Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
17:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Деревня Новые Котлицы Муромского района

Деревня Новые Котлицы

Новые Котлицы — деревня в Муромском районе Владимирской области Российской Федерации, входит в состав Ковардицкого сельского поселения.
Деревня расположена в 14 км на северо-запад от центра поселения села Ковардицы и в 20 км на северо-запад от Мурома. «Село Новые или, как писалось в старинных актах, Малые Котлицы находится в 105-ти верстах от губернского города и в 15-ти от уездного (Муромский уезд)». [1]
Название «Новые» Котлицы — указывает на то, что это село образовалось после Старых Котлиц, но это образование все-таки нужно относить к глубокой древности; оно существовало уже в начале XVII столетия.

Село Новые Котлицы в XIX и нач. ХХ века было центром Новокотлицкой волости Муромского уезда Владимирской губернии.
В кон. XIX века в селе 38 дворов, 85 муж., 104 жен., всего 189 душ. Последний помещик г. Короткий. В селе: Волостное Правление, господский дом с садом, церковно-приходское училище с 35 учащимися мальчиками. Крестьяне занимаются сельским хозяйством; частью отходят: в Москву, Владимир, Вязники и другие города – калачниками, пастухами.
До Мурома – 17 вер., камеры Земск. Нач. «Черный хутор» - 5 вер., пунктов: Климова – 9 вер., Булатникова – 11 ½ вер., платформ: Сусановки – 6 вер. и Бурцова – 5 вер.

«4 июня на митинге, устроенном Муромским комитетом партии с.-р. сошлись представители от всех 16 селений волости. Решено, проводя организацию во всех деревнях, объединить потом всю волость. Особенно сочувственно была принята программа партии с.-р. по земельному вопросу» («Трудовая Заря», №9, 1917).
«Среди села Н.-Котлиц Муромск. у., стоит здание, именуемое громким именем «Волостной Народный Дом», указывающий на существование культаурн.-просветительного о-ва, которое вначале так или иначе работало: утраивало спектакли, а в одно время даже были курсы взрослых. Теперь-же дверь народного дома почти всегда закрыта. Неприглядней снаружи, он еще неприглядный внутри: по стенам обрывки обоев, на потолке обвисла огромными кусками вздувшаяся оклейка, местами выдранная и зияющая дырами. Вся мебель и вообще инвентарь постепенно разрушаются. Сломан граммофон, разбит умывальник и т.д. Довольно ценная библиотека заперта в шкафе и про существование ее должно быть забыли; между тем как трудовое крестьянство нуждается в печатном слове – духовной пище. Правление не позаботилось даже организацией избы-читальни – необходимого справочника крестьянина…» («Луч», 6-го января 1921).

«Крепим работу PКCМ (в с. Н. Котлицах). При Волисполкоме в июне месяце 1923 г. организовалась ячейка РКСМ. Работа союза молодежи пошла успешно. Союзная молодежь начала вовлекать в культурно-просветительную работу и беспартийную молодежь, как например: 30 января 1923 г. была совершена комсомольская свадьба беспартийных граждан Ежова и Балашовой и в ночь 6 на 7 января был устроен митинг дискуссия на тему антирелигиозных пропаганд в селе Н. Котлицах и в деревне Пополутове. Ряды комсомола почти каждый день увеличиваются» («Луч», 19 января 1924).
«Кузнецов Василий Васильевич предсельсовета с. Новые Котлицы той же волости. Происходит из кр-н села Новых-Котлиц.
Семья его состоит из жены 25 лет, 2-ое детей до 5 летнего возраста, отец 60-ти лет и мать этого возраста, сестра 16 лет, в семействе есть еще брат 18-ти лет.
На должности председателя сельсовета находится 2-й год.
При выборе его в первый раз на должность предсельсовета население отнеслось к нему крайне недоброжелательно.
Сельское хозяйство его ничем не отличается от плохих крестьянских хозяйств.
Персонально желает перейти на отруб, к переходу же об-ва к лучшим способам обработки земли не способствовал и не поднимал этот вопрос.
Стоит в селе пожарный сарай — без крыши машина, бочка, багры в разных местах, об этом уже писалось на страницах «Луча», но он к искоренению этого никаких мер не принимает.
Отношение его к советской власти неудовлетворительное; часто высказывается против защищающих Советскую власть. Сам же на защиту Сов. власти никогда не выступал.
Забот о нуждах об-ва никаких не проявлял, если ему самому на это не укажут или дадут предписание свыше.
Отношение его к гр-нам самое хладнокровное, так же относятся к нему и гр-не.
В 1922 г. у него пала лошадь, за которую он получил скидку с продналога в кампанию 1922-23 года.
В кампанию-же 1923-24 года он вновь подал заявление в УФО о льготе, в котором указал, что у него пала лошадь в 1923 г., но в поселенном списке ее не проставил (очевидно не усмотрел) и налоговая комиссия руководствуясь этим в просьбе ему отказала.
Лошади же в 1923 году у него никакой не было.
С культурно-просветительными кружками никакой связи не имеет, говоря, что они ни на что не способны и пр.
К ячейке РКСМ так-же как и к культ.-пр. об-ву не имеет никакой симпатии и не ведет с ней решительно никакой работы.
Развить их работу даже никогда и не помышлял. Комитету общ. кр. взаимопомощи ничуть не способствует и не наталкивает его на путь „истинный" благодаря чему он на точке замерзания (даже более), не ведет никакой работы.
Делу народного просвещения совершенно не способствует, к избе-читальне относится безразлично, даже и сам в нее не является, когда же ее не было, то об устройстве ее даже ни с кем и не заикнулся.
О школе совершенно не заботится и с самого начала занятий, ее ни разу и не навестил.
Дровами сейчас школа обеспечена сырыми — да и то благодаря распоряжению свыше.
Заготовка дров лесничеством была разрешена в делянке верст 20 от селения.
Он-же не нашел нужным нарезать дров в отведенной делянке, а вместе с гр-нами нарезал их на окраине сада с северной стороны, где в недалеком будущем будут садиться присадки яблонь которые окажутся совершенно не огороженными от северных ветров, что будет препятствовать возрождению сада.
При селе есть волостной народный дом организованный труппой молодежи в начале революции, к каковому он в настоящее время не причастен.
Газету „Луч", когда ее высылали по нескольку экземпляров, председатель клал у себя дома (часть их конечно раскуривал) до поры до времени, но вот на одно из собраний гр-н он их выносил все кучей ни делил главным образом «по курякам» и это по прошествии м-ца иногда и больше со дня выпуска № газеты.
О выписке газет предсельсовета даже и не упоминал ни на одном из общих собраний.
В настоящее время получает один № «Луча» и куда его девает — неизвестно.
Никакой кооперации в селе нет; к организации никаких мер не принимает. Что такое территориальные сборы крестьянам не объяснял (вероятно не знает и сам).
Общие собрания проводятся очень халатно. Половина из гр-н на собрание не является, ведет собрание сам не избирая никакого президиума.
Постановления выносятся по предложению какого-нибудь из «горлапанов» без всяких обсуждений.
На некоторых собраниях (чуть не на большинстве) протоколы не ведутся. Собрания бывают не регулярные, а случайные.
Был он на Всерос. выставке, но об ней-то ничего гр-нам не рассказывал.
Принимает попов на молебны на дом.
На праздник «Егория» был в селе Малотицах, где напился самогону. Дома говорил против отряда отбиравшего самогонку. На праздник «Николу» ходил в какое-то селение к празднику не оставив за собой никакого заместителя. (День присутственный) прибывшие из УВК красноармейцы на переучет лошадей оказались без квартиры, и их некому было поставить на квартиру, чем они и остались крайне недовольны.
Отдельных собраний женщин никогда не собирал, знакомить их с работой Сельсовета не имел привычки.
С Парт-организациями никаких взаимоотношений не имеет. Укрепить низовой аппарат при таких председателях совершенно невозможно» («Луч», 2 февраля 1924).
«Гражданские похороны
1924 г., апреля 4-го дня в селе Н.-Котлицы происходили первые не только в волости, но и во всей округе гражданские похороны гр-на дер. Лесникова — Осипова Ивана Андреевича беспартийного старика 65 лет, который завещал хоронить себя по граждански без попов. Накануне похорон прибывшие из Мурома т. Комаров и Зворыкин устроили митинг на религиозную тему. Похоронная процессия, утром двинулась с черными флагами и звуками похоронного мapшa духового оркестра (приглашенного из Мурома) к кладбищу в с. Н.-Котлицы, через деревню Савково, где так же было выступление докладчиков.
На могиле выступали т. Зворыкин и Комаров, указавшие на нелепость религиозных похорон. Стоявшая против докладчика попадья только морщилась от летевших слов, да жалела об упущенных пудах.
После речей гроб под звуки похоронного марша опускают в могилу, а затем под склоненными черными флагами зарывают землей. Этот первый случай в деревне cкopo внедрится в ряды рабоче-крестьянских масс,— и старые религиозные верования с «выгружаловкой» из карманов трудящихся пойдут на cмаpку, и чем скорее это будет, тем лучше.
Пусть же знают защитники религии, что рабочие и крестьяне могут не только жить без бога, но и честно умирать порвав свою связь с религией построенной на лжи и коварстве» («Луч», 9 апреля 1924).
«Промышленность Ново-Котлицкой волости.
Первое чем славится Ново-Котлицкая волость это масляными — ветрянками, каковых в д. Прудищах работают 13 и в д. Хоробрицах — 2. Хозяевами этих масляных заводов являются местные граждане.
Далее следует мельничное производство. Мельницы, которых работает 13 штук исключительно ветрянки.
Далее идет кузнечное производство. Кузниц в волости работает 9.
Кузнецы и мельницы находятся в частновладельческих руках.
Есть при совхозе Бердишево хорошо оборудованный крахмало-терочный завод, который находится в ведении Новлянского паточного завода. Картофель для завода закупается у граждан.
Так же работали два крахмально-терочных завода в д. Прудищах; один из них проработав непродолжительное время в виду поломки работу прекратил.
Работают в волости 2 кирпичных завода и 1 шерстобойня.
Встречаются ремесла: портняжное, сапожное, столярное и др.
Базаров в волости нет» («Луч», 7 апреля 1924).
«Все спортивные принадлежности есть, а спортом не хотят заняться (с. Ново-Котлицы, Муром. у.). В селе есть молодежь. Имеются спортивные принадлежности: турник, лестница, барьер, заборы и проч. Увы, нет спортивного кружка. Площадка стоит и плачет... Ждет не дождется когда ее используют. В селе имеется Нардом с библиотекой; есть комсомол. Почему бы ему не заняться спортом и привлечь к нему беспартийную молодежь. А ведь развивать ее надо» («Красный луч», 4 сент. 1924).
«Ячейка РЛКСМ с. Новокотлиц (Муромск. уезд.) имеет связь с Красной армией и Балтфлотом. И в флот и в армию, ячейка пишет, что делается среди деревень. В этом принимает участие и беспартийная молодежь и из своей среды она выбрала комиссию для этой цели» («Красный Луч», 31 августа 1924).
«Библиотечная работа (Ново-Котлицы). Библиотеки ощущают острый недостаток книг по сел.-хозяйству и беллетристике.
Большинство библиотек совершенно не удовлетворяют спрос читателей, что является крайне не желательным.Книг общественного отдела у нас много, но они являются уже устарелыми. Новых изданий или совсем нет или есть но очень мало. Необходимо снабдить наши библиотеки новыми изданиями» (Газета «Луч», 4-го апреля 1924 года).
«В Ново-Котлицком Нардоме состоялось торжественное собрание крестьянской молодежи, которая с Красным знаменем собралась из окружающих деревень. Необходимо отметить отрадное явление — это участие девушек и в демонстрации, и на собрании. Были сделаны доклады, а вечером поставлен спектакль» («Красный Луч», 1 окт. 1924).
С 1929 года село являлось центром Ново-Котлицкого сельсовета Муромского района.
«Ново-Котлицкая и Прудищенская школа находится в безобразном состоянии. В одной нет печи и все стекла разбиты, другая не отопляется.
Ново-Котлицкий райсельсовет имея стекла, распределил их неправильно, снабдив частных лиц и не обеспечив школы. Он также до сих пор не сумел наладить подвозку глины, песка и кирпича для постройки печи» («Муромский рабочий», 19 ноября 1931).
С 2005 года — в составе Ковардицкого сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 223 чел.; в 1905 г. – 210 чел.; в 1926 г. – 225 чел.; в 2002 г. – 3 чел.; в 2010 г. – 3 чел.; в 2012 г. – 6 чел.

Новокотлицкий приход

В писцовых книгах 1629—30 гг. значится за братьями Чертковыми село Малые Котлицы, в селе тогда была церковь Обретение Честной Главы Св. Иоанна Предтечи — «древяна клецки» — строение вотчинниково, при церкви были: священник и 2 дьячка, на церковной земле жил нищий-бобыль; пашни церковной «добрые земли» было по 10 четв. в поле, сена 30 копен. Сведения о всем Котлицком приходе находим в окладных книгах 1676 года, в коих сказано: «в селе Малых Котлицах церковь Честного Пророка Иоанна Предтечи; у тое церкви двор пора Григория, дворы дьячков и просвирницын; двор помещика Гаврила Черткова, двор помещика Василия Черткова да крестьянских 19 дворов (в 1897 г. в Н. Котлицах 31 двор); дер. Бабурина, в ней 11 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 16 дворов); дер. Сельцо, в ней 58 дворов крестьянских и 9 бобыльских (в 1897 г. здесь 83 двора); да по сказке попа Григория церковной земли по 10 четвертей в поле, сенных покосом на 30 копен, а писцовой выписи на землю и покосы не положил».
В 1726 г. местный вотчинник стольник Яков Гаврилович Чертков вместо доселе бывшей в Новых Котлицах деревянной церкви устроили каменный храм. Храм об одной главе; на верху креста — корона. Колокольня, построенная одновременно с храмом, за ветхостью разобрана и на месте ее в 1886 году построена новая.
Внутренние украшения храма за время его существования обновлялись не однажды.

В кон. XVIII века во время генерального межевания было в селе 51 дворов, 155 муж., 154 жен., всего 309 душ. Экономическое примечание сохранило об нем следующее: «при двух прудах и по обе стороны бозъимяннаго истока и при вершине оврага Котлицкого; церковь каменная – Зачатия св. Иоанна Предтечи; дом господский деревянный; церковная земля на суходоле; земля иловатая, хлеб и покосы средственны, лес строевой, крестьяне на пашне». Владения Михаила Григорьевича Языкова.

14 января 1866 г. за безмездное обучение крестьянских мальчиков диакону с. Новых Котлиц Ивану Благовещенскому преподано благословение от епархиального Преосвященного.
14 февраля 1870 г. умер священник села Новых Котлиц Антоний Заколпский.
20 февраля 1870 г. определен на священническое место студент Владимирской семинарии Николай Дмитревский в село Новые Котлицы.
Престолов в храме три: главный в честь Зачатия Св. Иоанна Предтечи (над этим престолом устроена сень), в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца и Св. апостола Иакова, брата Господня. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь довольно богата. Из свящ. изображений особенно чтился прихожанами крест (высотой в 3 ½ арш.) с резным Распятием; этот крест почитался в приходе чудотворным и носился во время крестных ходов, совершаемых в случаях общественных бедствий. На престоле в церкви хранился небольшой серебряный крест с частицами св. мощей Евдокима праведного, Андрея Критского, Андрея Стратилата, Иоанна Воина и др. (имена трудно разобрать в надписи). Хранилось также напрестольное Евангелие печати 1687 года. [1]
Причта при церкви по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений до 400 руб., от земли пахотной до 100 руб. и процентов с причтового капитала (980)—39 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахотной 33 дес., сенокосной земли не было. [1]
Приход состоял из села Новых Котлиц и деревень: Сельца (4 версты от церкви), Бабурина (2 вер.) и Антонова (2 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. значилось 146 дворов (в 1676 году в приходе было 99 дворов), 414 душ муж. пола и 461 женского. [1]
В 1906 г. преподано Архипастырское благословение крестьянам Муромского уезда деревни Сельца Ивану Иванову Опарину и деревни Бабурина Василию Михайлову Куприянову за пожертвования в приходскую церковь села Новых Котлиц: Опариным запрестольного посеребренного семисвечника с металлическими свечами, ценой в 60 р. и Куприяновым — парчового одеяния на Св. Престол, стоимостью в 25 р.
Заштатный псаломщик села Языкова Иван Сокольский, 26 октября 1906 г., допущен исполнять псаломщицкие обязанности в село Новые-Котлицы.
В 1907 г. преподано Архипастырское благословение крестьянам Муромского уезда — села Новых-Котлиц Ивану Авдееву, дер. Сельца — Ивану Опарину, Василию Пименову, Феодору Малахову, Василию Малахову, Михаилу Опарину, Николаю Опарину, Павлу Малахову, Дмитрию Малахову, Ивану Малахову, крестьянке Татьяне Малаховой и крестьянину дер. Бабурина Алексею Чижову за пожертвование на обращение в теплый холодного храма в с. Новых-Котлицах: Ив. Авдеевым, Ив. Опариным и В. Пименовым — каждым по 25 руб., В. Малаховым, Ф. Малаховым, М. Опариным и А. Чижовым — каждым по 10 руб., Н. Опариным, Павл., Дм. и Ив. Малаховыми и Т. Малаховой — каждым по 5 руб.; священнику с. Новых-Котлиц Александру Сиротинскому и церковному старосте кр. Михаилу Малахову за их труды по изысканию средств и наблюдению за работами по тому же делу обращения холодного храма в теплый.
В 1909 г. преподано Архипастырское благословение кр. дер. Сельца Александру Малахову за пожертвование в церковь села Новых Котлиц, Муромск. у., сребропозлащенного креста и молебного Евангелия в футляре, стоимостью около 35 руб.
Псаломщик села Новых Котлиц, Иоанн Сокольский, 6 февраля 1910 г., удостоен сана диакона. 14-го февраля 1910 г. Преосвященный Евгений, Епископ Муромский совершил литургию в соборе при участии соборных священников Л. Белоцветова и А. Алякринского. В положенное время рукоположен в сан диакона псаломщик с. Новых Котлиц, И. Сокольский, остающийся в том же селе на псаломщицкой вакансии.

В селе Новых Котлицах имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 35.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Деревня Старые Котлицы
Булатниковская волость Муромского уезда
Владимирская губерния.

Категория: Муром | Добавил: Николай (19.04.2018)
Просмотров: 1968 | Теги: Муромский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru