Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Лазарево, Муромский район

Село Лазарево

Лазарево — село в Муромском районе Владимирской области, входит в состав Ковардицкого сельского поселения.
«Село Лазарево на р. Ильинке находится в 120 верстах от губернского города Владимира и в 5-ти от уездного Мурома (Муромский уезд)». [1]

По писцовым книгам 1629-30 гг. село Лазарево на реке Ильинке значится старинной вотчиной губного старосты муромца Дружины Юрьева с братьями.

В кон. XVIII века по генеральному межеванию в этом селе значилось: 28 дворов, 69 муж., 74 жен., всего 143 души. В примечании занесено: «на суходоле: церковь Архистратига Михаила и два дома господских, деревянные; церковная земля на середине; а дачею по обе стороны реки Илемны; земля иловатая, хлеб и покосы – средственны, лес дровяной, крестьяне на пашне». Общего владения Настасьи Сергеевны Осорьиной, Феклы Григорьевны Урядовой и Екатерины Алексеевны Толстой.
В кон. XIX века в селе церковь каменная, земское училище с 68 мальчиками; господских домов нет; крестьянских 64 двора, 171 муж., 152 жен., всего 323 души. Последний владелец г. Саламыков. Крестьяне хлебопашцы. Пользуются преимущественно посторонними заработками в качестве каменщиков, кровельщиков, маляров.

Лазаревское сельское училище основано в 1868 году.
В 1876 г. учащихся – 35 муж. и 2 жен. Законоучитель – свящ. Андрей Кипарисов (бесплатно). Учитель – причетн. из IV класса духовной семинарии Иван Успенский (60 руб. в год). Содежание – 90 руб. от земства. Помещается тесно в квартире учителя, с платой 30 руб. в год с отоплением и прислугой.
Учащихся в 1896 году было 68.
Учительницей состояла с 1906 года священническая дочь девица Ольга Ивановна Лашманова, окончившая курс Владимирского епархиального женского училища.
1905 год: «Помещение для Лазаревского училища снималось уездным земством у местного крестьянина Кондакова, с платой ему по 100 руб. за каждый год; на наем этого помещения было отпущено в 1902 году из министерских средств 300 руб., которые к 1905 году были израсходованы и вопрос об изыскании средств на наем помещения для Лазаревского училища, остается открытым; крестьяне отказываются принимать участие в содержании училища».
В 1908 году открыто земское начальное училище в дер. Подболотня в 6 верстах от храма. Учителем по Закону Божию и прочим предметам состоял диаконский сын Владимир Иванович Малеин, окончивший курс Владимирской духовной семинарии в 1908 году. Обучалось 21 мальчик и 18 девочек.
В 1909 году открыто земское начальное училище в деревне Максимовка в 8 верстах от храма. Обучалось 160 учеников.

До революции село входило в состав Карачаровской волости Муромского уезда.
18 августа 1914 г. исполнилось 300 лет со времени открытия мощей Праведной Иулиании Лазаревской. 17 и 18-го августа в селе прошло торжественное празднование памяти Пр. Иулиании.

«11-го октября с. г. в селе Лазареве Муром. у. состоялось собрание комсомольского к-ва; представителем шефа был сделан доклад: работа молодежи в деревне. В прениях по докладу выявилась слабость к-ва, плохое руководство бюро и политическая неграмотность членов. Принята резолюция, в которой к-в обещается выполнить возложенную на него задачу; дальше разное: в разном выработка плана проведения дня урожая.
На следующий день утром предсельсовета созывает гр-н на собрание: раздается звон церковного колокола (посредством которого собираются на собрание), звон повторяется раз пять, ни одного человека. К четырем часам «через час по столовой ложке» собирается человек 25, Председатель куда-то улетучивается, комсомольцы открывают собрание, представитель шефа делает доклад «новая деревня и новая система землепользования», доклад слушают со вниманием; мужички высказываются о своей бедности и малоземельи.
В заключительном слове докладчик указывает как выйти из этого положения. В разном отчет ревизионной комиссии по ревизии кооператива, мужички рассаживаются в кружки вынимают по колоде карт и начинается игра в дурака. Слова докладчика заглушаются выкриками «Митрич крой десяткой-то», «дамой то, дамой то…». Предсельсовета крайне бездеятелен и богомолен и УИК'у необходимо обратить на это внимание.
В селе царит общественная бесхозяйственность: пруды не чищены, загородь школы развалена и т. д.
Церковь разделена на две половины в одной служит «Тихоновец», в другой «обновленец», последний несмотря на то, что поддерживается тремя домохозяевами отбил у старого попа дом, которому пришлось выехать на квартиру.
По инициативе членов РЛКСМ открыт кооператив, запахан и засеян клин земли для комитета взаимопомощи, гр-не поговаривают перейти на четырехполье.
Очень волнует вопрос о неправильной раскладке продналога, мужики одобряют распоряжение власти взимание продналога в три раза.
Темна еще деревня и некультурна, но постепенно и она выйдет на светлую дорогу» («Красный Луч», 17 октября 1924).
«Все началось с машинного товарищества. Лазаревскому токарю Серякову Сергею Павловичу стало очевидно, что в 1925 году, т.е., на 9 году Октябрьской революции выколачивать урожай цепами и добывать его из земли посредством «мелкой» сошки, если не позорно, то во всяком случае глубоко невыгодно.
Он сумел сперва убедить в этом только четверых своих односельчан. Его выступления на общих собраниях села, не увеличили эту, сочувствующую ему цифру — защитников плуга и молотилки. Но Серяков был упрям. Он решил действовать примером, подумав о том, что очевидно время разговоров и споров — прошло. К счастью, над с. Лазаревым в ту пору шефствовали рабочие Муромской типографии. Печатники над ним не смеялись, а выслушав тут же собрали 30 руб., и Серяков и его группа присовокупив свои гроши, стали обладателями молотилки.
Ее, в Лазарево привезли в самый разгар молотьбы. Дробно, по гумнам рассыпался стук цепов. Но вот, покрывая весь шум, над деревней поплыл уверенный, четкий и металлический звон молотилки. Все всполошилось. Соседи побросали свои цепы. Молотилку обступила толпа. Она продолжала трещать, поднимая облака золотистой пыли. В первый же день было обмолочено свыше 2000 снопов, обмолочено в чистую. Мужики щупали пустые, раздробленные машиной колосья, без единого зернышка, а некоторые просили:
— Записывайте што-ли в товарищество то... оно вернее.
Так рухнула стена недоверия и никто уже не смеялся.
Теперь в Лазареве 12 машинных групп. Машинное т-во, организованное Серяковым, перешло на общественную обработку земли — в 1928 году.
Колхоз еще очень молод. В нем сейчас насчитывается 13 семейств, или до 80 человек членов.
У них имеется 3 лошади и солидный сельско-хозяйственный инвентарь в количестве: 1 молотилки, 1 веялки, 1 сеялки, 2-х лемешного плуга, 3-х одинарных плугов, 2-х зигзагообразных борон и 2 окучников и 3-х новых телег. И лошади и инвентарь являются обобществленным достоянием колхоза.
Существенным недостатком в колхозном дооборудовании является отсутствие обобществленных построек в виде машинного сарая и конюшни для лошадей. Машины хранятся по дворам членов, подвергаясь там всем возможным случаям, влекущим за собой порчу, скорую изнашиваемость и даже потерю отдельных частей.
С лошадями то же самое. Мало того что приходится платить своим же членам за их содержание и уход, последний далеко не одинаков и высок, каковым он был бы доверенный определенному лицу. Кроме того, правление воздерживается даже от покрытия маток производителями, пугаясь того, что будет трудно, почти невозможно воспитывать жеребят. Отсутствие же обобществленных дворовых помещений лишает колхоз возможности заняться выгодным, в широких размерах делом разведения хотя бы свиней.
Колхоз подразделен на секции: внутрихозяйственную (наблюдение за инвентарем, покупка его, уход и т. д.) и сельско-хозяйственную, которая следит за сортировкой, протравливанием и отбором семян, а также удобрением и изыскивает средства для поднятия урожайности. Не лишне заметить, что в прошлом году на волостной сельско-хозяйственной выставке колхозу была присуждена премия и награда в 20 рублей, за экспонаты высокосортных семян — овса.
Вся беда не только для колхозников, но всего Лазарева заключается в почти полном отсутствии у них луговых угодий. Сено покупается кормовых трав — не разведешь, так как земли приходят всего по тридцати сотых десятины на едока. УЗУ отвело во временное пользование колхозу десять десятин лугов, из которых, правда, полторы десятины неудобицы. Совсем недавно правление получает бумажку из УЗУ, которая гласит, что из этих 10 десятин пять отводится Рамешскому колхозу. Это распоряжение сильно было взволновало колхозников.
Известно, что Рамешские пользуются пахотной землей в количестве около десятины на едока. Негодование имеет конечно основания. Лазаревцы — колхозники говорят:
— У Рамешских больше земли и больше возможностей. Да и пользы не будет ни тем, ни другим от этого раздела!
Они конечно правы. Через год—два, когда они поднимут в два-три раза урожайность своих полей, смогут тогда обойтись и без этих пяти десятин.
Сейчас шефствует над с. Лазаревым школа 9-ти летка паровозо-ремонтного завода Каз. желдороги.
На днях выпускная группа школы решала вопрос о выпускном вечере. Ребята постановили лишить себя этого удовольствия, а деньги предназначенные на угощение и постановку, передать лазаревскому колхозу для покупки сельско-хозяйственного инвентаря. Будут очевидно приобретены: сортировка и конные грабли или привод для молотилки. Передача покупки должна быть обставлена торжественно и значительно, что еще более укрепит и подчеркнет эту живую, действенную связь шефов с подшефным колхозом.
Колхоз будет расти и должен. Для этого есть много данных и хорошее руководство внутри колхоза со стороны тов. Серякова партийца и со стороны агроперсонала.
Чрезвычайно печалит и оставляет желать много лучшего весьма пассивное отношение остальных 12 коммунистов,- сельских хозяев села Лазарево, которые не только не вошли в колхоз до сих пор, но кажется и не собираются этого делать.
Совершенно прав один из членов колхоза, определивших их отношение к колхозу — «деревянным», в противовес, тому живому и творческому делу которое крепнет в растет в Лазареве, и название которому Лазаревский колхоз» («Приокский рабочий», 2 июня 1929).


Памятник жителям села, погибшим в ВОВ

Численность населения: в 1859 г. – 220 чел.; в 2010 году – 121 муж. и 153 жен., всего 274 чел.; в 2012 г. – 263 чел.

Церковь Михаила Архангела

10 января 1605 года св. Иулианию погребли в дубовом гробу у церкви св. Лазаря в селе Лазаревское. Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной - особенно больные дети.
В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Согласно писцовым книгам 1629—1630 гг. в селе в это время уже была деревянная церковь во имя праведного Лазаря и другая церковь в честь Архистратига Михаила. При церквях были два священника, дьячок и 2 пономаря; пашни церковной «худые земли» по 20 четвертей в поле, сена 40 копен, в селе двор вотчинников и 10 крестьянских дворов.
Согласно окладным книгам 1676 г. в селе Лазарево имелась «церковь Архистратига Михаила, у тое церкви двор попа Илариона, пономарев, да в том селе приходских дворов: три двора помещиковых, 15 дворов крестьянских и 1 бобыльский, да деревня Подболотная, а в ней 4 двора помещиковых, а в них живут дворовые люди, 25 дворов крестьянских и 2 бобыльских, да мельница Жемчужина, а в ней 4 двора крестьянских, да мельница Подболоцкая, в ней 6 дв. крестьянских, да мельница Антипина, в ней 2 дв. крестьянских и 1 бобыльский, мельница Потехина, в ней 4 дв. крестьянских, 1 бобыльский, деревня Кривицы, в ней двор помещиков, в котором живет прикащик, 6 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Растуева, в ней двор дьяка Богдана Силина, в котором живет прикащик, 8 дв. крестьянских, 1 бобыльский, двор скотский, на котором живет дворник, д. Максимовка, в ней 8 дв. крестьянских. Да по его поповой Иларионовой сказке дано ему земли из боярских дач 4 четв. в поле, а в дву по тому ж, сенного покосу 20 копен».
Из надписи 1689 г. на кресте, бывшем в церкви, видно, что в этом году в Лазареве была церковь во имя праведного Лазаря.
Дальнейших сведений о Лазаревской церкви до начала XIX столетия не имеется.
В июне 1806 г. проживавшая в г. Муроме вдова майорша Пелагея Артемьевна Бычкова обратилась к Преосвященному Ксенофонту Епископу Владимирскому и Суздальскому с просьбой разрешить вместо имеющейся в селе Лазареве деревянной во имя св. Архангела Михаила церкви выстроить каменную во имя того же святого с приделами святителя и чудотворца Николая и святого Лазаря Праведного на деньги, завещанные майором Иваном Григорьевым Даровским и ее мужем Львом Ивановичем Бычковым, причем «старую церковь с деревянной же колокольней, по ветхости оных разобрав, употребить на обжиг кирпича, а службу Божию между тел, продолжать в имеющейся при означенной той церкви деревянной теплой во имя святого Лазаря Праведного». 17 июля 1806 г. благословение Преосвященного было получено, а Консисторией выдан соответствующий указ благочинному Муромской округи священнику села Поздняково Агапу Трофимову.
В июле 1808 года было получено разрешение Епископа перенести из ветхой Лазаревской церкви антиминс и богослужебные облачения в новоустроенный придел св. Лазаря, а ветхую церковь «употребить на довершение обжига кирпича» для строящейся церкви. При разборе ветхой церкви «никаких мощей и старых антиминсов не найдено, престола же и жертвенника доски, столбы, перекрестья и верви сожжены».
В июле 1808 г. (или 1811) строительство новой церкви было окончено. По рапорту благочинного Агапа Трофимова от 11 августа 1808 г. Церковь «книгами новой, а не старой печати всего церковного круга, сосудами церковными, алтарными одеждами, священноцерковнослужительными облачениями шелковыми удовольствована», «в трапезе по правую сторону в приделе во имя святителя и чудотворца Николая в иконостасе образа греческого письма, а с немецких кунштов да и с двоеперстным сложением писанных нет». В иконостасе Никольского придела справа от царских врат помещались иконы Господа Вседержителя и Святителя Николая, с левой стороны — Пресвятой Богородицы Казанской, св. мучеников Флора и Лавра, святителя Николая, во втором ярусе над царскими вратами образ Тайной вечери.

В 1837 году у диакона Ильи Ивановича Богословского родился сын - Павел Ильич Богословский (1837-5.12.1903) – будущий преподаватель Калужской духовной семинарии. У Ильи Ив—ча было 5 сыновей: Павел И. старший, далее Михаил (умер в молодых летах), Василий, бывший священником в г. Юрьеве (ум. 1891), Александр, протоиерей г. Судогды, Петр (не окончил курса семинарии), Гавриил, учившийся сначала во Владимирской, потом в III и IV кл. Калужской семинарии и, по окончании курса в Московском университете бывший военным врачом (+), и одна дочь Александра.
В 1839 году тщанием Муромского купца Алексея Максимовича Никитина расширен теплый храм и пристроены по колокольне каменные кладовая и сторожка.
Каменная ограда вокруг храма построена в 1880 году тщанием Муромской купеческой жены Параскевы Федоровны Никитиной.
К концу XIX века кровля каменной церкви обветшала. 30 сентября 1893 г. Строительное отделение Владимирского Губернского правления разрешило в церкви «вместо каменных сводиков по железо-прокатным балкам устроить деревянный потолок». Копии представленного на утверждение проекта прилагаются. В 1893-95 гг. трапеза этого храма была расширена.
Каменная ограда вокруг кладбища построена в 1898 году тщанием Муромского купца Леонтия Максимовича Никитина.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно.


Гробница над местом упокоения праведной Иулиании Лазаревской

В холодном Архангельском храме у северной стены была устроена гробница над местом упокоения праведной Иулиании Лазаревской.
В 1889 г. вместо прежней была устроена новая гробница из кипарисового дерева, обложенная позолоченной и посеребряной медью. На верху крышки гробницы находилось чеканное изображение Господа Саваофа, по бокам гробницы помещались изображения в клеймах: явление святителя Николая праведной Иулиании, праведная Иулиания раздает милостыню нищим, глас от иконы Пресв. Богородицы, слышанный иереем о праведн. Иулиании, и преставление прав. Иулиании. На самой гробнице находилась икона праведной Иулиании во весь рост. На поклонение праведной Иулиании приходили богомольцы из Мурома и окрестных селений.
В кон. XIX века в церкви хранились: «древняя икона муромских чудотворцев благоверн. князей Константина с чадами, Петра и Февронии и праведн. Юлиании, серебряный вызолоченный крест с частицами св. мощей, вставленный в кипарисовую доску; на этом кресте надпись: «сей крестъ Господенъ съ мощами пожертвованъ въ Муромскiй уездъ въ село Лазарево въ церковь Лазаря праведнаго – друга Божiя, где почиваютъ мощи Iулiанiи праведной, Московскаго Благовещенскаго собора iеромонахомъ Iоанномъ». В церковной библиотеке хранился старинный большой требник печ. 1689 года.
Причта в Лазаревском приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается – от земли церковной, служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (390 руб.) до 475 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 2 дес. 2160 кв. саж., пахотной 33 десят. 22 ½ саж., сенокосной не было; из пахотной земли 20 дес. неудобной; земля сдавалась причтом в аренду за 12 ½ четв. ржи. [1]
Приход состоял из села Лазарева и деревень: Жемчужной (1 вер. от церкви), Черемисиной (2 вер.), Подболотной (9 вер.), Кривиц (5 ½ вер.), Старого Ратова (6 вер.), Нового Ратова (8 вер.) и Максимовки (9 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 181 двор (в 1676 году было в приходе 96 дворов), 765 душ муж. пола и 939 женского. [1]

В наиболее поздней из сохранившихся клировой ведомости Архангельской церкви села Лазарево Муромского уезда Владимирской губернии за 1909 год сообщается:
«… Престолов в сей церкви три: в холодной в честь Архистратига Михаила, празднуемого 8 ноября; в теплой в южном приделе в честь св. Николая Мирликийского чудотворца, празднуемого 9 мая и 6 декабря, в северном приделе в честь св. Лазаря четверодневного, празднуемого 17 октября и в Лазареву субботу. После пожара 8 мая 1902 года престолы освящены в южном приделе 7 ноября 1904 года, в северном — 27 октября 1902 года.
Утварью сия церковь снабжена достаточно.
Причт при сей церкви состоит из священника и псаломщика…
Земли при церкви усадебной 2 десятины 2160 кв. сажен, полевой 33 десятины 22 ½ сажени, из нее 20 десятин неудобной. Пахотная земля сдана в аренду крестьянам за 50 руб. в год. Сенокосной и под лесом земли при сей церкви нет.
Церковных домов для причта при сей церкви нет. Для устройства церковных домов ни прихожане, ни церковный староста никаких мер не принимают. Священник и псаломщик живут в собственных домах на церковной земле. Квартирных денег причт ни от прихожан, ни от церкви не получает.
Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 120 верстах, от города Мурома и ближайшей почтовой станции в 5 верстах, от местного благочинного в 20 верстах.
Иноверных храмов в сем приходе нет. Ближайшая к сей церкви церковь села Стригино в 5 верстах.
Ни приписной, ни домовой церкви в сем приходе нет…»
В 1909 году в приход входили с. Лазарево и деревни Подболотня, Жемчужино, Черемисино и Кривицы Муромского уезда, и д. Старое Ратово, Новое Ратово и Максимовка Меленковского уезда, в которых проживало 1886 крестьян.

18 августа 1914 г. исполнилось 300 лет со времени открытия мощей Праведной Иулиании Лазаревской. Мысль о торжественном праздновании этого события зародилась у причта и прихожан Лазаревского храма, а также и почитателей праведницы уже давно. Ходатайство о сем перед Епархиальным Начальством было возбуждено еще в начале 1914-го года, и вот 16-го августа был получен указ от Владимирской Духовной Консистории о разрешении торжественного празднования памяти пр. Иулиании 17 и 18-го августа. По получении указа, причт и прихожане отправили телеграмму Преосвященному Митрофану, Епископу Муромскому, прося Его Преосвященство прибыть на торжество к литургии. Одновременно была послана телеграмма и Преосвященному Евгению, Епископу Юрьевскому, о том же. К глубочайшему сожалению всех, желанию этому не суждено было осуществиться, так как вследствие изменившегося расписания поездов, совершенно невозможно было попасть к литургии, и от Владык был получен отрицательный ответ. Торжество праздновалось при скромной обстановке. Накануне было совершено всенощное бдение о. настоятелем храма, с участием иеродиакона Муромского Спасского монастыря (родителя о. настоятеля), при большом стечении богомольцев, преимущественно местных прихожан. Только что реставрированная рака и балдахин Преп. Иулиании была красиво убрана гирляндами из живых цветов и залита огнями свечей и лампад; в числе последних выделялась огромная лампада, нарочито пожертвованная на средства прихожан к знаменательному дню. На другой день еще с раннего утра было необычайное стечение богомольцев, преимущественно крестьян соседних селений. В 8 час. утра на колокольне Лазаревского храма начался праздничный перезвон, продолжавшийся в течение часа. Литургия была совершена соборне, с участием прибывшего из Мурома о. казначея Спасского монастыря. В конце литургии священником о. Михаилом Георгиевским было прочитано житие святой и произнесено слово к народу. После обедни перед св. мощами был отслужен молебен с чтением молитвы праведнице, после которого состоялся крестный ход к часовне над св. колодцем, на месте. Где по преданию было затоптано тело сына Пр. Иулиании слугами его на охоте. Часовня отстоит от села Лазарева в расстоянии версты. Несмотря на ненастную погоду, все богомольцы отправились туда с крестным ходом. В часовне, тоже недавно отремонтированной, был отслужен водосвятный молебен. Многие богомольцы пили и брали с собой св. воду из колодца домой в память благоговейного почитания Праведной Иулиании, к заступлению и помощи которой в течение уже трех веков прибегают все в своих душевных и телесных недугах.
Н.Г. Добрынкин
«Боремся с мракобесами (с. Лазарево, Карач. вол.). «Зачем вы, комсомольцы, собираете народ и им говорите». Заявляет поп при встрече с последними.
Для того, батя, чтобы в наш комсомольский праздник разъяснить поповский обман на данных науки—отвечают комсомольцы.
Поп ударился в споры — а комсомольцы не промахи—в результате батя подобрав рясу ретировался и бежал восвояси» («Луч», 12 января 1924).
«Гр-не при продаже того или иного скота берут от сельсовета удостоверение. Попу Георгиевскому очевидно законы не нисаны, 26 января он без всякого разрешения вывез на базар 8 поросят» («Луч», 6 февраля 1924).

В 1928 году церковь закрыли. В 1930 году были сняты колокола.
4 апреля 1931 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК отменила постановления Нижегородского крайисполкома от 6.06.30 г. о ликвидации церкви в с. Лазареве Муромского района. 19 февраля 1932 г. Комиссия по делам культов при ВЦИК ликвидировала церковь в с. Лазарево Муромского района, удовлетворив ходатайство Нижегородского крайисполкома о пересмотре постановления Президиума ВЦИК в части оставления указанной церкви в пользовании верующих.
В церкви был устроен склад.


Храм Михаила Архангела в Советское время

Рака Иулиании была перенесена в Муромский краеведческий музей, где стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских.
В 1989 г. мощи Муромских святых — благоверных князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора, князя Петра и княгини Февронии, праведной Иулиании Лазаревской — были возвращены из Муромского историко-художественного музея в Благовещенский собор.
Сейчас мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в Михаило-Архангельском храме села Лазарево Владимирской области. До последнего времени сохранялся обычай матерям приносить и приводить к мощам св. праведной Иулиании больных детей.


Рака святой праведной Иулиании Лазаревской

Память

- 2 января,
- 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.


Крестный ход в честь 400 летия со дня обретения мощей св. прав. Иулиалии Лазаревской

22-23 августа 2014 года - 400 летие со дня обретения мощей св. прав. Иулиалии Лазаревской.
22 августа 2014 года состоялся крестный ход из муромского храма Серафима Саровского в село Лазарево. Мощи св. прав. Иулиании были перенесены в востановленный Михайло-Архангельский храм. Крестный ход возглавили епископ Муромский и Вязниковский Нил и епископ Городецкий и Ветлужский Августин.
На следующий день состоялось освящение двух престолов храма села Лазарево — Архангела Михаила и святителя Николая. Митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию сослужили епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Муромский и Вязниковский Нил, епископ Городецкий и Ветлужский Августин и духовенство Муромской Епархии.
15 января 2015 года — день памяти св. прав. Иулиании Лазаревской. В Михайло-Архангельском храме села Лазарево с участием митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия и епископа Муромского и Вязниковского Нила состоялось архиерейское богослужение.В службе также участвовало духовенство муромской епархии. Множество богомольцев присутствовало на архиерейском богослужении. По окончании службы Владыка Евлогий произнес назидательное слово и поздравил всех присутствующих с праздником.

РОДНИКИ в селе Лазарево

В селе Лазарево бьют четыре природных источника, которые названы в честь Иулиании и Георгия Лазаревских.


Первый родник. Расположен в конце села, слева от асфальтированной дороги ведущей в дер. Иваньково.

Второй родник. Расположен в овраге на Школьной улице, тропинка у дома №9.

Третий родник. Расположен дальше второго родника, на Школьной улице поворот налево, в овраге родник.

Купальня и Часовня над св. источником Иулиании Лазаревской

«Близ села Лазарева, Муромского уезда и волости, на лугах у полотна Казанской жел. дороги, была воздвигнута часовня в честь св. Юлиании Лазаревской. У часовни «святой» колодец.
Советская власть, в числе прочих вскрыла и мощи Юлиании. В гробу оказалась труха и кучка мышиных скелетов. Эти реликвии и по сие время с благоговением осматриваются «верующими» в муромском музее, под стеклом.
В прошлом году крестьяне села Лазарево вели дискуссию на тему, что делать с часовней, и постановили «за безработицей» таковую сломать, а материал передать избе-читальне.
Сельсовет зимой этого года постановления не выполнил по причине «больших сугробов».
И теперь часовня стоит без толку на старом месте» («Призыв», 20 августа 1926).


Деревянная купальня св. Иулиании Лазаревской на берегу пруда в с. Лазарево

Деревянная купальня св. Иулиании Лазаревской изначально была установлена на берегу пруда, невдалеке от храма. Построена и освящена в 2004-м году в память 400-летия упокоения св. Иулиании Муромской (Лазаревской). Сейчас купальня находится в самом конце села, около часовни, на пруду остался лишь крест.


Крест на пруду

Деревянная купальня св. Иулиании Лазаревской.

Часовня над св. источником Иулиании Лазаревской в с. Лазарев. Часовня расположена в конце села Лазарево.

В 1584 г. во время охоты слуги затоптали их сына – Ивана Осорьина. От слез безутешной матери на этом месте забил родник. Существует поверье, что вода в нем имеет сильное, но не однозначное действие, и обращаться с ней надо очень осторожно. Испив ее, тяжело больной или выздоравливал через три дня или тихо отходил в мир иной.

15 января 2013 года - празднуется память св. прав. Иулиании Лазаревской Муромской. В этот день в Архиерейском подворье состоялось торжественное богослужение. Божественную Литургию в храме Подворья возглавил Епископ Муромский Нил. Владыке сослужили настоятель Свято-Благовещенского монастыря г. Мурома игумен Кронид, протоиерей Николай Семчук, протоиерей Михаил Терентьев и священноинок Антоний Додунов.
Для всех прихожан после службы было устроено чаепитие.
19 января 2013 года в праздник Крещения Господня настоятель Свято-Благовещенского монастыря г. Мурома игумен Кронид совершил чин освящения воды на источнике св. прав. Иулиании Лазаревской.

См. Иулиания (Улиания) Лазаревская, Муромская.

Лазаревское подворье Спасо-Преображенского монастыря


Церковь Михаила Архангела

См. Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Город Муром.
Поселок Вербовский
Категория: Муром | Добавил: Николай (02.06.2016)
Просмотров: 6102 | Теги: родники, Муром | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru