Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
05:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.

Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.

13 июня 1884 г. Царь-Миротворец (Александр III) утвердил «Правила о церковно-приходскихъ школахъ». Он написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойнымъ своего высокаго призвания въ этомъ важномъ деле». Эти «Правила» возрождали исторически древнейшую русскую народную школу, народную школу под сенью Православной церкви, под руководством ее пастырей, а высоко знаменательные слова Монарха призывали пастырей церкви приложить всю свою энергию к упрочнению и развитию этой школы среди изменившихся условий русской жизни нового времени.

Церковная школа, есть исторически древнейшая русская народная школа, поддерживавшая грамотность в русском народе со времени введения на Руси христианства, а «Правила» 1884 г. давали ей только новую юридическую санкцию, создавали для нее более определенное и более прочное положение среди изменившихся и не вполне для нее благоприятных условий русской жизни в последней четверти XIX столетия. Что эта санкция дана благовременно, что она действительно создавала для церковной школы более прочное положение, яснее всего говорят об этом цифры: в 1884 г. церковных школ насчитывалось 5517, а через 5 лет в 1889 г. их было уже 17715, т.е. среди изменившихся условий в течение 5 лет церковные школы возросли более, чем втрое.
Этот успех церковно-приходской школы в первое же пятилетие побудила озаботиться благоустройством и другого рассадника грамотности в нашем народе, имевшего за собой несомненные исторические заслуги в прошлом и не утратившего своего значения и в настоящее время, т.е. школ грамоты. В «Правилахъ» 1884 г. было только кратко отмечено, что эти школы подлежат ведению и наблюдению духовного начальства. Теперь же явилась необходимость подробнее разработать эту отметку, выяснить условия открытия и существования этих школ, отношение к ним приходского духовенства и проч. Все это и было дано в Высочайше утвержденных 4 мая 1891 г. «Правилахъ о школахъ грамоты». Так сама жизнь заставляла постепенно разрабатывать и развивать основы, положенные «Правилами» 1884 г.
А церковные школы между тем продолжали расти с таким же успехом: через новое пятилетие их было уже 29746, обучалось в них 917442 детей обоего пола. одни эти внушительные цифры ясно говорят, насколько осложнилось за 10 лет церковно-школьное дело и насколько необходимо было уже дать правильную организацию управлению и руководству им. Эта организация и дана была Высочайше утвержденным 26 февраля 1896 г. «Положениемъ объ управлении церковными школами», санкционировавшим существование Синодального и Епархиальных училищных советов, наблюдателей и проч. Эти учреждения по управлению и наблюдению за школами отчасти уже были намечены в «Правилахъ» 1884 г. и последующих распоряжениях Св. Синода, отчасти вызваны уже были самой жизнью, и Положение 1896 г. только детально разработало их функции и утвердило в законном порядке.
Тоже осложнение и расширение церковно-школьного дела постепенно вызвало к жизни новые высшие типы церковной школы, не намеченные в «Правилахъ» 1884 г. Правилами 1891 г. на приходское духовенство возложены заботы о благоустроении школ грамоты. Заботы эти прежде всего следовало направить на улучшение учебного дела в школах, а для этого нужны были лучшие учителя по сравнению с теми, какие часто бывали здесь. И вот создаются школы второклассные, питомцы коих, вышедшие из народа, вместе с довольно солидным общим образованием получают и специальную подготовку к учительству в школах грамоты. С 1896 г. эти второклассные школы усиленно растут и ныне число их более 400. В тоже время вследствие увеличения школ церковно-приходских, возникновения школ второклассных начинала сильнее и сильнее чувствоваться нужда в учителях специально подготовленных к своему делу, избравших это дело своею жизненной целью. Таким образом создавалась потребность в специально учительских школах, и потому в последние годы возник еще новый высший тип церковной школы – школа церковно-учительская.
Так постепенно разрасталось семя, посеянное в 1884 г.: из тоненькой былинки разрослось величественное ветвистое дерево! Теперь жизнь ушла далеко вперед по сравнению с тем, что было намечено и предусмотрено Правилами 1884 г., явилась необходимость пересмотреть эти «Правила», привести в систему, оформить и узаконить то, что выработано было жизнью. Посему в 1902 году 2 апреля получает Высочайшее утверждение новое «Положение о церковныхъ школахъ ведомства Православнаго Исповедания», где установлены разряды церковных школ, намечены предметы обучения в них, определены права учащих и учащихся в них и пр.
Как одно из естественных последствий этого «Положения», в 1903 г. является новое издание самых программ обучения в церковных школах. Эта переработка программ была также настоятельно необходима. По отношению к школам начальным жизнь стала предъявлять гораздо большие требования, чем указано было «Правилами» 1884 г., и нужно было удовлетворить это вполне законное требование: школы второклассные и церковно-учительские не имели еще прочно установленных программ, теперь же на основании их опыта явилась возможность более или менее точно определить круг и объем предметов преподавания в них. С таким обновлением их внутренней жизни церковные школы вступили в настоящий 1903-1904 учебный год.
Параллельно этому внутреннему развитию и совершенствованию церковной школы, продолжался ее рост количественный. Через новое пятилетие в 1899 году было уже 41402 школы и 1554229 учащихся в них, а к 1 января 1902 года положение церковно-школьного дела представляется в следующем виде: 15 школ церковно-учительских, 373 школы второклассных, 411 двухклассных, 21323 одноклассных, 21364 школы грамоты и 116 образцовых при духовных семинариях и женских училищах; учащихся в школах всех типов было 1271598 мальчиков и 493314 девочек.
Церковная школа по своей идее и по своему строю является вполне отвечающей потребностям русской народной жизни и условиям данного времени, а в тоже время и руководители этой школы – архипастыри и пастыри нашей церкви – действительно оправдали надежды, возлагавшиеся на них Царем-Миротворцем. На этом сочувствии народа церковной школе и на энергии представителей церкви и зиждется главным образом успех церковной школы. Так именно было особенно в первое десятилетие после издания «Правилъ» 1884 г. Тогда развитие школьного дела почти всецело зависело от настойчивого воздействия архипастырей на приходское духовенство, от личной энергии этого духовенства и от сочувствия к церковной школе населения. Убеждают нас в этом те же цифры. Сочувствие населения реально выражалось в тех средствах, какие оно давало на школу. Возьмем для примера средний год первого десятилетия – 1889-й, когда было уже 17715 церковных школ. На содержание этих школ в данном году из сумм общегосударственных поступило 238100 руб., т.е. в среднем немного более 13 руб. на школу, а из разнообразных местных источников на этот же предмет и за тоже время израсходовано 1517000 руб., в среднем более 85 руб. на школу или в 6 раз больше, чем из сумм общегосударственных. Церковные школы возрастали за то время главным образом «местными» средствами, а всякий, кто близко стоит к церковно-школьному делу, знает, что эти «местныя» средства по большей части изыскиваются энергией приходских пастырей.
Но по истечении первого десятилетия появляется новый фактор, обеспечивающий и упрочивающий прогрессивное развитие церковной школы – это ассигнование на содержание школ денежных средств из государственного казначейства. Осязательный успех церковной школы в первое десятилетие, несомненные заслуги ее для народного просвещения, были оценены по достоинству высшей государственной властью, которая и нашла вполне справедливым оказать ей могучую поддержку из общегосударственных финансовых средств. И по мере того, как развивалось церковно-школьное дело, правительство увеличивало свою помощь: так в 1894 г. из сумм государственного казначейства на церковные школы было отпущено 525500 руб. и из земского сбора (в неземских губерниях) 506300 руб., через 5 лет в 1899 г. из первого источника отпускается 4954600 руб., и из второго – 819400 руб.; в 1901 г. из государственного казначейства отпущено 6826000 руб. и из земского сбора – 826900 руб.; с 1902 г. на церковно-школьное дело государственным советом отпущено в ежегодное дополнительное пособие еще 3518570 руб. Соответственно постепенному увеличению правительственного пособия школам возрастали и «местныя» средства их содержания: так в 1895 г. «местныхъ» средств было получено 2685300 руб., в 1899 г. – 5726300 руб., в 1901 г. – 6707900 руб., так что бюджет церковных школ за 1901 г. выражается уже в грандиозной сумме 14360800 руб. О таком бюджете едва-ли можно было и мечтать в 1884 г.!
Вот этот-то обильный приток общегосударственных и местных средств и дал возможность так упрочить, улучшить и так широко развернуть церковно-школьное дело во второе десятилетие.
Казалось бы, что эти миллионы обеспечат церковные школы, не только в настоящем, но и в ближайшем будущем, но действительность говорит иное. Жизнь предъявляет все новые и новые запросы к церковной школе, настойчиво требует их удовлетворения и настоящих хотя и громадных средств оказывается для этого недостаточно. Синодальный училищный совет и после усиленного пособия из государственного казначейства оказывается не в состоянии удовлетворить все заявленные ему церковно-школьные нужды и таких неудовлетворенных ходатайств в настоящее время имеет уже более, чем на 2000000 руб. Удовлетворить их «местными» средствами также не предоставляется возможным. Оставалась надежда на новую правительственную помощь и эта помощь была бы несомненно оказана, если бы не наступили неожиданно настоящие тяжелые времена – война с Японией.

Церковно-школьное дело во Владимирской епархии

Местная история церковной школы начинается несколько раньше 1884 года, так как она тесно связана с деятельностью местного православного Братства святого благоверного великого князя Александра Невского, учрежденного в 1879 году по инициативе бывшего тогда епископа Владимирского Феогноста. Главной задачей Братства поставило распространение среди населения епархии просвещения в духе православной церкви. В числе различных просветительских средств Братство наметило и открытие народных школ. В первый же год существования Братства при его содействии было открыто 11 начальных школ и оказано пособие 10 школам, существовавшим ранее: в 1880-1881 г. было открыто вновь 7 школ, а в 1883 г. – 48 школ. Открывая школы и в тоже время не имея средств дать этим школам надлежащее обеспечение, Братство со временем предполагало передать их в ведение Министерства Народн. Просвещения, но это предположение осуществлялось с большим трудом: в 1883 г. например из 48 открытых Братством школ были переданы только 5. Поэтому Братство и решило действовать самостоятельно в распространении начального образования в народе и в 1883 г. для предстоящей своей деятельности выработало следующие положения:
1. Предоставить крестьянским обществам и частным лицам для обучения детей грамоте учреждать в поселениях на свои средства церковно-приходские школы.
2. Высшее наблюдение за этими школами поручить местной епархиальной власти, а ближайшее наблюдение за обучением в школе возложить в приходе на местного священника.
3. Цель церковно-приходских школ должна состоять в преподавании детям основных понятий о вере и благочестии, в обучении как славянской, так и русской грамоте, письму и начальным правилам арифметики.
4. Преподавание Закона Божия в церковно-приходских школах возложить на местных священников или лиц, окончивших курс богословских наук, остальное обучение разрешить всякого звания лицам обоего пола, получившим удостоверение от местного священника о своих нравственных качествах и способностях к обучению детей.
В начале 1884 года Архипастырем Феогностом даны подробные и обстоятельные наставления священникам, заведующим и обучающим в церковно-приходских школах, где Владыка настойчиво рекомендовал им обращать преимущественное внимание в школах на религиозно-нравственное просвещение и воспитание учащихся.
И вышеизложенные руководящие правила Братства, и наставления Владыки Феогноста рисуют тот именно тип начальной народной школы, какой и был узаконен Правилами 1884 года, поэтому новые «Правила» во Владимирской епархии нашли уже до известной степени подготовительную почву. С особенностями церковно-приходской школы было знакомо уже и приходское духовенство; и народ отчасти уже знал начальную школу, которую руководит приходской пастырь и часто сам обучает в ней; и Совет Братства, за которым было оставлено управление церковными школами епархии, был уже подготовлен своим опытом к руководительству церковно-школьным делом. Новые «Правила» только т.с. санкционировали частные начинания Братства, создали более твердую почву для дальнейшей его деятельности, а призыв Монарха ободрил робкие начинания приходского духовенства, усилил его энергию в развитии своей просветительной деятельности. Новые более благоприятные условия для церковной школы сказались уже в начале 1884-1885 учебного года, когда в течение двух первых месяцев было открыто вновь 27 церковно-приходских школ, а к 23 ноября 1884 г. (годовщина Братства) всех таковых школ в епархии было уже 138.
Ближайший надзор и руководство школами Совет Братства поручил 20 наблюдателям, а для деятельности их в том же 1884 г. выработал особые правила. Содержались учрежденные школы главным образом на местные средства, но и Братство оказывало им посильную помощь из своих тогда довольно скудных средств. Так в 1883-1884 году Братством было израсходовано на церковно-приходские школы 2130 руб. 41 коп. (225 руб. 50 коп. на устройство классной мебели, 227 руб. на ремонт школьных помещений, 1363 руб. 61 коп. на учебные пособия и 284 руб. 50 коп. на выдачу вознаграждения учащих).
Содействуя открытию школ церковно-приходских, Братство в тоже время обратило свое внимание и на школы грамоты. Собрав сведения о существовавших уже школах, Совет Братства решил взять и их под свое покровительство, оказать свое содействие и этим рассадником грамотности в народе и в руководство епархиальному духовенству в 1884 г. выработал особые «Правила организации крестьянских школ грамотности». В 1883-1884 учебн. г. 73 школы грамоты были снабжены учебниками из средств Братства. Чтобы улучшить состав учащихся в школах грамоты, Братство предполагало открыть при одной из лучших церковно-приходских школ особые дополнительные классы, где бы окончившие начальную народную школу получили хотя бы небольшую подготовку к учительству в школах грамоты, но это благое намерение не могло в 1884 г. осуществиться по независящим от Братства обстоятельствам.
23 ноября 1885 г. во Владимирской епархии было уже 165 церковно-приходских школ с 4237 учащимися. В начале 1885-1886 учебного года в г. Иваново-Вознесенске и Вязниках были открыты «образцовыя» школы частью для подготовления учителей в школы грамоты и частью для образца вообще другим церковным школам; наименованы эти школы в честь просветителей славянства «Кирилло-Мефодиевскими». По ходатайству архиеп. Феогноста Св. Синод стал отпускать по 900 руб. в год на жалованье учащим в них.
Из 165 школ – 38 помещались в особо устроенных зданиях, 17 в наемных от прихожан квартирах, 20 в церковных сторожках и 90 в домах священников и изредка в домах других членов причта. Состав учащих в школах был следующий: в 10 школах обучали окончившие курс в духовных семинариях, в 2 имеющие звание учителя, в 12 школах были учительницы, а в прочих школах обучали сами священники при помощи других членов причта или крестьянских мальчиков, окончивших начальную школу, или наконец при участии своих членов семьи. Вознаграждение за свой труд учащие получали главным образом от родителей учащихся, но это вознаграждение было крайне ничтожно и поступало при том весьма не исправно, так что труд очень часто оставался бесплатным.
В настоящем году в награду священникам и диаконам, занимавшимся в школах было выдано из сумм Москов. Учебного округа 1090 руб. и из средств Братства 336 руб. 50 коп., высший размер вознаграждения был 45 руб.
За помощью для школ Братства в текущем году обращалось к уездным земствам, но только 3 земских собрания согласились отпускать на церковные школы с 1896 г. 500 руб., а некоторые земства даже и не отвечали Братству. Все расходы Братства на церковные школы в 1884-1885 г. простирались до 3855 руб.
В том же году в ведение Совета Братства поступило и 145 школ грамоты.

К 23 ноября 1886 г. число церковных школ в епархии возросло до 200 с 5315 учащихся; школ грамоты к тому же времени состояло 154 с 1765 учащихся. Приток местных средств на школы продолжал возраст, посему в настоящем году имелось уже 65 особых школьных зданий, устроенных на частные жертвы. Состав учащих был следующий: в 125 школах обучали священники, из них 49 имели для себя помощников, в 41 школе обучали диаконы, в остальных же были особые учителя или учительницы. Только в 20 школах обучающие получали особое вознаграждение от 100 до 300 руб. в год; вознаграждение это получали частью из церковных сумм, частью от попечителей или от сельских обществ, частью (в 3 школах) из сумм Св. Синода. В остальных школах не было определенного вознаграждения учащим: они пользовались платой с учащихся и получали скромные награды из сумм Братства. В 1885-1886 г. на этот предмет было израсходовано Братством 2060 руб., все же расходы Братства на церковно-школьное дело простиралось до 6368 руб.
Как особенно полезное мероприятие в данном году, следует отметить открытие Братством при школах библиотек для внеклассного чтения; таковых библиотек к 23 ноября 1886 г. было учреждено 34.

К 23 ноября 1887 г. в ведении Братства состояло 240 ц.-приходских школ с 7011 учащихся и 154 школы грамоты с 1800 учащихся. Школы Иваново-Вознесенская и Вязниковская к началу 1886-87 уч. года были преобразованы в двухклассные, а устроенная г. Шиловым в г. Покрове церковно-приходская школа была им же обеспечена и капиталом в 8000 руб. Такая крупная жертва на содержание школы поступила в первый раз.
Число специальных школьных зданий в данном году возросло до 97. Состав учащих был следующий: в 141 школе всем предметам обучали священники, в 49 школах учителями были штатные диаконы, в остальных 50 школах были особые учителя и учительницы. В 34 школах обучающие получали определенное годовое жалованье от 60 до 300 руб., в остальных, как и в прежние годы, вознаграждение носило случайный характер.
Расходы Братства на церковные школы в 1886-87 г. выразились в сумме 10187 руб. 63 коп.
К 23 ноября 1888 года церковно-приходских школ в епархии было 258, из них две двухклассные: обучалось 6192 мальчика и 1081 девочек; школ грамоты было 202, учащихся в них 2626. Для ближайшего по уездам заведывания церковными школами в данном году были открыты уездные отделения Епархиального Училищного Совета.
112 школ имели теперь свои особые здания, 33 помещались в церковных сторожках, 35 в наемных квартирах и 78 в домах священников и других членов причта.
В 138 школах всем предметам обучали священники, в 45 учителями были диаконы, в 40 школах были особые учителя преимущественно из окончивших курс в духовных семинариях и в 22 школах – особые учительницы.
Обучающие в школах получали вознаграждение за свой труд из разных источников: из сумм Св. Синода, от церквей, городских и сельских обществ, от попечителей и благотворителей, из платы за обучение и от Братства. Из всех этих источников ими получено было в 1887-1888 г. 16238 руб. Размер годового жалованья был от 60 до 300 руб., а единовременного вознаграждения от Братства от 5 до 40 рублей. Общий итог всех расходов на церковно-школьное дело (из сумм Братства и разнообразных местных источников) за 1887-88 год выразился в сумме 24750 руб. 32 коп. или 96 руб. 05 коп. на каждую школу.

В 1888-89 учебном году церковно-приходских школ было 257, в которых обучались 6450 мальчиков и 1149 девочек, и 258 школ грамоты с 3296 учащимися. Специальных школьных зданий было 126. Общий расход на школы из средств местных и братских был 28153 руб. Состав учащих и их материальное обеспечение существенно не изменились по сравнению с предшествующим годом.

В 1889-90 учебном году число школ церковно-приходских возросло до 283, из них было 3 двухклассных. Новая двухклассная школа открыта в г. Коврове для детей служащих и рабочих в железнодорожных мастерских; содержание этой школы приняло на себя управление железной дороги. Обучалось в церковно-приходских школах 6976 мальчиков и 1339 девочек. Школ грамоты в том же году было 265, учащихся в них было 3767.
Число специальных школьных зданий в отчетном году оставалось тоже. В составе учащихся заметно увеличение особых учителей и учительниц в школах, в большинстве же школ продолжали учительствовать священники, диаконы и иногда псаломщики. Размеры и способы вознаграждения учащих оставались прежние.
Израсходовано было в данном году на школы 37721 руб. и образовался запасный капитал в 26644 руб. из пожертвований разных лиц на содержание школ.

В 1890-91 учебном году число церковно-приходских школ возросло до 301, из них было уже 4 двухклассных школы (новая двухклассная школа открыта была в г. Меленках); учащихся в школах было 8322 мальчика и 1761 девочка; школ грамоты в тоже время было 244 с 2793 учащимися. В составе учащих продолжается увеличение особых учителей и учительниц, которые теперь уже были в 39 школах, но способы и размеры вознаграждения их оставались прежние. Специальных школьных зданий было 160.
Общий расход на школы был 65076 руб.

В 1891-92 учебн. году в епархии было 317 церковно-приходских школ, в которых обучалось 9311 мальчиков и 1831 девочек, и 244 школы грамоты, где учащихся было 3164.
Из крупных пожертвований на содержание школ следует в данном году отметить – 10000 руб. от Преосвященного Иеронима, ныне архиеп. Холмск.-Варшавского на содержание устроенной им в селе Дмитриевых-горах (место его родины) школы и 7000 руб. А.А. Блохина на содержание устроенной им Николопенской школы.
Число собственных школьных домов возросло до 191. Общий расход на школы простирался до 67 тыс. рублей. В составе учащих и в размере и способах их вознаграждений существенных изменений не произошло.
Но произошло существенное изменение в управлении церковными школами епархии. До 1892 г. церковные школы Владимирской епархии находились в ведении Совета Братства св. благ. Кн. Александра Невского, которому были предоставлены права Епарх. Училищного Совета, но в 1892 г. Св. Синод нашел это не вполне удобным,- так как подобный порядок не согласовался с параграфом 32 правил о ц.-приходских школах. Поэтому в 1892 г. при Братстве и был образован особый Епархиальный Училищный Совет, председательство в коем было поручено Преосвященному викарию. Вместе с этим переданы были из Братства и все специально-школьные суммы – запасный школьный капитал, кружечный и кошельковый сбор, сбор в день Благовещения, пособие от Св. Синода на школы и пр., вообще все временные и постоянные школьные средства, из каких бы источников они ни поступали. Таким образом с начала 1892-93 учебного года церковно-школьное дело было изъято из непосредственного ведения Братства и возложено было на организованный при нем Епарх. Училищный Совет.

В 1892-93 году было церковно-приходских школ 343, в том числе 7 двухклассных. В данном году преобразованы из одноклассных в двухклассные три школы – Ореховская, Покровская и Николо-Пенская: на содержание второго класса в последней был внесен г. Блохиным дополнительный капитал в 5000 руб. В октябре 1892 года при Вязниковской двуклассной школе открыта была на средства В.Н. Дедюхина школа грамоты для глухонемых. Владимирским уездным земством переданы были в ведение Епарх. Училищного Совета 9 школ, на содержание которых поставлено отпускать ежегодно 1350 руб.
В 343 ц.-приходских школах обучалось 9786 мальчиков, 2674 девочек; в 229 школах грамоты обучалось 2747 мальчиков и 780 девочек. Специально-школьных зданий было уже 207. Обучали в школах: 117 священников, 79 диаконов, 15 псаломщиков, 82 учителей (в 74 школах) и 60 учительниц (в 58 школах).
Средний размер вознаграждения особым учителям и учительницам был 120-150 руб. в год; сравнительно в очень немногих школах учащие получали от 200 до 300 руб.
На нужды школ в 1892-93 г. поступило из разных источников 68340 руб., запасный капитал возрос до 68600 руб.

В 1893-94 г. число церковно-приходских школ возрастает до 363, учащихся в них было 10157 мальчиков и 2792 девоч.; в 239 школах грамоты обучалось 2999 мальч. и 797 девоч. В этом году в г. Владимире при Педтеченской ц.-приходской школе открыта женская воскресная школа, в которую желающих учиться собралось 135. Специально-школьных зданий было 239. В составе учащих и размерах их содержания существенных изменений не произошло. На содержание школ оставалось запасного капитала 68600 руб., расходного 14241 руб., поступило в данном году из разных источников 57716 руб., израсходовано 59411 руб., осталось к 1894-95 г. запасного капитала 70820 руб. и расходного 9787 руб.

В 1894-95 г. церковно-приходских школ было 381, в которых обучалось 10282 мальч. и 2798 девоч.; школ грамоты 220, где учащихся было 2730 муж. пола и 644 жен. пола. Специально школьных зданий было 254. В составе учащих в школах были: 109 священников, 86 диаконов, 24 псаломщика, 95 учителей, 79 учительниц.
Средства содержания школ были следующие: оставалось от прошлого года запасного капитала 70820 руб., расходного 9787 руб.; в данном году из разных источников поступило 92025 руб., израсходовано 82862 руб., осталось к 1895-96 г. запасного капитала 81120 руб. и расходного 8650 руб.

С 1895 года для наблюдения за школами учреждается должность Епархиального Наблюдателя и с того же времени начинается существенное изменение в материальном обеспечении школ и особенно учащих в них. До 1895 г. церковные школы Владимирской епархии получали пособие от Св. Синода в размере 3350 руб., в настоящем году из сумм Государственного казначейства на долю Владимирской епархии отпущено было еще 13000 руб.
Получив в свое распоряжение в первый раз такую сумму, Епархиальный Училищный Совет прежде всего обратил внимание на улучшение содержания учащих в школах и всем особым учителям и учительницам с средним образованием возвысил жалованье до 180 руб. в год, если они дотоле получали меньше. Такое увеличение содержания в начале 1895-96 г. получали более 60 учителей и учительниц. Кроме сего, в целях улучшения учебного дела, Училищный Совет решил в некоторых школах, где доселе обучали всем предметам священники, назначить особых учителей, так как священник, отвлекаемый своими обязанностями по приходу, при всем своем желании, не может всецело отдаться школе. Таких новых учительских вакансий в сентябре 1895 г. открыто 33. Там же, где почему-либо не возможно было назначить особого учителя, ассигнованы были средства для содержания помощников священнику, в размере от 36 руб. до 70 руб. на школу, в зависимости от образовательного ценза помощников. В то же время было увеличено и единственное вознаграждение учащим.
Возвышая так оклад содержания учащим, Епархиальный Училищный Совет имел ввиду, что с 1896 г. пособие церковным школам от Государственного казначейства будет увеличено. И действительно, в 1896 г. на церковные школы Владимирской епархии ассигновано было уже 39000 руб. (на содержание учащих, приобретение учебников, постройку и ремонт школьных зданий), посему Епархиальный Училищный Совет дополнил ассигнование предшествующего года, назначив за преподавание Закона Божия 15 руб. в год, учителям – священникам 72 руб. в год и учителям – псаломщикам 60 руб. Таким образом в 1885-86 учебн. году материальное обеспечение учащих в школах резко изменилось к лучшему.
В том же году было введено в действие Положение об управлении школами, которое на месте не произвело существенных изменений в организации школьного дела; учреждены вновь только должности уездных наблюдателей.
В 1896 г. церковные школы Владимирской епархии экспонировали на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и за свои экспонаты Владимирский Епархиальный Училищный Совет был удостоен диплома II разряда. В том же году учащие в школах Владим. Епархии (7) в первый раз были командированы на педагогические курсы в Нижний Новгород.

Церковно-приходских школ в 1895-96 г. в епархии было 394, в них обучалось 11083 мальч. и 3466 дев., школ грамоты было 239, в коих обучалось 3120 мальчика и 819 дев. Собственных школьных домов было 264. Состав учащих был следующий: 80 учителей-священников, 90 диаконов, 22 псаломщика и 223 особых учителей и учительниц.
Средства содержания школ были следующие: оставалось от 1894-95 г. запасного капитала 81120 руб. и расходного 8650 руб., в течение года из разных источников поступило 121901 руб., израсходовано 113944 руб., осталось к 1896-97 г. запасного капитала 88370 руб. и расходного 9356 руб. В частности казенные суммы на 1895-96 год были распределены так: 32140 руб. на жалованье учащим, 5535 руб. на единовременное вознаграждение им же и 2437 руб. на постройку и ремонт школьных зданий. Последнее пособие отпущено было в первый раз.

На 1896-97 учебный год Епархиальный Училищный Совет на содержание школ располагал теми же средствами, что и в прошлом году. Дополнительная ассигновка с начала 1897 года дана была только на второклассные школы – 3000 руб., на жалованье наблюдателям – 7970 руб., на канцелярию Совета – 1000 руб. и на образцовую при семинарии школу – 1000 руб.
Школ в епархии было: 2 второклассных (Андреевская и Архангельская), 7 двухклассных, 401 одноклассных, 2 воскресных (в г. Владимире и г. Муроме) и 255 школ грамоты. Обучалось в школах церковно-приходских 12348 мальчиков и 3982 девочек, в школах грамоты 3476 мал. и 869 дев. Состав учащих был следующий: 85 учителей-священников, 86 диаконов, 20 псаломщиков, 248 особых учителей и учительниц. Собственных школьных помещений было уже 292.
В июне 1897 г. на увеличение содержания учащих в церковных школах Владимирской епархии получено было из казенных сумм еще 15000 руб. и в июле того же года 2800 руб. на выдачу вознаграждения учителям школ грамоты. Пользуясь новыми дополнительными средствами, Училищный Совет нашел возможным с начала 1897-98 учебн. года возвысить размер вознаграждения учащим в ц.-приходских школах, назначенный в 1895 г. Теперь назначено было: учителям и учительницам с средним образованием 240 руб. в год, лицам, имеющим свидетельство на звание учителя – 180 руб., через 3 года службы 210 руб. и через 5 лет 240 руб., помощникам учителей 180-120-60 руб. в зависимости от их образовательного ценза, законоучителям 24 руб., учителям-священникам 90 руб., учителям-псаломщикам 72-90 руб., учителям в приходах с сектантским населением 300 руб. и диаконам штатным единовременное вознаграждение не выше 60 руб.
Средства содержания школ были следующие: с 1 ноября 1896 по 1 января 1898 г. израсходовано 75050 руб., из местных средств Епарх. Училищного Совета 4207 руб. и непосредственно школами и уездными отделениями 57032 руб. – сумм полученных из различных местных источников. Запасный капитал к 1898 г. был 89970 руб.
К концу 1898 г. церковно-школьное дело во Владимирской епархии представляется в следующем виде: 3 школы второклассных, в коих обучались 233 мальч. и 48 девоч. (считая в том числе обучающихся и в образцовых школах грамоты), 7 двухклассных, где обучалось 795 мальч. и 59 девоч., 442 школы одноклассных, где обучалось 13546 мальч. и 4759 девоч., 227 школ грамоты, где обучалось 3531 мал. И 884 дев. Специально школьных зданий было 321. Средства содержания школ были следующие: расходных сумм к 1 янв. 1898 г. оставалось 18330 руб., поступило в течение года из разных местных источников 89937 руб., от Св. Синода 82231 руб. и 17233 руб. на содержание наблюдателей, курсы и другие предметы, всего поступило 189403 руб., а израсходовано на церковно-школьное дело деньгами и натурой 188528 руб.
В составе учащих в одноклассных школах заметно увеличивается число особых учителей и учительниц, коих к концу года было уже 316 (а в 1897 г. – 248). Размер содержания их не был увеличен в данном году.
В 1898 г. в первый раз во Владимирской епархии были устроены педагогические курсы для учителей и учительниц ц.-приходских школ, на которых присутствовало 67 учителей и учительниц.
К 1 января 1900 г. в епархии были: 4 школы второклассных (одна из них женская), обучалось в них 302 мальч. и 67 девоч. (считая в том числе учащихся и в образцовых при них школах), 7 двухклассных, учащихся в них было 821 мальч. и 61 девоч., 459 одноклассных школ, где обучалось 13900 мальч. и 5561 девоч., 211 школ грамоты, в коих обучалось 3371 мальч. и 1016 дев.
Специально-школьных зданий было 348. Средства содержания школ в 1899 г. были следующие: оставалось расходных сумм от 1898 г. – 22094 руб., поступило в 1899 г. из разных местных источников 138441 руб., от Св. Синода казенных и специальных его сумм 119711 руб., а всего 258090 руб. (на 70000 руб. более против 1898). Значительно увеличились суммы полученные от попечителей и благотворителей (на 45000 руб.) и казенные суммы (почти на 20000 руб.). Израсходовано в 1899 г. на все нужды церковно-школьного дела 255303 руб., в том числе на вознаграждение учащих в школах 101552 руб. и на постройки и ремонт школьных зданий 97029 руб. Запасный капитал к 1 января 1900 г. был 105766 руб.

К началу 1901 года церковных школ в епархии было: 6 второклассных, в коих обучалось 430 мальч. и 111 дев. (считая и учащихся в образцовых при них школах), 8 двуклассных, где учащихся было 914 м. и 97 дев., 468 одноклассных, где обучалось 14106 мальч. и 6063 дев., и 184 школы грамоты, в коих обучалось 3004 мальч. и 976 дев. Специально школьных зданий было 354.
Средства содержания школ были следующие: расходных сумм оставалось к 1900 г. 15727 руб., в течение года поступило из местных источников 141477 руб., казенных сумм от Св. Синода 133808 руб., а всего поступило 275345 руб., израсходовано в течение года на церковно-школьное дело 271001 руб., в том числе на жалованье учащим 109308 руб. и на постройку школьных зданий 100229 руб. Запасный капитал оставался тот же.
В составе учащих в одноклассных школах продолжало возрастать число особых учителей и учительниц, коих было 355.

К началу 1902 г. в епархии состояло: 7 школ стороклассных, в коих обучалось 477 мальч. и 139 дев. (считая и образцовые при них школы), 8 двуклассных, где обучались 872 мальч. и 91 дев.. 480 одноклассных, в коих обучалось 14586 мальч. и 7254 дев., 145 школ грамоты, где обучалось 2795 мальч. и 976 дев. Специально школьных зданий было 373.
Средства содержания школ были следующие: расходных сумм оставалось 15632 руб., поступило в течение года из местных источников 175726 руб., в том числе от попечителей и благотворителей 112898 руб., казенных сумм от Св. Синода 114941 руб., а всего 290668 руб.; израсходовано в 1901 г. на все нужды церковно-школьного дела в епархии 287539 руб. Запасный капитал в данном году не увеличился.
С 1902 г. церковные школы получили новое дополнительное пособие из сумм государственного казначейства, посему и на школы Владимирской епархии казенных сумм было отпущено значительно больше, а именно: на школы одноклассные и грамоты 121400 руб. и на учебники и книги для внеклассного чтения 10000 руб. (в 1902 г. на все это было ассигновано 86180), содержание второклассных школ было удвоено (3000 руб. вместо 1500 руб. и кроме сего 500 руб. на образцовые при них школы).
Увеличившиеся средства Епарх. Училищный Совет снова обратил главным образом на возвышение окладов содержания учащих. Учителям и учительницам с средним образованием теперь назначено было 300 руб. в год, учащим, получившим звание учителя по экзамену, 240 руб., через 3 года службы 270 и через 5 лет – 300 руб., прослужившим в учительской должности 10 лет – 360 руб., и. д. учителей из окончивших курс во второклассных школах 180 руб., учителям-священникам 120 руб., учителям-псаломщикам – 120 и 90 руб. в зависимости от их образовательного ценза,- помощникам учителей 240-180 руб., и 120 руб., смотря по их образовательному цензу; за преподавание Закона Божия назначено было 36 руб. в год. Только одним учителям-диаконам оставлено единовременное вознаграждение. Выше указанный размер содержания назначен был учащим, если они обучают в школе и церковному пению: те же, кто не мог обучать этому предмету, получают жалованья на 20 руб. меньше.
Определенное жалованье назначено было и учащим в школах грамоты: учителям-священникам – 90 руб., учителям-псаломщикам – 48-60 руб., учителям окончившим курс второклассной школы – 120 руб., из городских и уездных училищ – 90 руб., из низших школ – 60 руб., но назначение определенного жалованья учащим в школах грамоты поставлено было в зависимость от числа учащихся, если таковых было не меньше 20.
Благодаря увеличившимся средствам были в 1902 году удовлетворены почти все ходатайства о пособиях на постройку и ремонт школьных зданий, открыто несколько новых школ и учительских вакансий там, где дотоле обучали священники или диаконы, и за всем тем 1000 руб. было выдано в награду более ревностным учителям и учительницам. Вообще 1902-й год для церковных школ был самый благоприятный в финансовом отношении.
К концу 1902 года состояло: 7 школ второклассных, в которых обучалось 262 мальч. и 35 дев., 10 школ двуклассных (1 женская), учащихся было 1020 м. и 239 дев., 497 одноклассных, где учащихся было 15132 мальч. и 7404 дев., 172 школы грамоты, в которых училось 3135 мальч. и 1097 дев., 5 школ воскресных, где было 130 м. и 489 дев.
Специально-школьных зданий было 429. Состав учащих в школах одноклассных был следующий: учителей-священников – 51, штатных диаконов – 65, псаломщиков – 14, особых учителей и учительниц – 426.
Средства содержания школ в 1902 г. были следующие: оставалось казенных и местных средств от 1901 года 15179 руб., поступило из местных источников в 1902 г. 167334 руб., от Училищного при Св. Синоде Совете 160208 руб., а всего 327542 руб. Израсходовано в 1902 г. 321966 руб. Запасный капитал к 31 дек. 1902 г. возрос до 122961 руб.

В 1903 г. во Владимирской епархии было церковных школ: второклассных – 7, в которых обучалось 270 мальч. и 68 дев., 10 двуклассных, обучалось 1051 м. и 247 д., 503 одноклассных, учащихся было 15677 м. и 8552 д., 176 школ грамоты, обучалось 3373 м. и 1293 д., 4 школы воскресных, учащихся 112 муж. и 468 жен. Окончило курс в 1903 г. – в школах второклассных 55, в двуклассных – 74 м. и 7 д., в одноклассных 1999 м. и 761 д., в школах грамоты 168 мал.
Специальных зданий для школ одноклассных и двуклассных было 445. В одноклассных школах обучали: 50 священников, 63 диакона, 12 псаломщиков, 187 учителей и 252 учительницы, особых учителей пения было 121. Образовательный ценз светских учащих следующий: 261 с средним образованием, 54 с свидетельством на звание учителя начальной школы, 97 с свидетельством на звание учителя ц.-приходской школы, 32 имеющих звание учителя школы грамоты и 5 не имеющих никакого свидетельства. В двуклассных школах обучали 2 диакона, 2 псаломщика, 21 учитель и 7 учительниц, из которых 22 с средним образованием и 6 с свидетельством на звание учителя.
Библиотеки для внеклассного чтения были при 10 двуклассных и 435 одноклассных школах; в них состояло книг 75316.
Средства содержания школ были следующие: оставалось к 1903 г. казенных сумм и местных 31546 руб., поступило в 1903 г. из местных источников (от церквей 16424 руб., от монастырей 3035 руб., от Братства св. Александра Невского 280 руб., от земств 7140 руб., от городов 1941 руб., от волостных и сельских обществ 13320 руб., от приходских попечительств 136 руб., от благотворительных учреждений 948 руб., от железнод. И др. обществ 11456 руб., от частных лиц 58712 руб., % с капиталов 4968 руб., из других разных источников 7076 руб.) 125436 руб., от Училищного Совета при Св. Синоде 166305 руб., а всего 291741 руб. Израсходовано на школы в 1903 г. – 286599 руб., запасный капитал к 1 января 1904 г. – 127921 руб.
В ведении Владимир. Епарх. Училищного Совета состояло в 1903 г. 4 школы воскресных и Дедюхинская школа для глухонемых в г. Вязниках.
Статистические данные о школах городских, приходских и начальных сельских, находившихся к 1 января 1903 г. в ведении дирекции народных училищ и уездных училищных Советов, следующие: всех школ было 656, в которых обучалось 45234 детей обоего пола.
Учащихся в школах Министерства Нар. Просвещения было 45234, в школах церковно-приходских 23795 чел., в первых средних числом 68 учащихся на школу, а во вторых 49; окончило курс – в первых 5452, а во вторых 2593 или 12% и 10,9%, собственных домов первые школы имели 529, а вторые 429. Источники содержания первых школ: из Государственного Казначейства 11029 руб., от земства 360458 руб., от городских обществ 67026 руб., от сельских обществ 26519 руб., от частных лиц 124296 руб., платы за обучение 2113 руб. и % с капиталов 4812 руб., а всего 596316 руб. На церковные школы в том же году израсходовано 321966 руб., из которых следует исключить около 40000 руб., имеющих специальное назначение на школы второклассные, грамоты и церковно-школьную инспекцию.

Вышеприведенные статистические данные о положении церковно-школьного дела во Владимирской епархии за 20 лет говорят сами за себя: свидетельствуя о систематическом росте церковных не только в отношении количества, но и качества их, они в тоже время указывают, какое почетное место занимают церковные школы в деле распространения начального образования среди населения губернии. Более половины, а если присоединить и школы грамоты, из коих многие исполняют программу одноклассных школ, то и две трети учащихся обучаются в церковных школах!
Но на достигнутый начальными школами успех не следует смотреть, как на предельный успех. К 1903 г. в губернии было правильно организованных начальных школ 1153, через год, наверное, их стало 1200, но три года тому назад, при выработке земством нормальной школьной сети, выяснилось, что для того, чтобы дать возможность обучаться всем детям школьного возраста, чтобы начальная школа в действительности стала общедоступной, нужно открыть вновь 800 школ на 47000 учащихся, назначив туда 840 учителей, 290 помощников, и кроме сего расширить 629 школ, прибавить в них 105 учителей и 344 помощника. Вот как далеки еще желаемые пределы, как много предстоит еще дела впереди!

Пожелаем, чтобы и в предлежащей просветительной работе церковная школа сохранила за собой в нашей губернии тоже почетное положение, какое она занимала в течение истекших 20 лет! Двадцатилетний успешный опыт дает основание надеяться, что пожелание не будет напрасным.

В. Добронравов.

См. Церковные школы Владимирской епархии в 1911-12 учебном году.
Церковные школы Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году.

«Церковный собор по вопросу о церковно-приходских школах принял следующее постановление: «Все церковно-приходские школы и школы грамоты передаются в ведение приходских советов. Епархиальные училищн. советы и их отделения должны быть преобразованы на новых началах. Преподавание общеобразовательных предметов, в тех школах, которые будут получать пособие от казны, должно стоять на одинаковом уровне с министерскими школами. Поскольку приходские школы будут входить в состав школьной сети, контроль в них должен осуществляться на общих основаниях. Духовенству и мирянам должно быть разъяснено, что Православная церковь совершенно не может выполнять свою миссию без школы. Если все таки будет осуществлена передача церковных школ министерству народного просвещения, то церковь будет вновь строить свои школы. Поэтому существующие ныне здания церковных школ, составляющие собственность приходов братств церквей и попечительств должны быть лишь временно уступлены в пользование министерства, на арендных условиях и на срок не более года» («Владимирская жизнь», 1917).
К 15 октября 1917 г. все церковно-приходские школы во Владимирском уезде приняты земством.
Владимиро-Суздальская епархия.
Образование в губернском городе Владимире
Братство святого благоверного великого князя Александра Невского
Женская воскресная школа в губернском г. Владимире (с 1893)
Улучшение быта духовно-учебных заведений Владимирской епархии местными средствами и празднество по сему случаю 5-го февраля 1867 года.
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Летние курсы для учащих в церковно-приходских школах Владимирской епархии (1898)
Церковные школы Владимирской епархии в 1911-12 учебном году.
Церковные школы Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году
Участие церковных школ Владимирской епархии в войне в 1914—15 уч. году
В октябре 1914 г. был открыт Проповеднический кружок духовенства Владимирской епархии.
Второклассные школы во Владимирской епархии (нач. ХХ века).

Категория: Владимир | Добавил: Николай (08.02.2016)
Просмотров: 3196 | Теги: учебные заведения, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru