Житие святого мученика Авраамия Болгарского (Владимирского)
Святой мученик Авраамий Болгарский (икона конца XIX – нач. ХХ века. Золотое шитье. Работа насельниц обители. По преданию, принадлежала игумении Олимпиаде)
Святой мученик Авраамий Болгарский один из 13 домонгольских святых Русской Церкви, канонизированный задолго до Собора 1547 года, что указывает на то, сколь важным представлялся его подвиг для нашей Церкви.
Сведений о его жизни очень мало. Несколько скупых слов летописца - вот и все, чем мы располагаем.
Этот богатый и знатный купец жил в Камской Булгарии в кон. XII – нач. XIII вв. Летописец говорит о нем, что Авраамий Болгарский был «иного языка, не русского» (имя до крещения неизвестно). Вероятно, он происходил из булгар («волжских болгар», «камских болгар»), воспитывался в мусульманской среде и первоначально исповедовал ислам.
Жизнь этого человека сильно отличалась от жизни многих его земляков и соплеменников. Был он человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим, тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, - Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения).
По Крещении святой евангельским словом, а - главное - христианским образом жизни несет апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31).
Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии - Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.
В изумление пришли болгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Его соотечественники не только не изъявили сочувствия к проповеди святого мужа, но даже раздражились на проповедника, особенно когда увидали его непреклонность после многократных увещаний и советов оставить христианскую веру. Они стали Авраамия первоначально, как любимого всеми, уговаривать, чтоб оставил Христову веру. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника Христова имени, ему стали угрожать отнятием имения. На эти угрозы блаженный отвечал, что за Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места «яко не бытии на нем места цела и неуязвленна» (из акафиста мученику).
Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий Болгарский был непоколебим в своей вере. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, Авраамия Болгарского арестовали и долго увещевали. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик «проклял Магомета и веру болгарскую».
Пытались заставить его замолчать, отречься от Христа, но было тщетно. Тогда болгары, рассвирепев, как звери, на исповедника много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, но укрепляемый благодатию Божиею, еще больше утвердился в святой любви к Искупителю мира. Тогда, видя его непреклонность в вере, злобные изуверы отвели за город и у колодца, недалеко от берега Волги отсекли ему сперва руки, потом ноги и главу.
Так 1 апреля 1229 г. с исповеданием истинной веры на устах отошел к своему Небесному Отцу этот милосердный и искренний человек Божий. Муромские купцы, бывшие тому свидетелями, погребли мученика на особом кладбище в Булгаре, «где погребались все христиане». Господь вскоре наказал жителей Великих Булгар за кровь Своего угодника страшным пожаром «... вскоре выгорел оный град Великий со многим и неисчисленным богатством!» На месте же казни Авраамиям Болгарского забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек магометанского вероисповедания.
При гробе очень скоро начались знамения, послужившие поводом к почитанию святого, слух о которых распространился по всей Православной Руси.
Первое перенесение мощей, канонизация
Владимирские купцы много рассказывали Великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу о святом чудотворце. После заключения мира с булгарами князь поставил его условием выдачу тела мученика Авраамия Болгарского.
Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесенные в основанный его матерью Великой княгиней Марией Шварновной Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, где от них начали совершаться многочисленные чудотворения.
Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 г. Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х гг. (РГБ. МДА. № 201. Л.л. 312 об.-313). В более поздних источниках указано 9 марта 1231 г. (Житие Авраамия Болгарского 1798 г., опубликованное Л. Кавелиным) или 1229 г. (святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326 об., 3-я четверть XVII в.).
Время местной канонизации святого Авраамия Болгарского неизвестно. Вполне вероятно, что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир, тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII в. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев.
Во время татаро-монгольских набегов мощи были спрятаны в Благовещенском приделе Владимирского Успенского Княгинина монастыря, где и находились до начала XVIII в.
В сер. XVII в. во Владимире, среди других писаний посвященных местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу». Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого: так, в рукописи XVII - XVIII в. имеется указание на шесть чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней.
В 1798 г. во Владимирском Успенском Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого Авраамия Болгарского.
Святой мученик и чудотворец Авраамий Болгарский (фреска на западной стороне юго-западного столба в Успенском соборе Владимирского Успенского Княгинина монастыря, XVII в.)
Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII в. В описи Владимирского Успенского Княгинина монастыря 1665 г. говорится: Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела.
Сводный иконописный подлинник XVIII в. описывает иконографию мученика Авраамия так: Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра.
Второе перенесение мощей
11 мая 1711 г. (в «Неделю о расслабленном») мощи Авраамия Болгарского были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала XX в.
С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым. В этот день в Владимирском Успенском Княгинином монастыре на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 г. в память второго перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь.
16 сентября 1796 г. епископ Виктор, писал в монастырь следующее: «В бытность мою во Владимире усмотрено, что тамошняго девича монастыря в настоящей Успенской церкви рака, в коей опочивают мощи св. мученика, имеется деревянная, совсем ни месту. Ни церкви не соответствующая … чего ради настоятельнице об устроении новой пристойной раки приложить всевозможное старание, чтобы устроена была, не отлагая ни малаго времени, ежели не медная с позолотою, то, по крайней мере, деревянная».
В 1806 г. для мощей была изготовлена новая серебряная рака. Сооружение новой серебряной раки было поручено серебряных дел мастеру Переславскому купцу Понизовникову за 2408 руб. 44 ½ коп., при чем три стороны должны быть из чистого серебра, чеканной, по составленному рисунку, работы, а четвертая сторона медная. На передней стороне раки имеются три серебряные клейма, на которых чернетью изображены страдания св. мученика Авраамия, а в двух клеймах, с боковых сторон, описаны кончина и перенесение мощей в град Владимир. На крышке раки с наружной стороны имеется живописное изображение св. мученика Авраамия, а со внутренней обитой малиновым бархатом, вышиты золотом слова: «св. мучениче Авраамие моли Бога о нас». В особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие Авраамию Болгарскому.
Деревянная же рака, в которой почивали св. мощи до 1806 г., согласно указа св. Синода от 14 января 1892 года за № 252, перенесена для поставления в церкви с. Болгар, Спасского уезда, Казанской губернии.
25-го сентября 1916 г. мощи святого мученика были перенесены в теплый Казанский храм, в благолепно украшенную раку с гранитной сенью, которая сохранилась до сего времени. См. Первое торжественное перенесение св. мощей мученика Авраамия из холодного храма в теплый и — обратно в холодный — ежегодно.
Рака св. мученика Авраамия Болгарского. Мелехов Я.Я. 1898–1901 гг. Вид с северо-запада.
Рака св. мученика Авраамия Болгарского. 1898–1916 гг. Вид с северо-востока. Рака (1806, переславский купец Василий Понизовкин, серебро, чернь) прямоугольной формы, на лицевой стороне ажурный, как бы из просечного светлого металла орнамент в виде трех кругов и растительно-геометрического рисунка, симметрично расположенного плетения между ними и внутри; по краю серебряная рама. Орнамент с широким контуром, отчетливо выделяется на темном фоне. Крышка серебряная, с углублением, внутри обита темным бархатом; откинута. На ней вышито золотом: «Святый мучениче Авраамие моли Бога о нас»; над крышкой еще одна, с изображением святого в рост.
Над ракой деревянная резная золоченая сень (1897, на средства владимирского купца Е.В. Васильева): 4 фигурных колонны со сводчатым перекрытием сложной формы, с подзорами, навершиями, образками в квадрифолиях и крестом. Между колоннами по бокам арочные проемы, в левом видна лампадка; перед ракой 2 ступени, застеленные коврами. Справа на верхней ступени тумба для пожертвований. Вокруг сени медная ограда (1898). На фото позади раки видны столп и южная стена, однако фрески не читаются. Напротив сени, слева виден северо-западный столп с высоким резным киотом, хоругвью и решеткой.
Надписи. На паспарту: «Мощи Свят. Мучен. Авраамия Болгарского в Успенском женском монастыре».
В 1919 г. мощи святого Авраамия Болгарского подверглись «освидетельствованию». В 1923 г. Владимирский Успенский Княгинин монастырь был закрыт, мощи передали в музей.
Это была кампания по демонстративному вскрытию святых мощей – довольно примитивный способ доказательства отсутствия Бога для истинно верующих. Вот и после «такого поругания» мощи Авраамия Болгарского продолжали творить чудеса, как утверждали верующие.
В 1931 г. Ивановский областной музей получил из Владимирского районного отделения ряд «экспонатов», среди которых первым в списке значились мощи мученика Авраамия. В дальнейшем след мощей теряется. И последнее упоминание о них, как «не представляющих исторического значения», встречается в «Акте о вещах, подлежащих исключению из инвентарной книги фонда Суздальского музея» за 1954 год. Они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно.
Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира, и в 1992 г. она была передана епископу Владимирскому Евлогию.
В 1993 г. монастырь был возобновлен, а 10 апреля того же года состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в возрожденный монастырь. Крестный ход возглавил владыка Евлогий, который перенес ковчежец с частицей мощей Авраамия Болгарского в обитель. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина монастыря, на солее, напротив северо-западного столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика конца XIX в. работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игумении Олимпиаде и до открытия монастыря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг обители с частицей мощей святого.
Вновь написанная икона святого мученика Авраамия Болгарского и ковчежец с его мощами и деревянная резная сень над ними. Владимирский Успенский Княгинин монастырь.
Владыка Евлогия со святыми мощами мученика Авраамия Болгарского во время крестного хода в день памяти святого. 18 мая 1997 года.
Почитание в Казанской епархии
С сер. XIX в. память святого Авраамия Болгарского стала особо почитаться в Казани.
В 1873 г., по просьбе архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я. Г. Амфитеатрова), известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона Авраамия Болгарского с частицей его мощей, помещенная в правом приделе кафедрального Благовещенского собора.
В Казани, как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен святому с акафистом, икону Авраамия Болгарского вынимали из киота и ставили на аналое. По благословению архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я. Г. Амфитеатрова) было составлено и издано краткое житие Авраамия Болгарского на чувашском и татарском языках.
В 1899 г. было опубликовано следующее распоряжение по епархии: Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев.
После завоевания Казанского ханства недалеко от места страданий мученика Авраамия Болгарского был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого, над целебным источником, был сооружен колодец, а рядом с ним - памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на сторонах которого помещались иконы.
В 1878 г. епископ Владимирский Феогност (Лебедев) прислал в Болгар икону святого мученика с частицей его мощей. В 1892 г. Святейший Правительствующий Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого находились до 1806 г., и поставить ее в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 г., на раку положили присланную из Владимира икону мученика.
В советское время святыни были утеряны, часовня у колодца на месте смерти мученика разрушена, а сам колодец осквернен. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, сберегавшаяся жителями города по домам, которая ныне находится в Храме святого мученика Авраамия Болгарского (Свято-Авраамиевском храме) города Болгар.
Часовня на месте гибели Авраамия Болгарского
Святой родник Авраамия Болгарского
Осенью 1993 г. часовня была отстроена заново и освящена, вместе с нею был освящен и колодец, предварительно очищенный от нечистот и мусора. При этом на его дне было обнаружено два ключа чистой воды.
В городе Спасске (на его территории сейчас находится г. Болгар - административный центр Спасского района Татарстана.) до революции существовал Успенский монастырь (Упраздненный в 1763). Для его нужд были приспособлены каменные мавзолеи XIV века. В одном из них был устроен храм в честь святителя Николая Чудотворца.
В 1732-1734 гг. на средства купца И.А. Михляева в центре города была построена каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После упразднения монастыря монастырская Никольская церковь была приписана к ней. В настоящее время эти памятники отреставрированы и входят в комплекс Булгарского музея-заповедника. Кроме того в городе существовали еще две церкви – Троицкий собор и церковь Казанской иконы Божией Матери. Но в 1950-е гг. часть территории города была затоплена водой Куйбышевского водохранилища, и эти храмы, закрытые еще ранее, были утеряны окончательно.
В 1988 г. силами верующих в городе была сооружена новая церковь, при постройке которой были использованы материалы разрушенной церкви с. Порфирьевка Спасского района. Новая церковь была освящена в честь мученика Авраамия Болгарского. Особым почитанием верующих отмечена хранящаяся в храме святыня – рака с перстом мученика Авраамия Болгарского.
Церковь Авраамия Болгарского, Болгар
Рака с частицей мощей св. Авраамия Болгарского
Считается, что мученик Авраамий Болгарский обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях (сохранились записи об исцелении больных). Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.
Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.
Память
Память совершается (по юлианскому календарю):
1 апреля - в день кончины,
9 марта - в день первого перенесения мощей,
в четвертую неделю по Пасхе («Неделю о расслабленном») - в день второго перенесения мощей,
в Соборе Владимирских святых (6 июля),
в Соборе Казанских святых.
Святость.
Почитание святых мощей.
Православные святые.
Святые православной церкви, обратившиеся из ислама.
К какому святому обращаться.
Календарь православных праздников и дней памяти.
|