениях с неприятелем, часть их прошли курс военных училищ и школ прапорщиков и служат теперь в армии в офицерских чинах. Подробных сведений о службе и участи каждого из учителей, призванных в настоящую войну, в нашем распоряжении пока не имеется. Но по имеющимся точным сведениям учитель Ковыревской церковно—приходской школы Юрьевского уезда Доброхотов положил жизнь свою за отечество: убит в сражении с австрийцами на р. Сане осенью 1914 года. Учитель Спасской церковно-приходской школы Переславского уезда, Тихомиров, служивший санитаром при эвакуационном госпитале в г. Владимире, скончался от воспаления мозга. Некоторые из учителей были ранены или контужены и, по выздоровлении, снова служат в действующей армии. По слухам, впрочем не проверенным, среди учителей есть и взятые в плен и томятся теперь в Германии и Австрии.
С призывом учителей на военную службу нормальное течение учебной жизни в школах было нарушено, но это временное замешательство было частью предупреждено и частью устранено распоряжениями местного церковно-школьного управления. Еще до начала учебных занятий Епархиальным Училищным Советом приняты были меры к тому, чтобы учебные занятия в тех школах, где учителя были взяты на военную службу, начаты были по возможности своевременно, для чего уездным отделениям было предложено в школы однокомплектные перевести учащих из двухкомплектных школ, в двухкомплектных школах занятия были поручены оставшимся учащим; в некоторых случаях занятия поручались и членам местного причта. Затем из Государственного Казначейства был отпущен особый кредит на вознаграждение заместителей учителей, взятых на военную службу, и во все школы, где это было нужно, назначены были таковые заместители или заместительницы. Таким образом в церковных школах Владимирской епархии не было из-за войны ни полного прекращения занятий, ни крупных существенных опущений в ведении учебного дела. — Здания церковных школ в случае нужды были уступлены под военные лазареты и для других военных надобностей; впрочем, таких случаев было в прошлом учебном году очень немного. Лазареты были устроены в образцовой при Владимирской Семинарии школе, в Троицкой школе г. Покрова, в фабричной школе в г. Юрьеве и в части здания квартир для учащих Ореховской церковно-приходской школы. Для учебных занятий в этих школах были отведены другие помещения. Часть здания школы Общества Хоругвеносцев в г. Александрове была взята военным ведомством под учебную команду и занятия учащихся происходили в другой половине здания посменно. Двухклассная в г. Меленках школа была занимаема в дни мобилизации военным постоем и учебные занятия в этом случае прекращались на 3—5 дней.
Современная великая война так широко и глубоко захватила все стороны русской жизни, все классы русского общества и народа, что и начальная церковная школа не могла остаться в стороне от нее, в стороне от разнообразных проявлений сочувствия и содействия войне и различным вызванным ею нуждам. Известен всеобщий интерес к этой отечественной войне во всем населении России даже в самых глухих уголках, интерес всех классов населения. Этот интерес захватил и детей школьного возраста. Наблюдается поразительная осведомленность их относительно всего происходящего на войне. В течении учебного года нами по обязанности службы было посещено более сотни церковно—приходских школ Владимирской епархии даже в самых глухих уголках ее и во всех этих школах дети хорошо знали, с кем мы воюем, кто наши союзники и враги; старшие ученики могли показать на географической карте союзные и враждебные государства, театры военных действий, и многие из них могли кратко рассказать и о положении дела на войне в данный момент.. Такой осведомленностью войны дети обязаны главным образом учащим в школах; к ним они обращались с расспросами о войне и от них получали посильные ответы.
Этот живой интерес ко всему происходящему на войне, широко распространенные рассказы о подростках, отправляющихся на театр военных действий и оказавших там ценные услуги нашей армии, сильно действовали на впечатлительные детские натуры и вызывали и среди учащихся в церковных школах Владимирской епархии — особенно у натур горячих, экспансивных страстное желание отправиться на войну и таких юных добровольцев было бы не мало, если бы родители не принимали решительных мер к удержанию их дома. Было впрочем несколько случаев, когда беглецы задерживались уже на пути, но одному из них удалось проникнуть и в действующую армию. Это ученик IV отделения Феодоровской двуклассной школы в г. Коврове Вл. Козлов. 5 января 1915 г. он скрылся из г. Коврова и с большими трудностями добрался до Белостока. Здесь Козлов, по его словам, «выплакал», чтобы его не отправляли обратно домой и приняли на службу, и его зачислили в разведчики. Во время одной из разведок на р. Бзуре он был ранен при таких условиях. Ему удалось произвести успешную разведку и он возвращался уже к своим «ползком» по полю. На пути Козлову захотелось еще раз взглянуть, где неприятель, и он привстал. Тотчас же раздались выстрелы и наш разведчик был ранен в ногу. Он упал и некоторое время лежал неподвижно, неприятели наблюдали за ним. Затем Козлов приподнялся и несмотря на мучительную боль в ноге побежал по направлению к своим. На пути была речка, которую нужно было переплывать. Козлов помнит, как бросился в воду, но затем сознание его оставило и он пришел в себя уже в госпитале. Лечился он от полученной раны в Варшаве и Петрограде, получил там „полную отставку" и вернулся на родину. За свой подвиг он награжден Георгиевской медалью и званием ефрейтора. По приезде на родину Козлов заявился к заведующему школой; в это время он еще с трудом ходил на костылях. Но родные места скоро излечили его, он оправился и снова затосковал по бранном поле; несмотря на уговоры родных решил во второй раз отправиться на „позиции". Перед отходом он пришел в дом, попросил отслужить молебен, принял благословение от о. заведующего своей школы. В конце августа 1915 г. Козлов снова был уже на театре военных действий, служил в артиллерии. Тогда он писал родным, что ему дали лошадь и что дела его идут успешно. Какова дальнейшая служба этого добровольца, пока не известно.
Учащие в церковных школах Владимирской епархии также были проникнуты живым интересом к всему происходящему на войне и высоким патриотическим настроением и образуя вместе с учащимися одну дружную семью, старались всеми доступными для них способами послужить своему отечеству в годину постигших ее великих испытаний. Епархиальный Училищный Совет с своей стороны в начале учебного года обратился к заведующим и учащим в церковных школах епархии с призывом усилить заботы о религиозно-нравственном воспитании учащихся, пользуясь для этого переживаемыми отечеством событиями, а затем проявлять в доступной им и учащим форме свою помощь разнообразным нуждам, вызываемым войной. — Этот призыв нашел готовую почву в настроении учащих и учащихся в школах и встретил живой отклик.
Прежде всего церковные школы в течении всего года молитвенно участвовали в переживаемых событиях. Ежедневно учащиеся возносили свои детские молитвы о победе над врагом, творили поминовение воинов, за веру, царя и отечество живот свой положивших и в частности тех, которые обучались в данной школе, пели на молитвах «Со святыми упокой, Христе»... и «Вечную память». Участвовали всегда в общественных молениях просительных и благодарственных, совершавшихся в связи с теми или иными событиями на войне, а в некоторых школах присутствовали и на заупокойных литургиях, совершавшихся по субботним дням.
Что касается деятельной помощи разнообразным нуждам, вызванным войной, то внимание учащих и учащихся было направлено прежде всего на больных и раненых воинов. Учащие церковных школ изъявили желание отчислять на этот предмет из своего жалования от 1% до 3%. Получаемая таким путем сумма первоначально направлялась в разные учреждения, ведающие дело призрения раненых и больных воинов, а потом стала сосредоточиваться в Епархиальном Училищном Совете, который передавал их в распоряжение Епархиального Комитета по призрению раненых и больных воинов. На эти средства во Владимирском Епархиальном лазарете содержатся три кровати имени церковных школ Владимирской епархии. Отдельная койка содержится в том же лазарете на средства учащих церковных школ Владимирского уезда; на средства учащих и учащихся церковных школ Покровского уезда содержится один раненый в лазарете Красного Креста в г. Покрове.
На тот же предмет жертвовали по мере своих средств и учащиеся церковных школ, приноси свои сбережения или деньги, получаемые от родителей на завтраки или лакомства. Сборы производились или одновременно по приглашению учащих или в школах вывешивались кружки, в которые учащиеся и опускали свои лепты, когда находили для себя это удобным. Через известные промежутки времени деньги из кружек высыпались и отсылались в подлежащие учреждения. Среди учащихся более взрослых, напр. во второклассных школах, такие сборы иногда производились по своей инициативе. Так напр. ученики Горицкой второклассной школы собрали между собою 13 руб., прислали их в Епархиальный Училищный Совет с просьбою принять их, как фонд для учреждения особой койки для раненых в Епархиальном лазарете. С тою же целью собирались пожертвования в Ярополчской второклассной школе.
Жертвуя на нужды раненых и больных воинов из своих личных средств, учащие и учащиеся принимали разнообразное участие и в производстве сборов на тот же предмет среди населения. Так во многих школах ученики и ученицы, по предложению заведующих, производили сбор в пользу Красного Креста за богослужением в храмах, участвовали в сборах по городам и крупным торговым и фабричным центрам с разными эмблемами Красного Креста (флажки, красные яички и т. п.); ученицы Ярополчской второклассной школы в г. Вязниках участвовали в духовном концерте, сбор с которого поступил в пользу Красного Креста. Участвовали церковные школы в лице учительниц и учениц в заготовлении белья для лазаретов. Материал для этого получали от епархиального лазарета, от местных отделов Красного Креста, от земских и других учреждений и частных лиц, а иногда собирали, как пожертвования, среди местного населения. Много было сделано для этого в школах при женских монастырях, в женских школах, где дети обучаются рукоделью. Иногда учительницы собирали вокруг себя крестьянских женщин и девиц и шили с ними и ученицами своих школ для лазаретов. Сколько всеми школами в епархии приготовлено было таким способом белья для лазаретов, вычислить очень трудно, так как сшитое направлялось в разные учреждения. Для примера можно указать несколько школ. В женской школе при Успенском монастыре в Владимире было приготовлено: 166 простынь, 150 наволочек, 144 полотенца, 40 докторских фартуков, 10 дюжин платков, 10 чехлов, 80 душегреек, 144 пары белья. Ученицы Камешковской школы, Ковровского уезда, шили белье для местного лазарета и перешили около 5000 аршин холста; ученицами Феодоровской школы в г. Коврове приготовлено 50 комплектов белья, ученицы Петропавловской школы шили белье для местных лазаретов, тоже готовили ученицы Симской школы и др.
Там, где представлялось возможным, учительницы церковных школ посещали военные лазареты и в свободное время помогали в уходе за ранеными. Так было напр. в г. г. Александрове, Владимире, Вязниках, в с. с. Фоминке Гороховецкого уезда и Орехове Покровского у. Ученицы Ярополчской второклассной школы в г. Вязниках посещали вместе с учительницами местный лазарет, приносили раненым подарки и утешали их своим пением. В некоторых лазаретах совершались всенощные бдения, во время коих пели учащиеся, как напр. в с. Меркутине и др. Это посещение лазаретов и общение с ранеными, пострадавшими в борьбе с врагом, производили глубокое впечатление на детские души.
Другою заботою всего русского общества в настоящую войну было возможное облегчение положения воинов действующей армии, снабжение их теплыми и другими необходимыми вещами, посылка подарков им к празднику Рождества Христова и Св. Пасхи. И в этом деле церковные школы Владимирской епархии приняли живое участие.
Учащиеся и учащие церковных школ и сами жертвовали и различные вещи для отсылки в действующую армию, и в тоже время принимали деятельное участие в сборах на этот предмет среди населения. Вещевые пожертвовании получались самые разнообразные. Из необработанного материала приготовлялись разные нужные предметы (белье, теплые фуфайки, шлемы, перчатки, чулки и проч.). Материал, который нельзя было утилизировать так или иначе для отсылки в действующую армию, продавали и на полученные от продажи деньги готовили то, что нужно. Все заготовленное направлялось заведующими школ или непосредственно в склад Ее Императорского Величества Государыни Императрицы или в разные местные Комитеты или в Епархиальный Лазарет. Перечислить сколько и каких вещей было отправлено таким путем в действующую армию, крайне трудно.
Для иллюстрации этой стороны участия церковных школ в нуждах войны укажем некоторые частные факты. От школ Вязниковского уезда поступило: 82 пары белья, 56 теплых рубашек, 105 пар теплых чулок, 12 шарфов, 3 наушника, 41 полотенце, 34 аршина миткаля, 11 платков, 3 башлыка, 12 шлемов, 40 клубков ниток, 31 пара перчаток, 79 пар варежек. От учащих и учащихся в церковных школах Гороховецкого уезда подобных вещей, по приблизительной оценке уездного наблюдателя, поступило в общем на сумму 700 руб. Местным кружком при Больше Всегодичской школе было собрано и отправлено в действующую армию через склад Ее Императорского Величества 10 ящиков с сухарями, 3 ящика с бельем, 2 ящика с теплыми вещами, 1 ящик с чаем, сахаром и письменными принадлежностями. — Учащимися Феодоровской двухклассной школы в г. Коврове пожертвовано 100 пар белья и более, чем на сто рублей чаю, сахару и др. вещей. Подобные жертвы были и от других школ. Конечно эти жертвы были не все равномерны и равноценны в зависимости от количества учащихся и их состоятельности. В уездах Юрьевском и Суздальском, где население живет бедно, и жертвы от школ были скромнее, но нет, кажется, ни одной школы, которая не вложила бы своей лепты в это доброе дело.
Еще более живое и широкое участие приняли церковные школы в заготовлении подарков воинам к празднику Рождества Христова и Св. Пасхи. Этот вид пожертвований был более доступен. Каждый жертвовал, что мог: один нес карандаш и бумагу, другой — спички, третий — 1/8 ф. махорки и курительной бумаги, четвертый гребешок и т. д. Жертвовали чай, сахар, сухари, сдобные лепешки, каленые яйца и пр. Девочки с охотой и удовольствием шили мешочки и кисеты для этих подарков; лоскутки ситца для этого можно было найти в каждом доме. Для иллюстрации сооружения этих подарков приведем следующие примеры. Ученицы Ярополчской второклассной школы, живущие в общежитии, скопили из отпускаемого им сахару 1 ½ пуда для подарков в армию, а живущие на квартирах пожертвовали 4 ф. чаю, почтовой бумаги, конвертов, карандашей, сшили из своего материала 150 кисетов; учащимися образцовой школы было заготовлено до 100 пакетов с чаем, сахаром, спичками и т. п.; ученицами женской школы при Успенском монастыре в Владимире было сшито 1000 сумочек для подарков, 300 кисетов; другими школами во Владимире было заготовлено 225 мешочков с подарками; не мало подобных подарков было отправлено церковными школами Владимирского уезда. Архангельской второклассной школой подарков в армию было заготовлено на сумму около 60 руб., Бережцовской школой к Пасхе послано 1 пуд. сдобных сухарей, 1 ф. чаю, 10 ф. сахару, 1 ½ ф. табаку, — Георгиевской школой 20 полотенцев, 4 платка, 15 кисетов, 6 ½ ф. махорки, 30 мотков ниток, 6 пачек спичек, 6 карандашей, 9 конвертов, 20 ложек, 1 чашка, 20 ф. баранок, от Золотовской школы — 26 мешочков с подарками к Пасхе, от Семеновской школы — 3 п. сдобных сухарей. Учащими и учащимися Великовской школы Ковровского уезда собрано было на подарки в армию к Рождеству Христову — 10 р. 25 к., учащимися Феодоровской двухклассной школы в г. Коврове было пожертвовано к Пасхе 3 ящика с кренделями, сухарями, конфетами, яйцами и т. п., ученицами Федоровской женской школы — 6 ящиков с подарками и 180 узелков. Учащие и учащиеся Усольской школы собрали к Пасхе 10 р. и на них заготовили подарки, вложив их в отдельные сумочки. В Камешковской школе на Пасхальные и Рождественские подарки собрано было 96 рублей, на них заготовлено белье, 2 ½ п. сахару, 6 ф. чаю, 138 кисетов с гостинцами, 19 ф. табаку, 23 ф. мыла, 22 кор. спичек, 160 конвертов, 27 ложек, 26 гребешков и т. п. От Урванонской школы Мелеиковского уезда было отправлено 55 сумок, от Степаньковской — 75 кисетов, от Арефинской — 100 пакетов, в каждый было вложено 3 яйца, ½ ф. копченой колбасы, ½ ф. сахару, сухари, бумага, конверт, карандаш; от Борисоглебской школы — 50 кисетов с подарками; от Троицкой школы в г. Муроме к Рождеству Христову и Пасхе — 1 п. сахару, ½ табаку, ½ п. мыла. В Аббакумовской школе Покровского уезда к Рождеству Христову было заготовлено 100 кисетов с подарками и т. д. и т. д. Почти все церковные школы епархии внесли свое участие в большой или меньшей степени в это дело. Подарки эти направлялись в действующую армию главным образом через Епархиальный Комитет.
Если кисеты и мешочки с подарками заготовлялись в самой школе, то обыкновенно вкладывались туда записочки с именем жертвователя и его адрес. По этому адресу получались из армии благодарственные письма от воинов, коим достались подарки. Таких писем в церковных школах получены сотни. Они прочитывались вслух всей школе и хранятся получившими их, как святыня. Так устанавливалось живое общение действующей армии с подрастающим поколением.
Во второй половине учебного года в церковных школах епархии был произведен сбор в пользу Комитета Великой Княжны Татианы Николаевны на призрение семей, пострадавших от войны. И на эту нужду учащие и учащиеся откликнулись с живым сочувствием. Определить всю сумму этого сбора трудно, так как он направлялся некоторыми школами непосредственно в Комитет. Через Епархиальный Училищный Совет этого сбора от церковных школ поступило до 700 рублей. Почти каждая школа вложила свою лепту и в это доброе дело.
Был и еще вид помощи нужде, вызванной войной, в которую внесли свою долю участия и церковные школы епархии. Это помощь семьям лиц, кормильцы коих и работники были взяты на войну. Положим, что для этого организована широкая помощь со стороны государства выдачей т. н. «пайков» и со стороны приходских попечительных советов, но не остались совершенно в стороне от этого дела и церковные школы. Прежде всего учащие в церковных школах вошли в состав приходских попечительных советов и принимали живое участие в деятельности этих советов, внося туда часто и свои пожертвования. Так напр. учащие церковных школ Александровского уезда 1% из своего жалования отчисляли в местные Попечительные Советы, другие принимали участие в сборах на этот предмет по приходу (напр. Старковская школа Гороховецкого уезда). Учительница Полянской школы Муромского уезда вместе с учениками славила Христа во время праздника Рождества Христова; из собранных во время славления денег 10 р. были назначены в помощь бедным семьям призванных на войну. Учащими и учащимися Оленинской школы Еиокровского уезда устроена была патриотическая манифестация, во время которой было собрано 20 руб. вь пользу беднейших учеников, родители которых взяты на войну. В Григоревской школе Юрьевского уезда был произведен сбор на подарки к Пасхе беднейшим ученикам. Некоторые из учащих в церковных школах состояли членами земских участковых попечительств и здесь работали на помощь местному населению. — По имеющимся сведениям особенно острой нужды среди школьников, родители коих взяты на войну, было в общем немного. На помощь этой нужде приходили местные попечительные советы, а иногда и Епархиальный Комитет, по докладу Епархиального Наблюдателя, иногда — заведующие школами, как напр. в Лучкинской школе Ковровского уезда (пожертвовано бедному ученику пальто). В некоторых случаях помогали учащие и учащиеся в школах. Так в общежитии при Бужаниновской школе Александровского уезда содержались 2 бедных ученика за счет своих товарищей. Ученицами Ярополчской второклассной школы было заготовлено на подарки детям из семей, где родители были взяты на войну, 20 пар чулок, 8 пар варежек, 15 полотенец и рубашек. В Долговской школе были сделаны подарки беднейшим из детей к Рождеству Христову и Пасхе. Матери этих детей приходили в школу и со слезами благодарили. — Подобное же было сделано в школах Больше-Дорковской, Пировской, Афанасьевской и др. В Богоявленской школе один ученик содержался в общежитии при школе за счет своих товарищей, от учащих получал чай и сахар и необходимую одежду и обувь. Учащиеся Николо-Пенской школы для бедных семей своих товарищей собирали в церковном лесу сучки и набрали 20 возов. В Лежневской школе Ковровского уезда бедным ученикам было роздано ½ ф. чаю и 5 ф. сахару, в Урвановской школе к празднику Рождества Христова было выдано беднейшим ученикам по ¼ ф. чаю и по 1 ф. сахару; в некоторых школах бесплатно выдавались письменные принадлежности. В некоторых школах Юрьевского уезда ученики помогали в полевых работах, убирали картофель осенью 1914 г., боронили весной 1915 г. В одной школе мальчики приняли на себя обязанность отводить в ночное лошадей у тех семей, где некому было это делать, и приводить оттуда, а девочки помогали нянчить детей.
Наконец, прошлым летом в церковных школах епархии устраивались и ясли для детей на время полевых работ. Руководство в устройстве яслей принимали на себя заведующие школами, а ближайшее наблюдение — большей частью учительницы школ. Средства на устройство яслей поступали из разных источников: от местных попечительных советов (напр. в Аббакумовской школе Покровского уезда), от Уездного Земства (при Волосовской школе Владимирского уезда по ходатайству Епархиального Наблюдателя), от Епархиального Комитета по призрению семейств запасных (при Короваевской школе Покровского уезда и др. школах), от частных благотворителей (при Успенской школе Вязниковского уезда, Данутинской — Покровского). Для иллюстрации этого дела приведем здесь доклад Вязниковского уездного наблюдателя о яслях, бывших при Успенской школе, и сведения о яслях при Волосовской школе Владимирского уезда.
В пог. Успенском детские ясли функционировали в помещении церковной школы с 30 июня по 28 июля. Матери солдатки приводили сюда детей в сенокосную пору в 3-4 ч. утра, в жатвенную в 5-6 часов и оставляли их в яслях до позднего вечера. Для ухода за детьми в яслях составился кружок учительниц и воспитанниц разных учебных заведений: 6 учительниц церковно-приходских школ, 6 учительниц земских школ, 3 воспитанницы Епархиального женского училища, 2 ученицы гимназии и бывшая ученица второклассной школы. Обязанности заведующей яслями исполняла вдова священника, учительница земской школы. Детей, посещавших ясли в течении 20 будничных дней, было 22. Грудные дети помещались в отдельной комнате, чтобы старшие не мешали им своим шумом и играми. Для последних имелись разные игрушки и мячи. Некоторые из детей по привязанности к нянькам иногда оставались в яслях на ночь. Няньки дежурили по очереди и всегда являлись на дежурство своевременно. Пищевое содержание детей и всего служебного персонала было от яслей. Грудных детей кормили кипяченым молоком, старших кормили 3-4 раза: утром чай с белым хлебом, в 12 ч. обед из 2 блюд, 3-4 ч. чай и в 7-8 ч. ужин. Пища была простая, но питательная. По постным дням здоровым детям давали постное кушанье. На пищевое содержание всего было израсходовано 65 р. 55 к., на оборудование 27 р. 45 к., на прислугу и отопление до 34 р. Хозяйственная часть велась под контролем избранных из местного духовенства лиц.
Вследствие благоприятной погоды, способствовавшей скорой уборке сенокоса и жнитва, ясли прекратили свою деятельность 28 июля. Матери, пользовавшиеся яслями для своих детей, остались очень довольны и благодарны.
Средства на устройство яслей были даны местным фабрикантом Андр. Гр. Смоляковым.
Ясли при Волосовской церковно-приходской школе были организованы несколько иначе. Средства для устройства и содержания яслей были даны Владимирскою уездною земскою управою по ходатайству местного землевладельца и Епархиального Наблюдателя. Первоначально предполагалось устроить ясли при двух школах — Чуриловской и Волосовской, но среди детей в с. Чурилове к июлю месяцу появились случаи заболевания скарлатиной, поэтому пришлось ограничиться Волосовской школой. Школа эта находится при монастыре и настоятельница монастыря отнеслась очень сочувственно к устройству яслей и оказала самое любезное содействие: дала помещение для яслей в одном из монастырских зданий, разрешила пользоваться трапезой для чаепития и обедов детей. Ближайшее заведывание яслями взяли на себя учительница местной школы и жена священника; в помощь им наняты были две взрослых няни и 2 девочки-подростка. В ясли были приняты дети всего населения деревни, а не только солдаток, до 7-милетнего возраста. Всех детей записано было 44, но не все они ежедневно были в яслях. Самое большее — 39 детей и самое меньшее — 18. Ясли действовали на время жнитва ржи и овса в течении 22 дней. На оборудование яслей, содержание детей, плату прислуге было израсходовано 122 руб.
Подобным же образом были организованы ясли и при других школах. Там, где по разным причинам нельзя было устроить яслей, организовался по местам присмотр за детьми по домам их родителей в селении, где находится школа. Население везде с благодарностью относилось к этому попечению о его нуждах со стороны церковной школы.
Вот краткий и общий очерк того, что сделано и делалось церковными школами Владимирской епархии в виду войны и ради войны. Может быть, сделанное представлялось бы внушительнее, если бы выразить общую сумму его в цифрах. Но сделать это по разным причинам трудно. Денежные пожертвования, как сказано выше, направлялись в разные учреждения, а вещевые пожертвования иногда и не поддаются оценке. Можно впрочем указать, что через Епархиальный Училищный Совет на нужды раненых и больных воинов поступило по 1 июля 1915 г. — 2877 руб. и в Комитет Вел. К. Татианы Николаевны до 700 руб. Но нам кажется, что сущность этого участия церковных школ в войне не столько в количестве данных и собранных школами пожертвований, сколько в нравственной ценности этой разновидной жертвы. Нужно утешаться, что школа явила во всем этом доброе отзывчивое сердце, что война научила детей проявлению любви, а не ненависти, как в Германских школах, где дети разучивают гимн ненависти к врагу.
Основная статья: Владимирский край в годы Первой Мировой войны (1914-1918)
Приюты для беженцев во Владимирской губернии 1915-16 гг.
Лазареты в гор. Владимире 1914-1916 гг.
Владимирский губернатор Крейтон Владимир Николаевич
Улучшение быта духовно-учебных заведений Владимирской епархии местными средствами и празднество по сему случаю 5-го февраля 1867 года.
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Летние курсы для учащих в церковно-приходских школах Владимирской епархии (1898)
Церковные школы Владимирской епархии в 1911-12 учебном году.
Церковные школы Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году
Участие церковных школ Владимирской епархии в войне в 1914—15 уч. году
В октябре 1914 г. был открыт Проповеднический кружок духовенства Владимирской епархии.
К 15 октября 1917 г. все церковно-приходские школы во Владимирском уезде приняты земством.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (27.07.2017)
Просмотров: 1225 | Теги: владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru