Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
08:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [399]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Погост Перемиловская Пустынь, Муромский уезд

Погост Перемиловская Пустынь

ПЕРЕМИЛОВЫ ГОРЫ

Перемиловы горы тянутся вдоль правого берега Оки, чуть ниже города Мурома до города Павлова.
Если посмотреть на старые карты Муромского уезда, увидим, что река Ока делит уезд на две половины: «восточную - заречную и западную - по сю сторону реки». По меткому замечанию муромского историка Н. Г. Добрынкина, «общий вид контуров уезда представляют два продолговатых крыла», то есть Муромский уезд своими очертаниями был похож на бабочку, а верхней частью тела этой бабочки были Перемиловы горы. Вот как описывает ландшафт муромской земли В. Добронравов: «Поверхность уезда относительно ровная. Но она делается холмистою по мере приближения к берегам реки Оки. Высокие холмы тянутся вдоль Оки сначала по левой стороне от границ Меленковского уезда до впадения реки Ушны, а затем переходят на правый берег, и известны под именем Перемиловых гор». В исторических и краеведческих текстах встречаются два варианта названия этих высоких окских холмов: Перемиловы и Перемиловские горы.

«Перемиловские горы, - пишет Н.Г. Добрынкин, - составляют нагорный береговой кряж реки Оки. Здесь лежат богатые пласты алебастра, местами прослоенные красной кирпичной глиной, красильным песком, красноватой и желтой землей; все эти наслоения хорошо видимы в береговых откосах реки, где они покоятся горизонтальными полосами, начиная от села Спас-Седчина вниз по течению до границы Нижегородской Губернии, на протяжении 600 верст». Кстати, как отмечают краеведы, и в частности Н.Г. Добрынкин, само название «Перемиловские горы» применяется только у Перемиловской пустыньки (ниже села Спас-Седчина), за ними следуют названия откосов по береговым селениям: Базаровские, Клинские, Жайские, Сапунские, Высоковские, Чулковские и т. д. Самая большая высота нагорного берега принадлежит горам Сапунским (ок. 1200 м.), Жайским (ок. 1000 м.), Чулковским (ок. 900 м.). В краеведческой литературе о городе Павлове также есть подтверждение местным названиям окских холмов. В частности, краевед Л.Л. Тубе пишет, что Павлово находится «на правом высоком берегу Оки, сильно изрезанном оврагами. В этой части области прибрежные высоты носят общее название Перемиловых гор, а в пределах Павлова их отдельные холмы имеют свои местные названия: Дальняя и Воскресенская кручи, Семенова и Спасская горы и другие». Таким образом, высокие холмы на правой стороне Оки от села Спас-Седчина до города Павлова - это Перемиловы горы с местными названиями некоторых высоких круч.

Существуют две красивые легенды о происхождении названия. Их приводит в своих исследованиях Е. Добрынкина. Первая легенда связана с языческими верованиями: будто бы здесь существовало капище языческого бога Перемила, откуда горы и получили название Перемиловских. «Он живет только в устах народа. Это был бог любви, согласия и дружбы, и, вероятно, отождествлялся со славянским богом Лель». Второй вариант названия связан с преданиями о Петре и Февронии, в которых рассказывается, как молодых супругов изгоняют из Мурома, и они вынуждены жить на берегах Оки. Когда же Петр и Феврония возвращались из изгнания в Муром, перед тем, как садиться в лодку и плыть в обратный путь, Феврония подошла к подножью гор и сказала: «Будьте вы отныне и до века «премилыя горы» за то, что дали нам приют и убежище». У подножья гор протекает речка, которой святая княгиня дала название Муромка. Краевед А.А. Епанчин в своих изысканиях приводит такую легенду: святая Феврония, просто гуляя по горам, воскликнула: «Какие премилые горы!». С тех пор их стали называть «Перемиловы горы».

Перемиловская возвышенность довольно плотно заселена. Интересно отметить что, многие населенные пункты сохранились с XVIII в. до настоящего времени. Некоторые поменяли или видоизменили свое название. Самые крупные реки на Перемиловых горах - Муромка, Кутра, Кузома, Реут.

Троицкая-Перемиловская, мужская пустынь

«Ныне погост Перемиловская Пустынь, Владимирской губернии, Муромского уезда, в 20 верстах к северо-востоку от Мурома, при рч. Поповке (Вачский район, Нижегородской области), близ правого берега р. Оки. О ней известно только, что она в 1724 г. была приписана к Борисоглебскому монастырю Муромского уезда и упразднена в 1764 г.».
/Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов./

В. Добронравов сообщает, что «Погостъ упраздненная Перемилова пустынь на речке Поповке находится въ 20 верстах отъ уезднаго города Мурома и въ 140 отъ губернскаго Владимира».
Время построения здесь церкви и основания при ней пустыни совершенно не известны. Предание говоритъ, что церковь здесь воздвигнута въ память того, что на этомъ месте ночевали Св. Петръ и Феврония Муромские после насильственнаго удаления ихъ изъ Мурома.
Существующая же ныне (1896 г.) каменная церковь, по свидетельству того же предания, построена царемъ Иваномъ Васильевичемъ Грознымъ».
В 1724 г. Перемилова пустынь была приписана к Борисоглебскому монастырю Муромского уезда, а в 1764 г. упразднена и церковь обращена в приходсую. До этого времени приходская церковь находилась в сельце Кондратове. По окладным книгам 1676 г. здесь значится «церковь Всемилостиваго Спаса; у той церкви дворъ попа Петра, дворъ дьячковъ, въ приходе дворъ помещиковъ, а въ немъ живутъ люди его, дворъ задворнаго слуги и 13 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 19 дворов); земли церковной изъ помещиковы дачи по 2 четверти въ поле, сенныхъ покосовъ на 10 копенъ. Къ той же церкви вновь приписана деревня Польцо, а въ ней 29 дворовъ крестьянскихъ и 1 бобыльский», «ныне (1896 г.) же здесь 121 дворъ».
«Церковь въ существенныхъ чертахъ сохранила до настоящаго времени свой первоначальный видъ, только окна несколько расширены; внутренния же украшения принадлежатъ позднейшему времени. Говорятъ, что около 1750 г. пожаръ истребилъ внутренность церкви. Колокольня при церкви деревянная.
Престоловъ въ церкви два: главный во имя св. Живоначальныя Троицы, а въ приделе во имя Св. Филиппа, митрополита Московскаго. Приделъ этотъ, предполагаютъ, устроенъ въ конце XVIII в. Предположение основывается на томъ, что антиминсъ въ придельный храмъ выданъ Викторомъ, епископомъ Владимирскимъ, который былъ на кафедре въ конце XVIII в. Никакихъ древностей до настоящего времени въ ней не сохранилось. Причта в церкви по штату положено: священникъ и псаломщикъ. На содержание его изъ разныхъ источниковъ получается около 400 руб. въ годъ. Дома у членовъ причта собственные на церковной земле. Приходъ состоитъ изъ сельца Кондратова (1.5 вер. отъ церкви) и деревень Ефремова (1 вер.) и Польца (5 вер. въ Гороховецкомъ уезде за р. Окой), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 224 двора, 877 душъ муж. пола и 947 женскаго. Въ приходе имеется церковно-приходская школа, съ 1896 г. учебн. Года она перенесена изъ погоста въ деревню Ефремово, въ 1895 г. учащихся было 25».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

Не совсем понятно здесь с речкой Поповкой. На карте Муромского уезда 1776 г. речка с таким названием отмечена около деревень Тошлово и Слободищи, расположенных значительно выше Перемиловой пустыни.
Точное положение Перемиловой пустыни и речки Муромки обозначено на картах Муромского уезда 1890-х гг.

Историк-любитель А. А. Епанчин дает подробное описание легендарного сюжета о пребывании Петра и Февронии на окских холмах. «На речке Муромке ныне стоит деревня Корниловка. Троице-Перемилова-Пустынь-погост также вполне исторический памятник. После того, как она пришла в запустение, на ее месте осталась приходская церковь. Память о пустыни сохранилась в названии местной пристани – «Монастырек». После революции церковь была закрыта, сейчас погост носит название «Судострой» (Навашинский район, Нижегородская обл.).

А.А. Епанчин отмечает две остановки Петра и Февронии на Перемиловых горах. Первая - около пристани Монастырек. Он уточняет, что на самом месте остановки святых стоял каменный Троицкий храм, разрушенный перед войной. Отмечает, что пенек от процветшего деревца находился против того места, где была колокольня, на самом западном краю погоста, и в 1987 г. был завален булыжниками. Вторая остановка Петра и Февронии была у села Жайское: «Здесь их и догнали муромляне».
Любопытное дополнение о пребывании Петра и Февронии на окских холмах имеется у В. Ершова: «Село Юрьево, стоявшее на высоком берегу Оки, которым залюбовалась Феврония во время их с князем Петром уходом с Мурома, стало зваться Чудью». Происхождение этих сведений неизвестно.

См. Стародуб Волоцкий.
См. Алебастровые копи во Владимирской губернии.

История Мурома.

Борисоглебский монастырь, с. Борисоглеб.
Входоиерусалимский монастырь, с. Арефино
Село Жайск
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (05.10.2016)
Просмотров: 73 | Теги: владимирская губерния, Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика