Главная
Регистрация
Вход
Суббота
28.12.2024
20:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Икона преподобного Серафима Саровского в Муромском Благовещенском монастыре

Икона преподобного Серафима Саровского в Муромском Благовещенском монастыре

На клиросе Благовещенского мужского монастыря Мурома находится икона преподобного Серафима Саровского с примечательной надписью по нижнему краю изображения, заключенного в овал: «Точная копiясъ портрета Препод. Серафима, который написан был при жизни Преп. художник. Серебряковымъ. копиров. М. Сер.».
Имеется в виду известный по жизнеописаниям святого натурный портрет, написанный около 1828 г. живописцем арзамасской художественной школы Осипом (Иосифом) Семеновичем Серебряковым, впоследствии насельником Саровской пустыни. Подлинник, еще хранившийся в начале XX в. в игуменских покоях Сарова, теперь утрачен, но известны его фотография 1903 г., многочисленные списки 1830-х гг. — начала XX столетия, воспроизведение на репродукции в житии преподобного Серафима 1904 г. Л. И. Денисова.
Существовали и работы сестер дивеевской живописной мастерской, близко повторяющие прижизненный оригинал – например, икона-портрет преподобного начала XX в. (с добавлением тонкого контуранимба и «иконной» надписи), которая находится теперь в киоте перед солеей Троицкого собора обители.

В чем особенности изображений «серебряковского» извода, ориентированных на прижизненный портрет? По описанию, помещенному в саровском житии преподобного Серафима 1863 г.: «О. Серафим изображен в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Св. Тайн. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди». Подобные описания содержатся и в других житиях святого. Последнее свидетельство о первоначальном портрете встречается в воспоминаниях дивеевской монахини Серафимы (Булгаковой), проходившей в обители в начале XX в. живописное послушание. Она отметила, что фигура святого была помещена «на сером фоне, в овале», и указала, что после изъятия мощей преподобного Серафима образ находился в Дивееве в келье блаженной Марии Ивановны. На всех повторениях серебряковского портрета преподобный Серафим представлен вполоборота влево, в мантии и белой епитрахили с каймой и крестом определенного рисунка, его правая рука в поручах прижата к груди, поясное изображение заключено в овал с перспективной рамкой.

До недавнего времени создателем муромского образа считался если не сам автор первого портрета, то его сын или родственник, носящий такую же фамилию — именно так предлагалось расшифровать завершающие надпись инициалы «М. Сер. [Серебряков?]». Однако возможен и другой вариант прочтения сокращенной подписи копииста, тем более что Осип Семенович скончался в 1862 г. в возрасте восьмидесяти лет. Муромская же икона, без сомнения, создана уже после прославления преподобного Серафима в 1903 г.: несмотря на то, что она является «точной копией» прижизненного портрета, нимб и поля полностью покрыты золотом, техника исполнения – чисто иконописная, на залевкашенной доске. Стилистические и технологические особенности иконы – толстый слой левкаса с гравированным орнаментом, золочение на полимент, масляная живопись по золоту, характер письма личного, палеография надписи и др. – полностью соответствуют большому числу произведений дивеевских писем, вышедших из живописной мастерской обители. Подпись «М. Сер.» в таком случае – это монахиня Серафима (Петракова), возглавлявшая эту мастерскую.

Ольга Захаровна Петракова, девица из крестьян Нижегородской губернии, поступила в монастырь в 1863 г., пострижена в монашество 11 июля 1892 г. Проходила послушание старшей сестрой в живописной мастерской. В клировых ведомостях отмечено, что «ею расписан собор». Была награждена грамотой от Святейшего Синода и золотым наперсным крестом от Его Императорского Величества, когда во время Саровскихторжеств Царская семья посетила дивеевскую художественную мастерскую, причем, императрица сказала ей: «Очень хорошо вы работаете; Нам у вас все очень понравилось». Не менее высокую оценку ее искусству дал автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» святитель Серафим (Чичагов), который сам был талантливым иконописцем: «По молитвам о. Серафима, Господь послал в Дивеевскую обитель несколько сестер, одаренных талантом живописи, между которыми в особенности отличалась и поныне стоит во главе живописного послушания мать Серафима. Ее кисть чрезвычайно нежна, дает настоящий свет и выражение ликам святых праведников и может быть всегда отличена от встречаемых других живописных икон».
Стиль живописи монахини Серафимы, очевидно, стал определяющим и для других сестер-художниц, работавших в обители. К сожалению, сохранилось очень мало произведений, авторство которых можно без оговорок приписать старшей сестре мастерской. К ним относятся, собственно, только три образа: выполненная с необыкновенным мастерством икона «Явление Божией Матери преподобному Серафиму в день Благовещения» (Вкл. XIX.) (церковь Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского монастыря), поднесенная монахиней Серафимой от «своих трудов писания» игумении Марии в 1901 г., в день ее пятидесятилетия служения в должности начальницы (творческое повторение одной из композиций, описанных протоиереем Стефаном Ляшевским); известный только по черно-белой репродукции поясной образ преподобного Серафима из посвященной ему нижней церкви Феодорова государева собора в Царском Селе; икона Спаса Нерукотворного 1912 г. (церковь Рождества Христова Серафимо-Дивеевского монастыря) с карандашной скорописью на обороте: «Ея Выс. Преподобию Игуменiи Александре Писала М. Серафима въ день Аньгела 1912 г. 23 Ап» (23 апреля старого стиля – память мученицы царицы Александры). Однако теперь группа ее подписных произведений пополнилась еще одним выдающимся памятником – образом преподобного Серафима, сохраненного, очевидно, дивеевскими сестрами, жившими в Муроме после закрытия обители в 1927 г.
В Благовещенском монастыре находится также икона «Спас Нерукотворный, с двумя Ангелами» конца XIX в., по типу лика близкая Нерукотворенному образу письма монахини Серафимы (Петраковой), а по живописному исполнению, скорее всего, тоже вышедшая из дивеевской мастерской.
Могла ли руководительница монастырской мастерской «подписать» свою икону и к тому же на лицевой стороне? В других случаях речь шла о приносимых в дар памятниках, надпись на обороте которых поэтому была вполне уместна. В муромском произведении поставлены практически инициалы автора, расшифровать которые мог только человек, близкий к внутренней жизни обители. Более вероятно, что надпись была сделана сестрами, проходившими послушание под началом Серафимы, любившими свою начальницу и высоко ценившими ее творчество. В Серафимо-Дивеевском монастыре хранится Казанская икона Божией Матери, подаренная, как гласит надпись возле нижнего края на лицевой стороне, «дорогой матушке Серафиме в день пострижения [в мантию] 11-го июля 1892 года от искренней любви и усердия сестер живописного послушания». На появление подобных «лицевых» текстов, несомненно, повлияло широкое распространение списков Серафимо-Понетаевской иконы Богоматери Знамение, прославившейся чудесами в 1885 г., — по кругу центрального изображения неизменно писался «адрес» святыни и «визитная карточка» живописной мастерской Понетаевки. Значит, дивеевские сестры тоже использовали этот прием – особенно там, где надо было «сохранить» важную информацию. Можно предположить, что муромская икона в свое время являлась произведением-образцом, который использовали дивеевские художницы для работы над иконами преподобного Серафима, не имевшие возможности постоянно видеть первый прижизненный портрет. Этот список – своего рода «соавторство» двух выдающихся художников, работавших в разное время, Иосифа Семеновича Серебрякова и монахини Серафимы (Петраковой).

Источник:
О муромской иконе преподобного Серафима Саровского. Зеленина Я. Э.: [Электронный ресурс] // Муромский историко-художественный музей: [сайт]. – 2014. – URL: http://old.museum-murom.ru/istoriya-muroma-i-muromskogo-kraya-chast-2
Свято-Благовещенский монастырь
Инокини Серафимо-Дивеевского монастыря в Муроме

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (06.11.2018)
Просмотров: 959 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru