Противоалкогольный музей при Александро-Невском Братстве в городе Владимире (Докладная записка, прочитанная в Общем собрании 2 октября 1916 года, в день освящения музея) Во второй половине 1914 года Владимирское Братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского по указанию Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия Архиепископа Владимирского и Шуйского решило расширить круг своей деятельности, взяв на себя борьбу с общественными пороками, особенно с пьянством. Учреждена была особая платная должность Епархиального проповедника трезвости, деятельность которого регулируется особой инструкцией. Введены в жизнь особые церковно—приходские организации — «кружки ревнителей православия», которые в свои задачи включают и борьбу за трезвость в широком смысле слова. Образованная при Братстве особая трезвенная комиссия выработала программу трезвенной деятельности в Епархии; в ней намечается широкая разнообразная работа, как чисто религиозная, так и общая культурно-просветительная. Вот основные положения этой программы: — Органом, объединяющим во Владимирской Епархии планомерную пастырскую деятельность приходского духовенства, направленную к укреплению в населении трезвости в широком смысле слова, является Братство Св. Бл. Вел. Кн. Александра Невского. — К сотрудничеству в этой деятельности Приглашаются все желающие работать в этой области — представители земства, городского самоуправления, акцизного ведомства, врачи, педагоги. В ведении Братства находятся все существующие уже в Епархии приходские общества трезвости, все вновь открывающиеся подобные общества и другие учреждения, преследующие те же цели. В г. Владимире при Братстве учреждается противоалкогольный музей и трезвенническая центральная библиотека. В ней желательно иметь по возможности всю литературу по изучению алкоголизма и противоалкогольной деятельности, чтобы дать возможность всякому желающему научно ознакомиться с этим вопросом и черпать из нее все нужные сведения для своей практической деятельности; с другой стороны в ней должны быть популярные издания для распространения в народе. При библиотеке учреждается склад книг, брошюр, листков для продажи и бесплатной раздачи населению. В разных местах Епархии при местных обществах трезвости устраиваются небольшие противоалкогольные библиотечки из книг религиозно-нравственного, бытового и научно-популярного содержания. При Братстве вместе с трезвенной библиотекой учреждается библиотека и склад из книг, брошюр и листов по разным экономическим мероприятиям, по вопросам теории и практики кооперации, как для пользования деятелям в названном направлении, так для распространения в народе. Братство организует чтения и беседы для народа трезвенного характера, публичные лекции на эти темы, курсы трезвости для подготовки общественных деятелей трезвости. Из предметов, составляющих противоалкогольный музей, по временам в разных местах Епархии должны устраиваться противоалкогольные выставки. Братство собирает сведения по вопросам об алкоголизме и о деятельности кооперативных учреждений по Владимирской Епархии; в Совет Братства поступают отчеты всех трезвенных организаций. Изыскивая средства для развития противоалкогольной деятельности, Совет Братства обратился с просьбой к Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Алексию Архиепископу Владимирскому и Шуйскому ходатайствовать перед Министром Финансов о денежной субсидии. Министерство охотно откликнулось на ходатайство Его Высокопреосвященства. Отношением от 25-го мая сего года Министерство уведомило, что Братству Св. Бл. Вел. Кн. Александра Невского на борьбу с нетрезвостью отпущено из казны в единовременное пособие 10 000 руб. Из этой суммы 5 000 руб. ассигновано на устройство противоалкогольного музея — выставки, 2 000 руб. на приобретение книг и брошюр противоалкогольного содержания и 3 000 руб. на устройство народных чтений, вознаграждение лекторов и проч. 1-го июня 1916 года под преседательством Его Высокопреосвященства состоялось заседание Совета Братства, на котором было решено не медля приступить к устройству музея и библиотеки; для них приспособить помещение в Архиерейском доме. Выбрана была строительная комиссия, которая и приступила к отысканию подходящего помещения. 7-го июня сего года также под председательством Его Высокопреосвященства состоялось следующее собрание Совета Братства; начнем кроме бывших на предыдущих заседаниях присутствовали профессоры Императорского Московского Университета А. И. Новгородцев и А. А. Корнилов, Управляющий акцизными сборами Владимирской губернии Ф. Ф. Мисюревич, Секретарь Московского кружка деятелей по борьбе с школьным алкоголизмом Н. А. Флеров. На этом собрании окончательно выбрано было для музея то помещение, в котором Вы теперь находитесь, и определены главные основания устройства и составления музея и библиотеки. В течение летних месяцев были произведены работы по приспособлению и ремонту помещения; осталось неисполненным лишь оборудование электрическим освещением. Одновременно были приложены все старания к приобретению наглядных пособий по борьбе с алкоголизмом. Дело устройства музея и вообще очень трудное; музеи устраиваются и пополняются постепенно, не месяцами, а годами. Особенно трудным это дело оказывается теперь благодаря военному времени: многие предметы и издания заграничной работы все разошлись и вновь не поступают в продажу; издательства русских фирм также почти прекратились. Многие из работавших в этой области — на фронте, другие работают на оборону. Очень мало осталось работников по моделям, муляжам, мало чертежников для изготовления диаграмм, картограмм и т. далее. Мы очень счастливы, что по ходатайству Его Высокопреосвященства нам переданы муляжи и диаграммы, принадлежавшие Губернскому Попечительству о народной трезвости, за что приносим ему искреннюю и глубокую благодарность, — Приносим благодарность многоуважаемому Профессору А.А. Корнилову и д-ру Н.А. Флерову за указания и руководство по приобретению экспонатов и за любезное посредничество при заказах. К сожалению большая часть заказанного для музея до сих пор не готова. На то, что Вы здесь видите, просим смотреть как на схему музея. А потому я позволяю себе остановить Ваше внимание на тех соображениях и том плане, которыми мы руководимся при устройстве музея. Алкоголь есть наркотический яд, который с самого начала, принятый даже в малых дозах, действует отравляющим образом на организм. Он ни в каком случае не может считаться питательным, а тем более укрепляющим средством. Он не поднимает, а ослабляет, как физическую, так и умственную работоспособность. Он разрушительным образом действует на все органы человеческого тела и на его психику. Он увеличивает расположение к заболеваниям, ослабляет жизнеспособность организма, укорачивает жизнь человека, увеличивает количество несчастных случаев, душевных заболеваний, самоубийств, преступлений; — действуя разрушительно на потомство, ведет к вырождению. Выходя из такого взгляда на алкоголизм, как на болезнь разрушающую и изменяющую натуру человека, мы считаем нужным в музее: 1) дать возможность ознакомиться со строением и жизнью человеческого организма, дать сведения по общей гигиене, ознакомить с заразными болезнями (модели, муляжи, картины, диаграммы, атласы). 2) демонстрировать изменения органов под влиянием алкоголя. 3) Влияние алкоголя на работоспособность. 4) Влияние алкоголя на заболевание и смертность. 5) Влияние алкоголизма на количество несчастных случаев, преступлений, заболеваний, самоубийств и пр. 6) Влияние алкоголизма родителей на потомство. 7) Влияние алкоголизма на экономическое благосостояние. 8) Детский школьный алкоголизм. 9) Причина алкоголизма. 10) Статистика алкоголизма. 11) Меры борьбы с алкоголизмом и их результаты. Считаем нужным также устроить отдел экспонатов, характеризующих химическую структуру алкоголя, способы добывания его; — характеристику различных охмеляющих напитков; фальсификации спиртных напитков (ядовитые вещества примешиваемые к вину, пиву и т. п.); — в этот же отдел войдут экспонаты различного сорта денатуратов спирта и суррогатов вина (ханжа, кумышка, бражка и т. п.). Просим извинения у многоуважаемых гостей, что ко времени открытия музей беден экспонатами; устройство и заполнение его в тяжких условиях военного времени, вызвавшего громадные затруднения в ходе всей нашей жизни, потребует немало времени; а Братство Св. Бл. Вел. Кн. Александра Невского желает возможно скорее приступить к практической деятельности по борьбе с алкоголизмом. Вторая наша просьба смотреть на музей, как на общественное достояние для бесплатного общего пользования. Всякий желающий работать для утверждения в народе трезвости может обращаться сюда за нужными сведениями, справками. Желательно, что бы он возможно полнее удовлетворял этой задаче. Помогите нам сделать его таким своими советами, указаниями, пожертвованиями, своей работой, чем кто может.
Врач Н.Н. Овчининский
2-го октября в 12 час. дня состоялось открытие епархиального противоалкогольного музея при Александро-Невском братстве. В монастырском корпусе Архиерейского Дома под музей отведено особое помещение с выходом на главную большую улицу г. Владимира. По одну сторону музея помещается библиотека Александро-Невского Братства, по другую — книжная торговля Братства. Ко дню открытия музей имел в своем помещении муляжи человеческих внутренних органов, полный разборный скелет человека, массу статистических картограмм, картин из народного быта, фонарь для световых картин, трезвенную библиотечку. Торжество открытия состояло в совершении молебна в помещении музея Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Алексием, Архиепископом Владимирским и Шуйским, в сослужении Председателя Братства, Преосвященного Евгения и о. о. членов Братства. За молебном присутствовали — Начальница губернии, начальники и представители всех казенных губернских учреждений, начальники средних учебных заведений, преподавательские корпорации духовных учебных заведений. Пред молебном Его Высокопреосвященство произнес речь о смысле и значении открываемого учреждения в настоящее время.
Речь Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, при открытии 2-го октября 1916 года противоалкогольного музея при Александро-Невском Братстве в городе Владимире
Выступая пред Вами, отцы и братие, со словом по случаю открытия противоалкогольного музея, я переживаю некоторые, смущающие меня вопросы: не является-ли этот музей и наше настоящее торжество некоторым анахронизмом, так-как теперь винная монополия прекращена и пьянство рассматривается, как преступление, т.е. само правительство взялось за борьбу с пьянством и, по-видимому, в частной инициативе в этой области нет нужды. Да, если смотреть на борьбу с пьянством, как чисто внешним злом, как напр., с хлебным жуком, капустной тлей и проч., то, конечно, можно ограничиться тем, что уже сделано для борьбы с пьянством: закрытием винной монополии и наказуемостью пьянства, как преступления. Но пьянство не есть только внешнее явление — это зло, глубоко коренящееся в народном духе, которое далеко не излечивается мерами внешнего принудительного характера. Не забудем, что наше пьянство историческое: мы уже хорошо пили во времена Ильи Муромца, но несомненно выпивали и до него... Алкоголь это наш исторический враг, отравляющий народный организм, болезненно отражающийся на физических, умственных и нравственных сторонах нашего народа. Вдруг освободиться от него нельзя, от него нужно освобождаться в течение многих-многих поколений; нужно пересоздать духовно-физический организм человека, оздоровить в нем волю, обновить ум... А для этого требуется продолжительная борьба с этим страшным недугом. Недостаточно сделать человека не пьющим в данное время, нужно удалить из него самую закваску пьянства и насадить начала трезвости. Вот, почему я думаю, что и наш музей, как одно из местных средств борьбы с пьянством, не есть анахронизм и имеет свой raison d'etre. Но в чем-же этот смысл нашего музея? Идеологи борьбы с пьянством разделяются, как это всегда бывает в большом деле, на две, несогласные друг с другом, группы. Одни говорят, что с пьянством можно бороться только путем изменения социально-экономических условий народной жизни, что всякая другая борьба с этим злом бесполезна, — другие, признавая в деле борьбы с пьянством большое значение за социально-экономическими условиями жизни народа, в то же время не считают их за единственное средство и придают большее значение в деле этой борьбы мерам религиозно-нравственным и просветительным.
— «Вы, говорят первые, напрасно и бесцельно тратите свои силы. Для борьбы со злом, для искоренения общественной порочности, надо узнать ее причины и удалить их, а без этого все ваши усилия — бесцельны и паллиативны. А причины всех общественных зол ясно и неопровержимо указывает наука в несовершенствах современного социально-экономического строя. В эту-же сторону и направляйте свои благие усилия, если хотите видеть торжество добродетели и уничтожение порока. Без этого все ваши усилия — ничто, ваша деятельность не достигнет прочных результатов». В этих речах есть, несомненно, правда, но правда, далеко не полная, не исчерпывающая всех средств борьбы с пьянством, и не исключающая возможности других средств борьбы с этим злом — средств нравственно-просветительных. Человек не есть продукт материальных условий: он прежде всего — дух, дыхание божественной, вечной, творческой жизни. Вся история человечества есть лучшее тому доказательство, так как есть один непрерывный подвиг подчинить себе материальную природу, стать выше материальных условий, сделаться господином их. И это служит доказательством того, что в человеке живет другое начало, не материальное, которое ведет постоянную борьбу с материей. Но лучшее доказательство того, что человек есть личный дух, дают нам люди, подверженные порокам и главным образом пороку пьянства. Как-бы низко человек не пал, в каком-бы рабстве пороку он не находился, он всегда сознает, что он поступает дурно, что он сам в значительной степени виновник своей порочности, что может, если захочет, отстать от своих порочных привычек и стать на путь добра, но если он этого не делает, то потому, что воля его более склонна в сторону зла, чем добра. Это состояние человека прекрасно изображено св. ап. Павлом: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотен, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если-же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, а живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если-же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римл. 7,14 — 24). Это сознание живущего в нас греха, это желание борьбы с ним, это сознание своего бессилия — не есть-ли все это явления духовные, свидетельствующие о том, что человек есть самосознающий себя дух, стремящийся сбросить с себя оковы рабства греховной плоти. Вот этот изнемогающий в борьбе с пороком человеческий дух; эта страждущая совесть, эта немощная воля, это тоскующее сердце, этот мятущийся ум и должны составить предмет наших забот, нашего служения. Но как мы можем осуществить эту высокую задачу? Как мы можем уврачевать внутреннего человека, если и внешний человек не всегда поддается нашему врачеванию? Психиатрия останавливается над этим вопросом в недоумении и в большинстве случаев отвечает на них молчанием. Так оно и должно быть: болезни человеческого духа могут врачеваться только мерами духовными, материальные средства здесь не применимы. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь потому, что о сем надобно судить духовно» (1 Корин. 2, 14). Здесь открывается область доступная только вере, молитве, божественной благодати. Что мы делаем для того, чтобы из дикой яблони получить здоровые, вкусные плоды? Мы прививаем ее к хорошей яблоне. Так нужно поступать и при врачевании человеческого духа: «нужно привить его к Животворящей Лозе, Господу нашему Иисусу Христу», привить так, чтобы волю человека соединить с волею Иисуса Христа, ум с Его божественным умом, чувства с Его чувствами. Только тогда, когда божественная благодать, изливающаяся через Господа нашего Иисуса Христа на человека и на весь мир, объемлет душу человека и возможно духовное выздоровление его. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15, 5). Здесь средствами служат только молитва и св. таинства Церкви. Но привести человека к сознанию пагубности порока пьянства, вызвать его на борьбу с этим пороком, заставить его «захотеть» бросить греховную привычку к вину можно другими духовно-просветительными средствами, к которым относится и наш музей. В самом деле поставить несчастного пьяницу на краю страшной пропасти, сказать ему, что он непременно низринется в эту пропасть, если не бросит пить — не значит-ли это заставить человека одуматься, возбудить в нем желание побороться с пороком. Раскрыть пред пьяницей весь тот вред, который наносит пьянство ему лично, его семье, его потомству, обществу, разве не способно пробудить в сердце несчастного чувство сожаления о себе и сострадания к людям? А как благотворно это раскрытие повлияет на тех, кто еще не сделался пьяницей, но в ком живет склонность к вину. Далее, показать пьянице весь вред пьянства для общественной, экономической и политической жизни общества, разве это не способно вызвать в несчастном сознание своей вины пред обществом и снова возбудить желание оставить свою дурную привычку. Вот, отцы и братие, в общих чертах та сфера, в которой наш музей может быть могучим средством борьбы с пьянством. Помолимся-же, отцы и братие, чтобы в нас не оскудевал дух ревности в борьбе с народным злом — пьянством, помолимся и о том, чтобы Господь укрепил несчастных наших братий подверженных пороку пьянства в их борьбе с своим пороком, позаботимся также и о том, что этот музей не был мертвым учреждением, но чтобы он служил проводником в народную массу начал трезвости, начал здоровой, благочестивой жизни. «Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19 — 20). А. А. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел официальный. № 44-45. 5-го ноября 1916 года).
После молебна врачом, имеющим заведовать музеем, доложена краткая записка о возникновении музея и оглашено приветствие новому учреждению очередного соединенного собрания противоалкогольных обществ г. Москвы следующего содержания: «Очередное соединенное собрание противоалкогольных обществ г. Москвы, прося благословения Вашего Высокопреосвященства, горячо приветствует Александро-Невское Братство с открытием музея, желает ему большой работы на благо местного края и всего отечества, радо всемерно содействовать его начинаниям в просветительной борьбе с величайшим человеческим бедствием. Протопресвитер Любимов, профессор Корнилов, профессор Червинский, доктор Коровин, доктор Флеров». Получены приветствия от других Московских членов противоалкогольного братства. В музее предполагается давать посетителям объяснения всех наглядных предметов, вести чтения с световыми картинами и лекции.
«2-го февраля 1917 г. в 6 час. в помещении противоалкогольного епархиального музея открылись пастырские беседы и чтения с туманными картинами противоалькогольного содержания. Открытие чтений совпало с юбилеем закрытия винной монополии. Пред началом чтений в зале музея при многочисленном стечении молящихся совершено молебствие. После молебна епархиальный миссионер трезвости произнес первую беседу о вреде алкоголизма для духовной жизни человека. Член Братства, В. В. Филадельфин, провел первое чтение с туманными картинами. По желанию общества первое чтение предложено было на тему о подводных лодках, беспощадную войну которыми объявили всем державам немцы. Первое чтение посетили Архипастыри — Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский и Преосвященнейший Евгений, Епископ Юрьевский. Впоследствии чтения предположено вести по воскресным и праздничным дням и в двух направлениях: медицинские будут вестись врачами г. Владимира и нравоучительные, которые будут вестись епархиальными миссионерами и преподавателями духовно-учебных заведений г. Владимира» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-8. 25-го февраля 1917 года).
Общества трезвости Праздник трезвости в г. Владимире в 1914 году
Братство святого благоверного великого князя Александра Невского Церковно-историческое древлехранилище Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского Владимирский музей. Музеи Владимирской области |