Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
02:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Игумен Сергий

Сергий – игумен Муромского Благовещенского монастыря

Начало »»» Свято-Благовещенский мужской монастырь

Игумену Сергию (1563-1625) пришлось управлять Благовещенским монастырем в очень тревожное и смутное время. О положительном и плодотворном для Благовещенского монастыря служении игумена Сергия свидетельствует очень долгий срок управления монастырем.

Монастырь неоднократно получал царские грамоты, подтверждающие право владения ругой. Так было в 1585 г. во время правления сына Грозного — Феодора Иоанновича, а также в 1595, 1596, 1597 гг. В 1599 и в 1602 гг. подтвердительные грамоты были получены от царя Бориса Годунова, а в 1614, 1615, 1617, 1619, 1623, 1625 и в 1643 гг. — от царя Михаила Феодоровича Романова. В 1647 г. свою утвердительную грамоту дал на монастырь царь Алексей Михайлович.
В этих исторических документах упоминается вотчина Благовещенского монастыря — пустошь Погарцы в размере тридцати четей, пожертвованная в 1585 г. боярским сыном Виняем Михайловичем Щукиным на помин родителей. Через десять лет (в 1595 г.) царь Феодор Иоаннович дал монастырю на это земельное владение свою утвердительную грамоту. Эта первая земельная недвижимость, которой начал обладать Благовещенский монастырь со времени своего существования. В том же 1585 г. по указу царя Феодора Иоанновича была учреждена монастырская слобода, а в 1596 г. царем Феодором были отписаны на Благовещенский монастырь «в Муромском уезде за рекою Окою в Сетчинских лугах пожни Талижерские».
Что же касается до размера руги, известно, что в 1615 г. «велено им давати... ружные деньги на фимиам и на ладан и на вино церковное и на воск и на мед и на просфоры и на хлеб и на соль и муромских доходов из таможенных да из кабацких по половине деньги... — 32 рубля и по 6 алтын и по две деньги на год». Сумма руги постоянно увеличивалась. Грамотой от 15 августа 1623 г. предписывалось выдавать ежегодно обители по 64 рубля 12 алтын 4 деньги. Одна половина этого жалования складывалась из доходов муромской таможни и кабаков, а вторая — «с Московских волокит», то есть судебных дел. Из этой же грамоты известно, что Благовещенский монастырь в 1614 г. получил во владение от царя Михаила Феодоровича «на церковное строение в Муромском уезде за рекою Окою луг Велетемской» (свое название он получил от протекающей поблизости реки Велетьмы и Велетемского озера; он носил еще и другое название — Диаконовский; местонахождение его было в Муромском уезде возле деревни Волосово). А также по этой грамоте (1614 г.) обитель получила право пользования «на монастырский обиход оброчные озерки: Белое, Аркадьево, Бабье, Переворотное, Балъбе, Осточное, Иван, Старое, Золотное, Сокольное да два Карашева».
Благовещенский монастырь пользовался покровительством и защитой царя. В самом конце этой же грамоты есть следующие слова: «А кто игумена Сергия с братьею или их монастырских людей и крестьян и бобылей... чем изобидет и тому от нас, великого государя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, быти в опале».
Монастырь владел также и городской землей. В 1597 г., в годы правления царя Феодора Иоанновича, к обители была приписана «для пространения» земля посадских людей — «что меж их монастырской ограды», размером 22 сажени.

В 1616 г. Муром подвергся разорению польской бандой во главе с паном Лисовским, бродившей по стране после изгнания поляков из Москвы в 1612 г. Монастырь разделил участь города, был разграблен и подожжен.
Позднее игумен монастыря Сергий писал в своей челобитной царю Михаилу Феодоровичу:
«...Приходили де к нам войною литовские люди и монастырь разорили, в церквах Божии престолы ободрали и ризы и стихари и пояс и посох... и всякое церковное строение поймали и братию посекли, а его игумена с пономарем взяли в полон, а кельи пожгли и пономаря в полону сожгли; а его игумена из полону выкупили; и от того де литовских людей разорения, у них в монастыре на церквах кровли сгнили; церковь Благовещения Пречистыя Богородицы... каменная каплет и стены расседалися, а деревянные церкви ветхи, а строить тех церквей и монастыря нечем — вотчинки у них ничего нет». В завершение грамоты игумен Сергий просил у царя пожертвовать обители на восстановление хозяйства озера Карашья (Карасье?) и Боровое.
10 апреля 1619 г. последовал на монастырь милостивый царский указ, который превзошел по своей щедрости все ожидания игумена Сергия. По этой жалованной грамоте Благовещенский монастырь стал обладателем около тридцати небольших луговых озер: «озерко Кустроха, да озерко Карашье (или Карашево), да Среднее (другое название Чинхар), да Кривые дубки, да Костино, да Обедино, да Юрета, да Расходец, ...озерко Боровое, да Расходное (или Отходное), да Вязное, да Маковые Зимницы, да Новец (или Пловец) и Исток и Расходец, да Водяное, да Долгое, да Иванисово (или Иваносово), да Сафоновское, да Заостровъе, озера Бороваго и три озерка в Клинском лугу, да Островские, да Никитинские (или Микитинские)». Игумен Сергий благодаря помощи, оказанной царем, в короткие сроки обновил и отстроил монастырские строения.
В те времена луговые озера сдавались в арендное пользование местным крестьянам, и сумма оброка была достаточно велика. Со всех озер монастырь ежегодно получал «7 рублей 3 алтына полшесты деньги». По прошествии четырех лет, 30 мая 1623 г., царь Михаил Феодорович в ответ на очередную челобитную игумена Сергия по новому уложению подтвердил силу всех вышеписанных грамот, как прежних царей, так и своих собственных, и возобновил утерянную после разорения и сожжения обители паном Лисовским тарханную несудимую безданную грамоту, данную на монастырь царем и великим князем Иоанном Васильевичем IV.
Последнее замечательное событие, которое произошло при управлении монастырем игуменом Сергием в 1624 г., было составление переписи г. Мурома и его церквей писцом Григорием Феодоровичем Киреевским и подьячим Петром Гореслышиным. Ее ценность в том, что эта одна из самых ранних сохранившихся описей Благовещенского монастыря, поэтому приводится ее наиболее полное изложение.
«На посаде в осыпи, где был острог, монастырь Благовещенский, а на том монастыре церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы каменная, в приделе Муромские чудотворцы Благоверный князь Константин с чады своими благоверными князьями Михаилом и Феодором, а в церкве Божия милосердия образов по росписи того монастыря игумена Сергия с братию его какова взята за их руками: образ местный Благовещения Пресвятыя Богородицы в киоте, обложен серебром и у того образа венцы чеканные золочены, а в венцах каменные червцы, да по три гривны чеканные, а в них по три камня червцых, да по три гривны басменные, позолочены. У Богородицы приклад — две серьги серебряные позолочены с каменем, да серьги ж лапки жемчужные, да крест деревен, обложен серебром, да три ожерельеца жемчужных; пелена бархатная черная на ней крест шит серебром. Да местный образ Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да образ Архистратига Михаила, венец серебряный позолочен басменной. Да образ местный Живоначальныя Троицы. Да образ Пресвятыя Богородицы Неопалимые Купины; оба на прозелени ж. Да перед местные образы четыре свечи поставных с красками. Да в церкве ж рака древена, а в ней лежат мощи Муромских чудотворцев благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора.
На раке два покрова бархатных, бархат черной на них кресты шиты золотом, да покров ж бархатный черный ветхий, на нем крест шит золотом, да два покрова камчатных, касика цветная. Да покров большой бархатный, бархат червчет, на нем крест шит серебром. Да над ракою образ Муромских чудотворцев Благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора, обложен серебром басменным, венцы серебряные позолочены басменные ж, да образ в киоте Пресвятыя Богородицы, перед нею моление Муромских чудотворцев на прозелени, да в тябле в Деисусе семь образов на прозелени, над Деисусы праздники и пророки, на прозелени ж, да перед Деисусы два паникадила медных, не велики.
Двери царские и сень и столбцы на золоте, да в алтаре — образ Пресвятыя Богородицы запрестольный на прозелени, да на престоле крест воздвизальный обложен серебром, да Евангелие престольное печатаное, озолочено касикою червленою, евангелисты серебряные позолочены, да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица серебряные, кадило серебряное. А на сосудах покровы и воздух камчатые. Да в пределе Божия милосердия образ местный Благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора обложен серебром басменным, венцы и гривны сканные, да три гривны басменных, а перед образом свеча поставленная не велика, да образ местный ж Пресвятыя Богородицы на прозелени, да образ Пресвятыя Богородицы запрестольный на прозелени. Двери царские и сень и столбцы на прозелени.
Да в алтаре на престоле Евангелие письменное, Евангелисты медные, да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир оловянные, кадило медное. Да в церкве ж книг: Устав печатный, а другой устав письменный, Апостол печатный, Псалтирь печатный, Евангелие толковое печатное, печать Московская, другое Евангелие толковое ж письменное, Минея Общая письменная, канон ризе Господней да в них ж новый Государя и Великого князя Михаила Феодоровича дачи Псалтирь... вся печатная да в них ж письменный устав, Евангелие толковое; двенадцать Миней месячных письменных, два Октоя печатных, Триодь Постная печатная, Триодь Цветная письменная, два Пролога, Сборник, Псалтирь скитский письменные ж, Служебник печатный, Часослов письменный ветхий.
Да в ризнице ризы атласные, атлас черной, оплечье бархат цветной ветхий, да ризы камчатные Лазаревы оплечье бархат зеленый шит золотом и серебром, да ризы камчатные лазаревые, оплечье участковое да ризы тавтяные лазаревые, оплечье бархат золотной, да ризы полубархатные, да ризы миткасивые, да две ризы полотяные ветхия, стихарь дороги таусинные, два стихаря дорогильные белые, два стихаря полотяные ветхи. Епитрахили. Бархатная, бархат зелен шит золотом да серебром, пуговицы серебряные, да епитрахиль бархатная ветха, да епитрахиль тавтяная лазаревая, да епитрахиль выбойчатая. Двое поручей бархатных, два пояса шелковые.
Да в том же монастыре церковь Иоанна Богослова с трапезою древяна ветха, а в церкве Божия милосердия образ местный Иоанна Богослова, да образ великия мученицы Параскевы нарицаемыя Пятницы, да образ Пресвятыя Богородицы все на прозелени. Двери царские и сени и столбцы и в тябле Деисус на прозелени, да на жертвеннике сосуды оловянные.
Да церковь Григория Богослова деревянная, а в церкве Божия милосердия образ местный Григория Богослова, да образ Пресвятыя Богородицы, оба на прозелени, двери царские и сень и столбцы и в тябле Деисус на прозелени ж. Да к той церкви прирублена колокольница, а на колокольнице колокол Благовест большой разбит, да два колокола средних, да четыре колокола зазвонных, да на той же колокольнице зделаны новы часы, боевые с перечасьем, а бьют часы и перечасы в те ж колокола, а делал те часы муромец торговый человек Богдан Борисов сын Цветной, да Благовещенский Игумен Сергий.
Да на святых воротех церковь деревянная ж Архидиакона Стефана, в церкве Божия милосердия образ местный Архидиакона Стефана, да образ Пресвятыя Богородицы, оба на прозелени, двери царские и сень и столбцы на прозелени. А церква деревянная, а в церкве Божия милосердия образы, и свечи, и книги, и ризы, и покровы, и сосуды церковные, на колокольнице колокола и все церковное строение прежних Государей и Государя Царя и Великого князя Михаила Феодоровича всея Руссии, а около монастыря ограда — тын дубовый стоячий, да на монастыре келия игуменская и пятнадцать келий братских, а в монастыре игумен Сергий да семнадцать человек братии, а земли по тем монастырем, церквами и под келиями, и под огородами в длину 60 сажен и поперечь 50 сажен с полсаженью.
Да к этому ж монастырю дано для пространства Блаженные памяти при Государе Царе и Великом Князе Феодоре Иоанновиче'всея Руссии по его государевой грамоте за прописью дьячка Семена Суслиронова 105 году (1597) три места дворовые посадских людей ныне на той земле... И всего Благовещенского монастыря на монастырской земле двор Белова попа да 16 дворов бобыльских не пашенных людей, а людей в них тож, да в три двора пустых...».
Интересную деталь церкви святителя Григория Богослова представляли собой установленные на колокольне часы с боем. Ни в каком другом из монастырей Мурома в XVII в. курантов не имелось, что также свидетельствует о большом авторитете Благовещенской обители. Эти часы были устроены иждивением и усердием купца гостиной сотни Тарасием Борисовичем Цветновым, и это был не единственный его вклад в Благовещенский монастырь.

Продолжение »»»» Благовещенский монастырь с 1625 по 1650 гг. <
Категория: Муром | Добавил: Николай (02.12.2018)
Просмотров: 975 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru