Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Второклассные школы во Владимирской епархии (нач. ХХ века)

Второклассные школы во Владимирской епархии

В начале ХХ века во Владимирской епархии существовало семь второклассных школ: Андреевская — в Александровском уезде, Архангельская — в Гороховецком, Горицкая — в Шуйском, Давыдовская — в Переславском, Ильинская— в Судогодском, Щербовская — в Ковровском и Ярополчская женская — в г. Вязниках.
По первоначальному проекту предполагалось устраивать по две второклассных школы в каждом уезде, следовательно, во Владимирской губернии нужно было открыть 26 таких школ. Но вскоре выяснилось, что для специальных целей второклассных школ (подготовка учителей и учительниц для школ грамоты) число это слишком велико; в тоже время оказалось невозможным содержать вполне благоустроенную второклассную школу на отпускавшиеся тогда 1500 рублей. Поэтому с 1902 г. на содержание каждой второклассной школы ассигнуется уже по 3000 р. в год, но само количество их сокращено до одной на уезд. Таким образом, во Владимирской губернии должно бы быть 13 второклассных школ, но по различным причинам до сих пор шесть уездов не имеют еще таковых.
Каждая второклассная школа в настоящем ее положении должна обслуживать целый уезд, а не ту только местность, где она устроена, поэтому ей следовало бы по возможности занимать центральное положение в уезде. Но так как места для второклассных школ были намечены и сама постройка их начата еще до изменения первоначального проекта, когда предполагалось по две школы на уезд, то географическое положение существующих школ теперь оказалось не вполне удачным: большинство их (Андреевская, Горицкая, Давыдовская, Ильинская) находятся на окраинах уездов, а не в центральных пунктах.
Что касается выбора того, а не иного села или погоста для устройства в них второклассной школы, то преимущество здесь отдавалось различным местным средствам, которые находились в этих пунктах. Так, в Гороховецком уезде школа открыта в погосте Архангельском потому, что здание для нее устроено всецело на средства попечителя М Ф. Яковлева; для устройства школы в с. Горицах, Шуйского уезда, были пожертвованы 6000 р. архиепископом Тверским Саввою, так как село Горицы — его родина. В с. Щербове, Ковровского уезда, ввиду устройства здесь второклассной школы бывшим попечителем пожертвован участок земли в 16 десятин и довольно значительное количество кирпича. В Андреевском, Александровского уезда, и в Давыдовском, Переславского, земельные участки для школ (до 3 десят.) были выделены местными крестьянами, в Ильинском, Судогодского уезда, земельный участок был выделен причтом, а церковью пожертвована и некоторая денежная сумма. Ярополчская школа построена всецело на казенные средства на земле, бесплатно отведенной городским обществом. При таких условиях естественно, что выбор места для второклассных школ не везде оказался вполне удачным. Особенно заметно отразилось это на Горицкой школе, Шуйского уезда, на постройку коей дано было 6000 р. архиеп. Саввою. В с. Горицах и ближайших селениях развит своеобразный местный промысел (выделка заячьих шкурок), а вообще в Шуйском уезде большинство населения работает на фабриках, поэтому число желающих учиться во второклассной школе здесь сравнительно очень незначительно. Было бы гораздо удобнее, если бы второклассная школа была в другом уезде или даже в другом месте того же уезда, но этому помешали вышеупомянутые 6000 р. случайных местных средств.
В истекшем учебном году во второклассных школах учащихся было: в Андреевской — 49, в Архангельской — 39, в Горицкой — 32, в Давыдовской — 45, в Ильинской — 49, в Щербовской — 45 и в Ярополчской — 96. Таким образом, наименьшее количество учащихся в Горицкой школе и наибольшее в Ярополчской женской. Первое объясняется вышеуказанными местными условиями, а второе — чрезвычайно развившейся в последнее время потребностью в образовании среди женской половины населения и доступностью второклассной школы даже для бедных родителей. Здесь ничего не взимается за обучение, почти бесплатно выдаются учебники и письменные принадлежности, содержание в общежитии стоит не более 3 р. 50 к. в месяц. Учащихся в Ярополчской школе было бы и еще более, если бы помещение ее было просторнее. Для школы крайняя нужда в расширении помещения и весьма жаль, что дело этого расширения задерживается и в будущем учебном году придется весьма ограничить прием учениц.
Что касается остальных второклассных школ, то и в них число учащихся в общем не значительно, особенно если принять во внимание, что школы эти имеют трех учителей и законоучителя, на содержание их расходуется 3000 р. в год. Причины этого различны. Дети состоятельных родителей стремятся больше поступить в средние общеобразовательные или специальные школы, сельское же население, которое главным образом должно бы поставлять учащихся для второклассных школ, нередко по экономическим соображениям стесняется отдавать детей в обучение еще на три года и вместо школы отправляет их на заработки. Но помимо этого есть некоторые формальные причины, препятствующие до известной степени увеличению числа учащихся во второклассных мужских школах. Согласно 36 § Высочайше утвержденного 1 апреля 1902 года положения о церковных школах, во второклассную школу принимаются окончившие курс в начальных школах и имеющие от роду от 13 до 17 лет. Вт» начальной же школе дети оканчивают курс большей частью в возрасте 11 лет, а в настоящее время могут получать свидетельство об окончании курса даже и ранее; таким образом они должны ждать два года возможности поступить во второклассную школу. Естественно, что немногие в состоянии так долго находиться в неопределенном положении; одни поступают тотчас же в двухклассные школы, другие совсем оставляют мысль о продолжении образования. Мы думаем, что во второклассных школах учащихся было бы больше, если бы было возможно поступать в них тотчас же по окончании курса в начальной школе. Устроить это можно бы следующим образом. По примеру духовно-учебных заведений следовало бы разрешить прием в 1-е отделение второклассной школы в возрасте 12 ½ лет, а затем учредить при этих школах приготовительное отделение, куда учащиеся могли бы поступать и 11 ½ лет. При трех учителях и законоучителе во второклассных школах такое приготовительное отделение вполне возможно без увеличения штата учащих и средств на содержание школы. В тоже время устройством этого отделения достигалось бы многое: почти совсем уничтожался бы нежелательный промежуток между начальной и второклассной школой, явилась бы возможность с так подготовленными учениками пройти курс второклассной школы более обстоятельно и более прочно, чем это делается в настоящее время. Было бы весьма желательно, чтобы такие подготовительные отделения при второклассных школах были открыты хотя бы в виде опыта.
Программа обучения во второклассных школах довольно обширна; требуется много труда со стороны учащих и учащихся, чтобы по возможности основательно изучить все положенное программами. Трудность занятий увеличивается еще и тем, что по некоторым предметам нет приспособленных к программам учебников и ученики должны усваивать преподаваемое со слов учителя или вести записки. Но при всем этом учебное дело во второклассных школах нашей епархии в общем идет удовлетворительно; большинство учеников оканчивают курс с достаточным запасом знаний для предполагаемой их деятельности.
В настоящем году во второклассных школах нашей епархии окончили 71 мальч. и 16 девочек, в частности: в Андреевской школе 14 м., в Архангельской — 7, в Горицкой — 9, в Давыдовской — 11, в Ильинской — 15, в Щербовской — 15 и Ярополчской — 16.
Специальная задача второклассных школ — подготовлять учителей школ грамоты, все окончившие курс получают свидетельство на звание учителя такой школы; следовательно, это учительство должно бы быть их главным занятием по выходе из школы. Но в действительности судьба второклассников по окончании курса, по крайней мере во Владимирской епархии, складывается иначе: сравнительно немногие из них занимают учительские места в школах грамоты или немноголюдных церковно-приходских школах, большинство же вынуждено искать другого исхода. Причина этого недостаток средств на содержание существующих уже школ грамоты и на открытие новых. Во Владимирской губернии до 175 школ грамоты, но большинство их не имеет особых помещений, многие из них содержатся на небольшие местные средства и если бы заместить все учительские вакансии второклассниками с жалованьем хотя бы в 120 руб. в год, то потребовались бы очень крупные средства, которыми не располагает управление церковными школами Владимирской епархии; поэтому оно и вынуждено иметь среди учителей школ грамоты даже простых грамотеев. Далее, ежегодные выпуски окончивших курс второклассных школ, увеличивающие число кандидатов на учительство, требуют и ежегодного открытия новых школ грамоты для этих кандидатов, но кредит на церковные школы с 1902 г. не увеличивается и новые школы могут открываться только при исключительно благоприятных условиях. Вот почему большинство наших второклассников не могут идти по тому пути, к которому готовила их школа. Нужно при этом заметить, что самая перспектива учительства в школе грамоты с жалованьем в 120 р. в год мало соблазнительна в нашей промышленной губернии, где юноша с таким образованием может иметь лучший заработок.
Для лучших учеников по окончании курса во второклассной школе прекрасным выходом является продолжение образования в школе церковно-учительской. И действительно, с открытием вблизи Владимирской губернии (в с. Хренове, Костромской губ.) такой школы, наши второклассники устремились туда. В настоящее время в Хреновской школе обучается до 20 владимирцев, а на будущий год многие решили попытаться поступить даже в Дровнинскую ц.-учительскую школу Смоленской губернии. С открытием ц.-учительской школы в Нижнем—Новгороде владимирцы отправятся и туда. Нельзя не приветствовать этого стремления второклассников к усовершенствованию своего образования, но к сожалению, для некоторых из них оказывается препятствие в осуществлении их доброго намерения. Во второклассную школу могут поступать юноши в возрасте до 17 лет и оканчивать так. обр. в ней курс 20 л. В действительности такие юноши иногда поступают во второклассную школу и оказываются в ней лучшими учениками с сердечным расположением к учительскому труду, с сильным стремлением к возможно большему расширению своего образования, и вот такие-то наиболее желательные кандидаты на учительство не могут поступить в д.-учительскую школу, так как туда ученики принимаются только в возрасте от 15 до 17 лет. Было бы весьма желательно, чтобы это препятствие было каким-нибудь способом устранено.
Другие из лучших учеников и особенно учениц, не имея возможности продолжить свое образование, стремятся поскорее сдать экзамен на звание учителя церковно-приходской школы, чтобы тем приобрести более широкое и прочное право на учительство уже в одноклассной школе. В таких случаях они держат полное испытание наравне, с другими лицами, не получившими никакой педагогической подготовки. Но нам, кажется, следовало бы для окончивших второклассную школу сделать некоторое облегчение в приобретении права на звание учителя одноклассной школы. Ведь окончившие курс даже четырехклассной прогимназии, не получившие никакой педагогической подготовки, получают свидетельство на звание учительницы без всякого экзамена только после шестимесячной практики в должности помощницы учительницы. Между тем окончившие курс во второклассной школе только после двухлетних успешных занятий в церковных школах получают право на получение звания учителя по сокращенному, но в тоже время не очень легкому испытанию, а едва-ли они во многом уступают прогимназисткам.
Не получившие же возможности поступить в церковно-учительскую школу или занять учительское место в школе грамоты расходятся по разным дорогам: некоторые поступают в учительские семинарии, некоторые на бухгалтерские курсы в Москве для подготовки в конторщики, немногим в последние годы удалось занять места псаломщиков, иные пристраиваются на железных дорогах и очень немногие остаются в семье родителей.
В должности псаломщиков, нам кажется, второклассники для церкви должны бы быть желательными кандидатами. В большинстве в псаломщики у нас определяются недоучившиеся почему-л. в духовно-учебных наведениях — с небогатыми умственными способностями, а иногда и с дефектами в поведении; второклассники же состоят из лучших учеников народных школ, они достаточно знают церковное чтение и пение. Но традиции иногда оказываются сильнее.
А для того, чтобы расширить для второклассников возможность устраивать свою жизнь по окончании курса, следовало бы уравнять права второклассных школ с правами городских училищ, которые дают немногим большее образование. Это уравнение необходимо напр. при поступлении на службу на железную дорогу, в почтово-телеграфное ведомство и проч.
Вообще жизнь требует некоторых изменений и дополнений в различных правилах и законоположениях о второклассных школах.
Из вышеизложенного можно видеть, что второклассные школы, по крайней мере в нашей Владимирской губернии, не достигают целей, ради коих создан этот тип школ, т. е. не ведут в желательной степени к расширению и улучшению школ грамоты. Поэтому естественно спросить, оправдываются ли этими школами ежегодные довольно крупные расходы на их содержание, производительны ли эти расходы? Ответ на подобный вопрос во всяком случае может быть дан только утвердительный. Если не вполне достигаются специальные цели второклассных школ, то они несомненно весьма полезны тем общим образованием, какое получают в них учащиеся.
В настоящее, время все яснее и яснее сознается недостаточность образования, получаемого в наших начальных народных школах, и необходимость распространения школ высшего типа. Этой народившейся потребности и удовлетворяют в значительной мере второклассные школы с их довольно обширным общеобразовательным курсом, с их доступностью благодаря дешевому общежитию даже для бедных учеников, и в этом смысле расходы на них никогда не будут непроизводительными.
Д. В. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 15 июля 1905 г.).
Улучшение быта духовно-учебных заведений Владимирской епархии местными средствами и празднество по сему случаю 5-го февраля 1867 года.
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Летние курсы для учащих в церковно-приходских школах Владимирской епархии (1898 г.)
Народное образование во Владимирской губернии в 1912 г.
Церковные школы Владимирской епархии в 1911-12 учебном году.
Церковные школы Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году
Участие церковных школ Владимирской епархии в войне в 1914—15 уч. году
В октябре 1914 г. был открыт Проповеднический кружок духовенства Владимирской епархии.
Учебные заведения губернского города Владимира
Владимирские Сельско-хозяйственные учебные заведения
Владимирская губерния

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (28.04.2020)
Просмотров: 707 | Теги: учебные заведения, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru