После Троицы и Сварожек, с 27 по 31 ладня (17-21 мая), наступали дни Яра и Ярины, называемые также Сурвак-днями. В эти дни волхвы шли на ладьях далее по «солнечному пути», и праздновали их в Залесье (Владимирская область), то есть в храмах Солнца на Ярилиной поляне и в Сунгире на Клязьме.В «Сказании о Битве цветов» это празднование начала лета в Залесье описано так: «И это был Святой Седыш-град на Рахмановом холме, где мудрецы седуны издревле славили Рода-Седыя и Солнцебогов: Сурью-Ра, Суромну (около поселка Боголюбово есть населенный пункт - село Суромна) и Рамну Сурича, Хорса-Дажьбога и Яробога. А за тем Седыш-градом в урочище Сунгирском святые учителя сунгири учили волшбе солнечной. И теперь у подножия холма Рахманова да на Ярилиных полянах у храма Рамны и Суромны люди плясали у костров, и была слышна развеселая музыка. Люди праздновали приход лета в святую ночь Ярилы».
От старого имени града мудрецов-седунов осталось только имя речки Содышка за Владимиром. См. Городище Сунгирь.
Золотые Ворота во Владимире
Известно, что на востоке бога Велеса называли также Раман. И это имя до 1965 г. сохранялось также у древнего посада перед знаменитыми Золотыми Воротами города, который был построен на «рамени», то есть «на плечах», у Студеной горы. От этого имени остались потом имена улиц Большие и Малые Ременники. В 1965 г. Большие Ременники были переименованы в улицу Победы.
Другой древний топоним в центре Владимира - Студеная гора. Имя горы до 1937 г. сохранялось в названии одной из центральных улиц: Студеная гора. Потом она была переименована в улицу Пушкина. Высота горы - 164 метра над уровнем моря. Многолетние наблюдения показывают, что температура воздуха на Студеной горе (обители Велеса Стужайлы) всегда на несколько градусов ниже, чем в других местах города. По местному преданию, на этой горе встретились, пылая жаром ревности, две жены Александра Невского. Но гора остудила их страсть, они примирились, и каждая решила стать монахиней соседнего монастыря. Однако к истории эта легенда отношения не имеет, ибо первая супруга Александра Невского умерла до его второй женитьбы. Их имена встали на место древних богинь и прародительниц. Эта легенда переносилась и на двух жен князя Дажень-яра - Навну и Милиду, также встречающихся здесь. Есть другие ведические топонимы в окрестностях Владимира. Например, Суромна, Ставрово, Волосово - это поселки и деревни близ Владимира, носящие разные имена бога Велеса Сурича (Суромны). Велес - он же Волос, Волохатый. В Волосове есть дуб Велеса, почитаемый как «ставрос» («распятие»). Велес также Ставр Годинович: от «ставрос» - столб, на котором распяли Бога, а также и «тавр», бык - священное животное Велеса.
Сунгирь - урочище близ Владимира. Имя происходит от «сунья» - солнце; и от «гирь» или «гур» - «учитель». На Сунгире 25000 лет назад находилась стоянка древнего человека - кроманьонца. Ярилина долина - находилась на месте Химзавода и Точмаша, а на месте Князь-Владимирской церкви стояло святилище Ярилы.
Недалеко от Владимира находится древний город Суздаль (в летописи - Суждаль), имя которого производят от иранского «Сугда», то есть «сияющий», или от русского «Сурож» (Согласно «Книге Велеса», Сурож был русским городом, столицей Сурожской Руси на Черном море, где славяне жили с VIII в. до н.э. см. Сурожская Русь.). А в нескольких км. От Суздаля находится село Кидекша (Китеж-Град), от сего имени производят имя легендарного города Китеж, что на Волге.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Есть легенда, приводимая в «Ярилиной книге», что ранее Владимир назывался Китежем Залесским. И асградские волхвы далее следовали на ладьях вниз по Клязьме от Китежа Залесского к граду Большой Китеж, что на Волге. Имя реки Клязьмы, что протекает через Владимир, можно истолковать как «Коло-Аз Мать». Коло-Аз был рожден богинею Окою (Лакомой) и богом любви Камой. Ока - река, на которой стоит древний Муром. Древняя богиня любви, берегиня этой реки, носила имя Лакома (она же индийская богиня Лакшми), потом это имя видоизменилось в Оку-мать или Оку.
Лакшми
Здесь есть и еще река с ведическим именем: Тара. Это приток Клязьмы в Вязниковском районе. Она носит имя, данное в честь солнечного бога Тарха Дажьбога, а также богини бьярмов (финно-угорский народ) Тарусы.Далее, спускаясь вниз по Клязьме, волхвы миновали Вязниковское урочище. Оно находилось на месте современного города Вязники. Здесь была священная роща вязов, посвященных Сварогу и Матери Сва. Рядом урочище Пирово-Городищи с могильниками VII в. до н.э. там же в XII в. стоял город Ярополч.
Место древнего города Ярополча. Валы
Ярополча находятся в селе Пировы Городищи, в нескольких километрах от Вязников. См. Основание города Ярополч-Залесский.Затем ладьи волхвов сплавлялись мимо Перуньей горы в деревне Перово под Гороховцом. На ее вершине - храм, славный тем, что притягивает на себя молнии в любую грозу. И так ладьи двигались до урочища Гора-ховец (гора-могила). Это урочище было на месте современного города Гороховец. Само урочище располагалось на Гробенской (Ярилиной) горе. Согласно мистерии, Ярила лежит всю зиму в гробу в сей горе, а весною возрождается к жизни и выходит на свет (как раз в Ярилины дни). Здесь же тает вместе со снегом и уходит с зимою его первая супруга Зимцерла, также и Снегурочка, дочь Велеса. См. Основание Гороховца.На вершине сей горы ныне стоит - Никольский монастырь. Напротив Гребенской горы с Никольским храмом высится Пужалова гора. На вершине Пужаловой горы - древняя сосновая роща, а на восточных склонах - вишневый сад. Согласно местной легенде, она названа Пужаловой потому, что на ней явился Огненный Всадник во время осады города татарским мурзой Аманаком. Этот Огненный Всадник вынудил татар обратиться в бегство, тогда же погиб и Аманак.
Никольский храм
Известно также, что в подклете храма Николы Угодника на Гребенской горе под средней аркой (южная стена подвала под западным предхрамием) находится замурованный вход в подземелье. Подземный ход идет от Николького храма и далее под Клязьмой к Знаменскому монастырю на другом берегу реки. Согласно местным легендам, в сем обширном подземелье хранится библиотека Иоанна Грозного. Ее оберегали хранители, служившие в храме Николы. Во времена царя Михаила Михайловича в этом храме была основана община, «корабль духовный», где почиталась «богиня», «Мать Сыра Земля», уроженица сел Верхний и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Она была обретенною «богородицею», супругою «стародубского мессии» Ивана Суслова. Подземный ход под храмом стал открыт со времени упразднения общины в 30-х гг. ХХ в., тогда же часть монастыря была взорвана, монахи репрессированы. Многое они успели спрятать в подземельях, откуда храмовые сокровища и реликвии местные жители доставали последующие полвека. Асградские волхвы появлялись у Ярилиной горы-могилы 13 купальня (3 июня), в день Семаргла Огнебога. Согласно древней мистерии, Семаргл Огнебог сын Сварожич в сей день обретает Книгу Вед. По преданию, образ (список) этой Книги с тех пор хранится в подземельях Горы-ховца. В «Сказании о Битве цветов» об этом также есть свидетельство. «И многие века потом служил тот ход хранителям веры. И скрывал он великие сокровища и тайны... И говорят, были сокрыты в нем лари с книгами старой веры. И еще недавно пользовались теми книгами посвященные. И в одной из тех книг сохранилось сказание об Асгасте, Дулебе и Асуице. И ведающие поныне знают, где есть начало того подземного хода... Хоть и завалено оно в подвале храма на Гробенской горе и заложено оно камнями, да и сам ход под горою давно обветшал и кое-где обвалился... Забыт и оставлен в небрежении, как оставлена была и сама старая вера... Но теперь пришло время для того, чтобы вспомнить все. Ведь еще и сейчас поют у той Горы-ховца в дни Ярилы и в дни Купалы последние из тех хранителей веры, кто еще не забыл, что славяне и русы - суть внуки Солнца...» Далее ладьи волхвов шли вниз по Клязьме, «охваченной буйством вошедшей в силу весны, ибо настала последняя русальная неделя пред наступлением лета и пред Купалою», как говорится в «Сказании о Битве цветов». Волхвы шли от Гороховца до Волги, к Дятловым горам, которые ответвляются от Пановых гор. Пановы горы - это современные Пановы горы близ Городца (Малого Китежа) на Волге. К Пановым горам в старину относили также и все Дятловы горы, на коих расположен Нижний Новгород. Легенды о Дятловых горах хранили общины, «корабли», основанные «кормчим», «богом обретенным», Прокофием Лупкиным в XVIII в. Они передавались среди людей графов Строгановых, водивших торговые суда с солью по Волге. В общины были вовлечены и сами Строгановы. Торговый дом Строгановых с «хлыстовской церковью» был на Нижнем Базаре в Нижнем Новгороде, стоял там с XVI в. по ХХ в. Он был на месте древнего урочища птицелюдей Могулей.