Обширна и многогранна была деятельность архимандрита Муромского Благовещенского монастыря Алексия II (Полисадова) (20 июля 1882 г. — апрель 1894 г.), сменившего в 1882 г. епископа Иакова (Кроткова).
Родился Андрей Полисадов в Грузии в 1814 г. Еще мальчиком его привезли из Грузии в Россию как грузинского заложника. Списки высланных после Имеретинского восстания, подписанные А.П. Ермоловым, хранят имена репрессированных, среди которых и был Андрей Полисадов. В 1820 г. он был доставлен во Владимир и тут же усыновлен семьей священника. Имя, которым нарекли мальчика, не было случайным. Святой Апостол Андрей всегда считался покровителем и России, и Грузии.
Обучался Полисадов во Владимирской духовной семинарии. Окончил ее с аттестатом полного богословского курса по первому разряду со званием студента и наградой за примерное поведение и успехи. По окончании семинарии женился и 29 июня 1834 г. рукоположен во священника в село Шиморское Меленковского уезда Владимирской епархии (ныне село Шиморское входит в Нижегородскую область).
Полисадов рано лишился жены — 30 апреля 1839 г. После этого брака осталась на руках у него малолетняя дочь Мария. Вскоре он был определен безместным учителем крестьянских детей и продолжал преподавание до 22 апреля 1843 г. 16 февраля 1852 г. от Императорской Академии наук получил искреннюю благодарность за составление «Словаря областного наречия и разных оригинальных обычаев прихода Шиморское».
За безместное обучение поселянских детей 20 октября 1854 г. о. Андрей был награжден набедренником. 30 июня 1859 г. в память войны 1853-1856 гг. был удостоен ношения бронзового наперсного креста на Владимирской ленте. За произнесение содержательных катехизических поучений с 1853-1858 гг. удостоен был архипастырской благодарности. 1 июля 1861 г. за ревностное прохождение служения пожалован бархатной фиолетовой скуфьей. 3 июля 1863 г. о. Андрей в возрасте 49-ти лет, по собственному желанию, вышел за штат.
5 октября 1863 г., согласно полученному указу из Владимирской духовной консистории, уполномочен исправлять все приходские требы и Божественную службу по согласию с местными священниками. 25 мая 1866 г. о. Андрей поступил в Московский первоклассный Ставропигиальный Ново-Спасский монастырь.
11 февраля 1867 г. пострижен в монашество с именем Алексий в честь митрополита Московского Алексия, а чрез год, 28 февраля 1868 г., назначен духовником этой обители. За ревностное прохождение в монастыре должностей кружечного, благочинного и временного депутата иеромонах Алексий по Высочайшему указу 29 мая 1872 г. награжден золотым наперсным крестом.
26 августа 1873 г. определен ризничим монастыря. За составление описи огромной ризницы Новоспасского монастыря 1 октября 1880 г. по Высочайшему указу награжден Императорским орденом Святой Анны Ш-й степени.
20 июля 1882 г. иеромонах Алексий переведен во Владимирскую епархию и после возведения в сан игумена утвержден в должности настоятеля второклассного Муромского Благовещенского монастыря.
По случаю 29-летнего благопристойного прохождения иерейского служения во Владимирской епархии игумен Алексий 17 октября 1882 г. был возведен в архимандриты. В этом же году 1 ноября архимандрит Алексий был назначен благочинным управляемого монастыря и Троицкого женского монастыря, а 24 апреля 1884 г. и Муромского Спасского монастыря.
В Муроме архимандрит Алексий оставил труд о местных речениях и обычаях, за который был отмечен Академией наук.
Немало было у Муромского архимандрита завистников и недоброжелателей. Позже архимандрит Алексий в своем печатном труде напишет о себе от третьего лица следующее: «Они не могли простить ему, что он затмевал их своими достоинствами. Тяжело рассказывать все бесчисленные югеветы, юіяузы и гонения, тайно и явно воздвигнутые на человека. Человек дрожит над временем, как скупей, над златом, а необходимость защищать собственную честь заставляет писать объяснение на лукаво и бессовестно выдуманный рапорт или донос». И далее о доносчике: «Бог с ним! Пусть бичует меня. Опомнится авось и сам. Конь бьет и задом и передом, а дело своим чередом».
Музыка для архимандрита Алексия являлась отдохновением. В 1880- е гг. о. Алексий покровительствовал исканиям неугомонного Ивана Лаврова, который изобрел особый «гармонический звон в колокола», названным с вызовом “самозвоном”, и взял искусного звонаря в Благовещенскую обитель. Сорокадевятилетний Иван Лавров являлся не только виртуозным звонарем, но и даровитым проповедником. По благословению архимандрита Алексия в воскресные и праздничные дни он говорил в монастырском храме проповеди, черпая их содержание из своих собственных сочинений. После выхода из Благовещенского монастыря Лавров проживал в Москве и в Петербурге, где хлопотал о введении в церквах изобретенного им колокольного звона. За год до смерти, в 1892 г., этот звонарь и проповедник принял постриг в монашество с именем Онуфрий и был рукоположен во иеромонаха в Яблочинском монастыре Седлецкой губернии.
Прежде всего свои старания архимандрит Алексий употребил на приведение в порядок церковных строений монастыря и всевозможное украшение их внугреннего вида. В 1882 г. в трапезной Благовещенской церкви и в алтаре (удалены остатки чугунного) был заменен на деревянный щитовой, на правом и левом клиросах установлены позолоченные киоты с резьбой.
Как известно, правительству были небезразличны весьма внушительные по объему и количеству монастырские банковские вклады, и оно старалось поставить их под особый контроль. 5 февраля 1883 г. вышел указ, обязавший монастыри перевести все свои вклады в Государственный банк.
Начавшийся в последней четверти XIX в. мировой сельскохозяйственный кризис взвинтил арендные цены. Соответственно выросли доходы монастырей. Однако государственная власть обращала свое бдительное внимание не только на экономические и финансовые стороны монастырей. Особую заинтересованность правительство проявляло через Святейший Синод и к духовной жизни российских обителей. «В циркуляре обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева от 1 марта 1884 г. епархиальным архиереям было рекомендовано обратить внимание на многочисленные переходы монахов и послушников из монастыря в монастырь, на замечаемые в последнее время явления "распущенности’' монашествующих, ослабление в монастырях “строгого порядка” и на “оскудение вообще правильного монашества”...».
Обер-прокурорские замечания насчет “оскудения... правильного монашества” имели под собой почву. В некоторых монастырях насельники проводили праздную и ленивую жизнь, затворяясь от богомольцев и вообще от посторонних.
При архимандрите Алексии особенно сильно возросло в монастыре число послушников (по большей части временных). Если в конце 1861 г. в Благовещенском монастыре было 20 насельников (не считая настоятеля), в 1880 г. - 27, то в 1884 г. — 34. Увеличение числа послушников с 16 человек в 1859 г. до 22 в 1864 г. объясняется тем, что в 1860-х гг. к Благовещенской обители был приписан напольный двухпридельный Кладбищенский храм во имя святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, требовавший определенного штата для совершения служб.
К 1880-м гг. несколько изменился социальный состав Благовещенского монастыря. Если в 1832 г. все насельники были выходцами из духовного сословия, а крестьян не было ни одного человека, то в 1884 г. стали появляться крестьяне (3 человека). В 1884 г. более половины насельников монастыря были моложе 40 лет, причем более трети братии моложе 30-ти лет.
Однако все священнослужители обители были старше 30-ти лет (почти половина из них старше 50-ти лет), а все монашествующие — старше 30-ти лет, среди послушников были люди самого разного возраста. В 1884 г. в обители кроме настоятеля архимандрита было 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 2 белых диакона. Остальная братия трудилась в основном на послушаниях по храму: клиросное — 17 человек; пономарское — 3; ктиторское — 1; трапезное – 1.
Архимандрит Алексий, отлаживая в Благовещенском монастыре духовную жизнь его насельников, также заботясь о внешнем и внутреннем благоукрашении монастырских строений, не упускал из вида и хозяйственные вопросы. В 1884 г. был завершен ремонт мельничного хозяйства и в Благовещенский монастырь начала поступать мельничная сумма в размере 250 руб. серебром.
По окончании аренды в 1889 г. Муромский Спасский монастырь взял инициативу в свои руки, и мельница с этого времени поступила в хозяйственное управление и содержание этого монастыря. По взаимно заключенному условию, вплоть до революции, Благовещенский монастырь получал от этой эксплуатации 150 руб.
Взамен старой и маловместительной ризницы, находившейся в верхней части колокольни, архимандрит Алексий в 1886 г. выстраивает новую монастырскую ризницу. Ее пристраивают к теплому придельному храму святого Апостола Иоанна Богослова, с западной его стороны. Питая особые верноподданнические чувства к самодержцу Российскому, архимандрит Алексий после крушения царского поезда в 1888 г. и благополучного исхода этой железнодорожной катастрофы для царственной семьи принимает решение: в благодарность Богу за чудесное спасение царя Александра III и его семьи устроить кованую металлическую, сребропозлащенную индитию на престол в алтаре главного Благовещенского храма. Индития имеет на себе вычеканенные изображения: спереди — Тайная вечеря; с южной стороны — святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев; с северной стороны святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; с восточной стороны — святителя Димитрия митрополита Ростовского, святого пророка Исаии и преподобномученика Андрея Критского. Также эта индития имеет на себе памятную надпись: «17 октября (по старому стилю) 1888 г. в память чудесного избавления Августейшего Семейства Александра III от напрасной смерти. Устроено одеяние при архимандрите Алексии Полисадове. Мастер Иван Лебедев».
На жертвенник в Благовещенском приделе было изготовлено особое металлическое одеяние со следующими вычеканенными изображениями. При входе в алтарь (то есть с западной стороны жертвенника) жертвоприношение Исаака. С южной стороны был изображен преподобномученик Андрей Критский; с северной стороны — святитель Алексий митрополит Московский. Особо тонкой работой по чеканке отличалась восточная сторона жертвенника, на ней находился именной перечень всех настоятелей Благовещенского монастыря с 1563 по 1895 гг.
В 1889 г. были изысканы из монастырской казны немалые средства для перекрытия белым железом глав монастырских церквей и золочения крестов на главах, также были починены и покрашены все железные кровли на монастырских зданиях.
Особое внимание архимандрит Алексий уделил созиданию благолепного внутреннего вида в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. В иконостасе Благовещенского придела на икону Покрова Божией Матери тщанием настоятеля была изготовлена в 1893 г. сребропозлащенная риза весом 11 фунтов и 60 золотников. Затем архимандрит Алексий украсил сребропозлащенной ризой в 16 фунтов образ Муромских чудотворцев святых благоверных князей Константина с чадами Михаилом и Феодором и благоверными князьями Петром и Февронией. В 1894 г. из монастырских сбережений позолотил оклады двух икон: 1) святых Апостола Иоанна и святителя Григория Богословов; 2) святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.
Вот что можно узнать о послушнической жизни в Благовещенском монастыре в 1891 г. из рапорта архимандрита Алексия (Полисадова): «...на работы черные посылать послушников неудобно, потому что они нужны при трех каждодневных литургиях,
при заказных молебнах, акафистах и панихидах, так что с четырех часов утра они каждодневно до двенадцати часов должны быть в храме. По тесноте келий послушники не могут все помещаться со старшей братией, трое из них живут у настоятеля, казначея и ризничего, прочие по два и по три в одной келии (всего 15 послушников)».
На этот рапорт архимандрита Алексия духовная консистория призывала всё-таки привлекать послушников к земляным работам (к возделыванию огородов, полей, садов и цветников).
Не часто случалось такое, что братия производила в монастыре из своих сбережений строительные и технические сооружения. Особенно заслуживает внимания и удивления следующий пример. В 1891 г. финансированием иеромонаха Феодосия проведена в монастырь из городского водопровода к братскому корпусу водопроводная ветвь, изготовленная из металлических труб с медными кранами.
Общее число духовенства и монашествующих за период 1864-1892 гг. составило 71 человек. К каждой из четырех групп применены следующие характеристики: 1) образование (семинарское, духовное училище, народное училище, домашнее); 2) возраст поступления в монастырь; 3) какой процент поступивших из других монастырей; 4) какой процент из поступивших впервые в монастырь;
3) срок «искуса» перед монашеским постригом (для монашествующего духовенства); 6) какой процент пострижеников из белого духовенства; 7) какой процент пострижеников из послушников монастыря; 8) какой срок между постригом и хиротонией (для черного духовенства); 9) какие несли послушания — с целью установить факторы, влияющие на продолжительность пребывания в обители.
Временная группа «до двух лет». Эту группу составили 20 человек
(27 %).
1) Образование. Из 20-ти семинарское образование имели пятеро, причем двое — неполное семинарское. Духовное училище окончили двое. Домашнее образование получили четверо. Без образования (или не имелось сведений о нем) оказалось 9.
2) Возраст поступления в монастырь: от 32 до 39 лет — 4 (20 %), от 40 до 49 лет — 11 (33 %), от 34 до 63 лет — 3 (20 %).
3) Поступивших из других монастырей — 12.
4) Впервые поступивших в монастырь — 8.
5) Срок «искуса» перед монашеским постригом. Из десяти известных постригов (не проходили «искус» в этой группе шестеро из белого духовенства; о четверых — данных нет): сроком от двух месяцев до двух лет — половина (пятеро — 30 %), три года — 3 (около 30 %) и от семи до восьми - 2 (20 %).
6) Постриженики из белого духовенства вообще отсутствуют.
7) Постриженики из послушников монастыря. В этой группе всего один постриженик (3 %) из послушников этого монастыря.
8) Срок между постригом и хиротонией у девяти (не считая шестерых из белого духовенства, одного рядового монаха и трех неизвестных): самый меньший срок 9 дней — 1 (11 %) и самый большой срок 10 лет — 1 (11 %); от двух до трех месяцев — 3 (33 %), остальные четверо (44 %) — сроком от одного до трех лет.
9) Какие несли послушания. В этой группе — 8 (при неизвестных 12-ти). Все несли послушание священнослужения (кроме рядовых монахов), и только один из них занимал казначейскую должность.
Временная группа «от двух до пяти лет». В этой группе — 23 (32 %).
1) Образование. Из них семинарское образование получили 17, а из этого числа неполное — 6. Духовное училище окончили двое и один — народное училище. Домашнее образование — только у одного. Без образования — двое.
2) Возраст поступления в монастырь. В этой группе встречается значительный процент от 27 до 38 лет — 7 (29 %); от 40 до 49 лет — 3 (20 %); от 30 до 70 лет - 11 (47%).
3) Поступивших из других монастырей — 13.
4) Впервые поступивших в монастырь — 10.
5) Срок «искуса» перед монашеским постригом — 16 (не проходили «искус» 7 из белого духовенства): сроком от одного до шести месяцев — 3 (18 %); сроком от одного года до трех лет самая большая доля — 9 (36 %) и от четырех до восьми лет — 4 (23 %).
6) Постриженики из белого духовенства также отсутствуют и в этой группе.
7) Постриженики из послушников монастыря — 2 (8 %).
8) Срок между постригом и хиротонией — 10 ( не считая 11 из белого духовенства и двух рядовых монахов): самый меньший срок 8 дней — 1 (10 %); от двух до десяти месяцев — 3 (30 %); от двух до четырех лет — 4 (40 %).
9) Какие несли послушания. 17 (из них 6 неизвестно) также все несли послушание священнослужения (кроме рядовых монахов) и совмещали с ним следующие послушания: 1 — благочинного; 1 — библиотекаря; 2 — казначея; 1 — ризничего; 1 — ризничего и уставщика; 1 — пономаря; 1 — клиросное.
Временная группа «от 3 до 10 лет». В этой группе — 13 (20 %).
1) Образование. Из 13-ти семинарское имели 5 человек (из них неполное семинарское — 1; духовное училище — 2; домашнее образование — 3); без образования (или же не имелось сведений об их образовании) — 5.
2) Возраст поступления в монастырь. В этой группе выделяется молодой возраст от 26 до 36 лет — 8 (53 %), но немалую долю составляет и пожилой возраст от 55 до 75 лет — 7 (46 %).
3) Поступивших из других монастырей — 6.
4) Впервые поступивших в монастырь — 9.
5) Срок «искуса» перед монашеским постригом — 12 (не проходили «искус» двое из белого духовенства, а об одном человеке данных нет): от
десяти месяцев до двух лет преобладающая часть — 9 (75 %); три года — 2 (16 %), и 1 даже прошел семнадцатилетний «искус».
6) Постриженики из белого духовенства — 2 (13 %).
7) Постриженики из послушников монастыря — 5 (33 %).
8) Срок между постригом и хиротонией — 10 человек (не считая четырех человек из белого духовенства и одного рядового монаха): от 20 до 24 дней — 2 (20 %) ; от трех до десяти месяцев — 4 (40 %) и от одного года до четырех лет — 4 (40 %).
9) Какие несли послушания. 13 (при двух неизвестных) также исполняли послушание священнослужения (кроме рядовых монахов) и совмещали следующие послушания: 1 — казначея; 1 — ктитора; 1 — братского расходчика; 1 — библиотекаря и духовника; 1 — расходчика и духовника; 1 — старосты церковного; 1 — благочинного; 3 — клиросное; 1 — трапезника.
Временная группа «больше десяти лет». Эту группу составило самое меньшее количество — 13 (18 %).
1) Образование. Из них семинарию окончили 5; духовное училище — 5 (из них двое — с неполным образованием в духовном училище); народное училище — 1; домашнее образование — 1; без образования — 1.
2) Возраст поступления в монастырь. Особо выделяется молодой состав этой группы от 18 до 39 лет — 6 (46 %); от 45 до 61 лет — 7 (53 %). В этой группе находятся почти все постриженики Благовещенского монастыря.
3) Поступивших из других монастырей — 6.
4) Впервые поступивших в монастырь — 7.
5) Срок «искуса» перед монашеским постригом — 12 (не проходил «искус» 1 из белого духовенства): три месяца — 2 (16 %); от одного года до четырех лет — 5 (41 %); от 6 до 13 лет — 5 (41 %).
6) Постриженики из белого духовенства — 6 (46 %).
7) Постриженики из послушников монастыря — 7 (53 %), причем большая часть от общего количества этой группы пострижены из послушников этого монастыря.
8) Срок между постригом и хиротонией — 11 (не считая двоих из белого духовенства): в этой группе встречается самый меньший срок от 7 до 11 дней — 2 (18 %); от одного до девяти месяцев — 5 (45 %); от одного года до четырех лет — 4 (36 %).
9) Какие несли послушания. Также исполняли послушание священнослужения все (кроме рядовых монахов), совмещая следующие послушания: 2 — духовника; 2 — казначея и духовника; 1 — казначея; 1 — казначея и ризничего; 1 — ризничего; 1 — кружечного; 1 — библиотекаря; 1 — регента.
Основной фактор, который влиял на продолжительность нахождения в обители, — это прохождение послушания в данном монастыре до пострига. Несложно заметить, что по мере увеличения срока пребывания в монастыре растет число пострижеников из белого духовенства, то есть время пребывания в монастыре насельников из белого духовенства зависело от того, примут они постриг или нет. Также следует заметить, что должность духовника в монастыре преимущественно исполняли насельники с более долгим сроком пребывания в обители.
Белое духовенство, состоящее из священников и диаконов, было основным контингентом (после пострига), пополняющим ряды монастырских священнослужителей. Из указов Владимирской духовной консистории и формулярных ведомостей видно, что этот контингент попадал в монастырь по резолюции епархиального владыки уже будучи вдовыми и, как правило, находясь уже за штатом. То есть поступление их в монастырь было уже в преклонном возрасте (наиболее распространенный возраст от 50-ти до 70-ти лет). Они-то в большинстве случаев и становились иеродиаконами и иеромонахами. Их число от общего состава священнослужителей в Благовещенском монастыре за первую половину XIX в. составляло от 66 % до 83 %. Во второй половине XIX — начале XX вв. произошло их значительное сокращение в составе священнослужителей монастыря, и количество среди священнослужителей Благовещенской обители стало составлять от 25 % до 7 %. Особенно заметна убыль из рядов братии после 1875 г. Так, если с 1850-х до 1870-х гг. их число составляло от 70 % до 40 %, то с середины 1870-х гг. их количество уже составлял 33 %.
Общее число послушников за этот временной период (1864-1892 гг.) составило 177 человек. Послушники в основном недолго пребывали в монастыре.
Не без влияния архимандрита Алексия графская семья Уваровых, с которой он был близок, увлеклась изучением археологии Кавказа. По инициативе П.С. Уваровой в 1890-х гг. был реставрирован грузинский православный храм Свети Цховели.
Сохранились сведения о том, что начальник жандармерии генерал от кавалерии Дубельт лично занимался судьбой бывшего грузинского заложника. Заслуживает особого внимания переписка архимандрита Алексия со своими сводными братьями. Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона содержит сведения, что названный брат Полисадова Иоанн, с которым они были близки, стал известным проповедником в Исаакиевском соборе. Весь Петербург собирался на его проповеди. Двоюродный брат его Василий, богослов, был главой миссионерской церкви в Берлине, печатал свои труды на французском и немецком языках.
По Всемилостивейшему указу от 24 марта 1885 г. за усердное служение архимандрит Алексий сопричислен к Императорскому ордену Святой Анны II-й степени. Указом Владимирской духовной консистории за № 341 от архипастыря Феогноста 13 января 1889 г. архимандриту Алексию было объявлено благословение Божие за старание о благолепии Церкви.
В 1894 г. по причине болезни архимандрит Алексий был уволен на покой, 8 апреля 1895 г. в возрасте 81-го года мирно скончался.
До настоящего времени в обители Благовещения, возле алтарной апсиды Благовещенского храма, сохраняется увенчанное крестом надгробие архимандрита Алексия (Полисадова).
В 1980 г. Благовещенский монастырь воспет Андреем Вознесенским в поэме «Андрей Полисадов» - о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове). Вознесенский дает высокую оценку творчеству муромского художника П.И. Целебровского (1859-1921). Художник первого класса расписывал Благовещенский собор по заказу архимандрита Алексия и воссоздал портретный образ прапрадеда поэта А. Вознесенского:
...на меня глядел Полисадов.
Профиль смуглый на белом соборе, пламя темное в крупных белках, и тишайшее бешенство воли ощущалось в сжатых руках.
(Вот таким на церковном фризе, по-грузински царебровым, в ряд с Петром удивительной кистью написал его Целебровский).