Первая народная цифирная школа во Владимире
На Российский престол вступил великий преобразователь России Петр I, который, по выражению одного из историков, славой и блаженством России считал народное образование. Государь в 1708 г. повелел учредить школы при архиерейских домах для образования детей священно-церковно-служительских в языках латинском и греческом и рассылать испытанных им самим наставников по всем главным городам для обучения дворян грамоте, цифири и геометрии, объявив при том указы, что не успевшие в науках из духовного звания не могут поступать ни в какое другое сословие, кроме солдатского, а не выдержавшие экзамена из дворян не имеют права жениться. В Москве на Сухаревой башне основана школа навигаторская, а в Петербурге морская академия; переведены на русский язык многие математические и исторические книги. Государь сам образовал гражданский шрифт для типографии. При нем введены в употребление арабские цифры в 1702 году. Первым вводителем их называют Фарварсона, профессора Аберданского университета в Англии, приглашенного Петром учителем Московской навигаторской школы, а потом переведенного в Петербургскую Морскую Академию. Молодые дворяне были ежегодно посылаемы за границу для образования и по возвращении были испытываемы самим царем.
Гор. Владимир был в это время провинциальным городом Московской губернии и в церковных делах был подчинен сначала патриарху, а потом Св. Синоду. Первый указ во Владимире последовал из Адмиралтейской Коллегии о заведении школьного народного образования в 1714 году, затем повторен тот же указ в 1716 году.
Эти школы имели своей задачей «во всех губерниях дворянского и приказного чина дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет, и учить цифири и некоторую часть геометрии, а также чтению и письму». Преподавателями этих школ назначались ученики навигацких школ незадолго до того открытых в портовых городах России. В 1715 г. было дополнительно определено, чтобы из навигацких школ было отправлено в губернию по два человека, выучивших геометрию и географию «для науки молодых робятов из всяких чинов людей».
Чтобы добиться посещения цифирных школ правительство ввело положение, по которому венчаться и получать документ о венчании имели право лишь те «недоросли, которые могли представить свидетельство об окончании этой школы».
В 1716 г. посланы были в губернии и провинции 47 человек учителей для обучения «приказнаго чина дьячих и подъячих и всякаго чина людей, кроме дворянских и однодворцев, для обучения цифири и некоторой части геометрии», но 18 человек учителей снова возвратились в Коллегию «за неимением указнаго чина людей детей». По рапортам из губерний и провинций оказалось, что указы Петра 1 исполнены были лишь в 8-ми городах, где обучались 709 человек, между которыми посадских детей не оказалось ни одного.
В городе Юрьев-Польском была учреждена цифирная школа, где обучались 18 детей «из шляхетства». Посадские люди входили в Сенат с жалобой, что дети их занимаются торговлей, а их принуждают поступать в школу. Сенат вследствие того в 1722 году издал указ, которым велено посадских детей «к поступлению в цифирныя школы не принуждать, а принимать из посадских детей только тех, которые сами собой к той науке возымеют охоту».
В феврале 1722 года последовало открытие во Владимире первой народной цифирной школы. Из С.-Петербургской Морской Академии был прислан сюда учитель Алексей Маметев, «скончавший», как сказано в наказе, «арифметику и геометрию, для обучения приказнаго чина и церковников и прочих чинов людей в указныя лета арифметике и геометрии». Велено тем наказом «отвесть школу, где надлежит», взять троих сторожей к ней из солдат, отпустить на год 3 стопы бумаги, в месяцы декабрь-февраль выдавать через день по 10-ти свеч, кроме воскресных и праздничных дней, в холодное время ту школу топить, для обучения учеников купить «учебных каменных досок и прочаго инструменту, который к тому делу принадлежит». Где отведено было помещение для этой школы во Владимире, неизвестно. На основании указа 1714 г. можно заключить, что та школа находилась в Богородице-Рождественском монастыре (Архиерейском доме); в этом указе было прописано о цифирных школах, что последние должны помещаться при архиерейских домах и значительных монастырях. Учителю Алексею Маметеву положено было за труды жалованье по 3 руб. в месяц, которое он должен был получать от Провинциальной Канцелярии. В школу ко дню открытия ее представлено было 7 мальчиков. Больше же у подъячих и канцелярских служителей детей в возрасте от 10 до 15 лет не оказалось. Граждане не согласились отдавать в школу своих детей. Первой народной школе во Владимире не посчастливилось. Учитель Маметев в 1725 году отписал Провинциальной Канцелярии, что из присланных к нему учеников двое, Иван Сапфиров и Петр Названов, обучались «цифири, арифметике, именно нумерации, аддиции, субстракции, мультопликации, дивизии (т.е. сложению, вычитанию, умножению, делению), тройному, десятерного щету, извлечению корней квадрата и кубуса, потом геометрии, стереометрии и тригонометрии». Как видно из вышеозначенной программы, учиться в цифирной школе было не легко. От того, может быть, родители и неохотно отдавали в нее детей своих. Потом в школе было только 2 ученика, которые в 1725 году окончили курс и получили свидетельства. Сапфиров поступил в копиисты, а Названов отпущен домой. С 1725 г. вновь учеников уже вовсе не поступало, потому что Провинциальная Канцелярия доносила в Сенат, что в июне месяце того года учитель Маметев выехал из Владимира и по 13 марта 1727 г.,- день донесения, не являлся сюда. Из дела видно, что и местное начальство не особенно поощряло учителя, ибо в 1723 и 1724 гг. Провинциальная Канцелярия не выдавала ему жалованья, на том основании, что «в учении у него было только два человека». Такой печальный конец имела во Владимире первая народная школа.
Впрочем, эти школы за недостатком учеников закрывались тогда почти повсеместно, в значительной мере и вследствие слабой заботы о них со стороны провинциальной администрации и необеспеченности самих учителей. В конце концов, уже немногие цифирные школы, влачившие уже к концу 20-х годов жалкое существование, в 1744 г. были соединены с гарнизонными школами и гражданское население больше не обучали.
22 апреля 1783 г. во Владимире были открыты построенные от Приказа общественного призрения больница на 24 койки, дом для сумасшедших, смирительный дом, а также заведена школа для обучения юношества российской грамоте, правописанию, французскому языку, арифметике, геометрии, истории, географии, катехизису и начальным основаниям гражданского права. Но по чьей инициативе Приказ открыл эту школу, кто были ее учителя и ученики, где она помещалась - остается неизвестным.
22 апреля 1783 г. во Владимире были открыты построенные от Приказа общественного призрения больница на 24 койки, дом для сумасшедших, смирительный дом, а также заведена школа для обучения юношества российской грамоте, правописанию, французскому языку, арифметике, геометрии, истории, географии, катехизису и начальным основаниям гражданского права. Но по чьей инициативе Приказ открыл эту школу, кто были ее учителя и ученики, где она помещалась - остается неизвестным.
22 сентября 1786 г. на основании Указа Екатерины II от 12 августа того же года во Владимире было открыто Главное Народное училище, вводимое тогда в каждом губернском городе.
В 1790 году по запросу владимирского губернатора И.А. Заборовского была составлена ведомость о том, где обучались грамоте, ремеслам и рукоделию дети 115 купцов и мещан Владимира в возрасте от 7 до 15 лет. В ведомость были внесены сведения о 52 сыновьях купцов и 100 мещан. Из купеческих семей оказались не обучены грамоте 7 мальчиков, а из мещанских – 46. Из числа всех обследованных только 3 мальчика обучались в народном училище, об остальных же детях конкретных сведений, где они обучались, нет. Однако, вероятно, что они получили образование по старинке, на дому. Здесь необходимо отметить, что в купеческо-мещанской среде долгое время достоинства купца и его деловые качества никак не связывались с грамотностью, и среди первогильдейцев часто встречались купцы, не способные даже расписаться. В «капитальных книгах» (книгах, в которых ежегодно фиксировался размер купеческих капиталов) часто встречаются записи: «по неграмотности родителя его сын его руку приложил», «по неумению грамоте по просьбе купца руку приложил писарь градской общей думы». Несмотря на то, что большинство детей были безграмотными, все они были обучены ремеслу и торговле. Это показывает то, что критерием всех поступков и действий купцов и мещан, была польза. И обучать детей было необходимо лишь полезным занятиям. Наследственный характер профессии облегчал купеческим и мещанским детям ведение торгового дела.
Источники: Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953. С. 41-42
Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. С. 98.
Город Владимир в XVIII веке Образование в губернском городе Владимире Губернская мужская гимназия |