Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
03:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Крестовоздвиженское архиерейское подворье, город Муром

Крестовоздвиженский девичий монастырь

Крестовоздвиженский женский монастырь был основан в XII в.
Согласно преданиям, монастырь этот был заложен над легендарным озером Кстово (от слова «кстить» -«крестить»). Именно здесь когда-то крестил народ муромский святой князь Константин. И якобы позже это озеро соединилось с рекой Окой.
Крестовоздвиженская церковь, по преданию, была построена на том самом месте, где во время княжения св. Петра и Февронии в первой пол. XIII в. находился девичий монастырь, где будто бы св. Петр получил чудотворный Агриков меч для поражения волшебника. «Здесь между камнями, в стене монастырского храма, был спрятан чудесный. Агриков меч, с помощью которого князь Пётр победил змея-искусителя».
Впоследствии здесь приняла постриг святая княгиня Феврония. Здесь же после смерти князей бояре хотели похоронить княгиню Февронию.

Первое достоверное указание на существование Крестовоздвиженской церкви в XVI в. дает жалованная грамота царя Михаила Федоровича 1627 г. Из этой грамоты видно, что Крестовоздвиженской церкви дана была жалованная грамота еще царем Иваном Васильевичем Грозным, следовательно, и тогда церковь уже существовала.
Описание Крестовоздвиженской церкви находится в описи Бартенева 1637 г. «На посаде по конец Спасской улицы церковь Воздвижения честного креста Господня древяна, а в церкви образ местной Воздвижения на празелени, венец да гривна басменны серебряны позолочены да образ Преч. Богородицы Одигитрии, местный образ Иоанна Милостиваго; двери царския, сень и столбцы и в тябле деисус на празелени; в олтаре образ Преч. Богородицы запрестольной, крест воздвизальной древян обложен серебром басменным золочен; сосуды церковные древяные, кадило медное. Да книг: Евангелие напрестольное, Евангелисты серебряные, минея общая, апостол, охтай и псалтырь письменные. На колокольнице 3 колокола не велики. Строения та церковь – мирское. На церковной земле 7 дворов бобыльских, оброк они платят здвижинскому дьякону Левонтью по 2 гривны на год… На церковной же земле двор вдовой попадьи да внука ея дьякона Левонтья. Да к той же церкви по жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича дано в денежные руги место озеро Кстово, что под посадом, и то озеро поп отдает в оброк по полутора рубли на год, да к той же церкви по той же грамоте в хлеба место дано пашни, что бывало дано наперед сего под дворы Государевым казенным плотникам – 6 десят., да здвиженской дьякон владеет землею по старине за пятницкой пашней – 4 десят., а в Государевой грамоте той земли не написано…»
Древняя Крестовоздвиженская церковь пользовалась особенным вниманием московских государей. Жалованная грамота царя Михаила Феодоровича не только укрепляла за причтом землю, но и освобождала от многих государевых повинностей и от светского суда жителей, поселившихся на церковной земле.
По окладу 1676 г. при Крестовоздвиженской церкви в приходе было 19 посадских дворов и деревня Орлова, в ней двор монастырский и 49 дворов крестьянских.
Деревянная Крестовоздвиженская церковь существовала до 1797 г.
В 1797 году на средства муромских купцов Антоновых был построен новый, каменный храм. Это был довольно большой храм, с величавой звонницей и просторной трапезной.
С 1798 года к Крестовоздвиженскому приходу была приписана небольшая церковь, освещенная в честь великомученицы Параскевы Пятницы.
В 1831 г. теплая трапеза при каменной церкви была расширена.
Престолов в храме три: главный в честь Воздвижения Животворящего креста Господня, в трапезе теплой в честь Покрова Пресв. Богородицы и св. Иоанна Милостивого патриарха Александрийского. [1]


Церковь Крестовоздвижения в Муроме. Вид с Юга. 1890-е годы. Муромский историко-художественный музей

Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима не только прихожанами, но и жителями окрестных селений икона Божией Матери т.н. Умиление; риза на этой иконе серебряная вызолоченная; венец украшен драгоценными камнями. [1]
Причта при церкви по штату положено – священник и псаломщик. На содержание причта получалось – процентов с причтового капитала (4,437 руб.) – 177 руб. от служб и требоисправлений до 500 руб. Для псаломщика имелся церковный дом.
Земли при церкви: усадебной 9 дес. 889 саж., из коей 5 дес. пусто-порожней, не приносящей никакого дохода. [1]
В приходе по клировым ведомостям числилось в гор. Муроме 80 душ мужского пола и 113 женского и в сельце Орлове (3 версты от церкви) 133 души мужск. пола и 181 душа женского. [1]

19 января 1909 г. скончался маститый старец — Потомственный Почётный гражданин Иван Васильевич Киселев, служивший ктитором Крестовоздвиженской, гор. Мурома, церкви в течение 30 лет. За ревностную службу и за заботы о благолепии своего приходского храма Всемилостивейше удостоен звания Потомственного Почётного гражданина и награжден серебряной медалью для ношения на шее на Станиславской ленте. И.В. был известен в городе как истинный христианин, строгий исполнитель заповедей Божиих и уставов св. церкви. Выдающейся чертой его характера — была покорность воле Божией и смирение, с каким он переносил постигающие его скорби; а их было в его жизни не мало; достаточно сказать, что он схоронил троих сыновей и двух дочерей — в цветущем возрасте и покорно, как Иов праведный, переносил такие потери.


Дом купца Киселева, XVII-XIX вв. Муром, ул. Первомайская, д. 23

«22 апреля с. г. в Муромской Крестовоздвиженской церкви состоялось собрание верующих. На повестке дня стоял вопрос «об аренде храма». После долгих рассуждений, несогласий и перекоров удалось-таки духовникам и церксовету повлиять на верующих, которые вынесли нижеследующее постановление:
«Арендовать здание храма, собрав с каждого прихожанина по 100 руб. (дензн. 23 г.) в месяц».
Часть «верующих» под постановлением не подписалось, заявив, что платить аренды они не будут, мотивируя отказ тем, что они не прихожане.
Недовольные этими явлениями пастыри пригрозили своим овцам тем, что не будут исполнять требы тому, кто не внесет деньги на аренду храма.
Но угроза не помогла» («Луч», 3 мая 1923).
«У нас на ф-ке "Красный Луч" вопрос об использовании церквей для гражданских нужд ставился еще год тому назад. Рабочие единогласно просили отвести под их клуб Воздвиженскую церковь. Но их просьбу почему то не исполнили и мы так и остаемся без клуба. УИК, пересмотри этот вопрос еще раз и в пользу рабочих» (газета «Красный луч», 6 авг. 1924).
Церковь закрыта по постановлению ВЦИК от 20 янв. 1930 г. Когда была закрыта Крестовоздвиженская церковь, её утварь и иконы были перенесены в Пятницкий храм. Там же проводились и богослужения. Пятницкий храм стоял в самом начале нынешней улицы Пролетарской, примерно на месте бывшего муромского роддома. Вокруг храма располагалось одно из городских кладбищ.
В 1939 году Крестовоздвиженская церковь была снесена.
Во время разорения храмов многие их святыни, предметы утвари и иконы, были утрачены безвозвратно. Работникам муромского музея удалось спасти только один образ из Крестовоздвиженского храма. Это икона «Богоматерь Владимирская» начала XVII века.
И так постепенно место, на котором стояла Крестовоздвиженская церковь, стало превращаться в пустырь.
Когда большевиками был закрыт Серафимо-Дивеевский женский монастырь, несколько его сестёр были вынуждены переехать в Муром. И некоторые из них проживали в частных домах, построенных около разрушенного Крестовоздвиженского храма.
В советские годы, чтоб не попасть под репрессии и выжить, сёстрам пришлось «осваивать» светские профессии. Так, одна из монахинь устроилась переводчиком на завод им. Дзержинского, а другая несколько лет работала художником в муромском музее.
Известно имя одной их этих сестёр - монахини Райфы. Она долгое время проживала в доме №3 на улице Красный текстильщик (он расположен по соседству с Крестовоздвиженским храмом). Эта самоотверженная женщина, врач по профессии, всю свою жизнь посвятила людям. Будучи тяжело больной неизлечимым лёгочным заболеванием, сестра ютилась в маленькой холодной пристройке. И здесь после тяжёлого трудового дня по ночам молилась о своих ближних.
В 1998 г. на месте кельи святой муромской княгини Февронии в не сохранившемся Крестовоздвиженском монастыре был установлен памятный крест. 8 июля, в день, когда православный мир чествовал преподобных святых князей Петра и Февронию, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия поклонный крест был освящён.

Крестовоздвиженское архиерейское подворье


Церковь Воздвижения Креста Господня. Архитектор Трофимов Александр Николаевич

В 2008 году Владыка Евлогий обратился к руководству Мурома с просьбой выделить на месте бывшего Крестовоздвиженского прихода земельный участок площадью две сотки для постройки небольшого храма-часовни в честь Воздвижения Креста Господня.
Новая церковь выросла буквально на глазах. Немалая заслуга в этом игуменьи Тавифы - настоятельницы муромского Свято-Троицкого женского монастыря.
Уже через несколько месяцев после начала строительства храм был освящён. Малое освящение храма-часовни состоялось 7 июля 2009 года. Она стала самым молодым подворьем Троицкого монастыря. Большое же освящение и открытие подворья происходило 19 сентября 2009 года. Чин освящения вновь построенной церкви совершили архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и муромское духовенство. Вокруг Крестовоздвиженской церкви был совершён крестный ход.

Религиозная Организация "Архиерейское Подворье Крестовоздвиженского Храма Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" зарегистрирована 22 мая 2014 г.
Настоятельница - Васильева Надежда Леонидовна.
Адрес: город Муром, улица Экземплярского, д. 4а.




Деревянная звонница


Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Город Муром.

Воздвижение Креста Господня
Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Муромский Свято-Троицкий Новодевичий монастырь.
Муромский Свято-Благовещенский мужской монастырь.
Муромский Свято-Воскресенский монастырь.
Борисоглебский монастырь.
Прохорова пустынь.
МОНАСТЫРИ Владимирской области
Категория: Муром | Добавил: Николай (10.05.2015)
Просмотров: 6108 | Теги: монастыри, Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru