В 1152 г. князь Юрий Долгорукий основал Малый Китеж (современный Городец в Нижегородской области). В феврале 1238 г. Городец был сожжён войсками Батыя, но был быстро восстановлен и между 1263 и 1282 гг. стал столицей Городецкого княжества. 14 ноября (ст. стиля) 1263 г. на пути из Золотой Орды в Городце умер великий владимирский князь (Александр Ярославич Невский). Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в келье Фёдоровского монастыря. После смерти Александра Невского его третий сын Андрей Александрович (Андрей Городецкий) получает в удел (Городецкое княжество) и правит им до своей смерти в 1304 г. В Городце он и был похоронен.
ПАНОВЫ ГОРЫ И КИТЕЖ-ГРАД НА СВЕТЛОЯРЕ
Далее ладьи волхвов шли вниз по Клязьме, «охваченной буйством вошедшей в силу весны, ибо настала последняя русальная неделя пред наступлением лета и пред Купалою», как говорится в «Сказании о Битве цветов». Волхвы шли от Гороховца до Волги, к Дятловым горам, которые ответвляются от Пановых гор. Пановы горы – это современные Пановы горы близ Городца (Малого Китежа) на Волге. К Пановым горам в старину относили также и все Дятловы горы, на коих расположен Нижний Новгород. Легенды о Дятловых горах хранили общины, «корабли», основанные «кормчим», «богом обретённым», Прокофием Лупкиным в XVIII в. Они передавались среди людей графов Строгановых, водивших торговые суда с солью по Волге. В общины были вовлечены и сами Строгановы. Торговый дом Строгановых с «хлыстовской церковью» был на Нижнем Базаре в Нижнем Новгороде, стоял там с XVI в. по ХХ в. Он был на месте древнего урочища птицелюдей Могулей. Согласно ведославным легендам, здесь на Пановых горах и происходила древняя Битва Трёх родов – дивов, велесичей и сварожичей – за обладание волшебной силой сокровения. И впервые эти легенды были собраны вместе в «Песнях Гамаюна», первой книге из серии «Веды Руси», а также в «Книге Коляды». Согласно «Песням», само озеро Светояр явилось чудом, когда Дива-Додола преследовала бога Велеса Суревича.
Озеро Светлояр
В 2009 г. опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озера. По одной легенде озеро образовалось в результате того, что Богиня лесов объезжая свои владения на красивейшем белом коне залюбовалась красотой восходившего солнца и остановилась, конь в это время копытом бил, приветствуя солнце и на этом месте образовалось озеро, красоты и силы дивной. Исходя из представлений о периодичности процесса, центральная котловина образовалась немногим более тысячелетия (приблизительно 800-900 гг.) в виде небольшого по размерам озерка глубиной 15—17 м, а погружение нижней террасы произошло примерно 700—800 лет тому назад, что довольно точно соответствует времени Батыева нашествия (1237—1238 гг.). Велес Суревич, по преданию, обладал волшебным камнем – Рубином Сокровения. Его сила могла перенести в иной мир (в мир снов и фантазии) всё что угодно, даже город. И в первый раз Китеж стал невидимым после великой Битвы Трёх Родов (Песни Гамаюн. VII, 1). И память о тех битвах и чудесах сохранилась как в местных русских, так и угорских легендах. Согласно им, тогда Сварожичи и Дыевичи пошли воевать с родом подземных колдунов-панов из-за украденных ими волшебных коров, дочерей и сынов небесной коровы Земун. Битва должна была произойти в Пановых горах, на которых ныне расположен Нижний Новгород. И они хотели призвать на помощь владыку Китеж-града – Велеса Суревича. Но тот отказался, ибо не желал проливать кровь родных братьев, породнившихся с панами. Боги захотели принудить его к союзу силой и пустили в него молнию. И тогда Велес (он же Велияр-Суревич) сотворил великое чудо, он заставил ту молнию ударить в Рубин Сокровения на своём перстне. «И когда ударила молния в тот великий Рубин Сокровения – вмиг растаяло наваждение. Вдруг исчез и сам Китеж-град святой с Семиверхой башней Златой. И увидел Перун сын Сварожич вместе с сыном Тархом Дажьбогом, что вокруг лишь лес Светлояров – травушка вокруг чуть трепещет, озерцо синей гладью блещет…» И после той битвы, видя заключение братьев, он в горе покинул Китеж-град, оставив его на попечение Китаврулу: «Друг старинный, строитель дивный! Ты оставь кормило златое на своей летучей ладье… Ты возьми-ка кормило власти. Был ты кормчим на корабле – стань же князем во Китеж-граде! Ты его окружи неприступной стеной, опоясай мощными рвами! Сделай город таким, чтобы укрыться могли в нём все немощные и старые! Пусть всегда за стеною его обретут беззащитные вдовы, сироты приют. Те, что слёзы льют о погибших мужьях и о братьях, убитых в жестоких боях!..» Сам же он отправился на Север, в Белозерье, жить «под шатром от могучих елей и под сенью широкой сосен… напоён дождями и укрыт снегами…» Между прочим, там он стал известен как Морозко (Дед Мороз Красный Нос). В глуби Пановых гор тогда Сила Сокровения и была сокрыта. Ключ от подземелья, где хранилась та сила, в следующую эпоху перешёл в родовичу славян Яру, сыну Асгаста Сварожича. Использовалась эта сила в годины вражеских вторжений для того, чтобы сделать сокрытым волшебный Китеж-град у озера Светлоярова. Эти битвы потом поминались и волхвами, а сама мистерия продолжалась после и в Малом Китеже (Городце) на берегу Волги, а потом и в Большом Китеже на Светлояре. И здесь разыгрывалась мистерия о встрече волшебника Асгаста Сварожича и Дулебы Радогастовны из «Легенды о Битве цветов». Согласно этой мистерии, рати Асгаста и Дулебы сошлись в бою. Но та битва во время Купалы, 31 купальня (21 июня), обернулась любовью, пущенные стрелы обернулись цветами – ландышами, «будто сорванными чарами волшебника с Ирийских полей». И так повторилась древняя «Битва цветов» бога и богини Любви, описанная в «Книге Коляды». То поют не стрелы над садом – Соловьиная льётся трель. То не алая кровь струится – Это розы в саду алеют…
Потому эту битву называют также Битвой цветов в «Сказании о Битве цветов». И потому именно в эту пору в окрестных лесах расцветает великое множество ландышей. Биологи так и зовут здешние леса – «ландышевыми борами».
Есть здесь и речка Линда (древняя Ландыш-река), берущая начало недалеко от озера Светлояр в Китежских лесах. Из того же леса течёт река Люнда, которая также впадает в Волгу. А рядом в Гороховецком районе есть река Ландех, приток Луха, впадающего в Клязьму. Всё это память о мистерии Битвы цветов. После сего между Асгастом и Дулебою были заключены мир и союз. В ночь на Купалу Асгаст и Дулия, в этой мистерии, всегда ищут Жар-цвет, то есть Огонь Веры в Пановых подземельях. Это также ночь зачатия Яра, который родится через 9 месяцев, на новый год, а именно 1 белояра (21 марта) 4299 года до Трояновых Веков. И так от того союза был рождён светлый князь Яр, воплощение Солнцебога. Он объединил в себе силы двух родов: дивов и велесичей. Подобно тому, как в самом Солнцебоге Яриле соединились силы Велеса и Дивы. Мистерия рождения бога Ярилы также относится к этому месту. В этом князе Яре возродился сам бог Ярила! И он же, князь Яр, сын Асгаста Сварожича, обретя силу сокровения во глуби Пановых гор, стал затем Первым князем на Руси. И так эта мистерия – суть мистерия рождения княжеского рода Яров, а значит, также Святояров, Новояров, Белояров. Тех родов, которые правили затем Русью Ведославной. И это мистерия рождения самой Руси. Далее «путь гипербореев» лежал вниз по Волге и Дону к Чёрному морю, а через Чёрное море – к Средиземному и острову Делос… В этих краях (у Святого озера бога Ярил) культ Ярилы потом держался долее всего. Ещё в XIX в. этнографы писали о больших гуляниях в Костромской и Владимирской губерниях в Ярилин день. А местные берендеи, род которых, по преданию, восходит к Яриле и Велесу, не забыли Ярилу и до сего дня. По берендеевскому преданию, на озере Светлояр стоял не просто град Китеж, там был великий храм Ярилы, который почитался княжеской семьёй и после крещения Руси.
СОКРОВЕНИЕ ГРАДА КИТЕЖА
По легендам град Большой Китеж на берегу озера Светлояр был построен князем Юрием Всеволодовичем (Георгий Всеволодович), сыном Всеволода III Большое Гнездо. Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты. Единственным белокаменным городом того времени являлся Владимир - столица Руси, чтобы строить другой величественный белокаменный город у князя просто напросто не было ни средств ни времени. Владимир до князя Владимира Красное Солнышко назывался Китеж-Залесский. Легенды объединили стольный Владимир и городище находившееся у озера Светлояр, и так появился мистический и таинственный Китеж-град.
Забота Георгия о священном граде Китеже и храме бога Яриллы вполне объяснимо, ибо покровителями Юрия Всеволодовича (как и Юрия Долгорукого) считались не только христианский святой Георгий Победоносец, но и древний бог Яр. Само имя князя близко по звучанию к имени этого бога. А то, что в княжеской семье чтили древних русских богов, подтверждают и рельефы княжеского Дмитриевского собора Владимира, где мы можем видеть изображения древних богов, а рядом изображение князя Юрия (младенец на руках Всеволода). Известно также, что сам князь Юрий Всеволодович был по достижении совершеннолетия пострижен по древнему языческому (ведическому) обряду. И это говорило о том, что Юрий был воспитан в традициях древней веры.
В летописи говорится, что Батый в 1238 г. после разорения всех Владимиро-Суздальских земель разбил на реке Сити князя Юрия Всеволодовича, где тот будто бы и погиб.
Однако, согласно легенде, в этой битве Юрий не погиб. После неравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж (Городец). Батыю со всеми войсками пришлось вновь идти по уже разоренной им земле и второй раз осаждать город, который был им взят ранее. Стойко сражались русские воины, но сила Батыева была неодолима, город вновь пал. И тогда Юрий скрылся в заволжских лесах в Большом Китеже. Большой Китеж был тайным священным городом. В те времена обычно строили в местах удобных, по берегам больших рек, на перекрёстках торговых путей. Или возводили крепости на дорогах, где можно было ждать вражье войско. Однако положение Китежа иное, ибо это не торговый град, а град священный. он за дремучими лесами и зыбучими болотами, нет к нему торной дороги...
На тот момент на земле русской Юрий Всеволодович оставался практически единственной организованной силой, противостоящей татаро-монгольскому нашествию. Батый жаждал власти над миром и рвался как можно скорее идти дальше - к Средиземному морю, но оставлять в тылу гордого и непобежденного русского князя опасался. И тогда он приказал пытать всех пленных русичей, чтобы выдали заповедные дороги, ведущие к Китежу. Воины молчали, потому что знали: выдать священный город – значит, обречь себя и свой род на вечное проклятие. Лишь один не выдержал пытки - Гришка Кутерьма. Испугался он мучений и смерти и согласился повести врагов к русской святыне. Путь был нелегок и лежал среди непроходимых болот и лесов. Но предатель знал потайные тропы и смог вывести татаро-монгольское войско к священному городу.
И дошли вороги до лесного озера Светлояр. И увидели стены и башни Китеж-града. Увидев надвигавшиеся вражьи рати, жители Большого Китежа и воины Юрия Всеволодовича стали молиться Богу. Батый бросает вперёд свои полки... Перед очами Батыя происходит чудо: город проваливается в землю, постепенно исчезает с глаз, провал заполняется водой, а храмы скрываются под земляными холмами. И тут ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого великого чуда. Затем разорённая и опустевшая "страна заузольская лесом порасте"... Укрыли Китеж-град сама Мать Сыра Земля и озеро Светлоярово! Не достать теперь князю Батыю!
А значит, возродится Земля Русская, сбросит завоевателей!
Используемая литература: Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.
КИТЕЖ - НЕБЕСНАЯ СТОЛИЦА РУСИ
Китеж представлял духовную ценность. Он не стоял на торговых путях, не играл сколько-нибудь значительной военной или политической роли в жизни Древней Руси. Но он был великим духовным центром! Не зря в хрониках, повествующих о Китеже, самое большое место отводилось описанию храмов. Согласно этим хроникам, практически весь город состоял из одних храмов, являясь по сути одним из самых крупных храмовых комплексов русской родной веры, её Небесной столицей, основой православной веры.
Допросив пленников, Батый сделал вывод, что этот город представляет собой не столько политический, сколько духовный центр славян. Поэтому монгольский хан пошёл на Китеж, чтобы тем самым окончательно истребить всякую надежду славян на возрождение православной веры. Ведь у многих народов существовало поверье, что с уничтожением их святынь погибает и сам народ, ибо святыни - это душа народа. В данном метафизическом откровении зашифрована война Уицраора монгольской метакультуры с Яросветом (Демиург Руси). Даниил Андреев писал: "Сам Яросвет был побежден в бою с монгольским гигантом на границах Святой России; юному, еще не окрепшему и малочисленному синклиту едва удалось спасти от разрушения лишь сокровеннейшие святилища своей небесной страны...". Китеж являлся небесной столицей Руси, а его земным праобразом являлся Владимир - столица Владимиро-Суздальской Руси (Китеж-Залесский). После захвата Владимира земного татаро-монголами, он уже стал утрачивать свою былую историческую и политическую значимость, Китеж Небесный "погрузился в воды". "Монгольский уицраор то и дело проносился, подобно урагану, по небесной стране, гася огни, иссушая метаэфирные источники...", писал Даниил Андреев.Тихо в озере струится Отблеск кровель золотых, Много в озеро глядится Достославностей былых. Жизнь играет, солнце греет, Но под нею и под ним Здесь былое чудно веет Обаянием своим... /Фёдор Иванович Тютчев/
Во многих древних культурах существовало представление о том, что озера - это священные места, где обитают боги. Озеро представляет женское начало. Из его подземных дворцов в наш мир выходят феи и нимфы. Погружение в озеро означало, с одной стороны, смерть и разрушение, а с другой - возрождение и восстановление. Озеро было символом очищения и исцеления, а также представлялось источником жизни вообще.
Поверхность озера, его гладь имеет значение зеркала и олицетворяет покой, созерцание и размышление, а в отрицательном аспекте - бесплодные фантазии, бегство в мир иллюзий. Вода спокойного озера - это возможность созерцания как своего отражения, так и духов озера. Кроме того, это глаза земли, через которые жители подземного мира могут видеть наш мир. Озеро символизирует идею «уровней» - вода всегда связывается с отношениями между глубоким и поверхностным, внешним и внутренним.
В египетской системе иероглифов изображение озера выражает таинственность и загадочность. Скорее всего, это связано с представлением о том, что солнце «ночует» в подземном мире. Возле храмов всегда выкапывали искусственные озера, где происходили мистерии и обряды омовения, которые символизировали обновление. К примеру, такое озеро было возле храма Амона в Карнаке. В определенное время суток группа жрецов должна была переплывать озеро на лодках, подражая таким образом «ночному пути» солнца. Богиня неба, жена Амона - Мут - считалась владычицей озера Ашеру, около Фив, на берегу которого стоял ее храм.
Согласно древнекитайской «Книге перемен», значение триграммы Дуй (водоем, озеро) - это поглощение, зачатие, плодовитость, удовольствие, удовлетворение, восприимчивая мудрость, понимание.
Китеж-град - это Небесная столица Затомиса - "Небесной России". Небесный Город был населён праведниками, прошедшими после смерти сквозь священные воды и перешедшие в лучший мир.
Легенда гласит, что озеро сокрыло Китеж до скончания времен, и только перед концом света он снова восстанет из вод, и войско Юрия Всеволодовича выйдет из ворот священного города, чтобы со всеми русскими душами явиться для суда Божьего над захватчиками Руси.
Вышеприведённое метаисторическое откровение дошло до озера Светояра, где на берегу когда-то стояло городище, построенное Георгием Всеволодовичем. Это городище видимо ушло под воду во время татаро-монгольского нашествия. Так в тех местах произошло смешение метаисторического откровения с местными легендами о городище, что стояло у берегов озера. Местные жители на протяжении многих веков передают легенду о сокрытии Китежа, дополненную событиями, происходящими уже в наше время. Так, местные жители рассказывают, что в дни русских праздников из озера Светлояр слышится колокольный звон. Подобное явление наблюдали и ученые, но объяснить его не могли. Однако попасть в священный град Китеж может не каждый. Туда способен войти лишь человек, абсолютно чистый духом.
В православии существует свой собственный пласт священных камней. Это так называемые «следовики» - камни с отпечатком стопы Богородицы. По многочисленным легендам, когда тяжелые испытания настигали то или иное русское селение, его жители начинали усердно молиться Богородице, призывая ее на помощь. В тех случаях, когда молитва была искренней и произносилась с душой, Богородица действительно спускалась с небес и помогала страждущим. Если ее нога касалась земли, то по преданиям в этом месте, потом находили камень с отпечатком ее стопы. В последствии эти камни считались священными и к ним совершали паломничества.
Камень "Пята Богородицы"
"Пята Богородицы" - камень со следом стопы Богородицы. Это камень, в котором заметен след от ножки. Когда ратники Батыя подошли к Китежу, и встали осадой, город держался три дня. Его жители неустанно молились Богородице, что бы она встала на их защиту. Спустя трое суток произошло чудо. Богородица спустилась с небес, накрыла город своим покрывалом, и он исчез с глаз изумленных татар, спасая всех его жителей. Место, где Богородица ступила на землю, оказалось тем камнем, на котором впоследствии нашли отпечаток женской ноги, слегка утопленный в камне. Теперь этот камень считается святым.
Прошло полтора века с небольшим, и вот теперь митрополит Нижегородский и Арзамасский служил торжественный молебен на берегу озера и освятил рядом с ним часовню. Не только старообрядцы, но и сама Православная церковь "приняла" Светлояр и почитает его уже не местом "языческого идолопоклонничества", а своей святыней...
Церковь-часовня Казанской Божьей Матери на Светлояре
На горке у озера стоит церковь-часовня Казанской Божьей Матери, около нее кресты и фонарь, куда ставятся свечи.Монахи из соседних христианских обителей, которые регулярно приходят к Светлояру, слышат только колокольный звон, и лишь немногим удается увидеть в водах озера очертания прекрасных белокаменных храмов Китежа. Иногда видят верующие люди свечи, горящие под водой, купола церквей, отражающих в озере.
Камень Ярилы
У озер есть два священных камня: Ярилы и Богородицы. Они разные по температурным и внутренним ощущениям. Им поклоняются, к ним приходят женщины бесплодные, с женскими болезнями, у кого ноги болят или отношения не складываются или дети болеют. Они садятся между камнями, а кто знает, тот еще проводят обряды и практики.
И эта легенда про город святых и праведников приводила на берег Светлояра многих замечательных людей, художников, писателей... Так, Андрей Мельников-Печерский, вдохновлённый встречей с озером, рассказал его легенду в романе "В лесах", а также в повести "Гриша". Здесь бывали Максим Горький, который рассказал о Светлояре в очерке "Бугров", также Владимир Короленко ("В пустынных местах"), затем Михаил Пришвин ("Светлое озеро"). К великой тайне Светлояра и града Китежа обращались поэт Зинаида Гиппиус и писатель-мистик Дмитрий Мережковский. На основе легенды о граде Китеже была создана опера Николаем Римским-Корсаковым. Озеро Светлояр запечатлели в своих картинах Николай Ромадин, Илья Глазунов...
По мнению местных жителей, озеро обладает целебными свойствами и способно излечить от многих недугов, а увидевший в нем отражение золотых куполов церквей будет счастлив. У Светлояра собираются люди самых разных взглядов. Святое озеро призывает к своим водам и тех, кто проповедует идеи Рериха. Другие разыгрывают на берегах озера целые битвы из культовых фантастических книг Толкиена. И рядом со старообрядцами и иерархами официальной православной церкви проводят свои моления Яриле и Велесу современные язычники-родноверы. Много народа собирается на Светлояре на праздник Ивана Купала (с 6 на 7 июля).