Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
11.12.2016
05:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [26]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Церковные школы Владимирской епархии в 1911-12 учебном году

Церковные школы Владимирской епархии в 1911-12 учебн. году.

(Из отчета Епархиальнаго Наблюдателя)

В первой главе отчета Епархиального наблюдателя сообщаются сведение о школах грамоты. В 1911 — 12 учебном году во Владимирской епархии действовали только 36 школ грамоты, в коих обучались 688 мальчиков и 327 девочек. По уездам школы грамоты распределялись следующим образом: во Владимирском уезде — 8 школ грамоты, в Вязниковском — 1, в Гороховецком — 1, в Муромском — 5, в Покровском — 3, в Суздальском — 9, в Шуйском — 1 и в Юрьевском — 8; в остальных уездах школ грамоты уже не существует. По сравнению с предшествующим учебным годом число школ грамоты уменьшилось на 19. Вообще этот тип начальной народной школы доживает последние годы и в близком будущем совершенно исчезнет. При составлении школьных сетей для введение всеобщего обучение школы грамоты в сеть не вносятся, если они не преобразовываются в тоже время в церковно-приходские школы, и на месте их проектируются земские школы. Следовательно, они теперь существуют только временно до заполнение школьной сети, до устройства на месте их или в том же школьном районе правильно организованных школ, а это заполнение в нашей губернии идет очень быстро и в некоторых уездах закончится чрез 2 — 4 года. Имея в виду это близкое закрытие школ грамоты, бывший прошлою осенью съезд представителей местного церковно-школьного управление и надзора не счел целесообразным поддерживать дальнейшее существование школ грамоты ассигнуемыми на церковные школы средствами, но, не закрывая их до заполнение школьной сети, предоставил им существовать своими собственными местными средствами, снабжая только учебниками из книжных складов уездных отделений Епарх. Учил. Совета.

Учебное дело в большинстве школ грамоты ведется применительно к программе школ церковно-приходских одноклассных и в некоторых настолько успешно, что учащиеся сдают выпускные испытание вместе с учениками ц.-приходских школ в одних и тех же комиссиях и по одной и той же программе. В прошлом учебном году такие выпускные испытание были сданы 64 учениками школ грамоты. Но в ряду школ грамоты продолжают еще сохраняться немногие школы и старого типа, в коих дается только элементарная грамотность в виде уменья механически читать и писать.
Состав учащих в школах грамоты в 1911 — 12 учебном году был следующий: 5 священников, 3 псаломщика, 1 — окончившая курс в Епархиальн. женском училище, 5 — имеющих свидетельство на звание учителя, 16 — окончивших курс в начальной школе и 6 с домашним образованием.

Школ церковно-приходских в 1911 — 12 учебном году во Владимирской епархии было: 9 двуклассных и 515 одноклассных. По сравнению с предшествующим учебным годом прибавилась одна одноклассная школа в г. Юрьеве при фабрике т-ва Ганшиных. Двуклассные школы находятся: в г. Вязниках (Ярополчская) и в пог. Николопенском Вязниковского уезда, в г. Коврове — при железнодорожных мастерских, в г. Меленках — при фабрике т-ва Меленковской мануфактуры, в г. Муроме при Троицком женском монастыре (женская), в с.с. Орехове и Беречине Покровского уезда, г. Суздале при Спасо-Евфимиевом монастыре (имени кн. Д.М. Пожарского) и при Скорбященской церкви в г. Иваново-Вознесенске. Одноклассные ц.-приходские школы распределяются по уездам следующим образом: в Александровском уезде — 66 школ, во Владимирском — 66, в Вязниковском — 30, в Гороховецком — 26, в Ковровском — 34, в Меленковском — 42, в Муромском — 40, в Переславском — 37, в Покровском — 30, в Судогодском — 26, в Суздальском — 29, в Шуйском — 35 и в Юрьевском — 54. Из числа этих школ 34 городских, остальные находятся в селах и деревнях.

Из числа сельских и деревенских школ 25 одноклассных ц.-приходских школ не вошли в школьные сети частью по взаимному соглашению между уездными отделениями Епарх. Училищ. Совета и уездными земствами (во Владимирском и Суздальском уездах), а частью вследствие отказа земских учреждений, не смотря на настояние уездных отделений (в уездах Ковровском и Переславском). Все сельские школы, вошедшие в школьные сети, к началу настоящего учебного года получили дополнительный казенный кредит и учащие в них получают теперь нормальный оклад 360 руб. в год. Что касается школ, не вошедших в школьные сети, то местное церковно-школьное управление пока не закрывает эти школы до устройства на месте их проектированных земских школ, выдавая содержание учащим в этих школах из общего казенного кредита, но не в размере 360 р. в год, а в том, каков был размер жалованья в этих школах до назначение дополнительного кредита. На бывшем же в октябре 1912 г. съезде председателей отделений и наблюдателей постановлено было относительно более многолюдных из этих школ вновь войти в сношение с земскими учреждениями по вопросу о внесении их в сети.

Положение ц.-приходских школ городских не определилось еще в точности. В г.г. Владимире, Вязниках и Муроме городские школы вошли в школьные сети и получили дополнительный казенный кредит; в г. Переславле школы при Даниловском и Феодоровском монастырях и в Рыбацкой Слободе, в г. Покрове — Шиловская школа вошли в земские школьные сети и получили дополнительный кредит; в г.г. Александрове, Коврове (школы Иоанно-Воиновская и Знаменская), в Шуе и Юрьеве ц.-приходские школы внесены в школьные сети, но еще не получили дополнительного казенного кредита, хотя городские управление уже получили субсидии от Министерства Народного Просвещение; в г.г. Суздале и Переславле школьные сети еще не составлены; в гор. Меленках — двуклассная школа содержится на средства фабрики, в г. Коврове — двуклассная мужская и одноклассная женская содержатся на средства управление Мос.-Нижег. жел. дороги.
Внесение ц.-приходских школ в школьные сети для введение всеобщего обучение создает для них новое положение, какого они не знали ранее в первые десятилетие после издание Правил 1884 года. Прежде всего внесение в сеть фиксировало наличное число ц.-приходских школ и эта фиксация явилась естественным последствием новых условий возникновение начальных народных школ. Прежде духовное ведомство могло открывать церковные школы, где складывались благоприятные для того условие и где оно находило это нужным и полезным. Теперь всякая новая церковная школа может быть открыта только в том пункте, который назначен уже школьною сетью и не иначе, как по соглашению с подлежащим земским учреждением, а на такое соглашение не всегда можно рассчитывать. Далее, в школьных сетях намечены пункты, в коих должны быть вновь устроены школы в целях достижение всеобщности обучение. Новые школы могли бы быть земскими и ц.-приходскими, но духовное ведомство, не располагая определенными средствами, не могло взять на себя обязательства устроить на этих новых местах новые школьные здание и содержать их. Поэтому в школьных сетях все проектированные вновь школы имеют быть земскими. Таким образом число ц.-приходских школ теперь уже не будет из года в год возрастать, как это было лет 10 — 15 тому назад и все внимание местного церковно-школьного управление должно быть сосредоточено на упрочении и улучшении положение наличного количества ц.-приходских школ.

Внесение церковно-приходских школ в школьные сети, по-видимому, упрочило и улучшило их положение. Отчасти это можно сказать. Внесение ц.-приходской школы в школьную сеть до известной степени гарантирует ее от разных случайностей; учащие этих школ имеют теперь действительно лучшее материальное обеспечение по сравнению с прежним, но для действительного упрочение и улучшение церковно-школьного дела этого не достаточно. Остается еще не решенным принципиальный вопрос о положении церковных школ в ряду других народных школ: прошлая Государственная Дума имела намерение лишить церковные школы самостоятельной организации, подчинив их на общих основаниях ведению Министерства Народн. Просвещение, но Государственный Совет не захотел согласиться с этим и законопроект о народном образовании должен вновь рассматриваться новою Государственною Думою. Этот конфликт между Думою и Советом, как известно, лишил было церковные школы необходимых кредитов, которые были отпущены уже после роспуска бывшей Государственной Думы Комитетом Министров. Вследствие отсутствие закона, гарантирующего правовое положение церковных школ, назначение кредитов на церковные школы, и вошедшие в школьные сети, зависит от усмотрение большинства в Государственной Думе, а это большинство в прежней Думе, как известно, не было на стороне церковных школ и всячески теснило их в ассигновании средств. Как отнесется к вопросу о церковных школах настоящая Государственная Дума, сказать трудно, но первые шаги ее деятельности дают повод к опасениям. Эта неопределенность положение церковных школ в последние годы не может конечно не смущать тех, кто так или иначе служит этому делу.

Внесение церковных школ в школьные сети, не упрочивая и не улучшая их положение существенным образом, в то же время налагает на них такие обязательства, каких они ранее не знали.
Вошедшие в школьную сеть ц.-приходские школы должны быть приспособлены к потребностям всеобщего обучение в своих районах в тот же срок, в который земства закончат это дело в районах своих существующих и проектированных вновь школ, а этот срок, хотя и различный в разных уездах, но в общем не продолжительный: в 4 уездах заполнение школьных сетей заканчивается в 1934 году, в 2-х — в 1916 г., в 1 уезде — в 1917 г., в 1 уезде — в 1918 г., в 4 уездах — в 1920 г. и самый поздний срок в 1922 году. Конечно, если бы большинство зданий ц.-приходских школ могло вместить всех детей школьного возраста своих районов, то приспособление остальных в указанные сроки возможно было бы и на те средства, которыми располагает духовное ведомство и в настоящее время. Но к сожалению, дело обстоит совершенно иначе: большинство школьных зданий для приведение их в соответствие с потребностями всеобщего обучение должно быть отремонтировано, перестроено вновь, расширено. Для этого потребуются громадные средства. Получит ли эти средства духовное ведомство, в настоящее время сказать трудно, а потому оно и не может определенно наметить время исполнение этого обязательства. Земские учреждение в этом отношении находятся в условиях несравненно более благоприятных. Для постройки новых школьных зданий и ремонта существующих они располагают обильными средствами из разных источников. По смете на 1912 г. Владимирскими уездными земствами предположено было израсходовать на школьное строительство до 518000 рублей. Эта сумма складывается из следующих источников: 123000 руб. пособие от губернского земства, 117000 руб. пособие и 38000 руб. ссуды от Министерства Народн. Просвещение и остальное из средств уездных земств. Церковные же школы не могут и мечтать о таком масштабе годичного расхода; они были бы довольны, если бы на школьное строительство поступала хотя бы десятая доля земского расхода в 1912 г.

Внесение ц.-приходских школ в школьные сети внесло некоторое затруднение и в содержание школьных зданий. Доселе здание церковных школ содержались средствами из разных источников — от церквей, от сельских обществ, от родителей учащихся, от попечителей и проч. Средства эти в общем довольно скромны и содержание школ производится не без затруднений. С получением казенных средств на содержание учащих земства освобождают местное население от всяких расходов на школы и принимают на себя содержание школьных зданий (отопление, прислугу и пр.). Это вполне естественно, ибо с назначением казенной субсидии у земств освобождаются довольно значительные средства, которые ранее расходовались на содержание учащих (minimum 300 р. на однокомплектную школу). Но с назначением дополнительного казенного кредита церковным школам, вошедшим в школьные сети, не освобождается почти никаких сумм. Между тем, имея в виду земские школы, волостные и сельские общества и родители учащихся начинают отказывать в средствах содержание и ц.-приходским школам и тем нередко ставят их в критическое положение. Чтобы хотя немного избавиться от подобных затруднений, Епархиальный Училищный Совет прошлой осенью надумал обратиться за помощью для содержания школьных зданий к уездным земствам, имея в виду следующие соображение. Земства получают значительную долю своих средств через обложение сельских обществ. Сельские общества (пользующиеся ц.-приходскими школами, несут налоги, одинаковые с теми обществами, которые пользуются земскими школами, и потому имеют по крайней мере моральное право на пособие от земства и на свои церковные школы. В тоже время и земства благодаря церковным школам освобождаются от некоторых расходов по народному образованию. Напр. Юрьевское земство, ассигнующее по 165 р. в год на содержание школы, благодаря 60 церк.-приходским школам в уезде, ежегодно сберегает до 10000 р. Некоторые земства как бы сознают это и субсидируют церковные школы. На первом месте стоит в этом отношении Александровское уездное земство. Но большинство земских собраний отклонило просьбу Училищного Совета или ограничилось ничтожной субсидией. Вообще помощь земств церковным школам на 1913 год представляется в следующем виде: Александровское земство ассигновало 5480 руб., Владимирское — 1000 руб., Вязниковское — 1180 руб., Гороховецкое — 300 руб., Меленковское — 500 руб. (на приобретение в церковные школы наглядных пособий), Покровское — 300 руб., Шуйское — 1500 руб. и Юрьевское — 300 руб., всего ассигновано 10560 руб.

Таково положение церковных школ во Владимирской епархии в настоящее время. Положение, как можно видеть, довольно затруднительное. Но и при этом неопределенном и затруднительном положении церковные школы по прежнему продолжают свою просветительную деятельность и приходится только пожалеть, что эта их просветительная деятельность не везде находит беспристрастную оценку.

Двуклассных школ во Владимирской епархии, как сказано выше, 9. Наиболее многолюдною из них является Ковровская школа, где во втором классе обучались 115 мальчиков, далее следуют — Троицкая в г. Муроме (43 дев.), Меленковская (38 мальч.), Беречинская (33 мальч.) и Ореховская — 27. В остальных школах особенно в Спасской в г. Суздале и Николо-Пенской число учащихся во II классе довольно незначительно. Школа Ярополчская и Иваново-Вознесенская учреждены еще в 1888 г.; теперь обстоятельства изменились и учащиеся стремятся получить повышенное образование в городских училищах, а не в двуклассных школах. Школы Спасская и Николо-Пенская учреждены для сельского население, но это население пока еще не находит возможным держать своих детей в школе 5 — 6 лет. При таких условиях, когда окончательно определится положение церковных школ, последние четыре школы будет целесообразнее преобразовать в одноклассные с 4-годичным курсом.

Одноклассных ц.-приходских школ во Владимирской епархии в 1911 — 12 учебном году было 515, в том числе 19 школ мужских, 40 женских и 456 смешанных. К 1 января 1912 г. во всех этих школах состояло учащихся: 15746 мальчиков и 10142 девочек.

Обычный курс обучение в одноклассных ц.-приходских школах трехлетний, но к началу 1911 — 12 учебного года в 58 школах был введен уже и четырехлетний курс обучение; из этих 58 школ 55 двухкомплектные и только 3 однокомплектные. Введение четырехлетнего курса в однокомплектных школах возможно только при прекращении приема в школу в некоторые годы, ибо одному учителю не мыслимо заниматься с 4 группами, но население довольно не благосклонно относится к этому хотя и временному прекращению приема и местное ц.-школьное управление пока не настаивает на введении четырехгодичного курса в однокомплектных школах. Земские учреждение в этом отношении поступают решительнее и в некоторых уездах нашей губернии 4-годичный курс сделан обязательным для всех школ. В школах двухкомплектных 4-годичный курс вводится без затруднений, но здесь наблюдается такое явление: число желающих обучаться четвертый год в большей части школ очень незначительно, в некоторых ничтожно и, наконец, оказались такие школы, где совсем не нашлось желающих учиться на четвертом году. Это уже общий и коренной недуг нашей народной школы. Наш народ по причинам главным образом экономическим берет часто своих детей из школы даже ранее окончание ими трехлетнего куpсa, поэтому естественно, что обучаться 4 года может еще меньшее количество. И не скоро, вероятно, еще масса признает необходимым для своих детей и это хотя немного повышенное образование, которое, как показывает опыт, очень благотворно отражается на детях. Хотя обучение с четырехгодичным курсом в ц.-приходских школах не вполне еще организовано, не установлено определенной программы, нет приспособленных к четырехгодичному курсу учебников, но и при этих условиях ученики, прошедшие четырехгодичный кypc, заметно возвышаются над учившимися только три года и большим количеством знаний, большей твердостью и сознательностью усвоение изученного, и большей развитостью. Поэтому можно с уверенностью сказать, что если бы все учащиеся наших народных школ обязательно проходили четырехгодичный курс, то просвещение в нашем народе заметно повысилось бы и народная школа на своих питомцах оставляла бы более прочный отпечаток.

Что касается успешности обучение в одноклассных церковно-приходских школах, то в этом отношении в отчете наблюдателя школы, на основании наблюдений над состоянием учебного дела в течение года и на основании выпускных испытаний, разделены на три группы: а) школы лучшие, б) удовлетворительные или средние и в) посредственные.
К первой группе отнесено 198 школ, ко второй 293 и к третьей 23 школы.
В школах первой группы обучение ведется вполне правильно, познание учащихся в общем прочны и сознательны; программа одноклассных школ выполнена во всей полноте и даже с некоторыми добавлениями.
В школах второй группы и способы ведение учебного дела и познание учеников и учениц в общем можно признать удовлетворительными.
В школах третьей группы в течение года замечаемы были разные дефекты в постановке обучение, которые и отражались на познаниях учащихся. Это различие в постановке учебного дела в школах, конечно, главным образом зависит от учащих — от их педагогических способностей, от степени их опытности и, наконец, от степени их усердие и добросовестности в исполнении своих обязанностей. Но есть т. с. и некоторые внешние условие, которые до известной степени затрудняют обучение и устранение коих, наверное, повысило бы успешность занятий.
К числу этих неблагоприятных условий следует отнести недостаток в ц.-приходских школах наглядных пособий, руководств и пособий для учащих, а также недостаточную приспособленность и некоторых учебников. Учебными руководствами и пособиями ц.-приходские школы за счет особого казенного кредита снабжаются Издательской Комиссией Училищного при Св. Синоде Совета, но этот кредит едва только покрывает расходы по снабжению школ учебниками, на приобретение же наглядных пособий и руководств для учащих не остается ничего. А между тем эти пособие и руководства оказали бы весьма важную помощь для учащих, особенно малоопытных. С другой стороны, следовало бы переработать и некоторые учебники, как напр. по Закону Божию, русскому языку.
Степень успешности обучение в школах иногда определяют количеством выдержавших выпускные испытание, хотя эта мерка едва-ли приложима к нашим народным школам, в коих значительная доля учащихся оставляет школу ранее окончание курса, иногда пред самыми выпускными испытаниями, не по малоуспешности или неподготовленности к испытанием, а по желанию родителей.
Из общего числа обучавшихся в 1911 — 12 учебном году в двуклассных и одноклассных школах Владимирской епархии сдали выпускные испытание 2913 мальчиков и девочек или 10%. По сравнению с предшествующим годом число окончивших курс в одноклассных школах несколько понизилось. Объясняется это введением четырехгодичного курса обучения:
а) в некоторых школах, где был только что введен 4 годичный курс, не было выпускных испытаний,
б) в других школах, где он был введен ранее, на 4-й группе оказалось очень мало учащихся, так напр. в Алексеищевской школе на 4-й группе было только 5 учеников, а на третьей их было 20, в Сновицкой — 1, а на третьей группе было 12, в Н.-Песьянской на 4-й год никто не остался. Подобное же явление, как сообщают в газетах, наблюдается и в Московской губернии: и там число окончивших курс в земских школах не превышает 10%.
Обучение в церковно-приходских школах ведется применительно к программам, изданным Св. Синодом в 1902 году. В настоящее время эти программы перерабатываются и для преподавание Закона Божие издана уже новая программа, которая и введена в действие со второй половины 1911 — 12 учебного года.
Состав учащих в ц.-приходских школах Владимирской епархии к концу 1911 — 12 учебного года был следующий: 6 священников, 22 диаконов и псаломщиков, 85 окончивших курс в духовной семинарии, 245 окончивших курс в Епархиальном женском училище, 41 окончивших курс в женских гимназиях, 30 — в церковно-учительских школах, 2 — в женских институтах, 4 — в учительской семинарии, 224 имеющих свидетельство на звание учителя ц.-приходской школы, 3 со свидетельством на звание учителя школы грамоты и 1 не имеющий звание учителя. Из 224 учащих, имеющих свидетельство на звание учителя, 79 окончили курс во второклассных школах, 29 вышли до окончание курса из духовной семинарии и других средних учебных заведений, 34 окончили курс женской прогимназии и 82 окончили курс в начальных двуклассных и одноклассных училищах. В этом перечне учащих обращает на себя внимание значительное количество лиц, не получивших законченного среднего или специально — педагогического образование. Но это обстоятельство объясняется чисто финансовыми соображениями. Не обладая достаточными средствами выдавать вознаграждение всем учащим в ц.-приходских школах хотя бы в размере 300 р. в год, местное церковно-школьное управление вынуждено было допускать к учительству в своих школах лиц и без среднего или специально педагогического образование, назначая им вознаграждение в 180 — 240 р. в год. По той же причине к учительству допускались священники, диаконы и псаломщики. Но к началу настоящего учебного года положение дела изменилось: все церковно-приходские школы, вошедшие в школьную сеть, получили дополнительный казенный кредит, и учащие получают 360 р. жалованья. Таким образом, у местного церковно-школьного управление уже нет оснований руководиться в выборе учащих экономическими соображениями и состав учащих теперь будет пополняться лицами с средним или специально педагогическим образованием. Но справедливость требует сказать, что диплом среднего и даже специально педагогического учебного заведение не всегда является ручательством за успешность педагогической деятельности лица, имеющего этот диплом, и нередко лица с незаконченным образованием успешнее работают в школах. Недостаток образование пополняется любовью и усердием к делу. Назначение дополнительного кредита улучшило положение учащих в церковных школах и уравняло их с учащими в земских школах, но только в первые годы службы последних. Учащие земских школ сверх основного ныне казенного жалованья получают из средств губернского земства периодические прибавки по 60 р. за пятилетие, так что прослужившие 20 лет получают вознаграждение уже 600 р. (360 p.-240 р.); учащие же в церковных школах такого добавочного вознаграждение не получают.
При школах ц.-приходских имеются и библиотеки для внеклассного чтение учащимися. Книги для этих библиотек высылаются также Издательской Комиссией Училищного Совета при Св, Синоде за счет казенного кредита. По недостатку этого кредита книг высылается сравнительно немного и подбор их не всегда бывает удачен. Книгами из этих библиотек по местам пользуются не только учащиеся, но и бывшие ученики школы — подростки и взрослые.
При некоторых школах по воскресным и праздничным дням устраиваются и чтение для взрослых. Чтение эти большею частью не имеют систематического характера, читаются книжки и статьи религиозно-нравственного, литературного и исторического содержание из того запаса, какой может быть у заведующих и учащих школами.
Кроме общего образование церковные школы стремятся дать и некоторые практические знание и умение. Но к сожалению, это дело в церковно-приходских школах, да и вообще в наших народных школах развито довольно слабо. В женских ц.-приходских школах и частью смешанных девочки обучаются рукоделью — вязанью, вышиванию, шитью. В большей части школ занятие рукодельем имеют элементарный характер. Шире поставлено это дело в школах при женских монастырях. На первом месте стоит в этом отношении школа при Успенском женском монастыре в г. Владимире. Здесь собственно имеется рукодельный класс, в который поступают ученицы, прошедшие курс начальной школы. Ежегодно в этом классе обучается до 40 учениц, курс обучение трехлетний. В течение этого курса ученицы под руководством опытных учительниц — монахинь основательно научаются вязанью, вышиванью, шитью и кройке белья и верхнего платья, так что по выходе из школы могут зарабатывать этим ремеслом кусок хлеба. Из сельских школ рукоделье лучше других поставлено в Симской школе, благодаря вниманию к этому делу попечительницы школы кн. С.А. Голицыной, которая на свои средства содержит учительниц рукоделья, доставляет материал и пр.

Для мальчиков устроены учебно-столярные мастерские при школе общества хоругвеносцев в г. Александрове, при Стоговской школе Александровского уезда и Беречинской Покровского. В эти мастерские поступают ученики, уже окончившие курс начальной школы, и обучаются мастерству в продолжение трех лет. Мастерские в г. Александрове и при Стоговской школе содержатся при пособии от Александровского уездного земства, а мастерская при Беречинской школе учреждена и содержится на средства попечительницы школы фрейлины Государынь Императриц Т.П. Мятлевой. В Александровской мастерской — 40 учеников, в Стоговской — 12 и Беречинской — 18. Успехи обучение особенно в первой и последней мастерских весьма хорошие; мастерские имеют заказы и заработком покрывают значительную долю своих расходов. Но с начала настоящего учебного года учебная мастерская при Беречинской школе перешла в ведение Министерства Торговли и Промышленности, получила свой особый устав и заведующим мастерской назначен окончивший курс в Московском Строгановском училище.

Кроме школ обычного типа в ведении Владимирского Епархиального Училищного Совета находится Дедюхинская школа для глухонемых детей в г. Вязниках. Школа эта учреждена в 1892 г. покойным уже ныне протоиереем о К. Веселовским в виде небольшой школы грамоты. Затем на средства тоже покойного уже В.Н. Дедюхина для этой школы выстроено особое двухэтажное обширное здание. Число учащихся после этого увеличилось и обучение значительно расширилось. По смерти В. Н. Дедюхина супругой его Глафирой Иосифовной, скончавшейся в прошлом году, внесен был капитал 100000 руб. на содержание этой школы. В настоящее время Дедюхинская школа для глухонемых содержится на средства, поступающие из трех источников: а) %% с капитала 100000 р. — 3325 р., б) пособие от Св. Синода — 1500 р. и в) плата за содержание в общежитии учащихся (100 руб. полный пансион и 60 руб. — полупансионер). В 1911 — 12 учебном году в школе обучались 36 мальчиков и 11 девочек. Учительский персонал состоял: из заведующего школою и законоучителя священника, 5 учительниц и 1 учителя глухонемого.

Для ознакомление с делом обучение глухонемых детей кандидаты и кандидатки на учительские места в школе командируются в Москву в Арнольдовское училище; туда же учительницы направляются по очереди и для пополнение знаний. Курс обучение шестилетний. Дети обучаются Закону Божию, русскому языку и арифметике применительно к программе одноклассных церковно-приходских школ с некоторыми сокращениями. Большинство учеников и учениц обучаются членораздельной речи; совершенно неспособные к этому обучаются мимическим способом. Обучение Закону Божию начинается со второго года и в течение курса изучаются молитвы, Символ веры, заповеди и важнейшие событие из свящ. истории Нового Завета.
Обучение членораздельной речи начинается с первого года и продолжается непрерывно в течение всего курса, постепенно осложняясь и расширяясь: начинают ученики усвоением отдельных звуков, слогов и коротких слов и оканчивают связною речью, понимают обращенные к ним вопросы и дают ответы. Параллельно учатся чтению и письму, знакомятся с основными элементами русской грамматики и орфографии. В связи с чтением ученикам сообщаются элементарные сведение из родиноведение. По арифметике в течение курса изучаются действие над числами любой величины простыми и составными именованными.

Получая элементарное общее образование в школе, мальчики в тоже время научаются ремеслам — столярному, сапожному и переплетному, а девочки — рукоделью. Успехи в ремеслах особенно сапожном и переплетном и рукоделье вполне удовлетворительны.
Все дети живут в школьном общежитии; для девочек имеется отдельное помещение, при них особая надзирательница.
За обучение платы не взимается, а за содержание в общежитии, как сказано выше, взимается 100 р. за полное и 60 — половинное (без одежды). Наиболее бедные ученики и ученицы содержатся на средства наследницы Гл. И. Дедюхиной и М.А. Гарелиной.
Нельзя при сем не вспомянуть с благодарностью покойных Василие Никандровича и Глафиру Иосифовну Дедюхиных, которые своими средствами создали и упрочили это учреждение, дающее возможность хотя и небольшому количеству несчастных глухонемых детей получить элементарное теоретическое и практическое обучение и тем подготовить себя к самостоятельной жизни.

В ведении Владимирского Епархиального Училищного Совета находятся еще три женских воскресных школы — в г.г. Владимире, Шуе и Муроме. Владимирскую воскресную школу в течение учебного года посещали 107 учениц, из них 50 взрослых и 57 детей, 81 — грамотных, 2 — полуграмотных и 24 — неграмотных. В Шуйской воскресной школе в 1911 — 12 учебном году было 231 учениц, из них 120 детей и 111 взрослых, 64 грамотных, 87 полуграмотных и 87 неграмотных. В Муромской школе было только 13 учениц в возрасте от 16 до 25 лет, из них 10 неграмотных и 3 малограмотных. Из этого перечня видно, что в воскресные школы стремятся с одной стороны те, которые не имели или не имеют возможности нормально обучаться в начальной школе, а с другой стороны желающие пополнить свое начальное образование. Соответственно этому организуются и учебные занятие в воскресных школах. Одних обучают чтению, письму, элементарному счислению и главнейшим истинам православной веры, с другими — повторяется прежде им известное и сообщается новое. По Закону Божию читаются с объяснением Евангелие и Псалтирь, по русскому языку пишут сочинение, знакомятся с выдающимися произведениями русских классических писателей, по арифметике знакомятся с действиями и над дробными числами. В Шуйской школе желающие ученицы обучаются и пению церковному и светскому. При Владимирской школе ведется обучение и рукоделью: учатся вязанью, шитью и кройке.
Эти воскресные школы существуют исключительно благодаря доброй воле и доброму сердцу учителей и учительниц, которые находят ь возможным ради этого жертвовать своим праздничным отдыхом, не получая за эту жертву ничего, кроме сердечной признательности от своих учениц. Посему остается только порадоваться, что не оскудела еще русская земля добрыми людьми.
Наконец, в ряду церковных школ Владимирской епархии есть еще школы т. н. второклассные. Возникли эти школы у нас в епархии да и вообще в России главным образом в 1895 — 1902 годах, когда церковно-школьное дело развивалось особенно энергично, и учреждение этих школ вызвано было следующими соображениями. Еще в девяностых годах прошлого столетие думали о скорейшем распространении среди население начального образование, но хотели достигнуть этого не так, как это достигается теперь, а более дешевым и скромным способом или средством. Таким дешевым сравнительно средством для скорейшего распространение всеобщей грамотности являлись т. н. школы грамоты, которые издавна существо-вали на Руси. Нужно было только дать этим школам более правильную организацию, улучшить учебно-воспитательное дело в них и помочь распространению их материальными средствами. В 1891 г. были Высочайше утверждены правила о школах грамоты, по которым они все переданы были в духовное ведомство, а все заботы о их внешнем и внутреннем благоустройстве возложены на приходских священников. Для улучшение же учебно-воспитательного дела в школах грамоты необходимо было создать контингент учащих, более подготовленных к этому делу по сравнению с простыми „грамотеями“, учившими большею частью в школах грамоты. Для этой цели и придуманы были второклассные школы. В эти школы должны были поступать лучшие ученики и ученицы по окончании курса начальной школы. Обучаясь в течение трех лет во второклассной школе, они получали повышенное общее образование и теоретическую и практическую подготовку к делу обучение в школах грамоты. Для практического ознакомление с приемами обучение при каждой второклассной школе есть начальная т. н. образцовая школа. Для привлечение учащихся и из бедной крестьянской среды при каждой школе есть общежитие, в коем содержание обходится в 25 — 30 р. в год. Предполагалось, что эти крестьянские юноши по окончании курса в второклассной школе, не отрываясь от ь своей крестьянской среды, будут в своих родных или других деревнях учительствовать в школах грамоты и эти школы в скором времени как бы сетью покроют все уголки нашего отечества и всеобщая грамотность будет достигнута без грандиозных затрат. План весьма широкий и соблазнительный, но этот план не получил своего осуществление. Второклассных школ в указанные выше годы открыто было очень много до 400; они могли ежегодно выпускать minimum 4000 кандидатов и кандидаток на учительство в школах грамоты и опыт показал, что эти кандидаты и кандидатки действительно могли внести значительные и существенные улучшение в учебное дело школ грамоты. Но для того, чтобы план осуществился, чтобы действительно чрез школы грамоты все шире и шире распространялось начальное обучение, необходимы были средства и средства все возрастающие по мере возрастание школ грамоты. Сам народ не мог дать этих средств в нужных размерах по своей бедности; общественные учреждение (земства) не нашли нужным принять широкое участие в осуществлении этого плана, так как школы грамоты были предоставлены исключительно духовному ведомству. Не пришло на помощь этому делу в той мере, в какой оно могло бы и в какой бы следовало, и государство. Казенный кредит был отпущен в размере 125 р. на школу грамоты по числу существовавших к тому времени (1902 г.) школ грамоты, но ничего не было дано на расширение этого дела. Таким образом и тогда уже создалось не вполне нормальное положение: школы второклассные были открыты, они ежегодно давали значительное число кандидатов на учительство в школах грамоты, а число школ грамоты не увеличивалось и эти кандидаты вынуждены были искать себе других профессий. Далее число школ грамоты стало даже уменьшаться, так как население стало предъявлять к начальному образованию большие требование по сравнению с тем, что могла дать школа грамоты, а в последние годы, когда приняли энергичные меры к скорейшему осуществлению всеобщего обучение, школы грамоты совсем исключены из разряда начальных школ, призванных осуществить всеобщее обучение, и потому усиленным темпом стали прекращать свое существование и чрез 2 — 3 года во Владимирской епархии не останется ни одной такой школы. Таким образом второклассные школы в том виде, в каком они учреждались в 1895 — 1902 гг., с своими специальными задачами в настоящее время оказываются не нужными. Жизнь требует их немедленного и коренного преобразование. Эта необходимость преобразование второклассных школ сознана и центральным церковно-школьным управлением, делались и попытки такого преобразование, но к сожалению, они не могли по разным причинам осуществиться вполне. Часть второклассных школ преобразована в школы церковно-учительские; распространить это преобразование на большее число второклассных школ препятствует недостаток средств. Некоторые школы предположено обратить в учреждение, подготовляющие низших членов клира. Такая школа была бы весьма полезна и для нашей епархии, но и здесь трудно — одолимым препятствием оказывается тот же недостаток средств. Наконец, большинство второклассных школ без особенных затруднений могло бы быть преобразовано в общеобразовательные школы повышенного типа, аналогичные городским училищам или современным высшим училищам. Но попытка такого плана преобразование второклассных школ встретила в междуведомственном совещании решительное сопротивление со стороны Министерства Народного Просвещение, которое не хочет допустить, чтобы в ведении Св. Синода были и высшие начальные училища, существование коих не предусмотрено положением о церковных школах 1902 года.

Так и остаются второклассные школы в своем прежнем виде, не смотря на изменившиеся условие жизни. Конечно, когда окончательно определится общее положение церковных школ, разрешится и этот вопрос. Второклассных школ во Владимирской епархии — 6: Андреевская в Александровском уезде, Архангельская — в Гороховецком, Горицкая — в Шуйском, Давыдовская — в Переславском, Щербовская — в Ковровском и Ярополческая в г. Вязниках; из них первые пять школ мужских и последняя женская. Учащихся во всех этих школах в 1911 — 12 учебном году было 309, окончило курс — 70.

Курс обучение во второклассных школах трехлетний. Программа довольно широкая. В них преподаются: Закон Божий (свящ. история, краткая церковная история, объяснение богослужение и катихизис), церковное пение (с довольно широким курсом теории пение), ц,- славянский язык (толковое чтение и грамматика), русский язык (этимология и синтаксис и практическое ознакомление с основными формами словесных произведений), арифметика (полный курс), русская история, география (общие сведение и география России), природоведение, гигиена, геометрическое черчение и дидактика с практическим ознакомлением (в школе) с приемами начального обучение. Усвояется этот обширный курс не без труда. Для облегчение прохождение этого курса в прошлом году исходатайствовано разрешение открывать при второклассных школах приготовительные отделение.

Педагогический персонал во второклассным школах состоит из заведующего и законоучителя школы и трех учащих. Учащие с средним образованием пользуются правами государственной службы и правом на пенсию.
Окончившие курс во второклассных школах, не имея возможности учительствовать в школах грамоты, стараются различным образом устроить свою жизнь. Одни из них, сравнительно немногие, поступают для продолжение образование в церковно-учительские школы (в с. Хренове Костромской губернии и в Нижнем-Новгороде) и учительскую семинарию (в Киржач); другие держат экзамен на звание учителя церковно-приходской школы, чтобы получить право на место учителя в церковно-приходской школе, и многие, как показано выше, действительно работают в ц.-приходских школах, большая же часть расходится по разным практическим профессиям, утилизируя свое общее образование.

В последней главе отчета Епархиального наблюдателя идет речь о надзоре за церковными школами в епархии.
Органами местного управление церковными школами в епархии служат Епархиальный Училищный Советь и его уездные отделение. До последнего времени это управление было построено на принципе строгой централизации: все распоряжение и постановление уездных отделений поступали на предварительное рассмотрение Епарх. Училищного Совета и только с его заключением представлялись на утверждение Епархиального Преосвященного. В прошлом учебном году эта централизация в значительной степени указом Св. Синода ослаблена: часть дел предоставлена окончательному решению Отделений, относительно других дел Отделение свои постановление представляют на утверждение Преосвященного помимо Совета и наконец, оставлена третья группа дел, которые Отделение должны представлять в Епарх. Училищный Совет. — Насколько удобнее этот новый способ управление церковными школами, сказать в настоящее время еще трудно.
Надзор за церковными школами в епархии поручен Епархиальному наблюдателю и в каждом уезде — уездному наблюдателю. Епархиальный наблюдатель принимает участие во всех заседаниях Епархиального Училищного Совета, ежегодно производит ревизии во всех уездных отделениях, ежегодно посещает все второклассные школы, а также по мере возможности и надобности посещает в течение учебного года и на экзаменах двуклассные и одноклассные школы; о всех своих посещениях он докладывает Епарх. Учил. Совету. Уездные наблюдатели участвуют в заседаниях Отделений, обязательно посещают все церк. школы своего уезда, некоторые по 2 — 3 раза, участвуют в большей части комиссий на выпускных испытаниях в школах. О своих посещениях уездные наблюдатели докладывают Отделению и сообщают Епархиальному наблюдателю. — Посещаются церковные школы о.о. благочинными, а иногда членами Совета и Отделений. Вообще надзор за школами достаточный, и труд лиц надзора не легкий. Но вознаграждение за этот труд особенно по сравнению с новыми штатами в Министерстве Народного Просвещение более чем скромный. Епархиальный наблюдатель получает 1500 р. жалованья и 500 р. на канцелярию и разъезды, а директор народных училищ с разъездными и канцелярскими получает 6000 руб., тогда как его труд едва-ли втрое больше труда Епархиального наблюдателя. Еще большая разница между вознаграждением инспекторов народных училищ и уездных наблюдателей. Инспектор по новым штатам получает с канцелярскими и разъездными 3600 руб., а самое большее вознаграждение уездного наблюдателя в нашей епархии (Владимирского) — 720 р., двое получают по 600 руб., четверо по 480 р. и шесть по 360 руб. Какую оценку ни давать труду уездного наблюдателя, ни в каком случае этот труд не может быть меньше труда инспектора народных училищ в 10 раз. Скажут, что все уездные наблюдатели в тоже время состоят приходскими священниками и наблюдательства это их побочный труд, но при таком вознаграждении иначе и быть не может. В некоторых епархиях есть и бесприходные наблюдатели, но и они получают только по 1200 р. в год, хотя под их надзором находится не менее 100 школ. В 1912 г. в ведении Министерства Народного Просвещение во Владимирской губернии было не более 1250 школ, а надзор за ними стоил более 50000 руб.; церковных же школ было 530, надзор за ними стоил только 8000 руб. — Разница внушительная! Если церковным школам суждено сохранить самостоятельную организацию и в будущем, то едва-ли кто будет отрицать необходимость коренных улучшений и в этом отношении. Судя по газетным сообщением, центральное церковно-школьное управление готовит новый законопроект относительно улучшение положение наблюдателей, но судьба его будет зависеть от усмотрение Государственной Думы и решится конечно вместе с общим вопросом о дальнейшем положении церковных школ. Остается только пожелать, чтобы это дальнейшее положение возможно скорее определилось.

«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 10 (9 марта 1913 года)

См. Церковные школы Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году.
Владимиро-Суздальская епархия.
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Образование в губернском городе Владимире
Братство святого благоверного великого князя Александра Невского
Женская воскресная школа в губернском г. Владимире
Воскресная школа при Владимиpской духовной семинаpии
Улучшение быта духовно-учебных заведений Владимирской епархии местными средствами и празднество по сему случаю 5-го февраля 1867 года.
В октябре 1914 г. был открыт Проповеднический кружок духовенства Владимирской епархии.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (25.11.2016)
Просмотров: 12 | Теги: учебные заведения, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика