19 июня 1991 г. совершилось знаменательное событие для Благовещенского монастыря. Муромский исполком Владимирской области вынес решение под № 394: «На основании закона о свободе совести и религиозных организаций от 1 октября 1990 г. Постановлением Совмина СССР 29 декабря 1990 г. № 1372 и обращения церковного Совета Благовещенского собора исполком... решил: Передать в собственность церковному Совету Благовещенского собора культовые здания Благовещенского собора (ведется служба), церковь Стефана (располагается контора храма), башни церковной ограды с прилегающей территорией и хозпостройками без жилых зданий. Председатель исполкома — В. Войнов».
Этот документ по своему содержанию интересен еще и тем, что передача монастырских строений церковному Совету Благовещенского собора предназначается именно в собственность, а не в арендное содержание. (На данный момент почти повсеместно храмы в России передаются только в аренду — «в бессрочное пользование»). Владимирская епархия не замедлила откликнуться на этот долгожданный акт со стороны властей. 6 сентября 1991 г. она принимает решение возобновить в г. Муроме Благовещенский монастырь.
Игумен Сильвестр (Смердов). Фото 1990-х гг. Из личного архива иеромонаха Никиты (Добронравова)
Назначенный настоятелем монастыря игумен Сильвестр (Смердов) и с ним 24 насельника принялись за нелегкий труд возрождения поруганной святыню, обретая помощь, утешение у Всегдашней Помощницы и Покровительницы Благовещенского монастыря, да и всего монашества — Пресвятой Богородицы.
На момент вступления в настоятельские полномочия игумен Сильвестр не являлся новым священнослужителем для возобновленной обители, так как еще с 1 марта 1984 г. он в сане диакона был назначен в Благовещенский собор.
20 января 1989 г. мощи Муромских святых — благоверных князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора, князя Петра и княгини Февронии, праведной Иулиании Лазаревской — были возвращены из Муромского историко-художественного музея в Благовещенский собор, тогда еще остававшимся единственным действующим в городе (в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР 618-П от 4 ноября 1988 г.). С 1991 г. в Муроме началась передача в руки верующих закрытых до этого храмов. Естественно, что каждому вновь открывшемуся храму, не говоря уже о монастыре, хотелось иметь у себя в качестве духовной поддержки и утешения мощи святых угодников или же списки досточтимых и прославленных икон. Поэтому недолго задержались в Благовещенской обители мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии. Их мощи оставались в Благовещенском монастыре до сентября 1992 г. 19 сентября по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия состоялся торжественное перенесение их в Свято-Троицкий женский монастырь (возобновленный 15 мая 1991 г.).
Рака с мощами св. блгв. Князя Петра и св. блгв. Княгини Февронии (1989-1993). Из личного архива А.Р. Комлева
Сообразуясь с трудными годами и условиями жизни для вновь постриженных монахов и кандидатов в монашество, в ноябре 1992 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием Благовещенскому монастырю был предписан следующий монастырский устав:
6.00 — подъем.
Начало утренних молитв; полунощница; утреня: с двухпсалмия, шестопсалмие, две кафизмы, каноны на шесть по будням, а на восемь по праздникам; часы: 1-й, 3-й и 6-й; Литургия со среды, затем в четверг, пятницу, субботу и воскресение, понедельник — санитарный день, вторник — совершение обедницы.
12.00 — трапеза (обед) с чтением житий святых.
12.00- 14.00 — время отдыха.
14.00- 16.30 — время послушаний.
17.00 — вечернее богослужение: 9-й час, вечерня с кафизмой, повечерие (с тремя канонами), по окончании — вечерняя трапеза (ужин), после него вечерние молитвы.
23.00 — отбой.
На период 1993-1994 гг. все тяготы монастырских будней легли на старшую братию Благовещенской обители:
иеромонах Мелетий — духовник Троицкого девичьего монастыря;
иеромонах Петр (Радзин) — священнослужение;
иеромонах Илия (Иванов) — кладовщик;
иеродиакон Василий (чуть позже иеромонах) — священнослужение;
иеродиакон Феофил — священнослужение;
иеромонах Феодор (Шафранов) — ризничий;
иеромонах Давид — благочинный и регент братского хора;
инок Афанасий — эконом;
послушник Валерий Калашников (вскоре иеродиакон Глеб).
Некоторые выходцы и постриженики Благовещенской обители в дальнейшем заняли настоятельские места в других монастырях Владимирской епархии. Отец Петр (Радзин) в сане игумена управлял Гороховецким Никольским монастырем, затем небольшое время в Зосимовой пустыни, в которой и скончался, приняв перед смертью постриг в схиму с именем Алексий. Иеромонах Илия (Иванов) — игумен Гороховецкого Никольского монастыря. Иеромонах Кирилл (Епифанов) — игумен Муромского Спасо-Преображенского монастыря.
Управлял игумен Сильвестр Благовещенским монастырем до 1994 г. В 1994 г. епархиальное начальство перевело на должность настоятеля монастыря иеромонаха Кронида (Козлова).
Как было сказано, решением городского исполкома Благовещенский собор, надвратная Стефаниевская церковь и часть территории бывшего мужского монастыря были переданы общине верующих. Однако в оставшихся зданиях (то есть в настоятельских и других корпусах) проживали горожане (32 семьи), причем некоторые из них самовольно занимали освободившиеся соседние квартиры. Многие квартиросъемщики самочинно возвели хозяйственные постройки, в том числе и на территории переданной монашествующим, содержали в них домашний скот и птицу. Ряд бывших квартиросъемщиков долгое время пользовался хозяйственными сараями, некоторые семьи использовали под свои нужды иногда по нескольку строений. Выселение городских жителей из монастырских строений давалось настоятелю очень тяжело.
Скорбные происшествия в стенах Благовещенской обители не могли поколебать духовную стойкость монастырской братии, напротив они служили для нее своего рода закалкой и проверкой для дальнейшей духовной брани «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).
Немалым утешением и укреплением для насельников монастыря, жителей города и его гостей послужило в 1997 г. празднование 900-летия Крещения Мурома. Центром и организатором этого общегородского церковного торжества явился Благовещенский монастырь, хранящий как драгоценную святыню многоцелебные мощи святых благоверных князей и просветителей муромцев Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора.
«29 июня 1997 г. в день празднования всем святым, в земле Российской просиявшим, крещеный муромский люд отметил главнейшее событие в жизни родного края — 900-летие принятия Христианства.
В праздничных торжествах приняли участие митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии, епископ Тихвинский Константин, епископ С\еб, настоятели и священнослужители монастырей и храмов Владимиро-Суздальской епархии. К сожалению, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий из-за болезни не смог принять участие в этом торжественном событии.
Центром празднества стал Благовещенский монастырь, ибо из храма Благовещения Пресвятой Богородицы 900 лет назад воссиял Свет Христов над языческой Муромской землёй.
Всенощное бдение и Божественную Литургию совершал Владыка Питирим в сослужении присутствующих архиереев и духовенства при стечении большого числа верующих.
После Божественной Литургии многие сотни православных муромцев и гостей с украшенной цветами большой иконой святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора во главе с митрополитом Питиримом и епископами Константином и Глебом двинулись Крестным ходом к установленному на месте убиения святого благоверного князя Михаила памятному Кресту для его освящения.
Чин освящения совершил владыка Питирим. Затем Крестный ход, к которому по пути присоединилось много местных жителей, проследовал по городских улицам на берег реки Оки, где был совершен водосвятный молебен с освящением речных вод. Завершились православные торжества проповедью, произнесенной на Окском берегу митрополитом Питиримом, начавшейся евангельским текстом «...кто будет пить воду, которую Я дам ему, то не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
По преданию, когда в водах Оки крестились первые муромские язычники, и были произнесены епископом Василием слова: «Крещаются рабы Божии во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», вдруг загремел гром, блеснула молния, и с неба на крещаемых пролился теплый продолжительный дождь. Так Господь благословил начало крещения Муромского края.
И многие века спустя в праздник 900-летнего юбилея этого великого события в конце жаркого летнего дня над древним Муромом пролился короткий, но сильный теплый дождь! А световой день продолжался невиданно долго — до 23 часов. Небо же над городом до этого часа было необычайного оранжево-желтого цвета. Словно Господь напоминал людям, как некогда посланным крестить и проповедовать апостолам: «Се, Я с вами до скончания века. Аминь».
После окончания этого общегородского праздника высокие церковные гости отбыли во Владимир, где были радушно и тепло приняты архиепископом Евлогием.
Девяностые годы XX столетия стали в каком то смысле знаменательными для Русской Православной Церкви, так как именно в этот период государственная власть начала возвращать Русской Церкви движимое и недвижимое имущество. Радовались все, как верующие, так и те в ком жило чувство справедливости. Вот тут-то и разгорелись страсти из-за церквей, в свое время «оккупированных» музеями. Естественно, было чему забеспокоиться некоторым музейным работникам, такое положение не слишком их устраивало.
К 2002 г. Благовещенская обитель обрела довольно устойчивое экономическое положение, что дало возможность братии монастыря полноценно развернуть благотворительную и духовно-просветительную деятельность. На протяжении 1995-2005 гг. благотворительность обители осуществлялась в следующем: оказывалась финансовая и иная помощь детскому дому, детскому саду, детскому приюту, медицинскому персоналу. В городскую детскую больницу была передана медицинская установка для электроакупунтуры и некоторые медицинские инструменты; предоставлялась финансовая, продовольственная и другая материальная помощь людям, нуждающимся в медицинском лечении, а также не имевшим денежных средств на покупку железнодорожных билетов на проезд к месту жительства, оставшимся без крова, одежды и пропитания, пенсионерам по линии комитетов общественного самоуправления микрорайона, заключенным.
В течение 1997-2002 гг. монастырем были пожертвованы в другие храмы и монастыри Владимирской епархии икона Божией Матери «Скоропослушница» — в Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Мурома; икона Божией Матери «Знамение» — в Смоленскую церковь г. Мурома; икона святой преподобной Евфросинии Суздальской — в Ризоположенский женский монастырь г. Суздаля; большой крест «Голгофа», церковная утварь и облачения — в Никольский мужской монастырь г. Гороховца; еще один крест «Голгофа» — в Николо-Набережную церковь г. Мурома; много малых аналойных икон — в Свято-Троицкий женский монастырь г. Мурома.
Особенно широко в этот период осуществлялась духовно-просветительская деятельность обители. Несколько лет осуществлялось преподавание и велись занятия в учрежденном в стенах монастыря духовном училище. После закрытия духовного училища его преемницей на небольшое время явилась воскресная школа для детей школы-интерната № 2. Препятствием к дальнейшему существованию духовной школы при обители послужил начавшийся долговременный капитальный ремонт монастырских строений, и духовное училище переместилось в Спасо-Преображенский монастырь. Совершались еженедельные занятия с прихожанами на духовно-нравственные темы с чтением и толкованием Евангелия. Результатом бесед с рядовым и офицерским составом в полку связи, которые проводятся на протяжении семи лет, стало открытие в войсковой части православного храма. В течение трех лет проводились духовно-нравственные беседы в батальоне патрульно-постовой службы Муромского УВД. Такие же беседы неоднократно проводились с жителями поселка агропромышленного комплекса «Муромский» и с учащимися вечерней школы работающей молодежи, технического училища № 10. Организовывались телерепортажи по Муромскому телевидению с богослужений в праздничные дни. От монастыря неоднократно предоставлялся материал духовного характера для публикаций в местных газетах. Ежегодно совершались литии 9 мая в память о погибших в Великой Отечественной войне на городском кладбище у братской могилы, а 30 октября — у памятника (с крестом) жертвам политических репрессий. Впервые за время своего существования в Муроме было совершено освящение здания городского суда и реанимационного отделения городской детской больницы. Священнослужителями обители совершалось духовное окормление медицинского персонала и больных при часовне во имя святого великомученика Пантелеймона, находящейся в железнодорожной больнице (с 2003 г.), а также духовное попечение и поддержка общества инвалидов-колясочников с передачей им духовной литературы для библиотеки, икон. Проводились архивно-исторические исследования по истории монастыря и сбор сведений о новомучениках города и района, а также исторические исследования для жизнеописания святого преподобного Илии Муромца. Результатом успешных исторических исследований по святому источнику святой праведной Иулиании Лазаревской в селе Лазарево явилось то, что этот источник был очищен и достаточно хорошо благоустроен. Над ним была устроена деревянная часовня (2003 г.).
С 2004 г. священнослужители монастыря проводят богослужения и осуществляют просветительскую в домовом храме-аудитории во имя святой праведной Иулиании Лазаревской Муромского института Владимирского государственного университета. С 2004 г. начались еженедельные религиозные беседы по Муромскому радио.
Просветительская деятельность монастыря в этот период привлекала к себе внимание прихожан и многочисленных паломников следующими изданиями: набор фотооткрыток «Благовещенский монастырь в Муроме»; акафисты святым благоверным князьям Константину, Михаилу и Феодору, святому преподобному Илие Муромцу, святым благоверным князю Петру и княгини Февронии; брошюры «Воспоминание о пребывании Московских святынь в г. Муроме в 1812 г.», беседа митрополита Антония Сурожского «О подвиге любви. Благоверный князь Муромский Михаил», «Мешает ли икона общаться с Богом или помогает? Диспут православного с протестантом», «Благовещенский монастырь».
Добровольные финансовые пожертвования на монастырь верующих людей позволили в период 1988-2005 гг. произвести значительные строительно-ремонтные работы: в 1998 г. была оборудована и введена в строй автономная электрокотельная с заменой системы отопления в соборном храме. Постепенно начал положительно разрешаться вопрос с жильем для братии монастыря. В первую очередь было обращено внимание на переданный после выселения из него жильцов братский одноэтажный корпус (в 2000 г.), остро нуждавшийся в капитальном ремонте. В нем были заменены все оконные блоки, произведен ремонт крыши с заменой стропил, обрешетки и старого шиферного покрытия, установлены по его фасаду деревянные ставни и заменены двери. В этот дом, в новое отремонтированное помещение с вновь сложенной русской печью, была перенесена просфорня. В настоятельском двухэтажном корпусе была очищена от наслоений кирпичная кладка и произведено оштукатуривание фасада, а также были заменены конструкции потолочного перекрытия и крыша, установлены оконные рамы. После освобождения горожанами настоятельского одноэтажного корпуса в нем начался капитальный ремонт: были произведены полное восстановление фасада и реконструкция западной половины здания. Следует заметить, что сам подход к восстановлению этого здания носил археологический характер. Например, после вскрытия на западной стене старой штукатурки были обнаружены заложенные еще в дореволюционное время большие арочные окна, выходящие в монастырский сад, которые и были восстановлены в изначальном виде. Полностью разобраны все пристройки к дому, сделанные в советский период. Над парадным входом в дом возведен портик с колоннами в стиле классицизма. Для отопления корпуса оборудована и подключена газовая котельная с системой отопления. Подведены канализация и водопровод. В апреле-июне 2005 г. была полностью заменена крыша на двухэтажном больничном корпусе.
Кроме этого оборудованы столярная и ювелирная мастерские, изготовлены и установлены два памятных креста из дуба на территории монастырского кладбища. В Благовещенском соборном храме отремонтирован алтарь (после удаления старой штукатурки со стен и потолка они были заново оштукатурены и подготовлены к дальнейшей росписи), по всей его площади вместо старого напольного покрытия был выложен паркетный пол. Надо заметить, что выполненные в 1990 г. по заказу настоятеля Благовещенского собора о. Петра Кибалюка (позже настоятель Сретенской церкви г. Мурома) иконописцами И.В. Суховым и В.Н. Маряхиным росписи алтаря к 2000 г. пришли в обветшалое состояние, начали трескаться и облетать, поэтому по благословению игумена Кронида стены алтаря начал заново расписывать владимирский иконописец А.Г. Филиппов. В зимнем Иоанно-Богословском приделе отреставрирована масляная живопись потолка и стен, произведена роспись, отделка и установка резных деревянных элементов иконостаса. Почти в это же время был произведен полный ремонт в пристроенной к храму трапезной. Снесены ветхие деревянные строения (сараи), принадлежавшие проживающим в бывших монастырских корпусах гражданам, после выселения этих горожан из стен обители. Введена в строй артезианская скважина для обеспечения монастыря чистой питьевой водой.
Неоднократно производилась побелка наружных стен собора, монастырской ограды, покраска куполов угловых башен монастырской ограды. В апреле 2005 г. глава администрации округа Муром В.А. Качеван оказал помощь для восстанавливающейся обители, выделив большое количества кирпича, что позволило начать работы по восстановлению каменной монастырской ограды, которая за два столетия приняла плачевный вид. Проведены работы по благоустройству территории монастыря: очистка от строительного мусора и отходов от сноса ветхих деревянных построек, разбивка цветников, посадка деревьев и кустарников, начато восстановление монастырского сада и огорода.
С 2005 г. под водительством и духовным руководством игумена Кронида в обители находятся 11 человек. Из этого числа 1 иеромонах, 2 священноинока, 2 иеродиакона, 1 инок, 1 послушник и на положении трудников 4 рабочих.
Благовещенский монастырь в настоящее время имеет два храма: Благовещенский и надвратный храм во имя святого первомученика и архидиакона Стефана. В Благовещенском соборном храме находятся три действующих престола. В алтаре Благовещенского храма: главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и второй небольшой переносной престол во имя святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора. В приделе в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова к этому времени остался только один престол, посвященный его имени. Престол же во имя святителя Димитрия митрополита Ростовского в марте 2000 г. с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия был демонтирован.
Святыни монастыря
Главной святыней Благовещенской обители на протяжении многих веков остаются святые мощи благоверного князя Константина, благоверной княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора. Позолоченная рака, хранящая их мощи, располагается под аркой, на стыке Благовещенского холодного храма и теплого придельного храма во имя святого Апостола Иоанна Богослова.
Рака с мощами князя Константина и сыновей его Михаила и Федора
Особым почитанием пользуется в монастыре Иверская икона Божией Матери (XVII в.). Помещается она в большом киоте на правом клиросе Благовещенского придела. Ее размеры 120х76 — средника, а с учетом наставных полей — 147х107. С тыльной стороны икона обшита толстым листом металла, зафальцованного с жестяной обшивкой полей. По центру листа вытиснен большой выпуклый крест. С лицевой стороны икона скрыта ризой, исполненной в XIX в., с применением красного бархата и златотканой парчи. Риза покрыта большим количеством золоченных медных бляшек, имитирующих шитье бисером, речным жемчугом и цветными камнями. Края ризы скрыты металлической окантовкой полей, что позволяет видеть живопись только на ликах и руках Богоматери и Младенца Христа. Имеется надпись по нижнему краю: «Лета 7196 (1688) писал сей образ Пресвятыя Богородицы Иверския Московитин изограф Иван Дмитриев сын Попов». То, что это особо почитаемая икона свидетельствует поток непрекращающихся пожертвований на этот чтимый образ в виде золотых и серебряных крестов, монет, цепочек, колец и сережек.
Иверская икона Божией Матери, 1688 г.
На левом клиросе Благовещенского придела находится почитаемый древний образ Божией Матери «Знамение» большого размера.
Для многих боголюбивых сердец стал дорогим образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, находящийся на северной стене Благовещенского храма, в молитвах к которому они получают незамедлительную помощь и утешение.
Южную стену Благовещенского собора украшает особый образ (1797 г.) Муромских чудотворцев святых преподобных Петра и Февронии с частицей их мощей, помещенный в резной киот. Доской для этой иконы послужила верхняя доска от их гроба, когда-то хранившегося в Богородице-Рождественском кафедральном соборе.
Почетное место на аналое в Благовещенском приделе занимает икона преподобного Ильи Муромца, Киево-Печерского чудотворца, с частицей его мощей, привезенная в дар Благовещенскому монастырю от монахов Киево-Печерской Лавры в 1999 г. Икона имеет в нижней своей части ктиторскую подпись: «С любовью о Господе Спасителе нашем, епископ Павел со всей во Христе братией».
В Благовещенском соборе рядом с Иверской иконой Божией Матери находится точный список с чтимой всей Россией Тихвинской иконы Божией Матери XVI в., созданный в лучших традициях древней иконописи и мастерски обрамленный серебряном окладом.
Теплый придел святого Апостола Иоанна Богослова имеет также немало почитаемых икон. На южной его стене, вблизи раки с мощами благоверных князей находится образ Казанской иконы Божией Матери. По соседству с этим чтимым образом находится написанная и присланная в монастырь в XIX столетии иноками Афонской Святой Горы икона святых великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеймона целителя. На оборотной стороне икона имеет дарственную надпись святогорцев.
Другая икона, имеющая дивеевское происхождение, лежит на аналое поблизости от раки с мощами святых благоверных князей — это издавна любимого всем Православным миром икона преподобного Серафима Саровского чудотворца с маленькой частицей от его многоцелебных мощей.
Возле южного окна Иоанно-Богословского придела в большом киоте располагается одна из самых почитаемых во Владимире-Суздальской земле святынь — Боголюбская икона Божией Матери. В этом чтимом братией и прихожанами обители образе, написанном в XVII в. и украшенном в бархатную замечательную ризу, Божия Матерь изображена с предстоящим святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Весь образ покрывает латунный посеребренный оклад, хорошо отображающий сцену явления Божией Матери святому страстотерпцу благоверному князю Андрею. Эта икона была передана в Благовещенский монастырь еще в середине XIX в. Первоначально она находилась в селе Орлове в доме крестьянина Димитрия Онисимова, затем была передана в Крестовоздвиженский храм г. Мурома, и, наконец, в 1842 г. по предписанию архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения ее переместили в Благовещенскую обитель.
Рядом с этой иконой находится Козельщанская икона Божией Матери, особенно почитаемая паломниками из Украины. Этот примечательный небольшой по размеру образ имеет великолепно исполненную бархатную ризу, украшенную золотым шитьем и пожертвованными на него драгоценными ювелирными изделиями. По большей части молитвенно прибегают к этому образу люди, имеющие боли в суставах и от последствий травм.
Притвор Благовещенского храма также имеет свою святыню. В северную его стену вставлена волнообразная по виду плита, обретенная на могиле святых благоверных Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора. Многие люди, с верою, благоговением и молитвою к святым прикасающиеся к этому природному камню, получают благовременную помощь в своих душевных и телесных недугах.
Особое место среди монастырских святынь занимает крипта (это помещение использовалось первоначально под братскую усыпальницу). Первое, чем примечательна эта крипта, то, что в ней находится треугольной формы комната
с нишей, в которой были обретены нетленные останки святых благоверных Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора. Второе — тем, что это место где погребен в 1129 г. первосвятитель Муромской земли святой епископ Василий (местно память его празднуется 21 июня / 4 июля), крестивший в конце XI в. в водах реки Оки муромских язычников. Мощи его находятся под спудом, а место его захоронения отмечено деревянной резной ракой с его изображением в полный рост.
Деревянная резная рака святого епископа Василия
Свт. Василий крестит муромцев в Оке: клеймо иконы св. блгв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора в житии, 1714 г. А.И. Казанцев и его сын Петр. Фонд МИХМ
В крипте находится и другая деревянная рака, на лицевой стороне которой находится иконописное изображение преподобного, которая фиксирует приблизительное место захоронения святого подвижника Благовещенского монастыря XVII в. схимонаха Иулиана (Кучукова) (местно его память совершается 26 марта / 8 апреля). Когда установилось почитание святителя Василия и преподобного Иулиана, сказать уже невозможно, но в летопись Муромского кафедрального собора 1725 г. им двоим были внесены тропари и кондаки. По письменному свидетельству муромского краеведа А. А. Епанчина, «в середине нашего (ХХ) века преподобный явился женщине, дежурившей на фабрике, сказав: “Не бойся! Я — схимонах Иулиан”, — и исчез».
Часовня на месте захоронения старца иеромонаха Аполлония Муромского (1825-1914 гг.) построена в 2007 г.
На памятном месте, где был убит муромскими язычниками святой благоверный князь Михаил была воздвигнута часовня, а затем деревянная Предтеченская церковь. В XVI столетии она была разобрана и перенесена на другое место. На этом месте построили небольшую часовню, которую несколько раз разбирали и снова возобновляли, пока, наконец, в 1949 году ее окончательно не разрушили. В 1997 г. по случаю празднования 900-летия крещения Мурома прихожанами Благовещенского монастыря на этом участке был поставлен кованый железный памятный крест, который сегодня муромскими жителями почитается как святыня.
Расположен этот памятный крест на небольшом садовом участке общеобразовательной школы № 3, вблизи здания районной администрации. Каждый год, на праздник святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора (3 июня нового стиля), совершается братией и прихожанами обители Крестной ход из Благовещенского монастыря к этому чтимому православными горожанами освященному месту.
В 2003 г. для братии монастыря произошло отрадное событие: из монастырских помещений выселился последний из мирских жителей. Монастырские помещения были заселены горожанами в 1923 г., проживали они в обители на протяжении 80-ти лет. К сожалению, эти люди внесли с собой в стены древнего монастыря не только мирской дух, но также нанесли серьезный урон монастырским строениям.
Мирские жители не остановились и перед осквернением и разрушением монастырского некрополя. Некоторые надгробия вообще перестали существовать, а оставшиеся надгробные памятники до сих пор несут на себе следы надругательств. О крестах на надгробиях уже и говорить не приходиться. К 1990-м гг. на кладбище не осталось ни одного мраморного и гранитного креста. Но самое, наверное, страшное для Благовещенской обители было то, что ее столетние жилищные строения, населявшиеся до прихода советской власти людьми особого благочестия и веры, к концу XX столетия прослыли в городе как места пьянства и разгула.
2 августа 2006 г., в день памяти святого пророка Божия Илии, впервые за всю историю Мурома город посетил Предстоятель Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В пятом часу по полудни Святейший навестил Благовещенский монастырь. Под колокольный звон у Святых врат обители Святейшего встретили игумен Кронид с братией. Поклонившись монастырским святыням — мощам благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, Иверской иконе Божией Матери, Патриарх Алексий, обращаясь к братии обители и гостям, произнес теплое приветственное слово:
«Чувствуется, что этот храм не закрывался, что даже в трудные годы лихолетий наполнялся православными верующими, которые своими молитвами согревали и создавали намоленность этого храма... Он имеет особое значение, потому что здесь получали духовное подкрепление, поддержку люди православные в тяжкие годы испытаний и черпали для себя силы нести свой жизненный крест и совершать свой жизненный путь. Храни вас Господь и Пресвятая Богородица, в честь которой обитель эта воздвигнута».
Завершил Первосвятитель свою речь пожеланием:
«Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12: 32).
Патриарх Алексий благословил братию и собравшихся богомольцев.
Кратким было пребывание Святейшего Патриарха в стенах Благовещенской обители, но в сердцах монашествующих монастыря оно оставило неизгладимый след светлых воспоминаний об этом событии.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II у святых мощей блгв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора, 2 августа 2006 г.
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручает «Благодарность Комитета и Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)» и медаль автору-составителю — иеродиакону Алексию (Новикову) за рукопись книги о Благовещенском монастыре