Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
14:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Чудь Нижегородской области

Село Чудь

Чудь — село в составе городского округа Навашинский Нижегородской области России.
Село расположено на берегу реки Оки в 30 км на север от города Навашино. «Село Чудь, при реке Оке, находится в 30-ти вер. от уездного города (Муромский уезд) и в 100 верстах (по железной дороге) от губернского». [1]
Название „Чудь“ дано селу, вероятно, потому, — что первые поселенцы были финского — чудского племени.
Любопытное дополнение о пребывании Петра и Февронии на окских холмах имеется у В. Ершова: «Село Юрьево, стоявшее на высоком берегу Оки, которым залюбовалась Феврония во время их с князем Петром уходом с Мурома, стало зваться Чудью». Происхождение этих сведений неизвестно.
Чудь значится в писцовых книгах 1629—30 гг. за помещиком Лихаревым; церкви в селе не показано, следовательно в то время ее не существовало. Название „Чудь" указывает на весьма древнее происхождение этого поселения, на то, что первые поселенцы здесь были финского чудского племени, но документальных сведений об этом поселении до вышепоказанной отметки писцовых книг не имеется. [1]
В конце XIX — начале XX века село являлось крупным населённым пунктом в составе Монаковской волости Муромского уезда Владимирской губернии.
«В селе Чудь, Монаковской волости, граждане много внимания уделяют попам, а для школы палец о палец не стукнут. Школа из себя представляет очень печальное зрелище. Дом, занимаемый школой, правда большой кирпичный, но очень старый, печки в ней все прохудились, стены обветшали. Сырость такая, что ученики и учителя по окончании занятий выходят с головной болью. Неоднократно подавали учителя заявления о ремонте школы, но до сих пор они безрезультатны» («Луч», 22 июня 1924).
С 1929 года село являлось центром Чудского сельсовета Муромского района Горьковского края.
В 1930 году выстроена новая школа в селе Чудь, вмещающая 180 учащихся. Постройку школы производил строительный сектор Муромского РИК‘а. На школу израсходовано 19 тысяч рублей.
С 1931 года — в составе Монаковского сельсовета, с 1944 года — в составе Мордовщиковского района (с 1960 года — Навашинский район) Горьковской области. С 2009 года село в составе Поздняковского сельсовета, с 2015 года — в составе городского округа Навашинский.
Численность населения: в 1859 г. – 488 чел. (56 дворов), в 1897 г. – 768 чел., в 1905 г. – 815 чел. (167 дворов), в 1926 г. – 1222 чел., в 2002 г. – 67 чел., в 2010 г. – 25 чел.

Чудский Приход

В окладных книгах 1676 года в селе Чуди значится уже церковь Успения Пресв. Богородицы, при церкви двор попа Карпа и двор дьячков, в приходе 5 дворов помещиковых, 4 двора задворных слуг, 16 дворов крестьянских и 1 бобыльский. Земли церковной из боярских дач по 3 четверти в поле, сенных покосов на 40 копен. [1]
В 1750 году на средства бывшего тогда в селе Чуди помещика „дворцовой канцелярии комиссара" Ром. Стеф. Каменского построена была новая деревянная же церковь. В 1886 году она снаружи обшита новым тесом, а изнутри оштукатурена. [1]
По малочисленности и бедности прихода Чудская церковь в 1870 г. была даже приписана к селу Монакову, только в 1890 г., по усиленной просьбе прихожан, дан к ней самостоятельный причт, — священник и псаломщик.
Престол в церкви один в честь Успения Пресв. Богородицы.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно.[1]
Причта при церкви по штату положено — священник и псаломщик. [1]
На содержание причта получалось: жалованья от казны 400 р. и от служб и требоисправлений около 300 рублей в год. Дома для членов причта общественные на церковной земле. Земли при церкви по плану генерального межевания 1771 г.: усадебной 2235 кв. саж.. пахотной 27 дес. 2369 саж., луговой 3 дес., неудобной и поросшей тальником 8 дес. 1804 саж., под озером 1 дес. 373 саж. и под бичевником (по берегу Оки) 1 дес. 1000 саж., а всего 43 дес. 581 саж.; копии с плана на ату землю имелись. Кроме того в 1891 г. крестьяне выделили причту 3 дес. луговой земли. Пахотная земля сдана крестьянам, которые ежегодно и выдавали священнику по 12 четвертей ржи и овса, а псаломщику 5 четвертей ржи и 4 четверти овса. [1]
Приход состоял из одного села Чуди, в котором по клировым ведомостям числилось 98 дворов, 370 душ муж. пола и 411 женского. [1]
Малое количество прихожан, разумеется, не могло устроить благолепного, обширного храма и довольствовалось очень малым храмом, деревянным, устроенным в 1750 году на средства помещика Р.С. Каменского. В виду того, что храм очень мрачен, а в зимнее время еще и холоден, многие из жителей редко приходили к богослужению, охладевали в любви к церкви Божией, и была опасность, как бы чуждые св. церкви лжеучители не отвратили совершенно прихожан от ограды стада Христова. Бедность храма, бедность жителей села и грозящую опасность для Чудской паствы видел часто проезжавший через Чудь уроженец села Жайского, Муромск. уезда, Иродион Гаврилович Быков и, как преданный сын св. церкви и ревнитель благолепия храмов Божиих, возымел благое намерение прийти на помощь жителям Чуди. Устроив здесь каменную колокольню, он в 1907 году, с разрешения Епархиального начальства, приступил к постройке каменного же, обширного храма. Но не пришлось ему довести начатое дело до конца, — в июне месяце 1909 года он скончался. Постройка Чудского храма приостановилась. Приуныли было жители Чуди. Невольно лились у них горькие слезы при виде все более и более приходящего в ветхость от времени деревянного храма и на половину уже созданного нового — каменного. Усердно молили они Господа — дать им нового храмоздателя, который бы продолжил и закончил начатую постройку. И не тщетны были их молитвы. Скоро Господь вложил благую мысль об окончании постройки зятю умершего Иродиона Гавриловича — Андрею Ивановичу Куприанову. Получив в свое распоряжение, согласно духовному завещанию, значительную сумму денег, завещанную специально на построение храма Божия крестьянином села Карачарова, Муромского уезда, Василием Барановым, он исходатайствовал разрешение Епархиальной власти и в одно лето 1911 года закончил постройку в Чуди обширного трех-престольного храма, поставив в нем богатый иконостас и снабдив его благоприличной ризницей и утварью. Освящение храма Высокопреосвященным Архипастырем Владимирским, Архиепископом Николаем поручено было совершить в начале января Преосвященному Евгению, Епископу Муромскому, который и назначил быть торжеству освящения 8 января. С великой радостью услышали жители Чуди о решении Архипастырей и с нетерпением ожидали дня торжества.

Торжество освящения храма в селе „Чудь“, Муромского уезда

Чудь небольшое селение, расположенное на правом берегу реки Оки, в 30 верстах от своего уездного города Мурома. Приход состоит из 477 душ муж. пола и 503 — женск. п. (Так значится в клировой ведомости за 1911 год). Прихожане - только жители села; приписанных к селу деревень нет.
7 января 1912 г. в сопровождении свящ. Белоцветова, диакона Погостовского и иеродиакона Ефрема Владыка Евгений отправился на лошадях в село Чудь, Муромского уезда, для освящения вновь устроенного храма.
Дни 7, 8, 9 января 1912 года надолго останутся в памяти жителей села Чуди, Муромского уезда.
7 января прибыли в Чудь храмоздатель Андр. Ив. Куприянов с супругой, наследник основателя храма Иван Иродионович Быков с семейством, местный о. благочинный, протоиерей села Благовещенского Иоанн Виноградов, певческий хор Муромского собора, а в два часа дня торжественный звон возвестил о приближении Преосвященнейшего Архипастыря, Епископа Евгения. Все жители села, и стар и мал, собрались около храма и ожидали прибытия Владыки. Преосвященный Архипастырь, встреченный со св. крестом и св. водой о. благочинным и местным священником о. И. Шиповским, вошел в деревянный храм. По окончании краткого молебна, положенного при встрече Архипастырей, Владыка обратился к народу с речью, в которой, между прочим, упомянул о том, что в первое свое посещение этого села и храма, два года тому назад, он осматривал постройку нового каменного храма их, возведенную тогда не более как на две трети, и в виду смерти строителя высказывал опасение, что храм долго не будет закончен, но „ваше искреннее желание", говорил Владыка, „и молитвы — иметь храм отстроенным достигли, очевидно, до Господа, — нашелся новый благодетель, который быстро довершил дело: обширный храм выстроен, благолепно украшен и готов к освящению... отныне вы будете молиться в новом, прочном, обширном и теплом храме"... Затем Владыка убеждал слушателей горячо молиться за тех, кто дал средства на устройство этого храма... С глубоким вниманием выслушали сельчане речь Архипастыря и затем благоговейно, в строгом порядке, ими самими уставленном, подходили к нему и получали благословение. Любители-певцы исполняли в это время разные церковные песнопения. Благословивши всех, Владыка прошел в новопостроенный храм, осмотрел его, дал распоряжение о предстоящем служении и в конце четвертого часа последовал в приготовленную для него в доме священника Шиповского комнату.
В 5 часов начался благовест к всенощному бдению. По первому удару колокола стал собираться в храм народ. Все с заметным любопытством следили за приготовлением к Архиерейскому служению, внимательно осматривали на стоящем среди храма столе приготовленные вещи, необходимые при освящении, и благоговейно преклоняли колена пред святыми мощами, положенными на украшенном аналое близ царских врат. В 5 час. 15 мин. раздался торжественный трезвон, возвестивший, что Владыка вышел из своей квартиры. При стройном пении входного „Достойно" Владыка вошел в храм, приложился к св. кресту, сопровождаемый встретившим его духовенством, вошел па амвон и, преподав отсюда общее Архипастырское благословение, прошел в алтарь. Началось всенощное бдение, которое совершал на средине храма местный священник о. И. Шиповский с диаконом И. Погостовским. На литию вышел Владыка в малом святительском облачении, с ним вышли о. благочинный протоиерей И. Виноградов, свящ. Л. Белоцветов и три диакона. С сими же сослужащими Владыка совершил полиелей и всех богомольцев помазал свящ. елеем. Всенощное бдение закончилось в начале 10 часа.
Утром 8 числа, едва стало светать, храм начал наполняться прихожанами и богомольцами, .прибывшими из соседних приходов. В 7 часов священником Белоцветовым, святые мощи были торжественно перенесены из нового храма в деревянный и поставлены там на св. престоле. Священником Шиповским совершено освящение воды. В 7 ½ час. начался благовест к началу службы. Ровно в 8 час. прибыл в храм Владыка и приступил к освящению престола и храма. Несмотря на громадное стечение народа, в храме соблюдался строгий порядок: достаточно было сказать одно слово — толпа народа уклонялась в сторону, или расступалась, давая свободный проход. Главный престол освящен в честь Св. Живоначальной Троицы, одновременно освящены и антиминсы для двух боковых престолов — в честь Успения Божией Матери и во имя трех великих святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. По совершенном окончании чина освящения и после положенных многолетий, Владыка с амвона произнес речь — о значении для прихожан села Чуди совершившегося события, о необходимости заботиться о поддержании благолепия Дома Божия, а более всего — о содержании в чистоте и непорочности храма Духа Святого, каковым есть каждый человек, по слову апостола: „не веете ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас" (1 Кор. 3, 16). После речи Владыки началось чтение часов и затем — Божественная литургия. Истовое, неторопливое Архиерейское служение со всеми его особенностями, внятное чтение, стройное пение хора производили сильное впечатление на богомольцев, и многие — от умиления даже плакали... После запричастного стиха свящ. И. Шиповский произнес поучение о значении для христианина храма. — Высказав в начале поучения свою радость, что вверенная ему от Господа паства вместо ветхого — деревянного, храма, в котором в зимнее время с трудом можно было переносить холод, отныне имеет дивный для окружающей местности храм, прочный, теплый и благоукрашенный, проповедник выяснил, какое значение имеет храм для христианина. Прежде всего, говорил он, храм есть училище, но училище — не похожее на известные нам школы: в нем наставники-богопросвещенные апостолы, евангелисты, пастыри и учители церкви; наставники эти преподают такие истины, каких не может преподать ни один мудрец века сего. Обучение здесь одинаково доступно для всех, — для богатых и для бедных, и для старых и для малых, — все здесь, могут научиться, как достигнуть цели своей земной жизни — жизни вечной, блаженной. Затем, продолжал проповедник, храм есть место для нашего духовного возрождения, обновления и освящения: вся наша жизнь от рождения до смерти освящается в храме, здесь — обилие даров Св. Духа на всякую потребу духовную, здесь св. Тело и св. Кровь Христовы, — дающие нам бессмертие и вечную жизнь. Наконец, храм есть врачебница для наших душ, всякая болезнь духовная — здесь скоро врачуется. В заключение проповедник убеждал своих чад духовных — любить храм Божий, чаще — чаще посещать его и пользоваться дарами, в нем бесплатно всякому раздаваемыми. Такое отношение к храму, говорил он, будет самой лучшей благодарностью к храмоздателям, они будут утешаться сознанием, что их труды и расходы не пропали даром, а принесли великую пользу ближним, пользу не временную, а вечную, не только в здешней земной жизни, но и в будущей. — По окончании литургии Владыка принял от прихожан нарочито приобретенные ими свв. иконы и с молитвенными благожеланиями вручил одну Андрею Ивановичу Куприянову и другую — сыну умершего основателя храма — Ивану Иродионовичу Быкову. За сим, сняв святительские одежды, долго еще благословлял народ. Из храма Владыка и все сослужившие с ним прошли в здание школы, где радушными храмоздателями были предложены чай и трапеза. В 3 ½ часа Владыка, напутствуемый сердечными благожеланиями во множестве собравшегося народа, отбыл из Чуди в сопровождении прибывших с ним лиц.
Чрез 1 ½ часа по отбытии Архипастыря, началось в новоосвященном храме всенощное бдение, совершенное священником Шиповским. На литию и величание выходил о. благочинный. Утром 9 числа, в 5 часов, начался благовест к освящению правого престола во имя свв. Трех Святителей. Чин освящения совершен местным священником И. Шиповским, им же совершена и ранняя литургия на новоосвященном престоле. По окончании литургии о. благочинный соборне с свящ. Шиповским — служили великую панихиду по рабех Божиих Иродионе, — основателе храма, и Василии, — жертвами которого храм достроен. В 8 ½ час. началось освящение левого престола в честь Успения Божией Матери, совершенное о. благочинным соборне с о. Шиповским. По окончании обычного при освящениях крестного хода, завеса, пред которой были, по чиноположению, три остановки, — одна со св. мощами и две со св. антиминсами, была разорвана народом на мелкие клочки, каждый старался хоть самый маленький лоскуток взять себе на память. На новоосвященном престоле позднюю литургию совершил о. благочинный, он же в конце литургии произнес приличествующее торжеству слово. По окончании литургии совершен молебен Пресвятой Троице, Божией Матери (тропарь Успению) и свв. трем Святителям. Как во время освящения обоих престолов, так и обе литургии, а накануне и всенощное бдение пел нарочито оставленный Муромский соборный хор.
Невозможно словами выразить то душевное состояние прихожан села Чуди, какое они испытывали во время торжеств освящения. На вопрос, данный крестьянам при отбытии Владыки: „понравилась ли вам служба, какое впечатление на вас произвела она"? — Они только могли сказать: „что и говорить!"... После, спустя недели две, пришлось нам беседовать с двумя жителями Чуди и на те же вопросы они ответили: „мы так были обрадованы тогда, что не могли выразить словами, теперь можем сказать, что если бы по селам чаще были такие службы, особенно Архиерейские, с таким истовым, неторопливым чтением и пением, никаких расколов бы не было"... Так велико было впечатление от невиданного ими доселе архиерейского служения...
Б. (В. Е. В. № 12-й. 1912).
В с. Чуди, Монаковской волости 1 мая 1924 г. бурей опрокинута старинная деревянная церковь.
В настоящее время в селе находится недействующая Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Категория: Муром | Добавил: Николай (15.08.2020)
Просмотров: 1028 | Теги: Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru