Главная
Регистрация
Вход
Суббота
21.04.2018
11:01
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 456

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [845]
Суздаль [295]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [217]
Музеи Владимирской области [57]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [109]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [67]
Гусь [70]
Вязники [174]
Камешково [49]
Ковров [163]
Гороховец [72]
Александров [142]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Дмитриевская Слобода (городской округ Муром)

Дмитриевская Слобода

Дмитриевская Слобода (Дми́триева Слобода́) — село Муромского района Владимирской области Российской Федерации. С 2006 года входит в состав городского округа Муром.
Димитриевская слобода, близ реки Оки, находится в 120-ти верстах от губернского города и в 5-ти от уездного.

Акиманская (Якиманская) Слобода в кон. XVIII века замежевана сообща в одну дачу генерального межевания, под названием: «слободы Акиманская, Дмитриевская и Глядячева».
Глядячая Слобода. С названием «Глядячая слобода» связано местное предание. Когда-то Муромский князь Петр и супруга его Феврония были изгнаны муромцами; изгнанники отправились вниз по реке и поровнявшись с тем местом, где ныне стоит слобода, оглянулись на покинутый город.
В старину эта слобода была населена «ямскими охотниками» и называлась Ямской Глядячей слободой.
Внутренняя промышленность городских жителей находилась не так в выгодном положении в это время; крестьяне соседних селений: Карачарово, Панфилово и др. беспрепятственно торговали разными товарами на площади в лавках; ямщики слобод: Акиманской и Дмитриевской также мешали полезным действиям городских обывателей; они, несмотря на воспрещение им извозничества, сделанное еще в 1646 г., опять было начали препятствовать жителям возить по городу товары свои и вещи, на своих и наемных лошадях, ссылаясь на имевшуюся у них жалованную грамоту, и самовольство свое простирали до того, что в 1743 г., захватив целовальника и лошадь с возом муки, которая послана была с окружного двора (питейной конторы) на казенный винокуренный завод с хлебным запасом, усиленно отвели его в Ямскую слободу и держали там несколько дней за караулом. Выборный, или кабацкий голова Зубчанинов, распоряжавшийся делами питейными, боясь, чтобы остановки такого рода не могли иметь худых последствий в заготовлении казенных питей, приносил на них жалобу. Ямщики по суду были наказаны. Подобные этим случаи встречались не только по городам малым, отдаленным, но и в самой столице, как увидим из следующего. См. Город Муром в XVIII веке.
В кон. XVIII века по генеральному межеванию существовала еще слобода «Глядячева», которая, при расширении народонаселения, слилась в одно целое с Дмитриевской слободой. Сведения же генерального плана, по отношению числа жителей, относятся до Глядячевской слободы, а именно: дворов 81, муж. 273, жен. 270, всего 543 души. В примечании занесено: «Глядячева, при безъимянном отвершке; церковь деревянная Великомученика Димитрия Солунского; церковная земля 2-я при овраге реки Оки». Владения Муромских ямщиков.

В кон. XIX века в Дмитриевской Слободе дворов 160, муж. 464, жен. 469, всего 933 души. В слободе – церковь каменная и открыто церковно-приходское училище с 42 учащимися мальчиками.
Крестьяне занимаются земледелием и огородничеством, как и в Акиманской слободе; также промышляют ямским и извозным промыслом и разными работами в городе и на льно-прядильной фабрике, устроенной возле слободы Муромскими купцами.
От Мурома – 3 ½ вер., села Ковардиц – 4 вер., камеры Земск. Нач. – 14 вер., пунктов: Булатникова – 19 ½ вер. и Климова – 22 ¼ вер.

В XIX и первой четверти XX века слобода входила в состав Ковардицкой волости Муромского уезда.
С 1929 года село являлось центром Дмитриевско-Слободского сельсовета Муромского района, с 2005 года — в составе городского округа Муром.
Численность населения: в 1859 г. – 695 чел.; в 1897 г. – 1681 чел.; в 1905 г. – 982 чел.; в 1926 г. – 1628 чел.; в 2002 г. – 1263 чел.; 2010 г. – 1381 чел.

В Дмитриевской Слободе находится предприятие легкой промышленности — ОАО «Муромлен» (с. Дмитриевская Слобода, 8), а также предприятие — «Муроммежхозлес» (Дмитриевская Слобода, ул. Механизаторов, 46а вывоз древесины, пиломатериалы, паркет).

В селе родились:
- Быков, Михаил Иванович (1903—1940) — Герой Советского Союза.
- Бочкарёв, Михаил Васильевич (р. 1917) — советский врач-интернист, доктор медицинских наук (1971), профессор (1973).

Текстильная промышленность в виде мануфактурных мастерских появилась еще в 1760-х годах. Расцвет полотняной промышленности приходится на 1840 год, в который она дала, главным образом, для вывоза заграницу 90 тыс. кусков (по 50 apш.) фламских, равендучных и др. полотен.
В 1879 г. для обслуживания этих мануфактур пряжей открыта была фабрика товарищества Муромской льняной мануфактуры (слободская фабрика) в с. Дмитриева слободка.
В 1883 г. число всех рабочих – 315 чел., из них 70 малолетн. В 1885 г. число всех рабочих – 494 чел. (256 муж. и 238 жен.), из них 63 малолетн. Работали день и ночь, 8-ми часов. сменами. В ручной часальной – с 6 утра до 8 веч., с перер. 1 ½ ч. на обед и ½ ч. – на завтрак.
В 1883 г. на льно-прядильной Демидова и на Муромской мануфактуре более чем у ¼ всех малолетних кардовщиков было воспаление век, а у некоторых замечалась даже и трахома. Льняное производство соединено с очень вредным моментом, не существующем в хлопчатобумажном производстве – это отделением гнилостных испарений, которыми наполнены бывают мастерские, где стоят так-называемые мокрые ватера и где, по преимуществу, работают малолетние. Беление льняной пряжи и ткани соединено также с более сильными и вредными испарениями, чем беление хлопчатобумажных тканей и пряжи. Все медицинские авторитеты тех времен считали очень вредным льняное производство и некоторые из них приписывали даже льняной пыли свойство, особенно у новичков, производить крупозное воспаление легких.
В 1890 г. «Паровых машин – 1, сил 158, паровых котлов – 2. Ватерных прядильных веретен – 4564, крутильных веретен – 988. Освещение керосином. Работает днем и ночью. Рабочих: 331 муж., 232 жен., 54 малолетних. Школы нет. приемный покой – на 4 кровати. Рабочие живут на квартирах» (Фабрики, заводы и прочия промышленныя заведения Владимирской губернии. Составил В.Ф. Свирский. 1890).
1907 г. «Льно-прядильная фабрика Т-ва Муромской М-ры при с. Дмитриевской Слободе. Предметы производства – пряжа и нитки. Директор-распорядитель – Николай Васильевич Суздальцев, адрес проживания – гор. Муром, Рождественская ул. Адрес правления – г. Муром, угол Успенской и Рождественской ул. Заведующий – Владимир Иванович Хряпин, живет при фабрике. Количество рабочих – 1150 чел. Приблизительная сумма производства - 957 000 р.» (Владимирский календарь и памятная книжка на 1908 год).
Поселок фабрики им. П. Л. Войкова возник при льнопрядильной фабрике. В 1905 году в Муромской мануфактуре числилось 6 дворов.


«Отсутствие средств у местных органов Наркомпроса ярко отражается на сети к. пр. учреждений.
Так например:
Когда-то на территории Муромского уезда было более полтора десятка детских садов (лишь в одном городе – семь), теперь же, к 1 июня, всего лишь 4 детсада.
Дальнейшее сокращение их ни в коем случае не допустимо, это ясно для каждого, оценивающего идеи дошкольного воспитания.
Приходится изыскивать способы для укрепления детских учреждений.
Одним из лучших способов является передача детских учреждений на хозяйственное содержание (топливо, ремонт помещений, оплата труда служащим) фабрикам, кооперативным и иным промышленным предприятиям.
В настоящее время переданы на хоз. Содержание Дмитриево-Слободской фабрике Дм.-Слободск. школа и сад и Муромской бумаго-ткацкой фабрике 5-ая школа I ст.
Той же фабрике передается и 2-й детский сад…» (газеты «Луч», 17-го июня 1922 г.).
С 1929 года посёлок фабрики им. П.Л. Войкова входил состав Дмитриево-Слободкого сельсовета Муромского района, с 2005 года — в составе городского округа Муром.
«Учитывая, что на фабрике им. Войкова силовая установка находится в плохом состоянии (имело место несколько мелких аварий), учитывая, что красно-прядильщики не знают, что оставить резервом и т.д., этим предприятиям предложено добиться в тресте, чтобы фабрики были включены в обслуживание Муромской подстанции. Тоже самое предложено и фабрике «Красный Луч», которая в настоящее время не имеет никакого резерва и электро-энергию со своей силовой установки получает по 18-22 коп. за киловат-час, вместо 5-7 коп. с Балахнинской станции.
Всем предприятиям дадены жесткие сроки для дачи сведений в Нижэлектроцентр о потребности электроэнергии до 1938 г.» (Муромский рабочий. 2 июня, 1931).
Численность населения в поселке фабрики им. П. Л. Войкова: в 1905 г. – 550 чел.; в 1926 г. – 222 чел.; в 2002 г. – 1634 чел.; в 2010 г. – 1383 чел.
В посёлке находится Муромская льнопрядильная фабрика им. Войкова.

Церковь Дмитрия Солунского

Когда основана в Димитриевской слободе церковь, сведений не сохранилось, но она была уже здесь в XVII столетии. В окладных книгах 1676 года находятся следующие сведения о Димитриевском приходе, «в слободе церковь Димитрия Селунского; у тое церкви двор попа Илариона да приходу: ямских охотников 69 дворов, в том числе одна вдова, да 6 дворов бобыльских, в том числе 3 дв. церковных бобылей (в 1897 г. в слободе 120 дворов).
В XVIII столетии в слободе было две деревянных церкви: во имя Св. Димитрия Солунского и Пресв. Троицы. Вместо этих двух деревянных церквей в 1808 году, тщанием Муромского купца Михаила Елина, построен каменный храм.
Престолов в этом храме два: главный во имя Пресв. Троицы, в приделе теплом во имя св. в.-муч. Димитрия Солунского.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно; чего-либо замечательного по своей ценности или древности не было.
Причта по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб, требоисправлений и от земли до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахотной 33 дес. 706 кв. саж. Так как земля эта неудобная, то причт вместо нее пользовался крестьянской землей.
Приход состоял из одной Димитриевской слободы, в которой по клировым ведомостям числилось 138 дворов (в 1676 году было только 75 дворов), 444 души муж. пола и 518 женского.
В слободе имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1895 — 96 году было 42.

Священник Дмитриевской слоб., Павел Белоцветов 30 июля 1915 г. перемещен к Николо-Набережной гор. Мурома церкви. Священник Павел Белоцветов, перемещенный к Николо-Набережной гор. Мурома ц., оставлен на прежнем месте, в Дмитриевской слободе.
В годы Советской Власти церковь была полностью разрушена.


Часовня Святого Великомученика Димитрия Солунского

Кирпичная восьмигранная одноглавая часовня, построена 2000-е годы на Слободском (Новом) кладбище у Дмитриевской Слободы Мурома.
Город Муром
Якиманская Слобода
Муромский уезд

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (01.02.2018)
Просмотров: 124 | Теги: Муром, Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика