Главная
Регистрация
Вход
Вторник
04.10.2022
16:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1479]
Суздаль [449]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [480]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [13]
Собинка [141]
Юрьев [246]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [168]
Гусь [187]
Вязники [343]
Камешково [114]
Ковров [426]
Гороховец [129]
Александров [290]
Переславль [116]
Кольчугино [97]
История [39]
Киржач [91]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [44]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [119]
Писатели и поэты [188]
Промышленность [129]
Учебные заведения [152]
Владимирская губерния [41]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [63]
Муромские поэты [6]
художники [50]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2230]
архитекторы [30]
краеведение [68]
Отечественная война [267]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [31]
Оргтруд [40]

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 19
Пользователей: 1
Dykalis1289
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимирская энциклопедия

Казначеев Пётр Михайлович

Казначеев Пётр Михайлович

Казначеев Пётр Михайлович (1854—1931) — уездный предводитель окружного суда города Владимира, генеральный делегат Ордена мартинистов в России (с 1915 года), глава мартинистской ложи (1910—1917), член дикой ложи «Семен Гамалея к кубическому камню» (10.1917—06.1918).

Казначеевы — русский дворянский род, который ведет свое летопись с 14 века, согласно сохранившимся историческим документам. Известно, что ряд представителей рода принимали участие в сражении на Куликовом поле- крупном сражении между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском темника беклярбека части Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле (юго-восток Тульской области). После победы потомки рода Казначеевых были удостоены чина "Казначей" откуда собственно и произошла фамилия. Официально род происходит от Фёдора Семёновича — казначея у князя Олега Рязанского. Трое Казначеевых, за службу в «московское осадное сиденье», были в 1610 году пожалованы вотчинами. В XVII веке многие Казначеевы служили стольниками и стряпчими. Александр Иванович и Алексей Гаврилович Казначеевы были сенаторами. При подаче документов 29 марта 1686 года, для внесения рода в Бархатную книгу, была предоставлена родословная роспись Казначеевых, четыре списка рязанских дворян и детей боярских сотни головы Ивана Степановича Казначеева (1606-1622) и четыре царские жалованные грамоты (1613-1683) на вотчины: Митинское, Щадеево, Кичкино, Маточкино, Даниловскоев в Окологородном и Старорязанском станах Рязанского уезда и Пехлецком стане Ряжского уезда. Род Казначеевых внесён в VI, II и III части родословной книги Рязанской, Тамбовской и Таврической губерний Российской империи.
Казначеев Михаил Дмитриевич родился в мае 1825 г. Коллежский секретарь. Жена: София Николаевна. Умер 20 июня 1875 г.


Казначеев Пётр Михайлович

Казначеев Пётр Михайлович родился 29 октября 1854 года в г. Рязань. До 1864 жил в Рязани, затем переехал с семьей в Москву.
15 мая 1876 года окончил Императорское училище правоведения.
Пётр Казначеев со студенческих лет увлекался философией Шопенгауэра, гностицизмом, масонством, мистикой, читая много литературы этой тематики, о чём впоследствии написал в своих дневниках. Вместе с женой и дочерью переводил для себя иностранную религиозно-философскую литературу. Близко дружил с масонами, изучал масонское учение и был им страстно увлечён. Его считали примером «отличной нравственности», имел крайне правые убеждения.
Служил в Ярославле, Романово-Борисоглебске, Петербурге, Бежецке, уездным предводителем окружного суда города Владимира.
В 1905 году, когда Казначеев работал во Владимире, он получил приглашение от масона В. С. Арсеньева посетить его в Москве.
В этом же году Казначеев написал письмо Седиру и Папюсу, что хочет вступить в Орден мартинистов. Папюс направил его к делегату в Санкт-Петербурге графу В.В. Муравьёву-Амурскому.
В январе 1906 года в ряде московских газет («Русское слово», «Русские ведомости») было опубликовано анонимное объявление, в котором приглашались все желающие принять участие в воссоздании франкмасонства в России. Обратный адрес был указан — Почтамт, до востребования. В ответ на это объявление пришло 63 письма. В числе отозвавшихся был П.М. Казначеев и его сын Дмитрий, ответившие 12 января 1906 года.
Муравьёв-Амурский и его помощник Исаев пригласили Казначеева с его сыном в Петербург, куда последние и прибыли в мае 1906 года. А летом 1907 года Муравьёв и Исаев приехали во Владимир, где приняли в Орден мартинистов Казначеева с сыном (возведя их в 3-ю степень), его жену и дочь (возведя их во 2-ю степень), и нескольких знакомых семьи Казначеевых.

Среди стихотворений Ольги Розановой есть одно, 1904 года, с посвящением Анне Казначеевой. Анна Казнечеева была дочерью Петра Михайловича Казначеева.
О. Розанова.
В альбом (Ане Казначеевой)
Если в жизни тяжелой и скучной,
Утомясь от борьбы и невзгоды
Вспомнишь ты свое прежнее счастье,
Незабвенные юные годы
И заглянешь в альбом позабытый
Хоть украдкой иль может невольно
Не читай эти беглые строчки
Когда сердцу и там слишком больно
Верь мне! Мысль об угаснувшем
Не убавит тяжелой утраты
И ты горе почувствуешль вдвое.
Не вернуть, что ушло безвозвратно.

Анна известна тем, что перевела на русский язык «Бхагават-Гиту», изданную во Владимире в 1909 году. Масонское окружение и воспитание проявилось в предисловии к тексту, в котором переводчица говорит о том, что в современных ей теософских учениях нет ничего такого, чего не было бы в «Бхагават-Гите».

Текст «от переводчицы» к изданию Бхагават-гиты:

БХАГАВАДЪ-ГИТА
(МИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МАГАБГАРАТЫ)
Переводъ въ стихахъ А. П. Казначеевой
съ объяснительными примѣчаніями.
Владиміръ губ.
Типо-Литографія В. А. Паркова.
1909.
ОТЪ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

Бхагавадъ-гита есть изложеніе въ поэтической формѣ древней индусской философіи, вставленное въ героическую поэму Магабхарату. Слово Магабхарата обозначаетъ великій Бхаратъ; а предметомъ этой поэмы служитъ исторія династіи бхаратовъ. Особенно много мѣста удѣляетъ она описаніямъ раздоровъ и войнъ двухъ отраслей этого рода: курусовъ и пандавовъ, изъ которыхъ первая ироисходитъ отъ Дритараштры, а вторая отъ Панду. Послѣдній имѣлъ пять сыновей: Юдистира, Биму, Арджуну, Накулу и Садэву, которые, благодаря ухищреніямъ принца Дурьодгана, были изгнаны дядей своимъ и опекуномъ Дритараштрою изъ Гастинопуры, столицы царства бхаратскаго. Послѣ долгихъ странствованій, подробно описанныхъ въ Магабгаратѣ, эти принцы съ огромнымъ войскомъ вернулись къ стѣнамъ Гастинопуры, чтобы вступиться за попранныя права свои. Битва между враждующими сторонами должна была произойти на полѣ Курукшетры, куда собрались несмѣтныя войска. Войсками слѣпого Дритараштры командовалъ Бишма, а Бима былъ предводителемъ пандавовъ. Колесницей Арджуны правитъ Кришна, воплощеніе индійскаго божества Вишну, который, видя колебанія Арджуны вступить въ бой со своими близкими родственииками, стараясь внушить ему твердость, развертываетъ предъ нимъ философское ученіе о призрачности всего видимаго міра и единствѣ проявляющагося въ немъ духа, благодаря которому не можетъ быть ни смерти, ни уничтоженія.
Во второй половинѣ восемнадцатаго вѣка Бхагавадъ-гита была переведена на многіе европейскіе языки, а въ томъ числѣ и на русскій (изданіе Новикова 1788 года), и съ восторгомъ встрѣчена великими умами того времени. Въ началѣ девятнадцатаго столѣтія Шопенгауэръ основывалъ на ней свое знакомство съ индусской философіей; а въ послѣднее время распространившееся въ Западной Европѣ теософское ученіе ие имѣетъ въ себѣ ничего такого, чего бы уже не было въ Бхагавадъ-гитѣ.»
.
Анна родилась 17 января 1889 г. В дневниковых записях отца есть краткие упоминания о семье, в том числе о дочери — что пишет она великолепным стилем и перевела Бхагават-Гиту. Неясно, при каких обстоятельствах и где Анна познакомилась с Ольгой Розановой, учились ли они в одной гимназии или было какое-то общество, в которое входили обе семьи. Можно предположить, что родители Ольги и Анны были знакомы между собой по службе.
Говоря о масонстве, необходимо обратить внимание на другую персону — Марию Константиновну Соковнину. Во Владимирской женской гимназии в 1899 году она преподавала чистописание. Можно предположить, что она также преподавала рисование, которое было необязательным предметом. Это была распространенная практика — учитель рисования и чистописания в одном лице.
На Владимирском Князь-Владимирском кладбище есть могила М.К. Соковниной. Точное место ее неизвестно, однако, в документах Соковнина числится преподавателем немецкого языка. Дата смерти тоже неизвестна. Возможно, она сменила направление деятельности в советское время.
Мария Соковнина была принята в Орден Мартинистов вместе с семьей Казначеевых в 1907 году (здесь данные источников не сходятся: в дневнике Петра Казначеева указана М.К. Соковнина и ее брат; в книге Брачева В.С. «Масоны в России: от Петра I до наших дней» указано, что в Орден вступили братья Соковнины, со ссылкой на источник).
В роду Соковниных были масоны и до вступления М.К. Соковниной в Орден. Ее предок А.П. Соковнин был членом ложи «Золотого венца», об этом рассказано в статье «230 лет Симбирской масонской ложе», со ссылкой на источник. Андрей Прокопьевич Соковнин был предком жены Пушкина Натальи Гончаровой (а, значит, и предком художницы-авангардистки Натали Гончаровой), наставником писателя Ивана Гончарова, масонским соратником писателя Ивана Тургенева. В поколенной росписи дворянского рода Соковниных указан Константин Эразмович Соковнин, родившийся 16 января 1834 года, предположительно отец Марии Константиновны. Дети К.Э. Соковнина в поколенную роспись не вошли.
Стоит отметить, что масонство во Владимирском крае было распространено задолго до появления в культурном пространстве Петра Михайловича Казначеева. Еще первый генерал-губернатор Владимирской губернии — Воронцов Роман Ларионович — был одним из первых деятелей русского масонства и основал ложу во Владимире. И он не был единственным губернатором-масоном. Поверхностный взгляд на историю вопроса позволяет назвать еще, как минимум, двух: Павла Степановича Рунича и Дмитрия Александровича Кавелина.
В России масонство появилось в петровское время и преследовало преимущественно просветительские и гуманистические цели, сочетая их с мистическими исканиями. Стоит отметить, что власть не препятствовала распространению масонства долгое время, единственным исключением является арест Николая Ивановича Новикова в 1792 году. Но арестован он был, по большому счету, не столько за принадлежность к масонскому ордену сколько за резкость его критических высказываний.
После войны 1812 года передовая молодежь увлеклась масонством, привлекавшим идеями равенства, прогресса, высокого служения обществу. На основе масонских лож стали формироваться тайные общества политического характера, ставившие своей целью реформацию государства, они выступали против самодержавия и крепостного права (позже многие из членов этих обществ стали декабристами).
В 1822 году указом Александра I ложи, как и другие тайные общества были запрещены, хотя это и не остановило подпольное политическое движение. Вновь открываться ложи стали уже в начале XX века, в 1905 году и именно тогда П.М. Казначеев и начал открытую масонскую деятельность.

В 1910 году Казначеев приезжает в Петербург, где в редакции журнала «Изида» знакомится с Мёбесом и Антошевским. В результате этих поездок Казначеева назначили специальным делегатом Ордена мартинистов для Средней России.
В марте 1910 года Дмитрий в своём письме уведомлял отца о том, что на начальном этапе возрождения масонства в России потребуется организовать философский кружок, для этого просил рекомендовать ему нескольких человек.
В 1910 году Г.О. Мёбес становится главой петербургской мартинистской ложи, приезжает во Владимир и открывает там [во имя Св. Иоанна] мартинистскую ложу, основу которой составила семья П.М. Казначеева и их ближайшие друзья.
В июне 1911 года Казначеев уходит в отставку с государственной службы и переезжает в Москву. В 1912 г. - присяжный поверенный. В 1912-1917 гг. - действительный статский советник.
Московское отделение полиции вело наблюдение за Казначеевым, в связи с его мартинистской деятельностью, и перлюстрировало его переписку с сыном Дмитрием.
В августе 1912 года в среде российских мартинистов произошёл раскол. Мёбес пытается изменить на свой лад ложу русских мартинистов, о чём в резких тонах переписывается с П.М. Казначеевым, который сообщает это Чинскому. Чинский отстраняет Мёбеса от управления петербургской ложей и назначает Казначеева учреждающим делегатом Ордена мартинистов в России. Петербургская часть ордена во главе с Г. Мёбесом объявила о своей независимости от Парижа.
Зимой 1913—1914 года Чинский уезжает из России, временно передав должность генерального делегата Казначееву. А в 1915 году в Варшаве у Чинского проявляются проблемы со здоровьем, и он отходит от активной деятельности в мартинизме. По этой причине Папюс передаёт титул генерального делегата Ордена мартинистов Казначееву.
В 1912 году Казначеев выдал патент С.К. Маркотуну на учреждение мартинистской ложи «Св. апостола Андрея» в Киеве.
Утверждается, что в 1916—1917 гг. мартинисты якобы создавали масонские ложи. Так, в 1916 году на основе мартинистской ложи «Св. апостола Андрея» киевские мартинисты во главе с Маркотуном образовали масонскую ложу с одноимённым названием.
В 1917 году в Москве на основе ранее полученных от испанских братьев-масонов псевдопатентов 33 градуса шотландского масонства и 6 степени философского масонства Казначеев образовал дикую ложу «Семен Гамалея к кубическому камню». Кроме П.М. Казначеева, первыми членами её стали Ю.К. Терапиано и Леон Гольторп. Эта ложа начала свою деятельность в октябре 1917 года, когда членами ложи стали: барон А.Ф. Каульбарс, генерал И.В. Новицкий, Л. Хорват, Н.А. Назарьев и Ф.И. Шилов. Ложа «Семен Гамалея к кубическому камню» просуществовала до 13 июня 1918 года.
Умер П.М. Казначеев в 1931 году.

Источники:
- Розановский сборник: по материалам Розановской конференции во Владимире 2016 г. с добавлениями / [авт.-сост. и науч. ред. А.В. Бражкина] — Владимир; Воронеж, 2017. - 220 с.: 32 с. ил.
- Пётр Казначеев. Дневник Петра Казначеева.
- О деятельности масона П. Казначеева. Директору Департамента полиции, 1912 г // Платонов О. А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731—1996. Издание 2-е. — М.: Родник, 1996. — Т. 3. — С. 593.
- Серков А. И. История русского масонства 1845—1945. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1997.
- Брачев В. С. Глава 17. Религиозно-мистические кружки и ордена в России (1900-1917 гг.) // Масоны в России — от Петра I до наших дней.
- Соловьёв О. Глава 4. В оппозиции царизму // Русские масоны. От Романовых до Березовского.
- Арон Аврех. Глава 5. Масоны выходят на связь; Глава 8. Бег на месте. Финал // Масонство и революция.
- Никитин А. Л. Эзотерическое масонство в советской России. — М.: Минувшее, 2005.

Владимирская энциклопедия
Категория: Владимирская энциклопедия | Добавил: Николай (15.08.2022)
Просмотров: 58 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru