Главная
Регистрация
Вход
Суббота
24.02.2018
19:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 426

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [785]
Суздаль [277]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [213]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [107]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [62]
Гусь [52]
Вязники [170]
Камешково [48]
Ковров [163]
Гороховец [60]
Александров [138]
Переславль [88]
Кольчугино [22]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [79]
Религия [2]
Иваново [32]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [20]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [28]
Учебные заведения [11]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 18
Пользователей: 1
oljga70

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Дмитриевская Слобода (городской округ Муром)

Дмитриевская Слобода

Дмитриевская Слобода (Дми́триева Слобода́) — село Муромского района Владимирской области Российской Федерации. С 2006 года входит в состав городского округа Муром.
Димитриевская слобода, близ реки Оки, находится в 120-ти верстах от губернского города и в 5-ти от уездного.

Акиманская (Якиманская) Слобода в кон. XVIII века замежевана сообща в одну дачу генерального межевания, под названием: «слободы Акиманская, Дмитриевская и Глядячева».
Глядячая Слобода. С названием «Глядячая слобода» связано местное предание. Когда-то Муромский князь Петр и супруга его Феврония были изгнаны муромцами; изгнанники отправились вниз по реке и поровнявшись с тем местом, где ныне стоит слобода, оглянулись на покинутый город.
В старину эта слобода была населена «ямскими охотниками» и называлась Ямской Глядячей слободой.
Внутренняя промышленность городских жителей находилась не так в выгодном положении в это время; крестьяне соседних селений: Карачарово, Панфилово и др. беспрепятственно торговали разными товарами на площади в лавках; ямщики слобод: Акиманской и Дмитриевской также мешали полезным действиям городских обывателей; они, несмотря на воспрещение им извозничества, сделанное еще в 1646 г., опять было начали препятствовать жителям возить по городу товары свои и вещи, на своих и наемных лошадях, ссылаясь на имевшуюся у них жалованную грамоту, и самовольство свое простирали до того, что в 1743 г., захватив целовальника и лошадь с возом муки, которая послана была с окружного двора (питейной конторы) на казенный винокуренный завод с хлебным запасом, усиленно отвели его в Ямскую слободу и держали там несколько дней за караулом. Выборный, или кабацкий голова Зубчанинов, распоряжавшийся делами питейными, боясь, чтобы остановки такого рода не могли иметь худых последствий в заготовлении казенных питей, приносил на них жалобу. Ямщики по суду были наказаны. Подобные этим случаи встречались не только по городам малым, отдаленным, но и в самой столице, как увидим из следующего. См. Город Муром в XVIII веке.
В кон. XVIII века по генеральному межеванию существовала еще слобода «Глядячева», которая, при расширении народонаселения, слилась в одно целое с Дмитриевской слободой. Сведения же генерального плана, по отношению числа жителей, относятся до Глядячевской слободы, а именно: дворов 81, муж. 273, жен. 270, всего 543 души. В примечании занесено: «Глядячева, при безъимянном отвершке; церковь деревянная Великомученика Димитрия Солунского; церковная земля 2-я при овраге реки Оки». Владения Муромских ямщиков.

В кон. XIX века в Дмитриевской Слободе дворов 160, муж. 464, жен. 469, всего 933 души. В слободе – церковь каменная и открыто церковно-приходское училище с 42 учащимися мальчиками.
Крестьяне занимаются земледелием и огородничеством, как и в Акиманской слободе; также промышляют ямским и извозным промыслом и разными работами в городе и на льно-прядильной фабрике, устроенной возле слободы Муромскими купцами.
От Мурома – 3 ½ вер., села Ковардиц – 4 вер., камеры Земск. Нач. – 14 вер., пунктов: Булатникова – 19 ½ вер. и Климова – 22 ¼ вер.

В XIX и первой четверти XX века слобода входила в состав Ковардицкой волости Муромского уезда.
С 1929 года село являлось центром Дмитриевско-Слободского сельсовета Муромского района, с 2005 года — в составе городского округа Муром.
Численность населения: в 1859 г. – 695 чел.; в 1897 г. – 1681 чел.; в 1905 г. – 982 чел.; в 1926 г. – 1628 чел.; в 2002 г. – 1263 чел.; 2010 г. – 1381 чел.

В Дмитриевской Слободе находится предприятие легкой промышленности — ОАО «Муромлен» (с. Дмитриевская Слобода, 8), а также предприятие — «Муроммежхозлес» (Дмитриевская Слобода, ул. Механизаторов, 46а вывоз древесины, пиломатериалы, паркет).

В селе родились:
- Быков, Михаил Иванович (1903—1940) — Герой Советского Союза.
- Бочкарёв, Михаил Васильевич (р. 1917) — советский врач-интернист, доктор медицинских наук (1971), профессор (1973).

Текстильная промышленность в виде мануфактурных мастерских появилась еще в 1760-х годах. Расцвет полотняной промышленности приходится на 1840 год, в который она дала, главным образом, для вывоза заграницу 90 тыс. кусков (по 50 apш.) фламских, равендучных и др. полотен.
В 1879 г. для обслуживания этих мануфактур пряжей открыта была фабрика товарищества Муромской льняной мануфактуры (слободская фабрика) в с. Дмитриева слободка.
В 1883 г. число всех рабочих – 315 чел., из них 70 малолетн. В 1885 г. число всех рабочих – 494 чел. (256 муж. и 238 жен.), из них 63 малолетн. Работали день и ночь, 8-ми часов. сменами. В ручной часальной – с 6 утра до 8 веч., с перер. 1 ½ ч. на обед и ½ ч. – на завтрак.
В 1883 г. на льно-прядильной Демидова и на Муромской мануфактуре более чем у ¼ всех малолетних кардовщиков было воспаление век, а у некоторых замечалась даже и трахома. Льняное производство соединено с очень вредным моментом, не существующем в хлопчатобумажном производстве – это отделением гнилостных испарений, которыми наполнены бывают мастерские, где стоят так-называемые мокрые ватера и где, по преимуществу, работают малолетние. Беление льняной пряжи и ткани соединено также с более сильными и вредными испарениями, чем беление хлопчатобумажных тканей и пряжи. Все медицинские авторитеты тех времен считали очень вредным льняное производство и некоторые из них приписывали даже льняной пыли свойство, особенно у новичков, производить крупозное воспаление легких.
В 1890 г. «Паровых машин – 1, сил 158, паровых котлов – 2. Ватерных прядильных веретен – 4564, крутильных веретен – 988. Освещение керосином. Работает днем и ночью. Рабочих: 331 муж., 232 жен., 54 малолетних. Школы нет. приемный покой – на 4 кровати. Рабочие живут на квартирах» (Фабрики, заводы и прочия промышленныя заведения Владимирской губернии. Составил В.Ф. Свирский. 1890).
1907 г. «Льно-прядильная фабрика Т-ва Муромской М-ры при с. Дмитриевской Слободе. Предметы производства – пряжа и нитки. Директор-распорядитель – Николай Васильевич Суздальцев, адрес проживания – гор. Муром, Рождественская ул. Адрес правления – г. Муром, угол Успенской и Рождественской ул. Заведующий – Владимир Иванович Хряпин, живет при фабрике. Количество рабочих – 1150 чел. Приблизительная сумма производства - 957 000 р.» (Владимирский календарь и памятная книжка на 1908 год).
Поселок фабрики им. П. Л. Войкова возник при льнопрядильной фабрике. В 1905 году в Муромской мануфактуре числилось 6 дворов.
С 1929 года посёлок фабрики им. П.Л. Войкова входил состав Дмитриево-Слободкого сельсовета Муромского района, с 2005 года — в составе городского округа Муром.
Численность населения в поселке фабрики им. П. Л. Войкова: в 1905 г. – 550 чел.; в 1926 г. – 222 чел.; в 2002 г. – 1634 чел.; в 2010 г. – 1383 чел.
В посёлке находится Муромская льнопрядильная фабрика им. Войкова.

Церковь Дмитрия Солунского

Когда основана в Димитриевской слободе церковь, сведений не сохранилось, но она была уже здесь в XVII столетии. В окладных книгах 1676 года находятся следующие сведения о Димитриевском приходе, «в слободе церковь Димитрия Селунского; у тое церкви двор попа Илариона да приходу: ямских охотников 69 дворов, в том числе одна вдова, да 6 дворов бобыльских, в том числе 3 дв. церковных бобылей (в 1897 г. в слободе 120 дворов).
В XVIII столетии в слободе было две деревянных церкви: во имя Св. Димитрия Солунского и Пресв. Троицы. Вместо этих двух деревянных церквей в 1808 году, тщанием Муромского купца Михаила Елина, построен каменный храм.
Престолов в этом храме два: главный во имя Пресв. Троицы, в приделе теплом во имя св. в.-муч. Димитрия Солунского.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно; чего-либо замечательного по своей ценности или древности не было.
Причта по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб, требоисправлений и от земли до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахотной 33 дес. 706 кв. саж. Так как земля эта неудобная, то причт вместо нее пользовался крестьянской землей.
Приход состоял из одной Димитриевской слободы, в которой по клировым ведомостям числилось 138 дворов (в 1676 году было только 75 дворов), 444 души муж. пола и 518 женского.
В слободе имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1895 — 96 году было 42.

Священник Дмитриевской слоб., Павел Белоцветов 30 июля 1915 г. перемещен к Николо-Набережной гор. Мурома церкви. Священник Павел Белоцветов, перемещенный к Николо-Набережной гор. Мурома ц., оставлен на прежнем месте, в Дмитриевской слободе.
В годы Советской Власти церковь была полностью разрушена.


Часовня Святого Великомученика Димитрия Солунского

Кирпичная восьмигранная одноглавая часовня, построена 2000-е годы на Слободском (Новом) кладбище у Дмитриевской Слободы Мурома.
Город Муром
Якиманская Слобода
Муромский уезд

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (01.02.2018)
Просмотров: 39 | Теги: Муром, Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика