Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
01:53
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Курсы церковного пения и педагогические курсы для учащих в церковных школах Владимирской епархии (20 июня — 3 августа 1902 г.)

Курсы церковного пения и педагогические курсы для учащих в церковных школах Владимирской епархии (20 июня — 3 августа 1902 г.)

Временные курсы для учащих в церковных школах Владимирской епархии были учреждены в 1902 году в г. Владимире по распоряжению Училищного при Св. Синоде Совета от 4 мая сего года за № 2640. Согласно этому распоряжению, на курсы должно было вызвать не менее 80 слушателей, учебные занятия вести в течение полутора месяцев и во время занятий обратить особенное внимание на методику преподавания церковного пения в начальных школах, на расходы по курсам отпущено было 3200 руб.
Владимирским Епархиальным Училищным Советом заблаговременно были сделаны все нужные приготовления для открытия курсов в назначенный срок. Помещение для учебных занятий и общежития учителей с столовыми и постельными принадлежностями было любезно и бесплатно предоставлено Духовной Семинарией: помещение для общежития учительниц было устроено в здании Владимирского Епархиального женского училища с платой по 3 р. 50 к. с лица за время курсов; стол для учителей и учительниц был устроен общий в Духовной Семинарии. Хозяйство велось администрацией курсов при бесплатном пользовании всеми хозяйственными принадлежностями в Семинарии.
Инспектором курсов, согласно § 8 Правил для курсов изд. 1899 г., назначен был Высокопреосвященнейшим Сергием Епархиальный Наблюдатель В.Г. Добронравов; в должности помощника инспектора Влад. Епархиальн. Училищным Советом утвержден инспектор Влад. Дух. Семинарии И.В. Соболев; для попечения об учительницах были приглашены воспитательницы Влад. Епарх. женск. училища Ек. С. Еленевская и А.Н. Вознесенская, которые исполняли свои обязанности поочередно. В помощь по ведению хозяйства на курсах был приглашен эконом Семинарии священник Влад. Беляевский.
Учебное дело на курсах велось нижеследующими лицами: инспектор курсов В.Г. Добронравов руководил занятиями по русскому языку и счислению (приглашенный для преподавания методики арифметики на курсах не мог явиться по семейным обстоятельствам); помощник инспектора курсов И.В. Соболев преподавал методику Закона Божия, ц.-славянского чтения и чистописания; регент архиерейского хора А.Е. Ставровский и учитель Владим. дух. училища Н.М. Соловьев преподавали на курсах церковное пение; первый преподавал теорию пения и обучал скрипичной игре, а второй практически проходил одноголосное и хоровое пение, руководил занятиями церковным пением в устроенной при курсах школе и управлял хором курсистов за богослужением в церкви.
На курсы Владим. Епархиальн. Училищным Советом были вызваны учителя и учительницы, не получившие среднего образования, не слушавшие ранее систематического курса методики и бывшие ученики второклассных школ; к ним присоединено было небольшое число учительниц (6) из окончивших женское Епарх. училище и 1 окончивший курс в Духовной Семинарии; всего было вызвано 89 учителей и учительниц: из Александровского уезда — 19, Владимирского — 11, Вязниковского — 7, Гороховецкого — 4, Ковровского — 6, Меленковского — 4, Муромского — 10, Переславского — 7, Покровского — 6, Суздальского — 5, Шуйского — 1 и Юрьевского — 5. Такое превышение назначенной нормы (80 чел.) было допущено вследствие опыта прежних курсов, когда вызванные на курсы не все являлись по разным причинам. В настоящем году по известным и неизвестным причинам не явилось только 7 человек, а затем во время уже курсов по разным причинам (по болезни, семейным, домашним и другим обстоятельствам) были отпущены домой 14 человек и 1 в начале курсов (22 июня) безвременно скончался; таким образом, к концу курсов состояло командированных слушателей и слушательниц - 68.
Но кроме этих, т. е. обязательных слушателей, инспектором курсов, на основании § 13 Правил о курсах, допускаемы были и вольнослушающие. Таких лиц более или менее систематически посещавших уроки на курсах зарегистрировано 16. Но кроме их, постоянно являлись разные лица из учащих в школах церковных и земских, которые и допускались с разрешения Инспектора курсов на уроки. Таким образом, на курсах ежедневно бывало не менее, а иногда и более 80 слушателей.
Учебные занятия на курсах начались 20 июня, к каковому числу собрались почти все вызванные. В этот день произведены были предварительные испытания явившимся на курсы в знании церковного пения с тем, чтобы на основании этих испытаний разделить их на две группы, — старшую и младшую, смотря по степени знания пения. При сем оказалось, что на старшей группе могли обучаться 20 учителей и 1 учительница, остальные же причислены к младшей группе.
21-го июня состоялось торжественное открытие курсов. В 9 ½ часов утра в зале Дух. Семинарии Председателем Владимирского Епархиального Училищного Совета Преосвященнейшим Платоном, в сослужении о.о. членов Совета и других лиц, был отслужен молебен Спасителю и Божией Матери; за молебном пел только что сформированный хор из курсистов и курсисток. После молебна Преосвященный, объявив курсы открытыми, обратился к слушателям с следующими словами: «Распоряжением Училищного Совета при Св. Синоде открываются у нас ныне в нашем городе Владимире курсы для учителей и учительниц церковно-приходских школ, на которые вы и собраны. Советую вам внимательно отнестись к вашим занятиям. Помните, что вы должны быть не только учителями, но и воспитателями молодого поколения простого народа. Вы должны сообщить своим школам и придать им характер церковности. Учение о вере, конечно, лежит по большей части на пастырях Церкви. Но кроме вероучения в школе преподаются и другие науки. Пусть они преподаются и чем больше, тем лучше. Но над всеми ими должна господствовать церковность, она все собою должна проникать, всему давать свой смысл и направление. Одно из самых лучших средств к усвоению существенных внутренних сторон церковности есть живое непосредственное, деятельное участие учеников в церковности внешней обрядовой, т. е. в пении и чтении церковном. Но чтобы успешнее вести обучение церковному чтению и пению, недостаточно только вам самим хорошо знать эти предметы, но требуется знать самые методы преподавания сих предметов. Для сей цели вы и призваны ныне, чтобы лучше познакомиться на практике с лучшими методами и приемами преподавания церковного пения и чтения и прочих предметов, входящих в круг школьных ваших занятий. Господь Иисус Христос благословит вас на сие благое дело и поможет вам с успехом совершить его для пользы Церкви и Отечества».
По отбытии из Семинарии Преосвященного, Инспектором курсов был разъяснен слушателям характер предстоящих им занятий, а вслед за сим начались регулярные учебные занятия по заранее составленному расписанию.
В течении первой половины курсов, до 14 июля, ежедневно было по 7 уроков, — 5 до обеда и 2 вечерних, а с 15 июля, частью вследствие утомления слушателей, а частью потому, что значительная доля учебного материала была уже пройдена, число уроков сокращено было до 5 — 4 до обеда и 1 вечерний.
Согласно § 10 Правил для курсов и вследствие особого распоряжения Училищного при Св. Синоде Совета, почти половина учебных часов на курсах была посвящена изучению церковного пения. При занятиях пением, как отмечено было выше, слушатели были разделены на две группы: на младшей группе изучались изустно и по нотам — круг богослужебного пения Православной Церкви и общая теория пения; на старшей — круг богослужебного пения в хоровом изложении, общая теория пения и элементарные сведения по гармонии. В связи с уроками пения желающим были предложены уроки скрипичной игры, на коих они были приучены пользоваться скрипкой при обучении пению в школе. Объем и порядок преподанного по церковному пению на курсах определялись особою программою, приложенною к Правилам для курсов изд. 1899 г.
Но так как в силу распоряжения Училищного при Св. Синоде Совета следовало обратить особенное внимание на методику преподавания пения, то Инспектором курсов предложено было преподавателям пения, не ограничиваясь прохождением вышеуказанной программы, сообщать слушателям все необходимые методические указания о надлежащей постановке обучения церковному пению в начальной школе.
Указания даны были следующие:
1. Воспитательное и образовательное значение пения, как искусства.
2. Религиозно-нравственное значение церковного пения.
3. Задача, объем, цель преподавания церковного пения, как предмета обучения в церковной школе.
4. Краткий обзор руководств и пособий по обучению церковному пению.
5. Различные методы обучения пению и их оценка с точки зрения применимости к церковной школе.
6. Учебные пособия при преподавании пения в начальной школе.
7. Ход занятий по церковному пению на младшей группе: а) С чего и как начать занятия пением в школе? Ознакомление с учениками и предварительные беседы о пении. Группировка детей по способностям и познаниям. Приготовительные голосовые упражнения. Разъяснение и уяснение на слух высоты и длительности звуков, б) Унисонное пение c голоса или понаслышке простейших молитв и церковных песнопений всем отделением, группами и одиночное на одном тоне, на двух, трех и четырех, в) Нотное пение: изображение музыкальных звуков и постепенное ознакомление с гаммою.
8. Ход занятий по церковному пению со средней и старшей группами:
Предмет занятий: а) голосовые упражнения; б) повторение гаммы; в) распределение поющих на два голоса; г) двухголосные упражнения; д) двухголосное пение молитв и песнопений разученных в 1-й год обучения; е) разучивание новых песнопений из Литургии и Всенощного бдения; ж) гласовое пение. Приемы изучения гласовых мелодий.
9. Хоровое пение, а) Его постановка и меры к его благоустройству, б) Приемы разучивания хоровых пьес.
Все вышеизложенные указания были даны преподавателем пения на курсах Н.М. Соловьевым. На уроках теории пения другим преподавателем А.Е. Ставровским даны были указания относительно организации хора: 1) Однородный женский или детский (школьный хор). Выбор более способных к пению. Количество хора вообще и разделение голосов по партиям. Возраст мальчиков-певцов.
2. Однородный мужской хор. Разница его от женского хора. Число лиц в каждой партии.
3. Смешанный хор. Из каких голосов составляется. Распределение голосов по партиям в хорах, состоящих из 12, 16, 20 и 25 человек. Ведение спевок и пение в церкви. Задавание тона по камертону. Давание темпа рукой.
В дополнение к этим указаниям, приемы преподавания пения в начальной школе были показаны и практически в устроенной при курсах школе; здесь дано было 5 уроков пения с учениками младшими и старшими преподавателем пения Н.М. Соловьевым и под его руководством слушателями курсов. Уроки эти затем были разобраны с методической стороны.
Другая часть учебных занятий на курсах состояла в ознакомлении слушателей и слушательниц с правильными приемами начального обучения в церковной школе. Такое ознакомление было необходимо потому, что большая часть из вызванных на курсы не слушали до поступления на службу систематического курса дидактики и методики и не имели собственного опыта за кратковременностью службы в школе.
Эти учебные занятия на курсах организованы были согласно §§ 6, 7, 8 и 9 Правил о временных педагогических курсах изд. 1899 г. и носили по преимуществу практический характер.
В первые дни слушателям были сообщены предварительные сведения о надлежащей постановке учебного дела в церковно-приходских школах, а затем была организована образцовая одноклассная церковно-приходская школа в составе 31 ученика (старшая и средняя группа составлены были из учеников образцовой при Семинарии школы, a 11 мальчиков были приняты вновь). В этой школе сначала были даны примерные уроки учителем образцовой при Владимирской Семинарии школы, а потом почти до конца курсов давались уроки слушателями и слушательницами по назначению Инспектора курсов и под руководством преподавателей соответствующих предметов. Предмет урока назначался преподавателем, под его непосредственным руководством составлялся заблаговременно подробный конспект урока, который тщательно просматривался и, если оказывалось нужным, исправлялся. На другой день обычно давался урок по этому конспекту в присутствии всех слушателей, которые должны были следить за методическою стороною урока, а два особо назначенных рецензента должны были записывать свои наблюдения и замечания. В последующие часы урок обсуждался и разбирался с методической стороны преподавателем. Порядок этих методических бесед был следующий: первоначально обсуждались замечания рецензентов, потом замечания других слушателей, все это исправлялось и дополнялось руководителем и в заключении устанавливались положительные методические указания о преподавании данного урока. Конспекты уроков и методический разбор их вносились в особые книги. Таких уроков и последующих методических бесед о преподавании всех предметов курса начальной школы, кроме церковного пения, было в течение курсов 84, а именно: по Закону Божию 5 уроков и 5 бесед, по церковно-славянскому чтению 8 уроков и 8 бесед, по чистописанию 4 урока и столько же бесед, по русскому языку 13 уроков и 18 бесед, по счислению 9 уроков и 10 бесед.
В частности на курсах преподано следующее.
1) По методике Закона Божия на предварительных беседах слушатели были ознакомлены с особенно важным значением Закона Божия среди других предметов церковных школ (по цели и задаче его — воспитывать детей в духе православной веры и благочестия). Были указаны частные предметы курса Закона Божия и задача каждого из них; указан порядок распределения этих предметов при их преподавании в школе и главные методические приемы этого преподавания.
Затем законоучителем образцовой при Семинарии школы даны были в школе при курсах примерные уроки Закона Божия: на младшей группе — наставление о том, как надо молиться Богу, изъяснено понятие о Боге и о некоторых Его свойствах; на средней группе рассказана история благословения детей Спасителем и на старшей — сообщено понятие о Символе веры, его происхождении, разделении на члены и разъяснен первый член.
После этих предварительных теоретических разъяснений преподавания Закона Божия в школе, слушатели сами уже давали уроки Закона Божия в школе при курсах под руководством преподавателя И.В. Соболева. С учениками младшей группы на таких практических уроках уяснено было понятие о Боге и о Его свойствах, о молитве человека к Богу, при чем объяснены были детям и заучены ими краткие начальные молитвы; с учениками средней группы пройдены — история Благовещения Пресв. Деве Марии, история Рождества Христова и поклонения родившемуся Спасителю Вифлеемских пастырей. Ученикам старшей группы преподано объяснение 1, 2 и 3 членов Символа веры. В методических беседах, следовавших за этими уроками, слушателям курсов разъяснялось, насколько каждый из этих уроков удовлетворял общедидактическим, методическим и педагогическим требованиям и в чем именно, при чем рассматривались и отрицательные стороны урока. Таким путем постепенно уяснялись все главные методические приемы обучения каждому из предметов Закона Божия.
2) На предварительных беседах по методике преподавания церковно-славянской грамоты слушателям сообщено было об этом предмете, как ближайшем пособии для Закона Божия, о задачах и целях обучения этому предмету (довести детей до уменья разумно пользоваться церковно-славянской грамотой для развития и укрепления в них духа церковности и любви к церковному чтению), указан общий ход обучения этому предмету и главные методические приемы преподавания его.
После этого учителем образцовой при Семинарии школы дан был примерный урок церковно - славянского чтения с учениками средней и старшей групп, а затем сами слушатели, под руководством преподавателя, вели практические занятия по церковно-славянскому языку в школе: на средней группе ими ведено было объяснительное чтение из Евангельской истории (о Благовещении Пресв. Деве Марии, о свидании Девы Марии с праведною Елизаветою, о рождении Иоанна Предтечи и о Преображении Господнем), а на старшей группе из шестопсалмия прочитаны и объяснены псалмы 3, 37. 62 и 87-й.
На беседах, сопровождавших практические уроки слушателей, постепенно выяснялись методические требования этих уроков по церковно-славянскому языку, уяснялись приемы, как довести учеников до уменья читать по церковно-славянски правильно, сознательно, благоговейно и псалмодически (по церковному). Указаны существующие руководства и журнальные статьи по обучению церковно-славянской грамоте.
3) В предварительной беседе по методике обучения чистописанию определены объем и задача обучения детей чистописанию, уяснен рациональный метод этого обучения, указан ход обучения и рассмотрены существующие пособия.
Согласно этим указаниям, под руководством преподавателя, слушатели давали практические уроки письма в школе: на младшей группе дети ознакомлены были с правильным положением тела при письме и с исполнением некоторых предварительных упражнений в письме — по прописи Гербача: на средней группе дети упражнялись в связном письме целых слов по графической сетке (преимущественно коренных слов с буквою ѣ); на старшей — упражнялись в переходе к скорописи (по прописи Гербача). На бывших после уроков методических беседах слушателям повторены и дополнены методические требования, от знания и умелого применения коих зависит успех в деле обучения письму.
4) На предварительных беседах по методике преподавания русского языка в начальной школе уяснены были основные методические приемы обучения чтению и письму (в отношении правописания и правильного изложения мыслей); затем преподавателем даны были два урока в школе при курсах: с младшими проведена предварительная беседа, с средними прочитана статья: «Благодатный дождь», а старшие в это время исполняли самостоятельную работу, — изложение прочитанного по вопросам. После этого практические уроки велись под руководством преподавателя самими слушателями. За время этих уроков младшим ученикам преподаны предварительные звуковые упражнения (деление речи на слова, слов на слоги и звуки), ученики ознакомились с гласными и некоторыми согласными звуками и буквами (напр. х, м, с), научались читать слоги и слова, составленные из известных букв, по карточкам и букварю: с средними и старшими учениками прочитано несколько статей различного содержания, прозаических и поэтических (стихотворения, басни, географические описания, бытовые и назидательные рассказы) из книг Одинцова и Богоявленского, чтобы произвести опыты объяснительного и выразительного чтения; им же преподаны и па диктантах проверены некоторые правила правописания (напр. письмо сомнительных согласных, употребление буквы е в конце слов), произведены опыты письменного изложения мыслей в виде ответов на вопросы (по учебнику Некрасова напр. изложены — история Крещения Господня, Рождества Богородицы, описание зимы) и, наконец, старшим ученикам дано понятие об имени существительном собственном и нарицательном, о его родах. Все вышеуказанные уроки в последующих беседах были методически разобраны при участии самих слушателей, при чем установлены надлежащие приемы и способы преподавания в школе тех или иных частностей.
5) На предварительных беседах по методике счисления был выяснен план и порядок занятий этим предметом в начальной школе и установлены основные приемы обучения ему. Затем учителем образцовой при Семинарии школы даны были два примерных урока арифметики в школе при курсах: на младшей группе сделан был приступ к обучению счислению (счет предметов до 10), со старшими показан был пример классного решения задачи. После этого уроки счисления в школе велись самими слушателями под руководством преподавателя. Во время этих уроков преподано следующее: младшие ученики рядом последовательных упражнений доведены до уменья складывать и вычитать в пределах 10, решать задачи на эти действия в данных пределах, писать некоторые цифры (1, 2, 3, 4, 5) и знаки +, =; со старшими и средними учениками решено было в классе несколько задач разных типов, средним в отдельности показана была нумерация до 10000, а старшим дано понятие о составных именованных числах. По поводу всех этих уроков велись соответствующие методические беседы, на которых — в связи с разобранными уроками — и устанавливались надлежащие методические приемы преподавания счисления в школе.
В последние дни на курсах все преподанное ранее в частных беседах было обобщено, и где нужно, пополнено; рассмотрены были программы ц.-приходских школ и показано, каким образом разделенный в программах на 2 года учебный материал распределить при трехлетнем курсе обучения в ц.-приходской школе; разъяснено было, каким путем целесообразнее распределить занятия с тремя группами в школе, какие давать самостоятельные работы по каждому предмету — письменные и устные и как относиться к ним; рассмотрены были учебники, принятые в церковно-приходских школах, и указаны способы целесообразного пользования ими, указаны более полезные методические руководства и пособия для учащих; рекомендовано учащим обратить серьезное внимание на внеклассное чтение книг школьниками и на организацию чтения книг бывшими учениками школы.
В заключение Инспектор курсов остановил внимание слушателей на особенном характере церк.-приходской школы в, отношении воспитания и обучения в ней, чтобы учащие ясно представляли эти особенности своей школы и соответственно этому вели свое учебное и воспитательное дело.
Обобщая все вышеизложенное об учебных занятиях на курсах, можно сказать, что здесь преподано было все нужное для неопытного учителя, показано было теоретически и практически, как поставить школьное дело на более правильный путь. Остается только пожелать, чтобы приобретенные сведения бывшие слушатели курсов сумели приложить к делу в своих школах.
Кроме уроков и методических бесед, слушатели могли пополнять свои знания и чрез чтение соответствующих книг из библиотеки при курсах. Эта библиотека, устроенная еще в 1898 и 1899 гг., пополнена была значительно и в текущем году; в ней имеются уже все полезные для учащих руководства и пособия, журналы «Церковно-приходская школа» и «Народное образование» почти за все годы. Слушатели с охотою брали из нее книги и, кажется, не было среди них ни одного, который бы не прочитал одной или двух книжек.
В свободное от уроков время некоторые из слушателей посещали пасеку, устроенную Братством Св. Благ. Кн. Александра Невского; заведующий пасекой о. диакон любезно давал обстоятельные объяснения и руководственные указания по пчеловодству посетителям.
В воскресные и праздничные дни слушатели и слушательницы присутствовали за богослужением в Богородицкой при Владимирской Семинарии церкви; за богослужением пел хор из курсистов и курсисток, под управлением преподавателя пения на курсах Н.М. Соловьева, и положенные по церковному чину чтения производились слушателями по очереди.
В праздничные же дни совершено было, под непосредственным руководством Инспектора курсов, несколько экскурсий. 30-го июня сделано было историческое обозрение гор. Владимира, остатков старины в нем, показан был и разъяснен древний план гор. Владимира; обозрение закончилось Успенским Княгининым монастырем, где поклонились мощам почивающего здесь мученика Авраамия, осмотрели древний храм, ризницу и рукодельные работы в монастырской школе.
5-го июля посетили Успенский кафедральный собор, поклонились почивающим там благоверным князьям и Владимирской иконе Богоматери и ознакомились, под любезным руководством о. Ключаря собора, со всеми достопримечательностями этого древнейшего на Руси храма.
14-го июля совершено паломничество в Боголюбов монастырь; после Литургии пропели молебен перед чудотворной иконой Боголюбской Божией Матери, посетили древнюю Покровскую церковь на берегу р. Нерли; обитель любезно принимала молодых паломников, которым предложен был чай и обед.
20-го и 21-го июля слушатели и слушательницы курсов посетили древлехранилище при Братстве Св. Благоверн. Кн. Александра Невского; заведующий древлехранилищем любезно показал и истолковал хранящиеся там интересные памятники церковной старины. Слушатели с большим интересом относились ко всем этим экскурсиям и оставалось только пожалеть, что не все праздничные дни можно было наполнить подобными полезными путешествиями.
2-го августа, согласно § 17 Правил о курсах изд. 1899 г., в присутствии Председателя Владимирского Епархиального Училищного Совета Преосвященного Платона, Епископа Муромского, о. ректора Семинарии Архимандрита Евгения и других членов Епарх. Училищного Совета, при участии руководителей курсов и преподавателей, было произведено слушателям и слушательницам испытание по церковному пению; бывшие на старшей группе были испытываемы в знании хорового пения и умение управлять хором, бывшие же на младшей группе — в знании одноголосного пения. На испытании выяснилось, что 14 человек могут организовать хор и управлять им, 48 могут обучать в школе одноголосному пению; 7 человек признаны недостаточно приготовленными и частью неспособными (за недостатком музыкального слуха) к преподаванию пения в школе.
Вечером 2-го августа в зале Семинарии, с разрешения и под руководством Инспектора курсов, применительно к § 15 Правил о курсах, устроено было литературно-музыкальное собрание. В первую половину вечера демонстрирован был г. Яхонтовым граммофон, это интереснейшее изобретение последнего времени; слушатели большей частью в первый раз слышавшие этот инструмент, принесли искреннюю благодарность его владельцу, бесплатно предложившему свои услуги для курсов. Во вторую половину хором курсистов исполнено было несколько пьес хоровых, некоторыми прочитаны были стихотворения и басни известных авторов и одним учителем — небольшое стихотворение собственного сочинения. Вечер прошел с большим оживлением и весело; на нем присутствовали, кроме курсистов и курсисток, руководители курсов и преподаватели, члены Епархиального Училищного Совета и другие лица, известные администрации курсов.
3-го августа курсы были закрыты. В этот день в 10 часов утра, в Богородицкой при Семинарии церкви, совершено было Преосвященнейшим Платоном, в сослужении о. ректора Семинарии и других членов Епархиального Училищного Совета, благодарственное Господу Богу молебствие. Тотчас же после молебна в зале Семинарии состоялся акт. Акт был открыт пением тропаря: «Днесь благодать Св. Духа нас собра...»; вслед за сим общим хором был пропет догматик 8-го гласа по обиходу; после этого Инспектором курсов был прочитан краткий отчет о курсах по учебной их части. По прочтении отчета детям, составлявшим школу при курсах, были розданы подарки, а в это время хором пропеты были — актовая песнь Гловача и гимн: «Братья славяне», а затем слушателям и слушательницам выданы были свидетельства об участии в занятиях на курсах и удостоверения в правоспособности преподавать в школе церковное пение или организовать хор.
Далее, Преосвященный Председатель Совета обратился к курсистам с следующими словами: «Достоуважаемые учителя и учительницы! Настал конец и вашим настоящим занятиям, с чем вас и поздравляю. Немного придется вам отдохнуть от ваших многотрудных занятий. В непродолжительном времени настанут для вас ваши собственные постоянные занятия с вашими учениками в школе. Вот здесь-то и постарайтесь приложить приобретенные вами познания в занятиях с учениками. Учите их всему полезному, преимущественно же научите их церковному пению и чтению, чтобы они сами могли участвовать в церковном богослужении. Кто с детства принимает участие в церковном богослужении чтением и пением, тот незаметно становится к Церкви в самые близкие отношения, сродняется с нею и эта привязанность к Церкви не изгладится у него на всю жизнь и может послужить вернейшею, для него охраною против всех соблазнов и увлечений. Старайтесь словом и примером воспитывать своих учеников в духе Православия, чтобы они любили Бога более всего, сохраняли уставы Церкви, наблюдали праздники и посты, почитали Государя, родителей и всякую законную власть. Господь Иисус Христос да поможет вам Своею Божественною благодатию!» Акт закончился пением народного гимна и молитвы «Достойно есть...»
Получив благословение Преосвященного, слушатели и слушательницы затем сердечно простились с своими руководителями и преподавателями. За полтора месяца пребывания на курсах все успели так сблизиться, что не без сожаления покидали город и товарищество... И нужно думать, что пребывание на курсах останется для всех светлой страницей в серой и довольно тяжелой учительской жизни.
N (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 1902 г.).
Братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и учредило в 1883 году во Владимире, при архиерейском доме Училище церковного пения.
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Летние курсы для учащих в церковно-приходских школах Владимирской епархии (1898)
Курсы педагогические и церковного пения для учащих в церковных школах Владимирской епархии в 1899 году
Курсы для законоучителей, учителей и учительниц церковных школ Владимирской епархии (30 июня — 30 июля 1911 года)
Владимиро-Суздальская епархия.
Учебные заведения губернского города Владимира

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (03.12.2020)
Просмотров: 600 | Теги: учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru