Архимандрит Маркеллин родился в 1804 г. Выходец из духовного сословия. Обучался в Курском духовном училище. 24 августа 1824 г. определен в число послушников Коренной пустыни Курской епархии. 10 сентября 1834 г. был рукоположен во иеродиакона и назначен уставщиком на клиросе. 19 февраля 1835 г. по собственному желанию иеродиакон Маркеллин перемещен в Сергиевскую пустынь. В ней 18 марта 1837 г. был рукоположен во иеромонаха. 21 января 1841 г. иеромонах Маркеллин переведен в Александро-Невскую Лавру. 22 октября — 29 октября 1842 г. в Лавре был помощником благочинного. В летнее время иеромонах Маркеллин направлялся для священнослужения на военном флоте в кампаниях 1837, 1838, 1840, 1845-1848, 1851, 1853-1855 гг. на дачу Морского госпиталя близ Оранимбаума. 25 марта 1848 г. иеромонах Маркеллин за усердную службу был награжден набедренником. 21 апреля 1851 г. награжден от Святейшего Синода наперсным крестом. С 1843 г. по 20 марта 1858 г. иеромонах Маркеллин сверх послушаний в Лавре постоянно исправлял священнослужения в церкви Святейшего Синода. Отмечен бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг. и медалью на Андреевской ленте.
22 марта 1858 г. указом Святейшего Синода определен настоятелем Благовещенского монастыря с возведением в архимандриты. К этому времени в Благовещенском монастыре успел сложиться определенный богослужебный порядок. В 1859 г. все также в Благовещенской обители неопустительно служилось по две литургии в день с молебнами и панихидами. Утреня в монастыре по будничным дням продолжалась по два часа, вечерня — один час, а праздничные всенощные бдения от двух с половиной до трех часов и более. На литургии, по запричастном стихе, священнослужители произносили поучения из отеческих писаний и поучения современных им проповедников. Пение за службами по большей части было обиходное, одноголосное, но нередко было и партесное. Чреда служения между священнослужителями распределялась следующим образом. Каждому иеромонаху разрешалось брать одну из недель месяца, предназначавшуюся для отдыха, в которую иеромонах служил только панихиды и то только тогда, когда не было соборного служения, которое совершалось в праздники. По четвергам каждой недели, после поздней литургии, братией соборно совершался особо торжественный молебен святым покровителям Благовещенского монастыря благоверным князьям Константину, Михаилу и Феодору, сопровождаемый колокольным звоном. Установление молебного пения благоверным князьям именно по четвергам относится к особому радетелю церковных служб архимандриту Маркеллину, положившему начало этому молебному пению в 1859 г. Каждодневно в монастырской усыпальнице, находящейся под полом Благовещенской церкви, совершались панихиды по погребенному там подвижнику благочестия XVII в. схимонаху Иулиану (Кучукову). На Светлой Пасхальной неделе в монастыре, как правило, совершалось обычное последование артоса (то есть перенос артоса из церкви в трапезную с пением определенных песнопений и молитв), а по вторникам Светлой седмицы, после Литургии, торжественно совершался молебен Иверской иконе Божией Матери с Крестным ходом вокруг всего монастыря. В день празднования памяти святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора 21 мая происходило многолюдное стечение народа, приезжавшего на этот праздник даже из дальних мест. Из городского собора Рождества Богородицы всем городским духовенством совершался в Благовещенский монастырь Крестный ход для служения в нем соборной литургии и молебна Муромским чудотворцам. Этот Крестный ход совершался еще с давних времен, с середины XVI в., когда были обретены нетленные мощи Муромских просветителей. Второй общегородской Крестный ход, который также проводился каждый год 10 сентября из городского собора, через Благовещенский монастырь и по периметру всего города совершался с 1815 г., — в память пребывания в Муроме Иверской и Владимирской икон Божией Матери, вывезенных из Москвы во время нашествия войск Наполеона. Все монастырское братство участвовало при совершении положенных храмовых богослужений. Обязано было во все четыре поста исповедоваться монастырскому духовнику и причащаться Святых Христовых Тайн. В свободное от богослужения время братия монастыря совершала келейное правило, готовилась к предстоящим церковным службам и читала литературу душеполезного содержания, которой в монастырской библиотеке было очень много. Общая трапеза в монастыре совершалась один раз в день в положенное время с чтением во время нее отеческих творений и поучений и житий святых. Всякий престарелый настоятель штатного монастыря, чувствуя свою немощь и неспособность к управлению монастырем, по прошению мог выйти за штат и находиться все в том же монастыре, получая от казны пенсионное жалование, определенное Святейшим Синодом. Так, в 1859 г. заштатный игумен Гедеон II, проживая в Благовещенском монастыре, получал пенсию в размере 57 руб. в год и имел продукты питания с братской трапезы. После смерти настоятеля Владимирская духовная консистория своим указом обязывала занимающего в монастыре должность казначея совместно со старшей братией монастыря произвести освидетельствование церковного и монастырского имущества и оставшиеся после настоятеля личные вещи. Такая же строгая отчетность происходила при назначении нового настоятеля, который должен был принять от бывшего настоятеля (если его не было в живых, то от казначея) в присутствии двух свидетелей из Муромского духовного правления (двух протоиереев) и братии монастыря все церковное и монастырское имущество, дела и документы по описям, и сумму всех наименований по приходно-расходным книгам с подписью всех присутствующих лиц при передаче. Братия монастыря после выслушивания указа о назначении нового настоятеля должна была письменно засвидетельствовать свою покорность и послушание новому главе монастыря. Каждый год в рапортах настоятелей Благовещенского монастыря имело место упоминание об отсутствии в монастыре колодников на казенном содержании. И только в 1859 г. в рапорте настоятеля архимандрита Маркеллина мы находим присутствие двух колодников в монастыре: первый — крестьянин, попавший в монастырь «за кровосмешение в четвертой степени родства» с исправительным сроком «с 16 июня по 16 декабря»; второй — крестьянский сын, попавший с монастырь «за попущение на совершение другим крестьянином преступления» с исправительным сроком «с 20 ноября 1859 г. по 20 января 1860 г.». Для содержания колодников в монастыре из Муромского уездного казначейства в день выдавалось на каждого по 4 руб. В 1859 г. Министерством финансов предпринимается проведение в жизнь некоторых финансовых реформ, регулирующих систему учета и распоряжения финансовыми средствами. Из литературы известно, что «29 июня 1859 г. Государственный Совет утвердил проект снижения банковских процентов на капиталы как уже внесенные, так и вносимые впредь в государственные кредитные учреждения казенными ведомствами, в том числе — Церковью. Все капиталы поделили на четыре категории. Основная часть церковных средств попала в первую, и по ним начисляли максимальный годовой процент — 4 % годовых. В основном это были выплаты по непрерывно-доходным билетам, предназначенные для расходов на строго оговоренные цели. Остальные сбережения Церкви уравняли с частными вкладами и стали платить 3 % годовых. Ко всему этому в 1859 г. при Государственном контроле учреждается специальная Комиссия по составлению единых правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизии. Ее предложения о создании новой системы учета и распоряжения финансовыми средствами получили одобрение Александра II. Для Русской Церкви и в частности для монастырей это обернулось тем, что с 1860 г. деньги, поступавшие дотоле из казны по сметам Синода на нужды монастырей и других духовных учреждений, находившихся в епархиях, через Хозяйственное и Духовно-учебное управления, начали отпускать сразу через губернские Казенные палаты. Если ранее остатки, то есть неизрасходованные казенные деньги, духовное ведомство могло оставлять у себя, либо переводя их в неприкосновенный капитал, либо расходуя их по своему усмотрению, то теперь они подлежали безусловному возвращению в казну. Это постановление вполне отобразилось в источниках. Из отчетных приходно-расходных ведомостей Благовещенского монастыря видно, как штатная сумма после 1860-х гг. перестала появляться в остатке. Если в 1832 г. из штатной суммы в размере 1450 руб. ассигнациями осталось к следующему году 246 руб., а в 1834 г. из 1450 руб. ассигнациями осталось 149 руб., в 1840 и 1841 гг. из штатной суммы в размере 414 руб. серебром оставалось к следующим годам по 42 руб., то уже после 1860-х гг. не встречается такого, чтобы были какие-нибудь остатки от штатной суммы. Проведение в жизнь государственных законопроектов в середине 1860- х гг. ни в какую сторону не повлияло на количество монастырей Владимирской епархии: по сравнению с 1808 г., их осталось столько же — 28. С 6 мая 1860 г. архимандрит Маркеллин по указу Синода был переведен в настоятели Кременецкого монастыря Донской епархии. Спустя три месяца после этого на место настоятеля заступил очередной выходец из ученого монашества — Архимандрит Алексий I (Новоселов) (август 1860 г. — 1867 г.).
Муромский Благовещенский монастырь Уроженцы и деятели Владимирской губернии Владимирская губерния.