Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
11:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Деревня Петроково Муромского района

Деревня Петроково

Петроково — деревня в Муромском районе Владимирской области России, входит в состав Борисоглебского сельского поселения.
Деревня расположена в 5 км на юго-запад от центра поселения села Борисоглеб и в 14 км на северо-запад от Мурома. «Село Петроково при прудах и колодцах находится в 120 верстах от губернского города и в 15-ти от уездного (Муромский уезд)». [1]

В писцовых книгах 1629-30 гг. Петроково значится за многочисленными помещиками, а именно: муромцами Тихоном и Иваном Костелевыми, за Варварой Апраксиной с детьми, Димитрием Борисовым с матерью, за Иваном Дурасовым, за Яковом Ивановичем Ковардицким, Федоровым, Скоробоярским; между этими помещиками село было разделено на жеребии.
На общей земле находилась церковь во имя святых бессребренников Козьмы и Дамиана, построенная Тихоном Костелевым. При церкви были священник и дьячок, пашни церковной «добрые земли», было 15 четвертей в поле.
В Окладных книгах 1676 г. о Петроковском приходе сообщается следующее: «В селе церковь святых чудотворцев Козьмы и Дамиана: у той церкви двор попа Ивана, двор дьячков, да помещиковых 6 дворов, на одном дворе живет человек боярский, да крестьянских 32 двора, да двор служень (в 1897 г. в Петрокове 100 дворов).
Да по сказке попа Ивана, церковной земли Государе «а жалованья не только помещиковы дачи 5 четвертей в поле и в дву потомуж (два раза по столько)».
В кон. XVIII века при генеральном межевании было 59 дворов, 161 муж., 164 жен., всего 325 душ. В примечании указано: «по обе стороны пруда и безъимяннаго ручья от онаго; церковь – св. Безсребренников Косьмы и Дамиана и дом господский, деревянные; церковная земля: первая – на левой стороне оврага безъимяннаго, а вторая – на суходоле; а дачею – на правой стороне реки Ушны; земля серо-глинистая с песком; хлеб и покосы – средственны, лес дровяной, крестьяне на пашне». Общего владения: княгини Пелагеи Петровны Вяземской, Александра Федоровича Талызина, Федота Федоровича Языкова, Ивана Васильевича Бурцова, Платона Ивановича Орлова, Авдотьи Михайловны и Анисьи Языковых, Аграфены Ивановн Дурасовой, Василия Семеновича и Пелагеи Ивановны Ананьиных.
В 1833 году деревянная церковь была разобрана.
В 1831 г. начали постройку каменного храма: трапеза была отстроена и освещена в 1835 г.; постройка же главного холодного храма затянулась на долгие годы: храм был окончательно отстроен в 1868 г. В 1883 г. при нем построена каменная колокольня.

Петроковское церковно-приходское училище, Чаадаевской волости, в селе Петрокове основано в январе 1883 года. В 1884 году «училище помещается в доме священника Успенского. Законоучитель и учитель священник Иоанн Успенский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с января 1883 г.». Учащихся в 1896 г. - 40 человек.

В кон. XIX века в селе 141 двор, 301 муж., 312 жен., всего 613 душ. Последние владелицы: г. Булыгина, баронесса Герта, Герцыг, Юматов и Апраксин. В селе церковь каменная и церковно-приходское училище с 40 мальчиками. Отхожим промыслом пользуются: кровельщики, которые заходят в Москву и Ростов на Дону.
От Мурома – 15 вер., села Новых Котлиц – 4 вер., камеры Земск. Нач. – 9 ½ вер., пунктов: Климова – 13 ¼ вер. и Булатникова – 14 вер., платформы Бурцова – 9 ½ вер.
Престолов в каменном храме - 3. Главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой: во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и в честь Святых бессребренников Козьмы и Дамиана. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. [1]
Из прежней церкви хранились старинные иконы - «Божией Матери всех скорбящих радости», «Покрова», «Пресвятой Богородицы», «Спасителя», «Святых Козьмы и Дамиана», «Спасителя Николая», два небольших серебряных креста с частицами святых мощей: «Святого Николая», «Козьмы и Дамиана», «Святого Муромского князя Константина» с чадами Михаилом и Федором. [1]
Притча при церкви по штату положено - священник и псаломщик. На содержание их получалось - от службы требоисправлений от земли церковной до 400 руб. Дома у членов притча собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной - 1 десятина, пахотной - 32 десятины, сенокосной не было. [1]
Приход состоял из одного села – Петрокова, в котором по клировым ведомостям: значилось 106 дворов (В 1676 г. в селе было 33 двора крестьянских, 423 мужского пола, 436 - женского пола). [1]
Псаломщики села Петрокова, Муромского уезда, Николай Остроумов и села Польца, того-же уезда, Никанор Цветков, 8 января 1904 г., перемещены один на место другого.
«Дьякон с. Петрокова, Булат. вол., Левитский на праздник «троицы» в селе Новокотлицах изрядно «хлебнул» самогона. В таком состоянии он распоясался до того, что заявил, что он служит в церкви не из-за религиозных убеждений, а для «благоденствия» своего кармана» («Луч», 20 июня 1924).
В годы Советской Власти церковь была полностью разрушена.


В 1915 году в селе Петроково насчитывалось 215 хозяйств. Население - 1194 чел., из них женщин - 670, мужчин - 524. Лошадей - 142. Земли - 44,16 гектар.
В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Ново-Котлицкой волости Муромского уезда.


Крестьянская изба в деревне Петроково 20-е годы XX века. Из Муромского историко-художественного музея.

Крестьянская изба деревни Петроково 20-е годы XX века Из Муромского историко-художественного музея.

«Село Петроково насчитывает 1600 едоков. В школе каждый год обучается не менее 250-300 детей. Так было и в зиму 21-22 года. Население собрало полагаемое количество с каждого учащегося мальчика хлеба, пшена, картофеля для местных шкрабов Смирновых. Но последние собрав это до обучения, а потом спокойно начали заниматься просвещением, празднуя каждый из церковных и советских праздников. Со средины зимы школа закрылась из-за недостатка дров. Мальчики, желая учиться были вынуждены брать дрова из своих домов и нести в школу. Вина падает и на Сельсовет, а, главное, на школьный Совет, который на школу обращал мало внимания. Привезти 12 саж. дров большому селению не представлялось бы трудным. Пусть же этого не повторится в наступающем году. при том же гр. Смирновых необходимо из села Петрокова убрать» («Луч», 7 окт. 1922).
«Мошков Егор Гаврилович
Председатель Сельсовета села Петрокова, Новокотл. вол. Муромск. уезда — Мошков является худшим Предсельсовета.
Возраст его 25 лет. Семья его состоит из жены и ребенка. Мошков всячески издевается над своей женой, которая страдальчески переносит муки этого человека полузверя. Ходит по домам, где разгулы свили гнездо. Делает 15/ХІ с 3 комсомольцами налет в 2 часа ночи и отобранные их 2 бутылки самогона прикарманивает. Никакими организаторскими способностями он не владеет. Село Петроково имеет 400 дворов с 1500 жителей. Пожарного сарая не имеется, разломанная бочка валяется на усадьбе Сорокина. Машина требует большого ремонта. Плотина у пруда размыта. Стекла в школе повыбиты, пороги у крыльца разломаны, в классах холод, дров почти нет. Ремонта школе не делается. Проходили сборы на ремонт школы и другие хозяйствен. надобности — кроме того получено 30 п. хлеба за аренду молочного завода. В израсходовании этого он гр-нам не давал никаких отчетов за все время его председательствования, т. е. свыше года.
Доверием гр-н не пользуется — считает себя имеющим неограниченную власть. Засел в кооператив, а также через нескольких друзей выбрал себя председателем молочной артели, не допуская общего собрания членов на выборы.
В 1923 г. захватил для своих надобностей церковное хозяйство - перевез к себе каменные памятники, а камни с порогов церкви уложил под углы своего дома вместо столбов.
Кроме того, есть течение со стороны гр. Боргуина, Юматова и др. на переход к многополью. - Мошков через секретаря тормозит это начинание.
Необходимо ВИК-у и УИК-у назначить ревизионную комиссию, которой следует проверить его работу за полтора года и выяснить приход и расход разных сборов и пр.» («Луч», 17 января 1924).
«Не ведется никакой работы. Хулиганство не унимается.
Молодежь с. Петрокова пребывает во тьме и по-видимому к свету идти не желает. Изба-читальня — в грязи, потолок и стены прокоптели от дыма. Работы не ведется никакой — зав. избой-читальней работает в г. Муроме, а председатель Культ-просвет. кружка и не ходит в село-то. — Нечего надеяться на «завов» давайте сами возьмемся за работу!
В. с. Петроково, Булат. в. ежедневно производится выгонка самогонки. Самогоном открыто торгуют Евдокия Тряпицына и Григорий Поликарпов. Не мешало бы милиции принять серьезные меры по борьбе с зеленым гадом и навестить наше село» («Красный Луч», 1 окт. 1924).
«В ceлe Петраково, Булатниковской вол., школа находится в плачевном положении. Передний угол ее отваливается совсем, так как выехали фундаментные кирпичи. У крыльца нет ни одной приступки, так что влезать на крыльцо приходится с большой трудностью.
Внутри школы требуется тоже весьма капитальный ремонт. Учебный год на носу, а граждане Петрокова и не думают о своей школе. Дожидаются когда кто-нибудь другой возьмется за это дело. Зато попа своего Петроковцы не забывают, чем только могут его снабжают чтобы побольше затемнял их умы. Свет же знания, что несет школа видно не нужен Петроковцам» («Красный Луч», 12 сент. 1924).
С 1929 года село являлось центром Петроковского сельсовета Муромского района, позднее в составе Борисоглебского сельсовета, с 2005 года — в составе Борисоглебского сельского поселения.
В 1929 году население - 1593 человек. Земель - 624 гектар.
К 1929 году сначала объединились 17 хозяйств. Из них: бедняцких хозяйств - 13 и 4 - середняков. К весенне-посевной компании 1930 года в колхоз входило 61 хозяйство, а в день годовщины коллективизации 19.11.1930 года в колхоз влилось ещё 11 хозяйств. Теперь всего в колхозе насчитывалось 72 хозяйства. Из них бедняцких - 52 и середняков - 20. Колхоз получил название «13 лет Октября». Первым председателем колхоза стал Арефьев И.В., бригадир - Епифанов А.В., члены правления колхоза: Епифанов А.В., Кашин П.Е., Смолин И.Я., Туманов И. В., Ильин П.И., Ивлев А.В., Тарасов И.И., Арефьев И.В.- предс.
В 1932 г. был построен конный двор.
В 1938 г. в колхозе появилась первая автомашина. Работал на ней Коротин Константин Павлович. Позднее он ушел на войну вместе с машиной.
Из воспоминаний Морковкиной Анны Ивановны (1921 г.р.): «Много горьких воспоминаний из детства. Помню, как плакали мамы и бабушки, когда ломали в селе церковь. Ломали и разбивали иконы, что-то грузили на военные грузовики и куда-то увозили. Церковь украшал большой красивый колокол. Его тоже уронили и увезли. Этот колокол в своё время помог спастись многим людям: в город тогда ходили пешком. И не все, особенно в плохую погоду, находили обратную дорогу, тогда звонили в колокол и люди шли на звон колокола и добирались домой. Помню, как организовывался колхоз. Бедняки сразу вступали в колхоз, им нечего было терять. В нашей семье сначала отобрали лошадь, хотели снести крышу, если не вступим в колхоз. Но потом оказалось, что боялись зря. В колхозе стало жить легче. В нашем доме в одной половине находилось первое правление колхоза. В годы войны в нашем селе жили военные. Они были расселены по домам. В нашем доме располагался их штаб в клубе (бывшая церковь) у военных была кухня».
Из воспоминаний Жигаловой Марии Николаевны (1926 г.р.): «До образования колхоза в деревне был барин - Лаптев. На него все и работали. Он разводил сад, огород, цветы. Открыл школу. В ней было 4 класса. В доме дьячка открыл ясли. С образованием колхоза беднякам жить стало легче. В колхоз стала поступать техника, жизнь стала налаживаться. Но всё перевернула война. 22 июня 1941 г. нас собрали у здания сельского совета и объявили о начале войны. Практически всех трудоспособных мужчин призвали в армию. На селе остались только женщины, старики и дети. На их плечи и легли все тяготы тыла. Механизаторами стали Новожилова Евгения Ивановна и Трошина Клавдия Александровна. Работали день и ночь на тракторах. Трактор «Универсал» не имел электроосвещения. Его заменяли фонарём «летучая мышь». Радовались, когда на помощь присылали подростков. После работы на полях все выходили рыть окопы и ставить «ежи», чтобы в случае не прошёл враг. После войны жизнь вновь стала налаживаться».

В 1930-е годы клуб располагался в 2-х этажном здании, вместе с яслями. Клуб работал только зимой, когда дети были дома. Летом здание полностью функционировало как ясли. Зав. клубом был тогда Ивлев Н.В.
После войны клуб переехал в здание бывшей церкви, где и находился до 1967 г. В разные годы зав. клубом были: Тарасов В.В., Салков И. П., Анисимов Е.И.
В 1967 г. было построено новое типовое здание по специальному проекту. В нём и расположились клуб с киноустановкой и библиотека. Зав. клубом стала Ивлева В.Д., бывшая учительница. При ней в клубе была хорошая художественная самодеятельность — большой хор, струнный оркестр, которым руководил Лавров Ю.Ф. - учитель из Б-Глебской школы. В последующие годы зав. клубом были: Бухарова Т.П., Давыдова В.В., Ивлева Л.Б., Епифанова Н.М., Буянова Н.П.
15 сентября 1966 г. была открыта первая инвентарная книга. Открыл её зав. клубом Анисимов Е. И. В ней было 437 экз. книг. Книги хранились в небольшом шкафу и дома у зав. клубом. Там же часто читатели и меняли книги. В 1967 г. библиотеку в новом здании приняла Давыдова В.В. Началась комплектация книжного фонда. К 1969 году в библиотеке насчитывалось уже 3000 книг. В октябре 1969 г. на должность зав. библиотекой заступила Ивлева Н.С. Она расширила библиотеку.

Численность населения: в 1859 г. – 630 чел.; в 1897 г. – 846 чел.; в 1905 г. – 1014 чел.; в 1926 г. – 1379 чел.; в 2002 г. – 259 чел.; в 2010 г. – 259 чел.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Село Борисоглеб
Село Чаадаево

Категория: Муром | Добавил: Николай (18.01.2018)
Просмотров: 1969 | Теги: Муромский район, Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru