Роль евреев-музыкантов в культуре Владимирской губернии
Роль евреев-музыкантов в культуре Владимирской губернии
Г.Г. Мозгова, г. Владимир «Смычок летал по гневным струнам, и звуки дивные лились…»: роль евреев-музыкантов в культуре Владимирской губернии.
Наверное, нет ни одного народа, который не внес бы свой вклад в развитие мирового музыкального искусства. Но вряд ли кто-то будет отрицать, что есть народы, которые воспринимаются как наиболее музыкальные. И не потому, что дали миру великих композиторов или неувядающие шедевры (хотя и их тоже), а потому, что в нашем восприятии они как бы неотделимы от пения или игры на музыкальных инструментах. Таковы, например, грузины, итальянцы, молдаване, румыны, цыгане, евреи. О роли евреев-музыкантов в культурной жизни Владимирской губернии и пойдет речь в этом исследовании.
Евреи вошли в состав граждан Российской империи в конце ХVIII в. и, живя в черте постоянной еврейской оседлости, довольно долго не имели возможности на законных основаниях появиться в так называемых внутренних губерниях России. Их упоминания на нашей земле в середине ХIХ в. достаточно редки. Тем более обращает на себя внимание публикация «Владимирских губернских ведомостей» в июне 1856 г. о том, что Государь Император «Высочайше повелеть соизволил» благодарить за пожертвования проезжавших через г. Юрьев «музыкантов из евреев», которые вырученные ими за концерт 126 рублей отдали в пользу «воинов, падших под Севастополем».
Приезжали еврейские оркестры во Владимирскую губернию и позднее. Но поскольку полицмейстеры и уездные полицейские исправники обязаны были регулярно отчитываться о количестве проживающих на вверенной их попечению территории евреях, а также их праве на это, то, ни один подобный оркестр, как бы в его услугах не нуждались местные жители, не имел возможности задержаться на нашей земле надолго. Так, только осенью 1898 г. стало известно о пребывании еврейских оркестров из 5 выходцев из Минской губернии в Суздале и из 5 человек под управлением оршанского мещанина Ельи Израилевича Гузикова в Муроме. Оба оркестра были специально приглашены в нашу губернию – суздальским общественным собранием «для игры в Клуб на зимний сезон» и муромскими дворянско-купеческим собранием и музыкально-драматическим кружком. И оба были высланы полицией, несмотря на просьбы, специально обращенные к властям принимающими сторонами.
Однако были музыканты и среди тех евреев, которые имели полное право проживать в наших городах. Можем назвать, например, членов Владимирского артистического кружка дантиста Мойшу Хаимовича (Михаила Михайловича) Кофмана (виолончель) и сына владимирского купца 1-й гильдии, юриста Янкеля Мееровича Гринблата (скрипка). В дореволюционных газетах встречаются упоминания выступлений Гринблата и Кофмана в артистическом кружке или в студенческих и благотворительных концертах. Так, 26 января 1916 г. в зале театра «Ампир» состоялись спектакль и концерт «на усиление средств Городской публичной библиотеки и трудовой помощи семьям призванных
при благосклонном участии» скрипача Я.М. Гринблата и виолончелиста М.М. Кофмана».
Иногда в газетах встречается и оценка игры этих музыкантов. Например, концертное отделение студенческого спектакля-концерта, прошедшего 24 августа 1908 г. в Народном доме, было оценено автором заметки в целом так: «слабо». В частности, «очень слабо была сыграна г. Гринблатом на скрипке и спета г. Корякиной мелодия Денца «Вернись». В исполнении ее положительно не был выдержан темп: скрипка догоняла сопрано, а рояль старалась успевать и за тем и другим, в результате – полнейшее отсутствие гармонии». Сольные же номера г. Гринблата были исполнены «очень недурно».
Здесь надо отметить, что Я.М. Гринблат являлся все-таки неплохим скрипачом, поскольку был принят преподавателем по классу скрипки в музыкальную школу Петра Алексеевича Ставровского , открывшуюся во
Владимире в 1912 году.
Жили во Владимирской губернии и профессиональные музыканты-евреи, один из которых оставил довольно заметный след в местной культурной жизни. Речь идет о евреях, служивших, в т. ч. по вольному найму, музыкантами в квартировавших во Владимире полках. Среди вольнонаемных музыкантов мы можем назвать, в частности, Хаима-Арона Лейзеровича Клипиничера, служившего в 1899 году в 10-м гренадерском Малороссийском полку, и Иоганна Лейзеровича Шлюммера, служившего с октября 1910 г. в 9-м гренадерском Сибирском полку. Помимо службы в полку, Шлюммер поступил музыкантом в частный оркестр при электрическом театре «Фурор», а также «ходил на урок в училище слепых для обучения слепцов музыке».
Но наиболее известным военным музыкантом во Владимире был, конечно же, кларнетист Гирш Лейбович Банович. В 1886 году он окончил Варшавский музыкальный институт и 7 лет служил капельмейстером 10-го гренадерского Малороссийского полка, квартировавшего в то время в Моршанске. Прибыв во Владимир в 1897 году, запасной рядовой Банович стал служить вольнонаемным капельмейстером 9-го гренадерского Сибирского полка. Однако службой деятельность Г.Л. Бановича не ограничивалась. Одновременно он преподавал музыку в мужской гимназии и был капельмейстером оркестра при Добровольном пожарном обществе. В 1898 году, когда серьезно встал вопрос о дальнейшем проживании Г.Л. Бановича во Владимире, обращаясь к губернатору, капельмейстер писал, что он по мере сил своих старается «быть полезным для общества своими музыкальными познаниями и честным путем зарабатывает кусок хлеба для прокормления себя и своей семьи», а также замечал: «Запрещение дальнейшего проживания вне черты еврейской оседлости поставило бы меня в крайне безвыходное положение, т.к. в губерниях еврейской оседлости имеется без того много профессиональных музыкантов, и я вряд ли мог бы найти полезное применение для тех познаний, которое здесь, смею надеяться, приносят пользу». По ходатайству губернатора перед Департаментом полиции Бановичу разрешили «в виду исключения временно проживать в г. Владимире до тех пор, пока он не оставит службы капельмейстера в означенном полку». И Банович оправдал оказанное ему доверие. В предвоенные годы то и дело встречаются в местной прессе упоминания о его кипучей деятельности. В августе 1909 г. газета сообщала о том, что «капельмейстер Банович устраивает гулянье». Что касается мужской гимназии, то Банович не просто преподает в ней музыку, он создает из учащихся струнный и духовой оркестры, руководит ими и, очевидно, весьма успешно. Так, в «Старом владимирце» за 1910 год читаем следующую информацию о том, как в день храмового праздника гимназии 21 ноября прошел ежегодный открытый концерт, данный силами гимназистов в Доме Дворянского собрания: «Выступление струнного оркестра под управлением известного во Владимире капельмейстера Бановича дало возможность с удовольствием прослушать музыку Шумана (детский праздник) и Бизе («Искатели жемчуга»)». И вот в 1908 году губернатор уже запрашивает полицмейстера, «не встречается ли препятствий к исходатайствованию ему (Бановичу) награды за заслуги по Министерству Народного Просвещения». В 1911-1912 гг., помимо всего прочего, Банович обучает музыкантов Боголюбовского и Ставровского оркестров Владимирского уездного комитета попечительства о народной трезвости. Интересно, что в апреле 1912 г. в Народном доме прошел «своего рода экзамен боголюбовскому духовому оркестру», состоявшему из 256 человек, которых, начиная с октября 1911 г. обучал Г.Л. Банович. Оркестр сыграл гимн, отрывки из опер, танцы и др. Слушать его игру прибыл сам губернатор Сазонов, и «игра оркестра вызвала похвалу». Тогда-то члены комитета Попечительства о народной трезвости и получили разрешение организовать подобный оркестр и в Боголюбово. Будучи членом Правления общества детской помощи, Г.Л. Банович принимает деятельное участие в
организации благотворительных концертов в его пользу, и сам выступает в них с военным оркестром. Надо сказать, что в этих концертах участвовали и его племянники и племянницы. Из 11 известных нам детей его брата Моисея Лейбовича Бановича многие имели музыкальное образование. Упоминание участия некоторых из них в благотворительных концертах встречаются в местной прессе в 1906–1908 гг.: Минар Банович (скрипка), Фрол Банович (виолончель), Тауба Банович (рояль). В одной из заметок сказано: «Из исполнителей необходимо отметить игру семейства гг. Бановичей на рояли, виолончели и скрипке. Особенно хорошо исполнена на скрипке М.М. Банович «Легенда» Венявского».
И позднее, в 1912-1913 гг., то и дело на утверждение полицмейстера представлялись афиши различных концертов, по окончании которых устраивались танцы под оркестр 9-го гренадерского Сибирского полка, управляемый Бановичем: в пользу «недостаточных владимирок-слушательниц» Московских и Санкт-Петербургских высших женских Бестужевских курсов, в пользу «недостаточных» студентов-владимирцев Московского Императорского университета и т.п. Вот, кстати, как описывал гимназические танцевальные вечера в зале Дворянского собрания их
участник, в то время ученик Владимирской мужской гимназии Михаил Васильевич Косаткин: «Великолепный танцор и дирижер, капитан Шмидт, выступал на блестящих традиционных студенческих балах 26 декабря каждого года. Они обычно завершали концерты с участием виднейших московских артистов и привлекали к себе массу публики. А когда начинался бал и танцы, тогда убирались стулья, прекрасный зал Собрания освобождался от не танцующей публики, и начинались танцы под красивые звуки оркестра Сибирского полка под управлением Бановича. В них участвовал весь цвет владимирских красавиц – полковые дамы, молодые жены судейцев, московские курсистки, взрослые гимназистки в окружении блестящих офицеров и студентов, а в центре капитан Шмидт или танцующий
вальс в первой паре или дирижировавший кадрилью, проводя впереди всех «королеву бала», признанную всеми красавицу».
Стоит отметить, что в одном из упомянутых выше концертов (26 декабря 1912), сопровождавшихся балом с приглашением оркестра Бановича, участвовала знаменитая скрипачка Лея Сауловна Любошиц (1885-1965). По
приглашению Владимирского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО), в которое была преобразована в 1915 году музыкальная школа П.А. Ставровского, выступали во Владимире также прославленный педагог, основатель так называемой русской скрипичной школы Леопольд Семенович Ауэр (1845-1930), его ученик, известный скрипач Борис Осипович Сибор (настоящая фамилия Лифшиц; 1880-1961) 20, участник струнного квартета Харьковского отделения ИРМО, скрипач Исаак Евсеевич Букининк (1867–1942).
И уж если речь зашла о широко известных музыкантах, то нельзя в нашем рассказе обойти вниманием следующие интересные факты. 21 октября 1912 г. в еврейском поселке, располагавшемся между селами Зуево и Орехово, последнее из которых входило тогда в состав Владимирской губернии, в семье часовщика Вульфа Хаимовича Флиера родился еще один сын, в последующем один из крупнейших пианистов ХХ в., интерпретатор романтической музыки, с 1937 г. – преподаватель, с 1945 г. – профессор Московской консерватории (среди его учеников – композитор и пианист Р. Щедрин) Яков Владимирович (очевидно, Янкель Вульфович) Флиер (1912-1977). А 16 января 1869 г. в должность городового врача Меленок Владимирской губернии вступил Исайя Гиршевич Браудо, с 1878 г. – городовой врач Владимира, с 1884 г. – владимирский уездный врач, с 1886 г. владевший собственным домом на Студеной горе. Таким образом, вместе с отцом приехал во Владимирскую губернию и вырос здесь его сын (окончил Владимирскую мужскую гимназию), историк, библиограф, писатель и общественный деятель Александр Исаевич Браудо (1864-1924). Для нас же интересно то, что Александр Исаевич – отец выдающегося российского органиста, крупнейшего знатока и исследователя старинной музыки, наставника нескольких поколений ленинградских музыкантов, вдохновенного пропагандиста современного органного творчества Исайи Александровича Браудо (1896-1970).
И, наконец, несколько слов о тех, кто, не являясь музыкантом, тоже внес свой вклад в музыкальное воспитание владимирцев, делал их жизнь более интересной, разнообразной. Речь о предпринимателях, торговавших пластинками, приборами для записи и воспроизведения музыки и музыкальными инструментами. Наиболее известными из подобных магазинов были принадлежавший Хаве Мордуховне Перкус (Большая улица, дом Ковалева, позднее – дом городского Общества рядом с булочной Курнавина) и чете Ржительницких, Арону Гиршевичу и Фейге Гиршевне. В первом продавались скрипки, гитары, балалайки, мандолины, граммофоны, во втором – патефоны, граммофоны, пластинки, рояли, пианино и ноты. При магазине Ржительницких находилась мастерская по починке музыкальных инструментов. Михаил Васильевич Косаткин, вспоминая годы юности, проведенные во Владимире, так рассказывал о магазинах, находившихся в Малых торговых рядах: «К нему (к магазину Ивановой) примыкал большой магазин Ржительницкого, бойко торговавший входившими тогда в моду граммофонами и всевозможными граммофонными пластинками с записями голосов Шаляпина, Вяльцевой, Неждановой, что являлось благородным развлечением обывателя». Рекламируя свой магазин, А.Г. Ржительницкий предлагал рояли и пианино лучших фабрик, ноты всех изданий, граммофоны, патефоны, пластинки (Пате и граммофонные) в большом выборе.