Освящение домовой церкви в честь муч. Херсонесских в Муромском Спасском монастыре (1911 г.)
Освящение домовой церкви в честь мучеников Херсонесских в Муромском Спасском монастыре (6 и 7-е марта 1911 г.)
Св. Синодом, при открытии второго викариатства во Владимирской епархии (1907 года 28 ноября), пребывание новому епископу определено было иметь в городе Муроме, в Спасском монастыре. Согласно этому определению, Преосвященный Епископ Муромский Евгений, прибыв в город Муром, и занял настоятельские покои в Спасском монастыре. Но в первые же месяцы пребывания его здесь оказалось, что помещение это имеет значительные недостатки: холодно, сыро и мрачно. И это было вполне естественно: описатель Спасского монастыря 1908 года говорит, что настоятельский корпус здесь «построен около 1687 года... (после) вследствие совершенной ветхости некоторое время был необитаем, но в 1885 году капитально ремонтирован». Таким образом, с 1885 года, около 25 лет, не было ремонта этого корпуса, поэтому естественно, что печи не стали давать тепла, а окна сделались легкопроницаемыми для внешнего воздуха. Преосвященному Евгению на первых же порах предстояло принять на себя заботы по устранению неудобств помещения. Приглашенный архитектор, осмотрев корпус, дал заключение, что хотя его исправить и можно, но для этого требуются большие суммы.
Братский корпус. Муромское православное духовное училище имени Патриарха Пимена
Тогда обращено было внимание на другой, каменный — трехэтажный, корпус, построенный в 1891 году. Корпус этот все время был почти пустой, только в первом этаже обитала монашествующая братия. Как на нежилое помещение, на него мало обращалось внимания, и в течение 16 лет и он в некоторых своих частях значительно обветшал, а что всего опаснее во внутренних стенах здания образовались трещины. По архитекторскому осмотру выяснилось, что восточная стена не надлежаще прочно утверждена, вследствие чего и происходит осадка частей здания. Необходимо было приступить к ремонту, подвести фундамент под стены в восточной части. Возник вопрос о средствах. Монастырь так мало имеет доходов, что уделить от них потребную на ремонт сумму было совершенно невозможно. Преосвященный настоятель обратился тогда за советом к Высокопреосвященнейшему Архипастырю Владимирскому, Архиепископу Николаю, который с отеческим сочувствием отнесся к нуждам Спасской обители, и в распоряжение последней из средств Архиерейского Рождественского монастыря отпущено было 500 рублей. Приступлено было к работам. Под восточную стену подведен фундамент и корпус сделан безопасным для жилья. Явилась возможность второй этаж корпуса приспособить для помещения настоятеля-епископа. Нашлись добрые люди, которые дали средства на переустройство второго этажа под помещение Владыки и на устройство при этом помещении домовой церкви. Для храма отделена восточная, лучшая часть здания в 20 арш. длины и 7 ½ арш. ширины. Потолок над этой частью разобран,— и получилось светлое (в два света), очень удобное помещение для храма. Устроен иконостас, от многих благотворителей пожертвованы священные сосуды, утварь, облачения... Все устройство закончилось к 1 марта 1911 года, а на 6 марта было назначено освящение новоустроенного храма.
Торжество освящения началось с вечера 5 числа, когда совершено было во вновь устроенном храме всенощное бдение; совершал его казначей монастыря, иеромонах Макарий, на литию и величание выходил Преосвященный настоятель обители с архимандритом Благовещенского монастыря Иннокентием и с местной братией. Служба окончилась около 10 часов, но народ долго не расходился, все с любопытством осматривали разложенные на столе разные предметы, потребные при освящении храма, и приготовленную к освящению церковную утварь. На утро в день освящения, по окончании ранней литургии в Покровском теплом храме, монашествующее духовенство с крестным ходом вошло в новоустроенный храм. Совершив здесь молебствие с освящением воды, о. казначей при пении тропаря священномученикам Херсонесским, в честь которых устроен новый храм, принял на главу св. мощи и торжественно перенес их в Покровский храм. В 8 часов начался благовест к освящению храма. К ¼ 9-го собралось духовенство, назначенное участвовать в чине освящения; о. архимандрит Иннокентий, протоиерей гор. Вязников В. Орлов, благочинный Муромских градских церквей - протоиерей А. Бобров, соборный священник Л. Белоцветов и три иеромонаха обители. Ровно в 8 ½ часов Владыка вышел из своих покоев и был встречен „по чину" со св. крестом. При стройном пении входного „Достойно" Владыка подошел к иконам Спасителя, Богоматери и свв. священномучеников Херсонесских и прочел входные молитвы; затем, преподав святительское благословение духовенству, народу, вошел на облачальный амвон. По облачении Архипастыря и духовенства в священные одежды и поверх их в срачицу (Владыка) и запоны, началось самое освящение храма. С большим вниманием следили богомольцы, переполнявшие храм, за всеми действиями священнослужащих и вслушивались в слова молитв, внятно и воодушевленно читанных Архипастырем, и в слова священных песнопений, стройно исполняемых соборным хором под управлением регента, знатока дела, В.Я. Шарапова. Чин освящения храма закончился обычным крестным ходом в Покровский храм за святыми мощами и — многолетиями Государю Императору со всем Царствующим Домом, Св. Синоду, Архипастырю Владимирскому, Преосвященному настоятелю обители, Епископу Муромскому, жертвователям и всем православным христианам, при чем Владыка сам произнес многолетие благотворителям и жертвователям на устройство храма. Непосредственно после многолетия Владыка, обращаясь к присутствующим, произнес приблизительно следующее слово:
«Слава и благодарение Господу Богу, помогшему мне совершить святое дело, устроить и освятить храм сей! Давно, почти со дня прибытия моего в обитель сию начала сказываться нужда в св. храме при самом помещении моем и возникла мысль о его устроении. Но Господу Богу не угодно было, чтобы скоро совершилось это дело, чтобы скоро осуществилось желание мое. Многие причины мешали тому. В старом корпусе, где я помещался до последнего времени, устроить домовую церковь было очень затруднительно. Предварительно нужно было сделать значительную пристройку к нему, а возводить новое здание, когда пустовал этот новый корпус, было по меньшей мере странно, непроизводительно, предосудительно; но и в новом корпусе, пока на внутренних стенах его были трещины, свидетельствовавшие о его малопригодности для обитания, нельзя было устроить храма и жилого помещения. С другой стороны, скудость монастырских средств... Средств у обителей так мало, что не находилось и 700 рублей, когда такая сумма потребовалась на укрепление внутренних, капитальных, стен нового корпуса, и если бы не щедроты благостного Архипастыря Владимирского, если бы не значительная помощь его монастыря, то быть может, и по сие время корпус этот оставался бы не укрепленным, опасным для обитания. Теперь же,— слава и благодарение Всевышнему!.. Корпус укреплен, безопасен... Это уже — не простое даже только обыкновенное жилище, но Дом Божий, где невидимо пребывает Сам Господь с сонмом небожителей, внимая приносимым молитвам и молениям и предлагая себя в снедь верным в пречистых Тайнах Тела и Крови Своей... Близ Господь есть!.. — Но быть может, кто подумает: зачем эта трата денег на устройство храма при жилом помещении, когда в монастыре — около этого помещения имеются уже два храма - зимний и летний, не прихоть ли это?.. Нет, не прихоть! Не по прихоти, а по нужде устрояются вообще храмы при Архиерейских помещениях... 18 февраля сего года, читаем в Московских Ведомостях, в митрополичьих покоях Чудова монастыря, в Москве, на происходившем собрании Братства во имя четырех Московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа — одним из членов Братства, Мансуровым, сделан был доклад о том, чтобы приходские храмы Москвы были открыты и во внебогослужебное время. Почему? — Докладчику приходилось слышать от священников, что к ним народ обращается с просьбами—иметь храмы открытыми целый день, чтобы была возможность помолиться, когда явится религиозная потребность, он,— докладчик,— и сам испытывал подобную потребность помолиться, — вот почему он и признает необходимым для удовлетворения религиозных потребностей народа держать храмы открытыми в течение целого дня, чтобы храмы были таким образом местом не одной только общественной молитвы, но и частной... Отстаивая положение Мансурова, известный в духовной литературе писатель Поселянин говорит, что открытие храма в течение всего дня есть необходимая мера здоровой, религиозной жизни... Люди верующие, поясняет он, кроме посещения храма в большие праздники любят заходить в церковь и в течение недели. У людей занятых не хватает времени, чтобы ежедневно быть за литургией, но им дорого в течение какого бы то ни было часа зайти в церковь хотя на несколько минут, сосредоточиться там, сильнее ощутить вечность, горячей помолиться, раскрыть Богу свои нужды и просьбы. Сообразно роду деятельности у всякого человека свободное время для посещения храма разное, а потому и нужно сделать так, чтобы храмы могли посещаться во всякое время. В городах, где происходит на разнообразной душевной почве столько разнообразных драм, особенно важно, чтобы человек во всякое время мог кинуться в церковь и там найти себе невидимое духовное подкрепление и успокоение... Итак, если для искренно верующих, недуховных лиц необходима возможная близость храма, как место особого присутствия Божия, есть нужда войти в храм во всякое время, когда душа пожелает живого общения с Богом в сердечной молитве, то не тем ли более это необходимо для Архипастыря, попечению которого и заботам вверены души верующих и руководителей их ко спасению, самих пастырей... Но свои только скорби и радости, душевную тугу и немощь приходится переживать Архипастырю, но — и вверенных его попечению... Как часто, выслушав исповедь кого либо о глубоком падении и развращении, о жестокой житейской драме или о непримиримой вражде, испытываешь нужду — потребность сейчас же идти к престолу Всевышнего и излить пред Ним скорбь о падших, заблудшихся, озлобленных и обездоленных,— помолиться — о их вразумлении, обращении, примирении, об облегчении страданий... Как нередко, — после грязных с признаками клеветничества речей на ближнего или на пастыри, при, так называемых, коллизиях или затруднительных обстоятельствах при решении важных дел по управлению или руководительству ко спасению ближних, является потребность удалиться от обычной домашней обстановки под сень святого храма и там преклонить колена пред Лицом Вечной Истины, Вечного Разума... Наконец, если искренно верующим их ежедневные занятия не позволяют посещать храм в богослужебное время, то не мешают ли нередко Архипастырю его многосложные дела приходить своевременно к богослужению в седьмичные дни и несвоевременно, до окончания службы оставлять его, производя, против желания, в молящихся недоумение и — пожалуй — смущение. А какую скорбь испытывает он, когда телесные немощи не позволяют ему посещать богослужение, совершаемое в храме, вне его жилища... Можете поэтому судить, бр., как велика благодарность, глубока и искренна молитва моя ко Господу Богу за Его неизреченную милость к моему недостоинству,— молитва за устроителей и благоукрасителей храма сего. Да не оставит их Господь своими щедротами и милостию в сем и будущем веке!.. Да благословит Господь и всех, которые собрались сегодня разделить с нами радость нашу!..»
Воодушевленная речь Архипастыря была выслушана предстоящими с глубоким вниманием. Закончив речь, Владыка проследовал на облачальный амвон, и началось чтение часов и затем совершение литургии, в служении которой приняли участие о. архимандрит, два о.о. протоиерея и казначей монастыря иеромонах Макарий. Во время запричастна иеромонах Серафим произнес слово о значении храма для христианина.
По православному русскому обычаю после литургии Его Преосвященством, как местным хозяином, был предложен обеденный стол, к которому были приглашены все сослужащие Владыке и бывшие в храме — настоятельницы монастырей — Муромского Троицкого игумения Азария и Святоезерского — игумения Августа, предводитель Муромского уездного дворянства А.С. Брюхов, председатель земской управы Ю.И Бычков, управляющий Муромским отделением государственного банка А.А. Петров, начальствующие и учащие духовного училища, благотворители и жертвователи на построение храма и монашествующая братия.
Но трапезой не окончилось торжество. На другой день,— 7 марта,— св. церковью празднуется память святых семи священномучеников Херсонских, во имя которых устроен новоосвященный храм. Вечером в храме этом совершено с подобающей торжественностью всенощное бдение, а на утро литургия Преждеосвященных даров. В той и другой службе сослужащими были одни местные четыре иеромонаха. Во время запричастна соборным священником Л. Белоцветовым произнесено следующее поучение о современном гонении на христианство:
«Ревностию Преосвященнейшего настоятеля обители сей, при помощи Божией, на средства благотворителей устроен и вчера освящен новый храм сей в честь святых священномучеников, бывших епископами в различные времена в Херсоне Таврическом, нынешнем Крыму. Много храмов во граде сем и в области его, но в честь свв. священномучеников Херсонских — это, вне всякого сомнения, первый храм. Но бесполезно будет для нас хотя в кратких чертах узнать житие свв. священномучеников и получить для себя от них назидание.
В 309 году по Рождестве Христове, Иерусалимский патриарх Ермон послал многих епископов в разные страны возвещать учение Христа Спасителя. Из них святые Ефрем и Василий избрали себе местом для проповеди город Херсон. Свят. Ефрем вскоре ушел отсюда к Скифам, близ реки Дуная жившим, и здесь многих обратил к вере Христовой; но преданные чувственной жизни язычники не могли воспринять высоконравственное учение христианское, схватили проповедника Христова и усекли мечом в 7 день месяца марта. Тем временем святитель Василий продолжал в Херсоне св. дело проповедания Слова Божия, многих обратил ко Христу и тем возбудил против себя вражду иудеев и эллинов, которые и изгнали его из града. Святитель Василий скрывался в пещере одной из гор, окружающих город. Чрез несколько времени у князя Херсонского умер единственный сын. Родители горько плакали об умершем и не отходили от могилы его. В одну ночь отрок явился им и сказал: «почто рыдаете о смерти моей, не можете мя отсюду пояти жива, ибо бози наши воскресити мя не могут.... аще же хощете мя жива имети, то умолите странного оного человека, его же бывша изгнасте, да помолится о мне Богу своему, и вы веруйте в Того Бoгa, Его же он проповедует, Той бо есть истинный Бог, имеяй власть над живыми и мертвыми и силен есть возставити мя от мертвых жива молитвами онаго мужа, вами оскорбленного» (Ч. — Мин. 7 марта). Князь со многими людьми пошел искать святого Василия. Нашедши его в пещере, пал к ногам и просил «да воскресит от мертвых сына их». Святитель Божий внял мольбам скорбящих родителей и пошел с ними ко гробу. Отвалили камень от погребальной пещеры, святитель вошел внутрь, долго молился там, освятил воду и вылил ее на умершего, призывая имя Святыя Троицы, по подобию крещения, и «абие оживе мертвый и проглагола, славя Бoгa». Страх и трепет объял всех бывших здесь. С великою честию князь ввел святителя Божия в град, крестился сам и весь дом его, и многие из народа уверовали во Христа. Святитель Василий с большим дерзновением стал проповедывать учение Евангельское и Церковь Христова быстро увеличивалась в Херсоне. Приверженцы же язычества и иудеи восстали на христиан, взяли свят. Василия, связали его, влачили по улицам города и убили в 7 день месяца марта. Некто из христиан Херсонских прибыл в Еллепонтийские страны и встретил здесь трех епископов — Евгения, Елпидия и Агафодора, трудившихся в благовестии Христовом, и сообщил им о мученической кончине Ефрема и Василия. Сии три мужа, прославивши Бога, венчавшего венцем страдальческим своих угодников, отправились в Херсонес продолжать дело их. Проповедь их имела великий успех. Но враг спасения снова вооружил против проповедников Евангелия иудеев и эллинов, которые, жестоко измучив, предали их смерти в 7 же день месяца марта. Чрез несколько лет патриарх иерусалимский прислал в Херсон епископа Еферия, который, увидя жестокосердие неверного народа, не позволявшего христианству распространяться в городе, лично являлся к царю Константину Великому и просил свободы христианской вере. Царь дал повеление «да свободно и невозбранно христиане в Херсонесе обитают». Св. Еферий устроил церковь в Херсоне и своею проповедью многих привел ко Христу. Еще раз являлся он к царю Константину и благодарил его за его благодеяния к Херсонесским христианам. На обратном пути он заболел и на острове Аассе мирно скончался в 7 день месяца марта. На место Еферия был назначен Капитон — епископ. Христиане Херсонесские с радостию приняли нового Архипастыря и духовного наставника. Но неверные люди, во множестве собравшись, требовали, чтобы святый епископ чудом показал силу своей веры. Они требовали, чтобы святитель вошел в пещь огненную и «если не сгоришь, говорили они, и жив будешь, все приимем крещение». Святый Капитон, уповая на Бога, согласился на желание народа. Облачившись в святительские одежды, с молитвою на устах, вошел он в разженную печь и стоял в ней около часа, моляся Богу, имея руки, простертые к небу. Огнь не коснулся святителя Божия. Набрав в фелонь горящего угля, святитель невредимый вышел к народу. Устрашенный народ пал ниц и воскликнул: «Един есть Бог - Бог христианский, великий и крепкий!» и весь град и страна Херсонская приняла христианскую веру. Святитель Капитон, как и его предшественник, скончался вне страны Херсонской, но кончина его была мученическая. Отправился он в Царь-Град на корабле и был застигнут бурей, волнами корабль прибило к устью р. Днепра. Здесь на путников напали злые люди, ограбили и всех перебили, а архиерея Божия утопили в водах морских. Было это 21 декабря, но св. церковь память святителя Капитона причислила к прежним Херсонским святителям, скончавшимся в 7 день месяца марта.
Такова жизнь, таковы труды святителей Херсонесских. В трудное время жили они: самый тяжелый период в истории Христовой Церкви. Рекой лилась кровь мучеников, и враги христианства уже торжествовали свою победу и выбили было медаль «в память повсеместного уничтожения заблуждения христианского». Но Милосердый Господь не дал завершиться их торжеству. Воцарился защитник и покровитель христианства Константин Великий, и с его времени прекратились внешние гонения на Церковь Христову. Однако враг спасения человеческого не мог и доселе не может быть покойным при виде христианства. Со времени торжества христианства над внешними врагами при Константине он стал воздвигать внутренние смуты и раздоры в Церкви Христовой, и 16 веков святая Церковь страдала и теперь страдает под игом этих раздоров. И не видно просвета. Мы также переживаем ужасное время гонения на Христа и на все христианство, гонение упорное и беспощадное. Христа стараются изгнать отовсюду, — из нашего ума, из наших мыслей, из нашего сердца. Книжный рынок выбрасывает бесчисленное множество изданий, сотни тысяч экземпляров разных Штраусов, Ренанов, Фейербахов, в которых Господь Иисус Христос публично лишается своего Божественного достоинства, искупительное дело Его кощунственно низводится до обыкновенного учительства, до обыкновенной позорной смерти, учение Его искусственно сводится к заимствованиям из предшедствовавших ему язычества и иудейства. Изгоняются теперь следы Христа и христианства из области человеческой воли, его стремлений и чувств. Социалистическая пропаганда печатно и устно, в городах и деревнях искореняет в народных массах христианское искание царства Божия и правды его, подставляя на место его искание земных благ, земного рая. Гонят ныне христианство и из церкви, или вернее гонят самую церковь с христианством. Под предлогом свободы совести всеми мерами пропагандируется свобода разных лжеучений, ересей и расколов. Иерархия, богослужение, жизнь сообразная с церковными уставами при всякой возможности вышучиваются, высмеиваются и клеймятся полным презрением. Гонят христианство п из школ. Поднимаются вопросы — быть или не быть Закону Божию в школе, нужен он, или не нужен?.. Будничная жизнь давно ужо изгнала из себя христианство. Мало истинно-христианского осталось и на долю наших праздников. Только утра праздничных дней еще напоминают о Христе и христианстве, еще влекут они, хотя уже не многих, людей в храмы, чтобы здесь вспомнить о Христе, помолиться Ему... Но и это уже опасно и нетерпимо по мнению современных гонителей христианства, и они усиленно восстают против христианских праздников, стремясь сократить их; они всеми силами стараются удержать людей от посещения храма Божия, устраивают „субботники",— вечера по субботам в клубах, предлагая трудящимся в будние дни разнообразные развлечения, соединяемые нередко с обильными угощениями, после которых, действительно, не может явиться мысль на утро, в день воскресный, идти в храм... Но недостанет времени и слов изобразить все современное, сознательное и бессознательное, гонение на христианство!.. Чем же можно объяснить такую вражду к христианству? Какие причины гонений на него?.. Как древние язычники, так и современные нам гонители христианства не могут примириться с отрицанием земных благ, завещанным Христом Спасителем и проповедуемым св. Церковию. Чувственные наслаждения и удовольствия — вот цель жизни древних язычников и современных нам Неверов. Для них неприятно, непонятно учение Христа, требующее воздержания, смирения, нравственного совершенствования и стремления к жизни духовной. Это — с одной стороны. С другой — древние язычники и наши неверы — эгоисты, привыкшие видеть в себе и в окружающих их нравственную нечистоту и безобразие, не могут без смущения и ненависти видеть облеченных добродетелями и умственно-трезвых христиан.
Что же нам делать? Как воздействовать на мнения и действия ненавистников Христа и христианства? Склонить пред ними голову?.. Нет! Да сохранит нас Господь от сего!.. Воодушевимся той любовию ко Христу, Спасителю нашему, какою пылали Херсонесские святители и тьмы им подобных исповедников Христовых!.. Будем сами твердо исполнять учение Евангельское и с заповеданной нам любовию ко врагам — обратим к ним слово увещания и убеждения. Не послушают они нас?! Да будет им Господь-вразумитель! Обратим свой взор на тех, души коих, хотя уже и заражены неверием, но еще не совсем погрязли в пучине неверия и порока. Обратимся к детям, им словом и примером будем внушать истины Евангельские,— и Христос Спаситель, изгоняемый взрослыми, найдет себе приют в детских душах, и они возрастут новым оплотом христианства. Преклоним колена сердец наших и усердно будем молить новых ходатаев, покровителей святого храма сего, святителей Христовых, в Херсонесе трудившихся, да укрепят они в нас веру Христову и да помогут нам молитвами своими пред Престолом Всевышнего — противостоять окружающим нас отовсюду врагам Христа и христианства! Аминь».
По окончании литургии был совершен молебен свв. священномученикам, к началу которого собралось градское духовенство, чтобы приветствовать своего Архипастыря со днем его Ангела. Поздравить дорогого именинника являлись Предводитель Дворянства, учителя духовного училища со своим начальником во главе и некоторые из граждан города. Свящ. Л. Белоцветов. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 1911 г.).
Владимиро-Суздальская епархия.