Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
09:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Спас-Седчино, городской округ Навашинский Нижегородской области

Село Спас-Седчино

Спас-Седчено — село в составе городского округа Навашинский Нижегородской области России.
Село расположено в 17 км на север от города Навашино близ автодороги Р-125 Ряжск — Касимов — Муром — Нижний Новгород. «Село Спас-Седчино при озере Седчинском находится в 20 верстах от уездного города (Муромский уезд) и в 140 от губернского (Владимирская губерния)». [1]
В конце XIX — начале XX века село являлось крупным населённым пунктом в составе Монаковской волости Муромского уезда Владимирской губернии. В 1859 году в селе числилось 50 дворов, в 1905 году — 118 дворов.
С 1929 года село являлось центром Спасо-Седчинского сельсовета Муромского района Горьковского края.
«Спас-Сетчинская школа до сих пор не отремонтирована. Есть постановления к лицам, уклоняющимся от всеобуча, применять денежный штраф. Предсельсовета Золин проявляет добродушие и не взыскивает штрафа-этим дает повод другим ученикам не посещать школу.
На одном собрании учитель поставил вопрос об обеспечении дровами школы. Секретарь paйсельсовета Галыбин в своем выступлении на совершенно дельное предложение учителя ответил: «нечего нам указывать, не суйте своего носа в дела сельсовета» («Муромский рабочий», 19 ноября 1931).
С 1944 года — в составе Мордовщиковского района (с 1957 года — Навашинский район) Горьковской области. С 2009 года село в составе Поздняковского сельсовета, с 2015 года — в составе городского округа Навашинский.

Первые документальные сведения о церкви и селе Спас-Седчине имеются в окладных книгах 1676 г. По этим книгам в селе Седчине значится „церковь Всемилостиваго Спаса, при ней двор иона Ивана, дворы дьячков и просвирницын; в приходе 2 двора помещиковых, а в них живут их люди, 5 дворов задворных слуг и 28 дворов крестьянских (в 1896 г. в Седчине было 103 двора), деревня Воинище, в ней 18 дворов крестьянских, в д. Ефанова 85 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Ефремова, в ней 37 дворов крестьянских, ныне эта деревня в приходе к Перемиловской Пустыни, в ней 82 двора).
Церковной земли из боярских дач по 2 четверти в поле, сенных покосов на 30 копен.
Вышеупомянутая церковь была деревянная. В 1836 году вместо нее построен каменный храм с такой же колокольней; в 1867 г. трапеза храма была расширена и с того времени наружный вид храма остается без изменений. Что же касается внутренних украшений храма, то они часто обновлялись.

Памяти священника и ведомственного духовника Лавра И. Гиляревского

17-го февраля 1875 г. в 8 часов утра неожиданно для всех скончался в селе Спас-Седчине священник Лавр Иванович Гиляревский, 58 лет от рождения, на 36 году служения в сане священника. В семействе его осталась убитая горем жена и четыре дочери неустроенные.
О. Лавр был сын пономаря села Спас-Седчина, Ивана В. Гиляревского; но дед и прадед его были священниками в том же приходе, где был его отец пономарем и где впоследствии жил и служил покойный. По окончании курса во Владимирской семинарии в 1839 году, Лавр Иванович определен был, 13 ноября, во священника в с. Белавино со взятием сироты после священника села Фотиньина Стефана Некрасова, который сгорел, оберегая церковные вещи при пожаре в с. Новоселках.
В 1848 году июля 7 дня о. Лавр был переведен на свою родину в село Спас-Седчино, по ходатайству помещика А.А. Есипова, который искренно любил и глубоко уважал его. Священствуя здесь 26 лет, о. Лавр заслужил и любовь прихожан своих, и уважение соседнего духовенства, которое избрало его, в 1867 году, ведомственным духовником и,— и внимание Епархиального Начальства, которое удостоило его нескольких наград. О. Лавр мало впрочем думал о наградах, и по своей простоте и смирению уклонялся от всяких почестей. Как-то равнодушно и неохотно принял он, незадолго до смерти, возложенное на него, по обязанности духовника, председательство при выборе должностных лиц местного благочиния, но, как всегда, покорный воле Начальства распорядился было уже приглашением, чрез повестки, ведомственного духовенства собраться 20 числа в свое село. И действительно собрались в этот день священно- и церковно-служители из соседних сел — только не за тем, чтобы выполнить назначенное дело под руководством своего духовного отца, а чтобы дать ему последнее целование. В четверток, 20 числа, совершено было погребение покойного о. Благочинным в сослужении шести священников. За литургией сказано было слово и две надгробные речи. Народу было такое множество, что обе церкви — холодная и теплая не вмещали молящихся; иным пришлось стоять вне церкви — в ограде; другие влезали на окна и толпились в дверях, чтобы хоть мельком видеть торжественное священное погребение и помолиться за уважаемого отца духовного. На всех лицах заметно было непритворное горе, и теплые слезы при прощании оросили воздух, закрывавший лице умершего. Молились и о его упокоении, молились и о том, чтобы Господь утешил осиротевшее семейство.
Свящ. А. Аменицкий («Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 7, 1 апреля 1875 года).

Престолов в храме два: главный в память Преображения Господа И. Христа, в приделе теплом в честь Казанской иконы Божией Матери. Над главным престолом устроена полотняная сень. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Замечательного древностью или ценностью в церкви не имеется. [1]
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: а) процентов с причтового капитала (900 руб.) — 36 руб., б) от служб и требоисправлеиий до 760 руб., и в) от земли пахотной и сенокосной около 100 руб., а всего до 900 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 400 саж., пахотной 38 дес., сенокосной 15 дес.; план и межевая книга на землю имеются.
Приход состоит из села Спас-Седчина и деревень: Ефанова (3 вер. от церкви) и Корниловки (3 вер.), в коих но клировым ведомостям числится 267 дворов, 918 душ муж. пола и 1046 женского. [1]
В приходе имеются две народных школы: в Спас-Седчине церковно-приходская, учащихся в 1896 г. было 37, и земская при Петровском винокуренном заводе, учащихся в том же году было 55. [1]

Ефановское сельско-хозяйственное общество

Ефановское сельско-хозяйственное общество основано в 1914 году. Несмотря на то, что хотя в 1914 г. общество располагало небольшими средствами, но в работе его было заметно больше энергии живости, нежели в 1915 г. Чаше собирался совет (8 заседаний и общих собрании было 4).
В 1915 г. заседаний совета было 4 и одно общее годичное собрание. Причиной тому было то обстоятельство, что внимание деревни было отвлечено возникшей войной. По мобилизации было взято 14 членов общества, всякий думал, как бы поскорее покончить с текущими вопросами собственного хозяйства и быть готовыми идти туда, куда звал его долг родины. Вот почему члены общества не могли уже такт, часто собираться, как в прошлом году. Текущие работы в обществе пришлось вести почти одному председателю общества. Он быль фактически, и председателем и казначеем и секретарем.

В 1915 г. в составе совета произошли некоторые перемены, выбывающие по очереди агроном К. Н. Тяагунов и о. Сергий Лавров были большинством шаров выбраны вновь, и выбран был в советь еще Т. И. Лапаев.
Деятельность общества в 1915 г. выразилась исключительно в выполнении текущего плана работ на показательном поле.
Первое поле. Клевер в 1914 году был посеян по яровому. В 1915 г. был укос не менее 300 пудов, был продан на корню с торгов за 67 руб., да за отаву было получено 8 руб. 50 коп. В виду того, что клевер на корню был несколько передержан, отава была неважная.
Второе поле, должно быть под паром. Весной, 25-го апреля, поле было испахано и по костяной муке (24 п.) была посеяна виковая смесь в количестве 8 п. вики и 5 пуд. овса. Так как всхожесть вики была средняя, то количество высева было несколько увеличено. Урожай викового сена получился равный 200 п. Вика в траве была продана с торгов за 46 руб. После вики поле было в начале июля перепахано под рожь, которая и была посеяна рядовой сеялкой 12 августа в количестве 8 пуд. по расчету на 1 дес.
Третье поле было под овсом. Последний был посеян в 2 срока: 2/3 дес. было насеяно 1-го мая, в количестве 7 п. по 10 ф. ручным способом, а на 1/3 дес. 8 мая по суперфосфату (18 пуд. суперфосфата по расчету на 1 дес.) был произведен посев разбросной сеялкой в количестве 4 пуд. 30 ф. и затем заделан тарелочной бороной. Овес был сжат 14 августа жаткой. Были нажато 800 снопов, а по-крестьянски более 1000 снопов (крупная вязь).
Без удобрения овса получилось 20 п. 37 ф., что в переводе на 1 дес. в первом случае составит 31 п. 20 ф., а с удобрением 77 п. 31 ф. Как видно суперфосфат заметно отравился на величине урожая. Овес был продан с торгов по 1 руб. 98 коп. за пуд. Солома за 11 р. 50 коп.
Озимое поле. Рожь была посеяна 20 августа 1914 г. рядовой сеялкой — 8 пудов по расчету на десятину. Под рожь, как сообщалось в прошлогоднем отчете, было внесено полное минеральное удобрение (18 пуд. суперфосфату, 6 пуд. калийной соли и 4 пуда селитры). Селитра была разбросана в 2 приема: осенью по всходам и рано весной. Дождливая осень 1914 г. несколько оттянула сев, кроме того поле пострадало от вымочек и затенения лесом. Заботливые хозяева не упустили случая попасти свою скотинку по ржи, рожь была помята. Урожай вышел не высок 45 п. на 1 дес. Рожь была продана по цене I сорт — 1 руб. 35 коп. за пуд и II сорт по 1 р. 15 к.
Под яровое поле было в конце сентября перепахано а) В 1916 г. предположено произвести опыт боронования 2 укосного клевера, и по клеверу разбросать гипс на ½ дес., а на ½ дес. суперфосфат. Опыты боронования желательно устроить и по озими, что особенно необходимо произвести по крестьянскому разбросному чрезмерно густому севу.
б) На пару необходимо применить навозное удобрение пополам с костяной мукой.
По нашим местам кормов мало и следовательно, навозу кладется почти половина того что следовало бы. Вот этот недостаток навоза и необходимо пополнить.
Схема опыта такова - на одной половине дес. будет положено возов 20 навоза, а на другой 20 возов навоза и 12 пудов костяной муки. Навоз предполагают вывезти по снегу, а ранней весной посеять по навозу виковую смесь.
с) В районе селений общества чувствуется острый недостаток в кормах, а неумелое кормление усугубляет этот недостаток. По предложению председателя общества, Монаковского агронома, предположено с 22 феврали 1916 года организовать опыты правильного кормления.
д) В будущем году предположено устроить опыты по улучшению луга. С этой целью совету общее собрании поручило переговорить с крестьянами дер. Ефремова и Ефанова об аренде для этого опыта 1 дес. луга на „Острове“. На этих лугах несколько лет подряд садили капусту и сеяли овес. Место старопашка, почему после спада воды по овсу можно посеять смесь луговых трав.
е) На имеющиеся в распоряжении Общества средства Совету Общества общее собрание поручило купить в Земстве сортировку и 2-х вальную льномялку с маховиками. Надобно наметить, что район Ефановского сельско-хозяйственного общества представляет собой царство сохи, лопаты. В настоящее время некоторые члены общества стали семена для посева отсортировывать, появились опыты рядового посева, мятье льна при помощи льномялки. Необходимые машины и орудия отпускались, с Монаковского Земского пункта.
ф) Культурно-просветительная деятельность. С закрытием «монопольки» стал пробуждаться в деревне интерес к печатному слову. Здоровая голова требует и здоровой пищи. Общество в отчетном году выписывало три журнала «Земледелец», «Сельско-хоз. Вестник» и «Новый Колос». На 1916 год общество выписало еще галету «Раннее Утро».
Председатель Общества - агроном Муромского Земства Монаковского уч. К. Н. Тагунов; Товарищ председателя свящ. о. Сергий Лавров; Члены Совета: П. Я. Лаптин, В. А. Поляков.
Председателем и членами Совета — И. Я. Лапшиным было предложено устроить опыт по улучшению лугов на „Острове" так как луга эти никакого дохода не приносят и нуждаются в коренном улучшении.
«Близь дер. Ефаново верстах в 25 от Мурома в быв. помещичьем имении по примеру прошлого года открыта детская колония. Колония находится в ведении и на хоз. содержании Муромского учкультвода. Там до 20 мальчиков – поволжан. Приятное впечатление производит колония! Большое помещение (правда, не вполне оборудованное), всюду богатая растительность, свежий воздух, хорошее питание, опытный руководитель-воспитатель, энергично принявшийся за постановку воспитательного и учебного дела на должную высоту. Под его руководством, дети создают свою колонию, принимают участие в оборудовании колонии, работах по парку и вместе с тем уделяют немало внимания и учебным занятиям. А заняться там есть чем помимо обычных школьных занятий: имение – богатый уголок природы, какой простор для работ по природоведению (естествознанию). Воспитатель все это учел и наметил довольно обширную программу занятий» («Луч», 8 июля 1922).

Где был древний город Муром?

В 1820 г. член Королевского Варшавского Общества любителей наук, Зориян Долуга-Ходаковский, с Высочайшего Его Императорского Величества соизволения, предпринял путешествие по России, для наблюдения и описания разных предметов, относящихся к истории славянских племен.
В 1823 году Ходаковский обратился к Владимирскому губернатору, графу Петру Ивановичу Апраксину, со следующей просьбой:
«Ваше Сиятельство
Милостивый Государь
Граф Петр Иванович!
Приложенный при сем в копии Открытый Лист Г. Управляющего Министерством Внутренних Дел Графа В.П. Кочубея, засвидетельствует предприятие мое, и оправдает смелость, с которою прибегаю я к Вашему Сиятельству. После обозрения Северо-Западной России, и здесь на планах в Межевой Канцелярии 24-х губерний, уверился я, что древняя География вошедшая в Историю нашего Государства, основалась на слабых известиях преподобного Нестора в Киеве, и требует еще многих исследований, и местных поверок. Касательно же происхождения Словен, их языческой номенклатуры, и религий ных (?) оград земляных, которые во всем пространстве наших соплеменных, замечаются под названием городцов и городищ, с постоянными в округ их названиями, не имеем во всей истории нашей точного изложения. Однообразие замеченное мною от пределов Шлезии до здешних мест, в насыпях Городищенских и порядке древней номенклатуры, сделаться не могло само собою; и если обратим внимание на оное, то сколько может быть пользы в разных отношениях, к Истории, и подлинному языку словенскому. Обращаясь к Знаменитому Начальнику Губернии, я не смею утруждать Его до излишества моими рассуждениями, и сейчас объяснюсь, в чем состоит повод мой, и надежда что Ваше Сиятельство не оставите меня без великодушного содействия своего.
Муром уездный город с левой стороны Оки, почти всеми принимается за древнейшую усадьбу племени Муромы, а сие племя полагают за одно с Мордвою, Мещерою, и Черемисами принадлежащим к Финнам или Чудьскому народу. Сие кажется мне невероятным по причине: что Муром при разделении России на XII сыновей Владимира I, был уже городом тогда, как все племена Финские не имели еще понятия о городах, и даже деревнях в настоящем смысле. Что в сей стране, на обоих берегах Оки представляются Городища, и языческие урочища, однообразно со всеми Славянами, и самое название Муромы, не есть единственное, повторяясь в Смоленской губернии, и других округах в именовании речек, и усадьб. По тому все писанное по ныне, можно назвать одною теорией, которая может открыться тем неудачнее, что никогда не было через все области наши практической поверки. Я имею причины сомневаться даже, что бы нынешний город Мурома был на первобытном месте, хотя по указанию Российской Иерархии в томе III на странице 358 имеется в оном старое Городище. Первоначальная усадьба Муромы долженствовала быть за Окою на устье речки Муромки, около 25 верст ниже теперешнего города; в близи к Сетчину погосту и Ефановой деревни в местах высоких, как сказано в Экономическом примечании Межевой Канцелярии, и при большой дороге, лежащей из Мурома в Нижний-Новгород. Ваше Сиятельство по любви к Отечеству, не будете равнодушными и к Истории оного. Помогите своим просвещением и властьею, чтобы кто из Муромских Чиновников или Помещиков обратил внимание на предложенное мною, и исследовал бы: нет-ли при Оке на устье речки Муромки каковых валов ограждавших жило, нет-ли урочища: Старой-Муромы. Не будет-ли насыпное, или так, называемое Городище в сей околотке до Черного ручья, и речки Соколовки. Если же найдется последнее в натуре, или только в названии, то желал бы я, чтобы в округ оного списаны были все усадьбы, пустоша, и названия на 4 версты, с показанием каждого расстояния от Городища.
Вот одно благодеяние, которое Ваше Сиятельство можете легко сделать для меня, а с сим вместе и объяснение важной точки в истории. Если б не сделалась на время остановка в выдаче суммы предназначенной для меня, то я мог бы сам исполнить сие разыскание на месте. Повинуясь обстоятельствам, и дорожа временем, я нашел другое средство для достижения своей цели, и надеюсь что Ваше Сиятельство оправдаете мое упование, которое основало на общем уверении публики о Вашей Знаменитой Особе.
С глубочайшим почтением… Зориян (Яковл. сын) Долуга Ходаковский. Москва 18 июля 1823-го.
Квартира моя здесь в 4-й Мещанской в доме г. Полковника Кошелева».

Граф Апраксин, «споспешествуя удовлетворению желания Ходаковского, имеющего целью общую пользу», предписал муромскому исправнику собрать нужные о гор. Муроме сведения. — Исправник 20 августа рапортовал губернатору, что «для изыскания о первобытном ммместе города Мурома» он отправлялся и по осмотру всех мест оказалось «в Муромском уезде по правую сторону реки Оки речка Муромка действительно имеется, но она так мала, что более походит на ручей и начало имеет из за деревни Корниловки, принадлежащей помещице Грушевской, которая речка протекает лесными местами, и через большую Нижегородскую дорогу расстоянием от теперешнего города Мурома на 25-й версте, от деревни Ефановой вотчины князя Сергия Михайловича Голицына в полуверсте и села Спаса-Седчина госпож Киселевых в 3-х верстах; наконец от дер. Корниловки в 4 ½ верстах впадает в затон реки Оки, называемой озеро Седчино, расстоянием от Оки с версту; не доходя же до деревни Корниловки с полверсты по речке Муромке, во оную истекает ключ из оврага, называемого Чернавка, а за оным оврагом по речке находится до самой деревни Корниловки пустошь Соколово; речки ж Соколовки не оказалось; а при устье речки Муромки, на левой стороне по течению, к селу Седчину имеется возвышенное место, но на оном находится строевой и дровяной сосновый лес, а в средине его имеются пахотные небольшие поля, называемые сечами; на правой же стороне Муромки к реке Оке в полуверсте имеется церковь приходская, называемая Перемиловская пустынь; но по обозрению моему, прибавляет исправник, всех вышеозначенных мест, ничего примечательного, чтобы около оных мест находился когда-либо город Муром, не открылось, да и по речке Муромке места более лесные и частию пахотные, к жительству ж неудобные» (Дело Канцел. Владимир. Губер-ра, 1823 г., № 546).

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Муромский уезд.
Погост Перемиловская Пустынь, Вачский район, рч. Поповка.
Перемиловы горы

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (25.11.2016)
Просмотров: 2179 | Теги: владимирская губерния, Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru