Благовещенское — село Муромского района Владимирской области Российской Федерации, входит в состав Борисоглебского сельского поселения. Расположено на левом берегу реки Оки, в 25 км на север от Мурома.
Поселение (эпоха бронзы), по сведениям Ю.В. Медведева 1930-х гг., расположено в 2 км. к северу северо-востоку от церкви села, на мысу правого берега р. Мотра (левый приток р. Ока) при впадении в нее протоки, вытекающей из старичного озера. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, предположительно к-ры ранней сетчатой керамики, кремневые отщепы. Земли, на которых находится Благовещенское, в IV-X веках заселяло финно-угрское племя мурома. Селище (10-13 вв.) расположено на южной окраине села, левый берег р. Ока. Керамика лепная, возможно, финно-угорская (муромская) и гончарная древнерусская. Разрушено строительством.
Ситуационный план расположения поселений со слоями проживания муромы. 44. Селище Благовещенское.
К концу X века мурома полностью ассимилировались со славянами, и в XI-XII веках на территории Мурома и его окрестностях образовалось Муромское княжество. Граничило на севере с Владимирским княжеством, на востоке - с Мордвой, на западе - с Черниговским княжеством. Эта земля была под монголо-татарским игом, а с XIV века - стала относиться к Московскому княжеству. Первое упоминание о Благовещенске встречается в 1506 году в Жалованной несудимой и заповедной грамоте великого князя Василия III архимандриту Борисоглебского монастыря Нилу. Она дана «на монастырские дворы в круге монастыря на реке Ушне». В Писцовых книгах XVI века в описании 1592-94 годов в Дубровском стане Муромского уезда перечислены оброчные озера, находящиеся на лугу с названием «Конюшъ остров», которые царь Федор Иванович пожаловал Георгиевской пустыни, что в Гороховском уезде, а вместе с ними: "...заводь, что на р. подъ Благовѣщенским, на оброкѣ за Нечайкомъ за Мартыновымъ с товарыщи, а оброку съ тое заводи платили по полуполтинѣ, да пошлинъ по полутретьи денги за годъ...". В 1676 году по окладным книгам Рязанской епархии в деревне Благовещенской было 30 крестьянских дворов. В 1689 году по описной книге Муромскаго Борисоглебскаго на Ушне монастыря - 37 дворов 125 человек. В кон. XVIII века по генеральному плану значится деревня, входящая в общую дачу села Борисоглебского, с которым сообща и сосчитано число жителей. В примечании занесено: «а деревня на левой стороне озера Зорина и реки Оки». Ведения Казенной Палаты. В 1859 году по Списку населенных мест, изданному в 1863 году - 107 дворов 798 человек. Далее встречается в описных книгах 1689 года как деревня, принадлежащая Борисоглебскому монастырю. После упразднения монастыря в 1764 году по указу Екатерины II, у прихода в Борисоглебе остался небольшой участок земли. Деревня Благовещенская стала казенной. С конца XVIII века и до 1929 - в составе Муромского уезда Владимирской губернии. В 1864 году, после строительства церкви Вознесения Господня, Благовещенское стало селом. "Село Благовещенское на реке Оке находится в 130-ти верстах от губернского города и в 25-ти от уездного".[1] В кон. XIX века 177 дворов, муж. 480. жен. 509, всего 989 душ. В селе открыта школа грамот с 10 мальчиками. Крестьяне занимаются хлебопашеством. В селе: кузнечное заведение, ветряная мукомольная мельница; кроме того крестьяне гнут дубовые полозья для саней и собирают ивовые прутья для корзиночных изделий в Москву. Отходят на Волгу – бурлаками. Село состояло из 5 порядков домов вдоль Оки, на северном конце села - большая церковь. Дома все деревянные, и лишь 2 дома возле реки - каменные. Их называли - лабазы. В них местные зажиточные крестьяне хранили ценные вещи, чтобы спасти их от возможного пожара или затопления. В 1905 году по Списку населенных мест - 164 двора. «Молочное товарищество. Вот уже третий год в нашем селении существует молочное товарищество, имеющее свой маслодельный завод. Дела его идут, в общем, успешно. Сейчас оно платит поставщикам по 65 коп. за пуд молока, да возвращает им бесплатно «обрату», которую сами крестьяне оценивают в 30 коп. за пуд. Со времени открытия артели в 1911 году, колличество коров в селении увеличилось на 20 %» (Газета «Муромский край», 28-го декабря, 1913).
«Ни одного частного торгаша (Чаадаевская волость). Благовещенский кооператив организован с января м-ца с.-г., в настоящее время членов имеет 150 чел.,— население кооперировано до 75 проц., торговля кооператива увеличивается ежемесячно. Так, в мае выбыло товаров на лавки на 942 р., в июне м-це уже на 1124 руб. Благодаря энергичной работе Правления К-ва в селе частных торговцев нет, отношение населения к кооперации самое доброжелательное, члены на забранный товар получают 5% скидки, товары берутся 70 проц. в кооперативных организациях и 30 проц. у частных, но и последнее явление Правление старается изжить» («Красный луч», 10 июля 1924).
«В с. Благовещенское, Муромск. у. организовалась пожарная дружина из 24 человек, которая, в первую очередь задалась целью привести в надлежащий порядок пожарный инвентарь. На приобретение нужного инвентаря общество отпустило 50 рублей. Предсельсовета Ромашов, пользуясь слабостью мужичков, обещал похлопотать за них в уездной налоговой комиссии о снижении с. х налога, получил эти деньги и записал их себе в жалование. Такому „общественнику" не место в Сельсовете» («Красный Луч», 2 ноября 1924).
С 1929 до 1944 года Благовещенское и весь бывший Муромский уезд вошли в состав Горьковского (Нижегородского) края. С 1944 - в Муромском районе Владимирской области.
Колхоз «Новый быт»
В 1929 году для организации в село был направлен 25 тысячник Кулаков. Было проведено ряд собраний по объединению хозяйства. В этом же году был организован колхоз «Новый быт». В начале в этот колхоз пришло очень мало людей. Первыми вступили в колхоз Окуневы, Федотовы и другие. Было всего 7 хозяйств, работали вручную. Постепенно в колхоз вливались новые силы. В колхоз начали сдавать скот: лошадей, коров, овец. В 1932 году в колхоз поступил первый трактор – колесник, а уже в 1936 году колхоз приобрёл машину ЗИС. Земли в колхозе было не более 100 гектар, а скота 20 голов. В 1936 году количество вступивших работников в колхоз увеличилось, а также увеличился скот и земля. Колхоз креп с каждым годом приобретал новую технику, лучше обрабатывались поля, и повышалась продуктивность. В 1930 году в селе была образована партийная группа, которой руководил Елисов. В партийную группу входили: Сальников, Нестеров. Партийная группа работала под руководством партийной ячейки из село Чаадаева. До создания партийной организации бала создана комсомольская организация. Основной задачей являлось распространение грамотности по селу и раскулачивание. Руководил комсомольской организацией бывший учитель школы – Николаев. Одними из первых комсомольцами были: Филатов В.И., Киселёв Н.И., Лёвушкин Д.А., Хрычёв. Комсомольская организация принимала активное участие в общественной жизни села. В правлении колхоза находился красный уголок. При красном уголке находилась библиотека – передвижка. В 1939 году был основан клуб. Молодежь устраивала концерты, ставила спектакли, направленные против врагов советской власти.
Численность населения: в 1859 г. – 798 чел., в 1897 г. – 1006 чел., в 1905 г. – 1214 чел., в 1926 г. – 1346 чел., в 2002 г. – 143 чел., в 2010 г. – 116 чел. (48 муж. и 68 жен.). Cело окружено реками с трех сторон, а с четвертой - луга и маленькие озерки, которые остаются после весеннего разлива. Благовещенское, или Блащенск (как его называют местные), расположено на возвышенности - только это спасает дома от затопления. Весной после ледохода все земли вокруг заливает водой, и Блащенск отрезает от дорог. Туда заранее привозят запас продовольствия и медикаментов, а беременных и тяжело больных перевозят в город.
Герой советского союза Филатов В.И.
В.И. Филатов родился в село Благовещенское в 1918 году 17 марта. Своё детство он провёл в родном село. Когда настали трудные военные времена, он пошёл защищать свою родину. Командир огневого взвода гвардейского артиллерийского полка гвардии лейтенант Филатов В.И. в ночь с 26 на 27 сентября 1943 года, успешно форсировав реку Днепр, обеспечил всей своей батареи переправу на правый берег. Более 2-х километров гвардейцы тащили на себе орудие. Когда пехота двинулась в атаку, орудия гвардии Филатова открыли огонь по врагу. Двигаясь за боевыми порядками стрелков и таща на себе орудия по плохой дороге, артиллеристы уничтожили три основные точки врага, рассеяли скопление автомашин и истребили 80 немецких солдат и офицеров. В течение дня взвод Филатова четырежды принимал участие в отражении вражеских контратак, поддержанных танками. За мужество и отвагу, проявленные в боях за Днепр, указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 13 ноября 1943 года гвардии лейтенанту Филатову было присвоено звание Героя Советского Союза. Принимал участие в боевых действиях на степном, 1-м, 2-м, 3-м Украинских фронтах, защищая, город-герой на Волге. В 1944 и 1945 гг. был тяжело ранен. После демобилизации Филатов поселился в городе Муроме и работал на заводе имени Дзержинского. Имя Филатова носит одна из улиц города Мурома. В настоящее время центральная улица с. Благовещенское носит имя Героя Советского Союза Филатова В.И.
Церковь Вознесения Господня
Благовещенский приход открыт с 1864 года, со времени построения здесь церкви. До того времени деревня Благовещенская была в приходе села Борисоглебского. Новопостроенная церковь деревянная с такой же колокольней. Престол в ней один – в честь Вознесения Господня. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.[1] Причта при церкви по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли сенокосной до 350 руб. в год. Дом для священника построен обществом, а у псаломщика собственный.[1] Земли при церкви: усадебной и сенокосной 4 дес., пахотной земли не было. Вместо нее крестьяне платили ежегодно причту 150 рублей. Приход состоял из одного села Благовещенского, в котором по клировым ведомостям числилось 455 душ муж. пола и 523 женского.[1]
Священник села Благовещенского, Муромского уезда, Алексей Миловидов, 26 января 1907 г., перемещен в г. Покров к соборной церкви. Священник села Савастлейки, Муромского уезда, Иоанн Виноградов, 5 февраля 1907 г., перемещен в село Благовещенское, того же уезда. «6-го сентября 1915 года в селе Благовещенском, Муромского уезда, с разрешения Его Высокопреосвященства, был торжественно освящен престол в честь иконы Смоленской Божией Матери, в вновь пристроенной каменной трапезе. Накануне торжества, в три часа дня, к набережной села подошел пароход (село Благовещенское стоит на берегу реки Оки, в ста саженях от нее, и во время разлива все заливается водой), на котором прибыл Преосвященнейший Митрофан (Загорский), Епископ Муромский, в сопровождении свиты и хора соборных певчих. Сойдя на берег, Его Преосвященство был встречен крестным ходом во главе с о. Благочинным 2-го округа, Протоиереем Иоанном Виноградовым, местным священником Иоанном Погостовским и священником Перемиловой пустыни Сергием Лавровым. Все население села, от мала до велика, вышло встретить дорогого гостя. Приложившись к св. кресту и окропив себя св. водой, Владыка принял в руки св. икону Божией Матери и ею благословил народ на все стороны; после сего местный священник о. Погостовский произнес приветственную речь. На произнесенную речь Его Преосвященство выразил свое удовольствие радушной торжественной встречей и, предшествуемый крестным ходом, при общем народном пении, отправился пешком с берега Оки в храм села. Весь путь от Оки до храма, сажен двести был с обеих сторон усажен деревьями, усыпан песком и зеленой травой; так же убрана была и вся местность вокруг храма, а особенно красиво был убран дом священника, только что заново отремонтированный. Войдя в храм, Его Преосвященство произнес слово к народу о взаимной любви, о патриотизме и общей народной помощи нашим воинам и их семьям; после чего священником И. Погостовским было произнесено обычное многолетие и вечная память павшим во брани. По окончании встречи, Владыка более часа благословлял встретивший его народ. Всенощное бдение, по звону в ½ шестого часа, служил местный священник; на литию и полиелей выходил Его Преосвященство с о. Благочинным, Прот. И. Виноградовым, священниками Муромского собора о. А. Алякринским, о. С. Лавровым, о. И. Погостовским и Иеромонахом Геронтием при четверых о. о. диаконах. Помазание освященным елеем совершил сам Владыка и сам же закончил всенощное бдение в ½ десятого часа вечера. Раннюю литургию 6-го числа совершал Иеромонах о. Геронтий с о. диаконом Н. Виноградовым. Звон к освящению храма начался в 8 часов утра и, по прибытии Владыки в храм, по встрече и облачении, им совершен был водосвятный молебен при участии всего вышеупомянутого духовенства, после чего началось освящение храма, а за сим и литургия, которая и окончилась в час пополудни. За всенощным бдением было произнесено поучение о. Благочинным Виноградовым: о значении храма для христианина и о пользе для души жертвы на храмы Божии, а за литургией произнесено было слово священником о. Погостовским. Храм в селе Благовещенском устроен Муромским купцом Феодором Евдокимовичем Никитиным и с духовыми печами стоил около пятидесяти тысяч рублей. По литургии Его Преосвященством с сослужащим духовенством был совершен молебен о даровании победы над врагом. В конце молебна пред отпустом, священник И. Погостовский поднес от общества крестьян села храмоздателю Никитину св. икону Смоленской Божия Матери в киоте и лампаду к ней, при чем произнес речь следующего содержания: «Дорогой наш храмоздатель и благотворитель Феодор Евдокимович! Я уверен, что Ты ни разу не подумал в своей доброй душе; какое сделал благодеяние жителям села Благовещенского, устроив этот дивный храм и снабдив его дорогой утварью. Много Ты потратил на это средств, много перенес беспокойства и трудов по постройке храма и все это, я знаю, сделано Тобой не ради честолюбия, а ради спасения своей души. Твою благотворительность знает не одна Владимирская епархия, а многие другие. Мы осчастливленные Тобою, долго думали и несколько раз совещались на мирском сходе, чем бы отблагодарить Тебя за сделанное добро, более ничего не придумали, как поднести Тебе сию св. икону Смоленской Божией Матери, в честь коей освящен ныне сей престол и запечатлеть Твое дорогое для нас имя в своих сердцах и в сердцах детей наших, вознося за тебя наши усердные молитвы, на установленных мною акафистах во все праздники года. Прими же, дорогой наш и незабвенный благотворитель от нас сию св. икону в залог вечной любви и благодарности к тебе и да хранит тебя Матерь Божия от всех бед и напастей в жизни сей, а равно и все твое доброе семейство. Да хранит Матерь Божия и твоих сыновей воинов на брани сущих, а положившего душу свою за родину воина Александра, твоего дорогого сына, да упокоит со святыми. Земно кланяемся тебе все обитатели веси сея со своими семействами и еще раз сердечно благодарим Тебя». После речи, весь народ поклонился до земли храмоздателю. Торжество закончилось обычным многолетием и провозглашением вечной памяти убиенным на брани. Вечная память была пропета всем народом. Разоблачившись, Владыка проэкзаменовал учеников и учениц земской школы, собравшихся, вместе со своими учительницами, в храм и, благословив народ, проследовал в здание земского училища, где, всем собравшимся на торжество, была предложена храмоздателем праздничная трапеза. Весь зал училища был убран зеленью, а особенно внимание всех было обращено на люстру из можжевельника над срединой стола, сделанную по указанию местного священника. Во время трапезы, с разрешения Его Преосвященства, священником о. Погостовским была произнесена от себя и от прихожан благодарственная речь Его Преосвященству, в коей он, между прочим, отметил, какое благотворное влияние оказало на прихожан, живущих рядом с селом, зараженным расколом, присутствие на торжестве освящения Его Преосвященства и как они благодарны ему потрудившемуся и Высокопреосвященнейшему Архиепископу Алексию, соблаговолившему поручить освящение храма Его Преосвященству в таком бедном селе, как село Благовещенское. После речи, избранные прихожане — старцы благодарили, в лице Его Преосвященства, Высокопреосвященнейшего Архиепископа Алексия за назначение в их село энергичного и заботливого пастыря, сумевшего в два месяца своего служения привлечь народ к храму своим усердным служением, примерной чистотой в храме и вокруг него и введением общего народного пения, чего ранее не было. Прямо из школы Его Преосвященство отправился на пароход который ожидал его у берега села; сюда же устремилось и все население села с своим пастырем и церковным старостой. Владыка, пред сходом на пароход, обратился к народу с речью, которой благодарил их за радушную встречу и проводы, преподал им мир и Божие благословение, выразив желание еще побывать в селе и видеть такое радушие и любовь, как к своим Архипастырям, так и к своему священнику. Когда Владыка вошел на пароход, весь народ, под управлением своего пастыря, запел: «Воскресение Христово видевше», «Спаси, Господи, люди Твоя» и пока пароход тихо шел вдоль берега, народ шел по берегу продолжая пение. Нельзя было без слез смотреть на это, поистине, трогательное зрелище и эту горячую любовь народа к Архипастырю, который долго благословлял народ с парохода.
Священник Иоанн Погостовский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 43-й. октябрь 1915 года).
В мае 1936 г. верующие с. Благовещенского Муромского района пытались опротестовать закрытие своей церкви, районный прокурор, проведя расследование после запроса ВЦИКа, нарушений не обнаружил, т.е. причин приостанавливать ликвидацию церкви не было (Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы).
«Церковь кирпичная, трапезного типа. Ее фасады сохраняют красный цвет кирпича Объемно-планировочное решение церкви традиционно. На одной оси «восток-запад» стоят основной объем с апсидой, трапезная и колокольня. По ширине объемы разнятся незначительно, за исключением узкой апсиды. Их ширина нарастает о колокольни к трапезной и далее к четверику храма, самому широкому из всех помещений церкви. По высоте объемы сочетаются тоже привычным образом: доминирует колокольня и по отношению одинаковых по высоте трапезной и апсиды подвышен на второй ярус света четверик храма. И если колокольня главенствует по высоте, то кубический четверик храма главенствует по величине. Вся постройка большая, общая композиция вытянута по оси «восток – запад». Основной объем храма просторный, кубический, бесстолпный, одноглавый (глава утрачена), двухсветный. Первый ярус высокий, по высоте равняется апсиде и трапезной. Второй ярус занижен и поэтому его окна уже не полные арочные и крупные, как нижние, а небольшие круглые, в одну треть высоты нижних окон. Среднее окно второго яруса света несколько подвышено по отношению к круглым боковым окнам и форма его иная. Оно имеет такое же треугольное завершением, какое имеет средняя часть фасада, перекрыт куб парусным сводом. Северный и южный фасады кубического основанного объема поделены на три части, средняя из которых выступает из фасадной плоскости, подвышена и завершена треугольником. В этих частях устроены боковые двери, а в крайних частях устроены окна. Окна высокие, большие, арочные, внутрь открываются очень глубокими откосами, имеющими форму оконного проема. В настоящее время храм покрыт четырехскатной кровлей. В интерьере храм соединяется с апсидой, широким и высоким арочным проемом, с трапезной – дверным проемом, заполненным двустворчатой, кованой из отдельных толстых листов железа дверью. Апсида высокая, небольшая, пятигранная, освещена двумя окнами, перекрыта конхой с тремя лотками от трех граней и распалубками над окнами. Помещение трапезной прямоугольное в плане, просторное, бесстолпное. Боковые фасады прорезаны четкими рядами арочных окон, проем которых устроен по типу оконных проемов основного объема. Потолок в трапезной плоский. Северный и южный фасады трапезной сделаны по типу фасадов основного объема. Они сохраняют то же трехчастное деление, но в каждой из частей устроено по два окна. Также средняя часть подвышена и завершена треугольным фронтоном. Колокольня трехъярусная, высокая, обстроена прямоугольными палатками с плоскими потолками и двускатными кровлями. В оформлении ярусов колокольни применен прием чередования арки и треугольника. Первый и третий яруса, квадратные в плане и одинаковые по высоте прорезаны арочными проемами. Средний невысокий и глухой ярус декорирован ложными треугольными фронтонами, мотивом, который присутствует в декоре фасадов трапезной и основного объема. Все три яруса колокольни четырехгранные, но каждый незначительно уменьшен в периметре. Завершалась колокольня невысоким восьмигранным шатром и главой (которая утрачена). И опять в месте перехода третьего яруса к шатру применен мотив треугольника. Для обильного и измельченного декора, который сплошь покрывает фасадные плоскости церкви, применены мотивы декора древнерусской архитектуры. Здесь изобилие ширинок, на угловых и межоконных пилястрах, уступчатых сухариков и кружков в карнизных подзорах. Окна и боковые двери основного объема отмечены профилированными килевидными наличниками с крестом внутри и с прямоугольными полуколонками по краям. Окна трапезной и окна второго света основного объема обрамляет арочный наличник из кирпича, поставленного торцом. Четко выявлен здесь и замковый камень. В карнизе трапезной проходит к тому же полоса поребрика. Это изобилие мотивов декора дополнено белокаменным цоколем, выложенным из блоков. Фундамент здания кирпичный, кровли железные и шиферные. На окнах двойные деревянные рамы и кованые и фигурные решетки. Козырьки у килевидных наличников окон покрыты железом. Южная дверь основного объема двустворчатая, кованая, из листов железа, скрепленных лентами, уложенными в квадрат. Фрамуги створок орнаментированы. В интерьере основного объема и апсиды пол деревянный, в трапезной керамическая современная ромбовидная плитка двух цветов – охры и синего. Живописи на стенах нет, они побелены по штукатурке. Плоский потолок трапезной оштукатурен и побелен. Храм представляет собой памятник культового зодчества конца XIX века, выполненный в «русском» узорочном стиле. Утрачены: завершение и глава храма и колокольни. Нарушен первоначальный интерьер. В храме сделано плоское перекрытие на уровне первого яруса».
Учебная корзиночная мастерская в с. Благовещенском, Муромского уезда
Учебная корзиночная мастерская была открыта по постановлению губернского собрания 1911 года. На ее содержание было отпущено губернским земством 282 руб. 50 коп.. уездным земством 282 руб. 50 коп. и испрошено пособие от казны, каковое и было отпущено в размере 594 руб. 37 коп. (со дня открытия мастерской). Учебная мастерская была открыта 15 февраля 1912 года. Под мастерскую, в силу отсутствия подходящего помещения, в феврале было снято не совсем удовлетворительное крестьянина Зуева. С самого начала учеников записалось – 24 чел., из них было принято, ввиду тесноты помещения только 10 чел. Эти ученики приступили под руководством мастера И.О. Костромичева, приглашенного по рекомендации заведующего складом корзин в Рузе г. Городецкого, к исполнению дорожных корзин из очищенного прута. Летом в с. Благовещенском освободилось светлое большое помещение с удобными сараями, крестьянина Филатова. Преследуя удобства мастерской, попечительному совету пришлось крестьянину Зуеву отказать и заключить условие на аренду помещения у крестьянина Филатова по 120 руб. в год. 22 августа в с. Благовещенском был пожар, сгорело 42 дома в том числе и дом Филатова. Во время пожара сгорел инвентарь, изделия и весь только что заготовленный прут. Материал и инструменты были застрахованы. После чего попечительному совету пришлось заарендовать помещение Хрычева, бывшее под народной школой и которое ранее сдавать под мастерскую не предполагали, по 15 руб. в месяц с отоплением. В течение лета работали лишь немногие и работали нерегулярно. Мастер был занят изготовлением разного рода изделий, а мастер занимался исполнением работ на выставку кустарных изделий во Владимире (1912 год), с целью показания какие изделия в будущем будут выпускаться через мастерскую. Кроме того мастеру пришлось привлечь часть учеников к заготовке прута, к сортировке на сорта и т.д. Прут заготавливался с местных лугов, предоставленных председателем управы Ю.И. Бычковым. Между прочим косвенно самостоятельная заготовка прута мастерской способствовала некоторому увеличению цен на прут местными скупщиками, которые в обильном количестве отправляют его в Московскую губернию. Благодаря создавшейся конкуренции, крестьяне с. Благовещенского несколько, правда, не особенно много, увеличили свои заработки по заготовке прута. Осенью в октябре занятия начались, но в виду болезни мастера вскоре были прекращены на 2 недели. Более правильные занятия начались с ноября; число учеников было 12 чел. В течение первого года ученики довольно совершенно усвоили работу дорожных корзин, при чем некоторые из них перешли к изготовлению мебели. Обучение велось, придерживаясь примерной программы, которая предусматривала обучение разного рода приемам корзиночного ремесла на самих изделиях. С конца октября 1912 г. по 1-е сентября 1913 года было сработано изделий на сумму 333 руб. 14 коп.
С 26 мая мастер мастерской был направлен в с. Панфилово, Муромского уезда, для обучения более искусному плетению местных кустарей. Несмотря на сравнительно неудобное для занятий время число посещавших мастера кустарей было от 8 до 11, при чем эти лица за 3 недели работы сумели усовершенствоваться в плетении корзин и обучиться приемам работы, до сих пор им не известным. Проявленный интерес искусному корзиноплетению как со стороны занимающихся под руководством мастера, так равно и остальных крестьян, которые в большинстве своем заняты в с. Панфилове черным корзиноплетением, побудил попечительный совет возбудить вопрос о переводе мастерской из села Благовещенского в с. Панфилово. Крестьяне с. Панфилова составили приговор, чтобы мастерская была у них открыта с осени текущего года (1913), для которой они представили в распоряжение земства бесплатное общественное помещение на 3 года. Губернская и уездная управа с общего согласия перевод мастерской признали целесообразным, тем более, что мастерская, пробыв в с. Благовещенском 1.5 года, смогла приготовить группу лиц для плетения наиболее ходовых на рынке изделий. Перевод мастерской был произведен в первых числах 1913-го года. В широком масштабе по мнению попечительного совета деятельность мастерской может развиться в с. Панфилове по той простой причине, что там промысел корзиноплетения является старым и требуется лишь его усовершенствование и поддержка. Мастерская с осени будет занята работой не только среди подростков, но и среди взрослых кустарей, снабжая их соответствующими указаниями и исполняя по мере имеющихся в ее распоряжении сил и средств функции по сбыту изделий и снабжению кустарей нужным им материалом. См. Корзиночная мастерская в с. Панфилово. См. Санчурская учебная корзиночная мастерская (Меленковский уезд).
Образование
Когда образовалось село, долгое время не было школы. Учились на дому. Первыми учителями были Загладин и Аневская, учили только читать и писать. Вскоре была построена школа. Одним из основных предметов считали «Закон божий». По воскресеньям учитель приводил учеников в церковь. Учеников в школе было мало, ведь не у каждой семьи были средства для обучения детей. «Благовещенская школа в истекшем году работала в плохих условиях. Занятия в зимние холода прекращались и не только из-за недостатка топлива, но из-за невозможности производить топку печей, пришедших в полную непригодность. Школа требует капитального ремонта, главным образом, фундамента, размытого весенними разливами Оки. Население не могло в прошлом притти на помощь школе, т. к. пожары уничтожили 160 домов и крестьянство вынуждено было жить в землянках. Теперь же Благовещенцы заговорили о школе и, как нужно надеяться, необходимый ее ремонт произведут
«Малотицкая школа несмотря на свое убожество, все же сумела проработать 1922—1923 г. более успешно. Из-за тесноты помещения многим детям было в прошлом году отказано в приеме. Отношение населения к школе невнимательное. В предстоящем уч. году предполагается до 150—180 учащихся. Требуется окраска крыш и друг. мелкий ремонт» («Луч», 22 августа 1923). В своей работе педагогический коллектив опирался на ученический актив школы. В актив входили секретарь комсомольской организации, заместитель секретаря, председатель совета дружины, члены совета дружины, старосты класса, председатели советов отрядов, звеньевые, члены санитарной комиссии, лучшие учащиеся. Актив вёл разносторонние работы в школе и вне школы. Все активисты имели хорошую успеваемость, учились только на 5 и 4. они оказывали большую помощь другим учащимся, во всём показывали пример ребятам. Зачинателем пионерских дел в школе являлся совет дружины. Он намечал план работы дружины, следил за ходом пионерских соревнований. Совет дружины оказывал большую помощь коллективу школы в борьбе за высокую успеваемость. Совет дружины организовывал общественно-полезный труд и отдых учащихся. Систематический совет дружины поддерживал связь с родителями учащихся.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.