Курсы педагогические и церковного пения для учащих в церковных школах Владимирской епархии в 1899 году
Курсы педагогические и церковного пения для учащих в церковных школах Владимирской епархии в 1899 году
Курсы для учащих в церковных школах постепенно становятся общим и обычным явлением в жизни этих школ. По предложении Училищного при Св. Синоде Совета, истекшим летом устроены были курсы для учащих и в нашей епархии.
В руководство же, при организации курсов, даны были от того же Совета новые правила, внесшие некоторые изменения, сравнительно с прошлым годом, как в управление курсами, так и в учебные занятия на них. — Согласно с этими правилами, заведывание курсами во всех отношениях, вместо комиссии, возложено на Инспектора курсов, коим по преимуществу должен быть епархиальный наблюдатель; в облегчение ему назначается особый помощник, на которого возложен надзор за исполнением установленного на курсах порядка и ведение письменной и хозяйственной частей; для попечения об учительницах приглашается особая надзирательница.
Такими должностными лицами на наших курсах были: Инспектором курсов — Епархиальный наблюдатель священник А.А. Васильев, помощником его — преподаватель семинарии И.В. Соболев, надзирательницей при учительницах — воспитательница женского епархиального училища Т.П. Вознесенская. Для преподавания на курсах методики были приглашены преподаватели семинарии В.Г. Добронравов и И.В. Соболев, для обучения церковному пению — регент архиерейского хора А.Е. Ставровский и его помощник А.И. Остроумов.
Помещение для курсов было любезно уступлено духовной семинарией. Здесь происходили учебные занятия, здесь устроено было мужское общежитие и стол для учителей и учительниц вместе. Во внеклассное же время учительницы помещались в доме, нанимаемом женским епархиальным училищем. Самое хозяйство на курсах велось ныне иначе сравнительно с прошлым годом. В настоящем году семинария и женское училище дали только помещение, столовые и постельные принадлежности, все же остальное должно было вестись администрацией курсов, в помощь коей был приглашен эконом семинарии; в прошлом же году все хозяйство за определенную плату сдано было учреждениям, приютившим у себя курсы.
При содействии образцовой при духовной семинарии школы, заблаговременно организована и для курсов временная школа из 32 учеников с тремя группами; старшая и средняя группа образованы из соответствующих групп образцовой школы, а младшая из неграмотных мальчиков, принятых весною (имея в виду курсы) в ту же школу. Из этой же школы брались и все необходимые для школьных занятий наглядные пособия.
Для занятий на курсах Епархиальным Училищным Советом положено было вызвать 60 человек из учителей, учительниц, их помощников и кандидатов на учительские должности; но так как некоторые из них по разным причинам не явились на курсы, то вместо их Инспектором курсов допущено было 6 вольно-слушающих, так что число всех слушателей на курсах было 61. Большая часть слушателей состояла из лиц, не получивших среднего образования и имеющих звание учителя по экзамену. Такие учителя и учительницы, конечно, более других нуждаются в пополнении своих педагогических знаний и умения.
Продолжительность курсов в настоящем году была несколько сокращена, — вместо 6 недель прошлогодних, — на 1 месяц, ибо прошлогодний опыт показал, что полуторамесячные усиленные занятия (6 и более уроков в день) заметно утомляют слушателей. Ныне курсы были открыты 1 июля и закрыты 31 того же месяца.
1 июля, — перед началом занятий на курсах, — в зале духовной семинарии Преосвященным Платоном в присутствии членов Епархиального Училищного Совета, руководителей и преподавателей курсов, был отслужен молебен Спасителю и Божией Матери; затем Преосвященный благословил собравшихся и обратился к ним с следующими словами. «По распоряжению Св. Синода и ныне открываются у нас курсы для учащих в церковных школах. От души желаю вам полного успеха в ваших занятиях. Советую и к этому делу отнестись внимательно. Великая вам предстоит задача: вы должны быть не только учителями, но и воспитателями молодого поколения простого парода. Недостаточно будет научить их грамоте, но требуется направить их на добрый путь, привить им добрые навыки и обычаи. Добрые семена, посеянные в детстве, не могут но принести добрых плодов во время свое. Особенно советую вам заняться и усовершенствоваться в церковном пении, чтобы впоследствии вы могли обучать этому и своих учеников. Русский народ любит хорошее церковное пение. Я сам был свидетелем, с каким восхищением простой народ относится к хорошему церковному пению. Не заглушайте, но старайтесь развивать в них любовь к Богу, церкви и ко всему хорошему. Господь Иисус Христос да поможет вам своей Божественной благодатию»!
Вслед за этим собравшиеся на курсы слушатели и слушательницы были ознакомлены Инспектором курсов с характером предстоящих им занятий и правилами предстоящего образа жизни и были испытаны в своих познаниях по церковному пению. Это предварительное испытание было произведено затем, чтобы по степени познаний разделить слушателей па две группы и с каждой вести соответствующие занятия.
2 июля на курсах начались уже регулярные занятия. В виду сокращения продолжительности курсов решено было увеличить число ежедневных учебных часов; назначено было 5 утренних уроков и 2 вечерних (кроме дней предпраздничных). Кроме того, обучение игре на скрипке, входившее в прошлом году в число нормальных уроков, отнесено было ныне на внеклассное время.
Большая часть уроков (ежедневно 2 урока, а в некоторые дни три урока) отведена была церковному пению. Преподавание его велось но особой, выработанной еще па прежних курсах, программе, которая имеет целью приготовит учителей к обучению пению в начальной школе, а более способных — к организации и управлению хором. Для этой цели и занятия пением делились на теоретические и практические, которые шли отдельно с каждою группою; практике пения обучал А.И. Остроумов, а теории и скрипичной игре А.Е. Ставровский; всех уроков пения было 83.
Что касается ознакомления слушателей с правильными приемами обучения и вообще ведения школьного дела, то оно сравнительно с прошлым годом организовано было иначе. На прошлогодних курсах преподан был систематический курс методики всех предметов одноклассной церковно-приходской школы. Практические занятия слушателей в школе, бывшей при курсах, занимали второстепенное место и только до некоторой степени иллюстрировали теоретическое преподавание. Новыми правилами, данными в руководство курсам в текущем году, практические занятия слушателей в школе поставлены на первом плане и все методические указания и разъяснения должны были даваться и вестись в связи и по поводу данных курсистами уроков. Поэтому организованная при курсах временная школа начала функционировать тотчас по открытии курсов и занятия в ней велись ежедневно 2 — 3 часа до конца курсов. Первые уроки в ней имели характер образцовых и даны были учителем образцовой при семинарии школы священником А.И. Добролюбовым; они были даны по всем предметам школьного курса. В связи с этими уроками проведены были и соответствующие методические беседы.
После образцовых уроков начались уроки самих курсистов. Для этого составлено было инспектором курсов особое расписание, в коем на все учебные дни назначены были практиканты и предметы, по которым они должны были давать уроки. В руководство же преподавателям также заранее составлен был список т. н. типичных уроков по всем предметам школьного курса. В число этих уроков помещено следующее: I. По Закону Божию: 1) урок обучения молитвам; 2) урок священной истории в младшей группе; 3) урок священной истории в старшей и средней группе путем рассказа; 4) такой же урок путем чтения учебника; 5) урок объяснения символа веры; 6) — заповедей; 7) — молитвы Господней, и 8) урок объяснения богослужения. II. По Русскому языку: 1) вступительные уроки; 2) разложение речи на слова; 3) разложение слов на слоги и звуки; 4) выделение звуков из слов и слияние их с другими звуками; 5) ознакомление с буквой письменной и печатной; 6) чтение с учениками, изучающими алфавит (по слуху, по разрезной азбуке и по букварю); 7) чтение с учениками отдельных предложений; 8) сознательное и выразительное чтение статьи повествовательного характера в средней группе; 9) таковое же чтение статьи описательного характера на старшей группе, 10) чтение стихотворения; 11) письма под диктовку отдельных слов с учениками; 12) вывод правила правописания из примеров, предупредительная диктовка на это правило и проверка ее разными способами; 13) проверочная диктовка с разными способами исправления; 14) упражнения в правописании путем списывания с книги; 15) выделение из предложения главных частей; 16) приучение учеников разбирать предложения по вопросам; 17) выделение слов, обозначающих предмет, качество и действие; 19) изложение прочитанной в классе статьи по плану.
III. По Счислению: 1) прямой и обратный счет до 10 при помощи наглядных пособий; 2) беглый счет и устные задачи в пределах первого десятка; 3) разностное и кратное отношение чисел; 4) счет круглыми десятками и их письменное обозначение; 5) непрерывный счет до 100; 6) приемы устного сложения в пределах сотни и задачи на сложение; 7) тоже — на вычитание; 8) изучение таблицы умножения; 9) приемы устного умножения однозначного на двузначное число и задачи; 10) приемы устного деления и задачи; 11) устные задачи на четыре действия в пределе сотни; 12) решение задач на все действия любой величины; 13) письменнов изложение решения задачи; 14) простейшия дроби; 15) сложение на счетах и 16) вычитание на счетах. IV. По Церковно-славянскому чтению: 1) Изучение букв, сходных с русскими; 2) изучение букв, несходных с русскими; 3) отдельные названия букв; 4) чтение слов с титлами; 5) чтение изречений по азбуке Ильминского; 6) чтение с переводом по книге Ильминского «Обучение церковно-славянской грамоте»; 7) чтение псалма с переводом непонятных выражений; 8) чтение псалмодическое, и 9) чтение Евангелия.
V. По Чистописанию: 1) приучение учеников правильно сидеть, держать доску, перо и проч.; 2) черчение линий отвесных, горизонтальных и наклонных и др.; 3) графическая сетка и письмо элементов; 4) письмо элементов и букв; 5) письмо элементов и букв заглавных и 6) письмо под такт. VI. По Церковному пению: 1) упражнения для развития слуха; 2) упражнение детей в длительности звука; 3) — в высоте звука; 4) изучение гаммы и знакомство с церковною нотой; 5) изучение простейших песнопений, и 6) изучение осмогласия. Этот список составлен был затем, чтобы намеченные уроки по возможности были проведены и разъяснены во временной при курсах школе, или по крайней мере методические указания относительно их даны были преподавателями в своих беседах с слушателями. Самый ход практических занятий слушателей и методических бесед на курсах был следующий. Намеченным в списке учителям и учительницам заблаговременно назначались темы урока, т. е. указывались: статья, которую нужно будет прочитать на той или иной группе, правило, которое нужно выяснить, и т. п. Для урока на данную тему составлялся практикантом подробный конспект, где излагался весь ход урока и все нужные для достижения намеченной цели методические приемы, указывались самостоятельные работы для групп, незанятых с учителем, и проч. Конспект этот обсуждался в классе при участии всех слушателей и, если было нужно, исправлялся и видоизменялся; если же не было времени для такого публичного рассмотрения конспекта, то он обсуждался и исправлялся в особой личной беседе преподавателя с практикантом во внеурочное время. На следующий день согласно этому конспекту давался практикантом урок. За исполнением уроков должны были следить все присутствующие курсисты, по на каждый раз кроме сего назначались два особых, т. е. присяжных рецензента, которые должны были следить за уроком с особенным вниманием и, записав свои замечания, представить их преподавателю методики. Эти замечания, а также и конспекты уроков вносились в особую книгу. После урока обыкновенно через час или на вечерних занятиях производился подробный разбор его. Обычно прежде всего предлагаемо было самому практиканту высказать суждение о своем уроке. При более спокойном состоянии духа, практикант нередко указывал на допущенные им промахи и верно определял те средства, какими нужно было пользоваться на уроке; таким образом недостатки урока оказывались случайными. Затем прочитывались и обсуждались замечания рецензентов, выслушивались и обсуждались замечания и со стороны других слушателей. Таким образом, всякий урок подвергался детальному рассмотрению со стороны самих курсистов. Преподаватель в заключение обобщал все эти замечания и рассуждения, оценивал их справедливость и, если было нужно, дополнял своими замечаниями относительно хода урока. На основании этого разбора устанавливались и положительные методические указания относительно того или иного пункта преподавания. Теперь, чтобы видеть, какие методические разъяснения и указания сделаны были на курсах текущего года, нужно перечислить данные курсистами в школе уроки, в тесной связи с коими стояли эти разъяснения.
Уроки даны были следующие: I. По Закону Божию: 1) объяснение 1-го члена символа веры на старшей группе, история сотворения мира на средней и предварительные понятия о Боге и о молитве на младшей; 2) второй член символа веры на старшей группе, понятие о крестном знамения и молитва «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» на младшей; 3) молитва Иисусова — на младшей группе, история Рождества Христова — на средней и окончание объяснений 2-го члена символа веры на старшей; 4) история благословения детей Иисусом Христом — на младшей группе, история Синайского законодательства на средней и о Законе Божием и в частности о десяти заповедях на старшей; 5) молитва «Слава Тебе, Боже наш» и т. д. — на младшей группе, история устройства скинии — на средней и приступ к объяснению первой заповеди на старшей; 6) заучивание наизусть молитвы Святому Духу на младшей группе, помазание Саула на царство — на средней и объяснение I-й заповеди на старшей; 7) объяснение молитвы Святому Духу па младшей группе, помазание Давида на царство на средней и окончание объяснений I-й заповеди на старшей, и 8) понятие о христианском богослужении, о литургии и в частности о проскомидии — на старшей группе и история насыщения Иисусом Христом 5000 человек пятью хлебами — на средней группе.
II. По Церковно-славянскому языку: 1) чтение, перевод и объяснение 3-го псалма (образцовый урок); 2) чтение первых 3-х стихов 37 псалма — на старшей и средней группах и приступ к ознакомлению младших с церковно-славянскою азбукой; 3) ознакомление с первыми двумя буквами славянской азбуки — на младшей группе, чтение истории Сретения Господня на средней и чтение 3 — 10 стихов 37 псалма на старшей группе, и 4) ознакомление с 3-й буквой церковно-славянской азбуки на младшей группе, чтение истории Преображения Господня на средней (с объяснением надстрочных знаков) и объяснительное чтение воскресного Евангелия на старшей группе.
III. По Русскому языку: 1) приготовительные упражнения с младшими, объяснительное чтение ст. «Ангел-хранитель» с старшими, средним письменная работа на сомнительные согласные (образцовый урок); 2) разложение речи на слова — на младшей группе, объяснительное чтение статьи «Мудрый судья» на средней и письменное изложение в виде ответов на вопросы рассказа о Рождестве Пресвятой Богородицы; 3) деление слов на слоги — на младшей группе, объяснительное чтение стих. Пушкина «Осень» на старшей и упражнение на сомнительные согласные на средней; 4) повторение предыдущих уроков на младшей группе, чтение стих. «Весна» на средней и письменное изложение по вопросам рассказа о Введении во храм Пресвятой Богородицы; 5) упражнение в делении слов на звуки — на младшей группе, чтение статьи «Ночь на Светлый праздник в Петербурге» на старшей и самостоятельная работа на средней; 6) с младшими упражнения в выделении звуков и ознакомление с буквою о, средним — объяснения правила употребления буквы е в конце слов, старшим — проверочный диктант из руководства Некрасова вып. I № 33; 7) на младшей группе — повторение предыдущих упражнений и ознакомление с буквой а, на старшей — понятие о предложении и его главных частях, средним — самостоятельные работы на показанное в прошлый урок правило; 8) на старшей группе — описание зимы по вопросам, на средней — проверочный диктант, на младшей — ознакомление с звуком и буквой х; 9) на младшей группе ознакомление с звуком и буквою м, чтение слогов и слов из известных букв, на средней объяснительное чтение ст. «Венок из васильков» и на старшей — упражнение в составлении предложений; 10) на младшей ознакомление с звуком и буквою с и упражнение в чтении слогов и слов, на старшей — понятие об имени существительном и его родах, средним — самостоятельная работа. IV. По Чистописанию: 1) на младшей группе — объяснение, как сидеть при письме и проч. и упражнения в черчении, на средней — письмо под такт строчных линий, на старшей — письмо прописных букв; 2) на младшей группе — второе предварительное упражнение по прописи Гербача с объяснением, на средней — письмо под такт букв первой группы и на старшей — письмо под такт букв средней величины; 3) на младшей группе — черчение наклонных и дуги, на средней письмо под такт букв л, м и н, на старшей — письмо букв средней величины ц, т, и цiи, и 4) на старшей группе — письмо под такт букв В и слова «Царицын», на средней письмо строчных букв второй группы и на младшей — объяснение черчения графической сетки. V. По Арифметике: 1) с младшими упражнения в прямом и обратном счете от 1 до 10 и в присчитывании по единице при помощи наглядных пособий, со старшими — решение задачи на 4 действия, с средними — упражнения в вычислении и в конце урока ознакомление с десятками и сотнями, как счетными единицами (образцовый урок); 2) с младшими присчитывание по два, средним объяснение нумерации до 1000 и далее, старшие тем временем упражнялись в сложении и вычитании многозначных чисел; 3) с младшими отсчитывание по два, старшим — объяснение деления многозначных чисел, средние упражнялись в сложении и вычитании двузначных чисел; 4) с младшими — присчитывание и отсчитывание по 3, с средними — нумерация до миллиона, старшие упражнялись в делении многозначных чисел; 5) с младшими — присчитывание и отсчитывание по 4, письмо цифр 1 и 4 и знака +, с старшими — классное решение задачи на 4 действия и средним самостоятельная работа; 6) с младшими повторение пройденного, присчитывание и отсчитывание по 5 и письмо цифр 2 и 9 и знака =, старшим понятие о числах отвлеченных и составных именованных, средние упражнялись в сложении и вычитании. VI. По Церковному пению дано было 5 образцовых уроков, на коих было практически показано, как вести обучение пению с младшими и старшими учениками, с голоса и по нотам.
Этот подробный перечень данных во время курсов уроков вполне определяет и содержание методических бесед: все эти уроки были подробно рассмотрены, относительно всех их было выяснено, правильно или неправильно они были проведены, как их следовало провести и почему и проч. В связи с этим частным разбором каждого урока даны были па беседах и общие указания относительно преподавания, напр. разбор уроков объяснительного чтения естественно давал повод побеседовать о задачах, целях и методических приемах объяснительного чтения вообще, или разбор урока правописания давал повод говорить о преподавании правописания в одноклассной школе вообще, об его объеме, порядке изучения и средствах усвоения. Таким же путем преподаватели поступали и относительно уроков по другим предметам. Если же принять во внимание, что данные на курсах уроки исчерпывали почти все так называемые типичные уроки, а через эти почти все существенные факты из области начального обучения, если прибавить к этому дополнительные разъяснения преподавателей, то молено видеть, что слушателям на курсах сообщен почти полный курс методики начального обучения, такой же круг сведений, что и на прошлогодних курсах, но только иным путем, более практичным, наглядным. Живое участие самих слушателей в рассмотрении уроков и в установке надлежащих методических приемов несомненно крепче запечатлеет приобретенные ими сведения и наглядно уяснит их практическое применение в школах.
Кроме сего, для того, чтобы методические указания преподавателей больше соответствовали запросам самой жизни, нуждам учащих, слушателям предоставлено было право предложить на разрешение преподавателям все свои затруднения и недоумения, какие встречались у них в школьной практике. Таких недоуменных вопросов оказалось не мало и последние методические беседы посвящены были их разъяснению и разрешению. К сожалению, за недостатком учебного времени не все эти недоуменные вопросы могли быть рассмотрены с надлежащею подробностью и при живом участии самих слушателей. Впрочем у курсистов была возможность пополнять свои познания, разъяснять свои затруднения и помимо классных бесед с преподавателями. При курсах с прошлого года существует особая библиотека, пополненная и в настоящем году, где кроме учебников для школы, книг общеобразовательного характера, имеется достаточное количество руководств и пособий по педагогике, дидактике и методике начального обучения и вообще по училищеведению. Книги брались из библиотеки и читались курсистами охотно.
Наконец, вне программы курсовых занятий, о. Епархиальным наблюдателем проведено было несколько бесед, во время коих он ознакомил слушателей с историей церковноприходской школы, ее особенными целями и задачами, указал на замеченные им во время своих ревизий недостатки в школьном деле и средства к их устранению.
Таковы были учебные занятия на курсах. Как можно видеть, эти занятия требовали не малого напряжения от слушателей, которые, следует отметить, отнеслись к делу с должным вниманием и усердием. Остается только пожелать, чтобы приобретенные сведения нашли приложения в жизни.
В воскресные и праздничные дни курсисты и курсистки обязательно присутствовали за богослужением в семинарской церкви, исполняли здесь церковное чтение и пение. Для правого клироса был сформирован смешанный хор из мужских и женских голосов. Стройное и благозвучное пение этого хора привлекало многочисленных богомольцев в семинарский храм. В праздничные же дни устроено было для слушателей две экскурсии. Первая была посвящена осмотру достопримечательностей гор. Владимира; обозрение началось с древлехранилища при братстве Св. Александра Невского, где собранные предметы церковных древностей показаны были и объяснены его заведующим; затем были осмотрены соборы, Золотые ворота, сохранившиеся валы — тоже с надлежащими историческими объяснениями. Экскурсия кончилась обозрением древнего Успенского женского монастыря, где посетители были особенно любезно приняты его настоятельницей.
Другая экскурсия была в Боголюбов монастырь, место мученической кончины князя Андрея. Здесь посетители присутствовали за литургией, помолились перед Чудотворной иконой Богоматери, ознакомились с достопримечательностями монастыря, посетили древнюю Покровскую церковь. Обитель приняла паломников любезно, предложила чай и трапезу.
30 июля, на основании § 17 правил о курсах, все курсисты были подвергнуты испытанию в знании указанных для той или иной группы отделов церковного пения. На испытании присутствовали, кроме преподавателей, Преосвященный Платон, Епископ Муромский, директор народных училищ Владимирской губернии, члены епархиального училищного совета и другие почетные лица, приглашенные Инспектором курсов. Удовлетворительно выдержавшие испытание по всем отделам церковного пения учителя и учительницы, обучавшиеся на старшей группе, получили удостоверение в том, что они могут обучать пению в школе, организовать церковный хор и управлять им; таковых оказалось 12. Лица, обнаружившие достаточные познания в пределах пройденного на младшей группе, получили удостоверение в том, что они могут обучать одноголосному церковному пению в школе; таковых оказалось 34. Все же вообще слушатели получили удостоверение в том, что они принимали участие во всех работах на курсах и получили от руководителей и преподавателей методические указания по предметам школьного курса.
После экзамена учителя и учительницы, с благословения Его Преосвященства, почтили своим вниманием и благодарностью инспектора курсов, епархиального наблюдателя о. А.А. Васильева. О. наблюдатель был приглашен в зал семинарии, где учитель Кинобольской школы Фетиньинский от лица всех курсистов сказал речь, в которой благодарил его за внимание, заботливость, приветливое и любовное обращение и вообще за все те попечения о курсах и курсистах, какие постоянно оказываемы были во время пребывания на курсах, за все полезные указания и разъяснения. После речи Фетиньинского помощник учителя Мотмосской школы Ф. Селезнев прочитал написанное им на этот случай следующее стихотворение (Ф. Селезнев — крестьянский сын, воспитавшийся в расколе и обратившийся в православие в возрасте 17 лет; как знаток раскола, он занимается и миссионерством в Мотмосском приходе. Его стихотворение, как произведение грамотея самоучки, мы находим не лишним поместить здесь целиком.):
Для большей силы вспоминания
Прими, начальник наш, отец,
Сей плод всецелого признания (т. е. икону Спасителя)
В любви Вам преданных сердец!
Прими, и чувство умиленья
Да осенит тя в этот миг.
Хоть, правда, наше приношенье
Сей дар, положим, не велик,
Но не цены и не искусства
Должно в сем приносе искать,
А вдохновения и чувства,
Что сердца доброго печать...
К тому же, наш руководитель
Другим сей дар обогащен:
На нем, как видите, Спаситель,
Нас всех Отец, изображен.
Вот мы к Нему, как перед битвой
Святое войско Божества,
За вас с смиренною молитвой
Направим мысли и слова:
Царю небес, земли и рая!
Раба таинственно лаская
Услыши наши мольбы Ты
И дай ему благословенье
И благодати осененье
Пошли с эфира высоты;
Словом, век благословенный
Дай ему без бед пройти
И в жизни тленной и нетленной
Лучших радостей найти!..
Итак, отец, прими ты это
Еще раз просим мы тебя:
Как лучший памятник привета
Ты береги его любя.
Разлука вот настанет вскоре,
Там год за годом полетит
И представлений новых море
Нас вновь сотрет и поглотит.
Но вот, когда твой взор заглянет
На сей заветный образок,
То, может, в памяти воспрянет
Людей знакомых вам мирок...
Тут вспомни ты тогда разлуку
Детей, исполненных любви,
И простирая свою руку,
Заочно нас благослови!..
По прочтении стихов, о. Наблюдателю поднесен был образ Спасителя в сребропозлащенной ризе. Тронутый оказанным вниманием, о. наблюдатель земно поклонился иконе и, приложившись к ней, обратился к курсистам с следующими словами: «Принимая ваш дар с благодарностью за высказанные вами чувства, не могу не сознаться, что вы чествуете меня не по заслугам. Для педагогических курсов и лично для вас мною сделано лишь то, что указано было мне моим служебным долгом и особым положением вашего руководителя на курсах. Правда, за время курсов я всецело принадлежал вам, с утра до вечера был с вами, заботясь о вашем спокойствии и благополучии, о том, чтобы время, назначенное для курсов, наиболее соответствовало целям вашего пребывания здесь, верно и то, что мои отношения к вам дышали любовию, искренним желанием сделать полезное для вас, а через вас и для дела, которому вы отдаете свои молодые силы. Но во всем этом нет заслуги с моей стороны, вызвавшей ваше особенное внимание ко мне. Не говоря уже о долге службы и важности дела, мне порученного, к положению вашему и занятиям на курсах я не мог отнестись с меньшим вниманием и потому, что дело, которому служите вы, есть в тоже время и мое дело, мы работаем на одной ниве. Поэтому, чем дружнее будет работа на ней, тем легче поднимутся брошенные семена и явится плод совершенный. Вот почему я поставил зиждущим началом нашего союза в общей работе любовь к вам и радуюсь, что нашел ее и в ваших отношениях ко мне, только на любви основанный союз спорит работу. Мне кажется, что успех дела на наших курсах и зависел весьма много от того, что мы здесь соединились в дружную работающую семью, старшие члены коей делились с младшими своим опытом, охотно и с любовью исправляли их недостатки, а младшие с доверием к авторитету старших принимали сказанное к руководству. Время покажет, какое значение будет иметь для вашего труда наша общая работа на курсах, но наблюдения мои над учителями курсистами прошлого года дают основание надеяться, что вы увереннее и целесообразнее поведете свое учебное дело. Но не забывайте и того, что задача школы не исчерпывается только одним обучением детей. Она должна главным образом воспитать их, направить к добру, развить и укрепить в них преданность церкви, почтение к родителям, верность престолу и отечеству. Правильное воспитание готовит детей не для земных только целей, оно создает истинных граждан на небеси... Мы введем детей в неизбежное заблуждение, если не приведем ко Христу. Припомните, что сказал Спаситель к ученикам, когда они запрещали приносить детей к Нему: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им». Глубоко трогательны и поучительны эти слова для воспитателей! Имейте их в памяти и соответственно им направляйте обучение детей в школе... Принимая ваш дар, позволяю себе видеть в нем вашу искреннюю готовность исполнять полученные вами здесь советы относительно школьного обучения и воспитания. Благословение Господне да пребудет на трудах ваших!» С почтительным вниманием курсисты выслушали эту речь и приняли благословение от о. наблюдателя. В тот же день состоялся небольшой литературно-музыкальный вечер, на котором было пропето несколько пьес из сборника «сельские хоры», прочитаны курсистами стихотворения, а Ф. Селезневым басня своего сочинения «Браслета и Топор». 31 июля курсы закончились торжественным актом, перед актом в семинарском храме отслужено было Преосвященным Платоном благодарственное Господу Богу молебствие: затем все собрались в зале семинарии. Акт открылся пением тропаря «Днесь благодать Святаго Духа нас собра»..., за ним хором был пропет догматик четвертого гласа, инспектором курсов был прочитан отчет о курсах, учителям и учительницам выданы вышеуказанные удостоверения, ученикам, составлявшим временную школу на курсах, розданы были подарки; в это время хором исполнены были гимн Кириллу и Мефодию и гимн Князю Владимиру. Затем Преосвященный Платон обратился к курсистам с следующими словами: «Поздравляю вас с окончанием ваших занятий. Всякое доброе дело славится своим концом. Судя по вчерашним испытаниям, конец ваших занятий был весьма благоприятен. Но не для одного только экзамена предназначаются ваши занятия, желательно, чтобы они успешно отразились в жизни, в школе. По замечанию епархиального наблюдателя, прошедший год те из учителей вели дело с большим успехом, которые были на курсах, значит занятия их на курсах не остались бесплодными. Такого же успеха желаю и вам. Бог и церковь, царь и отечество не на веселый пир и праздник вас зовут, но на труд серьезный и не легкий, труд учить и воспитывать простой народ, развивать в нем любовь к Богу и церкви. Учите этот народ всему доброму и полезному, учите его прилежно, отдайте всю свою душу на сие святое дело, чтобы заслужить от него благословение, а не проклятие. Для успешного достижения этой цели ищите высшей помощи, ищите ее у Господа Иисуса Христа, с сердечной молитвой к Господу приступайте к своим трудам. Господь Иисус Христос да утвердит и укрепит вас Своею благодатию.
После речи Преосвященного пропет был гимн на 17 октября, а за ним народной гимн и акт закончился. Вместе с этим закончились и курсы, но заметно было, как и в прошлый год, что курсисты и курсистки не с охотой, а как бы с сожалением покидают их. Приходилось покидать дружную молодую семью и удалиться в скромные одинокие уголки своих школ... (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 1899 г.).
Курсы церковного пения и педагогические курсы для учащих в церковных школах Владимирской епархии (20 июня — 3 августа 1902 г.)
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг. Летние курсы для учащих в церковно-приходских школах Владимирской епархии (1898)
Курсы для законоучителей, учителей и учительниц церковных школ Владимирской епархии (30 июня — 30 июля 1911 года)
Владимиро-Суздальская епархия.
Учебные заведения губернского города Владимира