В 1914 году с началом Первой мировой войны местное управление Красного Креста приступило к формированию госпиталя на 200 кроватей, этапного лазарета на 50 мест и к снаряжению отряда сестер милосердия в распоряжение военного ведомства. Был создан передовой санитарный транспорт для перевозки раненых с передовых позиций. 10 сентября санитарный транспорт был отправлен в действующую армию.
«Благословляю вас, дорогие сестры, в путь на бранное поле, туда, где наши братья, православные воины, сражаются за дорогую нам Родину. Да будет сей путь ваш счастлив и благоуспешен. Вы будете работать у самого, так сказать, горнила человеческих страданий. Будете видеть истерзанные, окровавленные тела, струящуюся из ран кровь; вы будете видеть тяжкие муки умирающих от ран воинов и слышать их предсмертные стоны. Господи, сколько страданий, сколько тяжких мук! При одном представлении этих страданий сжимается сердце, и невольно хочется спросить себя: «зачем это море человеческих страданий?» Но, дорогие сестры, есть нечто, что сообщает страданиям человека чистый, глубокий, идеальный смысл, что делает их прекрасными, чистыми, святыми, что, так сказать, препобеждает их. Это нечто есть та любовь, которая влечет человека к страданиям за других. Высокий пример этой святой любви, превозмогающей страдания, показал Господь наш Иисус Христос. Он принял на Себя грехи всего мира. Если и один грех тяжел и вносит в душу великие страдания, то сколько страданий должны были внести в душу Спасителя грехи всего человечества, которые бесчисленны, как песок морской. В Его святой душе боролись два чувства: чувство страха пред грядущими страданиями и чувство любви к роду человеческому. Одно чувство говорило Его устами: «Отче, да минует Меня чаша сия», а другое тотчас присовокупляло: «но да будет воля Твоя». И последнее чувство — чувство любви к человечеству, которое содержалось во власти диавола, царя злобы, ненависти, тьмы, победило первое чувство: Он отдал Себя на страдания и этими страданиями освободил человечество от рабства диаволу. Тот же пример побеждающей любви представляют и первые христианские мученики.
Я не боюсь впасть в ошибку, если скажу, что между страданиями первых мучеников христианства и теми, которые претерпевает воин, раненый на поле брани за Православную Веру, Царя и Отечество, есть полное сходство. Это — тот же мученик Христов, каких было много в первые века христианства. В нем живут и те же святые чувства, что и в тех — любовь к своему Спасителю, любовь к своему народу, который составляет Церковь Христову, и преданность к своему Царю, как старшему сыну сей святой, Богом избранной семьи, именуемой Православным Русским Народом. Его одушевляет, поднимает, возвышает сознание, что он исполнил заповедь своего Спасителя, сказавшего: «больше себя любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». И он, действительно, полагает свою душу за други своя, полагает ее не рабски, но потому, что любит своего Спасителя, а в нем и через Него любит свой народ. В этом сознании исполненного пред Богом и людьми долга душа объемлется трепетной, благодатной радостью, которая, как тихая благотворная роса, падает на его душу и утишает огонь его страданий. Облегчению страданий раненых воинов содействует также и сознание того, что те, за кого они сражаются, проливают свою кровь, их любят, заботятся об оставленных ими семьях: родителях, женах, детях... Сестры, вы являетесь посредницами между нами и нашими братьями, сражающимися против врага. Передайте им от нас, что мы их непрестанно носим и в нашем сознании, и в наших сердцах, что мы питаем безграничную к ним любовь, что мы исполнены постоянных забот об их семьях; что между нами и ними, разделенными огромным пространством, существует незримо духовная связь, благодаря которой каждое биение их сердца отражается в нашей груди; их скорбь есть наша скорбь, их радость есть наша радость. Передайте им, что мы высоко ценим подвиг их братской любви, что этот подвиг обязывает нас быть достойными его и через это он нас нравственно возвышает, облагораживает. Передайте им, что если они жизнью жертвуют за нас, то мы все свое и самих себя жертвуем для них: для их отцов, матерей, жен и детей. Счастливый путь. («Голос Истины», № 35—36).