Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
10:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Состояние Муромского Благовещенского монастыря в 1906 г.

Состояние Муромского Благовещенского монастыря в 1906 г.

В Благовещенском монастыре в настоящее время два храма: а) главный Благовещенский храм с приделом во имя благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора, с пристроенным к нему теплым храмом и б) церковь на вратах монастыря во имя св. архидиакона Стефана.
Главный Благовещенский храм — каменный, построен в царствование Иоанна Васильевича Грозного на месте «первоначальной» деревянной Благовещенской церкви и, за исключением северо-восточной стены, сохранил до настоящего времени свой первоначальный вид, так что в архитектурном отношении представляет собою весьма интересный памятник русского церковного зодчества ХѴI века.
Он имеет квадратную форму, сложен из тяжеловесного кирпича. Две стены храма — южная и восточная — несомненно сохранились в своем первоначальном виде. Южная стена оканчивается вверху широким карнизом в виде поясков, украшенных сухариками, зубчиками, четырехугольниками. Над карнизом следуют два ряда теремков в виде дугообразных кокошников, украшенных рядом валиков, из коих наружный имеет мысообразную форму. В первом ряду 12 теремков, по три теремка на каждой стороне, во втором только 10 теремков, несколько меньшей формы.
Здание увенчано пятью главами; фонари, поддерживающие главы, утверждены на подставках из теремков той же формы, что и над карнизом, при чем у каждого фонаря по 4 теремка, на все четыре стороны, еще меньшего размера, чем теремки второго ряда, так что всех теремков вверху двадцать. Трибуны украшены обычными дугообразными лопатками с полуколонками, затем следуют шеи с луковичными главами. Эти главы сделаны уже в начале ХIХ-го столетия после пожара 1792 года, так что первоначальная форма их, может быть, изменена (Вышеуказанные теремки или кокошники служат характерным признаком церковной архитектуры XVI века и именно времени Иоанна Грозного. Этот целый ряд кокошников, украшающих церковь, был любимой формой зодчих того времени и, нужно думать, самого Иоанна Грозного, так как подобного рода архитектуру мы встречаем в церкви Успения Божией Матери, построенной Грозным в Александровой слободе (ныне Успенский женский монастырь в гор. Александрове, Владимирской губернии).
Окна в церкви с красивыми наличниками, но они, надо думать, переделаны в позднейшее время. Что же касается входной двери с западной стороны, то она несомненно сохранила свой первоначальный вид. — Дверь — с целым рядом полукружий, с защипкой, с уступами и углублениями (архивольтами) на резных колоннах, составленных из разных геометрических фигур, украшенных поясками. Все это раскрашено разными красками.
Паперть при храме перестроена в более позднее время, но крыльцо с шатровой крышей на четырех грушевидных колоннах, соединенных арками с висячими перемычками, имеет древний вид и по архитектуре его можно отнести к XVII или началу XVIII века.
Вообще, Благовещенский храм, не смотря на некоторые изменения его первоначальной формы, для любителя древнерусской церковной архитектуры представляет весьма интересный памятник зодчества XVI века.
И в самом храме сохранилось не мало древнего, например старинных икон, упомянутых в вышеприведенной описи Бартенева 1637 года, но, к сожалению, все они за немногими счастливыми исключениями, переписаны вновь, или вернее, записаны позднейшими иконописцами.
Резной иконостас с колоннами, вызолоченный на полимент купцом Маслениковым, устроен при игумене Арсение в 1797 году; вид его весьма красив, но соответствует царским вратам древней формы, которые обложены изящным серебряным вызолоченным окладом и представляют из себя довольно ценное изделие XVII века. На царских вратах иконы евангелистов, Благовещения Пресвятой Богородицы и Тайной вечери в настоящее время исправлены и покрыты красным лаком; но и теперь еще заметно, что все эти иконы написаны были искусной кистью. Царские врата своей формой напоминают до некоторой степени царские врата в Московском Успенском соборе.
Местные иконы: храмовая — Благовещения Пресвятой Богородицы в богато убранной серебряной вызолоченной ризе (9 фунтов веса. Эти две иконы упомянуты в описи Бартенева 1637 года.), Господа Вседержителя, Живоначальной Троицы и Муромских чудотворцев также в серебряных вызолоченных ризах довольно хорошего письма, но и они поновлены в позднейшее время, а икона Муромских чудотворцев покрыта красным лаком.
Но любитель древне-русской иконописи с удовольствием остановится пред весьма драгоценной по письму Владимирской иконой Божией Матери, находящейся по левую сторону царских врат. Эта икона прекрасного письма конца XVII века и сохранилась до настоящего времени в своем первоначальном виде. На полях иконы сохранилась и надпись, определяющая и время написания, и иконописца: «лета 7200 месяца Июня в 7 день списан сей образ с чудотворного образа и письма евангелиста Луки, что стоит в соборной церкви, а списал знаменщик Афанасий Разанцов по обещанию гостинной сотни Афанасия Тарасова Соколова».
Против правого клироса в первом ярусе иконостаса находится редкая по сюжету икона, известная под названием «Спас недреманное око», писанная на текст: «не воздремлет, ниже успнет храняй Израиля». Эта икона встречается лишь у иконописцев XVI — XVII века и в начале XVIII века уже исчезает. В Благовещенском храме она появилась, очевидно, уже после 1637 года, ибо в описи Бартенева она не упомянута; в позднейшее время, по-видимому, она поновлена.
За правым клиросом находится древняя икона Иверской Божией Матери, украшенная в 1815 году драгоценною ризою. Муромские граждане украсили эту икону в память сорокодневного пребывания в Благовещенском монастыре главных Московских святынь — Владимирской и Иверской икон Божией Матери в 1812 году.
В правом абсиде алтаря Благовещенского храма устроен придел во имя благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора. В этом приделе обращает на себя внимание древняя икона Муромских чудотворцев, упомянутая и в описи Бартенева 1637 года.
В арке, соединяющей в настоящее время холодный Благовещенский храм с теплым, поставлена серебряная рака, в которой покоятся мощи благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора (В раке еще находится глава княгини Ирины, супруги князя Константина.); над ракой устроен роскошный балдахин. Эта рака сделана московским серебренником Антипиным за 23043 руб. 75 коп. ассигнациями; в ней чистого серебра 4 ½ пуда и 150 золотников золота. Рака обложена с трех сторон чистым серебром, четвертая же сторона бронзовая; крышка также обложена чистым серебром. На крышке вычеканен образ князя Константина и чад его. По углам вверху четыре вызолоченных херувима, преклоняющиеся к гробу; на западной стороне раки в клейме вычеканено: «крещение Муромцев в реке Оке при благоверном князе Константине». Балдахин над ракой построен в то же время, и 1 сентября 1829 года мощи были торжественно переложены из прежней деревянной гробницы в эту раку преосвященным Парфением, архиепископом Владимирским по особо составленному церемониалу. До этого переложения святые мощи почивали в гробнице, находившейся за правым клиросом Благовещенского храма под сенью; здесь гробница была поставлена игуменом Парфением в 1789 г., ранее же этого рака находилась на правой стороне храма пред самым алтарем (Списатель жития кн. Константина говорит, что по построении каменного Благовещенского храма, св. мощи были положены в храме «в пещере», но где находилась эта пещера, определить в настоящее время невозможно.). К северо-западной стене Благовещенского храма примыкает теплая церковь с двумя престолами во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и св. Димитрия, митрополита Ростовского. Первоначально в монастыре была отдельная деревянная церковь во имя св. Иоанна Богослова, упоминаемая и в житии благоверного князя Константина, и в описи Бартенева 1637 года, затем уже в половине XVII века пристроена была к главному храму каменная церковь того же имени (Основанием для такого утверждения служит, как мы показывали выше, надпись на антиминсе, освященном в 1652 году.). В 1792 году церковь сильно пострадала от пожара, так что каменный свод ее растрескался, почему и был заменен в 1794 году деревянным накатником. — Но в 1811 году церковь была перестроена вновь, новый иконостас устроен в 1821 году на средства помещика Гейцыг, иконы для иконостаса писаны мастером из села Палеха, Владимирской губернии, И. Хреновым. В 1782 году теплая церковь была соединена с холодною чрез арку, пробитую в северной стене Благовещенского храма.
По стенам и на столбах теплого храма помещаются некоторые иконы из прежнего иконостаса; из них более древни иконы Муромских чудотворцев и святителя Николая. Но самая древ няя и ценная по живописи икона находится в алтаре теплой церкви над жертвенником; эта икона св. евангелиста Иоанна Богослова, упомянутая в описи Бартенева 1637 года и доселе сохранившая свой первоначальный вид.
На паперти, общей для теплой и холодной церкви, находятся две замечательных древних иконы довольно крупного размера:
1) Икона Муромских чудотворцев благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора. В средине изображены Муромские чудотворцы, а по бокам в 87 клеймах изображено в лицах житие их во всех трех своих частях; под каждым клеймом соответствующая подпись. На нижнем поле иконы вязью подписано: «лета 7223 от Рождества Христова 1714 писал сей образ Муромских чудотворцев изуграф Александр Иванов, сын Казанцев с сыном своим». Икона эта осталась не поновленной.
2) По другую сторону входных дверей в Благовещенскую церковь помещается равная же по размеру икона Страшного Суда, вверху иконы изображены св. Александр Свирский, Владимир святой и благоверные князья Борис и Глеб. Судя по характеру письма, и икона Страшного суда принадлежит кисти «изуграфа» Казанцева. Дска иконы составлена из трех продолговатых досок, движущихся на шарнирах, и прикрывает собою лестницу, проделанную в стене и ведущую на крышу Благовещенской церкви.
3) По обе стороны входа в холодную церковь находятся несомненно древние изображения двух ангелов, написующих имена входящих в церковь.

Здесь же на паперти, при входе в теплую церковь, в киоте вставлен камень, лежавший над гробами Муромских чудотворцев до положения их в церкви. Камень — серого цвета, по поверхности волнистый, имеет 2 ½ аршина длины и 5 четвертей ширины.

Под полом Благовещенской церкви, который утвержден на сводах довольно высоко от земли, в старину, вероятно, находилась усыпальница для иноков монастыря. В настоящее время здесь находится весьма почитаемая народом гробница схимонаха Иулиана, около которой епископом Иаковом поставлена икона св. мученика Иулиана. Гробница была найдена в 1834 году рабочими, подводившими новые своды под полом Благовещенской церкви. Каменщики, рывшие под полом ямы, нашли каменную плиту с надписью: «лета 7146 марта в 26 день преставися раб Божий схимонах Иулиан Федоров сын Кочуков». Вскоре был найден и совершенно целый гроб этого инока. Рабочие из любопытства отбили край крышки гроба и, увидев в нем башмаки и одеяние покойника, испугались. О своем открытии они сообщили священнику Семену Березину, исправлявшему тогда должность казначея в монастыре; священник Березин, протянув руку в отверстие гроба, осязал сохранившееся тело умершего. Испугавшись в свою очередь, он велел рабочим снова зарыть гроб в землю и никому не говорить о происшедшем. Но, спустя несколько времени, пришла в монастырь женщина и стала просить отслужить панихиду над гробницей схимонаха Иулиана, который явился ей во сне и исцелил от болезни. Так как один только священник Березин знал об этой гробнице, то, в виду заявления женщины, он решил открыть свою тайну настоятелю монастыря и указать место гробницы схимонаха. С той поры многие приходят сюда и служат панихиды над гробницей Иулиана.

Над святыми воротами, ведущими в монастырь, находится храм во имя архидиакона Стефана. Деревянная церковь того имени упомянута в описи Бартенева в 1637 году. По показанию монастырской клировой ведомости, в 1716 году на средства разных благотворителей, вместо деревянной церкви над св. вратами, устроен каменный храм в то же наименование. В настоящем виде своем данный храм устроен в 1836 году и, как новый, не заключает в себе ничего замечательного по своей древности (В описи Бартенева упомянута и еще деревянная церковь в монастыре во имя Григория Богослова. Когда упразднена эта церковь, совершенно неизвестно.).

Что касается колокольни, то о времени построения ее ничего неизвестно. Колокольня с шатровым верхом, с 8 пролетами и 8 теремками — одного стиля с Благовещенским храмом. Судя по архитектуре, таким образом она построена, несомненно в XVII веке, но уже после 1637 года, так как в описи Бартенева показана на монастыре деревянная колокольня, прирубленная к церкви Григория Богослова.

В особой пристройке, примыкающей к западной стене теплой церкви, помещается монастырская ризница; пристройка эта сделана в последнее время при архимандрите Алексие. Ризница заключает в себе не мало весьма ценных вещей, как по своей стоимости, так и в археологическом отношении. Монастырь пользовался благоволением московских государей, и некоторые царские вклады сохранились до настоящего времени.
Из древних и достопримечательных предметов церковной утвари в ризнице находится следующее: св. евангелия:
1) Евангелие московской печати 1648 года в дсках, из коих верхняя обложена вызолоченным серебром, с прекрасной чеканкой и украшена 8-ю разными камнями. На изгибе оклада вычеканена славянской вязью надпись: «лета 7156 приложил гостинной сотни торговый человек по реклому Богдан Цветной» (Богдан Цветной — богатый Муромский купец XVII века. Вместе с отцом своим Борисом он построил в Муроме каменную церковь Живоначальной Троицы, где ныне Троицкий женский монастырь.). Нижняя доска оболочена бархатом. Вес серебра с камнями 2 фунта.
2) Евангелие также московской печати 207 (1699) г. в дсках, обложенных серебром с искуссной чеканкой; вес серебра 11 фун. 37 золотников. Приложено это евангелие торговым человеком Тарасом Соколовым.
3) Евангелие в поллист московской печати 148 (1640) г., обложено полубархатом, на верхней дске средник с изображением Спасителя, а по углам четыре евангелиста, медные, с таковыми же застежками.

Св. кресты.
1) Крест серебряный вызолоченный восьмиконечный; на нем вырезана надпись: «в сем животворящем кресте есть мощи», а внизу надписано: «лета 7190 (1682) построен сей животворящий крест в Муромский Благовещенский монастырь Пресв. Богородицы при игумене Феодосии по словеси его и тщанием».
2) Крест восьмиконечный серебряный с частицами св. мощей: благоверного князя Константина и чад его, епископов Германа и Варсонофия Казанских, св. апостола Андрея Первозванного, евангелиста Марка и апостола Варфоломея. Время построения этого креста неизвестно.
Кроме того, в ризнице хранились 8 тельных и наперсных крестов XV — XVIII веков и костяная панагия, обложенная серебром сканной работы XVI века, но эти предметы в настоящее время переданы в древлехранилище Александро-Невского братства в г. Владимире.

Св. сосуды: потир серебряный, внутри местами вызолоченный, работы XVII века. На поддонке его вычеканено: «в 7147 году в 5 день октября пожалован Государем царем и великим князем Михаилом Феодоровичем всея Руссии по челобитью игумена Иоакима». Весу в нем 75 золотников. При нем серебряный дискос с изображением Иисуса Христа в виде агнца и двух архангелов, с надписью: «Се агнец Божий». Звездица и лжица такой же работы.
Серебряное вызолоченное кадило в виде церкви с витыми цепочками, изящной работы, с надписью о времени строения: 7155 (1647) г. Вероятно, и кадило это — царский вклад.
Чаша водосвятная, красной отбеленной меди, приложена князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.
Из воздухов и покровов на св. дары первое место принадлежит покровам, шитым шелками, с изображением Иисуса Христа в виде агнца, положения во гроб, Благовещения Пресвятой Богородицы. Шитье чрезвычайно тщательное и изящное.
Из покровов на св. мощи есть два замечательных по работе. Первый 1661 года весь расшит шелками с шитым изображением Муромских чудотворцев князя Константина и чад его; приложен этот покров женою окольничего Милославского; ныне он ветх (В 1894 году этот покров передан на хранение в древлехранилище при Александро-Невском братстве в г. Владимире.). Другой покров шить шелками и золотом в Арзамасском женском монастыре, в начале XIX-го столетия. Покров этот из голубого бархата; на нем вышиты золотом и серебром иконы Живоначальной Троицы и Муромских чудотворцев князя Константина и чад его. На полях золотом по бархату вышиты следующие слова: «Константин днесь весело ликовотвует, предстоя престолу св. Троицы и видя отечество свое, мастию духовною сияющее». Покров этот прекрасно сохранился.

Что касается библиотеки монастыря, то она заключает в себе довольное количество книг и сочинений богословского и церковно-исторического характера. Из рукописей сохранился только синодик начала ХѴIII столетия на 221 листе. На первой странице находится следующая надпись: «сия книга гор. Мурома синодик Благовещенского монастыря, построил сию книгу по обещанию стольник князь Иван Петрович Волховской; писан в лето 713-е». В библиотеке же сохранились списки с некоторых жалованных грамот, монастырю данных царем Михаилом Феодоровичем. Книг же редких древней печати, а также и рукописных богослужебных книг не сохранилось в монастыре.
Монашествующих по штату в Благовещенском монастыре положено с настоятелем 12 человек, в действительности же в 1896 году были: настоятель, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и бельцов: 1 диакон и 18 послушников, проживающих на испытании.
Для содержания монастыря и братии имеются следующие средства (Сведения о средствах монастыря из ведомости за 1896 год.):
1) Пахотная земля в пустоши Петровской в Меленковском уезде, Владимир. губернии, 25 дес. 70 кв. сажен; земля сдается в аренду за 115 руб. в год.
2) Луговой земли 10 дес. в 6 вер. от города при д. Волосовой; луга эти обрабатываются хозяйственным способом в пользу монастыря.
3) Водяная мельница о 4 поставах на реке Ушне близ с. Дубровы, Муромского уезда, в 30 вер. от города; мельница эта находится в общем владении с Муромским Спасским монастырем.
4) Рыбныя ловли на реке Оке в 20 вер. от города; ловли эти общие с Спасским и Троицким Муромскими монастырями. Кроме того, Благовещенскому монастырю принадлежит (к 1 января 1896 г.) капитал 32203 рубля, проценты с коего идут на содержание монастыря и братии.

Монастырь окружен в настоящее время каменной оградой с 4 башнями по углам; ограда эта устроена в 1811 — 12 гг. Внутри монастыря, кроме Божиих храмов, помещаются два каменных корпуса — настоятельский и братский — и 5 деревянных зданий: братские кельи, баня, скотный двор, харчевой амбар и погреб.

К Благовещенскому монастырю в 1860 году приписана кладбищенская напольная церковь с главным престолом в честь Муромских чудотворцев благоверного князя Константина и чад его. Церковь эта построена по желанию Муромских граждан в 1860 г. Главное участие в ее построении принимал Муромский купец Даниил Семенович Жадин. В 1872 году в связи с главной церковью построена теплая трапеза с двумя престолами во имя Даниила Столпника и Всех Святых. Богослужение в этой церкви совершается братией Благовещенского монастыря; в пользу этой церкви имеется капитал 7060 р., который числится в общем монастырском капитале.

Кроме церкви к монастырю приписана часовня, построенная на том месте, где лежало тело убитого Муромцами язычниками княжича Михаила, выброшенное убийцами за город. Здесь издавна с неизвестных лет была деревянная часовня; в 1855 году она оказалась весьма ветхой и потому построена была новая каменная уже часовня. Часовня эта находится недалеко от напольной церкви, при въезде с поля в Московскую заставу, пред мостом чрез Успенский овраг.
Действител. член архимандрит Мисаил.

Настоятели монастыря

В 1866 году Благовещенский монастырь был возведен из третьеклассного во второклассный, без прибавления жалованья от казны, и вскоре за тем, с учреждением викариатства во Владимирской епархии, был отдан в управление викариям Владимирским, епископам муромским. В ведении викариев монастырь находился с 1867 по 1882 год, а после того снова управляется архимандритами.

1) Игумен Сергий с 1563 по 1624 г. Это был первый игумен монастыря и, если не было другого Сергия, то он же перенес и смутное время; он поляками был взят в плен и потом выкуплен из него. Тот же игумен ходатайствовал пред царем Михаилом Федоровичем за пострадавший во время нападения Лисовского монастырь и обновил его после разорения.
2) Игумен Феодосий с 1625 по 1636 год, в этом году умер, приняв схиму с именем Филарета.
3) Игумен Иоаким с 1636 по 1650 год, он упомянут в описи Бартенева 1637 года.
4) Игумен Кирилл с 1650 по 1654 год.
5) Игумен Арсений упоминается в 1659 году.
6) Игумен Порфирий упоминается в 1662 году.
7) Ферапонт упоминается в 1667 году.
8) Евфимий с 1670 по 1679 год. Монастырь, по его челобитной, получил утверждение от царя Федора Алексеевича на Сеченские и Велетемские луга.
9) Игумен Феодосий II с 1682 по 1694 год.
10) Игумен Харитон с 1694 по 1722 год.
11) Архимандрит Павлин подписался в 1722 году под челобитной Императору Петру 1-му.
12) Архимандрит Афиноген упоминается в 1723 году.
13) Архимандрит Антоний с 1726 по 1732 г.
14) Казначей, в звании строителя монастыря, иеромонах Иосиф 1732 — 34 года.
15) Архимандрит Гедеон с 1734 по 1737 год, в этом году по слабости здоровья уволен на покой в Радовицкий монастырь, умер на покое в Рязанском Спасском монастыре.
16) Архимандрит Павел с 1738 по 1744 год.
17) Архимандрит Феофил с 1744 по 1752 год.
18) Архимандрит Филарет с 1752 по 1756 г.
19) Архимандрит Олимпий с 1756 по 1771 год; он переведен из Борисоглебского Муромского монастыря.
20) Игумен Порфирий с 1771 по 1780 год.
21) Игумен Парфений с 1780 по 1793 год.
22) Игумен Арсений с 1793 по 1798 год, из казначеев Боголюбского монастыря, бывший духовником архиерейского дома. При этом настоятеле устроен в теплом храме придел во имя св. Дмитрия Ростовского и иконостас в Благовещенской церкви купцом Маслениковым.
23) Игумен Арсений II-й - с 1798 по 1800 год и в этом году уволен по престарелости.
24) Игумен Феофил с 1800 по 1821 год из строителей Лукиановой пустыни. Это был из самых деятельных настоятелей монастыря. Он был присутствующим Муромского Духовного Правления и благочинным: монастырей, Муромского Спасского, Гороховецкого Николаевского, Вязниковского Благовещенского, Николаевского Шартомского и пустынь Флорищевой и Борковской. При нем пристроен алтарь к храму на святых воротах, устроен вновь иконостас в теплой Богословской церкви, вышит дорогой покров на раку Муромских чудотворцев монахинями Арзамасского монастыря, разобрана до основания и перестроена теплая церковь и устроена вокруг монастыря вновь каменная ограда с 4 башнями по углам.
25) Игумен Никодим Быстрицкий с 1821 по 1825 год. При нем докончена внутренняя отделка теплой церкви, иконостасы и пр. и даны общие монастырям Благовещенскому и Спасскому рыбные ловли. Возведенный в сан архимандрита в 1825 г., он переведен в Боголюбов монастырь.
26) Игумен Иероним Агриков с 1825 по 1830 год, в мире священник Иоанн Михайлович; он был учителем латинского языка в низшем отделении Владимирского духовного училища. По переводе в Муром, он был сделан инспектором Муромского училища и членом Муромского Духовного Правления. При нем была устроена новая серебряная рака для мощей благоверного князя Константина и чад его (рака стоила 23048 рублей на ассигнации) и балдахин над ней; слит новый колокол в 260 пудов и выстроен новый каменный братский корпус в 1828 году. Им же составлена летопись монастыря.
27) Игумен Прокофий с 1831 по 1833 год с академическим образованием. Переведен из г. Переславля, где был смотрителем духовного училища и настоятелем Никольского заштатного монастыря. При нем перекрыты главы монастырских церквей. В январе 1833 г. он был возведен в сан архимандрита и переведен настоятелем в Юрьевский Архангельский монастырь.
28) Игумен Варлаам Вигилянский с 1833 по 1843 г. Подобно своему предместнику, он был смотрителем Переславского духовного училища и настоятелем Никольского заштатного монастыря в сане строителя. Ранее он был священником и благочинным в селе Ляхах, Меленковского уезда. При нем устроены иконостасы в приделе Муромских чудотворцев, а в главной церкви под полом подведены арки, перестроена церковь во имя архидиакона Стефана на св. воротах.
29) Игумен Нифонт Успенский с 1843 по 45 год. Уроженец села Богородского, Покровского уезда, сын дьячка Данилы Иванова, в мире Никита, он был учителем греческого языка и смотрителем Муромского духовного училища; здесь принял монашество, быв пострижен с именем Нифонта 24 января 1843 года и тотчас назначен настоятелем Благовещенского монастыря. В 1845 году марта 19 дня возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Переславского Никитского монастыря.
30) Игумен Иннокентий Флоринский с 1845 по 1856 год. Уроженец села Флорищ, Покровского уезда, сын диакона Михаила Флоринского, в мире Иван, он был смотрителем Суздальского духовного училища. В 1845 году был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Благовещенского монастыря, а затем был и благочинным монастырей. При нем была построена каменная часовня на том месте, где лежало тело убитого князя Михаила, выброшенное Муромцами за город, а до того времени здесь была деревянная часовня. В 1856 году Иннокентий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасского монастыря.
31) Игумен Гедеон с 1857 по 1858 год, из настоятелей Николо-Шартомского монастыря, Владимирской губернии; в 1858 г. он, по слабости здоровья, был уволен на покой.
32) Архимандрит Маркеллин в 1859 — 60 г.
33) Архимандрит Алексей с 1860 по 1867 год; уроженец Тверской губернии, он был ректором Владимирской духовной семинарии и управлял монастырем, проживая во Владимире. При нем перезолочены были иконостасы в главных монастырских храмах и балдахин над ракой, где почивают мощи, а Благовещенский храм украшен по стенам живописью. При нем же в декабре 1866 года монастырь возведен из третьеклассного во второклассный, но без увеличения казенного жалованья. В 1867 году Алексей был хиротонисан во епископа Томской епархии.
34) С 1867 года Благовещенский монастырь был отдан в управление викариям Владимирским, епископам Муромским. Первым настоятелем из викариев был епископ Андрей, из ректоров Тульской семинарии возведен в сан епископа 17 мая 1867 года. Но ему не суждено было ни видеть монастырь, ни управлять им: по приезде во Владимир он скончался чрез две недели от удара.
35) По смерти епископа Андрея, по указу св. Синода, управление Благовещенским монастырем поручено было, впредь до назначения нового викария во Владимирскую епархию, преосвященному Антонию, архиепископу Владимирскому и Суздальскому, который и управлял монастырем с 9 сентября 1867 года по 18 сентября 1870 г. Тем же указом св. Синода предписывалось, чтобы доходы с монастыря шли на приобретение приличной утвари для новопостроенной Рождество-Богородицкой церкви при Владимирском архиерейском доме.
36) В 1870 году назначен был викарием во Владимирскую епархию епископ Иаков (Кротков), который и управлял монастырем до 1882 г. Он не жил в монастыре, но по временам приезжал сюда из Владимира. При епископе Иакове в северной стене Благовещенского храма пробита арка, и холодный храм таким образом был соединен с теплым; в этой арке поставлена рака с мощами благоверного князя Константина и чад его.
37) По увольнении на покой епископа Иакова Благовещенский монастырь снова стал управляться архимандритами. Первым после викария архимандритом был Алексей (Полисадов), управлявший с 1882 по 1894 г. Алексей был из студентов Владимирской духовной семинарии, был некоторое время священником в селе Шиморском, Меленковского уезда; по принятии монашества был ризничим в Московском Ново-Спасском монастыре; переведенный в 1882 году в настоятели Благовещенского монастыря, он был назначен благочинным Муромских монастырей - мужского Спасского и женского Троицкого. При нем в 1886 году построена в связи с теплым храмом новая ризница и перекрыты белым железом главы монастырских церквей. В 1894 году он, за болезнью, был уволен на покой.
38) Архимандрит Мисаил (Смирнов), из действительных студентов Московской академии, переведен из настоятелей Муромского Спасского монастыря, был здесь настоятелем до 1897 года.
39) Архимандрит Александр (Миртов), из студентов Владимирской духовной семинарии, до принятия монашества был приходским сельским священником, переведен сюда из настоятелей Муромского Спасского монастыря.

Таким образом, всех настоятелей, за время существования Благовещенского монастыря, насчитывается 39; из них: 1 архиепископ (временно управлял монастырем), 2 епископа, 13 архимандритов, 22 игумена и 1 строитель).
/Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 8.- 1906.- Владимир /
Свято-Благовещенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Муромский Свято-Троицкий Новодевичий монастырь.
Муромский Свято-Воскресенский монастырь.
Крестовоздвиженский девичий монастырь.
Борисоглебский монастырь.
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (25.06.2017)
Просмотров: 1417 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru