Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
13:10
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [257]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Частная женская гимназия Орловой в губернском городе Владимире

Частная женская гимназия Орловой

Муж Елизаветы Александровны фон Штемпель - полковник барон Адольф Готгардович фон Штемпель - участник освободительного похода русских войск на Балканы. Выйдя в отставку, он избрал местом жительства г. Вязники Владимирской губернии: «Жительство по отставке буду иметь [во] Владимирской губернии в г. Вязниках. Пенсион желаю получать из Вязниковского уездного казначейства». Видимо, в Вязниках он и нашёл себе спутницу жизни - Елизавету Александровну Гвоздеву. Скорее всего, знакомство, которое позднее привело их к брачному союзу, произошло в 1878 г., когда Псковский полк разместили во Владимирской губернии, в том числе и в Вязниках.
Елизавета Александровна родилась в Вязниках 30 мая 1851 г. в семье потомственного дворянина Александра Сергеевича Гвоздева. Начав свою деловую карьеру с должности младшего землемера, к моменту рождения дочери он дослужился до исправника Вязниковского земского суда, затем директора тюремного отделения, в 1856 г. уже имел чин 9 разряда - титулярный советник. С 1858 г. - пристав 2-го стана Вязниковского уезда. Кроме Елизаветы у Александра Сергеевича были дети: Митрофан (род. 1844), Николай (род. 1850), Анна (род. 1852), Варвара (род. 1854). Во втором браке были рождены Алексей и Владимир. Видимо, какое-то время Александр Сергеевич служил в Шуе, так как там родился его сын Алексей. В 1891 г. А.С. Гвоздев единогласно избран гласным Вязниковского земского собрания.
Семья была не бедной, родовых поместий не имела, а вот «благоприобретённые земли» имелись уже в 1850-е гг. В 1890-е гг., как писал в своей биографии Алексей Александрович Гвоздев, «у отца в г. Вязниках двухэтажный дом и земля разного качества в Вязниковском уезде более 400 десятин».
Тем не менее, Елизавету Александровну, а затем и её сестру Анну Александровну определили на учёбу в московское Александро-Мариинское училище, основанное как Приют для беднейших девочек-сирот. Можно только предполагать, почему и как туда попали Елизавета и её сестра Анна. К концу 1850-х гг. А.С. Гвоздев уже был вдовцом. Девочки лишены матери, то есть по сути сироты. Конечно же, в то время в Вязниках они могли получить только домашнее образование. Отец же, видимо, был настроен дать дочерям более серьёзное образование, А знаменитое московское училище давало прекрасную подготовку по многим отраслям знаний и воспитание, соответствовавшее их дворянскому происхождению. Елизавета окончила курс в 1869 г., а Анна в 1870 г. - обе со свидетельством на звание домашней учительницы по французскому и немецкому языкам, арифметике, истории, географии, естественной истории. Такое звание давалось только при наличии отличных оценок по указанным предметам, предоставляя возможность их преподавания в прогимназиях и гимназиях. Программа и уровень подготовки в училище в то время были не хуже, чем в более позднее время, когда это учебное заведение получило статус института. В начале XX в. обе сестры при заполнении формуляров с чистой совестью писали, что окончили Александро-Мариинский институт.
Е.А. Гвоздева, возвратившись домой, с 1 декабря 1871 г. приступила к работе в Вязниковской женской прогимназии. В 1896 г. Е.А. фон Штемпель (урожд. Гвоздева) - учительница истории, географии, чистописания. Одновременно с 8 апреля по 26 сентября «исправляла должность начальницы прогимназии».
В конце 1896 г. педагогический стаж Елизаветы Александровны составил 25 лет, что давало ей право выхода на пенсию по выслуге лет. А разрешить продолжить работу мог только попечитель Московского учебного округа. Видимо, баронесса Е.А. фон Штемпель подала прошение, так как всё- таки была оставлена в занимаемой должности ещё на пять лет. Но 4 сентября 1897 г. переведена на службу в Тульскую гимназию на должность преподавательницы истории, а уже 3 октября 1897 г. уволена по прошению в отставку. С чем было связано такое краткосрочное пребывание в Туле - неизвестно. Возможно, какие-то семейные обстоятельства заставили оставить Тулу. При этом надо было решать главную проблему семьи - достойное образование детей. К этому времени баронесса Е.А. фон Штемпель имела двоих детей: сына Юрия (род. 1886) и дочь Марию (род. 1889). Гимназий в Вязниках не было ни для мальчиков, ни для девочек. Детей определили на обучение в гимназии г. Владимира. Это, по всей вероятности, и стало основной причиной переезда семьи фон Штемпель в губернский город. Семья поселилась в доме Даниловых в Николо-Кремлёвском переулке и жила здесь до самой смерти Елизаветы Александровны (дом снесён в 2017 г., его последний адрес - ул. им. Подбельского, 10).


Ул. Подбельского, д. 10

Как указывает Елизавета Александровна в формулярном списке, «была в отставке без всякого награждения с 3 октября 1897 г. по 15 сентября 1905 г.», то есть нигде не служила.

Елизавета Александровна, имея большой опыт педагогической деятельности, не смогла оставаться без дела, и во Владимире продолжила педагогическую деятельность как частное лицо. В нач. ХХ века была открыта начальная детская школа Елизаветы Александровны фон Штемпель, в которой она занималась подготовкой детей к вступительным экзаменам в гимназию.
Из воспоминаний Михаила Васильевича Касаткина. «Владимирская классическая губернская гимназия, как она именовалась, не была начальной школой для поступления в неё совершенно не подготовленных детей. Нет, от них требовалась уже достаточная подготовка и для поступления даже в приготовительный класс, с чего и начиналось ученье большинства учеников. Для этого надо было выдержать вступительные, даже конкурсные экзамены, так как желающих поступить в приготовительный, а тем более, минуя его, в первый класс, было значительно больше имевшихся вакансий.
Такую подготовку ребята получали или дома (и далеко не все), или у популярного тогда во Владимире учителя городского училища Ивана Ивановича Ильинского, или у опытной учительницы, репетитора Лидии Ивановны Саввитской (Савваитской). Мне же такую подготовку пришлось пройти в начальной детской школе ныне уже покойной Елизаветы Александровны фон Штемпель. Осенью 1900 года я и поступил в эту школу восьмилетним мальчиком. Но первый год почти не учился, так как сильно болел зимой воспалением лёгких и лишь в следующем году прошёл полный курс. Школа эта помещалась в первом этаже доселе существующего высокого двухэтажного деревянного дома Даниловой на углу бывшей Троицкой улицы и Николо-Кремлёвского переулка, выходя своими окнами на этот переулок. Она размещалась всего в одной комнате, уставленной уже партами, каждая на двух учеников, среди которых были мальчики и девочки. Занятия с нами вела сама Елизавета Александровна, опытнейшая, сердечная по-матерински, ещё не старая, маленького роста, в золотых очках брюнетка. Арифметике учила молодая, красивая, недавно окончившая гимназию девушка М.А. Крушевицкая, и, как полагалось тогда, Закон Божий и молитвы, молодой соборный священник Василий Петрович Богословский.
Чувствовали мы себя в школе легко и свободно, прилежно учились, хотя, собираясь по утрам на крыльце школы до начала занятий, резвились и шалили. В августе 1902 года, напутствуемые добрыми пожеланиями Елизаветы Александровны, все пошли на вступительные экзамены в гимназию, почти не робея, чувствуя себя вполне подготовленными…».

1 августа 1903 г. умер барон А.Г. фон Штемпель. Сын и дочь продолжали обучение в гимназиях. В трудный период жизни главной опорой для Елизаветы Александровны оставалась её большая семья. Рядом жила и вместе с ней работала сестра Анна Александровна Орлова (урожд. Гвоздева). На похороны зятя приехали братья Алексей и Владимир Александровичи Гвоздевы. Алексей к тому времени имел чин надворного советника и занимал должность городского судьи г. Меленки. Владимир имел чин титулярного советника, служил земским начальником в Вязниковском уезде и являлся депутатом губернскою дворянского собрания. Оба они в скором времени перевелись на работу во Владимир, поддерживали сестру в трудной ситуации. Хотя они делали карьеру в правовой сфере, но проявляли интерес и к делу народного образования. А.А. Гвоздев ещё в период службы в Вязниковском уезде являлся членом Уездного училищного совета. В.А. Гвоздев, будучи присяжным поверенным Московского судебного округа, был избран членом родительского комитета Владимирской мужской гимназии, членом попечительского совета гимназии фон Штемпель. Членом попечительского совета частной женской гимназии фон Штемпель в течение многих лет был Александр Николаевич Гвоздев - вероятно, племянник, сын старшего брата баронессы, проживавшего в Вязниках.
Со временем Елизавета Александровна решилась на организацию более серьёзного учебного заведения - женской прогимназии. Получить разрешение на открытие прогимназии можно было лишь у попечителя Московского учебного округа, обеспечив условия обучения в соответствии с Положением о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения 1870 г. Главное условие - «возможность обеспечить их существование посредством общественных или частных пожертвований». Кроме решения финансовых вопросов необходимо было организовать попечительский совет прогимназии «для ближайшего содействия успешному, со стороны общества, развитию гимназий или прогимназий», а также для выбора начальницы, утвердить которую в должности мог только попечитель Московского учебного округа.
Газета «Владимирские губернские ведомости» сообщала: «25-26-го июля 1905 года - приёмные испытания для поступающих в 1-й и приготовительный классы при открываемой баронессой Е.А. Штемпель женской прогимназии с правами правительственных прогимназий Министерства Народного просвещения».
27 августа 1905 года в гор. Владимире баронессой Елизаветой Александровной Фон-Штемпель была открыта женская прогимназия с правами правительственных прогимназий. 15 сентября 1905 г. баронесса Е.А. фон Штемпель утверждена в должности начальницы женской частной прогимназии.

Прогимназия была открыта в частном доме на Большой улице (дом Белоглазовой). Помещением для организации процесса обучения служила квартира, нанимаемая в верхнем этаже двухэтажного дома. А в 1906 г. уже использовались две квартиры - одна в верхнем, другая в нижнем этаже.


Ул. Б. Московская, д. 14. «Дом Белоглазова»

Прогимназия была открыта в составе трёх классов: приготовительного, 1-го и 2-го.
Обязательным требованием существования прогимназии являлось создание попечительского и педагогического советов, а также родительского комитета.
Председателем педагогического совета прогимназии утверждён А.В. Захаров - учитель Владимирской мужской гимназии, членами: В.П. Богословский - священник Владимирского кафедрального собора, преподаватели Е.А. фон Штемпель, К.Г. Байцурова, А.П. Казначеева, Е.В. Кременицкая. В 1906-1907 учебном году список был расширен, так как появились новые классы, и коллектив увеличился. Приступили к работе П.А. Диомидовская (иногда в документах встречается написание фамилии Деомидовская), Н.И. Александрова, М.К. Соковнина, Е.Н. Крюкова.
Председателем попечительского совета избран статский советник П.А. Баскарёв, членами - статский советник В.Ф. Свирский, коллежский советник П.П. Булыгин, купец Н.А. Парков, дворянин А.Н. Гвоздев и статский советник С.П. Орлов.
К началу XX в. государство начало отводить попечителям роль пассивных жертвователей. Тем не менее, выбирались в советы люди, в первую очередь, по нравственным принципам, а не только по материальному достатку.
П.П. Булыгин (1858-1915) - земский деятель, автор рассказов, повестей и пьес, которые шли на сцене владимирского театра. Владимирский купец Н.А. Парков известен обширной издательской деятельностью, В.Ф. Свирский - инженер-техник Владимирской губернской земской управы, грамотный статистик, издавший труд «Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии» (1890), П.А. Баскарёв - член Владимирского окружного суда.
Почти все вышеназванные члены попечительского совета были известными во Владимире людьми. Исключение составляют дворянин А.Н. Гвоздев и статский советник СП. Орлов.
Александр Николаевич Гвоздев - племянник баронессы Е.А. фон Штемпель, сын её брата Николая Александровича. Статский советник Сергей Петрович Орлов - это муж А.А. Орловой. Известно, что он тяжело болел и умер в г. Владимире или в 1912 г., или в 1913 г.
В новом учреждении необходимо было сформировать штат педагогов и служащих. Это была обязанность, в первую очередь, председателя педагогического совета.
Сама начальница «наблюдала за поведением учащихся, входила в рассмотрение их нужд в отношении учебного дела с целью оказания им возможного содействия», совмещая эту работу с преподаванием русского языка и чистописания в 1-м и 2-м классах.
Две учительницы исполняли обязанности классных наставниц, одна - приготовительного, другая - 1-го и 2-го. Они следили за успехами учениц в учёбе.
Внеклассных учебных занятий и экскурсий при прогимназии, как требовала программа, не устраивалось, так как было много нерешённых организационных вопросов. Не проводилось на первом году жизни прогимназии и родительских собраний. Как объясняет начальница «в виду короткого срока существования заведения».
Режим работы прогимназии, с точки зрения сегодняшнего дня и с учётом того, что прогимназия давала образование на уровне начальной школы, был довольно интенсивным. Занятия начинались в 9 часов утра, заканчивались в 15.00. Урок длился 50 мин., перемены 10 мин., большая перемена после 2-го урока - 20 мин. Ежедневно проводилось по 5 уроков. Фамилии лучших учениц заносили на так называемую «Красную доску» после подведения итогов полугодия.
На 1 января 1906 г. число учащихся прогимназии составляло 34 человека, в 1907 г. - уже 59 человек. С 1 сентября 1906 г. открыт 3-й класс.
В коллектив пришли новые преподаватели: Н.И. Александрова (русский язык), П.А. Диомидовская (французский язык), М.К. Соковнина (немецкий язык и чистописание). В 1907 г. начальница прогимназии добивается разрешения открыть 4-й класс (по Положению прогимназии могли быть и трёхклассными). И опять новые педагоги пополняют коллектив: Л.Г. Рахманова (в девичестве Берг), Е.Д. Ремизова, Д.И. Янчин, очень уважаемая в городе преподавательница Владимирской женской земской гимназии - А.Д. Лутновская.
Увеличивались и финансовые потребности прогимназии. В 1907 г. основную долю бюджета составляла плата за учение: в приготовительном классе - 40 руб. в год, в остальных - 60 руб. Всего 5570 руб. Кроме того, по существующему Положению прогимназия получала пособие от губернатора в размере 250 руб. в год и такую же сумму от содержательницы. Суммы фиксированные, они не зависели от количества учащихся и классов.

Елизавета Александровна, зная из собственного опыта о ситуации с женским образованием в губернии и в самом Владимире, понимала, насколько востребовано среднее образование. Можно только догадываться, сколько бумаг было ею исписано, документов к ним приложено, чтобы получить разрешение на преобразование прогимназии в гимназию. Но старания этой настойчивой целеустремлённой женщины увенчались успехом.
В мае 1907 г. из канцелярии товарища министра народного просвещения на имя председателя педагогического совета было получено письмо следующего содержания: «Вследствие представления, основанного на прошении содержательницы вверенной Вам частной женской прогимназии баронессы фон-Штемпель предложением от 16.04.1907 за № 8636 уведомил, что МНП разрешает преобразовать женскую прогимназию, содержимую баронессой Е.А. фон-Штемпель в г. Владимире в женскую гимназию на точном основании Положения 24 мая 1870 г. с выполнением условий, указанных в предложении МНП от 27.04.05 за № 8343, сообщённом г. фон Штемпель 7 мая 1905 г. за № 9502».
Прогимназия преобразована в гимназию в мае 1907 года. Гимназия была открыта 15 августа 1907 г.


В 1908 г. в верхнем этаже дома Белоглазова была открыта частная мужская прогимназия П.В. Смирнова, женская гимназия баронессы фон-Штемпель переехала на улицу Муромскую, в дом Андреева.
В 1908 г. занятия в гимназии баронессы фон-Штемпель начались 25 августа, то есть с запозданием на 10 дней, вызванным переходом гимназии в новое помещение.


«Дом купца Андреева». Улица Муромская, д. 10а


Самым сложным моментом в организации гимназии оказалась кадровая проблема. По этому поводу М.В. Косаткин вспоминает: «В 1905 г. обычная норма уроков (для педагогов) в неделю с 26-30 увеличивается вследствие резкого увеличения во Владимире учебных заведений: женских гимназий Штемпельской и Давыдовой, реального училища и частной мужской гимназии Смирнова, требующих учителей при слабом их притоке со стороны. А это ещё более загружало учителей работой, не давая им возможность сколько-нибудь совершенствовать своё преподавание и расширять педагогические знания, что в свою очередь неблагоприятно отражалось на нас - учениках». Большая часть преподавателей «Штемпельской» гимназии работала не в одном среднем учебном заведении, а в нескольких. Нелегко приходилось учителям. Сложно было и начальнице подобрать достойные кадры, отрегулировать расписание. Но и с этой трудностью она справилась. Штат был укомплектован. Хочется перечислить педагогов, служивших в гимназии в первый год её организации: Е.А. фон Штемпель (русский язык, чистописание), Б.П. Богословский (Закон Божий), A.М. Лифанов (русский язык, история), О.Н. Иванов (математика), Д.И. Янчин (естествознание), B.П. Теплин (история, география), Л.Н. Воронин (естествознание), Л.В. Воронина, Е.Д. Ремизова, П.А. Диомидовская, Л.Г. Рахманова, Е.Н. Крюкова и А.Д. Лутновская - при подведении итогов года на педагогическом совете никто из них не получил отрицательной характеристики. В гимназию приглашён «в качестве врача без платы врач Владимирской городской земской больницы доктор Александр Петрович Кондратьев».
Частная женская гимназия баронессы фон-Штемпель (1909): «Председатель Педагогического Совета – ст. сов. Андрей Владимир. Захаров. Начальница – баронесса Елизавета Александровна Фон-Штемпель. Законоучитель – свящ. Вас. Петр. Богословский. Учителя: Вас. Павл. Тепин, Федор Никол. Иванов, Алексей Михайлович Лифанов, Дм. Ив. Янчин. Учительницы: Александра Дмитр. Лутновская, Екатер. Дмитр. Ремезова, Лидия Андр. Рахманова, Лидия Викт. Воронина, Праск. Алсеев. Диомедовская, Елена Никол. Крюкова, Анна Петр. Казначеева, Викторина Александровна Шауман» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1909 год).
Возникла проблема с преподаванием гимнастики, так как подходящего помещения не было, как и средств на оплату руководительницы. Данная проблема была доведена до руководства учебного округа. По всей вероятности, она была решена только после 1910 г., когда в штате появилась Даниловская - учительница гимнастики и танцев. На смену ей в 1916 г. приняли на работу Веру Михайловну Говоркову, которая уже преподавала в частной женской гимназии Л.М. Давыдовой.
В 1908 г. по городу стали распространяться слухи о закрытии гимназии, которые фон Штемпель решительно опровергла в местной газете. Она сказала, что слухи безосновательны, она не собирается ни закрывать гимназию, ни передавать её кому-либо. Наоборот, учредительница предполагала «расширять и совершенствовать» учебное заведение. Возможно, слухи были связаны как с пониманием кадровой проблемы, так и с трагической страницей жизни Елизаветы Александровны. 24 августа 1908 г. её дочь баронесса Мария Адольфовна фон Штемпель умерла от воспаления лёгких. Горожане не были уверены, что переживающая такое горе начальница гимназии сможет вернуться к прежней жизни.
Баронесса Е.А. фон Штемпель была знакома и поддерживала связи с высокообразованными интеллигентными неординарными личностями. Такими, как, например, инженер Владимир Васильевич Ольденборгер, тридцать лет обеспечивавший работу московского водопровода и ставший его главным инженером ещё с начала века, доктор Герман Александрович Левенштейн - основатель детского приюта на Пречистенском бульваре в Москве, Софья Николаевна Фишер (урожд. Богданова) - педагог и деятель народного образования, основательница и руководитель частной женской классической гимназии в Москве. Она добилась разрешения на то, чтобы в её частной школе девочки изучали те же науки, что в мужских гимназиях. Вероятно, опыт работы её гимназии изучала Е.А. фон Штемпель. Елизавета Александровна поддерживала связи и с родственниками барона фон Штемпеля, проживавшими в Санкт-Петербурге. Барон Владимир Готгардович фон Штемпель (видимо, брат А.Г. фон Штемпеля) известен тем, что «в 1869 году на Всемирной выставке в Париже компасы работы его мастерской заслужили награду I разряда. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году Мастерской был присуждён диплом I разряда, а сё начальнику, барону Штемпелю, серебряная медаль за усовершенствование компасов». В 1901 г. он проходил службу капитаном Главного Адмиралтейства, работал в Главном гидрографическом управлении.
Газета «Старый владимирец» в разделе «Неблагоустройство» в 1911 г. сообщала: «В виду неочистки тротуаров по Муромской улице и не посыпки их песком, спуск с нея для учащихся гимназии фон Штемпель затруднителен».
Жизнь баронессы Е.А. фон Штемпель не ограничивалась рамками города Владимира, хотя гимназия была её детищем, требовавшим постоянного внимания и заботы. Несмотря на слухи, гимназия продолжала работу. Количество учащихся росло. Но трагедия и последовавшие за ней семейные проблемы изрядно подорвали здоровье баронессы, и 22 мая 1911 г. она умерла. Объявление, размещённое в газете «Старый владимирец», гласило: «Барон Юрий Адольфович фон Штемпель с глубокой скорбью извещает родных и знакомых о кончине матери своей Баронессы Елизаветы Александровны фон Штемпель, последовавшей сего 22-го мая в 3 часа пополудне после тяжкой болезни. Отпевание имеет быть 24-го мая, в 9 час. утра в Николо-Кремлёвской церкви». Похоронена она на городском кладбище, с левой стороны главной дороги на пригорке, почти на углу пересечения её с боковой дорожкой. Рядом была могила ее мужа, барона А.Г. фон Штемпель и красавицы дочки Маруси, внезапно умершей ученицы 8 класса Владимирской земской гимназии. Все эти могилы ныне утрачены.

Частная женская гимназия А.А. Орловой

Попечительский совет постановил вместо скончавшейся Е.А. фон Штемпель на должность начальницы гимназии избрать её родную сестру Анну Александровну Орлову, урождённую Гвоздеву.
А.А. Орлова родилась 14 (по другим сведениям - 22) мая 1852 г. После окончания Александро-Мариинского училища с 1871 по 1879 гг. преподавала русский язык и арифметику в Вязниковской женской прогимназии. Затем занималась частной практикой. С 1877 г. замужем за коллежским асессором С.П. Орловым. К концу 1912 г. она уже вдова.


Анна Александровна Орлова

Официально вновь «частная гимназия Анны Александровны Орловой» была открыта 20 октября 1911 года, без перерыва в учебе, все должности были переутверждены начальство Московского учебного округа. В том же году произошла смена председателя педагогического совета гимназии, так как Андрей Владимирович Захаров – преподаватель Владимирской мужской гимназии был назначен директором мужской гимназии в городе Покрове. Его преемником был утвержден преподаватель педагогики женской земской гимназии Дмитрий Михайлович Судницын.
10 января 1912 г. приказом № 540 Московского учебного округа А.А. Орлова назначена временно исполняющей обязанности начальницы «частной женской гимназии А.А. Орловой и С.В. Гвоздевой» во Владимире.
Судя по отчёту гимназии за 1911-1912-й учебный год, А.А. Орлова столкнулась с рядом серьёзных проблем: «малочисленность личного состава штатных преподавателей гимназии, отсутствие свободных материальных средств, необходимых для организации внеклассных развлечений, частичный ремонт здания». Анна Александровна справилась с трудностями, были чётко организованы учебно-воспитательный процесс и деятельность 8-го педагогического класса.
«Частная женская гимназия Орловой (учр. барон. фон-Штемпель).
Попечительный Совет. Председатель – стат. сов. Пав. Андр. Баскарев, Члены: стат. сов. Сергей Петр. Орлов, Никол. Алекс. Парков, стат. сов. Дмитр. Мих. Судницын, Анна Алекс. Орлова.
Педагогический Совет. Председатель – стат. сов. Дмит. Мих. Судницын. Начальница гимназии - Анна Алекс. Орлова.
Преподаватели: Законоучитель – свящ. Вас. Петр. Богословский. Учительницы: Елена Степ. Янчина, Елиз. Петр. Богданова, Лидия Генр. Рахманова, Маргар. Эдмунд. Виклейн, Екат. Дмит. Ремезова, Лидия Викт. Воронина, Елена Никол. Крюкова, Алекс. Дмитр. Лутновская, неимеющ. чина Алекс. Иван. Соловьев, Мих. Наум. Панов, Лидия Серг. Петрова. Классная надзирательница – Ольга Петр. Тихонравова» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1913 год).


Объявление во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» 1914-го года.

Один из домов купцов Андреевых. Рисунок 1920-х гг. (ГАВО.Ф. Р-950. Оп. 2.Д.91.Л.1)

Отлаженный рабочий ритм гимназии был нарушен событиями Первой мировой войны. Первым главным затруднением с началом войны стала переполненность классов, так как произошёл наплыв учениц-беженок. Были приняты новые ученицы из Несвижской и Минской гимназий, а также из Боровичского, Псковского и других уездов западных областей России.
Персонал гимназии оказывал помощь ученицам-беженкам, как материальными средствами, так и своим личным трудом. Возможные способы оказания помощи обсуждались педагогическим советом: репетиторство, вечерние групповые занятия и т.д. Учащимся предлагалось жертвовать лишние или ненужные им учебники в пользу беженок. Некоторые ученицы с началом войны оставили гимназию, чтобы облегчать страдания больных и раненых воинов в качестве сестёр милосердия». Другие приняли участие в сборах на нужды войны и жертвовали свою лепту на подарки воинам. Ежедневно в гимназии проходили молебны об упокоении павших.
Педагогический персонал с момента организации гимназии старался «входить в близкое общение с ученицами», обсуждая часто совместно с ними их поступки, чтобы предупредить неосмотрительные шаги и проступки. Заботился о том, чтобы выработать у них ясные, твёрдые и жизненные взгляды на вещи. Теперь, в военное время, педагоги ещё активнее работали над созданием «благоприятной обстановки для тёплых сердечных отношений к учащимся». В гимназии отсутствовали наказания и различные дисциплинарные взыскания. Такая практика привела к тому, что многие ученицы в затруднительных случаях часто обращались за советом к начальнице и воспитательницам, не только в гимназии, но и посещая их на дому.
Чем больше проходило времени в условиях войны, тем более она сказывалась на состоянии дел гимназии. Ученицы получили разрешение не носить форменное платье, так как из-за дороговизны приобрести его теперь для многих стало затруднительно. Стало не актуальным, уходя в прошлое, прозвище, существовавшее в г. Владимире по отношению к гимназисткам - «штемпельские лягушки» (платье в гимназии фон Штемпель было зелёного цвета с чёрным фартуком).
«На обучение принимались дети с 10 лет. Девочек зачисляли на учёбу при условии сдачи вступительных экзаменов по Закону Божьему, русскому языку, арифметике, чистописанию. Их проходили в приготовительных классах, существовавших при гимназии.
По Закону Божьему требовалось знание общеупотребительных молитв, истории главнейших праздников. По арифметике - всех действий с трёхзначными цифрами, таблицы умножения и устного счёта. По русскому языку дети должны были уметь писать без орфографических ошибок, разбирать предложения по частям речи, знать склонения, спряжения и наизусть несколько басен, стихотворений, которые необходимо было читать с выражением. Обращалось внимание на каллиграфию.
День накануне учебного года отмечался весьма торжественно. В зале гимназии на столе стояла чаша со святой водой, крест и Евангелие. Дымилось разожжённое кадило, стоял наготове хор. Молебен служился с водосвятием, а в конце возглашалось всем многолетие. В 12 часов оживлённой гурьбой ученики выходили на улицу и гуляли по городу: шли по главной улице, заходили на Пушкинский бульвар, сидели в Липках, Большая улица от сквера до Золотых ворот была очень оживлённой.
На следующий день особенно торжественным был момент, когда швейцар гимназии в 8 часов открывал дверь. С первым звонком все шли на общую молитву: «Царю небесный...». Одна из девочек по указанию батюшки читала «молитву перед учением», которую обязаны были знать все ученицы.
Гимназистки носили форму: тёмно-синее шерстяное платье с чёрным передником. Обучение велось в присутствии классной дамы, которая следила за дисциплиной, успеваемостью и вела беседы с нерадивыми ученицами. Связь с родителями осуществлялась через «балльники», в которые она выписывала из классного журнала оценки об успеваемости (баллы) под роспись родителям» (Н. Трофимова. Владимир и владимирцы. 2019).
«18 января 1915 г., в воскресенье, частная детская гимназия А.А. Орловой (бывшая гимназия баронессы фон Штемпель), в своем помещении давала музыкально-литературный вечер, на котором исполнительницами являлись исключительно воспитанницы этого учебного заведения. Вечер начался исполнением Народного Гимна хором воспитанниц всех классов.
Говоря об исполнении программы ученицами, не принято в печати останавливаться на исполнении отдельных soloномеров, о чем приходится пожалеть в данном случае, так как несомненно, что исполнение некоторых номеров не могло не произвести особенно сильного впечатления.
В общем, начиная с убранства лестницы и всего помещения зеленью и национальными флагами, вечер произвел на всю многочисленную публику самое приятное впечатление. Выбор музыкальных номеров естественно обусловился исполнительными средствами, бывшими в распоряжении устроителей. Но и в этих пределах программа была интересна и красива в области музыки, доступной так называемой «большой публике».
Много вкуса оказалось и в выборе номеров, отвечающих общему настроению переживаемой эпохи. Мы слышали прекрасную декламацию классического монолога, искусственно приподнятого настроения и захватывающую читку лирики непосредственного чувства.
В нарушение порядка программы мы под конец оставили исполненный в начале, после гимна, драматический номер «Новый Год», пьеса в стихах Соловьева.
Это символическая красивая вещица для детей. Исполнительницами были воспитанницы от приготовительного класса до четвертого включительно. Она требовала обстановки, костюмчиков. Действующие лица: Новый и Старый Года, Часовничек, Минутки, Часы, Дни недели, Месяцы.
Поставлена эта вещица была с большим вкусом, с забавными блесками юмора: так, например, январь месяц — предельный для официальных отчетов, был забавен в цилиндре, для официальности, а его голубая рубашка была вся в графах с цифрами. Уморителен был октябрь в непромокаемом плаще с острым капюшоном, в больших теплых галошах. Оригинален и красив был июль в колосьях и васильковом венке.
Много трудов положено было несомненно на организацию этого вечера. Но они не пропали даром. И впечатление получилось самое отрадное. Нельзя организовать такого вечера без живой связи между устроителями и исполнителями. А что может быть отраднее проявления такой связи между учащими и учащимися в учебном заведении? Кроме того воспитывать эстетическое чувство в детях и довести их до понимания, что нельзя в приподнятом тоне декламировать жизненно драматическую лирику точно так же, как нельзя реально «играть» голосом, декламируя классический монолог, это большая и трудная педагогическая задача и одоление ее отрадно видеть» («Владимирские Губернские Ведомости», 23 января 1915).

1915-1916-й учебный год для гимназисток 1-го и 2-го класса окончился раньше обычного - 11 мая. Оплата учёбы для родителей большинства учениц из уездных центров, сёл и деревень стала «не по карману» опять-таки из-за растущей дороговизны. Цены росли и на съём жилья, и на продукты. Сказалось и то, что мужское население было призвано на войну, и помощь девочек в сельскохозяйственных работах, в работе на огороде, присмотре за младшими детьми была очень значима. И всё-таки на лето 1916 г. был составлен график экскурсий для учениц, предусмотренных учебным планом. Конечно, уже не планировались экскурсии в Москву, как раньше. Самые младшие знакомились с окрестностями Владимира (луг, поле, лес, река), с кирпичным заводом. Средние классы имели самую обширную программу: осмотр опытного поля Владимирского губернского земства, метеостанции и почвенной лаборатории. Им предстояло посетить Успенский и Дмитриевский соборы, монастыри, исторический музей и древлехранилище при Братстве святого благоверного князя Александра Невского, село Боголюбово, церковь Покрова-на-Нерли. Старшеклассницам предлагалось осмотреть электростанцию, учащимся 8-го класса дополнительно к этому изучить материалы музея наглядных пособий при дирекции народных училищ. Из дальних экскурсий была запланирована одна - в г. Гусь- с Хрустальный для осмотра хрустального завода, с прядильной и ткацкой фабрик 13, 14 и 15 мая.
«Женская гимназия Орловой и Гвоздевой (Муромская ул., д. Андреева).
Начальница – Анна Ал-ндровна Орлова. Председатель Педагогического Совета – Ал-сей Михайлович Лифанов. Законоучитель – свящ. Василий Петр. Богословский. Преподаватели: Ал-ндра Дмитр. Лутновская, Лидия Виктор. Воронина, Екатерина Дмитр. Ремезова, Анна Дмитриевна Ремезова, Алевтина Иван. Доброхотова, Анна Константиновна Ларме, Елизавета Петр. Богданова, Анна Васильевна Воронцова, Елизавета Ал-ндровна Преображенская, Мария Ал-вна Иванова, Елизавета Ал-ндровна Шмелева, неим. Чина Петр Андр. Новиков, Лидия Серг. Скурбе, Мария Нколаевна Воронина, Николай Георг. Морякин, Мария Николаевна Ложкина, Антон Яковлевич Шевченко, Петр Ал-сеев. Ставровский, Антонина Антоновна Зволинская, Елена Федоровна Даниловская» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).
1916-1917-й учебный год был закончен 1 мая. «На состоявшемся 13-го апреля заседании педагогического совета гимназии А.А. Орловой постановлено: 1) занятия в гимназии окончить к 1-му мая; 2) вступительные экзамены в приготовительный класс назначить на 1-е и 2-е мая, в первый класс — на 5-е и 6-е мая, в остальные классы — с 1-го по 6-е мая». Теперь уже для всех учащихся. В марте городская управа вышла с предложением к педагогическим советам гимназий «о возможно скорейшем роспуске учащихся на летние каникулы ввиду сильного стеснения в доставке продуктов питания в город и настоятельной необходимости привлечь учащихся к огородным и полевым работам». Впервые выпускницы гимназии не получили золотых медалей. Они были отменены циркуляром Министерства просвещения от 25 ноября 1916 г. с целью сбережения золота. В августе 1917 г. впервые 8 учащихся отчислены за неуплату обучения.
С развитием гимназии росло число учениц. К 1 января 1906 года училось 34 ученицы в 3 – х классах (приготовительном, первом и втором), в 1910 году – 158 учениц шести классах и приготовительном. В 1917 году – 460 в основных, двух параллельных, педагогическом и приготовительном. Рост числа учениц был связан с тем, что в гимназию принимались ученицы эвакуированных из прифронтовых районов гимназии. Гимназия была всесословной – на 1 января 1917 года в ней учились дочери потомственных дворян – 15, личных дворян и чиновников – 45, лиц духовного звания – 24.
В 1917 г. Людмила Евгеньевна Морякина (Танкова) (1890-1977) возвратилась во Владимир, стала работать преподавателем частной женской гимназии Орловой.
«ОТ начальницы женской гимназии А.А. Орловой поступило пожертвование носильным платьем (23 вещи), в письме А.А. Орлова просит принять их в память ее покойного мужа, который будучи студентом, был схвачен и заключен в Петропаловскую крепость за студенческие беспорядки в 1861 году и потом тяжко болел 5 лет» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №9, 14-го марта 1917).
«Уездные земские управы и городские управы извещены, что культурно-просветительная комиссия при Владимирском Губернском Временном Исполнительном Комитете открывает во Владимире с 5 по 22 мая краткосрочные курсы для подготовки кадра местных лекторов по преимуществу из учащих сельских школ губернии. Делегаты, избранные на эти курсы, с удобством могли-бы взять на себя представительство и на учительском съезде (от каждого уезда будет делегировано на курсы от 10 до 15 учителей. За справками о курсах можно обращаться к JI.М. Давыдовой (частная женская гимназия Л.М. Давыдовой)» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №42, 27-го апреля 1917).
1917-1918-й учебный год оказался непредсказуемым, переломным в судьбе страны, всех учебных заведений. Был осуществлён переход на программы мужских гимназий. Учителей в гимназии Орловой - 21, учащихся - 513. По причине роста численности учениц занятия проходили теперь в две смены, без перерыва - с 8.40 до 15.20. Преподаватели этого последнего года в истории гимназии: А.А. Орлова, Е.П. Богданова, Л.В. Воронина, Н.В. Воронина, Е.А. Шмелёва, Л.Е. Танкова, Н.В. Воронцова, М.Н. Воронина, М.Н. Ложкина, А.И. Доброхотова, Е.В. Богословская, А.А. Зволинская, А.Я. Шевченко, Н.А. Михайлова, Е.Д. Ремезова, А.Д. Ремезова, П.А. Ставровский, Н.Н. Невский, Н.А. Мясоедова, Н.Г. Морякин. Председатель педагогического совета - А.М. Лифанов. Финансирование гимназии земством было полностью прекращено. Гимназия существовала только на средства, поступившие за оплату обучения, и личные средства А.А. Орловой.
В связи с такой ситуацией педагогический совет обратился в уездный отдел народного образования (УОНО), предполагавший просто закрыть гимназию, с предложением принять её на казённый счёт.
Крайне негативно отнёсся коллектив к первым попыткам новой власти преобразовать гимназию. На полученный циркуляр о введении «трудового начала» в учебных заведениях ответ был дан такой: «Для проведения в жизнь трудового начала [необходимо] устройство при гимназии хотя бы каких-то мастерских, например, кройки и шитья, сапожной, переплётной, образцовой кухни». Сдавая отчёт за первое полугодие 1918 г., А.А. Орлова должна была указать распределение учащихся по происхождению. Оказалось, детей духовенства - 13, дворянства - 10, крестьян - 337, мещан - 105, чиновников - 43. Педагоги считали, что гимназия в преобразованиях не нуждается, и закрывать её ни в коем случае не нужно, достаточно наладить финансирование, взяв её на государственный счёт. За июнь 1918 г. часть служащих гимназии вообще не получила жалованья. А в последующие месяцы получать всем было совсем нечего.
Главным органом управления школой должен был стать школьный совет. Председателем выбрали Елизавету Петровну Богданову, более известную в дальнейшем в городе Владимире под фамилией мужа - Жарова. Анну Александровну уговорили работать в должности товарища председателя.
С 24 августа решением УОНО № 8970 1918 г. гимназия «А.А. Орловой и С.В. Гвоздевой» была переведена на счёт казны и далее в документах стала именоваться «бывшая Орловой и С.В. Гвоздевой». Как частное учебное заведение она перестала существовать. Но при этом проблем хозяйственных, кадровых стало ещё больше. Решение вопросов с обеспечением дровами, водой, уборкой территории возлагалось теперь на руководство гимназии. УОНО довело до сведения, что «в новой школе, создаваемой по трудовому принципу, не будет места барским, замашкам и интеллигентской брезгливости к так называемой чёрной работе, и учащиеся сами будут нести наибольшую часть заботы по сохранению чистоты и порядка в школьных помещениях».
С 1 октября 1918 г. (именно этот день был началом занятий в 1918-1919-м учебном году) прошло преобразование всех средних учебных заведений города в школы 1-й и 2-й ступеней. Бывшая женская гимназия «А.А. Орловой и С.В. Гвоздевой» преобразована в Пятую Единую трудовую школу 2-й ступени. Учащиеся первых трёх классов гимназии переходили в Третью ЕТШ 1-й ст. (в здание Епархиального училища). Учащиеся 4, 5, 6, 7-х классов - в Пятую ЕТШ 2-й ст. (бывш. Орловой), 8-е классы упразднены. Часть учителей гимназии переведена в разные школы, а А.А. Орлова, П.А. Ставровский и А.И. Доброхотова за сокращением штатов уволены с 1 октября 1918 г. Только один год существовала Пятая школа 2-й ст. в г. Владимире. С октября 1919 г. она была закрыта. Штат педагогов расформирован.

«Участковая Избирательная Комиссия сим объявляет гражданам, проживающим в Районных Комитетах №№ 7 и 8, что 6-го марта в 3 часа дня (воскресенье) в помещении быв. Орловской Гимназии, что по Муромской улице, назначено общее собрание граждан, для выборов делегатов в Городской Совдеп. В виду важности выборов явка граждан с 18 лет обязательна» («Призыв», 4 марта 1921).

«Владимирский филиал Ивановского учебного комбината ликвидируется. Имеющиеся к нему претензии должны быть заявлены в письменной форме до 25 июня с. г. в филиал, после указанного срока никакие претензии рассматриваться не будут. Адрес филиала – г. Владимир, Муромская, 10-а» (объявление в газете «Призыв», 18 июня 1941).
Первая средняя школа. Во время ВОВ 1-ю школу, что у Золотых ворот, заняли под госпиталь, дети переехали на Муромскую улицу в небольшое двухэтажное здание, где учились в три смены. Появился новый предмет - военное дело. На занятиях изучали винтовку, учились прицеливаться, ползать по-пластунски и устраивали военные игры за Клязьмой. В школе было холодно, сидели в пальто. Тетрадей было мало. Детям давали солодовое молоко, кусочек хлеба или маленькую булочку с небольшой конфетой - помадкой. На уроках труда дети вязали носки для бойцов. Дома шили и вышивали кисеты.
24 августа 1941 г. «в первой средней школе (на Муромской улице, в помещении бывшей школы взрослых) собралось много родителей, учащиеся и учителя. Вымыты полы во всех классах, протерты потолки, двери, стекла. Учащиеся старших классов и некоторые учителя занимались колкой дров. Несколько столяров из числа родителей отремонтировали три школьных шкафа. Помещение школы в результате проведенного Дня выглядит чистым, опрятным» («Призыв», 26 августа 1941 года).
«1 средняя школа приветливо встретила вчера своих питомцев. Радостно возбужденные, приодетые девочки пришли в школу. Многие из них впервые сели за парту. В первом классе особенно интересно. С любопытством оглядывают девочки класс, занимательно слушают, запоминают. Все, что они сегодня услышат, они должны будут запоминать надолго. Непринужденно начала свой урок в первом классе учительница Чернова. Весь класс захвачен всем знакомой, но такой новой сегодня сказочной про дедку и репку. Глаза засияли оживлением, потянулись вверх руки, раздались восклицания… Интересно в школе первогодкам, учиться они будут с любовью. Уют, созданный в школе коллективом преподавателей и директором т. Березиной, способствует укреплению в девочках чувства порядка и аккуратности и заставляет их любить школу. Начинающин довольны первым днем своей учебы.
М. Малиновская» («Призыв», 2 сентября 1943).
30 сентября 1944 г. Владимирское гороно издает приказ № 90, согласно которому предполагается организовать новую НШ № 16 в помещении бывшей СШ № 1 на ул. Муромской д. № 10. СШ № 1 (ж) объединяется с НСШ № 4 и размещается на ул. Большая Московская д. 1.


Ул. Подбельского, д. № 9

В 1924 г. А.А. Орлова жила на ул. им. Подбельского (бывшая ул. Троицкая) в д. № 9, кв. № 4, размер которой составлял 171 кв. аршин (86,5 кв. м). Как пенсионерка получала пенсию в размере 15 рублей. Вместе с ней при переписи жителей г. Владимира 1924 г. как член семьи названа неграмотная Кузнецова Евдокия Кирилловна (1859 г.р.), получавшая пенсию 7 руб. 50 коп. И был третий член семьи, имя которого не вписано в перепись, то есть это был несовершеннолетний до 18 лет. В квартире № 4, кроме членов семьи Орловой, жили ещё 6 человек. А в квартире № 3 жили Кузнецов Василий Матвеевич, работавший в охране ст. Боголюбово, его жена Кузнецова Наталья Михайловна, домохозяйка, Кузин Фёдор Михайлович - работник станции «Владимир, Тумская» (брат Натальи Михайловны). В семье ещё двое несовершеннолетних.
В 1929 г. А.А. Орлова, которой к тому моменту исполнилось 76 лет, жила в д. № 9а в кв. № 3. В этом же доме жили и все Кузнецовы. Судя по площади их комнат, все они улучшили жилищные условия. Пенсия Анны Александровны подросла до 25 рублей. Зарплата в те годы увеличивалась быстрее. Для сравнения: педагог школы 2-й ст. получал 116 рублей, работница фабрики «Пионер» 85 рублей. Умерла Анна Александровна Орлова в 1930-е гг.

Источник:
Н.В. Корешкова. О ЧАСТНОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ БАРОНЕССЫ Е.А. ФОН ШТЕМПЕЛЬ
В 1870 году была открыта Земская женская гимназия в гор. Владимире.
Частная женская гимназия Людмилы Михайловны Давыдовой открыта в 1905 г.
Учебные заведения губернского города Владимира

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (18.11.2020)
Просмотров: 922 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru